Как делать реставрацию фотографий. Профессиональная реставрация
С 12 апреля 2015 года по начало июня было много постов, основанных на этих фотографиях. Дмитрий сам увлекся этим процессом, приобрел хороший сканер, позволяющий оцифровывать изображения с любых носителей в весьма высоком разрешении и занялся реставрацией. Причем его подход отличается от большинства реставраторов и ретушеров от фотошопа. Основной задачей ставится воссоздание оригинального изображения, а не быстрый результат. Примеры ниже исчерпывающе иллюстрируют сказанное.
Лично у меня есть свой шкурный интерес в затее Дмитрия - вдруг что-нибудь краеведческое из семейных закромов всплывёт!))) Если кто-то сочтет целесообразным распространить этот пост - будем весьма благодарны!)))
Дмитрий ведет группу на Одноклассниках https://ok.ru/profile/570398517042 , подключайтесь!)))
Оригинал взят у g_decor
в Реставрация старых и поврежденных фотографий.
У нас появился новый вид услуг по реставрации старых и поврежденных фотографий, цветных и черно-белых негативов, слайдов и архивных фотодокументов. Качество копии, существенно превосходит качество исходного материала.
Время делает свое дело: фотографии на бумажном носителе и пленке с течением времени ветшают, начинают тускнеть, выцветать, покрываться мелкими трещинами и царапинами. Вернуть им прежний вид можно с помощью реставрации фото.
Современные способы реставрации позволяют провести обширную работу над коррекцией изображения:
1. Удалить царапины, трещины, помятости, места сгибов, эффект пыли и мелких помех.
2. Увеличить до определенного предела резкость на нечетких и размытых фотографиях.
3. "Склеить" порванные фотографии, при этом место "склейки" частей фото становится невидимым.
4. Восстановить утраченные части изображения.
5. Провести настройку яркости, контрастности изображения, выполнить цветовую коррекцию.
6. Заменить при необходимости фон на однородный, для выделения конкретного объекта или человека на групповой фотографии.
Стоит отметить, что понятия ретушь и реставрация между собой отличаются и имеют разные задачи.
В случае с ретушью - необходимо выдать максимально красивое фото, спрятать изъяны и показать изображение более эффектным, чем оно есть на самом деле. Подобные фотографии можно увидеть в глянцевых журналах. Появляется эффект определенной искусственности. В каждом фото присутствует элемент художественного вымысла.Такая работа, в основе своей, связана с умением пользоваться графическими программами и является чисто технической.
В случае с реставрацией - главным является безупречное сохранение информации исходного изображения, его исторической достоверности. Этого добиться гораздо сложнее. Необходимо убрать исключительно только помехи, мешающие восприятию оригинала. В случае реставрации, недостаточно виртуозно владеть графическим редактором, необходимо иметь навыки работы художника. Человек без подготовки и определенного опыта такой работы не в состоянии добиться хорошего результата. Реставрация каждой фотографии требует больших затрат времени, кропотливой работы и внимательности.
Существует возможность сканирования исторических фотографий в крайне высоком разрешении, позволяющем без потери в качестве рассмотреть мельчайшие детали исходника.
Вот еще примеры фото, "до" и "после" их восстановления. Посмотрите.
Сохраните для потомков свой семейный архив. Только у тех, кто помнит о своих "корнях" - есть будущее.
Буду благодарен за распространение информации. Контактный телефон: 89139788415
Оригинал записи и комментарии на
Урок подготовила для вас Марина Колесова.
Сегодня мы с вами будем осваивать способ реставрации старых потрепанных фотографий в фотошопе. В интернете много различных примеров, как это сделать. Я хочу предложить вашему вниманию самый, как мне кажется, простой и понятный. Конечно, он достаточно трудоемкий и займет определенное время, но для новичков в фотошопе подойдет идеально. Не надо кучи инструментов, различных масок и режимов наложения слоев, которые путаются в голове. Потребуется только инструмент Штамп и ваше терпение. Кроме того новички во время этого урока подружатся с этим замечательным инструментом и будут в дальнейшем применять его в своих работах.
