Понятие престижности профессии. К заводам передом, к офисам спиной Снижение престижа рабочих профессий
При выборе профессии надо помнить и то, что не место красит человека, а человек - место. Не стоит забывать о том, что профессия должна соответствовать способностям и приносить моральное удовлетворение.
Престиж профессии определяется не только высоким доходом и социальным статусом, но и такими показателями как стабильность, перспектива карьерного роста, востребованность в отдалённом будущем.
ТОП-10 самых престижных профессий в России:
- Программисты, специалисты IT-технологий. Специалисты этой сферы высоко востребованы в настоящее время, их труд хорошо оплачивается. Бурное развитие IT-технологий в России предполагает постоянную востребованность профессии на долгие годы.
- Предприниматели, бизнесмены. Частный бизнес при наличии коммерческих способностей может приносить высокие доходы. Дополнительным плюсом является независимость от работодателя.
- Топ-менеджер — лицо компании, руководитель высшего звена, что само по себе престижно. И соответственно оплачивается. Кроме профессиональных навыков и специфических знаний в своей отрасли, топ-менеджер должен обладать креативным и гибким мышлением, высокими аналитическими способностями, постоянно учиться новому. Причём в разные периоды деятельности компании от топ-менеджера требуются разнообразные качества: на этапе start-up он должен проявить себя ярким лидером и успешным предпринимателем; в период расцвета — дальновидным стратегом; в момент кризиса — опытным антикризисным управляющим.
- Юристы, адвокаты. Население России в большей части является юридически неграмотным, а юриспруденция — громоздкой, поэтому юристы будут востребованы постоянно. Наиболее востребованными и высокооплачиваемыми во все времена являются юристы по гражданским делам.
- Врачи. Профессия считается самой благородной и престижной во всём мире, но не очень высокооплачиваемой в России. Самая высокая зарплата врачей на Камчатке.
- Лётчики и космонавты. Эти профессии не только престижны, но уважаемы, романтичны и высокооплачиваемы в любом регионе России.
- Творческие профессии (дизайнеры, артисты) престижны в смысле уважения и узнаваемости. Всё зависит от таланта, целеустремлённости, удачи. Как справедливо говорится о творческих профессиях: «Первую половину жизни человек работает на имя, вторую половину — имя работает на человека».
- Инженеры. Престиж этой профессии возрастает в период развития промышленности, но с материальной точки зрения это не самая выгодная профессия в России.
- Банкиры. Все профессии, которые ассоциируются с финансами, изначально престижны. Быть банкиром считалось престижным во все времена. Здесь всё зависит от размеров банка, занимаемой должности, региона и т. п. В последнее время престижнее работать в государственном банке, чем в частном.
- Экономисты. Престиж профессии также зависит от места работы, должности, региона. Но несомненно то, что эта профессия универсальна и востребована при любом социальном строе, в любой отрасли народного хозяйства и на всех уровнях.
При выборе профессии надо помнить и то, что не место красит человека, а человек — место. Не стоит забывать о том, что профессия должна соответствовать способностям и приносить моральное удовлетворение. Понять свою предрасположенность к определенной профессии вы можете на консультации по профориентации в центре Эльмиры Давыдовой.
Самые престижные профессии в мире
- Нанотехнологи. Специалисты этой сферы будут постоянно востребованы в будущем. Поскольку отрасль является самой актуальной государственной программой в развитых странах мира и хорошо финансируется, высокая оплата труда нанотехнологов гарантирована на многие годы вперёд.
- IT-специалисты. Эта профессия уже много лет находится в списке престижных и в будущем также предполагается её высокая востребованность, достойная оплата ввиду того, что специалисты IT-технологий обеспечивают функционирование практически всех процессов современного мира.
- Биотехнологи — профессия будущего в сельском хозяйстве, здравоохранении и пищевой промышленности. Являясь государственной программой, которой предстоит бурное развитие, биотехнология достойно финансируется. Быть учёным или практиком в этой сфере очень престижно.
