Виды профсоюзных организаций. Профсоюз - это что? Профсоюзы России
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан , связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Виды профсоюзов и их объединений ( ассоциаций ), предусмотренные законодательством
Как установлено ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ):
общероссийский профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на всей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация профсоюзов ) - объединяет общероссийские профсоюзы, территориальные объединения (ассоциации ), организации профсоюзов, действующие на всей территории РФ или на территории более половины субъектов России;
межрегиональный профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на территории менее половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - состоит из межрегиональных профсоюзов и (или ) территориальных объединений (ассоциаций ) организаций профсоюзов и действует на территории менее половины субъектов РФ;
территориальное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - объединяет организации профсоюзов и действует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.
территориальная организация профсоюза - организация, состоящая из членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза и действующая на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территории нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.
первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Профсоюзы (их объединения ) осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими же уставами, а первичные профсоюзные организации - согласно положениям, разработанным на основе этих уставов.
Профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации ) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство, являются профсоюзными представителями (доверенными лицами ).
Профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации ) или положением о первичной профсоюзной организации.
Принципы деятельности профсоюзов
1. Принцип независимости. Обеспечивается запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов, которое может повлечь ограничение прав профсоюзов, либо воспрепятствовать осуществлению их деятельности.2. Принцип самоуправления. Означает, что профсоюзы могут сами разрабатывать свою структуру, организовывать свою деятельность, избирать руководящие органы.
3. Добровольность объединения в профсоюзы.
4. Равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Означает, что профсоюзы одного уровня имеют одинаковое количество прав, не зависимо от их внутренней численности.
Законом предусмотрены следующие основополагающие принципы создания и деятельности профсоюзов:
равноправие профсоюзов. Согласно ст. 2 и 4 Закона все профсоюзы пользуются равными правами. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные Законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации ), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий;
самоуправление на основе внутрисоюзных норм. Как определено ст. 7 Закона, профсоюзы, их объединения (ассоциации ) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях. Уставы профсоюза или объединения (ассоциаций ) профсоюзов устанавливают их наименование, цели и задачи, организационную структуру, порядок образования, компетенцию и сроки полномочий профорганов, источники образования доходов и иного имущества, порядок их реорганизации , прекращения деятельности и ликвидации, а также другие вопросы их деятельности;
независимость. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления , работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций ), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. Вмешательство перечисленных органов и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь ограничение их прав и воспрепятствование их законной уставной деятельности, запрещается (ст. 5 );
законность. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями ), другими общественными объединениями регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов России. Причем, если международными договорами РФ, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 10-ФЗ, то применяются правила международных договоров и конвенций (ст. 6 ). В соответствии с п. 2 ст. 10 в противном случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам ) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до 6 месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта России по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих законных интересов.
Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и зашиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Субъектом трудового права выступают органы данной организации.
Выборному органу профсоюза передаются в бесплатное пользование здание, помещения, сооружения для культурно-просветительской, оздоровительной и иной работы среди работников данной организации.
Профсоюз представляет интересы своих членов, но он не вправе участвовать в организации производства и управлении производством, но правомочен участвовать в управлении организацией.
Членом профсоюза может быть любой гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность.
Представителям профсоюзов и их объединений законом предоставляются гарантии , обеспечивающие их независимость при исполнении возложенных на них полномочий (ст. 405 ТК РФ).
Профсоюзы имеют право:
начать коллективные переговоры, вести их, участвовать в подготовке проекта коллективного договора или соглашения, заключать его от имени работников;
осуществлять контроль за выполнением условий заключенных коллективных договоров;
представлять интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров, составлять протокол разногласий или предъявлять законные требования работодателю;
участвовать в создании и деятельности примирительных органов;
принимать решения о проведении забастовки;
участвовать в установлении условий труда и его оплаты.
В ряде случаев законом установлено требование о необходимости учитывать мнение, а иногда и получить согласие при принятии администрацией решений, например, при:
увольнении некоторых категорий работников (ст. 82 ТК РФ);
изменении организационных или технологических условий труда, способных повлечь массовые увольнения (ст. 74 ТК РФ);
привлечении работников к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ).
В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Профсоюзы не имеют обязанностей перед другими социальными партнерами, что отличает их правовой статус. Лишь согласно ст. 41 ТК РФ профсоюзы от имени работников могут принять на себя обязанность отказаться от проведения забастовок при условии своевременного и полного выполнения работодателем коллективного договора.
Обязанность возместить убытки возлагается на профсоюз, когда профсоюзная организация объявила и не прекратила забастовку после признания ее незаконной (ст. 417 ТК РФ).
Классификация прав профсоюзов. Содержание прав профсоюзов
По объему компетенции в правах различают:
а) права самостоятельного характера: - участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству; - участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников; - представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда; - осуществляют общественный контроль за исполнением труд. законодательства, правил охраны труда; - обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации , нарушающих труд. законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;
б) права совместного характера: - участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на Доску почета и в Книгу почета (где существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией;
в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм труд. законодательства.
По сфере деятельности различают следующие права:
Представительства работников д/ осуществления своей защитной функции;
На участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
На защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;
На социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.);
Профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением труд. законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;
На участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных труд. споров, включая объявление забастовки;
На участие в управлении гос. социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи , взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр.
Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.
