Моделями социального управления могут быть. Понятие и модели социального управления
Модель управления - теоретически выстроенная сов-ть представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Включает: базов принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, ценности, структуру и порядок взаимодействия, организационная культуру, аналитический мониторинг и контроль, мотивационную политику.
Мы рассматриваем МУ в социальной системе. Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Субъекту управления придется воздействовать на человека или группу людей. Человеческий ресурс – это уникальный ресурс и он требует определенного подхода.
Критерии классификации и соотв им МУ в соц ситемах: по характеру реализации властных полномочий (авторитарная - вся власть в компании аккумулируется в руках руководителя., демократическая - народовластие); по территориальному происхождению и месту широкой адаптации (американская – индивидуализация, достижение результатов, проф. подготовка, японская – коллектив, достижение гармонии, личные неформальные отношения, российская – совмещает в себя 2 модели, но ближе к понятию «коллектив» и т.п.); по принадлежности к соотвествующим школам менеджмента (школа "научного менеджмента" (Тейлор –человек – машина, необх – узучение затрат времени, усилий), школа "рациональной бюрократии"(Вебер – все по инструкции, строая иерархия, организация - машина), школа "человеческих отношений"(Мейо), мотивационная школа (Маслоу - Пирамида: естеств потребн-безопасность-об-во, уважение,самореализация); по роли и месту человека в системе управления (модели на базе теории Х – управление путем принужд, авторит схема и Y – мотивация, отвествен, самоконтроль(МакГрегор), Z – Оучи, совмещает в себя теории «X» и «Y»).
Также модели управления можно классифицировать :1. Субординация , Такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени. 2. Отношения координации - Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций. 3. Реординация - Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации. Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. Такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.
Существуют три модели социального управления:
1) координация (горизонтальное движение);
2) субординация (движение сверху вниз);
3) реординация (движение снизу вверх).
Координация – это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействия нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью. Примером могут служить взаимоотношения людей в составе семьи, взаимоотношения семей в составе нации и др.
Координация в условиях государственной службы – это система должностного взаимодействия государственных служащих и государственных органов по горизонтали, которая регулируется определёнными правовыми нормами. Координация выражается в согласовании государственными служащими и государственными органами, расположенными по горизонтали, своих действий друг с другом при подготовке общих нормативных актов и решении совместных служебных задач.
Основной результат координация состоит в экономии их усилий путем устранения параллелизма и дублирования.
Средствами координации являются:
1)Издание соответствующих нормативных актов, указаний, распоряжений, регламентов.
2) Создание специальных координирующих органов или назначение лица, ответственного за осуществление совместных мероприятий.
3) Проведение координационных совещаний.
4) Согласование планов работ и утверждение их координатором.
Основные методы координации:
1) согласование целей (задач) участников совместной деятельности;
2) распределение объектов управленческого воздействия и сфер деятельности, функциональных обязанностей и прав;
3) согласование действий участников реализации принятого решения по месту, времени при сохранении действующей их подчиненности и функциональности и т. п.
Основными формами координации являются:
1) разграничение функций и сфер деятельности;
2) согласование задач различных органов исполнительной власти в совместной деятельности;
3) согласование планов мероприятий по конкретным направлениям и отдельным акциям борьбы с источниками внешних и внутренних угроз между соответствующими органами;
4) согласование мероприятий взаимодействующих организаций, направленных на создание благоприятных условий для борьбы с общими для них источниками угроз.
Субординацией называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных.
Вместо сорасположения здесь действует соподчинение. Один элемент в составе общности или отдельная общность в составе взаимодействия берёт верх над другими и подчиняет их себе. Такой характер присущ управленческим процессам во взаимодействии, например, государственных органов исполнительной власти, структур государственной службы и др. В государственной службе субординация – это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства.
Подреординацией (лат. переподчинение) – в буквальном смысле слова понимают – обратное упорядочение. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства переподчинены Президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя Правительства. Аналогично представительства ряда федеральных министерств в субъектах Федерации (финансов, по антимонопольной политике, госимущества и др.) переподчинённые теперь руководителям исполнительной власти субъектов РФ.
Будучи разновидностью обратной связи, реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управляющее воздействие. Они могут возникать независимо от него по инициативе субъекта управляемой деятельности и имеют характер управляющего воздействия. Наиболее распространённый случай – когда подчинённый заявляет о своих намерениях или просьбе (например, рапорт о предоставлении очередного отпуска), а руководитель обязан реагировать на это соответствующим образом.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный факультет
Кафедра «Философии и социологии»
Индивидуальное задание
« М одели социального управления»
Выполнил: Сомов Денис,
Проверил: преподаватель
Макеевка, 2010
Введение
2. Отношения координации
3. Реординация - модель социального управления
Введение
Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.
Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.
Управление реально тогда, когда есть подчинение объекта субъекту управления. Управляющее воздействие - прерогатива субъекта управления.
Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, какая находит свое проявление в осуществлении социального управления.
Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Лишь управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы.
Социальное управление - воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели.
Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).
Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна к воле управляемых. Отсюда властность социального управления - субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей .
В условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое вмешательство государственной власти в социальные отношения.
Социальное управление нуждается в механизме его реализации. В роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная в виде соответствующих органов управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой.
1. Субординация, как вид социального управления
Субординацией (соподчинением) называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординационное управление свойственно, главным образом, основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности -- социального субъекта и социального объекта. Между социальным субъектом и социальным объектом существует иерархическая зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта. Субординационный характер имеют субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения. Другие два вида по характеру управленческих воздействий относятся к координации.
Понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности, а системы, в которых деятельность одного порядка оказывается зависимой от деятельности второго порядка, деятельность второго порядка -- от деятельности третьего порядка и т.д. Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям в соответствии с классификатором технико-экономической социальной информации: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие недостаточно обоснованных экономических решений, обострение политической ситуации, стихийных бедствий и др. причин. Социальные проблемы, требующие решения: занятость и безработица, охрана труда, вынужденная миграция, прожиточный минимум, детская безнадзорность, формирование доходов населения, формирование среднего класса, образ жизни, оценка деятельности органов управления различных уровней и общественных организаций .
Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации - это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.
Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне - между руководителями и исполнителями. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса.
Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления.
Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных.
Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала .
2. Отношения координации
Координация -- это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью.
Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации - это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов - в экономической сфере; общественных организаций - в политической сфере .
Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.
Координацией является взаимодействие сторон, когда они выступают в качестве равноправных участников отношений. А.Е. Лунев указывал, что координация означает согласование и объединение действий с целью наиболее быстрого и наиболее правильного решения заданий с наименьшими расходами сил, средств и материальных ценностей. Он выделял два вида координации: вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная координация - это управленческие отношения, которые возникают между высшим и более низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а могут и не находиться в ней.
Горизонтальная координация возникает между двумя или более органами, которые находятся на одном организационном уровне системы органов.
В литературе выделяются также и другие виды координации: согласование, иерархическая координация, предметно-технологическая, штабная и другие.
Существование координационных управленческих отношений не только между неподчиненными органами власти, но и между подчиненными является подтверждением разнообразности форм и методов государственного управ-ления, предоставляет возможность подчиненным органам исполнительной власти быть в полной мере самостоятельными в осуществлении управленческой деятельности, согласовывая ее с координационным органом.
Таким образом, координация - это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
На современном этапе развития производства продолжается процесс дальнейшего разделения труда в сфере управления. Это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы управления. Нарушение координации - руководители не информированы о работе друг друга, действуют обособленно - нарушение сотрудничества. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями .
3. Реординация
В блоке с координацией и субординацией рассматривается реординация (переподчинение). Реординация - упорядочение снизу вверх.
Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.
Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.
Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.
Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное .
Таким образом, реординация - это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).
Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.
Таким образом, можно выделить три модели социального управления. Первая модель - координация (с лат. означает сорасположение). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций.
Вторая - субординация (от лат. - соп о дчинение) . Такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени.
И третья модель - реординация (с лат. - переподчинение) . Такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.
Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.
Учтя особенности, характерные для определенных видов управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание. А это даст возможность совершенствовать их в интересах обеспечения более эффективной деятельности системы управления.
Список использованной литературы
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управлення [Текст]: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Юр. лит., 1997. - с. 98
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов / О.С. Виханский. - М.: Высш. школа, 1994. - 224с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]: Учебник / И.Н. Герчикова. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с. - 10000 экз. - ISBN 5-85173-039-0.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - М.: "Дело", 1993, - 703 с.
5. Социальный менеджмент [Текст]: Учебник / под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел - синтез", Академия труда и социальных отношений, 1999, - 384с.
6. Социальный менеджмент [Текст]: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова и др. Под. Ред. Ильенковой С.Д. - М..: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
7. Удальцова М.В. Социология управления [Текст]: Учебное пособие / М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 144 с.