- Экологи. Проблема загрязнения окружающей среды со временем только усугубляется. Поэтому экологи будут востребованы всегда не только с целью очищения среды, но и для разработки новых экологически чистых технологий и производств.
- Маркетологи. Современный мир перенасыщен товарами и предложениями услуг. Без маркетологов в деле их реализации и производства новых, необходимых потребителям, не обойтись.
- Врачи разной специализации: анестезиологи, хирурги, психиатры, терапевты, дантисты. Здоровье — это главное, что ценят люди и на чём они не экономят. А хорошие врачи пользуются заслуженным уважением.
- Технические и исполнительные директора в различных отраслях промышленности. Для создания нового конкурентоспособного продукта или новых технологий требуется умение работать с большими объёмами информации, координировать работу многих сотен людей. Такая работа под силу неординарным личностям.
- Юристы. Во всех странах мира профессионалы юриспруденции имеют престижный статус. Ведь даже в век интернет-технологий, когда любому человеку доступны книги по законодательству, разобраться в их громоздких хитросплетениях может далеко не каждый.
- Пилоты. Пассажиры авиалайнеров изначально относятся с уважением к профессионалам, которым доверяют свои жизни. Современный самолёт — это суперсложная машина, для управления которой требуются серьёзные технические знания, отличная физическая подготовка, психологическая устойчивость, умение оперативно принимать ответственные решения.
- Финансовый аналитик рынка — специалист, владеющий информацией о колебании цен, соотношении спроса и предложения на рынке. Он может дать грамотную консультацию по сделкам на финансовых рынках и прогноз на будущее.
Руководители производственных компаний рассказали о том, как работать над привлекательностью рабочих мест
Быть рабочим - это престижно. Что смущает в этой фразе? Представителей бизнеса - ничего. По мнению руководителей производственных компаний, сегодня создаются настолько современные и комфортные условия труда, при которых работать часто приятнее и безопаснее, чем в офисе.
В мае 2012 года президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу - к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Позже он уточнял, что эти рабочие места должны быть «эффективными», следовательно, созданы взамен старых. Такие рабочие места могут оборудовать эффективные компании, перешагнувшие кризисы и адаптированные к современным экономическим условиям. С одной стороны, они накопили большой опыт работы с сотрудниками, с другой - благодаря своей долгой истории являются для многих более стабильным и привлекательным работодателем.
Мы обратились в современные, успешные и эффективные компании с вопросом: «Что тормозит повышение престижа инженерных и рабочих профессий?», чтобы узнать, как этот процесс выглядит изнутри тех компаний, которые своими руками и создают новый престиж.
-
Директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга»
Престиж рабочих и инженерных специальностей давно уже не низкий. Молодые люди понимают, что после колледжа они имеют шансы на высокооплачиваемую работу, и идут учиться на рабочие профессии. Безусловно, представители молодого поколения хотят работать не на заводах с «советским прошлым» - они ищут современные, высокотехнологичные производства, стремятся в продвинутые, быстрорастущие компании. ОЭЗ «Алабуга» ежегодно запускает от двух до пяти заводов и закладывает столько же. Высокий поток входящих кандидатов на рабочие и инженерные вакансии у резидентов и в самой ОЭЗ подтверждает, что быстрорастущая компания - это всегда желанный работодатель.
Мы не чувствуем дефицита специалистов рабочих и инженерных профессий и не испытываем проблем с привлечением таких кадров. С другой стороны, очевидно, что хорошие профессионалы стоят дорого и предпочитают работать в успешных, востребованных компаниях, которые обеспечивают сотрудникам достойные условия. Мы взаимодействуем с вузами и колледжами в Елабуге и Набережных Челнах - специально готовим специалистов под требования резидентов. Выпускник, прошедший стажировку в ОЭЗ, за два месяца становится полностью подготовленным к реальной работе специалистом. Мы оплачиваем стажировку, чтобы у молодых профессионалов был стимул остаться в ОЭЗ и продолжать работу с нами. Видим, что в Набережные Челнах более ярко проявляются традиции рабочих специальностей, - поэтому мы активно работаем со студентами и выпускниками колледжей автограда.