Приступаем к изучению урока.
Вот в домашнем архиве давно валялась старая фотография, пришло время ею заняться.
Прежде всего идем на вкладку Изображение – Режим – RGB. Если режим другой, то ставим галочку на RGB.
Снимаем замочек со слоя. Два раза левой кнопкой мышки щелкаем по замочку и в выпавшем окне выбираем ОК.
Для подстраховки скопируем слой. Затем встаем на копию и увеличиваем просмотр. Начинаем работу с краев фотографии, чтобы на них потренироваться.
Берем инструмент Штамп и проверяем настройки. Так как работаем в самом углу, то не бойтесь непрозрачность и нажим поставить максимальные. Штамповать будем круглой кистью, подбираем предварительно ее диаметр. Активируем инструмент Штамп, зажимаем клавишу Alt, появляется на экране окно как в прицеле. Его ставим на тот участок, который хотим скопировать, щелкаем мышкой. Затем отпускаем клавишу Alt, прицел пропадает и переводим круг на место, которое хотим закрасить, щелкаем мышкой. Видим, как появился кружок на испорченном участке. Так потренируемся именно на углах. Чем чаще будем применять клавишу Alt, тем более тщательно будет закрашиваться нужный участок.
Потренировавшись на углах, переходим на другой участок, но лицо пока не трогаем. Так как полоска, которую надо замаскировать небольшая, то меняем размер кисти – уменьшаем диаметр. И снова прицеливаемся на участок, который хотим скопировать, зажимаем клавишу Alt, щелкаем мышкой, отпускаем клавишу, переходим на участок, который нужно закрасить, щелкаем мышкой.
Периодически уменьшаем просмотр и разглядываем, что получается.
Чтобы сравнить, гасим глазок на слое копии, на котором работаем. Сразу видно: что и где закрашено.
На местах в районе глаза нужно очень сильно увеличить изображение. Так как движком это сделать уже трудно, то щелкаем по правому треугольничку. С его помощью понемножку увеличиваем изображение.
Мишени для прицела выбираем и сверху шва и снизу шва. На таких вот участках особенно важно не спешить и почаще прицеливаться и брать участки для клонирования.
Когда клонируем зрачок, то жесткость кисти уменьшаем.
При клонировании губ, образец берем с губ.
При клонировании зрачка можно и нужно пробы брать с разных сторон зрачка.
Старайтесь прицеливаться не очень близко к участку, который нужно закрасить, чтобы не попадало лишнее.
Когда клонируем полосочки на костюме, то шагаем с разных сторон к царапине. Поклонируем снизу, затем переходим на верх и клонируем сверху. Затем снова переходим на низ и так навстречу закрашиваем участок. Чтобы получился переход от белой полоски на черный фон, старайтесь в прицел взять участок, который находится посередине и включает и белую, и черную полосы. Регулируйте это диаметром кисти, его можно менять почаще.
Последним штрихом закрашиваем белую полоску, уже просто чтобы закрасить.
Все равно, как ни закрашивай фон, ровным он не будет. Поэтому принимаем другие меры. Инструментом Прямолинейное лассо выделяем фигуру малыша.
Правой кнопкой мышки щелкаем внутри выделения и выбираем Растушевка.
Радиус растушевки принимаем небольшой. Так как фотография старая, то сильно четкие границы нам не нужны.
Копируем выделенное на новый слой. Применяем для этого клавиши Ctrl+J.
Создаем новый слой, щелкнув по второй справа иконке на панели слоев и ставим его под слой с выделенной фигурой малыша. На двух нижних слоях гасим глазки.
Далее идем - Выполнить заливку. Чтобы было откуда взять пипеткой образец цвета, сделаем видимым слой на котором работали Штампом (включим на нем глазок, щелкнув по нему). Проверяем, что стоим на слое прозрачном.
