Конспект урока по ИЗО (декоративное рисование) «Знакомство с городецкой росписью. Конспект занятия " Городецкая роспись" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему Инструктаж поэтапного рисования
Наталья Чеботова
Программное содержание : Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи . Учить выделять декоративные элементы росписи . Развивать чувство ритма, цвета.
Демонстрационный материал : иллюстрации городецкой росписи .
Раздаточный материал : кисточки; краски; вода; салфетки; шаблон разделочной доски.
Ход занятия:
Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью . А сейчас послушайте стихотворение :
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Городец – город в нижегородском Заволжье , на левом берегу Волги. Это древнейший русский город - крепость . Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью , резными досками.
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки , которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.
Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись . (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы ; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)
Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?
Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки . Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.
Давайте обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи . Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора) . После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.
Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку :
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый) .
Оживки рисуют кончиком кисти. Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования , обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.
А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.
Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)
Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.
Публикации по теме:
Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжель. Роспись матрешки» (подготовительная группа) ГБОУ школа №1015 Материалы: 1. грам запись русской народной песни 2. хохломская игрушка «Чаша» 3. дымковская игрушка «Индюк» 4. Гжель керамика.
Конспект интегрированной образовательной деятельности по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи «Уточка» Конспект интегрированной образовательной деятельности ("Художественное творчество", "Музыка", "Познание", "Коммуникация"). Тема "Уточка".
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковских игрушек» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным творчеством, закрепить представление о характере и особенностях дымковской.
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись» Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в подготовительной к школе группе Тема: «Хохломская роспись».
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись филимоновской игрушки» Конспект НОТ №3 по декоративному рисованию в подготовительной группе Тема: «Роспись филимоновской игрушки» Выполнила: Воспитатель МДОУ.
Тема: «Городецкая роспись». Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка,.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Левороссошанская средняя общеобразовательная школа
структурное подразделение Детский сад
Каширского муниципального района
Воронежской области
Конспект занятия на тему « Городецкая роспись»
Воспитатель: Пономарева О.И.
с. Левая Россошь
2018 год
Цель :
Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла . Научить писать элементы росписи : цветок ромашка, листок. формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении.
Задачи :
Обучающие:
Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. закреплять и углублять знания о городецкой росписи . Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;
Развивать самостоятельность и творческую фантазию.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к искусству, народным традициям;
Воспитывать уважение к труду городецких мастеров , интерес к их работе.
Материалы :
гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды .
Предварительная работа :
Рассматривание предметов народного промысла;
Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;
Дидактическая игра "Выложим узор"
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Мы пойдем по лугам
С яркими цветами.
Сказочные те цветы нарисуем сами –
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
Воспитатель : О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим что же нам прислали! Какие то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски . Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами . Украсим доску “бутонами” и “листьями”.
Основная часть.
Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера ?
Ответы детей.
Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера ?
Ответы детей . (уточнение названий : розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи ? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.
Практическая работа.
Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттеневку : рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)
Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.
Проводим физ минутку :
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся (покружиться)
Заключительный этап росписи «оживка» . Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Итог.
Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца .
Оксана Фокина
Конспект урока по ИЗО (декоративное рисование) «Знакомство с городецкой росписью»
План-конспект урока
Декоративное рисование . «Элементы цветочного узора Городца »
Тема урока : «Знакомство с Городецкой росписью . Рисование
элементов городецкой росписи : розан и купавка.»
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока : урок-путешествие
Оборудование : изделия городецких мастеров (шкатулки, игрушки,
детская мебель, декоративные тарелки , разделочные
доски, динамическая таблица – поэтапное выполнение
розана и купавки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Дети входят в класс. Звучит народная мелодия. Класс оформлен в стиле русской избы. На учительском столе расположены прялка и различные изделия Городца .
Добрый день! Садитесь.
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочный г. Городец . Познакомимся с мастерами этого славного города и их изделиями .
III. Изучение нового материала
На доске размещены фотографии с изображением г. Городца и его жителей .
Городец- маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области . Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся под окнами. Ставни украшены : на одних – перья Жар – птицы, на других – сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь, также вырезанных из дерева.
Издревле Городец был известен своими резчиками. Деревянная резьба с изображениями : русалки – берегини, крылатых грифов, коней, птиц, животных восходят к языческим верованиям.
Но не только резьбой славен город . В городе , ребята, находится фабрика «Городецкая роспись » , мастера которой создают изделия с росписью , своими традициями уходящие в далекое прошлое. Именно об этой росписи мы с вами побеседуем сегодня.
Ребята, обратите внимание, на мой стол и скажите, что вы видите?
(Веретено, разделочная доска, прялка)
А какие эти вещи яркие и нарядные!
Посмотрите, у меня в руках прялка.
Донце прялки украшено растительным орнаментом.