-
Соучредитель и директор ООО «Ледел»
К сожалению, в 90-е годы престиж инженерных и рабочих специальностей упал, абитуриенты предпочитали другие профессии. Поэтому сейчас на рынке труда мало талантливых инженеров, светотехников, конструкторов. Мы испытываем сложности в поиске хороших инженеров. Обучить человека рабочей профессии достаточно легко, а вот обучить инженера специфике работы в нашей сфере достаточно трудно. Большую часть сотрудников мы «выращиваем» сами. Берем на работу молодых специалистов, вкладываемся в их обучение, даем ресурсы для саморазвития. В процессе работы они получают необходимый опыт и становятся ценными кадрами.
Сейчас спрос на квалифицированных инженеров достаточно высок. Нанять хорошего специалиста для компании - дорого, поэтому растет и уважение к этим профессиям.
Мешают повышению престижа отсутствие популяризации рабочих профессий и отсутствие системы, поддерживающей и развивающей молодых разработчиков и изобретателей.
-
Руководитель Камского центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан
Престиж на сегодняшний день характеризуется в первую очередь оплатой труда. К сожалению, на сегодняшний день уровень зарплат инженерных специальностей не является одним из самых высоких в России. Поэтому на работу идут отнюдь не «чемпионы» своего дела. Однако времена меняются, и мы видим факты, что, например, инженер высокой квалификации и с уникальными компетенциями на рынке труда может стоить очень дорого.
Думаю, что эта положительная тенденция в России сохранится и наши инженеры будут зарабатывать не меньше, чем в Европе или США.
-
Руководитель департамента безопасности и графики «3М Россия»
Люди - это, несомненно, главный ресурс любой компании. Не секрет, что сегодня в стране ощущается недостаток квалифицированных рабочих кадров, при том что потребность в них возрастает. В этой ситуации высококвалифицированные работники могут выбирать место своей работы, исходя из таких показателей, как заработная плата, соцпакет, различные компенсации и другие, а компании вынуждены за них бороться, предлагая все более конкурентные условия. Молодое поколение более внимательно относится к своему здоровью, поэтому работодателю необходимо предоставлять не только конкурентную оплату труда, но и конкурентные условия труда.
Есть предприятия, которые реализуют комплексные специальные программы защиты своих работников. Это в основном флагманы российской промышленности, крупные корпорации с высоким уровнем социальной ответственности, к деятельности которых привлечено внимание общественности. Есть и небольшие компании, очень ответственно относящиеся к здоровью сотрудников и обеспечивающие их и качественными средствами защиты, и всесторонней информацией. На этих предприятиях вопрос нехватки высокопрофессиональных рабочих кадров, как правило, стоит не так остро или не стоит вообще.
Я посещаю предприятия, общаюсь с рабочими на местах, вижу разницу между подходом к обеспечению собственной безопасности молодежи и старшего поколения. Как я уже отмечал, молодежь более ответственно относится к этому вопросу и проявляет больший интерес к качественным средствам защиты, они готовы учиться, получать информацию, осваивать новые технологии, тогда как старшее поколение предпочитает работать по старинке.
-
Совладелец, директор и управляющий крупнейшей в России козьей фермы «Лукоз Саба», замдиректора ЗАО «Сернурский сырзавод»
Действительно, престиж рабочих профессий ниже других. Зачастую люди предпочитают иметь даже более низкую зарплату, но, что называется, «непыльную» работу. Боюсь, мои рецепты повышения престижа рабочих специальностей будут слишком универсальными. Тем не менее главными вижу три условия. В первую очередь - достойная заработная плата. Я регулярно отсматриваю статистику по компаниям своего района, чтобы быть конкурентоспособными. По уровню мы, как правило, в тройке по своей отрасли.
