План организации кружка. Обоснование прибыльности проекта по созданию детских курсов компьютерной анимации
ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР
_____________ О.Н. Катина
«___» _____________ 2017г.
Рабочая программа кружка
«Бизнес планирование»
Починки, 2017г.
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Рабочая программа кружка «Бизнес планирование» основа на Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013), концепции Модернизации российского образования до 2020 г., которая предполагает внедрение практико-ориентированного экономического образования.
Актуальность программы обоснована тем, что государство заинтересовано в повышении уровня потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности обучающихся. Оно связано с необходимостью формирования у обучающихся экономических, правовых компетенций, а также воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной и экономической активности.
Цель и задачи программы исходят из принципов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р) «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р), Плана мероприятий по реализации Концепции на 2015-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р).
Кружок «Бизнес планирование» рассчитан на 50 учебных часов (2 часа в неделю) и должен помочь обучающимся 1-4 курсов (группа обучающихся разных возрастных категорий) расширить представление об основах экономических знаний, финансовой грамотности и предпринимательских способностях.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Новизна программы заключается в том, что занятия сочетают в себе лекции и кейс-метод в изучении основ экономики, а на завершающем этапе обучающиеся проводят презентации на выездной сессии по профориентации. Второй особенностью является интеграция курса кружка «Бизнес планирование» с информатикой и коммуникативными технологиями, так как в ходе занятий некоторые темы осваиваются практически, с применением программ ExсеlFraktal, (например: для построения графика колебания курса рубля, прогноз изменения цен). Также используются современные интернет-технологии.
Актуальность программы определяется интересом обучающихся к процессам, происходящим в мировой экономике, стремлением обучающихся овладеть экономическими специальностями в лучших ВУЗах страны, где готовят квалифицированных специалистов, способных эффективному принятию решений в сфере экономики.
Для обучающихся, выбравших иную профессиональную стезю, получить знания по основам бизнес планирования важно в связи с тем, что современный человек должен обладать финансовой грамотностью, ведь в современном мире экономическая и финансовая грамотность становятся неотъемлемой частью культурологической составляющей личности, гражданина.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию практико-ориентированной, проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения обучающихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности.
Цель и задачи программы:
Цель программы: Формирование экономического мышления и экономической культуры. Данные качества развивают определенные ценностные ориентации, а также способность к самовыражению личности, побуждают интерес и стремление к рационализму в работе, изобретательности, выбору оптимального варианта решения социально-экономических задач.
Задачи программы:
▪ сформировать у обучающихся общего понимания экономических законов современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики;
▪ разъяснить содержание основных социально-экономических ролей рыночной экономики:
наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснить причины конфликтов между ними и правовые механизмы их разрешения;
▪ сформировать у обучающихся основы экономической культуры;
▪ сформировать у обучающихся навыки проектно- исследовательской деятельности и кейс-проекта;
▪ сформировать у обучающихся понимание экономических, социальных и политических отношений в обществе;
▪ подвигнуть обучающихся к осознанию ценности бизнес планирования и его необходимости для квалифицированного выполнения любой работы;
▪ заинтересовать обучающихся в непосредственном участии в жизни общества через реализацию практико-ориентированных проектов;
▪ подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.
Поставленные выше задачи дают понимание того, что экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельную составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания обучающихся в области социально-гуманитарных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов, основанных на реалиях современного общества и экономической политики России.
Отличительные особенности программы:
Особенность программы заключается в том, что она позволяет сформировать метапредметные умения и навыки (интеграция с информатикой и коммуникативными технологиями, математикой- математическое моделирование). В программу входит работа по привлечению обучающихся к олимпиадному движению.
Вторая особенность заключается в разнообразии способов получения знаний и навыков. Например: проектно-исследовательская работа, метод кейс-проекта. Это позволяет сохранить у обучающихся интерес к занятиям длительное время.
Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких возрастных групп (1-2 курсы, 3-4курсы) параллельно, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп. Они могут получить основы знаний по финансовой грамотности и экономике, а также составление бизнес проектов.
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год. Для изучения данной программы отводится 50 учебных часов в год, два часа в неделю с продолжительностью занятия 45 минут.
Программа кружка «Бизнес планирование» учитывает возрастные особенности мыслительной деятельности обучающихся, основывается на методике преподавания экономики, основ предпринимательства, финансовой грамотности и создание бизнес-проектов служит для углубления и получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, стимулируют познавательную активность и развивает творческий потенциал обучающихся.
