Что нужно чтобы стать социальным работником. Профессия — Социальный работник, социолог
Профессия социальный работник
Основные обязанности социального работника включают проведение исследований населения страны на предмет нахождения в трудной материальной, бытовой, а также правовой ситуации, после чего работник определяет объем необходимой помощи и проводит процедуру её оказания.
Зарождение и развитие профессии происходило параллельно развитию основных видов профессий. В настоящее время при несбалансированном развитии государства, экономической нестабильности, а также затяжном периоде кризиса профессия социального работника с каждым днем становиться все более актуальной.…
Заслугой такого работника становится оказание помощи в распределении и получении различного вида поддержки, в большинстве случаев материальной или правовой, от государственных социальных служб и органов опеки. В социальной помощи в основном нуждаются одинокие престарелые граждане, инвалиды, многодетные матери, дети-сироты, люди, страдающие неизлечимыми болезнями, алкоголизмом, наркоманией. Более того, социальные работники оказывают психологическую поддержку лицам, находящимся в состоянии психической нестабильности, вызванной как объективными (войны, экологические катастрофы, международные конфликты, религиозные разногласия), так и субъективными факторами (трагедии в семье, потеря имущества).
Профессия социального работника в первую очередь требует высокого уровня гуманности, развитую интуицию, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную сложившуюся ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи. Личностные качества должны также включать порядочность, честность, бескорыстие. Для получения желаемых результатов работник должен быть целеустремлённым, трудолюбивым и ответственным. Вместе с этим эмоциональная устойчивость, спокойствие и приятный голос помогут добиться доверия нуждающихся в помощи людей.
Главный минус профессии представлен недостаточным уровнем заработной платы.
В зависимости от сферы применения, работник должен иметь как общие социологические знания, так и некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, экономики, права, медицины. При работе с детьми становится обязательным педагогическое образование. Однако, в целом, залогом успеха является получение социально-гуманитарного образования в учебных заведениях различной степени аккредитации.
Социальная работа прошла длинный путь от монастырской благотворительности к академической специальности. Сегодня это возможность сочетать знания, профессиональные методики и личные качества – став тем, кто поддерживает, утешает, учит, возвращает веру в себя и помогает изменить жизнь, будь то жизнь одного человека или целой группы.
Средняя заработная плата: 15000 рублей в месяц
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция
Входной барьер
Перспективы
Эволюция помощи
Люди начали помогать друг другу с древних времен, ведь не каждый может охотиться на мамонтов! Способность испытывать сочувствие другому заложена в человеческой природе. Да и мировые религии учат помогать друг другу и поощряют взаимопомощь.
Помогать - значит поддерживать на эмоциональном, материальном и социальном уровне. Со временем выявились группы людей, которые нуждаются в помощи больше, чем другие. Человек может попасть в такую группу с рождения (врожденная инвалидность) или оказаться в ней неожиданно (выживший после катастрофы).
С развитием человечества и гуманизацией руководящих им идей взгляды на то, как, сколько и кому помогать, неоднократно пересматривались. Так, если когда-то в Англии бедность считалась преступлением и в наказание за нее можно было попасть в работный дом, то теперь это явление, с которым можно успешно бороться, и многие страны создают целые программы борьбы с бедностью (но не с бедными).
Социальная работа - традиционно женская профессия и продолжает оставаться не слишком высокооплачиваемой. Однако это постепенно меняется, и сегодня и мужчины с удовольствием пополняют ряды профессиональных помощников.
Требования и противопоказания
Делать в юности непросто. Нарисуйте в своем воображении картинку «Я на работе». Как вы себя видите? Если во главе угла для вас высокий заработок, если вы считаете, что «каждый сам за себя», что «каждый имеет в жизни то, чего он заслуживает», если вам легче работать с компьютером, чем с людьми, то вам будет непросто адаптироваться к требованиям этой профессии.
Социальному работнику трудно без следующих качеств:
- умения искренне сочувствовать другим людям;
- веры в социальную справедливость;
- желания влиять на жизнь своей страны;
- умения работать в команде;
- интереса к личностным и социальным процессам;
- умения работать в кризисной ситуации;
- умения эффективно пользоваться критикой;
- веры в то, что словами можно изменить очень многое.