Следующий важный фактор - это коллектив. Не секрет, что в сельском хозяйстве средний возраст сотрудников немолодой, и молодые люди не хотят туда идти работать просто потому, что не чувствуют себя своими в коллективе. Руководителю нужно ставить задачу на активное омоложение, выстраивание отношений с коллективом. В нашей компании это проще, потому что мы относительно новое юрлицо, нам удалось сразу собрать молодой коллектив. Это, в свою очередь, подтягивает и новую волну молодых сотрудников, потому что комфортно работать в таком коллективе: с людьми одних интересов, одного понимания жизни. Тогда и коммуникации внутри компании выстраиваются проще. Что делать, если коллектив более взрослый, - это сложная задача и, пожалуй, тема для отдельной статьи. В возрастной коллектив очень сложно привести молодежь, если не заманивать их большими зарплатами. Но разнобой с зарплатами, в свою очередь, - источник других конфликтов.
И третий фактор - это условия труда. Много говорится о том, что у «айтишников» в офисе есть бесплатные печеньки, пинг-понг. Но ведь так можно оборудовать рабочее место в любой компании! Мы так много времени проводим на работе, что она должна быть комфортной и быть местом, куда хочется идти. Честно говоря, приходя на переговоры или в любую новую компанию, я стараюсь зайти в туалет и посмотреть, как там все организовано. Очень часто по состоянию туалета можно сказать, как идут дела в компании. Комната приема пищи, чистые отремонтированные туалетные комнаты, аккуратные раздевалки и новая спецодежда… Мы, руководители, часто забываем о таких вещах, сидя в кабинетах и занимаясь малопонятной рядовым сотрудникам работой. Но я стараюсь хотя бы раз в месяц обойти и посмотреть, что происходит в раздевалках, туалетах, комнатах приема пищи.
Генеральный директор KASTAMONU в России (завод расположен в ОЭЗ «Алабуга», г. Елабуга)
Я бы не стал говорить о том, что сегодня престиж инженерных специальностей низкий. Он показывает заметный рост и сейчас высококвалифицированный инженер - это очень востребованный на рынке специалист.
По рабочим специальностям ситуация несколько отличается, но тенденция также имеет положительную направленность. Рынок перенасыщен гуманитарными специальностями, в то время как нам, крупным производственным компаниям, необходимы в том числе и инженерные, и рабочие специальности.
Создавая комфортные и безопасные условия для труда своих сотрудников, мы одновременно стремимся привить им ценности нашей общей корпоративной культуры. Для нас важно, чтобы трудовой коллектив был единым целым, основывался бы в своей работе на взаимоуважении, взаимопомощи, соблюдении этических норм, принципов ресурсосбережения и ответственном отношении к окружающей среде.
Интернет-газета «Реальное время»
Августовская конференция педагогических работников
«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»
«Учитель живёт до тех пор,
пока он учится.
Как только он перестаёт учиться,
в нём умирает учитель».
К.Д. Ушинский
Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног
o
стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;
-это функциональная важность профессии;
- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;
- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.
Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов
В среде обучающихся
– свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей
, определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и
результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.
Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.
Качество образования - это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:
носительзнаний
передачазнаний
получательзнаний
восприимчивостьметодикпередачизнаний
фундаментальностьзнаний
востребованностьполученныхзнаний
получениеновыхзнаний.
Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии - это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.
Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:
высокий уровень основного педагогического образования;
повышениепрестижаучительскойпрофессии;
мотивация учителей к продолжению образования;
обмен информацией и опытом среди учителей;
Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.
Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.
Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.
Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.
Учитель должен быть талантливым
Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.
Учитель должен иметь духовное здоровье
Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.
Учитель должен быть всегда молодым
Что же это такое молодость для учителя?
Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость, а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.
Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.
Учитель должен быть мудрым и сильным
Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.
Надо жить с верой в лучшее
Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.
Трудись творчески, а иначе зачем?
В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.
Имей активную жизненную позицию
Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.
Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.
Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.
Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.
В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.
В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.
Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.
Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.
Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.
Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.
В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.
Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.
Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах
, в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.
Уважаемые, коллеги!
Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!
Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево
МаксимоваЛюбовьМихайловна
События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению престижа рабочих профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно без изменения политики государства в области трудовых ресурсов.
Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих восполняют мигранты из ближнего зарубежья, но уровень их квалификации не соответствует современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать учеников школ на получение профессий, которые будут пользоваться спросом на рынке труда, приносить стабильный материальный достаток. Нужно воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу и стабильный доход.
Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно на государственном уровне. Одно из важнейших условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно изменить сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.
По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно быть уделено должное внимание.
Работа по профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд рабочего.
Экскурсии на производство для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность узнать историю развития предприятия, увидеть сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать в нем.
Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст возможность увидеть как делается фарфор и посетить Галерею фарфорового искусства, или в гончарную мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят, как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.
Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их профессионального выбора во многом зависит будущее нашей экономики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе
События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению престижа рабочих профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно без изменения политики государства в области трудовых ресурсов.
Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих восполняют мигранты из ближнего зарубежья, но уровень их квалификации не соответствует современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать учеников школ на получение профессий, которые будут пользоваться спросом на рынке труда, приносить стабильный материальный достаток. Нужно воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу и стабильный доход.
Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно на государственном уровне. Одно из важнейших условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно изменить сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.
По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно быть уделено должное внимание.
Работа по профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд рабочего.
Экскурсии на производство для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность узнать историю развития предприятия, увидеть сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать в нем.
Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст возможность увидеть как делается фарфор и посетить Галерею фарфорового искусства, или в гончарную мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят, как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.
Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их профессионального выбора во многом зависит будущее нашей экономики.
ЮВЕНОЛОГИЯ
Л.Н. Тимирова РОЛЬ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИЙ В ИЗМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА
Статья посвящена анализу влияния престижа профессий на трансформационные процессы, происходящие в социально-профессиональной структуре общества, через профессиональное самоопределение молодежи.
К>нец 80-х - 90-е годы XX века в России ознаменовались кризисом всех сфер жизни общества и государства: изменение государственного устройства, переход к рыночной экономике, трансформация социальной структуры, коренной переворот в мировоззрении, идеологии, ценностях. Реформы коснулись и социально-профессиональной структуры российского общества, появилось большое количество новых профессий и видов деятельности: программист, менеджер, банкир, предприниматель и т.д. При этом ломка ценностных ориентаций, как молодежи, так и всего общества, на тот период времени привела к изменению отношения к труду и профессии, которое является одним из показателей социального статуса человека, его положения в системе общественных отношений и связей. Существенной трансформации подвергся престиж различных профессий. Будучи одним из основных факторов, который оказывает существенное влияние на профессиональное самоопределение школьников, он несомненно играет важную роль и в преобразовании социально-профессиональной структуры общества.
Одним из первых, кто начал в нашей стране изучать престиж профессий у молодежи, был В.Н. Шубкин, давший подробное обоснование этого понятия как показателя субъективного отражения социальной иерархии в массовом сознании групп и классов . А.Б. Кур-лов и Ю.А. Лязина несколько уточнили данной понятие, определяя его, как оценочное суждение, фиксирующее степень материальной обеспеченности, широту диапазона социальных возможностей, степень социальной защищенности, определенный уровень культуры и образования и т.д., носителя той или иной социально-профессиональной группы .
Ф.К. Каников и О.В. Трунькина, отмечая, что профессиональная ориентация непосредственно подвержена влиянию престижа, то есть места, которое занимает та или иная профессия в общественном сознании, выделяют в многомерном содержании социального престижа профессии три основных измерения или фактора: 1) содержательность и творческие возможности профессии; 2) социальные и стратификационные возможности профессии (оплата, уровень доходов и т.д.), перспективы карьеры; 3) динамика профессий и престижа; ретроспективные, актуальные и перспективные аспекты профессии . По мнению ученых, все эти факторы составляют ядро системы детерминации профессиональных ориентаций как социально и социокультурно обусловленного процесса.
