Создание совета директоров в акционерном обществе. Вопросы формирования совета директоров акционерного общества
Одним из наиболее важных органов акционерного общества является совет директоров (наблюдательный совет). Совет директоров - это организационно оформленная часть акционерного общества, образуемая в соответствии с установленным законом и учредительными документами порядке, состоящая более чем из двух членов, определяющая стратегию развития акционерного общества, обеспечивающая деятельность исполнительных органов, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, а также реализацию и защиту прав акционеров и обладающая соответствующими полномочиями, необходимыми для организации общего руководства деятельности общества.
Одной из наиболее важных проблем является вопрос формирования совета директоров, что обусловлено сложностью образования данного органа, с одной стороны, и отрицательными последствиями, как для общества в целом, так и для его акционеров, в случае нарушения установленной Законом «Об акционерных обществах» и уставом процедуры формирования совета директоров, с другой. На первый взгляд, может показаться, что образовать данный орган просто, ведь статья 66 Закона «Об акционерных обществах» устанавливает, что члены совета директоров избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренным ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества, на срок до следующего годового собрания акционеров. Однако, в данной статье, законодатель говорит нам не только о том, что для образования совета директоров необходимо провести выборы, но и о том, что порядок избрания должен соответствовать как ФЗ «Об акционерных обществах», так и уставу акционерного общества. Следовательно, для формирования такого органа как совет директоров, необходимо выполнение двух условий: факта избрания и соответствия порядка избрания законодательству РФ и уставу акционерного общества.
Рассмотрим оба условия подробнее, так как далеко не все понимают, что же такое избрание и в чем его отличие от назначения. Проблема в том, что многие воспринимают назначение, как образование органа одним лицом, а избрание - несколькими. Нас интересует образование совета директоров в обществе с несколькими акционерами, где, если следовать часто встречающемуся мнению, невозможно нарушить требование законодательства об избрании, в силу формирования данного органа несколькими лицами, составляющими общее собрание акционеров. Но так ли это? Мне представляется данная позиция ошибочной. Безусловно, в случае образования органа одним лицом, о каком-либо избрании говорить не приходится, ведь, фактически это назначение. Но если формирование совета директоров осуществляет несколько человек, это вовсе не означает, что оно возможно лишь в форме избрания.
Отличие избрания от назначения состоит в том, что при избрании есть выбор, то есть на одну должность претендуют как минимум два кандидата или при наличии одного кандидата можно проголосовать против. В ситуации назначения возможность выбора отсутствует. На практике возникают ситуации, когда эти различия не соблюдаются. Например, Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит положение о том, что устав устанавливает порядок образования совета директоров в форме избрания общим собранием акционеров, а оказывается выдвинуто столько же кандидатов, сколько директоров предстоит избрать. Вроде бы все остальные формальности будут соблюдены, кроме одной - в данном случае, у акционеров отсутствует возможность выбора, ведь как ни крути, а из списка из 5 кандидатов на должности 5 директоров будут избранны именно они. Отсюда следует, что порядок формирования будет нарушен и совет директоров не будет сформирован. Все это может привести к отрицательным последствиям для общества. Для того, чтобы избежать подобного негатива, количество кандидатов в состав директоров должно минимум на одно превышать количество мест в совете директоров (наблюдательном совете).
Рассмотрим второй аспект формирования данного органа, а именно, соответствие порядка избрания законодательству РФ и уставу акционерного общества. Нормы, регулирующие правовое положение совета директоров юридических лиц различной организационно-правовой формы, содержатся в законодательных актах, например, Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе «Об акционерных обществах», Федеральном законе "Об инвестиционных фондах", Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" и т.д.; в подзаконных актах, например, Приказе ФСФР от 15 декабря 2004 г. "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг"; в локальных актах юридического лица, например, в положении о совете директоров и др. Кроме указанных актов, нормы о совете директоров содержатся в Кодексе корпоративного поведения, рассматриваются вопросы избрания совета директоров, требования к кандидатам в члены совета директоров и др. Основными регулирующими актами в вопросе образования такого органа, как совет директоров, все же являются Федеральный закон «Об акционерных обществах» и устав конкретного акционерного общества.
