Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. Как гражданским служащим получить дополнительное образование? Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.
Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:
- а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
- б) включение гражданского служащего в кадровый резерв;
- в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:
- а) категория "руководители" высшей группы - с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий;
- б) категория "помощники (советники)" или "специалисты" высшей группы, категория "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей группы - с отрывом или с частичным отрывом от службы;
- в) иные должности - с отрывом от службы.
Стажировка осуществляется с отрывом от гражданской службы. Освоение гражданскими служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования, выдаются документы государственного образца.
Государственный служащий должен постоянно поддерживать уровень своих знаний, повышать квалификацию, иметь возможность переподготовки и стажировки. Безусловно, обучение каждого госслужащего должно носить постоянный характер, т.е. осуществляться в течение всей его профессиональной карьеры с целью обновления его знаний, полученных в результате "базового" образования и обретения новых знаний, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности.
Формирование профессиональной государственной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования государственных служащих. Совершенствование системы профессионального обучения кадров для государственной службы должны рассматриваться, через призму комплекса проблем, накопившихся в системе образования государства.
Прежде всего, нужно четко представлять, в чем состоит сегодня суть профессионального обучения, подготовки кадров в России, каковы особенности образования персонала для государственного аппарата, кто осуществляет эту подготовку, каков уровень качества образовательных услуг в данной сфере.
В настоящее время все ещё не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих Российской Федерации. Имеющиеся образовательные учреждения в целом не обеспечивают необходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Бакушев В. В., Демидов Ф. Д. Профессиональное образование в начале Нового века и подготовка государственных служащих. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 72
Анализ опыта обучения кадров государственной службы в нашей стране показывает, что программа обучения строится, как правило, на широкой теоретической обще гуманитарной основе и лишь в связи с ней осуществляется прикладная подготовка. В этой связи наиболее значимой задачей институтов, готовящих управленческие кадры, является усиление связи обучения и практики, обеспечение единства фундаментальной и прикладной подготовки, разработка практико-ориентированной модели учебного процесса. Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 13
В настоящее время в России главенствует дисциплинарная модель обучения на основе которой, в случае необходимости, реализуется модульный подход к образованию в качестве организационных форм обучения в такой модели используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, зачеты и экзамены. Хранителем информации в такой модели является книга, а интерпретатором - знания и преподаватель. Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 158
Обобщая проблемы в этой сфере, можно выделить самые значимые, решения которых не требует отлагательства:
1. Снижение уровня профессионализма государственных служащих.
Неразвитость системы профессионального обучения государственных служащих.
Неопределенность организационного механизма профессионального обучения кадров для службы.
Отсутствие сети специализированных (базовых) учебных учреждений, реализующих образовательные программы в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, выполняющих функции обеспечения органов власти квалифицированными кадрами.
Формирование системы государственного заказа на подготовку кадров для государственной и муниципальной службы и целевая подготовка государственных и муниципальных служащих по выполнению функций и задач органов власти.
- 6. Неэффективность управления профессиональным образованием в данной сфере. госслужба кадровый переподготовка управление
- 7. Отсутствие эффективных средств и форм взаимодействия государственных органов и учебных учреждений при подготовке кадров для государственной и муниципальной службы.
- 8. Слабость разработки государственных образовательных стандартов профессионального образования и подготовки кадров для государственной и муниципальной службы.
- 9. Необходимость изменения основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования кадров для государственной и муниципальной службы, их адаптации к новым социально - экономическими условиям.
Название документа: | (с изменениями на 8 марта 2015 года) (утратил силу на основании Указа Президента РФ от 21.02.2019 N 68) |
Номер документа: | 1474 |
Вид документа: | Указ Президента РФ |
Принявший орган: | Президент РФ |
Статус: | Недействующий |
Опубликован: | |
Дата принятия: | 28 декабря 2006 |
Дата начала действия: | 28 декабря 2006 |
Дата окончания действия: | 21 февраля 2019 |
Дата редакции: | 08 марта 2015 |
О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации
(с изменениями на 8 марта 2015 года)
Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 года N 68
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
от 6 декабря 2007 года N 1643 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 10.12.2007) (вступил в силу с 26 сентября 2007 года);
Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1382 ;
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090013).
____________________________________________________________________
В соответствии со , , и 71 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в целях совершенствования системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации
постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке получения дополнительного гражданскими служащими Российской Федерации.
