Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день. Познавательный проект образовательной деятельности для средней группы «Синичкин день Праздник в доу синичкин день
АЛЁНА КРАВЦОВА
Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы
Цель : Задачи :
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.
Задачи :
Способствовать воспитанию любви к животному миру.
Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.
Развивать у детей познавательный интерес, внимание.
Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время.
Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелётных птиц.
Персонажи :
Хозяюшка, Сорока, Воробей, Ворона, Дятел, Снегирь, Синица .
Ход праздника:
Дети входят в зал, который оформлен как русская горница. Их встречает Хозяюшка.
Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие, проходите в мою горницу, устраивайтесь поудобнее. Хочу рассказать вам сегодня о русской народной традиции. Исстари на Руси в середине ноября праздновался День встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично. Люди мастерили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. К этому празднику крестьяне заготавливали корм, развешивали кормушки , зазывали птиц к своему дому, а затем регулярно в течение зимы подкармливали. Позднее этот праздник стал называться Синичкин день . Отмечают его теперь 12 ноября. Кстати, название «синица » произошло вовсе не из - за синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё название они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика : «Синь – синь!» Наши предки считали синицу божьей птицей . В старину на неё гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность; если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток…
Влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Хозяюшка : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Сорока : Ой, здравствуйте, ребята! Я – Сорока!
Хозяюшка : Что случилось, Сорока?
Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Хозяюшка : Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
ИГРА «ПЁРЫШКИ» .
Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками :
Угадайте, что за птица.
Словно кошки не боится
Скачет по дорожке,
Собирает крошки, а потом на ветку прыг
И чирикает : «Чик-чирик!» . (Воробей)
Воробей : Здравствуйте, ребята. Рад встрече. Загадку вы отгадали, а стихотворение про меня рассказать сможете?
Ребёнок : За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
Воробей : Вот спасибо, вы верно подметили, мы всегда живём рядом с людьми. А ещё мы – воробьи весёлые, шумные, любим играть. Давайте поиграем с вами в игру!
ИГРА «ПТИЧЬЯ СЕМЬЯ» .
Цель : Формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные.
ПЕСНЯ «ВСЕМ НУЖНЫ ДРУЗЬЯ» .
Хозяюшка : Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона)
Появляется Ворона : Здравствуйте, кар – кар! Я – Ворона! Умная, хитрая птица, а ещё я люблю веселиться. Становитесь в хоровод, пустимся в весёлый пляс.
ХОРОВОД «ВОРОН» .
Хозяюшка : Следующая загадка : Далеко его стук слышится вокруг, червякам он враг, а деревьям – друг….(Дятел)
Прилетает Дятел : Приветствую всех собравшихся. Рад тому, что в наш лес гости пожаловали.
Хозяюшка : Здравствуй, Дятел. Мы пришли на лесную полянку, чтобы помочь Сороке разобраться с тем, какие птицы обитают в России.
Дятел : А вы сможете узнать птиц по голосам?
Хозяюшка : Постараемся .
Хозяюшка : Следующая загадка :
Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает.
Не боится он простуды
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
Снегирь : Добрый день . Вижу слушать птиц вы любите, а сами поёте? Сможете исполнить птичьи песни?
ИГРА «ПТИЧИЙ КОНЦЕРТ» . Каждой подгруппе детей даётся название птицы. Ребята исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик» . Каждая птица по строчке.
Воробьи – чирик - чирик
Синицы – синь – синь
Вороны – кар – кар
Снегири – дю- дю-дю
Снегирь : Молодцы! Отменный концерт получился! Мне очень понравились ваши песни!
Хозяюшка : Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Сорока : Ой, и правда, эта загадка про меня : знаю все новости, рассказываю их всем, кого встречу. Только до сих пор не поняла, почему одни птицы остались на зиму с нами, а другие улетели?
Хозяюшка : Ты до сих пор не догадалась? Сейчас тебе ребята ответят. (Дети отвечают) . Теперь поняла?
Сорока : Поняла, поняла, только я запуталась, какие птицы перелётные, а какие зимуют с нами?
