Традиции наших предков. Обряды встречи птиц и заклички Весны
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.
Образовательные:
Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (весна), понимать и видеть признаки и приметы весны, обобщать представления о связи живой и неживой природы весной; закреплять умение выполнять аппликацию из ниток.
Развивающие:
Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, расширять и активизировать словарь, развивать память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к природе, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.
Предварительная работа:
Беседы о весне (сезонные изменения, жизнь зверей и птиц), рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, примет, пословиц, прогулки в лес.
Материалы и оборудование:
Конверт, картинки с признаками весны, цветок, ватман с изображением контура солнца, ноутбук, презентация «Звери и птицы весной», картинки «Зимующие и перелётные птицы», макет берёзы, игрушка – птичка, прищепки, веточки, запись «Голоса птиц», фонограмма весёлой музыки.
Для аппликации: лист ватмана с изображением леса, силуэты зверей из картона, нитки цветные (катушечные) мелконарезанные, салфетки, клеёнка, клей, кисточки для клея.
Дети подходят к воспитателю, который держит в руках большой конверт. Все встают вокруг стола . Воспитатель открывает конверт и выкладывает на стол картинки с признаками весны.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад принесли письмо. От кого это письмо? (От весны.)Почему вы так решили? Назовите признаки весны. Цветок весенний ты возьми, примету весны назови.
Игра с цветком «Приметы весны»
Дети передают друг другу цветок, называя примету весны.
Воспитатель: Верно. Мы долго ждали её прихода. Скажите, какая весна? Каждое слово о весне будет лучиком у солнышка (показывает изображение солнца без лучей). Чем больше подберём слов, тем больше лучиков получится у нашего солнца, тем теплее оно будет греть.
Игра «Помощники весны»
Дети называют слова, рисуют лучик.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Да.) Тогда в путь!
Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.
Физкультминутка «Здравствуй, лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны.)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх, покачивания вправо - влево.)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, поворачиваясь направо и налево.)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем.)
Ты же видишь - мы свои. (Руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)
Воспитатель: Что вы слышите? (Пение птиц. ) Как ведут себя птицы весной? (Птицы возвращаются с юга.) Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетели, отгадайте загадки.
Отгадки сопровождаются показом слайдов.
Воспитатель:
Клювом почву протыкает,
Вредных - съест, он молодец!
А зовут его…скворец .
Ноги – длинны, длинен нос,
Что он на обед принёс?
Змей, улиток, лягушат.
Для любимых … аистят.
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам … грачи ».
Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно… соловей.
Нет, не дремлет на окошке,
Называют птицу кошкой. Иволга .
Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков.
Ласточка
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. Жаворонок.
По поднебесью верёвка протянулась.
Журавли.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас поиграем: разделимся на две команды. Одна команда отбирает перелётных птиц, вторая – зимующих. Дети подходят к столу, где лежат картинки.
Дидактическая игра «Перелётные – зимующие»
Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием. Теперь вспомните и скажите, чем же занимаются птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов.)
Воспитатель: Вы знаете, как называются птенцы у разных птиц? Давайте вспомним.
Дидактическая игра «У кого кто?»
У кукушки – кукушонок .
У скворца – скворчонок .
У грача – грачонок.
У аиста – аистёнок.
У лебедя – лебедёнок.
У журавля – журавлёнок.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.
Пальчиковая игра с прищепками «Поможем птицам построить дом»
Воспитатель ставит под берёзу игрушку – птичку. Под весёлую музыку дети с помощью бельевых прищепок – «клювиков» несут птице веточки, из которых она построит гнездо.
Воспитатель: Весну встречают не только птицы, но и звери. Давайте расскажем, чем занимаются звери в этот период.
На экране появляется слайд – «Медведь ».
Воспитатель: Что происходит в жизни медведя? (Ответы.) Какие звери ещё просыпаются? (Ежи, барсуки.) Слайд – ёж, барсук.
Дети рассказывают о жизни этих зверей весной.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о зайце? Слайд – заяц .
Ответы детей.
Воспитатель: Кто ещё меняет окраску шерсти? (Белка.) Слайд – белка. Расскажите о ней. Как встречают весну эти звери? Слайд – волк, лиса.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Заканчивается зимняя спячка зверей. Медведица выходит из берлоги с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У всех остальных лесных зверей тоже появляются малыши. У взрослых зверей начинается линька - зимняя шерсть заменяется на летнюю. А вот у зайца и белки даже изменяется и цвет шубки.
