Темы проектов я познаю мир в доу. Учебный проект "я познаю мир"
Организация: ЯОСШИ №14
Населенный пункт: г. Ясиноватая
Человек всегда стремился познать мир, иметь достоверные знания обо всем, что его окружает. А для ребенка мир – это загадка, но он чувствует, что все можно понять, не смотря на сложность и многообразие окружающей среды. Ребенок с детства пытается разгадать тайны, познать неизведанный мир, потому что потребность в познании дана человеку от природы. Познание, конечно, зависит от самого ребенка, но управляет этим процессом в начальных классах учитель.
- 2017-2018 учебном году мы работали над проектом: «Я познаю мир». Это практико-значимый долгосрочный проект, цель которого - открыть возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром через совместную деятельность взрослых и детей, через самостоятельную деятельность . Формы реализации и создание продукта совместной деятельности позволили детям познать себя, людей, живущих рядом, родной край. Поняли, как важно научиться любить и беречь природу, любить Родину, близких людей, а также жить в мире с собой и другими.
На сегодняшний день не существует точного определения проектной деятельности. В широком смысле под проектом можно рассматривать любую самостоятельную работу учащихся в рамках расширения знаний: от реферата до театральной постановки. В более узком смысле, школьный проект должен быть направлен на решение определенной проблемы, достижение заранее обозначенного результата, формирование профессионально-значимых умений.
Н.Г. Алексеев определил проектную работу учащихся, как тип инновационной деятельности, включающий выделение и анализ ситуации, постановку проблемы, выдвижение креативной идеи, выстраивание кооперации с другими участниками ситуации для реализации замысла, проведение рефлексии осуществляемой деятельности, коммуникации и взаимодействия.
М.Ю. Бухарский под проектной деятельностью понимал развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления учащихся через самостоятельную работу, умение сформулировать проблему и достижение результата.
Анализируя разные определения проектной работы, можно выделить несколько общих черт: проектная работа носит практический характер, невозможна без определения проблемы и постановки цели, включает в себя самостоятельный поиск информации, развивает творческий потенциал. Исследовательская работа невозможна без предварительного планирования.
Существует несколько видов проектной работы:
- Исследовательские проекты – ориентированы на доказательство или опровержение какой-либо теории, гипотезы.
- Игровые/ролевые проекты – направлены на презентацию публике своего опыта в решении проблемы. Чаще всего находят свое отображение в виде мероприятий: викторин, игр, состязаний. Важны с точки зрения развития групповой коммуникации.
- Информационные проекты – ориентированы на сбор, анализ и систематизацию информации об объекте или явлении.
- Творческие проекты – ориентированы на привлечение внимания к проблеме проекта. Целью подобной исследовательской деятельности является получение обратной связи от публики.
- Практико-ориентированные проекты – направлены на решение определенной задачи: создание учебного пособия, модели, написание и оформление памятки, рекомендации.
Отдельно следует отметить, изменение роли педагога при использовании проектного метода обучения. Учитель из наставника и ментора превращается в консультанта и партнера.
Этапы работы над проектом:
Подготовка – выбор темы и определение цели проекта.
Планирование – поиск источников информации, выбор формы проекта, распределение заданий внутри группы.
Исследование – сбор, анализ и оформление полученной информации. Путь от определения проблемы до ее решения.
Вывод – формулирование выводов, определение практической значимости работы.
Презентация/защита – представление проекта публике или учителю, самоанализ результатов.
Фазы проектной работы:
- Проблематизация – формулирование проблемы проекта, формирование мотивации учащегося.
- Целеполагание – выявление цели проекта исходя из тематики и проблемы работы, оформление образа желаемого результата.
- Планирование – определение шагов для достижения цели и решения проблемы, появление плана работы, оценка имеющихся ресурсов.
- Реализация – осуществление планирования, материализация проекта.
- Самооценка и рефлексия – сравнение замысла и результата, определение минусов и плюсов работы.
Суммируя все вышесказанное, делаем выводы:
Проектная работа в педагогике – это многоступенчатая деятельность, которая осуществляется одним или группой учащихся для достижения конкретной цели;
Во время исследовательской деятельности учащиеся получают навыки и знания, которые позволяют им развивать критическое мышление, решать проблемы, реагировать на вызовы окружающей действительности, сотрудничать с другими людьми, задавать вопросы, искать ресурсы и применять информацию;
Обучение на основе проектов – это стратегия взаимодействия, которая может принести ощутимые результаты на практике, создать переход от «понимания» к «применению» - от анализа к решению проблемы.
Долгие годы обучение было направлено на донесение и усвоение информации, развитие понятийного аппарата. Сейчас на первый план выходит процесс обучения навыкам, а не теории.
Однако, только синтез двух подходов – практического и традиционного – позволит достичь положительных результатов, раскрыть потенциал ребенка. И чем раньше будут внедряться разные стратегии обучения, тем проще будет учащимся ориентироваться в современном мире, действовать на основе полученных знаний и применять их в будущей профессии или на бытовом уровне.
Таким образом, образовательный процесс в условиях современного информационного общества невозможен без проектного метода обучения. При этом проект лишь дополняет существующую систему, помогая обучающимся реализовать на практике знания, полученные традиционным способом, выступает средством интеграции, дифференциации и гуманизации образовательной системы.
Проект «Я познаю мир» можно использовать как план воспитательной работы для учащихся 3-4 классов.
Цель проекта: Открыть возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром через совместную деятельность взрослого и детей, и самостоятельную деятельность.
Задачи проекта:
- Создать условия для формирования навыков рефлексивной деятельности, стимулировать к познанию собственного Я.
- Формировать потребность в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков конструктивного общения.
- Формировать у детей и взрослых определенные системы природоведческих знаний.
- Воспитывать в каждом ребенке социально-активную личность.
- Привлечь родителей как непосредственных участников проекта.
Проект состоит из четырех подпроектов.
Познаю:
- себя;
- край, в котором я живу;
- людей, живущих рядом со мной;
- мир добрых дел.
Участники проекта : педагог, учащиеся 4 класса, родители, психолог.
Формы реализации проекта :
Активные формы обучения с детьми:ситуативные беседы, игровые обучающие ситуации, работа в исследовательской группе, решение проблемной ситуации, викторины, дидактические и сюжетно-ролевые игры, презентации;
Взаимодействие с родителями: тематические консультации, анкетирование, родительское собрание, презентация;
Практические занятия с психологом (с элементами тренинга).
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательная;игровая; коммуникативная; изобразительная.