А вот теперь применяем инструмент Пипетка для заливки слоя цветом.
Видим, что фон стал однотонным. Чтобы немного разнообразить его сделаем чуть структурным. Применяем фильтр Unlimited-2, скачаем его отсюда.
В окне фильтра выбираем канву.
К изображению малыша применим фильтр Усиление резкости. Проверим, что стоим на слое с малышом.
Гасим глазки на двух нижних слоях и на вкладке Слои выбираем – Объединить видимые.
После этого я сохранила файл в формате JPEG, сделала рамочку из урока Как сделать рамочку с рваными краями. Немного подкорректировать изображение я поручила программе. На вкладке Изображение выбрала Автотон и Автоконтраст.
Вот теперь можно сравнить результат.
Таким вот методом новички вполне могут браться за реставрацию старых фоток. Как видите способ этот очень понятный, главное терпение. Все у нас получится!
Старые фотографии помогают нам перенестись в то время, когда еще не было зеркалок, широкоугольных объективов и люди были добрее, а эпоха романтичнее.
Такие снимки чаще всего имеют низкий контраст и выцветшие краски, к тому же зачастую, при неаккуратном обращении на фото появляются заломы и другие дефекты.
При реставрации старой фотографии перед нами лежит несколько задач. Первая – избавиться от дефектов. Вторая – повысить контраст. Третья – усилить четкость деталей.
Исходный материал к данному уроку:
Как видим, все возможные недостатки на снимке присутствуют.
Для того чтобы лучше разглядеть их все, необходимо обесцветить фото, нажав комбинацию клавиш CTRL+SHIFT+U .
Дефекты мы будем устранять двумя инструментами.
Для маленьких участков воспользуемся «Восстанавливающей кистью» , а крупные отретушируем «Заплаткой» .
Выбираем инструмент «Восстанавливающая кисть» и, зажав клавишу ALT кликаем по участку рядом с дефектом, имеющим похожий оттенок (в данном случае яркость), а затем переносим полученный образец на дефект и кликаем еще раз. Таким образом устраняем все мелкие дефекты на снимке.
Работа довольно кропотливая, поэтому наберитесь терпения.
Заплатка работает следующим образом: обводим курсором проблемную область и перетягиваем выделение на участок, где дефектов нет.
Заплаткой убираем дефекты с фона.
Как видим, на фото осталось еще довольно много шумов и грязи.
Создаем копию верхнего слоя и переходим в меню «Фильтр – Размытие – Размытие по поверхности» .
Настраиваем фильтр примерно, как на скриншоте. Важно добиться устранения шумов на лице и рубашке.
Затем зажимаем ALT и кликаем по значку маски в палитре слоев.
Этой кистью аккуратно проходимся по лицу и воротничку рубашки героя.
Если требуется устранение мелких дефектов на фоне, то лучшим решение будет полная его замена.
Создаем отпечаток слоев (CTRL+SHIFT+ALT+E ) и создаем копию получившегося слоя.
Выделяем фон любым инструментом (Перо, Лассо). Для наилучшего понимания, как выделить и вырезать объект, обязательно . Информация, содержащаяся в ней, позволит Вам легко отделить героя от фона, а мне не затягивать урок.
Итак, выделяем фон.
Затем нажимаем SHIFT+F5 и выбираем цвет.
Нажимаем везде ОК и снимаем выделение (CTRL+D ).
Повышаем контраст и четкость снимка
Для повышения контраста воспользуемся корректирующим слоем «Уровни» .
В окне настроек слоя тянем крайние ползунки к середине, добиваясь нужного эффекта. Также можно поиграться со средним ползунком.
Четкость изображения будем повышать при помощи фильтра «Цветовой контраст» .
Снова создаем отпечаток всех слоев, создаем копию этого слоя и применяем фильтр. Настраиваем его так, чтобы проявились основные детали и жмем ОК .
Меняем режим наложения на «Перекрытие» , затем создаем черную маску для этого слоя (см. выше), берем такую же кисть и проходимся по ключевым участкам снимка.