Физкультминутка «Дикие звери»
Встанем, надо отдохнуть, (Движения выполняются по тексту.)
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать – не знал.
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в весенний лес – пора возвращаться в детский сад. На память о нашей прогулке давайте сделаем картинку леса.
Дети походят к мольберту и рассматривают нарисованный фон леса.
Воспитатель: Что вы видите? (Лес.) Кого же не хватает на картине? (Лесных зверей. ) Давайте их поселим в этот лес: выполним аппликацию из ниток. Но сначала вспомним последовательность работы. Сначала нужно выбрать силуэт животного и нитки по цвету шерсти зверя для выполнения аппликации, затем намазать клеем силуэтное изображение, наложить нитки на клеевую поверхность и плотно прижать к основе салфеткой, остаток ниток стряхнуть. После наклеить глаза, нос на мордочку и приклеить животное на общую картину леса.
Дети выполняют аппликацию из ниток «Звери в лесу».
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы действительно видим здесь настоящий лес с его лесными жителями. Эта картинка будет напоминать нам о нашей весенней прогулке.
Природа так устроила образ жизни птиц, что многие из них все время мигрируют из одного ареала обитания в другой, и происходит это из-за изменения погодных условий. Так как температурный режим очень сказывается на жизнедеятельности и размножении птиц, то они обычно покидают родные края, когда приходит зима, а возвращаются обратно весной, в марте-мае.
Прилет птиц после зимовки всегда означает одно: холода отступили и дали дорогу теплу. И здесь многим становится интересно узнать, какие птицы прилетают весной первыми.
Какие птицы прилетают первыми
Многие даже и не подозревают о том, что все перелетные птицы следуют определенному графику прилета, причем каждый вид строго следует ему. Интересно еще и то, что все они возвращаются на свое прежнее место жительства и даже в свои ранее построенные гнезда. Если же с гнездом успело что-то случиться в период отсутствия пернатых хозяев, то последние обустраиваются заново, после чего выводят в них потомство.
Итак, в какой последовательности прилетают весенние птицы:
Какие еще птицы прилетают по весне
Говоря о весенних пернатых вестниках, не стоит забывать и о таких, как соловей и ласточка .
Сначала стоит сказать о соловьях, ведь именно эти узнаваемы по тому, как дивно они могут петь. И несмотря на свой весьма неприметный внешний вид (птичка эта серенькая с коричневатым отливом), соловей обладает чарующим голосом, который завораживает всех без исключения.
Еще один яркий символ весны - это ласточки. Эти птицы не умею петь так, как соловьи, но зато они очень любят селиться поближе к людям, часто обустраивая свои гнезда в сенях, под балконами и карнизами домов. Также их часто можно увидеть в ущельях над реками.
Календарь прилета весенних птиц
Многие и многие годы люди наблюдают за прилетом птиц из теплых краев родные места, а ученые-орнитологи, благодаря научным исследованиям, смогли составить календарь прилета пернатых:
- с 18 по 20 марта возвращаются грачи;
- 25 марта-6 апреля - прилетают скворцы;
- 1-10 апреля - в этот период прилетают зяблики, жаворонки, лебеди и дрозды;
- 11-20 апреля - в родные края возвращаются утки и гуси, журавли и чайки;
- конец апреля - горихвостки, лесные коньки, пенки;
- первая половина мая - прилетают ласточки и мухоловки;
- в середине мая обычно возвращаются стрижи и соловьи;
- в конце мая возвращаются иволги.
Помимо определенных периодов времени, в которые птицы возвращаются в родные края, существуют и определенные маршруты, по которым они осуществляют свой путь.
Интересные приметы, связанные с прилетом птиц весной
Прилет весенних пернатых - это всегда знак того, что зима отступила и впереди весна и теплая погода. И уже давно их определенное поведение принято связывать с некоторыми приметами, например:
Именно с таянием снегов и веселым пересвистом пташек знаменуется приход весны . Школьники начинают мастерить скворечники на уроках труда, а под крышами домов начинают появляться первые ласточкины гнезда.
Занятие на тему
«Весну встречаем, птиц поджидаем!»
Цель: развивать связную речь у детей, используя приёмы мнемотехники.