Защитная функция профсоюзов и главные направления ее реализации
а) при принятии новых актов трудового законодательства как в централизованном порядке, так и в локальном. Здесь профсоюзы должны четко высказывать свое мнение по каждому проекту нового акта трудового законодательства. Трудовой кодекс (ст. 372) установил порядок запроса и учета мнения профсоюзного органа организации при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
б) при принятии решений работодателем по применению отдельных норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК и др.), в том числе при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК);
в) при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности (ст. 374-377 ТК);
г) при оказании помощи, защите при самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;
д) при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования труда - на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов (ст. 362, 278 и 416 ТК).
Только активное участие профсоюзных органов во всех указанных стадиях правового регулирования труда способно реально помогать восстановлению нарушенных трудовых прав работников и быть профилактической мерой от трудовых правонарушений. Если же профсоюзы малоактивны, не стремятся проявлять свою защитную функцию, то в нынешних условиях хозяйской власти они будут утрачивать свою защитную роль.
Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах
а) имущественные;
б) личные;
в) обязанность государственных органов, работодателей содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;
г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;
д) юридическая ответственность.
Защита прав профсоюзов.
"Гарантируется судебная защита прав профсоюзов. Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации" (ст.29 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
"1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению." (ст.30 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым Кодексом РФ. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение.
В качестве общей нормы, устанавливающей административную ответственность, можно привести положения ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Уголовная ответственность в настоящее время за нарушение прав профсоюзов не предусмотрена.
Ответственность профсоюзов
Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку - поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.
Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.
За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения), могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании ст. 417 ТК РФ.
ТК РФ предусматривает административную ответственность за определенные нарушения законодательства о социальном партнерстве не только представителей работодателей, но и представителей работников, следовательно - и профсоюзных работников (см. ст. 54-55). Однако Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) 2001 г. предусматривает ответственность за те же правонарушения только работодателей и их представителей (см. ст. 5.28-5.31). Поскольку приоритет в регулировании отношений, связанных с административной ответственностью, принадлежит КоАПу, после его введения в действие (с 1 июля 2002 г.) представители работников - члены профсоюзных органов к административной ответственности за подобные нарушения привлекаться не могут.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ можно выделить следующие виды профсоюзов в зависимости от их уровня:
1) первичная профсоюзная организация. Это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации (в ее филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении) либо у индивидуального предпринимателя. Данное объединение действует на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо собственного устава, принятого в соответствии с одним из указанных документов. Первичная профсоюзная организация может образовывать в своей структуре цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения, руководствуясь уставом соответствующего профсоюза (абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Первичная профсоюзная организация и ее органы, в частности, представляют на локальном уровне интересы работников конкретного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ч. 1 ст. 30 ТК РФ);
2) общероссийский профсоюз. Это добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, работников, осуществляющих один или несколько видов экономической деятельности. Такие работники должны быть связаны общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. Общероссийский профсоюз действует на всей территории РФ (на территориях более половины субъектов РФ) либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, работников, осуществляющих один или несколько видов экономической деятельности. В структуре этого профсоюза в соответствии с его уставом наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации (абз. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Общероссийскими профсоюзами являются, в частности, Общероссийский профсоюз авиационных работников, Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и др.;
3) общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов. Это добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов. Указанное объединение действует на всей территории РФ или на территориях более половины ее субъектов (абз. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Примерами таких объединений являются Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Общероссийское объединение профсоюзов "Конфедерация труда России" и т.д.;
4) межрегиональный профсоюз. Это добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, работников, осуществляющих один или несколько видов экономической деятельности. Данное объединение действует на территориях менее половины субъектов РФ. В структуре межрегионального профсоюза в соответствии с его уставом наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации (абз. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Примером такого объединения является Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов;
5) межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
6) территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, которое действует в одном субъекте РФ либо на территории города или района (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ);
7) территориальная организация профсоюза. Это добровольное объединение членов профсоюза, которые состоят в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза. Такое объединение действует на территории одного (нескольких) субъекта РФ, города или района (абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Например, у профсоюза работников текстильной промышленности может быть несколько первичных профсоюзных организаций на конкретных предприятиях в пределах субъекта РФ, города или района. Для координации своих действий они могут объединиться в территориальную организацию профсоюза.
Важно! Профсоюз вправе самостоятельно, исходя из стоящих перед ним целей и задач, определять вид и внутреннюю организационную структуру. Они могут отличаться от указанных в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 22-П).
Профсоюзный орган
Профсоюзный орган является органом, образованным в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или первичной профсоюзной организации (абз. 9 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ).
Права профсоюзной организации >>>
Гарантии работникам - членам профсоюза >>>
Руководитель профсоюзной организации, освобожденный от основной работы >>>
Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>
ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАБОТНИКОВ
1. Виды профсоюзных организаций >>>
3. Первичная профсоюзная организация >>>
3.1. Уведомление работодателя о создании профсоюза >>>
3.2. Государственная регистрация профсоюзной организации >>>
3.3. Перечисление членских взносов из заработной платы работников >>>
4. Правовые, технические инспекции труда профсоюзных организаций >>>
1. Виды профсоюзных организаций
В состав технической инспекции труда профсоюзов входят профсоюзные инспекторы труда. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ данные лица имеют право:
Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов и др.