Режим занятий:
Продолжительность | Периодичность в | Количество часов | Количество часов |
занятия | неделю | в неделю | в год |
1 раз в неделю | |||
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Овладение основами бизнес планирования даст обучающимся возможность понять:
роль, которую играют бизнес – планы в экономической;
структуру бизнес проекта;
механизмы его взаимодействия с микроэкономикой, его макроэкономические индикаторы;
сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка,
движущие силы и основные закономерности экономического роста;
основные проблемы развития российского предпринимательства,
основы
процессе обучения обучающийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно - в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
Обучающиеся по выбору выполняют творческую работу (например: составление бизнес – плана, разработку своего бизнес – проекта (индивидуально или коллективно), участвуют в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс Предприятие»).
Знания, полученные при изучении программы кружка «Бизнес планирование» позволяют обучающимся принимать участие в муниципальных, окружных, региональных и заключительных этапах олимпиад различного уровня по экономике, бизнес планированию, моя профессиональная карьера и др. Это позволяет объективно оценить успехи обучающихся.
Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, формирование метапредметных умений, привитие стойкого интереса к математическому моделированию в экономике, построению графиков в различных программах, к изучению учебных предметов социально-гуманитарного профиля.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов |
|||
1 год обучения |
||||
практика | ||||
Понятие о бизнес - плане. | ||||
Разделы бизнес – плана. | ||||
Оценка рынка сбыта. | ||||
Оценка конкурентов. | ||||
План производства. | ||||
Организация деятельности. | ||||
Резюме бизнес – плана. | ||||
Презентация плана. | ||||
Регулирование сферы бизнеса в РФ. | ||||
ИТОГО |
темы | Наименование темы | темы | Формы контроля |
Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК. | Теория : цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности Практика: информационная анкета, Зачет по ТБ. | Беседа, фронтальный опрос. Зачет по ТБ. |
|
Проектная деятельность. Составляющие проекта. | Теория : Понятие о проекте, проектной деятельности. Составляющие проекта. Этапы выполнения проекта. | ||
Работа над буклетами «Финансовая грамотность». | Теория : Понятие о финансовой грамотности. Финансовые риски и их виды. | ||
Понятие о бизнес - плане. | Теория : Понятие бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении компанией. | Беседа, текущий контроль. |
|
Разделы бизнес – плана. | Теория : Общая структура бизнес-плана: титульный лист; аннотация; меморандум о конфиденциальности; оглавление. Основные разделы: резюме; история бизнеса организации (описание отрасли); характеристика объекта бизнеса организации; анализ бизнес-среды организации; план маркетинга; производственный план; организационный план; финансовый план; оценка и страхование риска; приложения. Практика: Определение структуры разрабатываемого бизнес-плана. | ||
Выбор товара и конкурентной стратегии. | Теория : Пять основных факторов выбора товара и конкурентной стратегии: рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают поставщики сырья и комплектующих изделий; рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают покупатели готовой продукции; стремлением фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей (субститутов); открытостью рынка для новых конкурентов, возможностью и степенью легкости их появления на рынке; соперничеством между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров. Практика: Определение формы плана. Определение товара. Выбор стратегии | Беседа, текущий контроль. |
|
Оценка рынка сбыта. | Теория : Исследование и анализ рынка сбыта. Классификации рынков сбыта по сфере общественного производства; по характеру конечного использования; по сроку использования; по территориальному охвату; по соотношению продавцов и покупателей; по объему реализации. Практика; Определение рынок и формы сбыта. | Тестирование, текущий контроль выполнения работ |
|
Оценка конкурентов. | Практика: Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад? Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов? Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов? В чем вы рассчитываете их превзойти? | ||
План производства. | Теория : При составлении плана производства необходимо ответить на следующие вопросы: прически. Практика: Отвечаем на следующие вопросы: Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии? Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем? Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали? Предполагается ли производственная кооперация и с кем? Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? | Фронтальный опрос, текущий контроль выполнения работы |
|
Организация деятельности. | Теория : Организационная структура; ключевой управленческий персонал; профессиональные советники и услуги; персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы. Практика: Формируем организационную структуру. | Беседа, текущий контроль выполнения работы |
|
Выбор услуг и конкурентной стратегии. | Практика: Обобщение пройденного материала. Возникновения стратегического управления предприятием; формирование конкурентных преимуществ товара или услуги. | Фронтальный опрос, беседа, текущий контроль выполнения работы |
|
Резюме бизнес – плана. | Практика: Актуальность разработки бизнес-плана. Структурное построение бизнес-плана и его содержание. | Тестирование. Итоговый контроль выполнения задания |
|
Презентация плана. | Практика: Разработка презентации. Оформление проекта. | Выполнения задания. |
|
1 4 | Регулирование сферы бизнеса в РФ. | Теория : Источники права, регулирующие экономические отношения в РФ. Признаки предпринимательской деятельности. Понятие прибыли Значение предпринимательской деятельности. | Беседа, текущий контроль выполнения работы |
Проблемы развития российского предпринимательства. | Теория : Система поддержки малого предпринимательства в России, проблемы и перспективы ее развития. Проблемы поддержки малого бизнеса в России. | Беседа, текущий контроль выполнения работы |
|
Итоговое занятие. Защита проекта. | Теория : Итоговое тестирование. Практика: Защита проекта в свободной форме. | Итоговый контроль выполнения работы. Защита проекта. |
Для реализации программы «Бизнес планирования» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 20 участникам, оборудованный необходимыми техническими средствами (компьютером, проектором, экраном, принтером).