Задачи:
Познавательные:
§ Активизировать и расширять словарь детей по лексическим темам «Весна» и «Перелётные птицы»;
§ Учить планировать высказывание, опираясь на графическую модель;
§ Формировать практические навыки словообразования и построения фразы, используя приём картинно – графии;
§ Закреплять знания детей о перелётных птицах и учить использовать их в составлении рассказов.
Развивающие:
§ Развивать связную речь;
§ Стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
§ Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные:
§ Воспитывать интерес к окружающей природе и жизни перелётных птиц, умение заботится о них, быть добрыми, внимательными;
§ Формировать чувство коллективизма , взаимопомощи , доброжелательное отношение друг к другу и гостям;
§ Совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.
Предварительная работа:
Ø Чтение произведений о весне, о жизни перелётных птиц;
Ø Заучивание загадок, стихов, пословиц, поговорок, примет по данным лексическим темам;
Ø Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр;
Ø Рассматривание картин, иллюстраций о весне, перелётных птицах.
Оборудование:
ü Картины и иллюстрации о весне:
ü Картинки с изображением перелётных птиц;
ü Игра «Собери и прочитай»;
ü Графический план для составления рассказа;
ü Грачонок (поделка из бумаги);
ü Фуражка лесника;
ü Игрушечное ружьё, берет (для охотника);
ü Мнемотаблицы.
Здравствуйте, дети! Сегодня мы посетим картинную галерею. Тему выставки картин я попрошу прочитать Мишу: «Весну встречаем, птиц поджидаем». Чтобы войти в зал, необходимо выполнить следующее задание, назовите одним словом всё, что я произнесу:
Март, апрель, май. – Весна.
Тает снег, с крыш капает. Капель.
Бежит, звенит, журчит. Ручей.
Участок земли, где снег растаял. – Проталина.
Птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются. – Перелётные птицы.
Домик для птиц. – Скворечник.
Цветок, растущий из-под снега. Подснежник. –
Много воды. – Разлив.
Лёд идёт по реке. – Ледоход.
Проснулся медведь, ёжик. – Пробуждение.
Я сегодня поработаю экскурсоводом. Обратите внимание на эти картины. Что на них изображено?
Ледоход, прилёт птиц, первые дни весны.
Пройдите, пожалуйста, за мной. Что это такое? Кто-то испортил картины? Надо это исправить. Ребята, помогите, пожалуйста. (Дети играют в игру: «Сложи и прочитай». Карточки с иллюстрациями на данные лексические темы разрезаны на три части, их нужно правильно сложить и прочитать, получившиеся слова).
Сейчас мы поиграем в игру «Расскажи про свою птицу». По картинке и графическому изображению вам нужно составить фразу. (Картинки птиц: утка, скворец, соловей, грач, ласточка, кукушка. Графические изображения: открытый клюв с нотками, червячок, гнездо, волнистая линия, скворечник, гусеница).
Соловей звонко поёт песню.
Грач ходит по полю и ищет червячков.
Утка плавает в пруду.
Скворец заселяется в скворечник.
Ласточка строит себе гнездо из травы и глины.
Кукушка клюёт с листочка гусеницу. (Используется приём картинно - графия).
Дети, пока вы реставрировали картины, у вас устали руки и особенно пальчики, я предлагаю для них гимнастику .
Тили – тели, тили – тели -
(Большие пальцы скрещены и сцеплены, остальные плотно прижаты друг к другу. Это - летят « птицы.» и машут крыльями).
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
(При перечислении загибают пальцы.)
Серенькое пёрышко,
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж –
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
(Так же, как в начале «птицы» машут крыльями).
Песни звонкие запели.
(Открывают и закрывают «клювики»).
Дети, я приглашаю вас пройти в следующий зал. Обратите внимание на то, как много здесь иллюстраций разных птиц. А здесь лежат птицы, почему-то отдельно от картин. Что-то на них написано? Предлагаю прочитать: птица, птичка, птенец, птенчик, птицы, птичий (двор), птицелов. Что это за слова, дети?
Дети: Это родственные слова.
Логопед: Дополните, пожалуйста, картину, разместив птиц на дереве.
Посмотрите, ребята, какие необычные картины! Мне кажется, что здесь что-то закодировано? Посмотрите внимательно, какая информация закодирована на этой картине?