Разные социальные общности, как подчеркивает Г. А. Чередниченко, имеют свои специфические системы ценностей, через призму которых они рассматривают профессиональную (а затем и стоящую за ней социальную) структуру, и именно по этой причине возникает представление о превосходстве или низком уровне тех или иных занятий (социальных позиций) . То есть можно сказать, что престиж тех или иных профессий -понятие субъективное, зависящее от множества различных факторов. Безусловно, во многом подобные оценки есть синтез личного опыта индивида и информации полученной по наследству от старших поколений, а также общественного мнения, в которое можно включить представления
о престиже тех или иных видов деятельности непосредственного окружения индивида (малых групп), больших социальных групп, имеющих значимое влияние на индивида (социальных слоев, в которые входят родители индивида и сам индивид, этноса и др.). Кроме того, в настоящее время на общественное мнение огромное воздействие
€> Л.Н. Тимирова, 2008
оказывают средства массовой информации, пропагандируя престиж различных профессий, видов деятельности и образа жизни. Престиж профессии и ее представителей в общественном сознании во многом является определяющим фактором того, какой статус занимает профессия, и, соответственно, ее представители в системе профессиональной и социальной структуры общества. Изучение престижа различных занятий в современном обществе дает важную и объективную информацию о том, какой будет формироваться картина социально-профессиональной структуры российского общества в ближайшее время, как будет осуществляться социальная, профессиональная, территориальная мобильность.
За последние десятилетия молодыми людьми кардинально была пересмотрена привлекательность тех или иных профессий, в результате чего трансформировалась и шкала престижа профессий. Так, за 30-летний период времени с 1964 года по 1994 год популярность профессий бухгалтера выросла с 2,12 до 5,6 баллов (по 10-бальной шкале), продавца - с 2,02 до 4,23 баллов, наряду с этим резко снизилась оценка деятелей науки, к примеру, если научный работник в области математики прежде имел оценку 7,89 баллов, то теперь 4,31 балл . Как мы видим, именно в этот период наблюдается начало падения престижа профессий, связанных с творческим, интеллектуальным трудом, так как они перестали быть способом самореализации личности, формой общественного признания, гарантом стабильного социального и экономического положения и т.д. Напротив профессии, связанные с экономической сферой, позволяющие повысить свое материальное положение, стали пользоваться большой популярностью, соответственно вырос и их престиж.
В связи с этим, можно утверждать, что негативное развитие ситуации в российской экономике повлияло на то, что трудовая деятельность в таких областях как наука, образование, инженерия и здравоохранение становилась все менее престижным, в силу своей невостребованности обществом и государством, а также низкого уровня обеспечения этих отраслей. Рыночные реформы в России 90-х годов XX века привели к имущественной дифференциации общества, резко снизился уровень и качество жизни тех слоев общества, которые входили в бюджетную систему финансирования, и вырос у тех, кто освоился в коммерческой сфере.
Сравнительная таблица престижности профессий в США и России показывает, что верхнюю часть американской шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, а нижнюю - представители преимущественно физического и малоквалифицированного, в российской же шкале профессии, требующие высокой квалификации, находятся на последних местах . Так, по шкале профессионального престижа в России (по результатам исследования ИнОП) профессия инженера находится на 18 месте, врача - 22, преподавателя вуза - 39, научного сотрудника - 46, учителя - 48. Однако следует отметить, что низкий уровень престижа данных профессий относится к категории «доход», что же касается оценки общественной значимости данных профессий, то она остается еще на довольно высоком, хотя и не на достаточном уровне.
Результаты общероссийского опроса населения, проведенного в 2003 году Н.В. Ковалевым, О, Р. Шуваловым, показали, что 40% респондентов считают, что в России наибольшим уважением пользуются сейчас адвокаты, юристы, 29% -предприниматели, 21 % - политики, 18% - программисты, 16,5% - квалифицированные рабочие, 11% - врачи, 9% - ученые, 9% - журналисты, 8% - художники, артисты, писатели, 7% - работники торговли; 5%- крестьяне, фермеры, 5% -военнослужащие, 3% - инженеры, 3% - представители других профессий . Как мы видим, в общественном сознании утвердился престиж профессий, приносящих высокий материальный заработок, а профессии, требующие творческой и интеллектуальной деятельности, стоят ниже, чем даже профессии квалифицированных рабочих.
