Система социальной защиты населения перспективы. Курсовая работа: Оценка механизмов социальной защиты населения в периоды экономической нестабильности
Решение проблем социальной защиты населения России требует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур. В ближайшее время государство займется реализацией решений этих проблем.
В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:
– Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств;
– Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства;
– Диверсификация обслуживания. Главные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.
Кроме того, в следующем году почти в два раза увеличится размер бюджетных ассигнований, направленных на функционирование областных учреждений социального обслуживания населения.
В ходе обсуждений в некоторых регионах России, было отмечено, что этот год ознаменовался принятием ряда новых нормативных актов социальной направленности. За текущий год на 6,5 процента снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении, увеличилось число устроенных на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыто 11 «социальных поликлиник». Это лишь некоторые показатели работы.
Выделенные средства направлены на выплаты 137 видов социальных пособий, компенсаций и предоставление социальных услуг для 2,3 миллиона получателей. Категории получателей выплат и услуг разнообразны - это граждане старшего поколения, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и многие другие. Практически каждый второй житель области является получателем социальных услуг.
В 2011 году в некоторых регионах страны приняты программы социальной защиты: «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, «Старшее поколение», финансирование которого увеличится в 2012 году. Дополнительно на мероприятия программы в следующем году будет выделено 85,2 миллиона рублей. Действие данной программы пролонгировано до 2015 года.
Одной из основных задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, является повышение эффективности своей деятельности, в том числе в рамках работы комиссии по модернизации. Для этого разработаны новые направления, которые уже реализуются в текущем году. Так, внедряются инновационные принципы организации социального обслуживания, такие как служба «социальное такси», заключение социальных контрактов с малоимущими семьями, функционирование виртуального концертного зала и многие другие.
В 2011 году была продолжена работа по повышению качества обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Для них приобреталось медицинское, реабилитационное, бытовое оборудование, автотранспорт, были сделаны ремонты зданий, устанавливалось энергосберегающее оборудование и обеспечена пожарная безопасность, проводилась подготовка и переподготовка кадров.
Одна из главных задача в данном направлении – это снижение срока ожидания и ликвидации очередности в дома-интернаты. С этой целью в психоневрологических интернатах велось строительство двухэтажных бытовых корпусов на 200 мест с медицинской частью и административным помещением, установкой технологического оборудования в пищевом блоке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
– изучены теоретические основы социальной защиты населения;
– произведен анализ основных проблем системы социальной защиты населения и выявлены пути их решения;
– рассмотрены проблемы в сфере социальной защиты населения;
– рассмотрены перспективы развития системы социальной защиты населения.
Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Изучив теоретические основы социальной защиты населения, необходимо подробно рассмотреть механизм, который предоставляет государственную социальную помощь.
Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования и без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.
В министерстве социальной защиты населения в следующем году в одном из первых органов государственной власти начнет функционировать электронный документооборот, который ускорит оформление документов на получение услуги, льготы, звания.
Все направления деятельности, осуществляемые министерством социальной защиты населения в настоящее время, продолжат реализовываться в будущем году. Социальная поддержка в будущем году будет увеличена по объемам финансирования и по спектру предоставляемых услуг.
Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.
Решение данных проблем возможно при условии разработки и реализации целевых программ и законов по поддержке социально-незащищенных групп населения с привлечением средств как муниципального бюджета, так и дополнительных источников финансирования, в числе которых могут выступать благотворительные фонды, частные предприниматели и организации. Такие программы, как«Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области», «Старшее поколение» и многие другие имеют перспективный характер и направлены на совершенствование системы социальной защиты населения. Кроме того, все направления деятельности, осуществляемые Министерством социальной защиты населения, продолжат реализовываться в последующие годы.
Подведя итоги, важно отметить, что эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач выхода Российской экономики из кризиса.
Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, 1 включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.
В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:
1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.
Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.
Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.
2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.
Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.
3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.
Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
В Российской Федерации ежегодно принимаются и реализуются государственные программы, направленные на создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, на защиту прав граждан в сфере социального обеспечения.
Такие программы как, государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Этапы и сроки реализации указанной программы 1 января 2013 года – 31 декабря 2020 года. Целями программы являлись создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Задачи программы: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.
На данном этапе в Российской Федерацииреализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011 -2020 годы. Цели данной программы: формирование к 2018 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Задачи программы:
Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
Модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания данной работы были исследованы положения Федерального закона«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Источниками социального права дляданного исследования также послужили: Конституция Российской Федерации,Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ,Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах», Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) их семьям, имеющим детей», Федеральный закон«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ, а так же официальные источники судебной практики.
В реализации поставленной цели были раскрыты следующие основные задачи:
· сформулированы понятие социального обеспечения;
· изучены основные этапы развития;
· выявлены основные функции;
· рассмотрены проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение;
· исследованы перспективы развития защиты прав граждан на социальное обеспечение.
Подводя итог работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными. Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета.