Права профсоюзных инспекций труда также устанавливаются на уровне Положений общероссийских и межрегиональных объединений профсоюзов. Существует Положение о технической инспекции труда, утвержденное Постановлением Исполкома ФНПР от 19.12.2005 N 7-6. Согласно п. 2.1 данного Положения технические инспекции труда подразделяются на техническую инспекцию труда ФНПР, техническую инспекцию труда общероссийских профсоюзов и их профсоюзных организаций и техническую инспекцию труда территориальных объединений организаций профсоюзов. Каждая из них находится в подчинении соответствующих профсоюзных органов, которые самостоятельно принимают решение об организации ее работы, определяют структуру, штатную численность и должностные оклады работников, другие виды социально-бытового обеспечения, порядок приема на работу и увольнения, конкретизируют права и обязанности работников.
Следует учитывать, что профсоюзные инспекторы труда могут беспрепятственно посещать (по предъявлении удостоверения установленного образца) любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза, с целью проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, а также с целью проверок выполнения условий коллективного договора, соглашения (п. 4.1 Положения о технической инспекции труда от 19.12.2005 N 7-6).
В качестве примера также можно привести Положение о правовой инспекции труда ФНПР. Согласно п. 2 данного документа основными задачами правовой инспекции труда ФНПР являются:
Проведение профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений;
Юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций, установленные международными нормами, законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами;
Отстаивание прав и интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений и др.
2. Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов >>>
3. Право ведения коллективных переговоров >>>
4. Право на участие в коллективных трудовых спорах >>>
1. Право на представление интересов работников в трудовых отношениях
Наиболее существенной функцией профсоюза является защита интересов работников в трудовых отношениях. Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляет первичная профсоюзная организация. Следовательно, профсоюз является основным органом, с которым приходится взаимодействовать работодателю при решении организационных вопросов в сфере труда. Необходимо также учитывать, что первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия, в силу ч. 3 ст. 37 ТК РФ становится представителем всех его работников.
2. Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов
2. Гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от основной работы >>>
3. Расторжение трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы >>>
1. Гарантии работникам, входящим в состав выборных органов и не освобожденным от основной работы
3. Расторжение трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы
1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора >>>
1.2. Внесение записи в трудовую книжку >>>
1.3. Оформление личной карточки >>>
2. Предоставление прежней работы >>>
3. Оплата труда руководителя первичной профсоюзной организации >>>
1. Избрание работника на выборную должность руководителя первичной профсоюзной организации
При избрании работника на должность руководителя профсоюзной организации работодатель расторгает с ним трудовой договор по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основанием для этого является протокол об избрании на данную должность и заявление работника о расторжении договора в связи с переходом на выборную должность.
После избрания на должность работодателем для такого работника выступает первичная профсоюзная организация. Следует учитывать, что если профсоюз не имеет статуса юридического лица, то работодателем для руководителя будет то объединение профсоюзов, членом которого является первичная профсоюзная организация.
Важно! Трудовой договор с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации заключается на срок его полномочий (ст. 59 ТК РФ). По окончании такого срока договор с руководителем профсоюза расторгается на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора).
1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора
3. Оплата труда руководителя первичной профсоюзной организации
Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации производится за счет членских взносов либо финансирования вышестоящей профсоюзной организации. Частью 7 ст. 377 ТК РФ предусмотрено, что оплата также может осуществляться из средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Однако следует учитывать, что по отношению к руководителю первичной профсоюзной организации, освобожденному от основной работы, работодателем выступает сама профсоюзная организация, а не тот работодатель, у которого действует профсоюз.
В связи с этим на практике часто возникают вопросы об оплате труда такого руководителя, поскольку исходя из смысла ст. ст. 56 , 57 , 129 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику на основании заключенного трудового договора. В данном случае работодатель перечисляет денежные средства на счет первичной профсоюзной организации или того объединения профсоюзов, членом которого он является. Следует учитывать, что такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль организации (письмо УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 N 20-12/005978, письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-05-02-04/181).
УЧЕТ МНЕНИЯ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ
ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Случаи учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>
2. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>
2.1. Отметка об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>
3. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза >>>
3.1. Оформление приказа о расторжении трудового договора >>>
1. Случаи учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации
Привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99 ТК РФ);
Определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
Разделение рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ);
Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ);
Привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 ТК РФ (ст. 113 ТК РФ);
Установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ);
Утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
Введение системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ); ТК РФ);
Утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждение перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ);
Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);
Утверждение порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);
Увеличение продолжительности вахты до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ);
Утверждение графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ);
Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 7 ст. 325 ТК РФ);
Определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 5 ст. 326 ТК РФ).
Указанный перечень не является исчерпывающим. Коллективным договором или соглашением могут быть установлены иные случаи учета мнения профсоюзного органа.
Следует отметить, что если, например, коллективным договором предусмотрен порядок установления системы оплаты труда, то в таком случае учитывать мнение профсоюзного органа в соответствии с требованиями ст. 372 ТК РФ не нужно, поскольку данный вопрос уже урегулирован коллективным договором.
Ситуация из практики. На предприятии действуют две первичные профсоюзные организации. У какого профсоюза работодатель должен запрашивать мотивированное мнение при принятии локального нормативного акта?
2.1. Отметка об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации
После получения мотивированного мнения профсоюза по поводу документа, который ему направлялся, нужно сделать соответствующую отметку в самом документе. В локальном акте отметку лучше проставить в начале документа, в приказе (например, приказ о введении неполного рабочего времени в организации) - в конце документа после подписи руководителя организации.
Если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, то в течение трех рабочих дней он проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом (ч. 3 ст. 373 ТК РФ). Работодателю самому предлагать проводить такие консультации не нужно. Однако он обязан отреагировать на предложение профсоюза и явиться на соответствующие встречи.