Требования к умениям и навыкам обучающихся
В результате посещения кружковых занятий «Бизнес планирования» обучающиеся должны знать:
что представляют собой структуру бизнес- проекта;
основные понятия и термины экономики и планирования,
предпринимательство, маркетинг, менеджмент;
природу и сущность экономических процессов планирования,
обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений возникающих в ходе этих процессов.
результате посещения кружковых занятий «Бизнес планирования» обучающиеся должны уметь:
воспринимать содержание экономической информациидля создание проекта в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках,
используемой в СМИ;
формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;
вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.
Оценочные материалы:
В качестве оценочных материалов прикладной экономики используются:
Архив заданий по экономике, финансам, по основам предпринимательства и финансовой грамотности (задания на метапредметном уровне) Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный, региональный этап).
Критерии оценки проектно-исследовательских работ
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Список литературы
Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 10-11 кл.: М.: 2010
Горяев А., Чумаченко В.; Основы финансовой грамотности. М.: Просвещение, 2016
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. Учебник для 10-11 кл. : М. : Вита-Пресс, 2004
Липсиц И.В. Экономика. В двух книгах. : М.: Омега, 2006
Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике. Для учащихся 9-11 кл. В 3-х. кн. - М.: «Вита-пресс», 2006.
Интернет-ресурсы:
https://fmc.hse.ru/video цикл видео лекций НИУ «Высшая Школа Экономики» Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и средне профессионального образования». Цикл видео лекций.
www.ecring.ru Электронный образовательный ресурс «Экономика в школе».
http://www.olimpiadaifru.ru Образовательный ресурс Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовым рынкам.
С чего начинать организацию кружка? Дело это совсем не такое простое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база мастерских и интересы учащихся. При выборе профиля кружка учителю следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами. Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать. Учет интересов, учащихся - это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления. Перед учителем стоит труднейшая задача - так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены. Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения, помогать в решении поставленной задачи.
В настоящее время кружок является наиболее распространённой формой организации внешкольной работы.
Организация кружка включает следующие элементы:
а) групповую форму обучения. Набор групп, учащихся осуществляется в строго определённое время, как правило, раз в год - в начале учебного года;
б) ограниченный период работы учебной группы. Группа работает один год, по истечении которого происходит новый набор в кружок, работающий по той же программе (цикличность работы). Если в кружке несколько групп, этот принцип также сохраняется. Учащиеся младших групп переходят в старшие, которые работают по той же программе, что и в предыдущий год;
в) преимущественно одновозрастной состав групп, хотя этот принцип не является обязательным. В кружке можно, например, формировать группы, набираемые не по возрасту, а по способностям учащихся;
г) строгая система учебных занятий, предусмотренных программой, ориентированная на приобретение знаний, их закрепление, творческое развитие, практическое применение;
д) преимущественная форма кружковых занятий - урок.
Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:
1) Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей учеников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
2) Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы.
3) Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практическим работам. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.
Программа
кружка для учащихся 10 «Б» класса
«Предпринимательское право»
Кулешова Т.С.
2012 г.
Людям, решившим действовать, обыкновенно сопутствует удача; напротив, она редко бывает у людей, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.
Настоящая программа является обучающей. Она составлена на основе программ по экономике Кашаниной Т.В. и Кашанина А.В.