Продукт совместной деятельности :
Экспозиция совместных работ педагогов,детей родителей;
Видеоролики по теме проекта;
Интернет- альбом « Листая страницы проекта»;
Кормушки, изготовленные учащимися;
Цветы, кустарники, деревья;
Листовки « Покормите птиц зимой»;
Поздравительные открытки;
Презентация проекта « Я познаю мир»
Познаю себя
сентябрь |
«Мы все такие разные» |
сентябрь |
« Несколько слов обо мне» (диагностический видеоролик) |
сентябрь |
« Вот какой я ребенок» |
сентябрь |
« По секрету всему свету» (синквейн « я о себе», «родители обо мне») |
сентябрь |
« Мир моих увлечений» |
сентябрь-октябрь |
Практические занятия с психологом (с элементами тренинга)
|
Край, в котором я живу
Я отвечу на вопросы:
1.Где мой родной край?
2.Какая форма земной поверхности?
3. Какие водоемы дают воду?
4.Какие растения украшают мой край?
5.Как защитить растения?
6.Каких животных можно встретить?
7.Как люди заботятся о животных?
8. Какие культурные растения выращивают?
9.Чем славится мой родной край?
Людей, живущих рядом со мной
Мир добрых дел
сентябрь |
«Для чего человеку сердце» (диагностическая творческая работа) |
сентябрь-апрель |
« Мои добрые дела» |
сентябрь, декабрь, март |
Акция «Протяни руку ближнему» (изготовление поздравительных открыток для учителей-ветеранов нашей школы) |
декабрь-март |
Акция « Поможем птицам пережить зиму» Заготовка корма для птиц; Изготовление кормушек; Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»; Подкормка и наблюдение за птицами. |
октябрь, апрель |
Акция «Посади цветок кустарник, дерево» (высадка растений на территории школы). |
Работая над проектом, учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. Однако, не стоит останавливаться на достигнутом. Наоборот, ребенок должен находиться в постоянном процессе развития и познания мира. Этот процесс непрерывен и неисчерпаем.
Список литературы:
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.Васильев // Народное образование. – 2000. - № 9. – С. 177-180.
Организация: МБДОУ «Детский сад №1 «Тугутчаан»
Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Анабарский улус, с. Саскылах
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
Стремление ребенка к самостоятельному исследованию, потребность в познании окружающего мира – одна из самых первых потребностей, появляющихся у человека буквально с самого рождения. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, торопясь как можно больше увидеть, услышать и почувствовать. Ребенок не только стремится к познанию, но исполняет различные варианты поиска ответа на возникший вопрос. Многие психологи и педагоги отличают важность исследовательского поведения в плане развития и, в особенности, саморазвития личности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? как? зачем? что будет? если?), почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Совершать первые детские открытия помогают родители и воспитатели. Они помогают при выборе тем, оформлении, обеспечивают материалом. В процессе исследовательской деятельности дошкольники учатся: определить тему, принимать и ставить цель, видеть и выделять проблему, решать проблемы, анализировать объект и явления, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы.
Процесс познания – творческий процесс, а наша задача состоит в том, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и создать необходимые условия. Обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников, формирование умения обрабатывать полученную информацию (составление последовательность передачи, раскрытия темы), развивать умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией.
Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии, речи.
Обучение детей навыкам исследовательской деятельности;
Повышение уровня познавательной активности детей;
Развитие коммуникативных и творческих навыков;
Развитие связной речи.
Исследовательская деятельность в нашем детском саду №1 «Тугутчаан» с. СаскылахАнабарского улуса давно вошла в систему работы с детьми, и мы считаем, что накоплен не малый опыт. Так, с 2007 года проводится мини-конференция «Я познаю мир». В данной конференции принимают участие дети старшей и подготовительной группы. Каждый год мини-конференция проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков творческого и исследовательского поведения, развития творческих иисследовательских способностей.
Защита проектов проводится в форме презентации, проведения опыта и защиты исследовательских работ используя разные приемы и формы. Из года в год темы исследовательских работ детей расширяется.Участники выбирают тему по своим интересам.
Проведение данной работы формирует у детей старшего дошкольного возраста представления о проектной деятельности, как ведущем способе развития познавательной активности.
Нужно отметить, что участники проекта не останавливают исследовательскую работу, а продолжают свою работу дальше в школе. Так, например воспитанница подготовительной группы Николаева Полина, в 2008 году защитила работу «Якутская лошадь». В 2009 году, поступив в 1 класс, продолжила исследовательскую работу по данной теме и получила диплом I степени в номинации «Обладающий ораторским даром»; она же, в 2010 году, стала дипломантом II степени защитив тему «Развитие творческих способностей через любовь к якутской лошади».
Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности старшего дошкольного возраста является:
Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире;
Систематизирование информации черезлогические операций (классификация, анализ, сравнение, обобщение);
Стремление к дальнейшему изучению выбранной темы.
Таким образом, проектная деятельность развивает познавательную активность ребенка: дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные замыслы. Дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Детское экспериментирование – я познаю мир»Проект
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. Плиний Старший
Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, экспериментыСредства: поисковые действияВид проекта:Групповой «Я познаю мир ». Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуацийПлан реализации: 3 года.
Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель проекта: Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Методы обеспечения:Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.Проведение опытов (практических).Беседы (конструктивные).
Этапы осуществления проекта1) Подготовительный этап: Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Диагностика. Отображение цели и задач проекта.2) Реализация проекта:Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.Практическая часть: а) Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)б) Связь с другими видами деятельности:ИгроваяПродуктивнаяПознавательно-исследовательская (опыты)Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)Учебная речевое развитие, (рисование, лепка)Релаксация.в) Организация кружка « Я познаю мир ».3) Заключительный этап: Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Механизм выполнения проекта.Экскурсии в парк.Экологические праздники: «День Воды», «Воздушные шары».Конструктивные беседы.Новизна разработкиТолчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.(Наблюдение, Трудовые действия, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Элементарные математические представления)
В своем проекте я применяю новые методические подходы к организации поисковой – исследовательской деятельности, использую творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Расширяет представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомит с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
Содержание: Информация об объектах и явлениях, предметахМотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Последовательность детского экспериментирования.Задание: Выстроить последовательность детского экспериментирования. Проблемная ситуация.Целеполагание.Выдвижение гипотез.Проверка предположения.Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю?Почему я это делаю именно так, а не иначе?Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Опыты с водой вывод: Вода не имеет формы.Вода не имеет запаха.
Что тонет в воде. Можно ли покрасить воду.
Примерная структура занятия - экспериментированияПостановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Ожидаемые результатыРезультат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
ЗаключениеГотовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.