Хозяюшка : Наши ребята помогут тебе разобраться.
ИГРА «ОДИНАКОВЫЕ, НО РАЗНЫЕ» . Карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными - к солнышку.
Хозяюшка : Угадайте, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает : «Тень-тень! Как хорош осенний день !» . (Синица )
Синичка : Добрый день , ребята! Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.
Хозяюшка : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки) .
Синичка : Но, сделать кормушку - мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
ИГРА «НАКОРМИТЕ ПТИЦ» (на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины) . Нужно убрать лишнее, оставить полезное для птиц.
Хозяюшка : Уважаемые птицы, наши ребята не только многое знают про птиц, поют, танцуют, они ещё хотят рассказать вам стихотворения.
1ребёнок : Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2 ребёнок : Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
3 ребёнок : Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4 ребёнок : Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5 ребёнок : Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Хозяюшка : Подошёл к концу наш праздник, давайте сейчас выйдем на улицу и развесим кормушки для зимующих птиц.
Ребятам раздаются листовки с призывами :
«Берегите птиц!» , «Птицы наши друзья!» , «Каждой пичужке - наша кормушка!» , «Поможем братьям нашим меньшим!» .
Зацепина Наталья Викторовна
воспитатель детского сада № 149 «Ёлочка»
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
г. о. Тольятти, 2015
Цель: вызвать интерес к осеннему празднику «Синичкин день», активизировать словарь детей, способствовать проявлению игрового и художественного творчества, бережного, заботливого отношения к птицам.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Работа над словарём: Синички - невелички, кафтан, именинница.
Материалы: две шапочки птичек - синичек; красочное приглашение в лес.
Совместная деятельность в режимных моментах:
Разучивание народных примет, связанных с синицами;
Рассматривание изображения синиц в народно - прикладном творчестве;
Разучивание игры «Воробьи, вороны»;
Отображение впечатлений в изодеятельности;
Чтение В. Бианки «Синичкин календарь»
Взаимодействие с семьёй:
Изготовление различных кормушек для птиц;
Выставка «Синичка - невеличка».
Что же сегодня нам принёс наш дорогой друг Лукоша? (лесной житель) Заглянем в его лукошко? (В лукошке приглашение в лес к птичкам - синичкам на именины)
Ну, что, ребята, отправимся?
А чтобы мы не заблудились, да поскорее добрались, в круг все вставайте, да песню запевайте (р. н. м.):
«Летели две птички ростом невелички.
Как они летели, люди глядели,
Как они садились, люди все дивились,
Как они вставали, крепко целовали».
Вот и добрались мы до синичек. Здравствуйте птички - синички! Прибыли мы к вам на именины вас поздравить, да послушать ваши весёлые песни, что похожи на приговорки: «Скинь кафтан, рван кафтан - скинь!»
Что-то вы не веселы, что-то вы голову повесили?
(Девочки - синички рассказывают про тяжёлую, голодную жизнь в лесу. Корма совсем мало, даже и гостей угостить нечем)
Ребята, как же нам помочь птичкам - синичкам, да и всем лесным птицам? Осенью и зимой и, правда, холодно, да голодно.
(Ребята предлагают пригласить их зимовать в городе. Там кормушки для них все люди готовят, да корм в кормушки всю зиму насыпать будут. И друзей у них в городе прибавится: воробьи, вороны….).
Ребята, а как мы будем приглашать синичек в город? (устные приглашения от ребят)
(Синички соглашаются, все возвращаются в город )
А в городе нас встречают воробьи и вороны. И приглашают поиграть в весёлую игру «Воробьи - вороны».
Игра «Воробьи - вороны»
(Дети делятся на две команды - воробьи и вороны )
Команды встают в центре зала спиной друг к другу. Домики воробьёв и ворон находятся по разным сторонам зала. Ведущий медленно произносит:
ВО-РО…НЫ, ВО-РО…БЬИ. И все участники игры должны бежать в тот дом, чей назвал ведущий. Кто ошибётся и побежит в другую сторону - выходит из игры.