Мы уже определились с тем, что количество кандидатов в данный орган должно превышать количество мест в совете. Возникает вопрос: сколько директоров могут составлять данный орган? Для ответа на поставленный вопрос стоит обратиться к ст. 66 Федерального закона «Об акционерных обществах», которая гласит, что количественный состав совета директоров определяется уставом общества, либо решением общего собрания акционеров, но не может быть менее пяти членов. Однако, данное требование установлено для обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее тысячи, в обществах с количеством таких акционеров превышающее тысячу, но не превышающее десять тысяч акционеров - владельцев голосующих акций, минимальное число членов совета директоров установлено в размере семи, а в обществах, где количество таких акционеров превышает десять тысяч - девяти членов. Заметим следующую особенность, установленную законодателем: минимальное количество членов совета директоров является нечетным. Для чего это нужно и целесообразно ли это? Целью данного положения является избежание конфликта в случае равенства голосов по результатам голосования в совете директоров, поэтому, как мне кажется, уставом необходимо также предусматривать нечетное количество директоров. Почему? Потому что в случае равенства голосов, решающим голосом будет являться голос председателя совета директоров, что не делает его равным с остальными директорами в вопросе голосования, что вряд ли является справедливым.
Рассмотрим целесообразность наличия нечетного состава совета директоров, хотя возможно ли предусмотреть иное количество, нежели предусмотренное законодателем?
Исходя из содержания вышеуказанной статьи 66, можно утверждать, что установление уставом общества, либо решением общего собрания акционеров иного количественного состава совета директоров, нежели предусмотренного Федеральным законом «Об акционерных обществах», будет соответствовать его положениям. Но всегда ли так? Не всегда, ведь статья 66 устанавливает требование о том, что количественный состав, определенный иначе, чем ФЗ «Об акционерных обществах» не может быть меньше минимального количества директоров, определенного данным законом.
На практике, далеко не все акционерные общества предусматривают увеличенный, по сравнению с тем, который установлен ФЗ «Об акционерных обществах», количественный состав совета директоров. Это связано с несколькими причинами: незнание о существование возможности увеличения количества членов совета директоров; отрицательное отношение к «большим» советам директоров; желание большего влияния на совет директоров.
По-сути, могут быть и иные причины, но эти, на мой взгляд, являются основными при выборе количественного состава совета директоров. Что же касается теории, то в научной юридической литературе существует несколько мнений об оптимальном составе совета директоров: размер совета директоров не имеет существенного отношения к результатам деятельности общества; чем больше число членов совета директоров, тем сложнее менеджерам в нем доминировать и добиваться консенсуса для принятия решений, противоречащих интересам общества; большие советы директоров менее эффективны и легче поддаются контролю со стороны менеджеров.
По мнению К.М.Алиевой большое количество совета директоров не будет отрицательно сказываться на результатах деятельности общества, если в совете директоров будут превалировать независимые директора, хотя эмпирические исследования свидетельствуют о неэффективности больших советов директоров.
Представляется, однако, что большие советы директоров гораздо менее эффективны небольших, и даже в случае превалирования в них независимых директоров, быстрота согласования различных вопросов членами совета директоров и принятия ими решений не может быть выше, чем подобная быстрота в небольших советах директоров. Это связано с тем, что чем больше членов, тем сложнее им придти к консенсусу между собой. Однако это вовсе не означает, что большие советы директоров сложнее контролировать, как раз наоборот, легче в силу их разобщенности. В малых же советах контролировать сложнее, особенно если в них превалируют независимые директора.
Как следует из практики, еще одной типичной ошибкой является включение в устав положения о том, что членов совета директоров должно быть не менее какого-то определенного количества. Но в таком случае не ясно, о каком именно количестве идет речь и кто определяет конкретную цифру. Будут возникать проблемы и с составлением списка кандидатов у акционеров общества, так как акционеры, имеющие не менее 2% голосующих акций, вправе выдвинуть кандидатов в члены совета директоров, однако, число кандидатов не может превышать количественный состав совета директоров общества, а если численность членов совета директоров каждый год изменяется, тогда и возникнут проблемы.
