История создания и развития отечественных минных тралов. Назначение, общее устройство, ттх, порядок подготовки к работе миноискателя ммп Со щупом в руке
НАЗНАЧЕНИЕ
Колейный минный трал КМТ-7 предназначен для разведки минных полей и проделывания в них колейных проходов.
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Станкомаш Челябинский станкостроительный завод №78), Челябинск.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трал состоит из двух частей (правой и левой). Правая и левая части трала присоединяются к танку отдельно и работают независимо друг от друга.
Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых мин;
- кассета пиросигналов;
- электрооборудование;
- пневмосистема;
- ЗИП.
ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМТ-7
- число секций – 2;
- ширина колеи, протраливаемой одной секцией – 0,80 м;
- скорость траления – 8-12 км/ч;
- транспортная скорость – 20-30 км/ч;
- взрывоустойчивость – до 10 мин ТМ-57 или до 4 мин ТМ-62М
- время на монтаж – до 3 ч;
- время аварийной отцепки – 1 мин;
- общий вес трала – 7,5 т.
Колейный минный трал КМТ-6 является навесным оборудованием на танк и предназначен для обеспечения преодоления танком минных полей из противотанковых мин. Трал является индивидуальным средством, обеспечивающим преодоление минного поля танком, на который он навешен, и не предназначен для проделывания проходов в минных полях для других танков.
Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-62, Т-72, Т-80. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин поздние модификации трала оснащаются электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.
При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется. попадает на плскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевалавсь специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивал)а скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.
На рисунке слева: левая секция трала в рабочем положении. Выше дан вид левой секции трала трала сбоку в рабочем положении, ниже он же в виде сверху. На этом виде хорошо видна откидная штанга черного цвета.
В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин, такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.
На рисунке желтым цветом выделена электромагнитная приставка ЭМТ.
Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка нажимом на электрокнопку. Электропривод разъединяет замок и секция под собственным весом опускается на грунт. Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала, находящиеся на верхнем лобовом листе танка. Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.
Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 500 кг, входящей в комплект трала. Танк должен иметь установленные на заводе нижние бонки (каждый третий танк имеет бонки). Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема, монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.
Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке электроборудование, кронштейны, подъемные механизмы. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.
Комплект трала состоит из двух ножевых секций, двух механизмов подъема, электрооборудования, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.
Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.
Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 118см. (общая длина танка от задних подкрылков до передей точки трала 10м. 70см.).
Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 400 кг.
Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.
Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-4М. В инженерно-саперной роте танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В инженерно-саперной роте мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс
Сама по себе мина — лишь боеприпас, который еще нужно доставить к цели, или, что вернее, заставить цель встретиться с боеприпасом. Для этого во время боевых действий создаются минно-взрывные заграждения - самый настоящий «фундамент» почти всех заслонов, которые военные инженеры ставят на пути противника.
Давно отмечено, что борьба снаряда и брони всегда идет с опережением со стороны снаряда. Так и развитие средств противоминной борьбы несколько отстает от развития самих мин и систем минирования.
Самый надежный способ установки, «вручную», оптимален для отдельных мин и фугасов или группы мин, но при организации минного поля затраты времени и риск для личного состава могут оказаться непозволительно велики. Это породило обширную номенклатуру средств механизации минирования. Комдив Д.М. Карбышев еще в 1939 году писал, что установка мин может производиться «специальными минными заградителями», а также с грузовых машин или тракторных прицепов. Но в годы Великой Отечественной войны подобные приспособления не слишком широко использовались. Хотя эта война показала, что оперативность постановки МВЗ и маневра ими подчас не менее важна, чем маневр огнем артиллерии. После нее заградители прошли большой путь развития - от прицепных минных раскладчиков вроде отечественных ПМР-1 и -2 до самоходных минных заградителей. Среди лучших числится отечественный ГМЗ-3. Он выполнен на бронированном гусеничном шасси, экипажу не требуется при работе выходить наружу, МВЗ поэтому могут быть установлены прямо в зоне огня противника. Мины с контактным или неконтактным взрывателем с помощью специальных механизмов и наружного транспортера подаются из кассеты с установленным промежутком на грунт; если же их нужно «закопать», в дело вступают плужное и маскирующее устройства. Перевод мин в боевое положение ГМЗ-3 производит автоматически. За 30 минут такой заградитель способен установить минное поле на фронте 2,5-3 километра.
Фактор внезапности
Ну а почему бы не «приблизить» мину к противнику, подобно бомбе, ракете или снаряду, причем сделать это внезапно? Конечно, мины еще не научились сами закапываться и маскироваться, и при дистанционном минировании ставятся внаброс - открыто. Такой метод быстрого минирования рассматривался еще в начале 1930-х годов, а установка внаброс немцами мин с самолетов в годы Второй мировой войны оказалась достаточно эффективной. Но для полной реализации метода потребовалось решить ряд непростых задач, создать новое поколение мин и средств их доставки. В начале 1980-х годов произошел качественный скачок: на вооружении появились авиационные, артиллерийские и инженерные системы дистанционного минирования. МВЗ превратились в средство решения оперативных задач - они лишают противника подвижности, блокируют его войска и делают непригодными к эксплуатации объекты (аэродромы, например) на большом расстоянии и в очень сжатые сроки.
Системы дистанционного минирования разнообразны, но все основаны на сочетании кассетных боеприпасов, противотанковых и противопехотных мин и аппаратуры управления. Отстрел кассет может производиться на небольшую дальность в десятки метров - как, например, у отечественного переносного комплекта минирования ПКМ, самоходного универсального заградителя УМЗ или британского «Шильдер». Заградитель УМЗ несет на себе шесть полноповоротных контейнеров по 30 кассет в каждом, может установить минное поле, скажем, из противопехотных осколочных мин ПОМ-2 протяженностью 5 000 метров по фронту, из противотанковых ПТМ-3 - 600 метров, глубина поля составит от 15 до 240 метров.
Британский самоходный минный заградитель FV125 «Шильдер» за работой. Шесть поворотных установок по 12 направляющих для минных кассет позволяют устанавливать минные поля различной конфигурации
Артиллерийские системы дистанционного минирования выполнены на основе штатных гаубиц и реактивных систем залпового огня и способны поставить минное поле на значительно большем удалении. Скажем, китайская реактивная система минирования Тип 84, конструктивно напоминающая советскую РСЗО «Град», включает 24 направляющих калибра 122 миллиметра и может в одном залпе установить 192 противотанковых противоднищевых или 3 072 фугасных противопехотных мин на дальности 7 000 метров.