А вот абсолютно недопустимым в социальном работнике я считаю расизм, шовинизм или любые другие взгляды, допускающие нетерпимость или дискриминацию. Вы можете принадлежать к любой конфессии, но обязаны уметь уважать тех, кто принадлежит к другой, даже чуждой или непонятной вам. В то же время я не верю в то, что можно быть хорошим специалистом, не любя свою работу. Чайлдфри будет тяжело работать в школе, а противнику абортов - в центре планирования семьи для молодежи.
Поэтому очень хорошо, что социальная работа включает в себя очень широкий спектр деятельности. Социальные работники в России заняты в различных областях - это:
- социальное обеспечение;
- работа с детьми, подростками и их семьями;
- работа с инвалидами, как взрослыми, так и детьми;
- работа с зависимыми от алкоголя и наркотиков.
Такой широкий спектр возможностей в социальной работе - одно из главных преимуществ этой профессии. В ней каждый может отыскать себе дело по душе.
Поступление и учеба
Зачисление в вуз производится по результатам ЕГЭ. Требования для поступления на бюджетный поток, вечернее и заочное отделения могут различаться. Все зависит от конкретного учебного заведения.
Профессия социального работника в России еще молода: академическое обучение этой специальности стартовало в 1991 году. Учебный план стандартизирован относительно зарубежных методик, принятых в Европе, США, Израиле, - так что имеет смысл сразу начинать учиться там, где такое образование имеет более длительные традиции, особенно если в будущем вы не исключаете возможности продолжить учебу за границей. А если не удалось поступить на дневное отделение, поступайте на вечернее или заочное. Потом вы сможете перевестись - и не будете тратить целый год на ожидание.
Теоретическая часть обучения включает в себя обязательные предметы - математику, отечественную историю, иностранный язык - и профильные дисциплины. Будущий социальный работник изучает психологию, социологию, педагогику, ювенологию, основы консультативной работы с индивидуумом и группой - и т. п., в зависимости от выбранной специализации.
Каждый студент обязан пройти практику. Различают учебную, производственную и исследовательскую практики; количество часов, обязательных для отработки, определяет вуз. Место для прохождения практики студент находит сам, но в учебной части ему, скорее всего, предоставят список организаций, сотрудничающих с факультетом.
Для меня, например, практика была самой важной частью учебы. В конце концов, что такое лекции и семинары? Послушал, почитал, выучил и сдал. Кто-то среди преподавателей интересно ведет предмет, кто-то не очень, а в результате - колонка цифр в зачетке.
Другое дело практика. Там имеешь дело с живыми людьми, и не только ты учишься с ними работать, но и тебя оценивают и проверяют со всех сторон. Проверяют и руководство, и коллеги, и клиенты. Формальный зачет по практике еще не говорит о том, что она удалась. Ведь это реальный шанс проверить: нахожу ли я общий язык с данной категорией населения, справляюсь ли с работой, учусь ли на своих ошибках, могу ли мыслить творчески, как выхожу из кризисных ситуаций? А самый главный вопрос - вижу ли я себя работающим в подобной организации после получения диплома?
Помню, как я расстроилась, получив направление на практику в гериатрическое отделение. Мне совсем не хотелось работать с психически больными пожилыми людьми. Мне хотелось на баррикады - в центр помощи наркозависимым или жертвам насилия. Но, по окончании практики, когда мы прощались с нашими подопечными и слушали их пожелания успехов и слова благодарности, я не чувствовала ни скуки, ни раздражения. И теперь я отношусь к работе с пожилыми людьми совсем иначе. Надеюсь, когда-нибудь мне предоставится возможность участвовать в интересном проекте в этой сфере. Поэтому не забывайте, что практика учит тому, чему вы сами готовы научиться.
Трудоустройство и коллеги
Главная трудность, с которой сталкиваются все выпускники при устройстве на работу - отсутствие опыта. Но не спешите отчаиваться.
Важно помнить, что социальная работа - это та сфера деятельности, где ваши личные таланты имеют решающее значение. Главный инструмент в работе - это даже не ваши знания, а вы сами. Ваши коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, способность ответственно поступать по-своему, умение решать конфликты, творчески мыслить - вот ваш главный багаж. При составлении резюме учтите, что на вас работают такие факты, как участие в различных студенческих проектах и волонтерской деятельности - всё это повышает вашу ценность в глазах потенциального работодателя.