Если работодатель и профсоюз не достигнут общего согласия, то работодатель вправе издать приказ об увольнении работника - члена профсоюза по истечении десяти дней с момента направления профсоюзу проекта приказа и копий документов. Однако такое увольнение может быть обжаловано профсоюзом в государственной инспекции труда. Соответственно, в случае признания увольнения незаконным инспекция вправе выдать работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Следует учитывать, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником - членом профсоюза по основаниям ч. 1 ст. 373 ТК РФ не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если работник после получения данного мнения заболел, ушел в отпуск или по другим уважительным причинам отсутствовал на рабочем месте, то месячный срок продлевается на соответствующее количество дней (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).
Отсутствие у работодателя документов, которые подтверждают участие профсоюзного органа в решении вопроса, связанного с увольнением работника - члена профсоюза по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является основанием для восстановления последнего на работе (см. Определение Московского областного суда от 18.03.2010 по делу N 33-3193/2010). В Определении Московского городского суда от 24.06.2010 по делу N 33-18438 указано на нарушение процедуры увольнения работника, который являлся членом профсоюза. Это нарушение со стороны работодателя наряду с другими повлияло на принятие судом решения о восстановлении работника на работе.
При принятии решения о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденным от основной работы, по основаниям п. п. 2 , 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодателю необходимо получить соответствующее согласие вышестоящего органа первичной профсоюзной организации (ч. 1 ст. 374 ТК РФ). Для получения такого согласия нужно направить письмо с приложением проекта приказа о расторжении трудового договора и копий всех документов, обосновывающих принятие данного решения. Подробнее о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации см. п. 3 настоящего материала.
3.1. Оформление приказа о расторжении трудового договора
После того как работодатель принял окончательное решение об увольнении работника - члена профсоюза, он должен издать соответствующий приказ (ст. 84.1 ТК РФ). Данный документ составляется по унифицированной форме N Т-8 (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). В графе "Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа" работодатель должен указать реквизиты мотивированного мнения профсоюза.
См. образец заполнения приказа.
Подписано в печать
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 8
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
По мнению автора статьи, в перспективе регламентация гражданско-правового статуса профсоюзов должна стать более эффективной, исключающей предпосылки для злоупотреблений и спорные ситуации, связанные с нечеткостью отдельных нормативных предписаний и отсутствием их логической связи с иными законодательными положениями.
В современных условиях профессиональные союзы представляют собой образования, призванные выполнять важнейшую функцию - осуществлять представительство работников в их взаимодействии с работодателями. Посредством профсоюзного представительства работники получают возможность выразить свои интересы при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров с работодателем. Поэтому обычно профсоюзы рассматриваются как субъекты трудового права, именно с этих позиций исследуется специфика их правового положения.
Вместе с тем они участвуют и в широком круге гражданских правоотношений - приобретают имущество в собственность и реализуют правомочия собственника, совершают различные гражданско-правовые сделки, осуществляют приносящую доход деятельность и пр., выступая в качестве самостоятельных субъектов гражданского оборота. Участие в имущественных отношениях во многом способствует созданию оптимальных условий для выполнения профсоюзами своих основных общественно-полезных функций в сфере социального партнерства.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о профсоюзах) профессиональным союзом признается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Из этого легального определения следует, что профсоюз представляет собой общественную организацию особого рода, для которой характерны специфическая цель деятельности, состоящая в представительстве и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов, а также наличие у членов общих интересов производственного и профессионального характера, лежащих в основе создания организации.
Видами профсоюзов являются первичные, общероссийские и межрегиональные профсоюзные организации. Они наделены правом создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские, межрегиональные, территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов.
Моменты создания профсоюза (объединения профсоюзов, первичной профсоюзной организации) и приобретения им прав юридического лица разграничиваются. Как и большинство иных общественных объединений, профсоюз считается созданным с момента принятия учредителями (съездом, конференцией, собранием) решения о его создании. Права юридического лица и, соответственно, гражданскую правосубъектность профсоюз приобретает с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Эта особенность профсоюзов обусловлена тем, что цели их деятельности находятся за пределами гражданско-правового регулирования и могут быть достигнуты без признания соответствующих образований субъектами гражданского права.
Организационно-правовой формой профсоюзов и их объединений как юридических лиц является общественная организация (объединение). Между тем некоторые авторы склонны рассматривать профсоюз как самостоятельный вид некоммерческих юридических лиц, отличный от формы общественной организации (объединения) . В соответствии с п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Аналогичным образом понятие общественных организаций (объединений) раскрывается в ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 29.12.2010, далее - Закон о некоммерческих организациях). При этом оба документа, устанавливая единый правовой режим для всех общественных организаций (объединений), допускают возможность определения особенностей их статуса как участников гражданско-правовых отношений специальными законами.
Основным актом, регулирующим деятельность именно общественных объединений, является Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 22.07.2010, далее - Закон об общественных объединениях), который также предполагает возможность детализации статуса, порядка создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации отдельных видов общественных объединений, в т. ч. профсоюзов, другими законами.
Двойственное положение
Специальный Закон о профсоюзах, имеющий комплексный характер, является основным документом, определяющим статус профсоюзов, в т. ч. как субъектов гражданского права. Именно из этого исходит судебная практика (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 16 - 19.06.1998 по делу N 10/23). Вместе с тем те его отдельные нормы, которые могут быть квалифицированы как гражданско-правовые, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3). Поскольку в системе гражданского законодательства данный акт является основополагающим, все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, не должны ему противоречить. В случае коллизий преимущество имеют положения ГК РФ. В системе правовой регламентации профсоюзов такие расхождения между нормами имеют место. Во многом это продиктовано двойственным положением профсоюзов.