Еще дальше действуют авиационные системы минирования в виде кассетных авиабомб, сбрасываемых на малой высоте и «рассеивающих» мины над заданным районом. Вертолетные системы минирования, впрочем, поначалу имели самое простое устройство. На советском вертолете Ми-4, например, монтировали лоток для сброса мин. А китайцы укладывали мины с парашютами штабелями и в нужный момент вручную сталкивали в люк. Позднее появились системы, производящие в полете отстрел стандартных кассет с минами. Скажем, советская система минирования ВСМ-1, предназначенная для установки мин с вертолета Ми-8МТ, включает 116 унифицированных кассет с противопехотными минами ПОМ-2 или противотанковыми ПТМ-3, может за 40 секунд установить минное поле протяженностью от 400 до 4 000 метров.
Пытливый читатель резонно возразит, что поставленные внаброс мины обнаружит даже не самый внимательный наблюдатель - и все же преодоление минного поля, «накрывшего» войсковую часть или внезапно образовавшегося на ее пути, оказывается не таким простым делом. Даже если только четвертая или пятая часть мин снабжена элементом неизвлекаемости, разминирование потребует времени. Не подойдут вовремя резервы, запоздает удар авиации, будут перекрыты пути отхода или сорвется маневр силами по фронту. А это значит - мины выполнили свою задачу, даже не взрываясь.
Со щупом в руке
Часто обнаруживают мины по демаскирующим признакам или с помощью щупов, в качестве которого может использоваться и штык, но обычно без специальных средств инженерной разведки не обойтись. Наиболее известны и распространены среди последних индукционные миноискатели, рассчитанные на поиск объектов, содержащих металлические детали. Первые конструкции таких приборов появились еще в годы Первой мировой войны. Правда, тогда они предназначались для поиска неразорвавшихся боеприпасов, коих оставалось на полях боев великое множество. Один из первых серийных образцов переносного миноискателя был принят на вооружение в СССР в 1938 году. Однако опыт советско-финляндской войны, а затем и Великой Отечественной заставил существенно усовершенствовать конструкцию миноискателей. За прошедшие десятилетия индукционные миноискатели прошли большой путь развития, связанный с изменением элементной базы и алгоритмов обработки сигнала.
Основной составной частью любого миноискателя является поисковый элемент - датчик, регистрирующий вид аномалии, вызванной присутствием инородного тела в грунте.
300-мм кассетный реактивный снаряд 9М55К4 к реактивной системе залпового огня «Смерч», СССР/Россия. Снаряд предназначен для оперативной дистанционной постановки противотанковых минных полей и содержит кассеты КПТМ-3 с противоднищевой миной ПТМ-3. Количество мин в боевой части одного снаряда - 25, дальность стрельбы - от 20 до 70 км
Поисковый элемент индукционного миноискателя связан с генератором электромагнитных колебаний, создающим локальное электромагнитное поле. Находящийся в грунте металлический предмет вызывает возмущение электромагнитного поля, оператор фиксирует это по изменению звука в наушниках, загоранию лампы, отклонению индикаторной стрелки. Для работы в грунтах, насыщенных осколками боеприпасов и другими металлическими предметами, а также для поиска мин с небольшим содержанием металла индукционным миноискателям требуются устройства селекции.
И они появились - благодаря стремительному прогрессу микросхемотехники и развитию алгоритмов формирования и обработки сигналов. Так, например, встроенная микропроцессорная система управления селективного индукционного миноискателя ИМПС позволяет автоматически настраивать прибор в процессе ведения поиска, быстро менять режим его работы, вручную задавать класс объектов для их селективного поиска. Кроме звукового сигнала современный миноискатель может выдать и визуальную информацию о классе обнаруженного объекта.
Одним из лучших миноискателей, применяемых в разных странах мира, считается австрийский AN-19/2 - его модификации применяют в Швеции , ФРГ , Великобритании , Италии , Нидерландах , Канаде , США (под обозначением AN/PPS-12). Это индукционный миноискатель импульсного типа: на круглую двойную поисковую рамку подается импульсный электрический ток, электромагнитное поле вызывает в металлических компонентах боеприпасов вихревые токи, создающие вторичное поле, которое возбуждает сигнал в приемных контурах поискового устройства. Сигнал обрабатывается электронным блоком и подается на головные «телефоны». Металлическая деталь массой 0,15 грамма будет обнаружена на дальности до 10 сантиметров, металлическая противотанковая мина - до полуметра. Но это не главное: в электронную схему британского миноискателя MD8 включены два микропроцессора, обеспечивающих не только увеличение чувствительности миноискателя, но и обнаружение малых масс металла вблизи больших масс. Он способен на удалении 10 сантиметров обнаружить деталь из нержавеющей стали массой 0,05 грамма рядом с полутонным стальным объектом. Это облегчает обнаружение минирования стальных и железобетонных построек, позволяет обнаруживать пластмассовые мины вблизи металлических (таким расположением нередко маскируют мины). В германском 2FD 4.400 реализована работа одновременно на двух частотах, что позволило совместить высокую чувствительность со способностью распознавать объекты, например, в грунтах с магнитными включениями. Встроенный микропроцессор осуществляет автоматическую перестройку режима работы при меняющихся параметрах грунта. Считается, что дальнейшее развитие алгоритмов обработки сигналов позволит намного поднять характеристики миноискателей даже без изменения их датчиков.
Уменьшение массы металла в минах заставляет искать иные принципы их поиска. Например, использовать радиоволновые миноискатели, представляющие собой, по сути, радиолокатор, излучающий сверхвысокочастотный сигнал (частотой 2,0 гигагерца и более) и анализирующий сигнал, отраженный от объектов. Объект выделяется и идентифицируется по его диэлектрической проницаемости, а значит, миноискатель надежно находит мины как с металлическим, так и с неметаллическим корпусом.
В 1970-е годы развернулись работы по нелинейной радиолокации. В ее основе лежат свойства элементов с нелинейными характеристиками (к ним относятся, в частности, транзисторы, полупроводниковые диоды и триоды). При облучении их СВЧ-сигналом в отраженном сигнале появляется не только основная гармоника несущей частоты, но и более высокие гармоники. Настроив приемник на прием второй и третьей гармоник зондирующего сигнала, можно обнаруживать под слоем грунта, в стенах и т.д. даже выключенные электронные схемы, включая неконтактные взрыватели мин или приборы дистанционного управления фугасами. Скажем, портативный нелинейный радиолокатор «Родник 23К» позволяет обнаруживать объект на удалении от 0,3 до 6 метров (в зависимости от типа устройства и преграды) и определять местоположение с точностью до 1 сантиметра. В Афганистане, Абхазии, Чечне нашел применение нелинейный локатор, известный как «искатель неконтактных мин» ИНМ. Также на Северном Кавказе прошел испытания нелинейный локатор NR 900 EK «Коршун». Кроме селекции сигналов от полупроводниковых и металлических переходов (что позволяет надежно выделять радиоуправляемые взрыватели даже на местности, засоренной металлическим мусором) в «Коршуне» учли и требование удобства работы оператора - в его руках только небольшая антенна, а приемопередающий блок размещен в разгрузочном жилете. Для поиска заглубленных взрывных устройств в Чечне был испытан также георадар серии «ОКО-2».