Один из наиболее простых способов устроиться на работу после окончания учебы - обратиться в место, где вы проходили практику (при условии, что вам там понравилось, конечно). Есть все шансы, что руководство предпочтет человека, уже знакомого со спецификой работы и коллективом, кому-либо со стороны.
Вообще в этой сфере необходимо уметь общаться с коллегами, сохранять связи, которые потом пригодятся. Вдруг вам предстоит профессиональная супервизия? Учтите, соседка по кабинету может дать ценный совет, а случайная знакомая на конференции - идею для целого проекта. В социальной работе коллеги - это не то же самое, что коллеги в офисе юридической компании или на заводе. Здесь нельзя работать вместе и не знать, что происходит с соседом по кабинету, - а узнав, нельзя на это не отреагировать.
А если вы вместе убежали от алкоголика в неблагополучном районе, вместе вызывали охрану, чтобы успокоить разбушевавшегося посетителя, и вместе молча сидели рядом после того, как ваш клиент покончил с собой, такое не забывается - и часто эти отношения сохраняются на всю жизнь.
Клиенты
Вы пытаетесь заставить человека делать что-то новое. Например, не бить своих детей. Естественно, он воспринимает это как грубое вмешательство в свою семейную жизнь и всячески выражает недовольство. В результате вас… могут вызвать в суд для дачи показаний или экспертизы.
Вас ограничивает закон. Вы не можете предпринимать какие-либо действия, если ваш клиент на это не согласен. Например, девочка лет 10, обычно активная и веселая, начинает приходить в школу в теплой не по сезону одежде, с грязными волосами, держится скованно, не участвует в играх. Такое поведение может быть симптомом сексуального насилия в семье. Но пока она не скажет, что кто-то с ней сделал что-то нехорошее, ничего расследовать нельзя. Даже если вы понимаете, как будет лучше и что надо сделать для той или иной семьи, - вы можете только предлагать. Предлагать женщине оставить мужа, который ее избивает. Предлагать алкоголику пойти на лечение. Предлагать перевести труднообучаемого ребенка в специализированный класс.
Среди ваших обязанностей может оказаться игра с умственно отсталыми детьми, посещение неблагополучных районов, общение с чиновниками из мэрии, полицейскими, психиатрами и учителями… Главное разочарование - это когда осознаешь, что те, кого вы так хотели спасать и поддерживать, вовсе вам не рады. Они относятся к вам с подозрением, а иногда и со злостью. В их глазах вы представитель государства, и к этому государству у них очень много претензий (иначе они бы не оказались среди нуждающихся в социальной защите). Сирота вполне может украсть вещь из вашей сумки, а ветеран-пенсионер - ругаться матом. Это не значит, что они не нуждаются в помощи, совсем наоборот… Но только попробуй заставь их ее принять!
Материальным аспектом помощи люди всегда будут недовольны - просто потому, что любая цифра, как бы велика она ни была, не самая большая. В этой сфере вы можете действовать в рамках определенного бюджета, который, скорее всего, утверждали не вы, и которого, конечно, недостаточно. Поэтому ваш главный капитал в работе - это то, что цифрами не измерить: уважение, сочувствие, поддержка, искренний интерес.
Как и любого человека, социального работника радует успех. Когда работаешь над чем-то долго, упорно, нудно, и вдруг - раз! - и бедолага, пострадавший в теракте и боявшийся ездить в автобусе, уже может проехать 3 остановки. Или мать-одиночка не покупает на пособие пятый золотой браслет, а оплачивает ребенку кружок в школе. Когда ты причастен к изменениям в жизни других людей, и изменения эти - к лучшему для них, это и есть успех. Когда чувствуешь, что помог кому-то, «разгрыз» трудный конфликт, поддержал, утешил - в общем, справился с работой, - это самый лучший эмоциональный «допинг».