Видите, синички здесь в городе, рядом с людьми птичкам живётся легче, веселее, сытнее. Оставайтесь и вы с нами зимовать.
А вы, ребята, уже сделали кормушки для птиц? Ведь, мы можем подарить синичкам кормушки на их именины!
(Предложить детям сделать пирог для птиц: на кусочке хлеба выкладываются сало и различные зёрна)
Ишутина Ольга Владимировна
Воспитатель, МАДОУ ДС №16 "Снежинка", г. Радужный
Ишутина О.В. Комплексно-тематическое планирование по теме «Синичкин день» // Совушка. 2017. N2(8)..07.2019).
Заказ № 27791
На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».
«Весёлая синица морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять любит песни распевать!»
Утро: Сюрпризный момент : Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Игра - беседа «Перышки».
Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:
Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится - собирает крошки,
а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
Кто летает. Кто стрекочет - рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Индивидуальная работа на образование имен прилагательных — дидактическая игра «Птичья семья».
Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья — воробьиная).
Пальчиковое упражнение «Дятел».
Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь - дерево, указательный палец)
Червячка добыть хочу, (другой руки - клюв дятла. На каждую строчку).
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Непосредственно - образовательная деятельность
Познавательное развитие: Развитие творческих способностей: Тема: «Беседа о птичке синичке»
Программные задачи:
Обучающие: Систематизировать и закрепить знания детей об образе жизни, повадках зимующих птиц (синичка). На примере системного оператора показать этапы жизни птицы, её принадлежность к определённому виду, зависимость строения от образа жизни и приспособления к окружающей среде.
Развивающие: Через использование методов символической аналогии учить понимать состояние другого человека. Развивать воображение, ассоциативную память.
Воспитательные: Воспитывать желание принимать действенное участие в оказании помощи птицам в трудное для них время. Учить сочувствовать и сопереживать.
Методы ТРИЗ:
- Эмпатия.
- Мозговой штурм.
- Системный оператор.
- Простые приемы фантазирования.
- Символическая аналогия.
Материал: системный оператор, иллюстрированный материал к нему; символы эмоционального состояния человека; дидактическая игра «Собери птицу».
Предварительная работа: чтение книги Ю. Дмитриева «В гостях у дятла». Наблюдение на прогулке за птицами. Загадывание загадок о птицах. Заучивание пословиц и поговорок о птицах.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите по внешнему виду состояние человечков.
(Изображения эмоций: грустный, смеется, сердитый, хитрый).
Воспитатель: А что еще можно рассказать о состоянии человека? Человек бывает усталый, торопливый, спешащий, веселый, злой, задумчивый, сентиментальный, не в
настроении. А как мы можем узнать, грустный или веселый, злой или добрый человек, не видя его лица? Можно узнать по его гол осу движениям, шагам.
А вот вам, какое больше всего нравится состояние человека?
Я вижу у вас у всех очень хорошее настроение и я предлагаю вам игру «Если нравится тебе, то делай так...»
(Приход в группу почтальона Печкина).
Печкин: Вот вы здесь веселитесь, а кое-где случаются неприятности.
Воспитатель: Печкин, о каких неприятностях ты говоришь?
Печкин: А вот вы послушайте звуковое письмо и узнаете.
(Прослушивание в грамзаписи «Птичий переполох»).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем рассказали нам эти звуки? Какие по настроению они были?
Тревожные, перекрикивающие, шумные, звонкие.
Воспитатель: Что могло произойти в птичьем, царстве?
Несчастье.
Воспитатель: Да, мы узнали, что в птичьем, царстве случилось несчастье. Птицы поют о тревоге. Ребята, птичка-синичка потеряла своего ребенка-птенца и просит вас помочь его найти. Ну, что ж, поможем синичке? Давайте превратимся... А в кого вы хотите превратиться?