Нужно отметить, что возможность срабатывания взрывателя при приближении любого «активного» - индукционного (с непрерывным или импульсным сигналом), радиоволнового, нелинейного - миноискателя требует, чтобы дальность обнаружения мины превосходила дальность срабатывания датчика цели или устройства самоликвидации. А для этого необходимы расширение динамического диапазона, новые алгоритмы формирования зондирующего и обработки принятого сигнала.
Одна из любимых тем изобретателей - совмещение поискового элемента миноискателя с подошвой солдатской обуви. Но вряд ли боец, передвигающийся на поле боя, успеет среагировать на сигнал и не наступить туда, куда уже двигалась его стопа.
Зато тепловизионная аппаратура, работающая в диапазоне длин волн 8-12 микрон и воспринимающая собственное тепловое излучение объекта, вполне нашла себе применение. Она позволяет обнаруживать замаскированные «инородные» объекты по их тепловому контрасту с фоном. В России ведется разработка прибора для обнаружения взрывчатых веществ на основе фотоядерного метода. Суть его заключается в определении в обследуемом объеме повышенной концентрации азота и углерода - химических элементов, составляющих основу всех современных боевых ВВ. В России же создан образец для поиска мин методом квадрупольного магнитного резонанса, где детектирование взрывчатых веществ производится по поглощению радиоволн, частота которых специфична для веществ данного типа. Похожий лабораторный прибор представлен и в США.
Машина-миноискатель
Для ускорения поиска мин на маршрутах движения войск создаются подвижные миноискатели на самоходном шасси. Американский комплект миноискателя WC-324 или германский ML 1750, например, могут монтироваться на 0,25-тонном автомобиле.
В подвижном миноискателе «Джамбо», разработанном в Австрии для Министерства обороны Канады, используется электронная схема, аналогичная переносному миноискателю AN-19/2, однако поисковое устройство включает 8 контуров и позволяет вести поиск в полосе шириной 6 метров. Монтируется оно на дистанционно управляемой машине. Вообще использование безэкипажных машин, часто именуемых «роботами-саперами» (а разработка таких машин, кстати, началась еще в 1920-е годы), стало важным направлением развития инженерной техники. Но это - тема отдельного разговора.
Часто одну машину оснащают комплексом разнородной аппаратуры - индукционной, оптико-электронной, тепловизионной, радиолокационной. Сочетание различных методов обнаружения при цифровой обработке получаемой информации позволяет в реальном масштабе времени получать более полную и достоверную информацию, повысить вероятность обнаружения мин. А оснащение подвижных миноискателей спутниковой системой навигации - точнее фиксировать обнаруженные МВЗ. При этом рабочая скорость подвижного миноискателя будет соответствовать средней скорости передвижения войск по дорогам.
Американцы при разминировании территории Кувейта после операции «Буря в пустыне» использовали установленную на самолете «Бичкрафт» РЛС с синтезированной апертурой для поиска заглубленных мин. Полученное изображение сопоставлялось с хранящимися в базе данных радиолокационными изображениями различных мин и боеприпасов. Разработана в США и аппаратура COBRA для поиска наземных мин с помощью низколетящего беспилотного аппарата. Ее основой стала камера многоспектральной съемки (включая инфракрасный и ультрафиолетовый участки спектра). Обработка снимков местности, полученных в разных диапазонах, быстродействующим бортовым компьютером позволяет выявлять МВЗ уже за время пролета над местностью.
Четвероногие саперы
Со времен Второй мировой войны одним из самых надежных «миноискателей» остается собака. Мина или фугас могут не иметь металлических деталей, могут даже не иметь характерной формы. Но они обязательно содержат взрывчатое вещество, в состав которого входят определенные соединения, которые собачий нюх выделит на фоне остальных запахов. Вопреки распространенной легенде при подготовке собак-«миноискателей» не нужно «подмешивать им взрывчатку в пищу». Достаточно положить что-нибудь вкусное, скажем, на ящик с тротиловыми шашками. А германские кинологи, например, предложили заменить последовательное обучение собак различению запаха десятка наиболее распространенных ВВ «натаскиванием» на запах всего одного органического ВВ - октогена: они уверены, что после этого собака будет находить любое ВВ, от пороха до тротила.
Собаки стали верными спутниками саперов в современных войнах, контртеррористических операциях, а также на гуманитарных разминированиях. Достаточно вспомнить, как в Афганистане в голове колонн двигались БТР с готовыми к работе саперами и обязательно с собаками на броне. Кстати, по две собаки брали не потому, что «они часто подрывались» - просто в жарком климате они быстро устают.
В Южной Африке разработали систему MEDDS: на автомобиле установлена аппаратура для автоматического взятия проб воздуха и их маркировки. После проезда определенного участка пробы дают понюхать собаке, и на место подозрительной пробы высылают саперов. Считается, что помещение собаки в относительном комфорте ускоряет работу вчетверо против обычного «прочесывания» местности сапером-вожатым с собакой.
Появились, впрочем, и иные кандидаты на роль «живых миноискателей». Так, Марокко в марте 2003 года предлагало направить в Ирак для поиска мин… отряд специально обученных обезьян.
Ну а что делать с уже разведанным минным полем? Полное разминирование местности важно и необходимо, но требует много времени и сил. Войскам же, чтобы выполнить боевую задачу, нужно преодолевать МВЗ противника с возможно большей скоростью.
Известны три основных способа проделывания проходов в МВЗ - вручную, механический (тралением) и взрывной. Первый способ самый надежный, но и самый опасный и длительный. Тем не менее в условиях «минной войны» необходимо иметь подготовленную и оснащенную группу разграждения в каждом мотострелковом или танковом батальоне, артиллерийском дивизионе, а иногда - в каждой роте и батарее. Знание основных приемов постановки, поиска и обезвреживания мин давно стало необходимым для каждого солдата. Еще в годы Великой Отечественной войны проводили «частичное осаперивание пехоты» - так называли подготовку отобранных групп пехотинцев для решения задач саперов. Правда, как знание основ меткой стрельбы не делает любого стрелка снайпером, так и знание основ минного дела еще не делает бойца квалифицированным сапером.
Наземные тральщики
Наземные минные тралы (до того вопрос траления мин вставал только перед флотом) появились уже в конце Первой мировой войны. Тогда же определились основные направления их развития, впоследствии уточнявшиеся и, если можно так сказать, «ветвившиеся», как того требовали все более разнообразные и сложные задачи инженерных войск. Первые образцы советских минных тралов были созданы в 1934 году, а в 1942-м для танка Т-34 был создан удачный катковый колейный минный трал ПТ-3.