Муниципальное районное бюджетное учреждение культуры
«Сальская межпоселенческая центральная библиотека»
Серия «Методические консультации»
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ БИБЛИОТЕК:
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
Методический материал для библиотекарей
Новые технологии в работе библиотек: библиотечные проекты: методический материал для библиотекарей / МРБУК «СМЦБ»; сост. Постернак Л. И., Касимова И. П. – Сальск, 2014. - 16 с.
Ответственный за выпуск: директор МРБУК «СМЦБ»
Перепеч Л. Н.
Радостное чтение: примеры проектной деятельности библиотек
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БИБЛИОТЕКЕ
методическая консультация
Касимова Ирина Петровна,
ведущий библиотекарь ИМО МРБУК «СМЦБ»
«
Самое маленькое доброе дело лучше,
чем величайшее доброе намерение»
Ж. Ж. Дюге
Когда мы слышим слово «проект», то чаще всего нам представляется архитектурный проект здания. Но проектом сейчас называют очень многое – интересную книгу, новую телепередачу или ток-шоу, концерт, даже государственные инициативы стали называться национальными проектами «Образование», «Здравоохранение». Проекты – это эффективное изменение жизни людей, создание социальных сервисов, это способ, с помощью которого различные инициативы становятся явью.
Проектирование и специализация работы библиотек отнесено к управленческой стратегии в областной долгосрочной целевой программе «Культура Дона» (2010-2014годы). Все это определяет новые подходы к организации библиотечного обслуживания населения, способствует воплощению в жизнь удачные творческие замыслы.
Для чего нужна специализация и проектная деятельность:
Стремление быть жизненно необходимой жителям, укрепить свой авторитет в глазах властей.
Это альтернативный источник финансирования;
Проектная деятельность создаёт привлекательный образ организации, поскольку проект сопровождается форсированной рекламой;
Это инновационная деятельность в библиотеке, как одно из условий её существования в современном изменяющемся мире.
Российский культуролог В.Ю. Дукельский образно сравнивает проект с волнами на море, которые возникают внезапно и сменяются чередой бегущих барашков. «Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называются проектами, то есть брошенными вперед (в переводе с латинского термин «проект» буквально означает «брошенный вперёд»).
Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и поэтому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе».
Профилирование деятельности начинается с анализа ситуации и формулировки проблем библиотеки. Даже при наличии группы читателей, имеющих интерес к определенному направлению работы с литературой, может быть определен профиль работы. Практика свидетельствует, что углубленная работа с отдельной группой и по одному направлению не затрудняет выполнение задач по библиотечному обслуживанию микрорайона, города, села.
Типы профилирования можно представить так:
- библиотеки отраслевого и жанрового профилирования : библиотеки – музеи, историко-краеведческие, библиотеки – центры возрождения народных традиций, библиотеки экологического, эстетического просвещения;
- профилирование библиотек по типам и видам изданий : библиотека периодики;
- функциональное профилирование : библиотека – центр досуга и общения, библиотека семейного чтения и др.
В большинстве библиотек профилирование и специализация определяется выбранной и разработанной программой, проектом. Выработана методика этой работы.
Существуют различные виды классификации проектов . Например, по масштабам их можно рассматривать как межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты в рамках одной библиотеки. Кроме того, они подразделяются на монопроекты (для одной библиотеки), мультипроекты (для нескольких библиотек), мегапроекты (для библиотек определённого региона).
Обращение к понятию «проект» в России сегодня – не только мода: именно конкретные, укладывающиеся в определённый срок, результативные действия наиболее эффективны. Проектный подход к библиотечной деятельности постепенно становится одним из качественных акций и. т. д.
Проект – это деловой, четкий документ с логически совокупными мероприятиями, ограниченными во времени и направленными на достижение определённого результата, изменение существующей ситуации.
В основе любого проекта лежит идея, которая должна привести к постановке целей, конкретных задач, стоящих перед учреждением, а также к демонстрации результата.
Чтобы на эту идею получить деньги, нужно доказать, что можно сделать с помощью этих средств в определённые рамки времени и при каких условиях.
Проект отличается от плана работы тем, что
уводит деятельность учреждения за обычные рамки;
основан на опыте работы вашей библиотеки;
основан на знании и анализе конкретной ситуации в регионе (то есть учитывает местную специфику);
имеет чётко ограниченные сроки (чаще всего год);
финансовую поддержку.
Кто может профинансировать проект:
- частные благотворительные фонды, частные лица, государственные учреждения;
Правительственные учреждения (система Президентских грантов, Федеральные программы и. т. д.)
Каждый фонд, или учреждение финансирует деятельность строго определенной тематики. Это связанно с тем, что каждый «донор» работает с узким кругом учреждений и частных лиц и в строго определенной области.
Если все требования соблюдены, написан удачный проект, который признан победителем, то организация (либо физическое лицо) получает грант. Что такое грант? Грант – это средства, безвозмездно передаваемые благотворителем получателю.
Составные части проекта
Первый (подготовительный) этап проекта:
Название.
Постановка проблемы (или обоснование потребностей).
Проектная идея должна быть интересной и необычной. Всегда есть риск, что кто-то скажет: «Где-то уже мы это видели». Если это серьезный проект, а не пустое прожектерство, объяснения всегда найдутся.
Не нужно путать проблему с трудностью, стихийным бедствием. Например, если в библиотеке течет крыша – это не проблема, а беда. Другая типичная ошибка – излишне глобальный характер поднимаемых проблем, например, духовный кризис в обществе, низкая рождаемость населения и др.
Здесь же вы связываете задачи своей организации с описанной ситуацией. Выбрать проблему помогут мини – исследования, экспресс – опрос населения, а также «копирование образца чужого опыта». Как правило, опыт коллег претерпевает изменение и приобретает специфические особенности данного учреждения.
Идея проекта должна быть реальной, опираться на возможности и ресурсы библиотеки. Надо представлять перспективы проектной деятельности. Начиная проект, необходимо чётко знать, на кого он рассчитан, какие организации и категории населения примут в нем участие или получат определённые услуги.
Ключевое понятие проекта – понятие цели.
Цель
Например:
Внедрение новых информационных технологий в библиотечной деятельности.
Возрождение или сохранение уникальных обрядов конкретного села или региона.
Развитие информационных услуг для социально незащищенных групп населения.
Специфика библиотечных проектов заключается в том, что они по преимуществу направлены на предоставление или расширение информационных услуг для населения, создание театра книги, любительского клуба, литературного абонемента и др.
Как правило, цель проекта – одна.
Задачи
Например:
Привлечь в библиотеку читателей дошкольного или другого возраста.
Организовать досуг детей в период школьных каникул.
Изменить информационную составляющую зоны свободного выбора книг.
Бюджет или смета .