К ним относятся: отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; - отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам; - отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.
Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:
· государственные пенсии (трудовые и социальные);
· пособия;
· социальные услуги;
· социальные выплаты и пособия.
Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования. Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.
Система в настоящий момент развивается, требуется доработка действующих и разработка новых нормативно-правовых актов и законов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Цель курсовой работы – изучить проблемы социальной защиты в России.
Объект изучения – проблемы социальной защиты в России.
Предмет – теоретические основы и особенности, современное состояние, проблемы социальной защиты в России и перспективы их решения.
Введение …………………………………………………………….….. 3
1. Теоретические основы социальной защиты населения……….. 5
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения………….5
1.2. Методы социальной защиты населения…………………………8
2. Анализ практики социальной защиты в России………………..13
2.1. Система социальной защиты населения России………..……..13
2.2. Проблемы социальной защиты в России……………………....18
3. Перспективы развития системы социальной защиты
населения в России ……………………………………………………..25
Заключение ………………………………………………….………..….30
Список литературы…………………
Файлы: 1 файл
2.2.
Проблемы социальной
защиты в России
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:
1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей
Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.
Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.
Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:
- обуславливающих:
- мертворождение и патологические роды;
- врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
- голодание и нерациональное для детей питание;
- безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
- пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
- негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
- вовлечение в политическую активность и военные действия;
- проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.
- препятствующих:
- охране здоровья;
- пребыванию ребенка в семье;
- получению образования и духовно-нравственного воспитания;
- формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
- развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
- приобщению к культурным ценностям;
- занятиям физической культурой и спортом;
- созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха;
- выбору вероисповедания;
- целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.
На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок.
2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.
Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:
- всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
- полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
- жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных ;
- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
- проживанию в семье;
- сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
- имущественным интересам;
- достойному обеспечению ритуальными услугами.
4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.
Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций
Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:
- определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
- нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
- разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
- нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
- разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
- разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
- разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
- институциональные и организационные преобразования социального комплекса:
- демонополизация;
- развитие инфраструктуры;
- приватизация социальных объектов;
- регулирование платных социальных услуг.
- инвестиционная политика в социальной сфере;
- определение приоритетов развития социальной сферы;
- инновационная политика социальных технологий;
- формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;
- формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
- создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.
Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане – во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие – минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.
Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе.
Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.
Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).
В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.
Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.
3. Перспективы развития системы социальной защиты
населения
в России
Глава Минздравсоцразвития России заявила на заседании Совета Федерации по обсуждению основных параметров федерального бюджета на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов: "Общий объем расходов федерального бюджета в 2010 году на социальные выплаты составит 582 млрд. рублей"
По словам Министра, Правительством выделено несколько направлений, которые будут обеспечены в полном объеме. "Это социальные выплаты, нацпроект "Здоровье", лекарственная политика, выплаты пенсий, а также поддержание рынка труда", - сообщила Татьяна Голикова.
По её словам, общий объем демографических пособий в 2010 году будет составлять 154,6 млрд. руб., а ежемесячную денежную выплату в целом по стране получат 16,8 млн. человек, из них большинство - почти 13 млн. - это инвалиды.
Татьяна Голикова отметила, что в 2010 году общий объем выплат по материнскому и семейному капиталу составит 102 млрд. руб.
"Мы предполагаем, что 70% от этой суммы пойдет на погашение ипотечных кредитов и приобретение жилья гражданами, а 30% пойдет на образование и формирование накопительной части пенсии матери", - сказала она.
Также Министр отметила, что финансирование нацпроекта "Здоровье" не будет сокращено в 2010 году, и на его реализацию будет выделено из федерального бюджета 142 млрд. рублей.
Особое внимание будет уделено проектам, связанным с формированием здорового образа жизни, а основным мероприятием в рамках этого направления станет развитие сети центров здоровья и профилактики по всей стране.
По ее словам, сохранятся выплаты участковым врачам, ряду других категорий медиков, оказывающих первичную медицинскую помощь населению. "Все это будет происходить в рамках нацпроекта "Здоровье", и будут выделяться средства на повышение доступности и качества оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи для населения в субъектах, в том числе для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями", - рассказала Министр.
Татьяна Голикова сообщила, что благодаря реализации нацпроекта «Здоровье» естественная убыль населения за 7 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 32%, уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний сократился на 5%, и на 12% снизилась смертность от дорожно-транспортных происшествий.
Касаясь льготного обеспечения лекарственными средствами, Министр сообщила, что под эту категорию попадает 5 млн. человек, и дополнительно субъектам на эти цели будет выделено федеральным бюджетом около 4 млрд. рублей.
"Необходимо отметить, что существенно растет количество граждан, которые получают дорогостоящие лекарства. Таких в целом по стране насчитывается 70,6 тыс. человек, и в среднем на лечение одного человека в год из федерального бюджета расходуется 613 тыс. рублей", - подчеркнула она.