Осталось только откадрировать и затонировать фотографию.
Выбираем инструмент «Рамка» и отрезаем ненужные части. По завершению нажимаем ОК .
Прежде чем исправлять фотографию, важно понять причины нечеткости. Каждая причина имеет свой способ устранения, и найти нужный способ означает выбрать самый правильный, быстрый и экономный путь к хорошему результату.
Проще всего выслать фото реставратору, который что делать с фотографией, но знать основные принципы не помешает.
Реставрация фотографий подразумевает, что все улучшения мы проводим с цифровой копией бумажного оригинала. Возьмем фотографию и посмотрим на нее внимательно, увеличив до 100 % или больше.
Случай 1. Потускневшие цвета.
Контуры ровные, на увеличенном портрете видно маленькие детали, такие как очертания губ, форму глаз, брови, а иногда удается разглядеть и отдельные волоски.
Причины.
Фотография поблекла, выцвела и потускнела со временем. Самая распространенная причина: то, что всегда происходит с бумажными фотографиями.
Простое решение.
Потускневшую фотографию восстанавливают с помощью цветокоррекции. Однако, не всегда этого достаточно: как только мы делаем изображение четче, тут же становятся заметней дефекты. Бумажные фотографии не только выцветают, но и легко повреждаются. Это хорошо видно при увеличении: пятна, царапины, трещины, местами потертости. Все вместе портит впечатление, как будто изображение плохо видно сквозь слой пыли и грязи.
Профессиональная реставрация восстановит цвета, уберет вековой налет грязи и сделает фотографию как новую. Для этого достаточно всего лишь переслать фото по почте, оплатить работу и ждать результат.
Сложное решение.
Самостоятельная реставрация фотографий – дело сложное и увлекательное. Если у вас много снимков, времени и терпения, вы любите кропотливую и аккуратную работу — этот путь для вас. Однако, для этого недостаточно посмотреть несколько уроков. Один и тот же прием может исправить одну фотографию и испортить другую, поэтому без системных знаний и опыта хорошего результата не получится, разве что в простых случаях. Если же на фотографии сильные повреждения, особенно на лице, то без опыта и некоторых художественных навыков за самостоятельную работу лучше не браться совсем. Исправляя ошибки и переделывая работу, новичок потратит в два-три раза больше времени, чем опытный реставратор. При этом обидно, когда результат адского труда оказывается намного хуже. Вот только несколько характерных ошибок: видны следы обработки, «размыливание», старые пятна не убираются и откуда-то появляются новые, лицо искажается до неузнаваемости и т.д. Всего этого можно избежать, если работу заказать у специалиста. Стоит ли самостоятельно реставрировать фотографию? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать выбор: экономия или результат.
Случай 2. Плохой скан.
Контуры неровные, смазанные. Видны изломы, зернистость, полосы, зазубрины или маленькие квадраты.
Причины.
1. Ломаные контуры с зазубринами и квадратами – явный признак того, что фотография отсканирована неправильно, с маленьким разрешением или сжатием, поэтому границы потеряли четкость.
2. Зернистость, полосы и другие артефакты, которых нет на бумажном оригинале, говорят о том, что сканер непригоден для оцифровки фотографий. Иногда зернистость возникает из-за фактуры бумаги, матовой, шероховатой или рифленой.
Грамотное решение.
1. Заново отсканировать фотографию, . Фотографии на рельефной бумаге оцифровываются . Сравните результат. Если на фотографии отчетливо проявились трещины и царапины — это нормально. Если ничего не изменилось и контуры не проявились, переходим к следующему пункту.