С одной стороны, это особые общественные формирования, основанные на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, свободные в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. С другой - некоммерческие юридические лица с корпоративным устройством, предполагающим возникновение между ними и их учредителями (членами) определенных отношений, свойственных всем подобным организациям, наличие определенной структуры органов управления и др.
Право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов предоставляется каждому гражданину, достигшему возраста 14 лет и осуществляющему трудовую (профессиональную) деятельность (п. 2 ст. 2 Закона о профессиональных союзах).
Буквальное толкование данной нормы свидетельствует, что для создания профессионального союза достаточно волеизъявления одного работника, достигшего указанного возраста, тем не менее профсоюз определяется как объединение граждан, а поэтому его учредителей должно быть как минимум двое. Если ориентироваться на положения Закона об общественных объединениях, необходимым является участие в создании профсоюза не менее 3 физических лиц (ст. 18). Кроме того, несовершеннолетний по общему правилу (ст. 26 ГК РФ) не обладает достаточным объемом гражданской дееспособности для учреждения каких-либо, кроме кооперативов, юридических лиц.
Исключение составляют случаи приобретения им полной дееспособности в связи со вступлением в брак или эмансипацией. В связи с этим точнее было бы определять несовершеннолетних, достигших 14 лет, как способных к созданию профсоюзов, не приобретающих права юридического лица, и в качестве возможных членов уже созданных профсоюзов - юридических лиц.
Следует отметить, что установление каких-то дополнительных условий для вступления в профсоюз, помимо указанных в Законе и касающихся возраста и деятельности гражданина, является неправомерным и влечет ликвидацию профсоюза.
Пример. По требованию прокурора была ликвидирована общественная организация "Профессиональный союз азербайджанской диаспоры Республики Татарстан", объединяющая трудящихся, учащихся и иных граждан азербайджанской национальности и уроженцев Азербайджанской Республики, поскольку возможностью участия в ней обладали лишь лица определенной национальности и имеющие место рождения на определенной территории (Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2010 N 11-Г10-32).
Государственная регистрация
Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 23.12.2010). Для ее осуществления предусмотрен особый порядок - решение о государственной регистрации организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.
В настоящее время таким органом является Министерство юстиции РФ. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации должны представить необходимые для государственной регистрации документы в течение 1 месяца со дня их создания. Формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (ред. от 05.05.2010). Принятое решение служит основанием для внесения Федеральной налоговой службой России сведений о создании профсоюза в Единый государственный реестр юридических лиц. Порядок его принятия установлен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 96.
Статья 8 Закона о профсоюзах предусматривает, что государственная регистрация профсоюзных организаций всех видов в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. Соответственно, Министерство юстиции и его территориальные органы не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации. Отказ в регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы в суд.
Пример. Так, неправомерным был признан отказ в регистрации профсоюза безработных, работников частных предприятий и надомников Кузбасса, основанный на том, что данная организация объединяет работников предприятий различных форм собственности и безработных. Признавая отказ в регистрации профсоюза незаконным, суд исходил из наличия запрета на отказ в регистрации профсоюзов (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.04.2000).
Имущество
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о профсоюзах профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации, приобретшие права юридического лица, являются собственниками имущества, в т. ч. денежных средств, необходимых для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом. Из этой нормы следует, что имущество у профсоюзных организаций может находиться как на праве собственности, так и на праве хозяйственного ведения. При этом Законом не определяются ни субъекты, обладающие правом передавать находящееся в их собственности имущество в хозяйственное ведение профсоюзных организаций, ни основания такой передачи, ни ее порядок. Данное положение не соответствует правилам ГК РФ.
Согласно ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения является ограниченным вещным правом, отличным от права собственности. В силу ст. 294 ГК РФ субъектами права хозяйственного ведения признаются исключительно государственные или муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных. Они создаются публично правовыми образованиями в целях осуществления предпринимательской деятельности, для чего наделяются государственным или муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения. Возможность передачи имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований или частной собственности физических и юридических лиц, в хозяйственное ведение других организаций ГК РФ не предусматривает.
Также в ст. 24 Закона о профсоюзах закрепляется, что профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом. При этом гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т. ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Однако для некоммерческих организаций исходя из особенностей их правового статуса устанавливается ограничение. В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, являющиеся собственниками приобретенного ими имущества, могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Это правило предполагает некоторое ограничение круга сделок, которые способны совершать некоммерческие организации в отношении своего имущества.
Что касается профсоюзных организаций, то согласно абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона о профсоюзах их имущество может быть отчуждено только по решению суда. Тем самым Закон о профсоюзах содержит два взаимоисключающих правила: с одной стороны, провозглашается равенство профсоюза в осуществлении прав собственника наряду с другими (в данном случае - некоммерческими юридическими лицами), с другой - профсоюзные организации как собственники лишены возможности самостоятельно осуществлять правомочие распоряжения своим имуществом. Такое положение не соответствует нормам ГК РФ, в связи с чем норма Закона о профсоюзах, ограничивающая права профсоюзов на отчуждение своего имущества, не подлежит применению.
Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. Если исходить из общих правил о некоммерческих организациях, то имущество профсоюза может быть сформировано за счет регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов); добровольных имущественных взносов и пожертвований; выручки от реализации товаров, работ, услуг; дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации; других не запрещенных законом поступлений (п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). В собственности профсоюзов могут находиться различные виды имущества, необходимого для обеспечения их уставной деятельности.