После войны колейные минные тралы получили наибольшее распространение. Они рассчитаны на то, что движущиеся за танком-тральщиком машины пойдут по его колеям - для их обозначения используются специальные указки, метки светящейся краской, пиросигналы. Развитие колейных тралов шло по двум основным направлениям: навесные тралы к штатным боевым машинам для преодоления ими минных полей самостоятельно и создание специальных машин с комплектом катково-ножевых тралов для проделывания проходов в минных полях и ведения инженерной разведки маршрутов движения войск.
Действие каткового минного трала основано на создании давления, достаточного для срабатывания взрывателя противотанковой мины. Для этого делают катки насколько возможно тяжелыми, выносят максимально вперед центр тяжести трала, через гидропневматические устройства передают на трал часть веса машины, на который он установлен. Чтобы трал как можно точнее копировал профиль местности, колейная секция набирается из нескольких катков, каждый из которых имеет некоторое перемещение по вертикали. Трал может быть взрывоустойчивым, как, например, КМТ-7, чей каток выдерживает взрыв противотанковой мины. Но и невзрывоустойчивый трал имеет свои достоинства. Скажем, у трала «Парнас» каток со звеном подвески отрывается взрывом, забирая при этом изрядную долю его энергии, но небольшие катки лучше копируют местность, а трал имеет комплект сменных рабочих органов, еще и добавляющий ему необходимый вес. Кстати, трал «Парнас», как и трал «Кольцо-2» (для БМП), получил оригинальные катки с подвешенными на обод башмаками. Башмак увеличивает время воздействия трала на мину - этого потребовал опыт борьбы в Афганистане с итальянскими минами с пневмомеханическими взрывателями.
Еще одна любопытная особенность советских тралов, созданных в 1980-е годы СКБ-200 челябинского завода «Станкомаш» (ведущего КБ по созданию танковых минных тралов) - ножи-корчеватели, призванные разрушать нажимные крышки пластмассовых мин и провода управления минами и фугасами. Но не стоит путать их с ножевыми тралами.
Ножевые тралы, погружаясь в грунт, подобно плугу, «выглубляют» и удаляют мины в стороны от направления движения танка. Рабочим органом такого трала является отвал с несколькими ножами. Ножевые тралы сравнительно легки, компактны и позволяют наступающим подразделениям преодолевать минные поля в боевых порядках. Отсюда целая серия отечественных ножевых колейных минных тралов - КМТ-4 и 4М, КМТ-6, КМТ-8 для танков, КМТ-10 для БМП. За рубежом получили развитие ножевые тралы как колейные, так и проделывающие широкий сплошной проход - вроде американского трала FWMR, британского SMCS или израильского FDMP. Кстати, трал FWMR разработали после операции «Буря в пустыне» - на мягких и сыпучих грунтах ножевые тралы оказались куда эффективнее катковых. Удобны они и при снежном покрове. Но на плотных и каменистых грунтах работать не могут.
А вот британцы, например, издавна уделяют большое внимание бойковым тралам. На поднятый над землей горизонтальный барабан крепятся цепи с грузиками, барабан раскручивается, цепи с силой бьют по грунту и либо заставляют мины сработать, либо отбрасывают их. Траление довольно надежно, но работа трала требует отбора мощности у двигателя машины-тральщика (впрочем, установка любого трала требует от тральщика запаса мощности) и сопровождается густой завесой пыли и комьев земли, которая уже сама по себе задерживает движение.
Разработка минных тралов и комплексов разминирования местности шла тем успешнее, чем больший опыт противоминной борьбы имелся. Характерен в этом плане такой эпизод. Армия США вложила немалые средства в разработку и испытания катковых тралов. Но когда в 1973 году в США с Ближнего Востока доставили трофейный советский трал ПТ-54, а два года спустя - КМТ-5, там остановили ряд собственных проектов и за несколько лет создали навесной трал для танков М60 и М1 на основе советских образцов. И жалели лишь, что новый трал недостаточно универсален - нуждается в «ножевом» дополнении, да еще, мол, цепь, провешенная между катковыми секциями для инициирования штыревых взрывателей противоднищевых мин, цепляется за бугорки и пни. Американцы просто были не в курсе, что в СССР катковый трал КМТ-5 используется в комплексе со съемным ножевым КМТ-4, что цепь уже заменена поперечными отгибаемыми штырями, а кроме того, разработана электромагнитная приставка.
Электромагнитная приставка ЭМТ включает два высоких соленоида. При пропускании через них импульсного тока они создают перед танком меняющееся по напряженности магнитное поле, эквивалентное магнитному полю движущегося танка. ЭМТ вызывает срабатывание магнитных взрывателей мин не ближе 1 метра от магнита и при скорости тральщика до 15 километров в час тралит сплошную полосу шириной 4 метра.
Советские специалисты изначально исходили из того, что ни одно средство проделывания проходов в МВЗ не дает стопроцентного результата (как ни одно МВЗ не обладает стопроцентной эффективностью) и требуется их комплексное применение. В настоящее время ведутся работы над рабочими органами для траления противобортовых и противокрышевых мин. Для борьбы с противобортовыми минами, например, предназначено устройство УТБМ-4, используемое в комплексе с другими тралами.
Примером специальной инженерной машины с высокой эффективностью траления мин, высокой защищенностью и противоминной стойкостью стали машины серии БМР - «бронированная машина разминирования». БМР-3 и БМР-3М на шасси танка Т-90 оснащаются колейным катковым минным тралом КМТ-7 с электромагнитной приставкой ЭМТ. Сама БМР имеет многослойное бронирование днища, специальное крепление оборудования и мест экипажа для большей «выживаемости» при подрыве, комплект навесной динамической защиты. Многодиапазонный передатчик помех блокирует работу радиоуправляемых взрывных устройств. Машина возит с собой два комплекта миноискателей, комплект разминирования, индивидуальный защитный комплект сапера «Дублон», носимые передатчики помех, которые стали уже привычным оснащением инженерных подразделений. Скажем, в Чечне в группы разведки и разминирования включали БМП или БТР с передатчиком помех РП-377(Б).