2. Отнести бумажный оригинал в фотоцентр, где есть профессиональный сканер или другая современная техника. По сравнению с основной реставрацией оцифровка стоит совсем недорого и обходится в пять-десять раз дешевле. Конечно, это займет больше времени, но разве не стоит потратить его на то, чтобы на фотографии стало хорошо видно лица ваших родных? Некоторые центры вместе с услугой по оцифровке заодно предложат и реставрацию. Но, увы, наличие нормальной техники в фотоцентре не означает наличие хорошего реставратора, поэтому всегда внимательно смотрите примеры работ. К счастью, интернет не знает границ: теперь можно найти лучшего реставратора в любом городе, а пересылка файла займет всего несколько минут. К тому же, заказ реставрации фотографий онлайн очень удобен: вам не придется приходить за готовой фотографией второй раз, вы просто получите ее по электронной почте.
Почему нельзя экономить на хорошей оцифровке? Когда к повреждениям бумаги добавляются искажения сканера, фотография еще больше теряет первоначальный вид. Восстановить фотографию можно только из того, что есть. Если контуры потеряли четкость при сканировании, то вернуть их можно либо правильным сканированием, либо художественными способами. Сохранится ли сходство, фотографическое качество или лица станут нарисованными и плоскими – здесь придется положиться исключительно на способности реставратора. Перед тем, как заказать прорисовку, посмотрите ее примеры. Сканирование обходится дешевле. Для сравнения, средняя рыночная цена сканирования — 60 руб. а самой примитивной отрисовки – от 3000 руб.
Неправильное решение.
Вы отправили плохо отсканированную фотографию исполнителю, который согласился отреставрировать ее недорого и не предложил улучшить с помощью оцифровки. О чем это говорит? Исполнитель непрофессионал и не знает, что хороший результат невозможен без правильной оцифровки, либо быстрый заработок для него важней результата.
Случай 3. Размытая фотография.
Контуры размыты, несмотря на то, что фото оцифровано в соответствии со всеми требованиями и высоким разрешением. Так бывает, когда фотография изначально снята не в фокусе. А значит, в этом случае сделать более четкие контуры простыми способами не получится. То, чего на фотографии никогда не было, нельзя восстановить оцифровкой или в Фотошопе. С помощью специальных фильтров можно создать лишь зрительный эффект четкости, но проявить детали невозможно. Единственный способ исправления нечеткости – художественное восстановление, .
Примеры реставрации без художественного восстановления.
В этом уроке вы познакомитесь с одним из способов реставрации старых фотографий.
Прежде, чем приступить к реставрации, необходимо составить примерный план работы, чтобы делать все последовательно и не бросаться от одного к другому. Рекомендуют следующую последовательность действий:
1
. Работайте только с копией отсканированного изображения.
2.
Кадрируйте изображение. Будьте осторожны, чтобы не затронуть важные детали.
3.
Определите основные проблемные области для ретуши, выполните необходимые операции. Это самый длительный и трудоемкий этап.
4.
Убираем шум и другой нежелательный налет. Не старайтесь убрать полностью зерно фотопленки и сделать подобие цифрового снимка! Ведь при реставрации важно сохранить дух того времени.
5.
Регулируем яркость, контрастность, насыщенность. В цветных фотографиях настраиваем баланс цветов, особенно обращаем внимание на правильный цвет кожи.
6.
Повышаем резкость изображения.
Итак, приступим к процессу. Вот наше исходное фото.
Шаг 1. Начинают реставрацию обычно с исправления относительно больших областей. Для этого лучше всего использовать инструмент Заплатка (Patch tool). На рисунках показана примерная последовательность действий. Сначала исправляются большие области на фоне, затем более мелкие.
Шаг 2. После ретуширования крупных дефектов перейдем к мелким. Для этого используем инструменты Восстанавливающая кисть (Healing Brush), Точечная восстанавливающая кисть (Spot Healing Brush) и Штамп (Clone Stamp). Не бойтесь экспериментировать с этими инструментами.
Инструмент Точечная восстанавливающая кисть желательно использовать для устранения только очень небольших точечных дефектов. Для более больших областей лучше использовать обычную Восстанавливающую кисть и Штамп .