Подобные документы
Организационные структуры управления и их типы. Объекты и субъекты социального управления. Особенности совершенствования его методов. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами. Научная организация управленческого труда.
контрольная работа , добавлен 11.09.2009
курсовая работа , добавлен 23.12.2012
Сущность и особенности законов социального управления. Моделирование организационного поведения и ролевые модели поведения в организации. Принципы принятия управленческих решений и государственного управления. Понятие социальной группы в организации.
курсовая работа , добавлен 10.05.2009
Определение понятия деятельности. Субъект и объект управления. Основные функции менеджмента: предвидение, контроль, мотивация, стимулирование, организация, прогнозирование, анализ, координация. Этапы процесса управления. Различия менеджмента и управления.
презентация , добавлен 22.11.2013
Цели, задачи и содержание управления как профессиональной деятельности. Сущность и структура социального управления. Сущность понятий "менеджер" и "руководитель". Принцип правовой защищенности управленческого решения. Функции социального управления.
реферат , добавлен 02.05.2010
Основные виды управления и особенности социального управления. Понятие методов управления, их классификация. Формы проявления организационно-административных методов. Экономические, правовые, организационные и социально-психологические методы управления.
презентация , добавлен 25.12.2013
Понятие и виды координации в организации. Реинжиниринг как концепция усовершенствования управления организацией. Особенности и проблемы управленческой структуры в телеиндустрии. Методика совершенствования управленческой деятельности телекомпаний.
курсовая работа , добавлен 11.09.2011
Анализ управленческой деятельности и организационной структуры ИП Лосева М.А. Основные виды деятельности предприятия. Построение рационального состава отделов и подразделений органов управления. Характеристика автономных блоков управления ИП Лосева М.А.
отчет по практике , добавлен 08.05.2015
Определения основных понятий менеджмента. Основные функции управления по Анри Файолю. Сущность управленческой деятельности современного руководителя. Планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, контроль как функции менеджмента.
реферат , добавлен 08.11.2014
Методы моделирования систем управления. Сущность неоклассической модели, профессиональной модели и модели принятия решений. Характерные черты и свойства цели. Анализ средств и целей в процессе решения проблем. Логика как инструмент и метод исследования.
Субординация, реординация, координация отражают условия организации управленческих структур. Это значит, что данные понятия применительно к социальной структуре должны рассматриваться с точки зрения обеспечения необходимого соотношения функций и пропорций составных частей целого, структурного единства (системы управления).
По формам упорядочения процессов специфическими моделями управления являются субординация, координация и реординация.
Координацией называется такая упорядоченность, как на внутри предметном, так и на меж предметном уровнях, при которой стороны, части и элементы одного и того же предмета или взаимодействие нескольких предметов характеризуются тождественностью, равновеликостью. Их воздействие друг на друга не принимает односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других.
В отличие от этого субординацией называют вторую модель упорядочения, при которой один из элементов какого-либо предмета или один из взаимодействующих предметов играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. Вместо со расположения здесь действует соподчинение. Один элемент в составе целостного предмета или отдельный предмет в составе взаимодействия берет верх на другими и подчиняет их себе.
Каково соотношения понятий "субординация" и "иерархия"? в главном понятия "субординация" и "иерархия" имеют синомический характер. Это латинское и греческое название такой формы управления, как соподчинение. Но, как правило, понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Если в какой-либо деятельности субординационная зависимость проявляется многостороннее или на нескольких этапах управления, то в этом случае обычно говорят об иерархии, т.е. расположении тех или иных сложных элементов определенной системы в порядке от высшего к низшему. В сравнении с субординацией иерархия является более объемной и развитой формой управления. Она упорядочивает по линии соподчинение не просто целостности, а системы, в которых управление одного порядка оказывается зависимым от управления второго порядка, управления второго порядка - от управления третьего порядка и т.д. до вершины пирамиды или высшей точки данной системы.
Важнейшими особенностями субординации как формы управления деятельностью предметов являются следующие:
- 1) В условиях этих связей одни предметы оказывают направляющее воздействие на другие, вследствие чего последние начинаются выполнять функции, которые им раньше не были свойственны;
- 2) Значительное изменение функций зависимыми предметами способно провести к изменению их совокупных характеристики и даже качеств в целом.
- 3) Новые функции и новые качества предметов создают предпосылки для возникновения новых субординационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью.