***
А еще радуют друзья и знакомые, которые вначале не верили, что словами можно что-то изменить, а теперь точно это знают (от меня) и говорят другим. И уже никто из них не заявит, что социальный работник - ненужная профессия. Кстати, она быстро развивается. Даже коммерческий сектор начинает понимать всю важность таких специалистов и задействует их в сфере организационного консультирования. Во всем мире постепенно начинают понимать ценность социального капитала. Способствовать его росту в своей стране - непростая, но почетная, а главное - увлекательная задача.
8 июня 1701 года Петр I подписал указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Согласно царскому указу «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за ними ходил и всякое им вспоможение чинил».
Указ положил начало системе социальной защиты в нашей стране, но профессия социального работника в современном виде появилась значительно позже - в 1990-е годы. В реестр профессий соцработники попали в конце 90-х годов. Появляется и новая для нас профессия - социальный работник.
Детские дома" href="/text/category/detskie_doma/" rel="bookmark">детских домах и интернатах, домах престарелых, центрах по оказанию психосоциальной помощи населению. Но, независимо от специализации, ежедневная работа социального работника всегда ориентирована на помощь людям.
Плюсы профессии:
Постоянное общение с людьми
Возможность помочь нуждающимся
Ощущение важности своего труда
Минусы:
Социальный работник всегда окружен людьми, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, а это, несомненно, оказывает серьезное воздействие на деятельность и самочувствие социального работника.
Личные качества, которыми должен обладать социальный работник:
порядочность
добросовестность
коммуникабельность
выдержка и самообладание
терпение
способность относиться с пониманием к посторонним людям
Место работы:
Школы, приюты, дома престарелых, колонии, центры социального обслуживания и т. д.
Карьера и зарплата:
Социальные работники - востребованные на рынке труда специалисты. Независимо от кризисов вакансии сохраняются.
В настоящее время социальная служба имеет тенденцию к расширению. Цели, представления о конечном результате, эффекте труда социального работника фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих требований к работнику. Информация содержится в должностной инструкции , а также в «Договоре об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров». Обслуживанию подлежат пожилые одинокие люди, имеющие вторую или первую группу инвалидности или не имеющие инвалидности, но в результате общей дряхлости не имеющие возможности обслуживать себя в полной мере.
Одинокими признаются пожилые люди, которые прописаны и живут отдельно, а также те, с кем прописаны родственники, но совместно не проживают или проживают, но находятся в крайне неприязненных отношениях.
Люди, подлежащие обслуживанию социальным работником, называются «подопечными». Подопечные, полностью утратившие возможность самообслуживания, т. н. лежачие, передаются в дом престарелых (инвалидов) или под надзор сестринской службы Центра социального обслуживания.
Права социального работника обеспечиваются действующим законодательством, а также должностной инструкцией и договором об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров. Договор заключается между подопечным и ЦСО, в частности, права и обязанности подопечного по отношению к социальному работнику. Так, например, подопечный обязан давать деньги на покупки авансом , не отказываться от заказанных продуктов, находиться дома во время, оговоренное с социальным работником, извещать о важных изменениях в своей жизни и т. п.
Норма для обслуживания одним социальным работником - восемь подопечных. Время обслуживания распределяется так: обязательное посещение два раза в неделю (в определённые дни недели) каждого, по четыре человека в день, для обеспечения продуктами, и один раз в неделю для выполнения поручений, связанных с аптекой , поликлиникой, СОБЕСом, Сбербанком.
Допускается по желанию работника увеличение нормы в полтора или два раза, т. е обслуживание соответственно двенадцати или шестнадцати одиноких пенсионеров и инвалидов. При неудовлетворительном выполнении своих обязанностей, т. е. при поступлении жалоб от подопечных в ЦСО, социальный работник может быть уволен.
На практике дни и время посещений, а также выполнение поручений могут изменяться по согласованию с подопечным, поскольку связаны с режимом работы различных учреждений.
Психологические консультации" href="/text/category/psihologicheskie_konsulmztatcii/" rel="bookmark">психологических консультаций , по защите прав работающего населения, реабилитации инвалидов.
Квалификационная характеристика выпускника.
Выявляет (организует работу по выявлению) в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии лиц, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке; консультирует их в отношении их прав и обязанностей, а также возможностей получить социальную защиту, помощь и поддержку, участвует в прогнозировании, проектировании и моделировании социальной работы в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии; организует (и/или ведет) воспитательную и образовательную деятельность в них; содействует координации деятельности различных организаций, учреждений и предприятий в проведении социальной работы.
Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра социальной работы являются:
* организации, учреждения и службы производственной и непроизводственной сфер, различных организационно-правовых форм, специализирующиеся в области социальной работы;
* различные группы населения и отдельные лица, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании;
* средние общеобразовательные и специальные учебные заведения, ориентированные на социальную работу.
Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр социальной работы подготовлен к выполнению определенного уровня следующих видов профессиональной деятельности в области социальной работы, конкретное содержание которых определяется основной образовательной программой , разрабатываемой вузом:
* исследовательско-прикладная;
* организационно-административная;
* практическая работа в социальных организациях и службах;
* педагогическая деятельность (при условии получения дополнительного образования в этой области).
Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр социальной работы может быть подготовлен к участию в решении следующих задач:
1. Исследовательско-прикладная деятельность:
* экспертиза, прогнозирование социальных процессов и явлений в области социальной работы;
* подготовка проектов нормативной базы деятельности социальных служб;
* организация внедрения социальных проектов и программ;
2. Организационно-административная работа
* административная работа в подразделениях социальных учреждений и служб;
* участие в координации социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий;
* кадровая работа в социальных органах и учреждениях;
3. Практическая работа в социальных службах
* участие в социально-профилактической работе;
* посредничество и консультирование;
4. Педагогическая деятельность
* учебно-воспитательная работа в общеобразовательных и специальных средних учебных заведениях (при условии получения дополнительного педагогического образования).
Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
В соответствии с квалификационными требованиями бакалавр должен знать:
* основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом;
* сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы;
* экономические, организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы;
* основы социологического анализа;
* психологические основы социальной работы;
* основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы;
* социально-медицинские основы здоровья;
* основы правового обеспечения социальной работы;
Бакалавр должен изучить опыт:
* практической работы в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания;
* организации и управления подразделениями учреждений и служб системы социальной работы;
* проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
* участия в исследовательской работе;
Бакалавр должен владеть:
* основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами;
* методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы;
* методикой взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных мероприятий и профилактической работы с объектами социальной работы;
* методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
* основными методами психолого-педагогической деятельности;
* методами образовательно-воспитательной работы в социальных организациях и службах.
Прием по результатам ЕГЭ (выпускники школ гг), а также вступительных испытаний в формате вуза
Жизнь любого общества – это сложнейший, многоплановый процесс, который сопряжён с большим количеством спорных ситуаций. Существуют социально незащищённые или проблемные группы людей, которые требуют помощи, материальной и моральной поддержки, человеческого участия. Раньше эти функции распределялись между правоохранительными органами, учреждениями образования и здравоохранения. Но с 1991 года в нашей стране появилась профессия социальный работник, деятельность представителей которой направлена на помощь и поддержку нуждающихся.
Сферы деятельности
- Терапия социального характера на уровне личности или семьи, направленная на социальную адаптацию индивида или разрешение разного рода конфликтных ситуаций в окружающей его среде. К этой сфере относится работа с проблемным ребёнком, с его родителями, поддержка члена семьи в случае домашнего насилия, помощь одинокой пенсионерке и т. п.
- Работа с группами населения. Они могут различаться по полу, возрасту, интересам или проблемам (отцы-одиночки, пенсионеры и т.п.). Зачастую социальному работнику приходится иметь дело с неблагополучными группами, либо с теми, у кого проблемы с криминалом – алкоголики, наркоманы, трудные подростки, которые состоят на учёте в правоохранительных органах и требуют контроля и реабилитации.
- Работа в общине. Чаще всего требуется в небольших, достаточно тесных коллективах (например, в селе). Направлена на создание и укрепление межличностных связей в коллективе, организацию взаимопомощи.
- Особая сфера деятельности профессионалов – социальные проекты. Это может быть организация помощи мирному населению при стихийных бедствиях, во время военных конфликтов. Как пример стоит упомянуть сбор пожертвований, необходимых вещей или питания беженцам.