Однако, не только устав может регулировать численность совета директоров, в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ФЗ «Об акционерных обществах», количественный состав совета директоров общества определяется уставом или решением общего собрания акционеров. Но в случае определения численности общим собрание акционеров, возникает та же ситуация, что и при не определении конкретного числа членов совета директоров в уставе.
Поэтому, наиболее целесообразным представляется определение численности членов совета директоров общества в уставе, причем число должно быть точно определено, в этом случае не будет возникать проблемных ситуаций.
Для того, чтобы оградить совет директоров от отрицательного влияния менеджмента общества, необходимо ответственно подходить требованиям, предъявляемым к кандидатам в члены совета директоров.
Первое требование установлено статьей 66 ФЗ «Об акционерных обществах»: членом совета директоров может быть только физическое лицо. Данная норма появилась лишь в новой редакции указанного закона. Ранее, до ее появления, на практике возникало множество ситуаций, когда акционеры - юридические лица предъявляли требования о внесении их в качестве кандидатов в члены совета директоров. Однако 31 марта 2000 года, когда Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в своем письме № ИК-04/1608 «Об участии юридических лиц в совете директоров» дала разъяснение о невозможности юридических лиц ни быть членом совета директоров, ни кандидатом в члены данного органа.
Вскоре законодатель подтвердил разъяснения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, дополнив ФЗ «Об акционерных обществах» положением о том, что членом, а следовательно и кандидатом в члены совета директоров, может быть лишь физическое лицо. Причем это физическое лицо, в силу статьи 66 ФЗ «Об акционерных обществах» может и не быть акционером этого общества. Казалось бы, вряд ли кто-то захочет привлекать сторонних физических лиц - не акционеров, к управлению акционерным обществом. Однако число самих акционеров общества может быть менее 6, а минимальное количество членов совета директоров, как мы уже выяснили, 5, следовательно, совет директоров, если его формирование предусмотрено уставом, не может быть сформирован. Поэтому было найдено такое решение в лице сторонних физических лиц, которые могут быть привлечены к управлению обществом не только, когда не достаточно акционеров для формирования совета директоров, но и во всех иных случаях.
Несмотря на существование данного положения, на практике все же возникают ситуации, когда физическим лицам отказывают во включении их в список кандидатов в члены совета директоров на том основании, что они не являются акционерами этого общества. Некоторые же акционерные общества пошли иным путем, урегулировав уставом общества положение, согласно которому членом совета директоров может быть лишь физическое лицо - акционер общества. Представляется, что подобная норма устава не соответствует букве закона в силу того, что Федеральный закон «Об акционерных обществах» четко предписывает возможность для не акционеров быть членами совета директоров, законодатель не дает возможности конкретному обществу урегулировать данный вопрос иначе, в противном случае, в конце предложения должна была быть фраза «если иное не предусмотрено…». Подобного мнения придерживается и К.М. Алиева.
Зная о том, что членом совета директоров может быть член общего собрания акционеров, возникает вопрос: могут ли быть члены исполнительных органов быть избраны в совет директоров? Часть 2 статьи 66 ФЗ «Об акционерных обществах» допускает такую возможность, однако, установив ограничение на численность членов коллегиального исполнительного органа. Состав совета директоров не может более чем на ¼ состоять из членов коллегиального исполнительного органа, кроме того, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа не может быть председателем совета директоров.
Что касается лиц, которые не могут входить в состав совета директоров, то существуют определенные законодательно установленные ограничения и запреты на вхождении тех или иных лиц в состав совета директоров. Например, ст.11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» запрещает государственному служащему быть членом совета директоров.
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» определяет круг лиц, которые так же не могут быть членами совета директоров акционерного инвестиционного фонда: работники специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудитора, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ по гражданско-правовым договорам; аффилированные лица специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудитора, и иные лица, указанные в данном нормативно-правовом акте.
Рекомендации по поводу тех лиц, которых не нужно включать в состав совета директоров, имеются в Кодексе корпоративного поведения. Такими лицами являются: участники, генеральный директор (управляющий), член органа управления или работник юридического лица, конкурирующего с обществом, лица, совершившие преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, а также все лица, не обладающие безупречной репутацией.