Следовательно, субординацию нельзя понимать, как простое механическое структурирование. В последнем случае внимание обращается обычно лишь на внешнюю сторону. Оставляется без анализа сторона внутренняя - функциональная, а между тем именно ей принадлежит особенно важное значение.
В любой субординации не только высший уровень воздействует на низший, но имеет место и обратный процесс, в силу которого низший уровень также влияет на высший, и очень важно изучить особенности этого влияния.
Нужно отметить, что в блоке с координацией и субординацией целесообразно упомянуть и такую модель социологии управления, как реординация. Реординацией обычно называются третью модель социологии управления, при которой осуществляется правовое или организационное переподчинение одной общности другой или одних сторон частей элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.
О реориданции пока мало что известно в науке. Вместе с тем она является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства переподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении председателя правительства.
Аналогично, представительства ряда федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации переподчинены теперь руководителям субъектов Федерации. Под влиянием актуальных факторов подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта практика характерна не только для государственного управления, но и для всех других видов социального управления.
Координация, субординация и реординация широко распространены в социальной действительности. Именно эти модели управления чаще всего лежат в основе различных систем государственного управления. Можно отметить, что они в равной мере способны придавать системам устойчивость и долговечность. Все попытки преувеличить роль и значение субординационных зависимостей в процессе общественной деятельности не выглядят убедительными. Координационные и реординационные системы также отличаются высоким уровнем надежности и продолжительным временем существования.
В действительной жизни, социальное управление не может быть ограничено какими-либо схемами. В условиях социального взаимодействия поведение тех, кто управляет и имеет возможность управлять, например, быстро перестроить процесс согласованных действий в одностороннее взаимодействие, где одни и (или) немногие решают, руководствуясь личными интересами, а другие подчиняются и исполняют.
Верно сказано: чтобы научиться управлять, нужно уметь подчиняться. Самые дальновидные из нас пытаются этим овладеть: выполнять приказы и вкладывать душу в компанию. Не будем им об этом говорить, но, если между нами, каждый управляет и каждый подчиняется. Общество, в глобальном смысле, построено на разных моделях управления социальной системой. Спрашиваете, что это такое? Это, не больше не меньше - ваша жизнь. Но начнем, как водится, туманно - с теории, и проведем анализ социологических моделей управления.
Понятие
Социальное управление создано, как ни странно, для контроля человеческих ресурсов. И мы не зря говорим "ресурсов". Такой тип управления предполагает именно воздействие с целью получение какой-либо выгоды. То есть контроль происходит не из-за заботы о том, как бы люди случайно не поранились или не расстроились. Нет, социальное управление - это контроль, эффективность которого оценивается материальным, практическим результатом.
Этика, например, контролирует моральные проявления человека, следит за "духовностью" отношений. Для этого существуют различные учения: что хорошо, что плохо, что приемлемо и что некрасиво. Для этики важен не результат, а сам процесс контроля. И здесь мы сразу видим различия: мягкая, пассивная философия и твердая, напористая социология. В сегодняшнюю тему этика не входит; здесь указана лишь для примера различий между типами управления.
Применяется социальное управление в моделях социально-экономических систем. То есть используется практически во всех сферах общественной жизни: контроль персонала, оптимизация рабочего процесса, воздействие на широкие общественные массы. Как уже было сказано, важен именно результат, а значит, предусмотрены разные варианты организации процесса контроля. Для этого существует несколько моделей социального управления и влияния на противоборство информации в обществе.
Понятие модели управления
Модель - вещь сугубо теоретическая. Она показывает то, как должно быть. Особенно сильно это видно в процессе массового производства. Возьмем замечательную машину - "Ладу Калину". Чтобы изготовить это ноу-хау, сотни инженеров и конструкторов не спали долгими ночами. Годы работы дали свой результат - автомобиль готов. Но он всего один, а нужно очень много. Так вот этот первый экземпляр и будет служить моделью для дальнейших копий.
Насчет модели управления - это модель нашей предыдущей модели понятия модели. Ну ладно, не мучайтесь построением цепочки. Модель управления - это то, как теоретически должен выглядеть процесс контроля. Все его детали, тонкости и острые углы. В общем, идеальная ситуация. Но, как мы знаем из примера с "Ладой Калиной", зачастую реальность сильно отличается от теории, причем не в лучшую сторону. Наша сегодняшняя тема - не исключение, но не будем голословными и взглянем на это поближе. Начнем с трех моделей социального управления: субординация, координация, реординация.