Самоходный бойковый минный трал «Аадварк» («муравьед») на бронированном шасси полугусеничного трактора, Великобритания (рабочие органы, разумеется, сменные, кабина экипажа максимально удалена от самого трала)
Техника «уборки»
Системы дистанционного минирования породили особую категорию тралов. Опасность внезапно оказаться «накрытым» минным полем требует наличия в любом механизированном подразделении легкого, быстро монтируемого навесного трала, позволяющего очистить путь от установленных внаброс мин. У израильского трала SMCD, монтируемого на легкую бронированную или небронированную машину, рабочим «органом» служат две балки, установленные углом вперед и несущие каждая рамку с натянутыми в несколько рядов проволоками, что напоминает арфу. Проволоки сдвигают мины в стороны, а в случае подрыва вместо разрушенных проволок вступают в дело следующие. В другом израильском трале LIME использован набор скользящих по дорожному покрытию упругих башмаков. Поскольку системы дистанционного минирования, скорее всего, «накроют» подразделение на марше, создание таких «дорожных» тралов вполне оправдано. Британский трал COMIRO напоминает уборочную технику еще больше: рабочим органом ему служит мощная металлическая спираль - вращаясь, она должна сдвигать мины в стороны, как шнек.
В России разработан легкий сетевой трал, пригодный для работы и вне дорог с твердым покрытием. На раме подвешена сеть из стальных цепей, по нижнему краю которой подвешены стальные втулки. Втулки волочатся по земле и либо отбрасывают мины, либо подрывают, причем взрыв не повреждает сеть в целом.
Для траления дистанционно установленных мин можно использовать и подручные средства вроде деревьев-волокуш, катков из бревен.
Разминирование взрывом
Со времен Первой мировой войны в инженерных войсках нашли применение удлиненные заряды взрывчатых веществ. Правда, тогда с их помощью проделывали проходы в многорядных проволочных заграждениях. Но со временем их стали укладывать и на минные поля. Средства взрывного разминирования получили развитие в годы Второй мировой войны и в послевоенный период. Главные достоинства взрывного способа - быстрота проделывания проходов и ликвидация мин различных типов - отвечают и требованиям высокой мобильности, и разнообразию минного вооружения.
Доставить удлиненный заряд на минное поле можно различными способами, но самый распространенный - с помощью небольших реактивных двигателей. Взрыв заряда либо разрушает, либо заставляет сработать (ударной волной) заложенные рядом мины. Правда, образованный проход для надежности очищают от уцелевших мин саперы или танк-тральщик. Тем более что взрыватели современных мин стараются делать взрывоустойчивыми.
Современные удлиненные заряды разминирования разнообразны по своим размерам, размерам проделываемых проходов, способам применения. Скажем, отечественная переносная установка разминирования УР-83П подает удлиненный заряд с помощью реактивного двигателя с легкой пусковой рамы на дальность 440 метров, а длина проделываемого прохода достигает 100 метров. Комплект разминирования ЗРП-2 весит 50 килограммов и носится бойцом в виде ранца, заряд запускается с грунта и проделывает в минном поле тропу глубиной около 50 и шириной 0,4 метра.
Для проделывания небольших проходов для пехоты используется и обычный детонирующий шнур, как в британском заряде ROMANS. Для расширения проходов пытались «набрасывать» на минное поле сетку из детонирующего шнура, но удавалось это только буксировкой за танком-тральщиком - при подаче реактивными двигателями сетка запутывалась.
Проделывания проходов для прохода бронетанковой техники - работа для более тяжелых зарядов на прицепах (как у американского MICLIC) или самоходных установках разминирования. Отечественная установка УР-77 на гусеничном шасси несет два заряда разминирования с реактивными двигателями под защитой своей брони, причем может производить их пуск и подрыв как на суше, так и на плаву. Заряд разматывается за реактивным двигателем и летит свободно, пока не натянется тормозной канат между ним и машиной. После падения заряда на минное поле машина отъезжает назад, выравнивая его, команда на подрыв подается по кабелю. Взрыв одного заряда УЗП-77 - а это пластмассовый шланг, набитый 725 килограммами пластита, - заставляет сработать мины с нажимным взрывателем, рвет проволоки-растяжки и проделывает в минном поле проход 80-90 метров длиной и 6 метров шириной. В войсках такие установки не без юмора прозвали «Змей Горыныч» - за характерную форму в полете, пламя и шипение реактивного двигателя. УР-77 неплохо зарекомендовали себя в обеих чеченских кампаниях.
Большие надежды возлагают на боеприпасы объемного взрыва и термобарические - например, на системы залпового огня, способные накрыть взрывной волной большой участок МВЗ. Чешская система SVO на шасси БМП-1 одним залпом проделывает в минном поле проход глубиной 100 и шириной 5 метров.
Соревнование между разработчиками инженерных боеприпасов, средств организации МВЗ и управления ими и создателями средств их разведки, обезвреживания и уничтожения мин, фугасов и других взрывных устройств, а также средств защиты личного состава и техники от минного оружия продолжается с неослабевающим напряжением. В этой войне никто никогда не победит.
История создания и развития отечественных минных тралов
А.В. Виноградов, д.т.н.,
А.С. Макаренко (НИИЦ СИВ ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России")
Окончание. Начало см. в «ТиВ» №1 -6/2012 г.
Применение минных тралов в локальных войнах и вооруженных конфликтах показало их недостаточную эффективность при работе на дорогах и на местности с каменистым и скальным грунтом. Сложность выполнения задачи усугублялась широким применением незаконными вооруженными формированиями взрывных устройств различного принципа действия. Установка мин, фугасов и других взрывоопасных устройств осуществлялась нестандартно. Глубина установки ВОП находилась в пределах 0-50 см, а масса ВВ фугасов составляла 10 кг и более.
Опыт использования катковых секций тралов показал их низкую эффективность при разминировании дорог. Оборудование БМП-2Д минным тралом КМТ-10 успехов также не принесло. Все это потребовало совершенствования существующих и разработку новых средств.
В 1984 г. в рамках ОКР «Кольцо-2» был спроектирован экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268» для оснащения БМП-2 и БТР.
При создании трала «изделие 268» впервые была использована единая тяговая рама со сменными рабочими органами каткового типа. Рассматривалось несколько вариантов конструкции этого трала. Для повышения давления катков на грунт в передней части тяговой рамы устанавливали сменные катковые рабочие органы и дополнительный пневмоцилиндр догрузки, позволяющий передать на трал часть веса БМП. Также изучались варианты применения различных рабочих органов, таких как стандартные автомобильные покрышки и катки уменьшенной толщины.
Впервые в конструкции трала «изделие 268» было внедрено устройство перерезания проводных линий управления фугасов. Черенковый рабочий орган (корчеватель) монтировался перед катковыми секциями и в рабочем положении поджимался к грунту пневмоцилиндрами.
В окончательном варианте трал «Кольцо-2» оснащался узкими невзрывоустойчивыми катками с плоскими траками, резаками-корчевателями и запасными рабочими органами на тяговой раме.
Экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268», установленный на БТР-80.
БМП-2, оборудованная экспериментальным образцом колейного комбинированного минного трала «изделие 268».
Экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268», смонтированный на БМП-2Д. Справа: варианты невзрывоустойчивых рабочих органов (автомобильные покрышки и катки уменьшенной толщины).
Черенковый рабочий орган (корчеватель).
Опытный образец минного трала «Кольцо-2».
Экспериментальный образец усовершенствованного колейного минного трала КМТ-6, установленный на танке Т-62. На фото внизу: рабочий орган трала и пропуск мины рабочим органом трала.
В первые в данном трале было применено устройство перерезания проводных линий управления фугасов. Черенковый рабочий орган (корчеватель) устанавливался перед катковыми секциями и в рабочем положении поджимался к грунту пневмоцилиндрами.
В 1984 г. также появился экспериментальный образец усовершенствованного минного трала КМТ-6 для оснащения танков Т-62 и тягачей БТС-4А. Его отличительной особенностью явились подпружиненные ножевые элементы, приспособленные для траления мин на твердой поверхности.
Однако конструкция подвески трала и масса ножевой секции КМТ-6 не обеспечивали необходимого усилия для заглубления ножей рабочего органа в каменистый грунт. В результате надежность траления мин составляла 20%, а в случае установки мин с заглублением трал был неработоспособен.
Конструкция трала требовала доработки с целью повышения надежности траления, усиления конструкции рамы и уменьшения массы для возможности навески на бульдозерное оборудование БТУ-55.
Подобная конструкция тралящего устройства была предложена и для оснащения ИМР. В этом случае надежность траления при заглублении мин до 50 см составляла 30%.
В 1986 г. в ходе НИР был создан облегченный колейный танковый минный трал «Урал-3» («изделие 269»). Хотя этот образец разрабатывался в рамках НИР, он дополнительно прошел предварительные испытания. Особенностью трала «Урал-3» явились дозагрузка рабочих органов и возможность их быстрой замены в полевых условиях силами экипажа танка. Трал предназначался для использования с танками Т-54, Т-55, Т-62 и тягачами БТС.
В период с 1981 по 1984 гг. был разработан экспериментальный образец каткового минного трала «Парнас» («изделие 290») для оснащения БМР-2, БТС-4А, БТС-4В и БТС-4Д. Он предназначался для траления мин надорогах и местности с каменистым и скальным грунтом. Основное отличие этого трала от существующих образцов состояло в применении сменяемых катков малого диаметра, отработанных в рамках темы «Кольцо-2», и механизма догрузки рабочего органа за счет массы танка, что позволило увеличить усилие воздействия рабочего органа на грунт до 1900 кгс. Надежность траления мин, установленных штатно, на глубину 0-10 см, составляла 84-96%, а при заглублении до 50 см – 30-40%.
Система подвески катков рабочего органа трала «изделие 290» была индивидуальная. Допускалась замена рабочих катковых органов, а также их частичный ремонт. Тяговая рама – единая, с размещением двух пневмоцилиндров догрузки. В положении догрузки штоки пневмоцилиндров выдвигались, упирая стойки тяговой рамы в верхнюю лобовую деталь машины. Катки были выполнены со сменными траками в рабочей зоне. Отцепкатрала производилась вручную, с выходом экипажа из боевой машины.
Экспериментальный образец тралящего устройства, установленного на ИМР-2.
Опытный образец облегченного колейного танкового минного трала «Урал-3», смонтированный на танке Т-62.
Опытный образец колейного минного трала «Парнас».
Существенным недостатком экспериментального образца трала «Парнас» являлась низкая взрывоустойчивость: при взрыве мины требовалась замена разрушенного катка. Монтаж трала осуществлялся на машины, приспособленные для навески КМТ-7.
После проведения государственных испытаний в 1986 г. решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для применения с бронированной машиной разминирования БМР-2. Опытные образцы тралов изготавливались малой серией и применялись совместно с БМР-2 для разминирования дорог, сопровождения воинских колонн в ходе боевых действий в Афганистане и при проведении контртеррористической операции в Чеченской республике. Однако в силу имевшихся недостатков к принятию на вооружение трал «Парнас» не рекомендовался.
В 1989 г. был создан экспериментальный образец облегченного комбинированного минного трала «Переспрос» («изделие 291») для оснащения Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, БМР-2 и БТС-4А. Он получил предварительное обозначение КМТ-9 и предназначался для траления противотанковых противогусеничных мине нажимными взрывателями и мин с неконтактными магнитными взрывателями, установленных в грунт или на грунт (снег), в том числе и в плотный (каменистый).
Трал «изделие 291»состоял из катковых секций, тяговой рамы, корчевателей, сцепного устройства, системы догрузки рабочих органов, электромагнитного трала ЭМТ, кассеты ПС и прибора обозначения прохода ПОП.
В этом образце были устранены все недостатки трала «Парнас»: увеличен ресурс элементов рабочих органов, внедрено автоматическое сцепное устройство с пневмоприводом, штатно установлены ЭМТ и усовершенствованная система обозначения проделанных проходов (в отличие от предыдущих вариантов, обозначался не только створ прохода, но и края безопасных колей красящим составом).
Испытания опытных образцов трала «Переспрос» опытной партии проводились в период с 1989 по 1990 г. в 40-й армии на территории Афганистана. Решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для ограниченного применения в условиях горной местности с линейными танками и БМР.
Следует отметить, что исследования в области создания средств преодоления минных заграждений велись и ведутся за рубежом, а сравнение существующих конструкций показывает, что отечественные минные тралы по своим основным показателям не уступают лучшим зарубежным аналогам.
Известно, что в современных средствах преодоления используется рабочее тралящее оборудование механического, взрывного и неконтактного принципа действия. Эти принципы изучены достаточно полно, поэтому можно с уверенностью утверждать, что на их основе в ближайшее время не представляется возможным осуществить качественный скачок в конструкции минных тралов. Необходимо проведение фундаментальных исследований по поиску новых физических принципов траления или средств и способов формирования физических полей боевых машин. Перспектива видится в создании средств траления, имитирующих физические поля объектов вооружения и военной техники, а также систем дистанционного обнаружения и уничтожения отдельных мин.
Минный трал КМТ-9, установленный на БМР-2 и БТС-4.
Минный трал КМТ-9.
Танки Т-62 и Т-72, оснащенные тралом КМТ-9.