Совет директоров является очень важным органом, поэтому и члены данного органа должны обладать определенными знаниями, навыками и опытом, для принятия взвешенных и верных решений, чтобы совет директоров не был просто номинальным органом, а вносил непосредственный вклад в развитие акционерного общества. Многие понимают это и вносят в устав специальные требования к кандидатам в члены совета директоров. Насколько данные требования правомерны? В ранее существовавшей редакции в этой ситуации не возникало никаких вопросов, ведь статья 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусматривала право устанавливать такие требования. По мнению К.М. Алиевой законодатель исключает возможность установления каких-либо дополнительных требований к лицам, предлагаемым в состав совета директоров. Однако, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» не содержится такого запрета и по мнению С.Д. Могилевского о том, что исключение положения старой редакции о возможности установления подобных дополнительных требований, не означает, что устав акционерного общества не может содержать требований к лицам, предлагаемым в качестве кандидатов в члены совета директоров, так как в соответствии со статьей 11 этого же закона, устав общества может содержать иные положения, не противоречащие Федеральному закону «Об акционерных обществах» и иным федеральным законам, что представляется более правильным. Схожего мнения придерживается и И. Шиткина. Хотя, по сути, не ясно, зачем законодатель исключил положение ранее существовавшей редакции, ведь не дополнив Федеральный закон «Об акционерных обществах» запретом об установлении дополнительных требований к членам совета директоров, он ничего не изменил. Тем не менее, в судах, иногда придерживаются первой позиции о недопустимости установления дополнительных требований к кандидатам в члены совета директоров.
Если говорить о каких-либо конкретных дополнительных требованиях, предъявляемых к кандидатам в члены совета директоров, то они могут быть связаны с их профессиональной компетентностью в той или иной сфере деятельности, стажем работы, опытом пребывания в совете директоров в качестве его члена, иным опытом работы на руководящей должности, возрастным цензом, наличием образования или ученой степени и так далее.
Состав совета директоров формируется на срок до следующего годового собрания акционеров, а лица, избранные в состав совета директоров общества, могут переизбираться неограниченное количество раз. Необходимо отметить, что помимо общего порядка формирования совета директоров, существует так же специальный (экстренный) порядок, особенность которого заключается в том, что необходимость формирования совета директоров возникает до проведения годового собрания акционеров, то есть до окончания того срока, на который данный орган формируется.
Необходимость досрочного формирования возникает в двух случаях:
· в случае досрочного прекращения полномочий членов совета директоров. В п. 1 статьи 66 ФЗ «Об акционерных обществах» закреплено право общего собрания акционеров досрочно прекратить полномочия всех членов совета директоров. В ранее действующей редакции у общего собрания акционеров была возможность прекращения полномочий как всех членов директоров, так и любого члена совета директоров в отдельности, теперь же законодатель оставил право общего собрания акционеров прекращения полномочий только в отношении всех членов совета директоров, что связано с особой процедурой голосования по избранию членов совета директоров, о чем сказано ранее, это право, в свою очередь, создает определенные неудобства обществу связанные с проведением внеочередного собрания акционеров и внеочередными выборами в совет директоров общества;
· в случае, если количество членов совета директоров общества становится меньше количества, составляющего кворум для проведения заседания совета директоров. В этой ситуации, совет директоров общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров общества. Оставшиеся члены совета директоров общества вправе принимать решение только о созыве такого внеочередного общего собрания акционеров. Стоит отметить, что в данном случае существующий состав совета директоров, не будет дополнено новыми членами, а будет сформирован новый состав совета директоров.
Указанный кворум определяется уставом общества, но он не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров. Следовательно, иной кворум может быть определен в уставе акционерного общества. Отметим, речь в данном случае идет об одном кворуме, а не двух и более, в чем я согласен с С.Д. Могилевским, так как возможность указания в уставе еще одного количества членов совета директоров, которым бы определялся другой кворум, законом не предусмотрена, а значит и устав не может устанавливать такое право. Относиться к вопросу, касающемуся кворума, необходимо со всей серьезность, так как зачастую, отсутствие кворума является основанием для отмены решений совета директоров, в силу их незаконности.