В волшебников, следопытов, сыщиков.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, я говорю волшебные слова, взмахну волшебной палочкой и мы будем с вами волшебниками. 1,2,3 ты нас палочка в волшебников преврати. Вот теперь мы с вами волшебники. Что ж, примемся за дело. Какие вопросы мы можем задать синичке, чтобы помочь ей найти птенчика?
Какие у него перышки? Какой он? Какой у него клювик? Как он поет?
Воспитатель: На все вопросы синичка отвечает, что она этого не видела, не знает, не слышала. Что же это может быть за птенец, которого мама не видела и не слышала, но он все же был в её гнезде? Решаем задачу! Бывает такое или нет?
Да, бывает, это было яйцо.
Воспитатель: Значит, нам достаточно найти яйцо и это будет ребенок синички? Скажите, только у синички птенцы вылупливаются из яйца?
Нет, еще у пингвина, крокодила, черепахи.
Крокодил Птицы Птицы
Пингвин в гнезде в городе
Черепаха
Змеи
Птицы
Яйцо Птенец Взрослая
сильная птица
Желток Голова
Белок хвост птицы
Воспитатель: Действительно, у многих птиц, животных детеныши появляются из яйца. Ребята, из чего состоит яйцо?
Белок, желток.
Воспитатель: Яйцо исчезло из гнезда, и никто не видел, как, когда, кто его брал. Как же оно могло исчезнуть?
Синичка перепутала гнездо. Украли яйцо. Из яйца вылупился птенец и улетел ил выпал из гнезда.
Воспитатель: Значит, что же мы будем искать: яйцо или птенца?
Яйцо, потому что без тепла матери из яйца никто не вылупится.
Воспитатель: Что ж, птица посидела на яйце, из яйца никто не вылупился. Давайте рассмотрим нашу птичку, что же у нее есть? А чем служит хвостик? Почему такие тоненькие лапки? Как располагаются глаза?
Голова, хвост, туловище, лапки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, птица высиживает в основном одно или много яичек?
10 - 14 за лето.
Воспитатель: А сколько раз за лето?
Воспитатель: Да, правильно, птица высиживает от 10 до 14 птенцов. А из чего она делает гнездо? А где делает гнездо?
Листья, ветки, пух, на дереве, в норке.
Воспитатель: Ребята, птенец всегда остается маленьким птенцом?
Нет, вырастает большим.
Воспитатель: Да, ребята, птенчик вырастает и становится взрослой птицей. А в морозы, где птицы добывают себе корм?
В городе.
Воспитатель: Да, правильно, в городе на кормушках. Люди подкармливают птиц. А вот сейчас я предлагаю вам задание: из частей тела разных птиц нам нужно найти все, что относится к птичке-синичке.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, мы с вами хорошо поработали.
Прогулка 1:
- Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
- Трудовая деятельность:
Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
- Подвижные игры:
«Птицы и кукушка».
Цель: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.
«Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
- Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
- Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.
Вторая половина дня.
Творческая игра «Синичка».
(Влетает синичка).
Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?
Синичка: Я слышал, вы много знаете о нас - зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая - мы выживем, а будет лютая - трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.
Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки).
Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Дидактическое упражнение «Накорми» (на столе на блюдцах - семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами - модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).
Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».
Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось - по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!
Игра на внимание «Синицы».
Кружки (или кладут обручи из картона) - это гнездо. Все дети - синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи — словесная игра «Назови ласково».
Прогулка 2:
- Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель задает детям вопросы.
При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
Почему снег хрустит под ногами?
Почему снег бывает рыхлый?
- Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
- Трудовая деятельность:
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
- Подвижная игра «Снежная карусель».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
- Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Вечер: Игра малой подвижности «Успей занять место».
Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.
Индивидуальная работа по экологии - дидактическая игра «Одинаковые, но разные».
Цель: Нужно будет разместить птиц на 2 группы - зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.
Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».
На доске — четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: — Какой птички не стало?
Библиографический список.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
- Воспитание детей в средней группе детского сада. Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1982.
- Воспитание и обучение детей пятого года жизни. Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986.
- Гризик Т. Познаю мир / Дошкольное воспитание. - 2001. - №8. - С. 12 - 17.