Определенная роль в формировании имущества профсоюзов, действующих в организации, отводится работодателю. В частности, коллективным договором, соглашением на работодателя могут возлагаться обязанности по предоставлению профсоюзам в бесплатное пользование отдельных видов имущества. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением.
Следует отметить, что осуществление финансового контроля за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не допускается. Исключение составляет лишь контроль за средствами от предпринимательской деятельности профсоюзных организаций. Одной из его возможных форм является проведение налоговых проверок.
Пример. ИМНС России N 27 по ЮЗАО г. Москвы Решением от 24.05.2002 N 392 назначила проведение выездной налоговой проверки в Объединении профсоюзов России "СОЦПРОФ" по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц (подоходного налога) за период с 01.01.1999 по 01.05.2002.
Объединение профсоюзов обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными (незаконными) Решений налогового органа от 24.05.2002 N 392, от 09.09.2002 N 03-18/3547.
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, требования заявителя удовлетворены.
Законность и обоснованность судебных актов проверялась в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе ИМНС России N 27 по ЮЗАО г. Москвы, в которой налоговый орган просил решение и постановление отменить, ссылаясь на то, что судом не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя, суд необоснованно не применил при рассмотрении спора нормы материального права, подлежащие применению, - ст. ст. 31, 87, 89, 24, 217, 226 НК РФ, ст. 20 Закона РФ от 07.12.1991 "О подоходном налоге с физических лиц".
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Решение принято в пределах полномочий налогового органа по проведению налогового контроля, предоставленных ст. ст. 31, 89 НК РФ.
Действующее налоговое законодательство не предусматривает запрещение проведения налоговых проверок организаций (объединений) профессиональных союзов. Утверждение заявителя о нарушении положений Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите прав на организацию" (ст. ст. 2, 3, 8) не соответствует буквальному содержанию текста Конвенции, поскольку сам факт назначения выездной налоговой проверки не может нарушить или ограничить гарантии свободы создания организаций, право вырабатывать уставы и регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свою деятельность и формулировать свою программу.
Более того, ст. 8 Конвенции предусматривает, что при осуществлении прав, признанных за ними настоящей Конвенцией, работники, работодатели и их соответственные организации, так же как и другие лица или организованные коллективы, соблюдают законность.
Статьей 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено, что финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.
Статьи 8.1, 8.2, 8.20 Устава Объединения профсоюзов России "СОЦПРОФ" предусматривают возможность осуществления организациями "СОЦПРОФ" предпринимательской деятельности и получения доходов от такой деятельности.
Одной из форм контроля за доходами от предпринимательской деятельности в соответствии с НК РФ является проведение налоговых проверок.
Кроме того, применительно к предмету рассматриваемого спора следует учесть, что выездная налоговая проверка была назначена по вопросу соблюдения порядка исчисления и перечисления подоходного налога (налога на доходы физических лиц), т. е. контролю подлежали не денежные средства самого Объединения, а доходы конкретных физических лиц, по отношению к которым Объединение является налоговым агентом.
При изложенных обстоятельствах судебные акты в части признания недействительным решения от 24.05.2002 N 392 подлежат отмене в связи с неправильным применением вышеупомянутых норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя в указанной части (Постановление ФАС Московского округа от 18.07.2003 N КА-А40/4669-03).
Ведение предпринимательской деятельности
Являясь некоммерческими организациями, профсоюзы и их объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Закон о некоммерческих организациях предусматривает возможность осуществления помимо предпринимательской также и иной приносящей доход деятельности. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях возможные виды приносящей доход деятельности некоммерческих организаций должны быть в обязательном порядке предусмотрены в их учредительных документах. Доходы от предпринимательской и иной деятельности не могут перераспределяться между учредителями (участниками) некоммерческих организаций и должны использоваться только для достижения их уставных целей.
Применительно к профсоюзам установлено особое правило. Согласно п. 7 ст. 24 Закона о профсоюзах они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность через учрежденные ими организации. О возможности ведения профсоюзами такой деятельности непосредственно специальный Закон не упоминает, но и прямого запрета не содержит. При этом и ГК РФ, и Закон о некоммерческих организациях, и Закон об общественных объединениях допускают занятие общественными объединениями предпринимательской деятельностью и без создания для этого специальных структур. Однако суды указанную норму нередко толкуют буквально и полагают неправомерным непосредственное осуществление профсоюзами предпринимательской деятельности (Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2001 по делу N А76-3840/01-15/33/42-116).
Следует отметить, что при оценке конкретной деятельности профсоюза в имущественной сфере с целью определения ее характера суды исходят из презумпции, согласно которой эта деятельность не является предпринимательской.
Пример. Так, при рассмотрении одного из дел судом было отмечено, что сами по себе факты заключения гражданско-правовых договоров и перечисления денежных средств в их исполнение не могут служить доказательствами осуществления профсоюзной организацией коммерческой деятельности с целями, противными ее уставу (Постановление ФАС Московского округа от 04.06.2003 N КА-А40/3463-03 по делу N А40-40728/02-114-495).
Новый законопроект о профсоюзах
В настоящее время в целях совершенствования правовой регламентации имущественного статуса профсоюзов подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон о профсоюзах . По мнению его разработчиков, такие изменения позволят исключить возможные злоупотребления при распоряжении имуществом профсоюзов.
