Презентация для младших школьников для коррекции дислексии. Презентация на тему "дислексия"
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Елена Жидкова,(детский невролог) «дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития". Передается дислексия по наследству. дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок". пропуски букв, слогов, слов, их перестановки замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков смешения букв, сходных по начертанию слияние нескольких слов в одно нарушения грамматического согласования и управления слов впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажениебуквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления,разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы,перестановки слов. Аграмматизмы на письме
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Слайд 12
Описание слайда:
Слайд 13
Описание слайда:
Слайд 14
Иванова Ирина Борисовна
учитель-логопед
МАДОУ №112
г. Мурманск
Одним из приоритетных направлений в практике учителя-логопеда является пропедевтика нарушений чтения и письма. Неоспоримым признан тот факт, что между недоразвитием речи и дислексией существует тесная взаимосвязь.
Каждый вид дислексии имеет свои характерные особенности – комплекс ошибок, допускаемых ребёнком при чтении, а у детей с ОНР чаще всего присутствуют все виды дислексий в комплексе.
Для предупреждения дислексии необходимо соблюдать такие условия как ранняя диагностика и выбор наиболее эффективных методов и приёмов коррекционного воздействия.
В основе коррекционной работы с детьми с ОНР по профилактике дислексии лежит звуковой аналитико-синтетический метод. Работа рассчитана на два года и делится на два этапа:
I ЭТАП - безбуквенный период. Учим детей выполнять звуковой анализ и синтез закрытых и открытых слогов, слов с этими слогами.
II ЭТАП — буквенный период. Дети учатся проводить звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов, анализировать предложения.
На первом этапе работа начинается с развития у дошкольников психических процессов: внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.
Поскольку дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи характерны такие ошибки при обучении чтению как замены, пропуски, перестановки букв и слогов, что обусловлено недостатками произношения и неумением анализировать звуковой состав слова, то основной целью на данном этапе является развитие произношения и навыков звукового анализа и синтеза.
На втором буквенном этапе обучения дети знакомятся с графическим образом буквы и совершенствуют навыки звукового анализа и синтеза слов с последующей буквенной записью.
1 из 10
Презентация на тему:
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
№ слайда 3
Описание слайда:
Формы дислексии Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа. Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова. Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
№ слайда 4
Описание слайда:
Причины дислексии Существует несколько видов дислексии, которые оказывают влияние на способность ребенка, как читать, так и писать. «Дислексия травмы» возникает в результате травмы головного мозга, или той части мозга, которая отвечает за способность человека писать и читать. В настоящее время это наблюдается редко. «Первичную дислексию» можно определить как дисфункцию, нежели, чем нарушение мозга. Люди с таким видом дислексии часто не могут читать до 4-го класса, у них также наблюдаются трудности с письмом и понимаем устного языка. Этот вид дислексии является наследственным. Чаще такая дислексия наблюдается у мальчиков, чем у девочек. «Вторичная, или дислексия, связанная с развитием». Причиной развития этого вида дислексии является нарушение гормонального развития ребенка на ранних стадиях развития (еще во внутриутробном периоде).
№ слайда 5
Описание слайда:
Речевая симптоматика дислексии 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). 2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются".3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.
№ слайда 6
Описание слайда:
Неречевая симптоматика дислексии Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей:1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).
№ слайда 7
Описание слайда:
Симптомы дислексии 1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед-назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.10. Быстро устает.11. При чтении пропускает слова.12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед.13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий.14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.
№ слайда 8
Описание слайда:
Основные приёмы и методы работы с детьми имеющими дислексию: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.Метод кинезиологической коррекции.Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.Зеркально-симметричное рисование обеими руками.Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".Метод "озвученного" чтения.Метод словесных анаграмм.Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.
№ слайда 9
Описание слайда:
Список литературы Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998 Федоренко И. Т. (г. Харьков) "Комплекс зрительных диктантов" Ракитина В. А. "Предупреждение нарушений чтения и письма" Чиркина Г. В. "Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы" Корнев А. Н. "Узловые вопросы дислексии" Станислав Милевски "Фонетико-фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)" Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения" Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией" Русецкая М. Н. "Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения"
№ слайда 10
Описание слайда:
Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Формы дислексии Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко - буквенного анализа. Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова. Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Причины дислексии Существует несколько видов дислексии, которые оказывают влияние на способность ребенка, как читать, так и писать. « Дислексия травмы » возникает в результате травмы головного мозга, или той части мозга, которая отвечает за способность человека писать и читать. В настоящее время это наблюдается редко. « Первичную дислексию » можно определить как дисфункцию, нежели, чем нарушение мозга. Люди с таким видом дислексии часто не могут читать до 4- го класса, у них также наблюдаются трудности с письмом и понимаем устного языка. Этот вид дислексии является наследственным. Чаще такая дислексия наблюдается у мальчиков, чем у девочек. « Вторичная, или дислексия, связанная с развитием ». Причиной развития этого вида дислексии является нарушение гормонального развития ребенка на ранних стадиях развития (еще во внутриутробном периоде).