- Гризик Т. Познаю мир / Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С. 10 - 20.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт.-сост. Аджи А.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 .
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт.-сост. Аджи А.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 .
- Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008.
- Страунинг А.М. Росток. Программа ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. В двух томах. Том 1. - Обнинск, 1996.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Синичкин день" для детей средней группы
Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем».Программные задачи:
Образовательная:
- закрепить знания детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение;
-расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
-знакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц;
-учить рисовать птицу красками, соблюдая расположение и соотношение частей тела, подбирая цветовую гамму.
Развивающая:
-развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;
-способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
Воспитательная:
-воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и доброе отношение к природе, желание помочь им пережить суровое зимнее время;
-воспитывать интерес к народным традициям;
- создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная.
Оборудование:
иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрации картинок зима, разрезные картинки, краски, кисточки, маска синички, кормушка, зёрна.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. ...(синичка)
Беседа: В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. Поздней осенью птички предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к жилью людей и ждали помощи от людей. В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.Сегодня мы с вами вспомним их. А для синички - птички устроим настоящий праздник!
Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
Свистит синица - на ясный день.
Синицы утром пищат - на ночной мороз.
Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», получили птички за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Упражнение
«Птички – синички»
Давайте закроем глаза и представим, что мы птички в лесу на полянке. Светит солнышко, дует ветерок. Открывайте глаза. Теперь мы синички и раскрыли свои крылья и полетели….Ветерок сильнее подул и закружил всех птичек. Устали птички, сели отдохнуть и поклевать зернышек. Нам весело и радостно. Захотелось полетать на полянке и спеть веселую песенку: «Тень –тень,тень-тень! поют птички.
После небольшой паузы педагог предлагает детям рассказать, удалось ли им представить полянку, себя синичками? как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения.
Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»
Воспитатель: Дети, а чем синичка отличается от других птичек?
Дети: У нее желтая грудка.
Воспитатель предлагается нарисовать птичку – синичку для выставки.
Воспитатель: Какой формы туловище?
Дети: Туловище –овальной формы, голова –круглая, крыло –маленький овал.
Воспитатель: А каким цветом будем рисовать грудку птички?
Дети: Желтым.
Воспитатель: Какого цвета голова у птички?
Дети: Черная и белая щечка.
Воспитатель: На голове у птички есть клюв.
Воспитатель: Какой по форме хвостик? А по цвету?
Дети: Прямоугольный хвостик и на конце «вилочка», а по цвету - синий.
Дети рисуют птичку под звуки грамзаписи «Голоса птиц»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие яркие и разные птички у вас получились! Предлагаю немного отдохнуть и повеселиться вместе с синичкой.
Физкультурная минутка:
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы круглый год живут снами?
Дети: Они хотят быть ближе к людям.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение и посмотрите на экран: чем птички могут питаться зимой!
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек
Александр Бефорт
Воспитатель: Правильно. Люди подкармливают их, делают кормушки.
Воспитатель: А как же птички живут в лесу?
Дети: Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, съедают плоды рябинки и шиповника.
Воспитатель: Но особенно тяжело птичкам в морозы и сильные метели. Им трудно находить и птицы часто голодают и даже погибают. А мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям.
Дети: У нас на участке есть кормушки и мы приносим разный корм: семечки, хлеб, зерно.
Воспитатель: Подкармливая птиц мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Воспитатель предлагает ребятам дидактическую игру «Зимующие птицы» (разрезные картинки).
Воспитатель: Вот и у нас на участок прилетают разные птицы. Давайте в «Синичкин день» устроим всем праздник:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Зинаида Александрова
После прослушивания стихотворения педагог предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена и крошки хлеба в кормушки.
Наталья Мишукова
Познавательный проект образовательной деятельности для средней группы «Синичкин день»
Познавательный проект образовательной деятельности в условиях ДОУ для средней группы №2 .
«Синичкин день »
Продолжительность : краткосрочный
Участники : дети средней группы №2 воспитатели , музыкальный руководитель, родители.