Специфика профессии
Социальная работа внешне схожа с благотворительностью, которую добровольно оказывают те или иные люди нуждающимся. Однако ключевым моментом в деятельности профессионалов считается та теоретическая база и практические навыки, которые являются основной составляющей специальности. Желающие стать социальными работниками обучаются в вузах на одноимённых факультетах. Дисциплины, которые являются основными для студентов – педагогика, психология, социология. Особое место во время обучения занимает практика. Без неё молодой специалист будет плохо представлять себе, что ему предстоит. Практическая база поможет и в трудоустройстве, и в профессиональном становлении.
Социальную работу определяет квалифицированное содействие группам людей и отдельным личностям в решении их жизненных бед и проблем. Поскольку сложности и сообщества бывают разными, то и труд требует целого ряда навыков и знаний. Данную профессию можно охарактеризовать как носящую интегральный характер. То есть, она соединяет в себе знания, навыки и умения из смежных дисциплин.
Социальный работник, чтобы диагностировать проблемы своего подопечного, пользуется психологическими приёмами, для разрешения проблемы может применять юридические знания (если есть необходимость) или педагогические (в случае работы с подростком, ребёнком из проблемной семьи). Иногда социальная работа напрямую связана с помощью больному: например, реабилитация в случае необратимой травмы или тяжёлой болезни.
Особо следует сказать о деятельности в случае взаимодействия с человеком, пережившим насилие или потерявшим близкого. Здесь важными являются два аспекта: во-первых, теоретические знания и навыки из области психологии, позволяющие найти правильный подход к подопечному, а во-вторых, чуткость, такт, участие и искреннее желание помочь.
Масштаб деятельности социального работника способен быть самым разным. Он может содействовать трансформации личности клиента, а может управлять целой социальной сферой.
Подходы к деятельности
- Воспитательный. Социальный работник действует как педагог, советчик. Он моделирует ситуации, поведение своего подопечного, устанавливает с ним обратную связь и даёт советы.
- Адвакативный. Специалист выступает в роли адвоката. Он помогает в сборе документации, в аргументации собственной правоты, содействует клиенту в достижении успеха в той или иной проблемной сфере (например, выправить справки для пособия по инвалидности).
- Фасилитативный. Подход, который подразумевает помощь в преодолении личностной апатии, дезорганизации. Профессионал моделирует поведение, подбадривает, ищет оптимальные варианты для своего клиента.
Категории соцработы
Специальность подразумевает множество вариантов деятельности, основными из которых являются следующие:
- Социальная политика. Наиболее широкое направление, подразумевающее улучшение жизни общества в данной сфере, ряд мер, направленных на решение проблем, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей тех или иных групп населения.
- Социальная защита. Такое направление необходимо для обеспечения деятельностного существования граждан, нормальных жизненных условий.
- Социальное обслуживание. Предполагает бытовую, материальную, медицинскую, психологическую и иную помощь людям в трудной жизненной ситуации.
- Социальное страхование. Включает защиту работающего населения в соответствии с федеральными законами.
- Социальные гарантии. Это реализация системы мер, направленных на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан.
- Социальная реабилитация. Особая область в специальности, которая помогает восстановить частично или полностью утраченные социальные функции личности. Сюда относится потеря близкого человека, шок после катастрофы, насилия, иногда восстановление способности жить в обществе после заключения и т. д.
Требования к специалисту
Описание профессии было бы неполным без упоминания о личностных качествах, которые необходимы соцработнику. Поскольку объектом его деятельности является человек, формальное отношение, чёрствость, меркантильность и равнодушие несовместимы с таким трудом. Следует не только понимать и осознавать важность собственной специальности, но искренне жалеть того, кто попал в трудную ситуацию, всей душой пытаться ему помочь. Только в этом случае деятельность принесёт реальные плоды.
Особого упоминания заслуживает и понятие социальной этики. Это одна из важнейших составляющих профессии, без которой продуктивность исключается. Этика важна потому, что соцработник занимается вопросами незащищённых слоёв населения, а также людей, которые приходят к нему с проблемами – алкоголиков, наркоманов, бывших заключённых, неимущих. Уважительное и гуманное отношение – неотъемлемая часть профессии.