Например: приобретение оборудования, расходные материалы, поощрение участников мероприятий и др.
Различные благотворители предъявляют разные требования к бюджету, соответственно и статьи бюджета могут варьироваться.
Самое важное в бюджете – показать вклад собственный или привлеченный, потому что любой проектный бюджет делится на 2 части:
Запрашиваемая сумма
Вклад из других источников
Требования к бюджету:
Соответствие описательной части заявки, то есть, реален ли он. Например: просят по проекту видеодвойку, проектор но нигде в описании нет использования медиасредств.
Сбалансированность бюджета. Некоторые эксперты смотрят вначале бюджет, а не текст проекта. Им этого достаточно, чтобы составить своё мнение.
Процесс формирования идеи (обоснования) проекта, определения цели и задач проекта включает в себя анализ ситуации, масштаб деятельности, возможности кадрового потенциала, специфику «человеческого фактора». Библиотека анализирует свои ресурсы, состояние СБА, устанавливает контакты с другими организациями, разрабатывает рекламу. Из этого выстраивается логическая цепочка выполнения первого этапа проекта.
Второй этап проекта:
Деятельность и методы (содержание) – включает проведение рекламных мероприятий, составление плана – графика основных мероприятий со сроками проведения и ответственными лицами. Составляются необходимые приложения, продумывается ресурсное обеспечение проекта: помещение, оборудование, канцелярские принадлежности, рабочее время и др. План – график мероприятий и бюджет к нему планируется одновременно.
Третий этап – осуществление, контроль над реализацией .
Успешная реализация проекта невозможна без эффективно работающей команды.
Семь характеристик эффективной команды:
- К оммуникация и взаимоотношения;
- О бщие цели и ценности;
- М оральный настрой;
- А тмосфера признания и уважения всех членов группы;
- Н аличие внутренней энергии;
- Д остижение результатов при оптимальной производительности;
- А бсолютная гибкость.
Четвертый этап – завершение и анализ эффективности.
Анализ проделанной работы;
Демонстрация результатов заинтересованным структурам (партнеры, спонсоры);
Ожидаемые результаты;
Перспективы проекта
Проект должен принести ощутимые конкретные результаты, то есть то, что можно оценить. Критерии могут быть количественные и качественные (проведение конкретных мероприятий, выпуск издательской, методической, рекламной продукции; предоставление определённой группе читателей сервисных услуг и т. д.) здесь содержится конкретная информация (с указанием количественных показателей) о результате проекта.
Факторы успеха проекта:
Завершение проекта в установленные сроки и в рамках бюджета,
Соблюдение требований к качеству результата,
Небольшой объем изменений в ходе реализации проекта,
Сохранение текущей работы библиотеки, т.е. работа над проектом не выбила библиотеку из колеи,
Обеспечение производственной культуры и ценностей организации.
Обязательно нужно описывать перспективы проекта, пытаться обосновать, что он будет продолжаться во времени после того, как предоставленное финансирование будет исчерпано.
Причины неудач:
Неясные цели,
Недостаточная поддержка со стороны высшего руководства,
Не очень эффективное взаимодействие в проекте,
Чрезмерная оптимистичность, сложность проекта,
Недостаточное финансирование,
Изменение приоритетов в работе библиотеки,
Опять обращаясь к заключению Дукельского В.Ю. следует, что один проект – не проект, два проекта – полпроекта, три проекта – проект.
Схема проекта
Название.
Цель.
3адачи.
Обоснование значимости.
Содержание мероприятий.
Ожидаемые результаты
Данные об исполнителе:
Перспективы проекта.
Смета.
№ | Виды расходов | Расчеты | Сумма |
Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием. В них отражен определённый круг задач и применяются традиционные методы и средства управления созданием таких программных документов. Их реализация требует формирования единой проектной команды. Проект должен иметь поддержку со стороны других организаций, хотя бы номинально. Система партнёрства в проектной деятельности является краеугольным камнем в её осуществлении.
В зависимости от цели Монопроекты делятся на организационные, информационные, инновационные, управленческие, исследовательские, технические, экономические, социальные и смешанные.
* Информационный проект – это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей.
* Инновационный проект – это проект, который содержит какое – то новшество, значительное изменение, перемену.
* Маркетинговый проект – это проект, рассчитанный на широкую взаимосвязь с общественностью.
* Стратегический проект – это проект, который содержит планирование какой – либо деятельности на длительную перспективу.
* Партнёрский проект – это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.
* Образовательный проект – направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких – либо знаний и умений.
* Культурно – досуговый проект – это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей. В нем практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельность культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно – досуговых зрелищных мероприятий, литературно – музыкальных вечеров, организацию театров книг, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.
Еще можно выделить по объему малые проекты . Малые проекты чаще всего используются в районных и поселковых библиотеках. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном муниципальном районе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения – от одного месяца до года.
Ярким примером малых проектов можно назвать программы летнего чтения , которые разрабатывают очень многие центральные районные и детские библиотеки.
Выделение одного направления деятельности не сказывается на качестве обслуживания читателей. Библиотека оказывает всему населению стандартный набор обязательных услуг и дополнительно обеспечивает потребности определенной группы, или ведет углубленную работу по одному из тематических направлений.
Проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив. Это видимые результаты труда коллектива единомышленников. В творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки, но и читатели. Профилирование, программная и проектная деятельность – новый подход к библиотечному обслуживанию, один из путей саморазвития библиотек. В центре проекта должен находиться человек и его интересы.
Литература:
Касенова, Г. Как рождаются проекты. Делать, а не намереваться // Библ. дело. – 2009. - № 18. – С. 13 – 14.
Лисицкий, А.В. Библиотечное проектирование: экспресс – курс // Современная библиотека. – 2010. - № 7. – С. 9 – 15.
Молодцова, А.В. Профилирование и специализация библиотек – один из путей саморазвития, «открытия себя» // Библ. дело – XXI век: научно-практический сборник. – 2002. - № 1. – С. 193 – 210.
Мысовская, М.И. Программы разные нужны // Библиотека. – 2003. - № 7. – С. 38 – 40.
РАДОСТНОЕ ЧТЕНИЕ:
ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Постернак Лариса Ивановна,
заведующая ИМО МРБУК «СМЦБ»
Проектная деятельность – это деятельность, которую
осваивают методом проб и ошибок, шаг за шагом.
Именно так, шаг за шагом, сотрудники библиотек совершенствуют свои навыки по проектированию. В качестве примеров их творческих разработок можно назвать много реализованных проектов, программ.