2. Установить, что:
а) до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой:
функции, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
финансирование государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации;
Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .
б) до образования государственных органов по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;
в) в 2007 году порядок получения дополнительного профессионального образования государственными предусмотренный Положением, утвержденным настоящим Указом, действует в части, касающейся организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки указанных служащих, осуществляемых с 1 января 2008 года.
3. Правительству Российской Федерации:
а) при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год и на плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на финансирование государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на получение дополнительного профессионального образования указанными служащими за пределами территории Российской Федерации;
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
б) утверждать государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год;
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
в) привести в 4-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;
г) обеспечить утверждение в 3-месячный срок:
экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных государственных гражданских служащих *3.4);
минимального размера ежегодных отчислений (в процентах) на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих от объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих;
формы государственного статистического наблюдения за исполнением государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих, а также порядка представления указанной формы;
государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации;
положения о стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации;
положения о программе государственного органа по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации и примерной формы программы;
примерной формы государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.
4. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1382 ..
Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 7, ст.513);
Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 года N 834 "О внесении дополнений в акты Президента Российской Федерации о федеральной государственной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3358);
Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст.4131);
Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 года N 1111 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4782);
Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2001 года N 433 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст.1690);
Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 1002 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3438);
пункт 4 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 26 ноября 2001 года N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.4611);
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 20 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 3, ст.207).
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации
1. Настоящим Положением в соответствии со , и 63 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяется порядок получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее - гражданские служащие), замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы), включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах, а также регулируется порядок получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. *1)
2. Руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования и организацией дополнительного профессионального образования (далее - образовательная организация), государственным органом или иной организацией, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, обеспечиваются необходимые условия для освоения указанными служащими дополнительных профессиональных программ.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .
За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.
3. Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .
а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
б) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им дополнительной профессиональной программы.
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .
г) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации .
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483)
4. Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" направляется на профессиональную переподготовку.
По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.
Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.
5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. *5.2)
Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.
6. Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих могут осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
7. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 ..
8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .
9. Срок обучения гражданских служащих по дополнительной профессиональной программе определяется этой программой и (или) договором об образовании.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .
10. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа на дополнительное профессиональное образование.
Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
11. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются: *11)
а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
б) направления дополнительного профессионального образования;
в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.
12. Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В программе, рассчитанной на три года:
а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке и повышении квалификации гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
13. Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на основе заявок на обучение федеральных государственных гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам, которые оформляются федеральными государственными органами по форме согласно приложению N 1 и представляются не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, определяет структуру государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих (далее - федеральные гражданские служащие) и рассчитывает объем его финансирования.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
Заявка формируется федеральным государственным органом на основе экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации федеральных гражданских служащих и прогнозируемой численности указанных служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, видам, формам и срокам получения дополнительного профессионального образования в соответствии с программой федерального государственного органа по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих. К заявке прилагается пояснительная записка с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач соответствующего федерального государственного органа, направляющего указанных служащих на профессиональную переподготовку, повышение квалификации. *13.2)
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
14. Федеральный государственный орган по управлению государственной службой в период формирования федерального бюджета на соответствующий год, но не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, вносит в Правительство Российской Федерации согласованные с Администрацией Президента Российской Федерации предложения:
а) об объеме финансирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год с необходимыми обоснованиями;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
б) о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.
15. Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, за исключением федеральных гражданских служащих федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, согласовывается федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Администрацией Президента Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2007 года ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .
Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих представляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой по форме согласно приложению N 2 в Правительство Российской Федерации, которое утверждает его не позднее чем в 3-месячный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
16. Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих содержит сведения:
а) о количестве федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, на территории Российской Федерации;
б) об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, в том числе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, на территории Российской Федерации;
в) о количестве федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение по дополнительным профессиональным программам за пределами территории Российской Федерации;
г) об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации;
д) о научно-методическом, учебно-методическом и информационно-аналитическом обеспечении дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих;
е) об общем объеме средств на реализацию государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
17. Организация исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год за пределами территории Российской Федерации осуществляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой.