Речевая симптоматика дислексии 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х - ж, п - н, з - а и др.). 2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, " бухштабируются ". 3. Искажение звуко - слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико - синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.
Неречевая симптоматика дислексии Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико - грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей: 1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико - пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).
Симптомы дислексии 1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед - назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур. 10. Быстро устает. 11. При чтении пропускает слова. 12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед. 13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий. 14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту. 15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.
Основные приёмы и методы работы с детьми имеющими дислексию: 1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Метод кинезиологической коррекции. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико - речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Зеркально - симметричное рисование обеими руками. 6. Упражнения для развития зрительно - моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. 7. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко - Пальченко. 8. Интеллектуально - развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова - матрёшки и другие. 9. Поисковые таблицы слов " Фотоглаз ". 10. Метод " озвученного " чтения. 11. Метод словесных анаграмм. 12. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.
Список литературы 1. Лалаева Р. И. " Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников ", " Союз " С - Петербург Федоренко И. Т. (г. Харьков) " Комплекс зрительных диктантов " 3. Ракитина В. А. " Предупреждение нарушений чтения и письма " 4. Чиркина Г. В. " Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы " 5. Корнев А. Н. " Узловые вопросы дислексии " 6. Станислав Милевски " Фонетико - фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)" 7. Алтухова Т. А. " Состояние профессиональной компетентности учителей - логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения " 8. Российская Е. Н. " Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией " 9. Русецкая М. Н. " Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения "
Дислексия
Учитель-логопед
Дислексия
- -Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Этиология дислексий
- Большинство авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов .Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс в норме.
- Особенно отрицательную роль в возникновении дислексии играют патологические факторы, действующие в более позднии периоды развития плода и в постнатальный период.
- Есть предположение, что поздно действующие факторы оказывают негативное влияние на формирование поздно созревающих структур коры головного мозга-третичных зон коры, обеспечивающих функционирование сложных символических
- Функций(устная речь, чтение, письмо).
Симптомы дислалии
- Отставание в освоении техники чтения(долгое время чтение
- остаётся побуквенным или по слоговым);
- Очень медленный темп чтения;
- Неправильное распознавание букв;
- Ошибки при чтении(пропуски, перестановки, добавление звуков, пропуск начальных слогов, слов и искажение звучания слов);
вторичные проявления
- Сложности понимания прочитанного;
- Недостаточный объём прочитываемого материала(приводит к ограничению словарного запаса).
Виды дислексий
- При определении вида дислексии решающее значение имеет недоразвитие ведущей
- функциональной системы.
- I . Фонематическая.
- обусловлена недоразвитием функций фонематической системы(дифференциации
- фонем, фонематического анализа и синтеза)
- II . Оптическая .
- Обусловлена несформированностью зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений
- III. Мнестическа я
- вызвана нарушением мнестических процессов
- IV. Аграмматическая
- связана с недоразвитием грамматического строя речи
- V. Семантическая (Механическое чтение)
- Нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении, обусловленное недоразвитием звукослогового синтеза и лексико-грамматического строя речи.
Первичная профилактика дислексии.
- 1.Предупреждение анте- и перенатальной патологии плода и новорождённого (профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфекция плода и новорождённого)
- 2.Снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
- 3.Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
- 4.Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.
- 5.При наличии билингвизма у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.
- 6.Работа с неблагополучными семьями и семьями, не посещающими детский сад: подготовка ребёнка к школе, развитие у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.
Вторичная профилактика дислексии - раннее выявление предрасположенности к нарушению чтения и проведение комплекса предупредительных мер.
- 1.Для детей с предрасположенностью к дислалии обязательно формирование функционального базиса чтения (анализ звуковой стороны речи, устный синтез слова из слогов, воспроизведение и различение пространственных и временных последовательностей из 3-4 компонентов) до начала обучения технике чтения.
- 2.Дети группы риска по дислексии с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с письмом-преимущественно аналитическим навыком. Для таких детей надо начинать обучение чтению с опережением в дошкольном возрасте (можно с 5 лет),а письму обучать позже в школе.
Профилактика нарушения чтения
- Развитие функциональной базы чтения.
- Общее развитие речи.
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
- Увеличение поля зрения.
- Устранение регрессивного и угадывающего чтения.
- Автоматизация оперативных единиц чтения-
- Слогов разной типологии:
- СГ-ГС СГС ССГ - ГСС
- (щи-ёж) (сом) (дно - ядр)