Дети: Информация о погоде.
Логопед: Надо раскодировать.
Дети: Какой был день?
Солнечный
Облачный
Ветреный
Дождливый, и т. д.
Логопед: Что закодировано здесь?
Дети: Какие были птенцы?
Маленькие
Беспомощные
Желторотые
Пушистые
Голодные
Прожорливые и т. д.
Логопед: Что с ними случилось?
Дети: напугала кошка
Налетел коршун
Прилетела стрела
Не воспитанный мальчик выстрелил из рогатки
Вывалился из гнезда на землю
Сдуло сильным порывом ветра и т. д.
Логопед: Кто мог помочь птенцам?
Добрый человек
Мама с папой
Птичья стая и т. д.
Логопед: Я предлагаю составить рассказ о том, что могло случиться с птенцами. А помогут вам в этом раскодированные картинки.
1) Повторение плана рассказа по мнемотаблицам;
2) Сначала нужно рассказать о погоде;
3) Какими были птенцы?
4) Кто их напугал? (Что случилось с птенцами?);
5) Кто им помог?
Рассказы детей.
Логопед: Кто хочет рассказать о птенцах?
Кто хочет составить другой рассказ?
Оценка рассказов детей: Был ли рассказ Славика похож на Мишин? Ребята, как важно, чтобы в рассказе вы называли с птенцом каких птиц, случилась эта история.
Физкультминутка.
Дети, представьте себя стайкой грачей.
Вот на ветках тч, не кричи!
(Указательный палец поднести к губам, погрозить.)
Чёрные сидят грачи.
Разместились в гнёздышки,
Распустили пёрышки,
(Руки опустить вниз).
Греются на солнышке,
(Обхватить себя и погладить по рукам).
Головой вертят,
(Повернуть голову вправо, влево).
Полететь хотят.
(Встать, руки в стороны).
Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!
(Хлопки руками, руки в стороны, лёгкий бег).
Полетали, полетали, прилетели
(Руки в стороны, лёгкий бег).
И опять все в гнёзда сели.
(Присесть, руки вперёд, замкнуть в круг).
Логопед: Дети, представим себя лесником, он осматривал лес и спас птенчиков. Саша будет лесником дядей Ваней. (Предлагаю фуражку лесника. Слушаем рассказ.)
За что можно похвалить нашего Сашу?
Кто ещё хочет рассказать о том человеке, который помог птенцам?
Охотником хочет быть Артём. (Надеваю берет, даю ему ружьё).
Интересный ли был рассказ у Артёма? Какой мы дадим ему совет?
Дети, я прошу вас устроить тишину в группе, кто-то давно постукивает в окно, да это…(показываю грачонка, сделанного из бумаги).
Дети: Грачонок!
«Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы рассказывали о птицах. И очень хочу, чтобы вы сочинили про меня сказочку.
Логопед: Можно я начну сказку? В некотором царстве, в лесном государстве жила-была птичья семья: папа грач, мама грачиха и маленький, чёрненький, очень любознательный грачонок.
Однажды, когда родителей не было дома, грачонок забрался на краешек гнезда и стал всё рассматривать. Он посмотрел вверх, по сторонам, затем наклонил голову вниз и …
Дети: (вывалился из гнезда). Грачонок стремительно падал вниз. Он подумал: «Я сейчас разобьюсь, но я не хочу погибать». Птенец замахал крыльями, закрыв глаза. Когда грачонок открыл глаза, он увидел, что сидит на земле, а перед ним толстая, зелёная гусеница. Вдруг он услышал: «Помоги мне, грачонок! Она меня съест». Грачонок присмотрелся и увидел рядом с гусеницей маленький росточек. Птенчик не задумываясь схватил гусеницу и стал клевать её. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грачонка своими вкусными семечками. (Сказку дети сочиняют по цепочке. Я сажу «грачонка» на плечо к ребёнку, тот продолжает сказку.)
Грачонок: «Очень интересная получилась сказка, я полечу в наш грачевник и расскажу её своим друзьям».
Логопед: Дети, мне очень хочется узнать, понравилась ли вам экскурсия в картинную галерею. Если понравилась, то улыбнитесь. Что вам понравилось больше всего?
Весна
Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое, ласковое.
Весной небо высокое, чистое, голубое, ясное.
Весной облака легкие, перистые, пушистые.