Программапозволяет удовлетворить потребность учащихся в знаниях по одному из самых важных актуальных и современных разделов права - «Предпринимательское право».Она призвана дать старшеклассникам целостное представление о том, как право регулирует экономическую жизнь в нашей стране. Курс призван восполнить пробел систематического образования в сфере экономики и предпринимательства. Она будет способствовать комплексному представлению по вопросам предпринимательства. Структура программы выстроена в соответствии с общей логикой учебной программы, включает комментарии к нормативно-правовым источникам, регламентирующим правовые особенности реализации предпринимательской деятельности в России. Наиболее значимыми вопросами являются:
Создание коммерческих организаций;
Субъекты права собственности;
Право собственности граждан;
Способы приобретения собственности;
Банковские операции;
Государственные финансы;
Экономическое партнёрство;
Споры и порядок их рассмотрения.
Состав программы кружка для учащихся 10 «Б» класса.
«Предпринимательское право»
Пояснительная записка.
Цель кружка «Предпринимательское право».
Задачи кружка «Предпринимательское право».
Методы и формы обучения
Ожидаемый результат.
Примерное тематическое планирование кружка. «Предпринимательское право».
Пояснительная записка.
Изучение предпринимательского права – насущная необходимость как для современного юриста, работающего в сфере хозяйственной деятельности, так и для предпринимателя, имеющего своё дело, менеджера, руководителя коммерческой организации, да пожалуй, и любого гражданина нашей страны в современных рыночных условиях.
Современная молодёжь должна хорошо разбираться в правовых, и в предпринимательских основах, так как это является сейчас особенно актуальным. Кружок предназначен помочь старшеклассникам получить основы знаний, которые поспособствуют их успешной адаптации и поиску своего места в жизни.
Кружок «Предпринимательское право» позволяет расширить знания учащихся профильного класса по данной теме и способствует профессиональному выбору в сфере социально-гуманитарных наук.
Продолжительность кружковых занятий - 17 часов. Изучается в течение одного полугодия.
Цель кружка : развивать интеллектуальные и практические умения у старшеклассников в области предпринимательского права.
Задачи:
Подготовить учащихся к самостоятельному выбору профессии;
Способствовать формированию знаний и навыков по предпринимательскому праву;
Способствовать развитию самостоятельной работы;
Развивать логическое мышление;
Способствовать развитию коллективной работы
Методы обучения:
словесный: рассказ, беседа, учебная дискуссия;
частично- поисковый: работа с дополнительной литературой, интернет - ресурсами.
деятельностный: участие в практикумах, выполнение социальных ролей.
Формы обучения:
занятие-лекция,
практикум,
ролевая игра,
встреча с интересным человеком,
экскурсия, интегрированное занятие,
Защита творческих работ и др.
Ожидаемый результат.
В процессе обучения, работая с источниками, дополнительной литературой, Интернет – ресурсами, учащиеся закрепят навыки самообразования.
Приобретают следующие умения:
поиск,
первичный анализ и применение информации по теме курса (например, составление договора, бизнес-плана;
изложение и аргументация собственных суждений по экономическим, правовым проблемам;
выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.
Тема 1. Введение (1час)
Основные цели курса, его содержание, формы занятий, виды отчётности.
Тема 2. Правовой статус предпринимателя (2часа).
Лицензирование, лицензия, обязанность предпринимателя, ответственность в сфере предпринимательства, позитивная ответственность предпринимателя, субъект предпринимательства, субъективное право предпринимателя.
Тема 3. Формы предпринимательства. (3часа).
Производственное предпринимательство. Предпринимательство в сфере услуг, индивидуальное предпринимательство, партнёрское предпринимательство, корпоративное предпринимательство, маркетинг, коммерческая тайна, информация, брэнд, дилер, дилерская деятельность, аукцион, бартерная сделка, биржевая сделка, брокер, бизнес-план.
Тема 4. Юридические лица.(2час).
Юридическое лицо, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив, унитарное предприятие.
Тема 5 . Договоры в сфере предпринимательской деятельности (2часа).
Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, договор аренды предприятия, договор в сфере предпринимательской деятельности, франчазинг, лизинг, договор поставки, договор страхования предпринимательских рисков (практика-Договор на оказание юридических услуг, договор о создании ФПГ).
Тема 6. Создание коммерческих организаций. Несостоятельность предпринимателей.(2часа).
учредительные документы, банкротство.арбитражный суд.
Тема 7. Конкуренция: выбор стратегии поведения на рынке (1 час).
Конкуренция, конкурентность и монополия. Оценка конкурентов. Стратегия поведения на рынке, типы конкурентных рынков. Практикум: определение типов конкурентных рынков.
Тема 8. Защита прав потребителей и предпринимателей (1час).
Потребитель и его права, закон РФ «О защите прав потребителей», защита прав предпринимателей, экономический спор.