Характеристика трала | «изделие 268» | Усовершенствованный КМТ-6 | Тралящее устройство для ИМР | «Урал-3» | «Парнас» | «Переспрос» |
Скорость траления, км/ч | 20 | - | - | 15 | До 20 | 3-5 |
Транспортная скорость, км/ч | - | - | - | - | До 40 | До 25 |
Усилие, кге | - | 200 | 250x300 | До 1200 | 1900 | 1900 |
Ширина траления, мм | 2x430 | 2x600 | 2x1500 | 2x640 | 2x600 | 2x800 |
Глубина траления, мм | - | 250 | 500 | - | - | - |
Вес трала, кг | 2800 | 800 | 1200 | 4500 | 3450 | 4050 |
Тип оснащаемых машин | БМП-2, | Т-55, | ИМР, | Т-54, | Т-54, | Т-55, |
БТР-80 | Т-62, | ИМР-2, | Т-55, | Т-55, | Т-62, | |
Т-64, | ИМР-2М | Т-62 | Т-62 | Т-72, | ||
Т-72 | Т-80 |
Приложение 1
Хронология реорганизации организаций и предприятий промышленности – основных разработчиков минных тралов Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»
1926 г. – Научно-испытательный инженерно-технический полигон
1934 г. – Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА
1941 г. – Научно-исследовательский военно-инженерный институт Красной Армии
1942 г. – Военно-инженерный опытный полигон Инженерного комитета Красной Армии
1943 г. – Научно-испытательный инженерный институт Красной Армии
1944 г. – Научно-исследовательский инженерный институт Красной Армии
1951 г. – 6 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР институту присвоено имя Д.М. Карбышева, генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза
1960 г. – Центральный научно-исследовательский и испытательный инженерный институт им. Д.М. Карбышева
1965 г. – 15 Центральный научно-исследовательский и испытательный инженерный институт имени Д.М. Карбышева
1966 г. – 15 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий по разработке, созданию и освоению военной техники институт награжден орденом Трудового Красного Знамени
1990 г. – 15 Центральный научно-исследовательский испытательный ордена Трудового Красного Знамени институт Министерства обороны имени Д.М. Карбышева
2004 г. -Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева Министерства обороны РФ»
2007 г. – Федеральное государственное учреждение (ФГУ) «15 ЦНИИИ Минобороны России»
2010 г. – Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Федеральное государственного учреждения (ФГУ) «3 ЦНИИ Минобороны России»
2011 г. – Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Федерального бюджетного учреждения (ФБУ) «3 ЦНИИ Минобороны России» СНКБ-200 ОАО «ФНПЦ «Станкомаш»
1930 г. – Специальный механический завод №78
1935 г. – Челябинский Станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе
1942 г. – Создание на территории завода №78, эвакуированного бронекорпусного завода №200.
1956 г. – Создание специальное конструкторское бюро СКБ-200 на основании постановления Совета Министров СССР №553-782 от 4.12.56 г.
1960 г. – Открытое акционерное общество «Станкомаш»
1999 г. – Присвоение статуса Федерального научно-производственного центра ОАО «Станкомаш» распоряжением Кабинета Министров РФ №1545-р от 02.10.99 г.
1999 г. – Преобразование приказом Генерального директора СКБ-200 в Специальное научно-исследовательское конструкторское бюро – СНКБ-200
Приложение 2
Хронология принятия на вооружение инженерных минных тралов
№№ п/п | Наименование средства | Приказ о принятии на вооружение (снабжение) |
1. | Противоминный трал ПТ-3 | 1944 г. |
2. | Противоминный трал ПТ-54 | Постановление Совета Министров СССР №3169-1323 от 14.07.1950 г. |
3. | Противоминный трап ПТ-54М | 1958 г. |
4. | Противоминный трал ПТ-55 | 1959 г. |
5. | Колейный минный трал КМТ-4 | |
6. | Колейный минный трал КМТ-5 | Приказ МО СССР №235 от 12.09.1962 г. |
7. | Колейный минный трал КМТ-4М | Приказ НИВ МО СССР №72 от 22.12.1966 г. |
8. | Колейный минный трал КМТ-5М | Приказ НИВ МО СССР №77 от 27.12.1966 г. |
9. | Колейный минный трал КМТ-6 | Приказ МО СССР №170 от 23.09.1971 г. |
10. | Колейный минный трал КМТ-7 | |
11. | Колейный минный трал КМТ-8 | Приказ МО СССР №34 от 16.02.1983 г. |
12. | Колейный минный трал КМТ-10 | Приказ МО СССР №153 от 13.08.1983 г. |
13. | Электромагнитный трал ЭМТ | Приказ МО СССР №230 от 28.09.1985 г. |
14. | Танковый минный трал ТМТ-К и ТМТ-С | Приказ НИВ ВС РФ №6 от 10.01.2007 г. |
Литература
1. Краткий обзор противоминных тралов отечественного и иностранного производства. – Научно-испытательный бронетанковый полигон ГБТУ ВС, 1946. – 235 с.
2. Ермалаев А.А., Алексеева А.Н. Инженерные войска. – М.: Воениздат. 1976. – 405с.
3. У истоков создания средств инженерного вооружения 1919-1994. -Нахабино, 15 ЦНИИИ, 1994. – 103 с.
4. История создания СИВ. Кн.З: Средства преодоления минно-взрывных заграждений. – Нахабино: 15 ЦНИИИ МО России, 2009. – 101с.
5. Конструктивные формы тралов. Отчет о НИР. – Нахабино, 1950. – 104 с.
6. Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтое И. Г. Отечественные бронированные машины 1905- 1941 гг.- М.: ООО«Издательский центр», 2002. -344 с.
7. Противоминные трапы для сплошного разминирования. Отчет о НИР. – Нахабино, 1950. – 77 с.
8. Противоминные тралы для сплошного разминирования. Отчет о НИР. – Нахабино, 1952. – 100с.
9. Альбом фотоснимков образцов тралов ПТС-1 и ПТС-2. – Нахабино: НИИИ СА, 1952. – 28 с.
10. Проделывание сплошных проходов в минных полях. Отчет о НИР. – Нахабино: НИИИ СА, 1957. – 76 с.
11. Новые средства траления мин. Отчет о НИР. – Нахабино: НИИИ СА, 1960. – 223 с.
12. Отчет о заводских испытаниях опытных образцов колейного минного трала МТ. – Харьков: КБ-6, 1959. – 54 с.
13. Отчет о заводских испытаниях опытных образцов колейного минного трала МТ. – Челябинск: СКБ- 200, 1959.-78 с.
14. Отчет о полигонно-войсковых испытаниях опытных минного трала МТ. – Нахабино: НИИ СА, 1960.-90 с.
15. Отчет по испытаниям экспериментальных образцов, проводимых по теме «Урал». – Челябинск: СКБ-200, 1967.-36 с.
16. Отчет по заводским испытаниям опытных образцов, проводимых по теме «Урал». – Челябинск: СКБ-200, 1968.-92 с.
17. Отчет по результатам полигонно-войсковых испытаниям опытных образцов тралов «Урал-1» и «Урал-2». – Слуцк: НИИИ СА, 1970. – 150 с.
18. Отчет по проделанной работе над созданием трала «Урал-2». – Челябинск: СКБ-200, 1973. -22с.