Социальная работа – область, которая оплачивается скромно. К сожалению, в нашей стране зарплата работника этой сферы невелика. В среднем она составляет 12 тысяч рублей. Есть возможность брать подработки, получать небольшие надбавки и премии, иногда появляется вероятность уйти в сферу управления, где вознаграждение выше. В целом же, социальный работник – тот, для кого на первом месте стоит не зарплата, а то дело, ради которого он пришёл в свою профессию.
В настоящее время профессия социального работника высоко востребована на рынке труда. Всё больше людей нуждаются в помощи, особенно сейчас во времена экономической нестабильности. Эта специальность является скорее призванием, а не профессией. Особенностью профессии социального работника является то, что только умеющие сострадать, гуманные люди, готовые помочь инвалидам, детям-сиротам, престарелым, многодетным матерям, могут ею заниматься. Эти самые слабозащищенные слои населения могут получить консультацию у социальных специалистов по вопросам различных преимуществ и льгот. Социальные работники не оставят без внимания людей страдающих такими заболеваниями, как наркомания и алкоголизм. Кроме того, работники этой сферы оформляют все необходимые документы.
Для выявления нуждающихся в материально-бытовой помощи социальные работники проводят исследования. В своей работе они всячески стараются задействовать общественные и государственные структуры, добиваются от них принятия необходимых решений. Помимо всего прочего социальный работник несет ответственность за программу по реализации реабилитационных мероприятий.
Тем людям, которым самостоятельно трудно справиться с проблемами любого характера, представители этой профессии оказывают морально-правовую и психологическую поддержку. Речь идёт о таких людях, которые пострадали в экологических катастрофах, военных действиях, пожарах, международных конфликтах, семейных ссорах и т.д.
Социальные работники закупят и доставят продукты, лекарства, отнесут вещи в химчистку или прачечную, наведут порядок в доме или квартире, и даже сделают ремонт в жилом помещении для тех, кто самостоятельно это сделать не может. Представители этой профессии измерят температуру, давление своим подопечным, поставят горчичники и т.д.
К сожалению, несмотря на большой фронт работы, у социальных работников довольно низкая зарплата. И неоценима роль таких сотрудников, что стремятся улучшить бытовые и материальные условия жизни незащищенных и слабозащищенных слоев населения. Это можно отнести к плюсам профессии социального работника. Минус - такой труд у современной молодежи не считается престижным.
Социальные работники празднуют свой профессиональный день 8 июня. Именно в этот день людей этой профессии благодарят за выполнение особой миссии.
Личные качества социального работника
Представителей этой профессии отличают такие качества, как доброта, отзывчивость, внимательность, способность к сопереживанию. Для эффективного выполнения своих обязанностей социальный работник должен быть коммуникабельным, эмоционально и стрессоустойчивым, аккуратным, организованным, сдержанным, честным, справедливым. Чтобы завоевать доверие своих подопечных социальный работник должен обладать такими качествами, как трудолюбие, целеустремлённость и ответственность.
Каким должно быть образование
Тот, кто выбирает профессию социального работника, должен быть осведомлен в нравственных, социальных и гуманитарных вопросах. Кроме того, необходимо знание таких предметов, как социология, медицина, экономика, психология, психотерапия, этика. Чтобы давать консультации правового характера, тоже следует обладать определенными знаниями.
От того, какое образование у социального работника, зависит род его деятельности. Чтобы работать с детьми, необходимо наличие педагогического образования. Лицам, занимающимся решением правовых вопросов, необходим диплом юриста. Образование психолога нужно тем, кто будет вести консультации по телефону. А тем, кто будет ухаживать за инвалидами, потребуется диплом медицинского работника.
Место работы и карьера
Мест работы представителей этой профессии достаточно много. Это
- дома престарелых;
- комитеты социальной защиты;
- детские дома;
- филиалы пенсионного фонда;
- советы ветеранов;
- центры социального обслуживания;
- органы опеки и попечительства.
С повышением стажа и опыта социальному работнику присваивается разряд и повышается зарплата.
- Презентация "Школа избирателя" презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему
- Наставничество: как минимизировать затраты на обучение и ускорить адаптацию
- Птица солнце из дерева и щепы
- Отставки по собственному вряд ли спасут таможенную верхушку от увлекательного путешествия на нары Кто с кем связан