Вот уже несколько лет в Яшкинской районной детской библиотеке Кемеровской области ведется работа по программе «Я познаю мир» (Библиополе.- 2012.- №7). Библиотекари знакомят ребят с окружающим миром, с историей вещей и т. п. Познавательные игры и другие мероприятия, развивающие кругозор малышей и младших школьников, проводятся здесь давно и регулярно.
Среди этих мероприятий есть наиболее удачные, которые с годами не становятся менее актуальными, а наоборот, вызывают у ребят и руководителей детским чтением большой интерес. Именно они были объединены в программу «Я познаю мир». В работе над программой библиотекари прислушивались к мнению педагогов и родителей – они часто подсказывают интересные темы. Так появились познавательные часы: «Герб страны. Герб семьи», «Путешествие в прошлое лампочки», «Безопасный Новый год», «Страна очень нужных профессий»; игра – путешествие «В мире русских народных сказок». Часто темы для встреч берутся из детских книжек и журналов, а порой они рождаются в беседе с читателем – ребенком, у которого «сто тысяч «Почему?».
Нельзя умолчать и о современных технологиях, с помощью которых ребенок лучше воспринимает информацию, если она сопровождается иллюстрациями. «Компьютер - не конкурент», как сказал один мудрый человек и был прав. При умелом подходе компьютер станет добрым помощником библиотекаря.
С первого дня появления компьютера в библиотеке библиотекари используют его в программе «Я познаю мир». Юные читатели очень хорошо воспринимают электронные презентации, слайд – минутки, потому что библиотекарь не только рассказывает, но и показывает что – то интересное.
К выставке всегда готовится небольшая викторина. Отвечая на вопросы, дети обращаются к книгам с этой выставки (часто по совету библиотекаря), а потом советуют и своим друзьям заглянуть в них.
В Приложении к статье даются формы, названия и темы мероприятий, проведенных по данной программе с 2008 г. по 2012 г.
Как любой творческий труд, читательская деятельность вырастает из процесса добровольного участия в каком – либо общем деле. Поэтому, в работе с детьми являются эффективными и оправданными такими формы, как «Программы летних чтений» (Библиотека. – 2013. - №2).
На каникулы ребенку выдаются списки литературы, которую необходимо прочесть. Иногда они бывают такими насыщенными, что у детей пропадает желание даже взять в руки книгу. Наша задача – заинтересовать и активизировать их, сделать процесс летнего чтения увлекательным. Для этого сотрудники Центральной детской библиотеки г. Кунгур Пермского края предлагали следующие программы:
На своем сайте библиотека поместила объявление: «Уважаемые родители! Станьте активными участниками литературного чтения вашего ребенка! Хорошая книга – «живая», «говорящая», «мыслящая». Научите детей общению с «умными» книгами. Читайте всей семьей!». Здесь же была помещена информация о проекте: условия конкурса, рекомендательные списки литературы, тематические папки с заданиями, а позже – сведения о результатах конкурса и победителях.
Одно из условий участия в этом конкурсе – право выбирать, что читать или не читать, принимать участие в выполнении заданий или нет. Но, чтобы попасть в финал и стать победителем, необходимо было доказать свою читательскую компетентность. А литературных заданий, направленных на работу с текстом, за время проведения проекта накопилось много в тематических папках: «Экологические сказки для самых маленьких», «Веселые рассказы и стихи», «Мои любимые сказки», «Удивительные и невероятные приключения», «Экологические повести и рассказы». Участники, набравшие максимальное количество баллов, стали обладателями дипломов «Знайка», самые активные – награждены значками «Знайка: самому читающему и любознательному».
Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Одно из основных направлений работы Центральной городской детской библиотеки г. Железногорска – эстетическое воспитание под девизом: «Учить видеть прекрасное, просвещать душу». Ее сотрудники разработали программу по эстетическому воспитанию дошкольников «Вырастай-ка». Занятия по программе проводится по нескольким темам. Первое – «По дороге в Читай-город» проходит в форме сказочной игры – путешествия и посвящено формированию основ культуры чтения у детей. Дети отправляются в сказочный Читай-город вместе с волшебницей Читалией. В пути ребятам встречается герой, который устраивает им испытания. В игровой форме дается информация о правилах пользования библиотекой, книгой. Заканчивается экскурсия разговором о том, что запомнилось во время путешествия, и предложением поиграть в «библиотеку» дома или в детском саду.
Следующее занятие «Краски и звуки родной природы» посвящено временам года в живописи, музыке и поэзии. Оно состоит из трех самостоятельно снятых и озвученных видеофильмов» «Осень – дивная пора», «Здравствуй, гостья – зима!», «Полюбуйся, весна наступает!». В фильмах звучит музыка русских композиторов, дети любуются картинами Левитана, Жуковского, Шишкина…Звучат стихи Пушкина, Плещеева, Фета…
«В некотором царстве, в сказочном государстве» - следующая тема программы «Вырастай-ка». Для занятия оформляется выставка: книги, иллюстрации, игрушечные герои сказок. Используется видеоматериал. А диалоговая форма общения усиливает процесс восприятия.
Русское декоративно – прикладное искусство поистине уникально по разнообразию материалов, цветов и узоров. Поэтому, очень важно воспитывать у юных читателей высокое чувство любви к фольклору, раскрыть его неповторимость. Решить эту задачу помогает очередное занятие программы «В мире народного искусства». Здесь используют фрагменты документального фильма «Народные промыслы», оформляют книжно – иллюстративную выставку «Чудеса народного искусства», на которой экспонируются подлинные предметы декоративно – прикладного творчества. Проводят творческие занятия, где дети разрисовывают заготовки подносов, кувшинов, вырезанные из бумаги.
На абонементе Центральной городской библиотеки г. Жодино был создан проект «Книги дня», в котором читателей знакомили с калейдоскопом праздничных дней, памятных дат и мировых событий в жизни нашей планеты.
Целью данного проекта является раскрытие фонда и пропаганда книг абонемента библиотеки. Связано это, прежде всего, с развитием современных технологий, которые позволяют получить необходимую информацию, не выходя из дома. В современных условиях библиотека занимается не просто выдачей книг, но и их активным продвижением и рекламой. Для этого используются самые различные методы и формы работы. Именно поэтому, проект «Книги дня» - это одно из интереснейших нововведений в работе этой библиотеки.
Ежедневно на стенде размещали фотографии и информацию об интересных событиях, фактах, праздниках текущего дня, а рядом на стеллаже располагаются книги и журналы художественного и отраслевого содержания, прямо или косвенно касающиеся этих событий. Книжную выставку дополняют различные атрибуты и сувениры.
В фонды библиотеки ежегодно поступают издания местных авторов. В проекте «Книги дня» надо стремиться отображать этот фонд, освещая юбилеи местных писателей. И здесь может сработать эффект одного экземпляра, когда на полку выставляют несколько изданий одного произведения.