Тема 9.банковские операции(1час).
Банк, кредит, займ, вклад, эмиссия.
Тема 10.экономические споры(1час)
Преддоговорные споры, договорные споры, убытки, деловые репутации, товарный знак, гражданские споры.
Тема 11. Резерв. Защита творческих проектов(1час).
Тематический план
(10 класс - 2007-2008 учебный год – 16 часов)
Всего часов
теория
практика
1.
Введение
1
1
2.
Правовой статус предпринимателя
2
1
1
3.
Формы предпринимательства
3
2
1
4.
Юридические лица
2
2
5.
Договоры в сфере предпринимательской деятельности
2
1
1
6.
Создание коммерческих организаций. Несостоятельность предпринимателей
2
1
1
7.
Конкуренция и монополия
2
1. Конкуренция и её виды
2. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
0,5
0.5
0,5
0,5
8.
Защита прав потребителей и предпринимателей.
1
1
9.
Банковские операции
1
1
10.
Экономические споры
1
1
11.
Резерв
1
1
Т.В. Кашанина «Право и экономика» 10-111 класс.учебник.
Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц «Основы экономики 10-11 класс. Учебник.
Элективный курс «Как заработать на жизнь» сборник элективных курсов по обществознанию (экономика,и социальное проектирование): для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11 классах: метод. Пособие/ сост. Т.А. Корнева, О.В. Козачек, В.В. Черников; под ред. О. В. Козачек, В.В. Черникова, - М.: Глобус, 2007. -137с. (Профидьная школа)
Экономика (практикум) Диск..
5. А.Ю.Архипов «Основы предпринимательской деятельсти.»
Л.Л.Любимов, И.В.Липсиц «Основы экономики 10-11 класс. Учебник. 1993г
Экономика (практикум) Диск в 2-частях
Рефераты по экономике. Диск.
Конституция РФ
Система «Консультант плюс», справочно-правовая система «Гарант».
Во внеурочной работе применяются разнообразные формы организации деятельности учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания, и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач. Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе, используемые для нескольких классов, в масштабе всей школы. Одной из универсальных форм организации внеурочной деятельности является кружок.
Кружок, по определению советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора Сергея Иванович Ожегова – группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь .
Кружок - традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт. Кружок - это наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности по технологии.
Кружковая работа предполагает определенную программу деятельности, которая строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных, индивидуальных особенностей.
Целью кружковой работы является:
Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей дошкольников и их родителей;
Создание условий для гармоничного развития личности дошкольников в различных видах деятельности;
Расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности;
Повышение качества воспитательно-образовательной работы.
Задачи кружковой работы.
1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.
3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.
4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.
5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.
7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
8. Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
9. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом .
Планирование работы кружка (группы, студии). План работы кружка (группы, студии) обычно составляется на год или на все года обучения. Программа кружковых (групповых, студийных) занятий составляется руководителем кружка (группы, студии) по форме, принятой в данной организации (школе, Центре дополнительного образования и т.д.). Содержание занятий варьируется в зависимости от возраста учащихся, их интересов, основных целей кружка (группы, студии).
Для успешной организации кружка используются разные формы. Форма – это структура, система организации чего-либо. Наиболее распространенными являются такие формы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Кружок включает в себя индивидуальные задания, задания в парах, в группах, а также ролевые игры и различные этические задачи .
Методы кружковой работы: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Из первой группы методов в кружковой работе наиболее употребляемыми являются такие методы как:
1) рассказ на этическую тему, который используется преимущественно
в младших классах, – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает учащихся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
2) разъяснение – метод эмоционально – словесного воздействия на учащихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
3) этическая беседа – метод систематического и последовательного
обсуждения знаний. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Из второй группы методов широко используются:
1) упражнение – всеобщий метод формирования необходимых качеств личности. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности.
2) приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.
Практически не используется метод «требование» Из методов стимулирования применяются такие методы как:
1) поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий учащихся. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, благодарность.
2) соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств .
Недопустимым в кружковой работе является наказание. Каждый метод в кружковой работе выполняет свои функции, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними замедляется движение процесса к намеченной цели. Поэтому оптимальное и гармоничное сочетание системы методов в кружковой работе способствует целостному развитию личности воспитанника, формированию запрограммированных отношений, определенных личностных качеств и развивает в нем способность адекватно реагировать на воспитательное воздействие.
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев.
Таким образом, кружковая работапроводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Она служит средством профессиональной ориентации учащихся, в которой тесно переплетаются образовательные, развивающие, а главное, воспитательные задачи.