Именно с прялки все началось.
Промысел росписи донец возник во второй половине 19 века. Донечных дел мастера жили в деревнях раскинувшихся на берегу реки.
Первым стал расписывать донца иконописец Огуречников. К концу 19-го века народные мастера стали писать жанровые картины, сцены гуляний.
Ребята, скажите, какие цвета мастера используют в росписи ? (Оранжевый, зеленый, черный, синий.)
Верно, росписи нарядны по колориту .
Идет время и роспись развивается . Появляются все новые и новые работы в творчестве мастеров.
В настоящее время фабрика «Городецкая роспись » выпускает детскую мебель, сувениры, шкатулки, сундучки, разделочные доски, блюдца.
Посмотрите в композиции присутствуют кони, птицы. их расположение разнообразно и все сопровождается гирляндами цветочного орнамента.
IV. Первичное закрепление.
Учитель показывает на доске последовательность выполнения работы, учащиеся внимательно смотрят и запоминают последовательность действий.
Ребята, сегодня на занятии мы будем начинающими мастерами Городецкой росписи , познакомимся с 2-мя цветками этой росписи – розаном и купавкой.
На доске таблички с новыми словами : «Розан» , «Купавка» .
Учитель показывает в росписи розан и купавку .
Название цветка «Розана» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой.
Дело в том, что много лет тому назад на Руси с 23 на 24 июня праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка.
С тех пор люди стали изображать его в своих росписях .
Каждый из вас, должен нарисовать по купавке и розану . А в конце урока вашими цветками мы украсим дерево, которое висит на доске.
Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи :
На первом этапе мы делаем замалевок или цветовое пятно. Затем более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки. Это уже –2 этап.
На 3 этапе делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.
На последнем 4 этапе делаем «оживку» .
Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.
Ребята, скажите, чем отличаются эти 2 цветка?
Они отличаются формой цветка : середина у купавки смещена к краю и самый крупный листок находится напротив середины, а у розана средина находится в центре и все лепестки одинаковой величины.
А что вы скажете про фон цветов?
Да, у розана фон цветка розовый, а у купавки – голубой.
Ученик Лемешев Павел повторяет все этапы выполнения работы.
V. Практическая часть
Учитель раздает шаблоны для выполнения самостоятельной работы и осуществляет визуальный контроль.
Я раздам на парту по конверту, там лежат кружочки различной величины, каждый возьмет по 2 кружочка и переведет на свой лист.
Приступайте к практической части. Учитель включает для сопровождения музыку.
VI. Подведение итогов
Украсим наше дерево, ребята, и проанализируем выполненную работу.
Посмотрите, как засияло наше дерево! Все молодцы, справились с заданием.
Обратимся к некоторым работам. Обратите внимание на работу Рогачевой Марии и Конуховой Елизаветы. Здесь хорошо подобран цвет, а вот на этом розане отлично выполнена оживка. Эти работы очень аккуратны.
VII. Закрепление
Ребята, с какой росписью мы познакомились ?
Кто расскажет, о возникновении росписи ?
Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке ?
Каковы этапы выполнения розана и купавки?
Ну вот и подошло время прощаться. На следующем уроке мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи . До новых встреч.
МАСТЕР-КЛАСС на тему:
«КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ»
НАЗНАЧЕНИЕ : Овладение азами Городецкой росписи
ЦЕЛЬ : Формирование навыка обучающихся (воспитателей, педагогов д/о, учителей, родителей) основным приёмам построения композиций Городецкой росписи, с перспективой на дальнейшее составление композиций самостоятельно.ЗАДАЧИ:
развитие навыков составления схем композиций с цветочными мотивами Городецкой росписи
Развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
развитие творческого воображения
ОБОРУДОВАНИЕ:
1 Кисти беличьи № 1,2,3
2 Гуашь художественная, + баночка с водой.
3 Листы бумаги
4 Карандаш, ластик.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с красотой и богатством народных традиций в декоративной росписи по дереву, приобщить к ним через самостоятельное творчество по большей части для души, для учителей: приобщить к ним обучающихся на занятиях изобразительного искусства. Но для начала и тем, и другим придётся много копировать (повторять).Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём. Почему? Потому что, кому-то не хватает опыта, а кто-то просто не знает азов композиционных построений Городецкой росписи.
Поэтому, тема мастер-класса «Композиционные решения Городецкой росписи» , которая поможет сформировать навыки построения композиций Городецкой росписи и в дальнейшем самостоятельно составлять авторские композиции.
Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое. И Городецкая роспись тоже не исключение.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
цветочная композиция;
цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная композиция.
Доска «Павлин», Горячева Н.Г., 2014 Доска «Свидание», работа обучающейся, 2010
Несмотря на то, Городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она все –таки может быть разнообразна как за счет цветового решения, так и за счет построения композиций. Но если с цветовым решением все более и менее понятно, то с построением композиций нужно серьезно разбираться.