19. Акт предварительных испытаний трала «Урал-2». – Челябинск: СКБ-200, 1980. – 30 с.
20. Акт контрольных испытаний трала «Урал-2». – Нахабино: НИИИ СА, 1982. – 100с.
21. Отчет по заводским испытаниям опытных образцов тралящего устройства для БМП-1 (изделие 239). – Челябинск: СКБ-200, 1973. – 144 с.
22. Отчет по результатам испытаниям БМП-1, оборудованной тралящим устройством «Кольцо», на действие взрыва противотанковой мины. – Нахабино: НИИИ СА, 1973.-47с.
23. Акт по полигонно-войсковым испытаниям БМП-1 с тралящим устройством «Кольцо». – Нахабино: НИИИ СА, 1975. – 140 с.
24. Акт по контрольным испытаниям тралящего устройства «Кольцо»для боевой машины пехоты БМП-1. – Нахабино: НИИИ СА, 1978. -114 с.
25. Акт по контрольным испытаниям тралящего устройства «Кольцо»для боевой машины пехоты БМП-1. – Нахабино: НИИИ СА, 1981. – 73 с.
26. Акт контрольных испытаний тралящего устройства «Кольцо» для боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. – Нахабино: НИИИ СА, 1983. -44 с.
27. История создания СИВ. Кн. 3: Средства преодоления минно-взрывных заграждений. – Нахабино: 15 ЦНИИИ МО, 2009.- 112 с.
28. Михайлов В.И. Долгий путь с тралом. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2005.
Из книги Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха автора Кофман Владимир ЛеонидовичИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Появление в германском флоте тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» само по себе является интересной историей, показывающей, насколько причудливо могут изменяться морские доктрины, следуя иногда не вполне ясной на первый взгляд логике. Многие
Из книги Техника и вооружение 2000 01 автора Из книги Техника и вооружение 2000 09 автора Журнал «Техника и вооружение»Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов Противотанковые управляемые ракеты являются наиболее эффективным средством борьбы с танками, обладающим по сравнению с другими большой дальностью стрельбы, высокой вероятностью поражения
Из книги Техника и вооружение 2000 10 автора Журнал «Техника и вооружение»Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов Окончание. Начало см. «ТиВ» №9/2000Для увеличения мобильности и повышения боеготовности ПТУР разработаны и приняты на вооружение самоходные ПТРК, позволяющие в короткий срок создавать необходимую
Из книги Техника и вооружение 2009 05 автора Журнал «Техника и вооружение»Двигатели. Краткая история развития После окончания Великой Отечественной войны наиболее крупными предприятиями по производству танковых двигателей в нашей стране были Челябинский Кировский завод (с июня 1958 г. - Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина),
Из книги Техника и вооружение 2012 02 автора Журнал «Техника и вооружение»История создания и развития отечественных минных тралов А. В. Виноградов, д. т. н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России») Использованы фото из архивов авторов и М. Павлова.Продолжение. Начало см. в «ТиВ» №1 2012
Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов. Продолжение. Начало см. в «ТиВ» № 1 -3/2012 г.Ножевые противоминные тралыПервые попытки создания
Из книги Техника и вооружение 2012 03 автора Журнал «Техника и вооружение»История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИЩ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов. Танк Т-54 Оснащенный противоминным тралом для проделываний сплошных проходов (пятикатковый
Из книги Техника и вооружение 2012 05 автора Журнал «Техника и вооружение» Из книги Техника и вооружение 2012 06 автора Журнал «Техника и вооружение»История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов.Продолжение. Начало см. в «ТиВ»№ 1 -5/2012 г.Отдельного внимания заслуживает история создания минного
Из книги Техника и вооружение 2012 07 автора Журнал «Техника и вооружение»История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А.С. Макаренко (НИИЦ СИВ ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России")Использованы фото из архивов авторов.Окончание. Начало см. в «ТиВ» №1 -6/2012 г.Применение минных тралов в локальных войнах и вооруженных
Из книги Средний танк Panzer IV автора Барятинский МихаилИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Pz.IV Ausf.D, 6-я танковая дивизия, лето 1941 года. К началу операции «Барбаросса» машины ранних выпусков приобрели черты, характерные для более поздних моделей - ящик для снаряжения на корме башни и гусеничные траки на лобовой броне корпуса. «Мы замерли, увидев
Из книги Бомбардировщик – торпедоносец Фэйри "Барракуда" автора Кравченко В. Я. Из книги Brewster Buffalo автора Иванов С. В.История развития конструкции Немногие самолеты вызывали столько споров на свой счет, как F2A «Баффало». История этого самолета полна противоречий и парадоксов. Созданный в качестве палубного истребителя, самолет участвовал во Второй Мировой войне исключительно как
Из книги Хейнкель He 111. История создания и применения автора Иванов С. В.История развития конструкции
Из книги Средний танк Т-34-85 автора Барятинский МихаилИстория создания Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна "Димитрий Донской" была построена на средства Русской Православной церкви.По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне -под Курском была одержана
Назначение
Предназначен для разведки и преодоления минно-взрывных заграждений и является индивидуальным прицепным средством защиты танков.
Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу, а также позволяет использовать электромагнитную приставку ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Технические особенности
Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями.
Трал КМТ-7 может дополнительно оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, рагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.
К корме танка, кроме того крепится трассировщик и кассета с пиросигналами. Трассировщик представляет собой два плужных устройства, с помощью которых по земле чертятся две ясно видимые полосы. обозначающие внешние границы левой и правой колеи. Кассета с пиросигналами предназначена для обозначения начала, середины и конца прохода.
Основные характеристики
Ширина протраливаемого прохода - две колеи по 0,8 м
Скорость траления - до 12 км/час
Транспортная скорость - 20…30 км/час
Общая масса - 7,5 т
Взрывоустойчивость катковой части - 10 мин ТМ-57 снаряженных тротилом и 4 мины ТМ-62
Преодолеваемые препятствия:
максимальный подъем (спуск) - 20°
боковой крен, не более - 15°
ширина рва, диаметр воронки, не более - 2,5 м
Подробнее:http://www.arms-expo.ru/050052054054124050052054051.html
КМТ-8, колейный минный трал
Назначение
Предназначен для преодоления минно - взрывных заграждений и является индивидуальным навесным средством защиты танков.
Особенности
Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 93% в различных грунтовых условиях и снегу.
Трал КМТ-8 состоит из следующих составных частей и комплекта:
– двух ножевых секций (левой и правой)
§ пневмосистемы
§ тралящего устройства зимнего (ТУЗ)
§ устройства траления противоднищевых мин (УТПМ)
§ ЗИП индивидуального.
Подробнее:http://www.arms-expo.ru/049053057056124049048055056057.html