День студента , благодаря этому проекту, на абонементе отмечался с особым удовольствием. На празднике предлагали пользователям пройти простые тесты, чтобы проверить уровень их знаний. Книги и журналы с различными развивающими играми и тестами были представлены на выставочном стеллаже («Играем вместе», «Новейшие тесты», «100 популярных профессий», «Шпаргалка для счастливчика» и др.).
А 17 февраля отмечается одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций – День спонтанного проявления доброты . Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется независимо от гражданства, национальности и религиозных убеждений. В этот день библиотекари предлагают только самые добрые и сердечные книги абонемента.
Работая над проектом «Книги дня», сотрудники стремились не только стимулировать чтение среди пользователей абонемента, помогать им в повышении уровня самообразования и информационной грамотности, но и вовлекать в проект малоспрашиваемую литературу, а также демонстрировать привлекательность и пользу чтения.
От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. С детства нужно воспитывать чувство природы. Четыре года Центральная детская библиотека г. Кемерово работала с детьми по собственной программе «Удивительное чудо природы». Она состоит из пяти этапов работы:
1 этап – «Земля - слезинка на щеке Вселенной». Это первые детские открытия окружающего мира: «жемчужина» космоса – Земля, «завораживающие» звезды, «родственники» Земли – планеты.
2 этап – «Как прекрасен этот мир, посмотри». Пейзажная лирика – любование природой посредством художественного слова.
3 этап – «Народный календарь – колыбель науки о природе». Как люди жили в ладу с природой, соблюдая ее законы: знакомство с русским фольклором, народными приметами.
4 этап – «Поучительные рассказы Старичка – Лесовичка». Этика и природа: наблюдение, переживание и осмысление детьми увиденного в природе, в литературе.
5 этап – «Приведем в порядок шар Земной». Что нужно сделать, чтобы помочь выжить не только животным, но и самим людям. Советы ученых, писателей.
Каждое мероприятие сопровождалось иллюстрированным материалом: фотографиями, репродукциями, цифровыми данными, а также собственными наблюдениями библиотекарей и читателей о жизни леса, растений и животных. Библиотекари с детьми вспоминают свои прогулки за город, читают рассказы о природных явлениях, записки натуралистов. С целью занимательности включаются в беседы загадки, пословицы, поговорки, стихи о природе. Проводят экологические викторины и конкурсы.
Социальный проект по улучшению человеческих отношений «Живая библиотека» родился в Дании. Россия впервые познакомилась с проектом в 2011 г. в Екатеринбурге, а затем «живые книги» представили в Новосибирске, Москве, Нижнем Новгороде и других городах.
«Живая библиотека» - это новый, необычный формат общения. Она работает так же, как и любая другая, однако «книгами» в ней становятся интересные, неординарные личности, читателями – все посетители библиотеки, а чтение заменяется разговором.
«Живая книга» - это человек, готовый делиться с «читателями» своим личным опытом и искренне отвечать на их вопросы. Цель таких акций – восполнить недостаток общения в больших городах и культурное однообразие в сельской местности. Подобный проект создает все условия для встречи представителей различных социальных групп, обходясь при этом без конфронтации, без опасности быть оскорбленным и униженным.
«Живой книгой» может стать любой человек или группа людей, которые:
способны преодолевать жизненные трудности и невзгоды (инвалиды или люди, победившие заболевания);
вызывают своими поступками восхищение и благодарность окружающих (одинокие отцы, самостоятельно воспитывающие детей; семьи с приемными детьми);
обладают нетипичной жизненной историей (путешественники, изобретатели);
являются специалистами редких профессий или добились большого успеха в своей профессиональной деятельности.
«Войны не видели, но знаем…» - так называется проект отдела обслуживания дошкольников и учащихся младшего школьного возраста областной библиотеки для детей и юношества г. Курска. Цель этого проекта – сохранение памяти о великом подвиге участников Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма у подрастающего поколения, повышение интереса к чтению литературы военной тематики.
Автор проекта, человек неравнодушный и творческий, пригласила к себе 40 ребят младшего школьного возраста. Они представили очень интересную и ценную информацию, на основе которой была создана детская рукописная книга «Войны не видели, но знаем…». В общей сложности 147 страниц написали дети о близких людях, которые всем нам подарили Победу. Юным авторам активно помогали родители, бабушки и дедушки, учителя. Именно это объединение детей и взрослых в творческом процессе не только сближало их, но и на какое-то время как бы возвращало героев Великой Отечественной в наши дни. В своих повествованиях дети выразили собственное отношение к войне и к Великой Победе.
В библиотеке прошла презентация рукописной книги «Войны не видели, но знаем…», на которой присутствовали участники Великой Отечественной, родственники тех, о ком написали юные авторы. А позже состоялась презентация книги на местном радио.
Литература:
Волнейкина, Л. «Забытый день рождения»: реализация проекта «Читаем всей семьей» // Библиотека предлагает. – 2012. - №2. – С. 113 – 117.
Касенова, Г. Как рождаются проекты // Библ. дело. – 2009. - №18. – С. 13 - 14.
Куренко, Т. Компьютер – не конкурент: работа по программе «Я познаю мир» в детской библиотеке // Библиополе. – 2012. - №7. – С. 35 – 37.
Мальцева, Е. Во всеоружии эмоций, или самореализация через творчество
Медведкова, Н. Удивительное чудо природы: библ. экологические программы
Мещерякова, С. «Вырастай-ка»: программа для дошкольников // Библиотека. – 2003. - №7. – С. 70 – 71.
Ростовская, О. Датский проект на российских просторах: проект «Живая библиотека» // Библиополе. – 2013. - №11. – С. 5 – 7.
Смольская, Г. Книги дня: реализация проекта // Библиотека предлагает. – 2012. - №2. – С. 48 – 53.
Худокормова, О. «Войны не видели, но знаем…»: проект для дошкольников и учащихся младшего школьного возраста // Библиотека. – 2013. - №9. – С. 31 – 33.
г. Сальск, ул. Ленина, 104
Сальская межпоселенческая центральная библиотека
Телефон: 7-35-62
E-mail: [email protected]
Режим работы: с 9 до 18 ч.
Выходной пятница, в летний период
воскресенье. Перерыва нет.
Последний понедельник каждого месяца санитарный день
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Проект «Познаю мир»
Тема:Элементарная поисковая деятельность младших дошкольников по вопросу: «Снег и
его свойства».
Вид:Организация специальной педагогической работы зимой.
Тип: Информационно - поисковый.