Предметно-тематическое содержание дополнительных профессиональных программ, подлежащих освоению федеральными гражданскими служащими за пределами территории Российской Федерации, и перечень иностранных государств, в которые федеральные гражданские служащие направляются на обучение по указанным программам, согласовываются федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)
Кандидатуры федеральных гражданских служащих федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, рекомендуемые для направления на обучение по дополнительным профессиональным программам за пределы территории Российской Федерации, согласовываются федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Аппаратом Правительства Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)
Кандидатуры федеральных гражданских служащих, рекомендуемые для направления на обучение по дополнительным профессиональным программам за пределы территории Российской Федерации, в том числе кандидатуры, прошедшие согласование с Аппаратом Правительства Российской Федерации, согласовываются федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Администрацией Президента Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)
Федеральный государственный орган по управлению государственной службой совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации осуществляет контроль качества дополнительных профессиональных программ, освоенных федеральными гражданскими служащими за пределами территории Российской Федерации, а также ведет учет федеральных гражданских служащих, прошедших обучение по этим программам.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
18. Закупки услуг по дополнительному профессиональному образованию федеральных гражданских служащих в пределах территории Российской Федерации осуществляются федеральными государственными органами с участием федерального государственного органа по управлению государственной службой в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государственной службой, с одной стороны, и организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (исполнитель), с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
Государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих должен содержать обязательное условие о возмещении федеральным государственным органом по управлению государственной службой организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, затрат на профессиональную переподготовку или повышение квалификации указанных служащих.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
19. Закупки услуг по дополнительному профессиональному образованию федеральных гражданских служащих в части, касающейся выполнения работ, оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования, осуществляются федеральным государственным органом по управлению государственной службой в образовательных и научных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
20. Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, а также полномочия государственных органов субъекта Российской Федерации по размещению государственного заказа устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
21. Контроль за ходом исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих и государственных заказов на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации осуществляется соответственно федеральным государственным органом по управлению государственной службой и государственными органами по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации.
Государственные органы по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации ежегодно представляют в федеральный государственный орган по управлению государственной службой сведения об итогах исполнения государственными органами субъектов Российской Федерации государственных заказов на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .
Приложение N 1 к Положению. Заявка на обучение федеральных государственных гражданских служащих по образовательным программам дополнительного профессионального образования
Приложение N 1
профессионального образования государственными
гражданскими служащими Российской Федерации,
Указом Президента Российской Федерации
от 1 июля 2014 года N 483 . -
См. предыдущую редакцию)
Заявка на обучение федеральных государственных гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам |
||
(наименование федерального государственного органа) |
||
Штатная численность федеральных государственных гражданских служащих (человек) | Количество федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение (человек) |
|
|||||||
федераль- | в том числе впервые | в том числе на |
|||||||
государст- | поступивших на федеральную | профес- | повышения квалификации | профес- | повыше- |
||||
государствен- | перепод- | в том числе впервые поступив- | перепод- |
Приложение N 2 к Положению. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих...
Приложение N 2
к Положению о порядке получения дополнительного
профессионального образования государственными
гражданскими служащими Российской Федерации,
утвержденному Указом Президента Российской
Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474
(В редакции, введенной в действие
Указом Президента Российской Федерации
от 1 июля 2014 года N 483 . -
См. предыдущую редакцию)
Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих
на___год
1. Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих на территории Российской Федерации
Наимено- | Количество федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение | Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете |
||||
государ- | в том числе по образовательным программам | в том числе на |
||||
профессиональной переподготовки | повышения квалификации | профессио- | повышение квалификации |
2. Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации
3. Научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих
Виды работ и услуг | Объем бюджетных ассигнований, |
1. Работы и услуги по научно-методическому обеспечению дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих | |
2. Работы и услуги по учебно-методическому обеспечению дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих | |
3. Работы и услуги по информационно-аналитическому обеспечению дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих |
4. Общий объем средств на реализацию государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 8 марта 2015 года) (утратил силу на основании Указа Президента РФ от 21.02.2019 N 68)
Название документа: | |
Номер документа: | 1474 |
Вид документа: | Указ Президента РФ |
Принявший орган: | Президент РФ |
Статус: | Недействующий |
Опубликован: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (ч.I), 01.01.2007, ст.203 |
Дата принятия: | 28 декабря 2006 |
Дата начала действия: | 28 декабря 2006 |
Дата окончания действия: | 21 февраля 2019 |
Дата редакции: | 08 марта 2015 |
Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.
Права и обязанности на обучение
Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:
- сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
- сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
- сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
- сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.
При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.
В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:
- в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
- в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.
Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.
Порядок направления на учебу
Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:
- с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
- с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
- без отрыва от государственной службы (вечерние группы).
Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:
- до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
- до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.
Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:
Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)
Последствия непрохождения обучения
Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:
- помощники (советники);
- специалисты;
- обеспечивающие специалисты.
Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.
Итоги дополнительного образования
После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:
- выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
- экзамен.
В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:
- диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
- диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).
Нина Ковязина заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
В этом решении:
Виды допобразования
Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование в виде:
Основания для допобразования
Направить гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе нужно по следующим основаниям:
- назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на другую должность на конкурсной основе;
- включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности на конкурсной основе;
Профессиональная переподготовка
Государственный орган может направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку в следующих случаях:
- изменился вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
- гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» назначен в порядке должностного роста на должность категории «руководители».
Повышение квалификации
Государственный заказ
Организация дополнительного профобразования для гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа ( , п. 10 положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474).
Индивидуальный план профразвития
Индивидуальные планы разрабатываются на три года в соответствии с должностными регламентами совместно с непосредственным руководителем. В нем указываются:
- цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профобразования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
Заявка на обучение
До 1 марта направьте в Минтруд России заявку на обучение федеральных государственных гражданских служащих на следующий год.
Обучение за границей
Если гражданский служащий направляется на обучение за границу, то Минтруд России должен согласовать с Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ:
- предметно-тематическое содержание дополнительных профессиональных программ, по которым будет обучаться служащий;
- перечень государств, куда направляется служащий.
Длительное повышение квалификации - свыше 100 часов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации специалистов может быть стажировка, основные цели которой - формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. К сведению. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации - не менее 1 000 часов трудоемкости.
Повышение квалификации государственных служащих
Здравствуйте. периодичность повышения квалификации раз в 5 лет где прописано? Спасибо. Вопрос относится к городу Южно-Сахалинск Здравствуйте. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв.
постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) регламентирует требования, предъявляемые к каждой конкретной должности, в том числе и к периодичности повышения квалификации. ТК РФ Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации (в ред.
Повышение квалификации работников
Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, им гарантируются повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Следовательно, систематическое повышение квалификации является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.
Организация дополнительного профессионального образования гражданских служащих осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г.
Статья 62. профессиональное развитие гражданского служащего
В Трудовом кодексе достаточно много статей, в которых упоминается квалификация работника: работник обязан предъявить документ о квалификации при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ); предлагая иную работу сотруднику при проведении различных организационных или технологических изменений работодатель должен ориентироваться на квалификацию сотрудника (ст. 74 ТК РФ); от квалификации зависит зарплата. О том, что понимается под квалификацией в смысле трудовых отношений, должен ли работодатель способствовать повышению квалификации своих сотрудников и как это сделать, расскажем в статье. Понятие квалификации работника появилось в Трудовом кодексе совсем недавно.
В него Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ была введена новая ст.
Какая периодичность повышения квалификации?
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установлен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 . На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако в некоторых случаях организация повышения квалификации своих работников - прямая обязанность работодателя, этого требуют федеральные законы.
Назовем нормы некоторых из них.
Государственная и муниципальная служба
Внимание
Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из: а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений; б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом. Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более двух лет, при этом более одного года — в замещаемой должности.
Повышение квалификации гражданских служащих
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации. 6.
Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего Дополнительное профессиональное образование отнесено к основным правам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах. Представитель нанимателя и образовательное учреждение или иная организация, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, обеспечивают необходимые условия для освоения служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Инфо
Под профессиональным обучением в целях повышения квалификации понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих определенную профессию или должность, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по ним без повышения образовательного уровня. Повышение квалификации может быть краткосрочным (не менее 72 часов). Такое обучение проводится по месту основной работы специалистов по вопросам конкретного производства и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.
Повышение квалификации может осуществляться путем проведения тематических и проблемных семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения. Длительность обучения при такой форме составляет от 72 до 100 часов.
Важно
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Для такого повышения профессионализма сотрудника работодатель может организовать обучение. Обычно для этого пользуются услугами образовательных учреждений по повышению квалификации.
К сведению. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», далее - Типовое положение).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 239-ФЗ) Пароль чужой компьютер Забыли пароль? © 1997 — 2018 PPT.RUПолное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных. Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Вопрос юристу Связь с редакцией Поделиться Свернуть Наверх ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас Личный вопрос от частного лица(трудовые споры, соц. вопросы и др.)Профессиональный вопросот юриста / бухгалтера / ИПпо деятельности юр.