В законопроекте предлагается установить конкретные правовые механизмы, введение которых создаст условия для усиления контроля за распоряжением профсоюзной собственностью. В частности, планируется установить обязательность предварительного одобрения высшим руководящим профсоюзным органом всех сделок по отчуждению недвижимого имущества профсоюзов; право любого члена профсоюза получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности соответствующего профсоюза; обязанность профсоюзов публиковать сведения о перечне принадлежащего им на праве собственности имущества и составе и структуре профсоюзных органов в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет.
Также предлагается включить профсоюзы в число юридических лиц, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации. Подобные меры позволят предупредить факты незаконного отчуждения имущества профсоюзов и обеспечить права их членов.
Реформирование гражданского законодательства
Существенный пересмотр подходов к регламентации гражданско-правового статуса профсоюзов ожидается и в связи с реформированием гражданского законодательства, осуществляемым во исполнение Указа Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". Разработанная Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации и подготовленный на ее основе проект федерального закона о внесении изменений в ГК РФ предусматривают подразделение юридических лиц на корпоративные и унитарные с введением некоторых унифицированных правил для каждой из групп. Предполагается, что профсоюзные организации как юридические лица будут создаваться и осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме общественных организаций граждан. Создаваемые ими по территориальному принципу объединения будут иметь уже принципиально иную организационную форму - ассоциации и союзы. В связи с этим гражданско-правовое положение профсоюзных организаций и их объединений будет различаться, тогда как в настоящее время все они функционируют в единой форме общественных объединений.
Также предусматривается установление минимального количества учредителей профсоюзной организации - их не может быть менее пяти. Права членов по отношению к профсоюзу как юридическому лицу планируется квалифицировать как корпоративные. К их числу отнесены права на участие в управлении имущественными делами корпорации; на получение информации об имущественной деятельности корпорации, а в случаях, предусмотренных законом или уставом корпорации, - ознакомление с ее бухгалтерской и иной документацией; на обжалование решений органов корпорации, влекущих гражданско-правовые последствия; в случаях, предусмотренных законом, - на оспаривание совершенной корпорацией сделки и заявление требований о возмещении причиненных корпорации убытков; на выход из корпорации в любое время. Порядок осуществления этих прав должен предусматриваться уставом организации.
Что касается корпоративных обязанностей членов профсоюзных организаций, то они должны участвовать в образовании имущества корпорации в порядке, размере, способом и в сроки, предусмотренные ГК РФ, иным законом или уставом; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации; участвовать в принятии корпоративных решений, необходимых в соответствии с законом для осуществления деятельности корпорации; уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.
Если сейчас профсоюзы относительно самостоятельны в вопросах определения структуры органов управления, то в дальнейшем во всех общественных организациях граждан, в т. ч. профсоюзах, приобретших права юридического лица, наряду с высшим органом - общим собранием членов организации - должны будут обязательно создаваться коллегиальный (совет, правление, президиум и т. д.) и единоличный (председатель, президент и т. д.) органы. По решению общего собрания членов гражданско-правовые полномочия этих органов смогут добровольно прекращаться в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований. При этом по смыслу проекта полномочия в иных сферах могут быть за этими органами сохранены.
Таким образом, в перспективе регламентация гражданско-правового статуса профсоюзов должна стать более эффективной, исключающей предпосылки для злоупотреблений и спорные ситуации, связанные с нечеткостью отдельных нормативных предписаний и отсутствием их логической связи с иными законодательными положениями. В конечном итоге это будет способствовать созданию необходимых условий для осуществления профессиональными союзами своей основной деятельности в сфере социального партнерства.
Библиографический список
1. Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008.
2. Вербицкая Ю. О. О делении организаций на коммерческие и некоммерческие // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2007.
3. Официальный сайт ВАС РФ [Электронный ресурс]. URL: arbitr. ru/presscentr/news/31202.html.
4. Проект федерального закона N 510228-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете" [Электронный ресурс].
Т. Сойфер
кафедры гражданского
и семейного права
МГЮА им. О. Е.Кутафина
Подписано в печать
- 55.69 КбВиды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ), предусмотренные законодательством.
Как установлено ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ):
- общероссийский профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на всей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
- общероссийское объединение (ассоциация профсоюзов ) - объединяет общероссийские профсоюзы, территориальные объединения (ассоциации ), организации профсоюзов, действующие на всей территории РФ или на территории более половины субъектов России;
- межрегиональный профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на территории менее половины субъектов Российской Федерации;
- межрегиональное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - состоит из межрегиональных профсоюзов и (или ) территориальных объединений (ассоциаций ) организаций профсоюзов и действует на территории менее половины субъектов РФ;
- территориальное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - объединяет организации профсоюзов и действует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.
Этим же Законом, кроме того, определяются:
- территориальная организация профсоюза - организация, состоящая из членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза и действующая на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территории нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.
- первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Несмотря на многочисленность профсоюзов, все они создаются по производственному, отраслевому, территориальному либо иному учитывающему профессиональную специфику признаку. 9
Профсоюзы (их объединения
) осуществляют
свою деятельность в соответствии с утвержденными
ими же уставами, а первичные профсоюзные
организации - согласно положениям, разработанным
на основе этих уставов.
Профорганизатор, профгруппорг, руководитель
профсоюза, объединения (ассоциации
)
профсоюзов, профсоюзного органа или другое
лицо, уполномоченное на представительство,
являются профсоюзными представителями
(доверенными лицами
).
Профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации ) или положением о первичной профсоюзной организации.
Функции профсоюзов.