Форма реализации:Прогулки, наблюдение, элементарное экспериментирование в зимнее
время года.
Участники:Дети, родители, воспитатели.
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задача.
3. Этапы работы над проектом.
4. Перспективный план работы и основные направление деятельности.
5. Организация элементарно - поисковой деятельности детей 3- 4 лет.
6. Условия, побуждающие детей 3- 4 лет к познавательной активности и практической
деятельности.
7. Ожидаемый результат.
Программно- методический материал.
Пояснительная записка
В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного образа мира
благодаря познавательной активности ребёнка. Познавательные потребности ребёнка зависят от
возрастных и индивидуальных особенностей. Уровень сформированности познавательных
процессов (восприятие, внимание, памяти, мышление) определяют возможности ребёнка в
познании, в умении получать информацию; переработать и применять её; иметь своё отношение к
окружающему миру.
Дети 3- 4 лет с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда
даже главного не замечают. Ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок, через манипуляцию с
объектами. При этом много информации, значимой для его развития, остаётся не востребованной,
проходит мимо, а значит усваивается примитивно, поверхностно. Психические и
интеллектуальные возможности ребёнка 3- 4 лет не позволяют ему полноценно и правильно
воспринимать и перерабатывать обрушившийся на него из вне поток информации.
Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией
о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 3 лет интересует прежде
всего внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? С 4 лет малыш
пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить.
Поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе
общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт. Но очень важно
определить меру своего участия в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его
инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.
Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на все его чувства
своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей 3- 4 лет уже начинает появляться
поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно
узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.
Элементарная поисково- познавательная деятельность позволяет ответить на интересующие
ребёнка вопросы сформировать у детей представление о явлениях природы; выявить причины
взаимосвязи. Она обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности
малышав познание окружающего мира.
Цель проекта:Формирование системы знаний о снеге и его свойствах методом поисково-
познавательной деятельности.
Задача проекта:
1.Помочь детям усвоить объём знаний, определённый Программой «Радуга» через организацию
элементарной поисково- познавательной деятельности.
2.Создать условия, побуждающие детей к активной познавательной и практической деятельности.
3.Воспитать интерес к объектам не живой природы.
4.Сформировать эстетическое восприятия чувства, развить сенсорные способности.
5. Сформировать основу бережного отношения к окружающему миру.
Этапы работы над проектом
Этап первый:
1.Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей
в познание окружающего мира.
2.Определение задач.
3.Изучение программно -методического обеспечения.
Этап второй:
1.Определение структуры образовательной деятельности.
2.Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.
Этап третий:
1.Создание условий, побуждающих детей к познавательной и практической деятельности.
Этап четвёртый:
1.Презентация работы.
2.Итоговая диагностика детей.
Перспективный план работы и основные направления поисково- познавательной
деятельности.
1.Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию
об отдельных предметах, выделять их свойства и качества, устанавливать взаимосвязи.
2.Дать возможность детям созерцать природу.
3.Создать наглядную опору для фиксации наблюдений: копилка «Подарки зимы», иллюстрации,
зарисовки, картины, открытки, книги.
Вид деятельности
I.Прогулки и экскурсии.
Знакомить детей со свойствами снега: белый, может быть пушистым,
легким; может быть тяжелым, рыхлым, липким.
Помочь детям установить зависимость свойств снега от погодных
проявлений. Снег лежит везде, но его покров зависит от рельефа
поверхности земли.
Развивать речевые высказывания, эстетическое восприятие.
II. Наблюдение:
1.Простое рассматривание
отдельных снежинок
Показать детям многообразие форм снежинок: звездочки, цветочки,
иголочки.
Обратить внимание на цвет, размер. Учить отвечать на вопросы.
Вызвать эмоциональный отклик, интерес к явлениям не живой природы.
2.Простое рассматривание:
Обратить внимание на зимние явления природы. Расширение
Вид деятельности
«Падает снег»
словарного запаса: снегопад, сугробы, метель; падает тихо, сыплет
хлопьями, метет, завывает, кружит.
Вызвать интерес к наблюдению, эмоциональную отзывчивость.
3.Манипулирование со снегом:
- удерживание снежинок на
рукавичке;
- удерживание снежинок на
- подбрасывание снега лопатой;
- изготовление снежных форм.
Познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает от
тепла, рассыпается, легкий, разлетается, тяжелый, липкий, можно
лепить. Учить отвечать на поисковые вопросы, делать предположения,
рассуждать.
Развивать интерес к познанию, поисковой деятельности.
III.Совместные игры со
взрослыми, сверстниками,
самостоятельная игровая
деятельность
Закреплять знания о снеге, его свойствах.
Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений,
речевому общению, эмоциональной отзывчивости.
IV. Занятия:
1.Рассматривание картин:
«Дети зимой на прогулке», «Зимние
развлечения».
Закреплять и расширять знание детей о зимних явлениях природы;
деятельности детей в зимнее время года; учиться относить увиденное с
личным опытом; закреплять знание о свойствах снега.
Развивать монологическую речь, умение делать выводы. Расширять
словарный запас по теме. Воспитывать эстетическое восприятие.
2. Ознакомление с
художественной литературой.
Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные
произведения; соотносить услышанное с личным опытом, закреплять
знание о явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.
3.Элементарная поисковая
деятельность: «На дворе горой, а в
избе водой», «Кот лепил себе
пирог», «Следопыты», «Строители
снежных построек», «Как на горке
снег, снег», «Будь здоров».
Продолжать знакомить со свойствами снега: на холоде лежит, а от
тепла тает. Учить анализировать, устанавливать взаимосвязи; учить
рассуждать, предлагать способы проверки, предположений и
высказываний. Развивать интерес к поисковой деятельности.
Дать представление о том, что на свежее выпавшем снегу четко
Дать представление о том, что следы могут быть глубокими и
мелкими. Продолжать учить рассуждать, выбирать способы проверки
предположений. Развивать интерес к поисковой деятельности.
Закреплять и уточнять знания детей о свойствах снега: из мокрого
снега можно лепить (скатывать, делать налепы); из твердого
слежавшегосяснега можно вырезать снежные фигуры. Учить выполнять
посильную работу, получать удовлетворения от совместной
деятельности.
Расширять представления о природных явлениях. Познакомить с
рельефа местности.
Развивать умение рассуждать, высказывать предположения, делать
Уточнять и закреплять знания детей о свойствах снега: холодный,
превращается от тепла в грязную воду.
Дать представление о том, что есть снег опасно –можно заболеть.
Развивать интерес к познавательной деятельности.