На скриншоте ниже отмечены области, в которых использовались указанные инструменты: красным - Восстанавливающая кисть , зеленым - Штамп . Хочу обратить ваше внимание, что при работе с инструментами Заплатка и Восстанавливающая кисть бывают нежелательные эффекты при работе на краях изображения, особенно если они имеют белый цвет. Чтобы избежать этого, сначала просто закрасьте эти области ближайшим цветом с помощью кисти, а затем уже работайте с восстанавливающими инструментами.
Вот что должно получиться на этом этапе.
Шаг 3. Теперь будем работать с более серьезными повреждениями. Для восстановления изображения левого глаза мужчины мы используем изображение его правого глаза. Здесь специально взят крайний случай. Если есть другие фотографии этого человека, то лучше взять недостающие части изображения с них, так будет правильнее.
Итак, выделяем область вокруг правого глаза и копируем на новый слой, нажав CTRL+ J . Далее нажимаем CTRL+ T чтобы применить свободную трансформацию.
Шаг 4. Щелкните правой клавишей мыши внутри рамки и выберите Отразить по горизонтали (Flip Horizontal).
Шаг 5. Для того чтобы правильно разместить отраженную копию глаза, уменьшаем непрозрачность слоя и выравниваем глаз относительно исходного изображения. Затем нажимаем ENTER и возвращаем непрозрачность на 100%.
Шаг 6. Добавим маску слоя, нажав на отмеченную зеленым кружком иконку внизу палитры слоев.
Шаг 7. Нажмите D, чтобы сбросить цвета, затем выберите инструмент Кисть (Brush). Черной кистью маскируем лишние области. Помните, что белый цвет проявляет, а черный скрывает. Чтобы получить мягкие незаметные переходы, используйте кисть с мягкими краями.
Совет: удерживайте палец над клавишей Х для быстрого переключения между черным и белым цветом. Если где-то скрыли лишнее, закрасьте эту область белым. Если хотите увидеть только маску, щелкните на ее миниатюре в палитре слоев, удерживая ALT .
Шаг 8. Теперь подобным же образом восстанавливаем изображение левого уха. Чтобы точно подогнать форму, используйте инструмент Деформация (Warp).
Также восстанавливается и небольшая область линии волос на левой части лица. Напоминаю, что каждую операцию нужно производить на новом слое. Это должно стать главным правилом работы.
Шаг 9. После восстановления всех крупных областей вернемся к инструменту Штамп и исправим все недочеты. Делать это нужно на новом прозрачном слое, поставив галочку в параметре Образец всех слоев.
Можете объединять слои, если это необходимо.
Вот что должно получиться.
Шаг 10. Выделяем все слои. Объединим слои в группу, нажав CTRL+ G . Затем создаем новый слой выше этой группы, нажав ATL+ SHIFT+ CTRL+ E , и называем его Шум .
Шаг 11.
Теперь уменьшаем шум с помощью фильтра «Уменьшить шум»
(Reduce noise).
Важный момент: наибольшее подавление шума следует производить в синем канале, так как он содержит наибольшее его количество. Сохранение деталей для этого канала желательно поставить на 0%.
Шаг 12. После подавления шума нужно восстановить резкость изображения. Для этого есть много разных способов, в том числе есть несколько уроков нашем сайте:
В данном уроке используется способ повышения резкости с помощью фильтра Цветовой контраст (High Pass), но лично я предпочитаю способ с маской, так как он наиболее управляемый. Не буду подробно останавливаться на технике повышения резкости, желающие могут ознакомиться с ними из вышеприведенных уроков. Хочу добавить, что если вы планируете печатать восстановленное фото, следует сильнее повышать резкость, так как принтеры слегка размывают изображение. Это довольно важный момент.
Шаг 13. Часто возникает необходимость повысить резкость только в определенных местах. Для этого нужно создать маску слоя, как мы это уже делали, и закрасить ненужные области.
Шаг 14. Создаем новый корректирующий слой Кривые . Придадим кривой S-образную форму для повышения контраста.
Шаг 15 . Теперь сравним результаты.