Весной с крыш свисают сосульки длинные, сверкающие.
Весной трава молодая, светло-зеленая, нежная.
Весной на деревьях набухают зеленые, липкие почки.
Весной прилетают: грачи, ласточки, скворцы.
Март, апрель, май.
Ранняя весна.
голубой – дети хлопают
Земляной - дети хлопают.
Другой – дети хлопают.
Точка – дети хлопают.
Машут руками и подпрыгивают.
«Клюют».
Погладить руки, носики.
Машут руками
«Клюют».
Картина.
Прилет птиц, Весна, Птицы весной.
Художник изобразил весну.
На улице стало тепло.
Светит яркое весеннее солнышко. Небо чистое, светлое, голубое, высокое, яркое, весеннее, ясное, лучезарное.
Деревья весной просыпаются. На них появились почки и молодые зеленые листочки. Почки липкие, зеленые, пахучие.
Земля весной оттаивает. Земля мягкая, рыхлая, теплая.
Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.
Яблоня зацветет.
Перелетных птиц.
Ласточка, скворец, чиж, кукушка, грач, соловей, дрозд.
Острокрылая.
Чернокрылый.
Белогрудая.
Короткохвостый.
Толстоклювый.
Длиннохвостая.
Это гнездо с птенцами.
Гнездо сделано из тонких прутьев и соломы.
Черная с фиолетовым отливом грачиха принесла в своем большом, толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. Она его нашла в огороде, когда рылась в земле.
На ветке березы сидит изумрудно-фиолетовый с многочисленными белыми крапинками скворец. Он поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо.
Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда .
Вот как птицы весну встречают.
Хорошее, радостное.
Лучше всего начать рассказ с описания природы. Скажем, какое солнце, небо, деревья, земля, трава.
Потом мы расскажем о перелетных птицах, о том, что они делают.
Мы расскажем какое настроение вызывает картина.
1-й ребенок. Наступила весна. Стало тепло. Светит яркое весеннее солнышко. Небо чистое, светлое, голубое, высокое, ясное, лучезарное, весеннее, яркое. Деревья весной просыпаются. На деревьях появились почки и молодые зеленые листочки. Почки липкие, зеленые, пахучие. Земля весной оттаивает. Она теплая, мягкая, рыхлая. Трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая. В траве распустились желтые одуванчики. Зацвели яблони в саду.
2-й ребенок. Прилетели перелетные птицы. На березе – гнездо с грачатами. Гнездо сделано из тонких прутьев и соломы. Черная с металлически-фиолетовым оттенком грачиха принесла в своем мощном толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. В огороде грачи роются в земле и ищут червей.
3-й ребенок. На ветке березы сидит изумрудно-фиолетовый с многочисленными белыми крапинками скворец. Он поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо. Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда
4-й ребенок. . Картина написана в светлых тонах и вызывает радостное настроение.
Ребенок повторяет весь рассказ.
Птицы весной.
Наталья Панафидина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как птицы весну встречают»
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ :
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ
«КАК ПТИЦЫ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ » .
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
ПАНАФИДИНА Н. Н.
Виды детской деятельности : игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели : закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе ; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц ; развивать умения наблюдать , сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь : перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Целевые ориентиры дошкольного образования : самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (декоративное рисование : гжельские узоры) .
Материалы и оборудование : иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц » , графическая модель – клювы птиц .
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
Игра «Доскажи словечко» .
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня… весна .
– Какие изменения в неживой природе происходят весной ? (Ответы детей.)
– Отгадайте загадку :
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку :
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица ) .
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Перелетные птицы .
Улетающим птицам зимой есть нечего . Многие перелетные птицы едят насекомых . Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.
Показать картинки на доске
Как летят перелетные птицы ? Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы .
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6-8 лет)
Клин лебедей - лебединый, караван журавлей - …, стая уток - …, … грачей - …, … соловьев - … .
А сейчас давайте поиграем в игру один много а зоодно вспомним перелетных птиц , которых мы знаем
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»
Грач - грачи - грачей,
птица - птицы - птиц ,
стриж - стрижи - стрижей,
аист - аисты - аистов,
жаворонок - жаворонки - жаворонков,
скворец - скворцы - скворцов,
трясогузка - трясогузки - трясогузок,
журавль - журавли - журавлей,
гусь - гуси - гусей,
утка - утки - уток,
селезень - селезни - селезней,
ласточка - ласточки - ласточек,
соловей - соловьи - соловьев,
лебедь - лебеди - лебедей,
кукушка - кукушки - кукушек,
гнездо - гнезда - гнезд,
яйцо - яйца - яиц,
птенец - птенцы - птенцов.