Мы остановимся на самом распространенном виде - «Цветочная композиция» и рассмотрим его подробно.
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте изображают полосу или букет из цветочного орнамента.
В цветочной композиции можно выделить наиболее распространенные типы орнамента:
1.«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок, невысоких солонок.
Композиция может состоять из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо та же композиция, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру.
Композиция в полосе
Композиция в полосе
«Цветочная полоса» - это самый простой тип городецкого орнамента, поэтому с детьми лучше начинать изучение схем построения композиции именно с нее.
Схемы цветочных полос
2.«Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, прямоугольник. Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, шкатулок, декоративных тарелок.
Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2005
Работа обучающейся, 2012
Схемы орнамента «Гирлянда» помогут детально разобраться в написании этого типа и на основе предложенных составить свои.
Схема «Гирлянда» Схема «Угловая гирлянда»
3.«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
Тарелка «Полевые цветы»
Работа обучающейся, 2013
Схема композиции «Венок»
4.«Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба. Эта цветочная композиция чаще всего изображается на разделочных досках прямоугольной формы, на шкатулках крупной формы.
Схемы орнамента «Ромб»
5.«Букет» - обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2008
Композиции «Букет»
Предлагаю выполнить задания для закрепления темы
Карточка-задание №1
Используя предложенные варианты расположения цветочных мотивов, допишите недостающие, по вашему мнению, мотивы. Определите какой вид композиции у Вас получился.
Композиция 1 Композиция 2
Карточка-задание №2
По предложенным схемам придумайте и пропишите орнаментальные полосы с цветочными мотивами
Карточка-задание №3
Самостоятельно придумайте и пропишите композиции с цветочными мотивами.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Не отчаивайтесь, если что-то не удалось сразу. Это как раз естественно. Вы должны помнить правило, что количество переходит в качество и что один из секретов ремесленного труда в том и состоит, что рука «умнее» головы. Человек имеет механическую память. Но чтобы это произошло, чтобы кисточка стала «продолжением» вашего пальца, нужно бесстрашно, по-детски, и без ложных комплексов старательно упражняться. Тогда обязательно наступит счастливый момент постижения мастерства!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.- М., Владос, 2002
Наглядно-дидактическое пособие. Городецкая роспись по дереву. – М., Мозаика-Синтез, 2005
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки, мастера, школа. – Культура и традиции, 2006
Величко Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Издания. – М., Аст-Пресс, 1999
Интернет-ресурсы
Тема урока: «Городецкая роспись»
Класс: 5
Цели урока:
Знакомство с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с мотивами, основными этапами росписи.
Формировать практические умения и навыки рисования городецких цветов и декоративных элементов городецкой росписи. Учить детей составлять цветочную композицию по мотивам Городецкой росписи.
Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.
Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийное оборудование, образцы городецкой росписи, презентация.
Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.
УУД формируемые на уроке:
Предметные УУД
Знать: историю городецкой росписи.
Уметь: выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.
Личностные УУД
Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Ход урока.
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.
Какими? (ответы детей)
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм.
Слайд 2. Из букв на слайде попробуйте отгадать название промысла, с которым мы сегодня познакомимся.
Слайд 3. Городецкая роспись.
Слайд 4. Используя слова на слайде, сформулируйте цели урока.
Слайд 5.
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Слайд 6.
Жители Городца и окрестных селе ний (Курцево, Косково ) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный мате риал, из которого делали все: детские игруш к и, домашнюю утварь, посуду, прялки, коромысла, колыб ели и т.д.
Слайд 7. Назовите основные особенности городецкой росписи, используя текст и иллюстрации учебника (учебник стр. 82)
Что можно увидеть в композиции городецкой росписи? Какими мотивами расписывали изделия? (Слайды 8 – 10).
Какого цвета основной фон ( часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой)
Слайд 11.
Какие цветы являются основными в цветочной композиции?
(учебник стр. 82) (розаны, купавки, бутоны)
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания.
Слайды 12,13
Виды цветочных композиций.
Слайд 14.
Назовите этапы городецкой росписи и основные цвета. (учебник стр.84)
Слайды 15 – 17. Основные этапы.
Слайд 18. Практическая работа. Выполнение городецкой розы. (учитель показывает поэтапное выполнение цветка на доске).
Рефлексия.
С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)
На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях: прялках, ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
Что нового для себя вы открыли на уроке?
Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
Слайд 19.
Кроссворд.
Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)
Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)
Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)
Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка)
Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка)
Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)
Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)
Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый)
Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).
Выполнение работы – 3 б
Сложность узора – 1 б
Аккуратность выполнения – 1 б
(выполняют оценивание работ соседа по парте)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Спасибо за работу.