Вопрос формирования состава членов совета директоров является очень важным, в процессе избрания состава совета директоров могут возникнуть различные сложности, поэтому следует как можно тщательнее отнестись к формированию устава конкретного акционерного общества, урегулировав вопросы, которые однозначно не были, или вообще не были урегулированы действующим законодательством, и в первую очередь Федеральным законом «Об акционерных обществах».
* Рудяков Александр Николаевич - студент V курса Юридического факультета им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
__________________
Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" // consultant. ru.
Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // consultant. ru.
Алиева К.М. Порядок избрания и деятельности совета директоров акционерного общества // consultant. ru
Письмо ФКЦБ РФ от 31.03.2000 № ИК-04/1608 «Об участии юридических лиц в совете директоров» // consultant. ru
Постановление ФАС Поволжского округа от 13.11.2003 по делу № A 06-1197-18/03 // consultant. ru
К.М. Алиева. Указ.соч.
Кодекс корпоративного поведения // consultant. ru
Алиева К.М. Указ.соч.
Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ. - М.: Дело, 2004.
Шиткина И. Правовое положение совета директоров в свете изменения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Хозяйство и право. 2002. № 1.
Порядок формирования совета директоров акционерного общества определен Законом об АО. Согласно п. 1 ст. 66 Закона члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания. Если годовое общее собрание акционеров не было проведено в установленные сроки, полномочия совета директоров общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров.
Правовое регулирование порядка выдвижения кандидатов в члены совета директоров хозяйственного общества осуществляется в рамках регламентации формирования повестки дня общего собрания акционеров (участников). Акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе, в частности, выдвинуть кандидатов в состав совета директоров, число которых не может превышать количественного состава совета директоров. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом не предусмотрен более поздний срок (п. 1 ст. 53 Закона об АО).
В случае отсутствия или недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами для образования совета директоров, совет директоров вправе включить кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению. Из буквального прочтения нормы закона следует, что совет директоров имеет право дополнять список кандидатур для избрания в совет директоров только в случае, если этих кандидатур недостаточно для формирования этого органа, т.е. право совета директоров принять участие в образовании будущего совета субсидиарно к праву акционеров на избрание этого органа.
Выборы членов совета директоров акционерного общества осуществляются в обязательном порядке, а общества с ограниченной ответственностью, если это предусмотрено его уставом, - кумулятивным голосованием. Заметим, что до внесения изменений в Закон об АО Законом N 120-ФЗ обязательность процедуры кумулятивного голосования устанавливалась только для акционерных обществ с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более одной тысячи. Установление императивного требования о применении процедуры кумулятивного голосования во всех акционерных обществах способствует обеспечению права миноритарных акционеров на избрание в состав совета директоров своих представителей. Действительно, при обычной процедуре голосования, если в обществе был один акционер, обладающий пакетом голосующих акций более 51%, совет директоров такого общества формировался исключительно из кандидатов указанного акционера.
Порядок организации работы совета директоров
Порядок организации работы совета директоров в акционерном обществе является предметом законодательного регулирования и внутреннего нормотворчества, а в обществе с ограниченной ответственностью эти вопросы относятся только к сфере локального регулирования. В связи с этим процедуры организации работы совета директоров далее излагаются только применительно к акционерному обществу.
Заседания совета директоров акционерного общества созываются председателем совета директоров по собственной инициативе, по требованию члена совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора, исполнительного органа общества, а также иных лиц, определенных уставом. Решения совета директоров принимаются на его заседаниях, а в случаях, предусмотренных уставом или внутренними документами общества, также могут приниматься с учетом письменного мнения члена совета директоров общества, отсутствующего на заседании совета директоров, а также заочным голосованием. Возможность учета письменного мнения члена совета директоров по вопросам повестки дня заседания совета директоров значительно облегчает проблему обеспечения кворума заседания совета директоров, при этом не лишает членов совета директоров возможности лично прибыть на заседание и поучаствовать в обсуждении.
Порядок принятия решений советом директоров
Кворум для проведения заседания совета директоров определяется уставом акционерного общества, но не должен быть менее половины от числа избранных членов совета.