Субординация
Нарисуйте вертикальную черту и расставьте на ней метки по возрастанию. Вот этот "график" и будет субординацией. Смысл в том, что каждая часть контролирует ту, что находится ниже. То есть, власть увеличивается по мере продвижения вверх.
Действует контроль в обе стороны, каждая структура непосредственно влияет на остальные. То есть, если инициатива идет сверху, то она затрагивает каждую часть системы до тех пор, пока не спустится к низшей. Низшая принимает какие-либо меры, и инициатива отправляется обратно. Теперь, по мере движения "вверх", каждая структура осуществляет свой контроль. То есть если по пути "вниз" это было что-то вроде приказа, и каждая структура исполняла свою часть, то на пути "вверх" это уже исполнение, за которым ведется контроль.
Плюсы субординации
Главное преимущество субординации - освобождение руководства от лишних обязанностей. Например, если бы руководству пришлось планировать решение всех проблем самостоятельно, то это было бы крайне неэффективно. Субординация же дает ответственность каждой структуре за ограниченный круг обязанностей, при этом контроль на каждом шагу системы осуществляется вышестоящей структурой.
Не менее важное преимущество - гибкость системы. Каждая часть отвечает за определенный круг забот, а значит хорошо решаются разноплановые задачи. То есть все силы не сосредоточены на одной конкретной сфере, а "разбросаны" по необходимости. Контроль со стороны вышестоящих структур, конечно, тормозит этот процесс, но без него нигде и никогда не обойдется.
Минусы субординации
Слабая сторона субординационной модели управления социальным развитием - нерешенные проблемы. Когда незначительные на первый взгляд вопросы остаются без ласки и внимания, то начинают капризничать. Разрастаются и разрастаются, пока не превращаются в серьезную проблему. И вот тогда, из-за рассредоточения сил по разным точкам, корабль субординации дает течь. Часто в такие моменты создаются специальные комитеты или органы для борьбы с крупной проблемой. И такие "чистильщики" работают по системе координации, которую мы рассмотрим чуть позже.
Примеры субординации
За счет своего преимущества субординация чаще используется в больших системах, предполагающих обширный круг однотипных проблем. Например, исполнительная власть. Не углубляясь, можно выделить 4 ступени: органы исполнительной власти, администрация, правительство, президент. Указ поступает от президента, правительство его принимает и посылает в администрацию, откуда раздаются соответствующие указания органам исполнительной власти. Контроль за исполнением осуществляется со стороны каждой вышестоящей структуры в сторону нижестоящей.
Более приземленный пример - воинские образования, армия. Подчинение там происходит, как правило, за счет субординации. Низшие чины подчиняются высшим. Институт ведь обширный, так что такая система хорошо работает. Приказ поступает сверху, офицеры напрягают голосовые связки, солдаты крестятся и идут выполнять. Генерал при этом и знать не знает, чем там рядовые живут - это не его область. За бритоголовых патриотов отвечает офицерский состав. То есть каждая структура ограничена в своей ответственности и подконтрольна вышестоящей.
Как только исполнительная власть принимает определенные меры, управление отправляется выше. Администрация контролирует качество исполнения и "передает ход" правительству, которое, в свою очередь, контролирует саму администрацию. По такому принципу - субординации - и происходит функционирование аппарата власти.
Координация
Сотрите вертикальную черту - больше она нам не пригодится: теперь настало время горизонтали. Поставьте ладонь перпендикулярно носу - получите линию, которая объясняет систему координации. Все отметки на этой прямой равнозначны между собой. Никакой иерархии, как в субординации, только равенство, только хардкор.
Контроль в системе координации не нужен, ведь все силы брошены в одном направлении. Смотрим на горизонтальную линию, которую нарисовали, и убеждаемся в этом. Никакой иерархии нет, все стоят рядом, дружно взявшись за руки. Разве что только "Союз нерушимый" не поют.
Плюсы координации
Главный плюс такой системы - быстрое решение задач. Как только наглец встает перед скоординированной компанией, то быстро устраняется. Огонь ведется по одной цели за раз. Планомерно и системно. Отличительное качество - равноправие каждой структуры системы. Все имеют одинаковое значение, нет главных, нет подчиненных; все друг в друге нуждаются и никто не важнее другого.