Направления развития и образования средней группы №2
Социально-коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие.
Актуальность темы.
Проблема : у воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день » ; пробудить доброе отношение к птицам, помочь увидеть те трудности, которые испытывают птицы зимой, прививать любовь к родной природе.
Цель : Расширить знания детей о всероссийских праздниках. Вызывать интерес к природе, формировать бережное отношения к ней. Развивать эмоциональную сферу, толерантность, Активизировать познавательную и речевую деятельность .
Задачи :
Познакомить детей с историей праздника «День Синички »
Расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;
Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,
желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку;
Развивать познавательную активность , самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
Взаимодействие, с родителями
Итоговое мероприятие : праздник.
Предпологаемый результат : Знание детей о всероссийском празднике «Синичкин день » . Расширить представление детей о перелетных, кочующих и зимующих птицах их сходстве, отличии, и практической пользе их в природе. Польза человека, необходимость заботы в зимнее время. Проявить сочувствие, сострадание, милосердие к окружающей природе.
Кто без нот и без свирели
Что за чудо?- На березе
Стынут лапы на морозе.
У сосны и ели.
Яблоки поспели.
Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор"
Основные направления реализации проекта
Социально – коммуникативное развитие. Проведение дидактических игр, проведение пальчиковой игры «Птицы» , развешивание кормушек.
Речевое развитие. Описание зимующих птиц, рассказывание о птицах;
чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах.
Познавательное развитие . Беседы : «Зимующие птицы» «Синичкин день » , наблюдения на прогулке за птицами, рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме; просмотр презентации «Зимующие птицы»
Художественно – эстетическое развитие. Конструирование синички из бумаги , рисование птиц, изготовление стен газеты.
Физическое развитие. Подвижные игры
Этапы проекта .
1 этап. Подготовительный
1. Подбор и изучение материалов по данной теме.
2. Разработка паспорта проекта .
3. Составление комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы .
4. Подбор дидактических игр.
5. Обсуждения с родителями вопросов по внедрению проекта .
2 этап. Разработка проекта :
Создать развивающую среду в группе : подобрать материалы необходимый для для бесед, отгадывания загадок, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта .
3 этап. Практическая часть, выполнение проекта :
Чтение и беседа по содержанию рассказа «Появились синички » (автор Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Отгадывание загадок по теме;
Составление рассказа о синице по серии сюжетных картин Дидактическое упражнение «Накорми» ;
Беседы : «Зимующие птицы» , История возникновения праздника «Синичкин день » . Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок,
Игра на внимание «Какой птички не стало?» ;
Пальчиковое упражнение «Дятел» . Подвижные игры : “Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль». Сюжетно-ролевые игры : “Лесная школа”, “Больница птиц”. Вывешивание кормушек на участке. Наблюдение за поведением синичек во время прогулки . Кормление птиц. Конструирование синички из бумаги ; Рисование птиц.
Участие родителей.
Заучивание стихотворения с детьми по заданию воспитателя. Изготовление атрибутики к подвижной игре «Перелёт птиц» и кормушек. Наблюдение за поведением синичек во время прогулки . Кормление птиц. Изготовление стен газеты. Участие в празднике.
Участие воспитателей.
Совместное с родителями проведение конкурса на лучшее чтение стихотворения «Синица »
Придумывание слов-действий, слов-признаков о синице ;
Загадка-описание о синице .
Дидактические игры : “Поломанные слова”, “Что за птица? ”
Проведение праздника. «День синицы »
Участие детей.
Участие в конкурсе на лучшее чтение стихотворения «Синица »
Пересказывание рассказа о синице , составленного коллективно совместно с логопедом;
Отвечают на вопросы по содержанию рассказа «Появились синички » (Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Пересказывают содержание рассказа.
Участвуют во всех играх
Наблюдение за поведением синичек во время прогулки ;
Кормление птиц
Конструирование синички из бумаги , рисование птиц. Принятие участия в празднике.
4 этап Заключительный
Показ презентации для родителей и детей. Праздник «Наши друзья птицы»