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация. 10
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.
Функции профсоюза – это основные направления деятельности профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции:
- защитная
- производственная
- воспитательная
- социальная
- международная
Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность:
- по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);
- по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации уставных задач, представленных профсоюзам прав);
- по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);
- по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся (устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах и соглашениях).
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.
Общественные
отношения с участием профсоюзов
регулируются правом в той мере,
в какой это необходимо для
обеспечения представительства
и защиты интересов трудящихся, успешного
функционирования профсоюзов и дальнейшего
развития общества. 11 В конечном
счете границы правового регулирования
зависят от состояния общественных отношений,
степени их развития, от социально-экономических
и политических условий, в которых они
развиваются. 12
Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров.
Под представителями работников понимаются либо органы профсоюзов и их объединений, либо органы общественной самодеятельности работников, которые определяются по правилам гл. 4 ТК РФ. Полномочия профсоюзов по представительству работников в разрешении коллективных трудовых споров не требуют особого подтверждения, если они закреплены в уставных документах профсоюзной организации (в уставе или положении). В то же время полномочия органа общественной самодеятельности работников должны быть подтверждены решением общего собрания (конференции) коллектива работников организации. Закон предусматривает возможность выдвижения требований к работодателю как непосредственно работниками, так и их представителями, а также профессиональными союзами. Начиная с уровня выше организации при разрешении коллективного трудового спора законными представителями работников могут выступать только профсоюзы. Это вызвано тем, что органы общественной самодеятельности работников создаются в рамках организации и не имеют никаких вышестоящих органов. 13
Закон предусматривая право профсоюзов выдвигать требования к работодателям, не определяет порядок осуществления этого права. Часть 6 с. 399 ТК РФ лишь устанавливает, что «требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства».
Трудовой кодекс РФ предусматривает, что требования работников к работодателю, выдвинутые как представительным органом работников, так и непосредственно работниками, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников (ч. 2 ст. 399).
Закон о профсоюзах предусматривает определенный порядок разрешения коллективного трудового спора (схема № 1). Этот порядок включает ряд этапов:
- выдвижение требований работниками;
- рассмотрение администрацией требований работников;
- рассмотрение спора в примирительной комиссии;
- рассмотрение спора посредником;
- рассмотрение спора в трудовом арбитраже.
Правом выдвижения требований от имени работников обладают работники и их представители, определяемые в соответствии с гл. 4 ТК РФ. Как правило, выборные профсоюзные органы в организации стремятся возглавить движение работников по разрешению коллективного трудового спора. Хотя не редки ситуации, когда в организации создаются специализированные общественные органы (например, стачечные комитеты). Решение о начале коллективного трудового спора, принятое полномочными представителями работников, должно быть утверждено общим собрание (конференцией) работников.
- Работники или их представители на своих собраниях (конференциях) выдвигают в письменном виде требования к работодателю. На собрании обязательно ведется протокол, необходимо соблюдать требования по кворуму, письменной фиксировать итоги голосования по выдвигаемым к работодателю требованиям.
- Работодатель обязан создавать условия для проведения соответствующих мероприятий по обсуждению и принятию коллективных требований. В течение трех рабочих дней после получения письменных требований работодатель обязан дать письменный ответ.
- Следующий обязательный этап разрешения коллективных трудовых споров - это проведение примирительных процедур. Они могут проводиться примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем.
Примирительная комиссия создается в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется приказом по учреждению и соответствующим решением представителя работников. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен комиссией в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о создании примирительной комиссии.
Решение комиссии оформляется в виде протокола и имеет обязательную силу для сторон, если стороны об этом договорились. Работодатель не вправе уклоняться от проведения примирительных процедур. В ходе разрешения коллективного трудового спора работники вправе на любом этапе его разрешения проводить собрания, митинги, шествия, пикетирования в соответствии с законодательством.
4. По соглашению сторон с целью разрешения спора может быть приглашен посредник. Кандидатура посредника может быть рекомендован специальной Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, созданной в 1993 году и действующей на основе Положения об этой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется самим посредником по соглашению со сторонами спора. Посредник осуществляет урегулирование спора в течение до семи рабочих дней и завершает его письменным оформлением результатов посредничества: либо достигнутым соглашением, либо протоколом разногласий.
Приглашение посредника с целью разрешения коллективного трудового спора является необязательным этапом урегулирования и осуществляется только при взаимном согласии сторон спора на участие посредника, в то время как рассмотрение спора в трудовом арбитраже является обязательным этапом. 14
5. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж создается только в том случае, если стороны достигли предварительного согласия об обязательности его решений, в противном случае он не создается.
Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в количестве трех человек из числа арбитров, предложенных Службой или сторонами спора, исключая представителей сторон спора. В течение пяти дней с момента создания трудовой арбитраж выносит решение по существу коллективного трудового спора.
Одним из основополагающих прав профсоюзов является право на забастовку в качестве законного возможного способа разрешения коллективного трудового спора. (ст. 37).
Краткое описание
На практике представителями работников в социальном партнерстве чаще всего являются профессиональные союзы. Закрепляя сложившуюся практику, Кодекс в то же время в значительной степени перекрывает возможность деятельности карликовых профсоюзов, но не лишает при этом работников права избрать для себя другие формы представительства своих интересов при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.
Развитие профсоюзов 4
Основы создания и деятельности профсоюзов 6
Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций), предусмотренные законодательством. 8
Функции профсоюзов. 10
Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров. 12
Заключение. 17
Список литературы: 18