V. Труд:
- трудовые поручения;
Научить элементарным приемам трудовой деятельности. Познакомить
с правилами безопасности во время труда, вызвать удовлетворение от
Вид деятельности
- расчистка дорожек от снега;
- сбор снега для построек;
- сооружение из снежных
конструкций;
- наблюдение за работой
дворника;
- наблюдение за снегоуборочной
техникой.
совместной деятельности, показать значимость своего труда. Закреплять
знания о свойствах снега.
VI. Совместные мероприятия с
родителями:
- экспериментирование;
- расчистка дорожек;
- участие в конкурсе по
сооружению снежных построек;
- родительские встречи;
- подборка художественной
литературы.
Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и
детьми. Создать эмоциональный настрой. Приобщать родителей к
воспитательному процессу. Оказывать педагогу психологическую и
дидактическую помощь по организации элементарной поисково-
познавательной деятельности с детьми.
Организация элементарной поисковой деятельности
Поисковая деятельность проводится под руководством взрослого. Педагог отбирает то
и направляет детей на выделение познавательных задач, в ходе анализа ситуации; соотносит
имеющиеся знания детей с тем, что предстоит узнать; помогает наметить способы проверки
предположений; организует практическую деятельность; подводит к обобщениям выводам.
Поисковая деятельность проводится в определенной системе:
1. Осознание проблемной ситуации: что известно, а что нет. Постановка познавательной задачи.
2. Обсуждение высказываний, выбор способов проверки.
3. Развернутая поисковая деятельность.
4. Анализ полученных результатов наблюдения.
5. Формирование выводов.
Условия побуждающие детей 3- х лет к познавательной активности и элементарной
поисковой деятельности.
Чтобы способствовать развитию познавательной активности малышей, необходимо
наполнить их жизнь различными новыми предметами, объектами, явлениями и событиями,
которые бы будили их мысль, давали пищу для размышления.
Развивая познавательную сферу ребенка 3-4- х лет необходимо стремиться создать такие
условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально- чувственное
восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
К числу условий, которые могут обеспечить вышеперечисленные требования можно
отнести следующее:
1. Прогулки и экскурсии.
2. Наблюдение.
3. Совместные игры и деятельность с взрослыми и сверстниками.
4. Занятие с решением проблемных ситуаций.
5. Ознакомление с художественной литературой, наглядным материалом.
Прогулки по территории детского сада и за ее пределами требует большой подготовки
детей. Прежде всего необходимо обеспечить безопасность; продумать сюрпризные моменты;
вызвать устойчивый положительный эмоциональный настрой; увлекательно осуществить
воспитательно- образовательные задачи.
Прогулки по территории детского сада необходимо проводить не реже одного раза в
неделю. В начале года место для прогулок определяет сам педагог, когда дети станут старше
можно с ними обговаривать куда пойдут гулять.
Для конкретизации новых знаний во время прогулок, их закрепление и уточнение; для
тренировки наблюдательности, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы
необходимо создавать проблемные ситуации; придумывать сюрпризные моменты; выносить
знакомые игрушки.
У детей 3-4- х лет наблюдательность, как качество личности отсутствует, поэтому роль
взрослого нацелить ребенка на активную познавательную деятельность, ориентируясь на
первичную реакцию малыша. Необходимо сразу же, выйдя на прогулку, дать ему увидеть
необычное, с ориентировать на изменения в ближайшем окружении.
Например: выйдя на прогулку во время оттепели, сразу обратить внимание детей на то, что с
крыш капает вода, снег на дорожках мокрый, появляются лужи. Спросить детей, почему с крыш
капает вода. Дети могут ответить, что тает снег. Поинтересоваться: «Может снег тает только над
нашей дверью и лужи только здесь?». Одни дети могут согласиться с предполагаемым ответом
педагога, другие начнут рассказывать, где они видели такие же явления.
Необходимо выяснить у детей хотят ли они знать где ещё на территории детского сада
такие же природные проявления, как это можно сделать. Наметив задачу, организовать прогулку
по территории детского сада, отмечая сходство с данной ситуацией. Спросить детей почему снег
тает везде зимой, подвести к выводу: оттепель вызвала таяние снега, поэтому со всех крыш течет
вода, по всюду появляются лужи, снег везде темный рыхлый.
Одни из компонентов прогулки является наблюдение. Наблюдение может проходить как
простое рассматривание и как манипуляция с чем- либо. Но дети 3- х лет не умеют и любят
наблюдать. Привлечь внимание детей можно эмоциональными высказываниями.
Например: «Ой, смотрите, смотрите, какие красивые снежинкипадают на мою рукавичку!» и дети
сразу же начнут рассматривать снежинки на своих рукавичках, отмечать их цвет, форму, величину.
Если наблюдение проводится в первые нельзя спешить с постановкой вопроса, необходимо дать
детям возможность самостоятельно посмотреть, удовлетворить возникшие любопытства,
составить первые впечатления; помочь детям понять увиденное, вызвать интерес к
наблюдаемому объекту.
Например: обратить внимание, что на свежее выпавшем снегу отпечатались чьи- то следы
и они куда- то идут. Дети идут по следам, изучают их, доходят до забора и вдруг проблема, следы
обрываются и появляются только далеко за забором. Кто бы это мог быть. Необходимо выслушать
разные предположения, с выводами нельзя торопиться. К исследовательской деятельности можно
приобщить родителей. Включить их в обсуждение беседы, выявлении проблемной ситуации,
предложить вместе с детьми в выходные дни изучить следы на снегу в ближайшем окружении,
рассмотреть и изучить разные следы на картинках, понаблюдать за повадками кошки. Результаты
наблюдения обсудить с детьми, нацелить на разговор с педагогом.
После выходных дней необходимо продолжить беседу с детьми в «кругу друзей».
Выяснить, что они узнали нового с родителями. После этого провести повторное «чтение следов»
и сделать выводы.
У малышей всегда есть желание взять снег рукой, положить в карман, принести в группу.
Эти манипуляции можно использовать со свойствами снега: холодный, тает.
Например: можно предложить детям подержать снег на ладошке, посмотреть, что будет
после того как он растаял, задать вопросы, сделать вывод. Чтобы дети лучше и точнее осознали
наблюдаемые связи, необходимо проводить экспериментирование: лепить снежные пирожки,
приносить снег в группу, наблюдать что происходит, делать обобщения, выводы.
Постепенно дети приходят к выводу: снег от тепла тает, превращается в воду; приносить
его в группу и держать в кармане нельзя –будет лужа.
Очень часто дети берут снег в рот. Необходимо подвести детей к самостоятельному
формулированию выводов: снег есть нельзя, заболеешь.
Например: можно провести экспериментирование, насыпать в белую чашку снег, дать ему