Наиболее эффективна система координации в условиях крупных и малочисленных проблем. Субординация бьет по самым неотложным вопросам одновременно, замедляя процесс формирования трудностей. Так что она эффективна, когда проблем множество и их нельзя задавить в корне - приходится только "теснить врага". Координация же предстает во всей красе в решении крупных вопросов. Если проблема разрослась, значит представляет большую опасность для системы. В такие моменты к трубке подходит координация и слышит: "Тут надо кое с кем разобраться". И все, в кратчайшие сроки проблема будет срублена под самый корень.
Минусы координации
Минус координационной модели управления социально-экономическим развитием кроется в отсутствии гибкости. Вся структура "заточена" под совместное решение однотипных вопросов. Как только проблемы начинают валиться со всех сторон - наступает неопределенность. Пока решается одна область, вторая разрастается до невероятных размеров. Такой процесс часто запускается, когда группа людей разрастается, и становится невозможно охватить все сопутствующие с этим проблемы.
Примеры координации
Используется координация в условиях более узких систем, которые отвечают за конкретные однотипные вопросы. Например, суды. Их задачи разнятся лишь в деталях, основная же цель - следование закону и вершение правосудия. Конституционные общей юрисдикции, арбитражные суды и т. д. Их силы направлены в сторону защиты прав человека.
Важная заметка! В то время как вышеперечисленные суды действуют по принципу координации, внутри каждой этой структуры есть своя иерархия, а значит и субординация. К примеру, арбитражные суды содержат в себе несколько частей: арбитражные суды субъектов, арбитражные суды округов, федеральные арбитражные суды и высший арбитражные суд. Среди них действует иерархия, на верхушке которой высший арбитражный суд. Каждая структура подчиняется вышестоящей.
Более близкий к твердой земле пример - общины, коммуны. Каждый трудится на общее благо, все между собой равны. Есть какие-то уважаемые члены социума, но они больше как советники, а не начальники: к ним прислушиваются, но права приказывать у них нет. И для таких небольших общин замечательно работает система координации, так она хороша именно за счет малочисленности коммуны. Проблем немного, и они оперативно решаются. Однако, как только общность сильно расширяется - проблемы увеличиваются прямо пропорционально росту, и система координации начинает "барахлить" из-за невозможности успеть решить все вопросы.
Реординация
С реординацией все немного сложнее. Фактически, это та же самая субординация, только с одним важным отличием - подчинение идет "снизу вверх". Но почему тогда просто не перевернуть субординацию "вверх тормашками" и не придумывать велосипед? Не все так просто. Такое подчинение не является направленным. Реординация не означает, что каждая нижестоящая структура контролирует вышестоящую. Не зря такая система называется "переподчинением". Подчинение как будто чередуется.
Все дело в том, что некая иерархия все равно присутствует: кто выше тот и главнее, к нам ведь вернулась наша вертикальная прямая. Главная деталь - влияние каждой структуры на другую. В контексте реординации каждый вышестоящий орган зависит от нижестоящего. Инициатива исходит не сверху, "от начальства", а снизу - "от подчиненных". К примеру, выдвигается какое-либо предложение, приказа на него сверху не выдавалось. Это предложение идет снизу вверх, проходя стадии контроля на каждой точке. В итоге переходит к начальству.
Вывод
Все описанные выше системы имеют свои плюсы и минусы, одна объективно не лучше другой, просто каждая создана для определенных условий.
Субординационная модель управления социальной организацией полезна для крупных образований с множеством разноплановых вопросов. Если же сообщество малочисленное и проблемы возникают лишь в определенной области, то субординация начинает вредить системе. Одни трудятся, в то время как другие, которые отвечают за иную область, сидят без дела. Такая безответственная растрата человеческих сил бесследно не проходит, разрушая структуру изнутри.
Координация часто находит свое применение в небольших структурах, где все проблемы сосредоточены преимущественно в одной области. Когда же сообщество разрастается, то области проблем начинают расширяться, и, ввиду отсутствия гибкости, система не успевает их покрыть вовремя. При такой схеме структура рано или поздно разрушается под влиянием внешних нападок.
Реординационные модели и методы социального управления еще не так изучены на практике, чтобы говорить о конкретных примерах. Однако минусы здесь схожи с субординацией. Контролирующие органы могут быть недостаточно компетентны в вопросах, которыми управляют. Часто из-за такого непонимания нарушается правильное функционирование системы. В целом, реординация - яркий пример того, какой модели социального управления не существует в большинстве современных организаций. Однако и цвет на экране не сразу прижился.
Все эти системы часто чередуются. Система субординации несет в каждой отдельной структуре систему координации или наоборот. Так что в чистом виде они встречаются редко.