Давайте с вами вспомним, какие звуки издают различные перелётные птицы
Лексический строй речи
Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (детям 6-8 лет)
Ласточка - щебечет,
грач - кричит «гра» ,
соловей - заливается, свистит, щелкает, поет.
кукушка - кукует,
журавль - курлычет,
жаворонок - звенит.
Воробей - чирикает
Ворона - каркает
Курица - квохчет
Утка - крякает
Сорока - трещит
Построение монолога «Расскажи о птице по плану »
1) кто это;
2) какая это птица (перелетная, зимующая) ;
3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения : длина ног, шеи, форма клюва);
4) чем питается;
5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея ? … (У лебедя.) ; … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.) ; … самый длинный клюв? … (У цапли.) ; какие птицы лучше всех поют ? … (Соловьи.) ; … подражают пению других? … (Скворцы.) .
Игра «1-2-5»
Один лебедь, два (лебедя, пять (лебедей) и т. д.
Закрепить в названиях всех птиц !
Игра «У кого чей?»
У утки клюв чей (утиный) клин журавлей, это какой клин… у гуся чьи крылья…У ласточки чьё гнездо…
– Вспомните отличительный признак птицы . (Тело покрыто перьями.)
– По оперению мы обычно и узнаём птицу . А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)
– Каких птиц мы называем перелётными, а каких – зимующими?
– Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас ? (Отсутствие пищи : насекомых, рептилий и т. д.)
– Что позволяет птицам вернуться весной в родные края ?
Весной птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Давайте вспомним какие птенцы появляются у перелётных птиц
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6-8 лет)
Грач - грачонок - грачата,
аист - аистенок - аистята,
стриж - стриженок - стрижата,
журавль - журавленок - журавлята,
кукушка - кукушонок - кукушата,
ласточка – ластак -ласточата
лебедь - лебеденок - лебедята,
скворец - скворчонок - скворчата,
утка - утенок - утята,
гусь - гусенок - гусята.
– Отгадайте загадки.
Всех перелётных птиц черней ,
Чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица … (грач) .
– Рассмотрите картинки с изображением перелетных птиц .
– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок.)
– Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец) .
– Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц , но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят : увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов) . И, правда, скворцы появляются в конце марта.
Кто без нот и без свирели
– Послушайте рассказ М. Богданова :
Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц . Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину) . Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников . В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников .
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всём свете нет никакой певчей птицы , которая пела бы лучше соловья.
– Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники ? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц ?
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету : в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист.)
– В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие : оказывается, аисты могут спать на лету.
– На первый взгляд жизнь птиц беззаботна . Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной ? (Птицы высиживают птенцов , строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)
– Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам . Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Дрозд метёлкой двор метёт –
Дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист-птица ,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист-птица .
В стародавние времена было принято называть птиц ласковыми уменьшительными словам. Ститалось, что ласковые слова приносят в дом счастье и достаток, давайте и мы попробуем прикликать себе счастье и назвать птиц ласково
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец - птенчик,
перо - перышко,
голова - головка, головушка,
соловей - соловушка,
шея - шейка,
жаворонок - жаворонушек,
крыло - крылышко,
скворец - скворушка,
гусь - гусек, гусенок,
утка - уточка,
лебедь - лебедушка,
гнездо - гнездышко,
журавль - журавушка, журка,
трясогузка - трясогузонька,
аист - аистенок,
цапля - цапелька.
3. Динамическая пауза.
Капли звонко капали (прыжки на месте,
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам) .
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся,
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся) .
С нас течёт уже вода (наклон вниз,
Мы растаем навсегда (выпрямляемся) .
– Был на Руси праздник – встречали в этот день весну . Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели : «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную ». В жэтот день было принято выпускать на волю птиц которых находили раненых зимой и выхаживали. Вот и мы с вами егодня вырустим на волю птиц , которых сделаем своими руками
Из цветной бумаги. Выполнение птиц в стиле оригами