По рейтингу престижности профессий, выстроенному в ходе опроса молодежи возраста 14-16 лет в Республике Башкортостан, на первом месте стоит работник финансово-банковской сферы (18,5%), дальше юрист (17,6%), предприниматель (17,6%), программист (14,7%), менеджер (12,2%), врач (11,3%), инженер в сфере строительства, промышленности и связи (8,0%), а такие профессии как научный работник (2,1%) и учитель (1,7%) находятся в самых последних строках рейтинга . Мнение молодежи республики практически полностью совпадает с мнением большинства россиян о степени престижности тех или иных профессий. Исследования престижности профессий, проведенные коллективом ученых,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5
в который входили Д.Л. КонстантиновскиЙ, В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко и др., также свидетельствуют, что профессии, в прошлом определяющие социальную структуру нашего общества, в своем большинстве спустились с вершины иерархии профессий (ученый, инженер и др.); «новые» занятия, только недавно появившиеся в нашей действительности (профессии, связанные с финансами, бизнесом, информатикой и т. д.), заняли вершину профессиональной иерархии ,
Зависимость высокого престижа указанных профессий и профессиональных предпочтений молодежи можно проиллюстрировать данными по ориентации выпускников средних школ на профессии интеллектуального труда. Так, в 2001 г. приоритетными у старшеклассников, готовящихся поступать в вуз, были факультеты экономика, финансов, управления (менеджмента), на втором месте - гуманитарные (история, психология, социология, филология и т.д.) и юридический факультеты, дальше идут инженерно-технические и естественнонаучные факультеты, одними из аутсайдеров являются педагогические факультеты . Результаты этих исследований позволяют нам с уверенностью говорить, что предпочтения молодых людей в профессиональной сфере во многом идентично с уровнем престижа соответствующих профессий.
Кроме того, наглядно показывает изменение привлекательности основных интеллектуальных профессий и динамика в подготовке молодежи по группам специальностей в вузах Республики Башкортостан. Так, если в 1992 г. наибольшее количество студентов насчитывали следующие группы специальностей: естественно-научные -1103 чел., гуманитарно-социальные -1362 чел, образование - 984 чел., здравоохранение - 727 чел., экономика и управление - 506 чел., то в 2003 п картина кардинально изменилась: экономика и управление - 5826 чел., гуманитарно-социальные -5618 чел., образование-2507 чел., естественно-научные - 1555 чел., здравоохранение - 765 чел. . Как мы видим, за одиннадцать лет желающих получить образование по экономике и управлению выросло более чем в десять раз, что является результатом популярности и престижа профессий данного профиля. Достаточно большое количество студентов на гуманитарно-социальных специальностях можно объяснить тем, что, во-первых, в них входит и такая популярная специальность как юриспруденция, во-вторых, данные специаль-
ности позволяют в дальнейшем попасть и различные властные структуры.
К вышесказанному хотелось бы добавить, несмотря на достаточно большое количество студентов, обучающихся в педагогических вузах, престиж данной профессии весьма низок, поэтому большинство выпускников не стремится найти работу по специальности, предпочитая уходить в коммерческие организации, получать второе образование (чаще всего экономическое или юридическое). Это может привести к тому, что стареющие педагогические коллективы средних и высших образовательных учреждений не получат в ближайшие годы полноценной молодой смены, что, свою очередь, отрицательно скажется на образовательном уровне нашего общества, а также окажет негативное влияние на процессы воспроизводства социально-профессиональной структуры российского общества.
Исходя из предпочтений молодежи по отношению к профессиям, можно утверждать, что наметилась тенденция, усиливающаяся с каждым годом, при которой мы столкнемся с перепроизводством специалистов наиболее популярных профессий, а также с катастрофической нехваткой специалистов, находящихся внизу рейтинга.
Таким образом, престиж профессий оказывает огромное влияние через профессиональное самоопределение молодежи на изменения, происходящие в социально-профессиональной структуре российского общества. Проведение постоянного мониторинга престижа различных профессий у молодежи позволит прогнозировать основные направления трансформации в профессиональной структуре и путем сбалансированной государственной политики в образовательной сфере производить ее коррекцию.
Библиографический список
1 .Канников Ф.К., Трунъкина О, В. Ориентация молодежи на инженерную профессию как фактор развития инженерно-технической интеллигенции //Социологические исследования. *-2004. -№11.-С. 111-115.
2. Когда наступает время выбора: (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / отв. ред. Г.А. Чередниченко. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.-568 с.
3. Курлов А.Б., ЛязинаЮ.А. Социальное перемещение молодежи в студенчество. - Уфа: Автор-Проект, 2000. -145 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
4. Молодежь Республики Башкортостан: состояние, тенденции, перспективы. - Уфа: Гилем, 2005.-149 с.
5. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества. - М.: «Журнал Эксперт», 2006. - 680 с.
6. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути: (опыт социологического исследования)-СПб.: ИРХ ГИ, 2004.-504 с.
7. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев АМ.
Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов: (социологический анализ). - М.: Центр социального прогнозирования. - 2002. - 552 с.
8. Шубкин Н.В. Молодежь в меняющемся мире // Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи: (По материалам массовых социологических обследований) / отв. ред. В.Н. Шубкин. - М., 1999. - С. 5-12.
9. Шубкин В.Н. Социальные опыты. - М.: Мысль, 1970.-256 с.
К.С. Дзагкоев, Н.В. Лалиева ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ
В статье обосновывается вывод о том, что многомерность социальной значимости материального благополучия в случае его отсутствия порождает столь же многоликую ущербность в функционировании молодой городской семьи.
Трудности и противоречия рыночных ре форм по целому ряду обстоятельств особенно тяжело отразились на положении молодой семьи. И для того, чтобы понять лучше изучаемый объект и предъявить некоторую положительную идеологию, которая могла бы быть положена в основу общественных мер по ее поддержке и стабилизации, рассмотрим те наиболее характерные проблемы, которые испытывает сегодня молодая семья.
Прежде всего, следует отметить, что по определению такая семья состоит из молодых людей, которые еще не утвердили или не полностью утвердили свое место в мире и, соответственно, свой социальный и материальный статус. Достаточно серьезное препятствие для начала стабильной семейной жизни составляет безработица молодежи или ее неполная занятость. Значительная часть выпускников школ, техникумов и институтов не могут сегодня найти себе постоянное рабочее место, а такая распространенная сфера занятости, как мелкая торговля, вряд ли способна создать устойчивый социальный статус своим участникам. Естественно, молодая семья нередко вынуждена пользоваться помощью старших родственников для своего нормального функционирования .
В первые годы брака проходит процесс адаптации супругов друг к другу, причем противоречия или неадекватный ход этого процесса могут
привести семью к распаду, столь частому в первые пять лет супружества. Сам факт распада семьи из разряда чрезвычайно неблагоприятного случая жизни все более становится привычным социальным явлением. Эти обстоятельства еще более убеждают нас в том мнении, что пока у молодых супругов не укрепятся однозначные установки на безальтернативность социальной значимости семейных ценностей, вряд ли можно надеяться на какие-то иные решения проблемы стабилизации современной семьи. При этом никто не оспаривает значимость того непреложного факта, что важнейшим условием функционирования семьи на любом этапе ее жизненного цикла является материальное благополучие. Однако известно и то, что это условие автоматически не решает все проблемы семьи. Свидетельство тому - значительное число распада материально обеспеченных семей. Очевидно, для каждого брака и семьи существуют сугубо индивидуальные пропорции оптимальных соотношений материального и духовного, в зависимости от объективных обстоятельств и субъективных личностных качеств супругов. В развитие этого положения приведем всем известный факт о том, что в одних руках материальный достаток наилучшим образом служит интересам семьи в удовлетворении их различных потребностей в пище, одежде, жилище и предметах жизненного обихода, а наравне с этим благоприятствует процессу личност-
© К.С. Дзагкоев, Н.В. Лалиева, 2008