Решения совета директоров принимаются большинством голосов, если Законом об АО, уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров, не предусмотрено иное*(451). При этом в ряде случаев Закон об АО предусматривает особый подход к определению количества голосов, необходимого для принятия советом директоров ряда решений. Например, решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается советом директоров единогласно - всеми членами совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов (п. 2 ст. 28 Закона об АО).
При решении вопросов на заседании совета директоров общества каждый член совета директоров общества обладает одним голосом. Уставом общества может быть предусмотрено право решающего голоса председателя совета директоров в случае равенства голосов членов совета директоров при принятии решения. Иных случаев "привилегированного" положения одних членов совета директоров по отношению к другим законодательством не предусмотрено.
В связи с личной ответственностью членов совета директоров за результаты своей деятельности передача права голоса членом совета директоров общества иному лицу, в том числе другому члену совета, не допускается.
Структура совета директоров
Структура совета директоров хозяйственного общества регулируется законодательством, уставом и внутренними документами. Требованием законодательства является, например, избрание председателя совета директоров. В уставе и внутренних документах общества может быть предусмотрено создание комитетов совета директоров, назначение секретаря.
Председатель совета директоров
Председатель совета директоров хозяйственного общества организует работу совета директоров, созывает заседания, председательствует на них, организует ведение протоколов.
Председатель избирается из числа членов совета, как правило, большинством голосов, если устав общества не предусматривает иного. В крупных акционерных обществах часто встречается ситуация, когда председатель совета директоров осуществляет свои функции на освобожденной основе, т.е. не совмещая работу в совете с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью. Здесь возникает вопрос: как быть с оформлением правового статуса такого председателя совета директоров и оплатой выполняемых им функций?
Порочной следует признать практику оформления трудовых договоров с председателем (членами) совета директоров. Лица, входящие в состав совета, не должны состоять в штате организации, поскольку наличие трудовых отношений предполагает подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, приказам (распоряжениям) руководителя организации, за деятельностью которого, в числе прочих функций, призван осуществлять контроль совет директоров.
Статус председателя и членов совета директоров должен определяться уставом и внутренними документами общества, а за выполнение своих функций эти лица могут получать вознаграждение и (или) компенсации, устанавливаемые общим собранием (п. 2 ст. 64 Закона об АО, п. 2 ст. 32 Закона об ООО).
Комитеты совета директоров
В обществах со сложной структурой управления, наличием дочерних (зависимых) обществ советы директоров для реализации возложенных на них задач могут создавать постоянно действующие или временные (для решения ограниченных во времени или по объему задач) комитеты. Так, например, распространенной является практика создания комитетов по стратегическому планированию, вознаграждениям и назначениям, по аудиту, по урегулированию корпоративных конфликтов, по этике.
Кодекс корпоративного поведения, исходя из опыта зарубежного корпоративного управления, где создание комитетов в составе советов директоров является обычной практикой*(452), рекомендует назначать председателями комитетов, а желательно и формировать весь их состав из числа независимых директоров.
Комитет по вознаграждениям и назначениям может определять критерии подбора кадров для исполнительных органов, разрабатывать систему оценки деятельности членов исполнительных органов и высшего менеджмента, давать рекомендации по размеру и формам выплачиваемого им вознаграждения. Комитет по аудиту обеспечивает независимость внешнего аудитора; осуществляет контроль за устранением выявленных в ходе внешнего аудита недостатков и нарушений; оценивает эффективность и адекватность системы внутреннего контроля, в том числе внутреннего аудита и системы управления рисками.
Определяя статус комитетов совета директоров, следует подчеркнуть, что они не являются самостоятельными органами общества и не могут принимать решения или действовать от имени совета директоров, реализуя его компетенцию. Комитеты осуществляют вспомогательные функции, способствующие повышению эффективности деятельности совета директоров: рассматривают материалы, делают заключения, представляют проекты решений.
Секретарь совета директоров
Секретарь совета директоров - должность, хотя и не предусмотренная действующим законодательством, но необходимая для организации работы совета директоров. Очевидно, что вопросы избрания, обязанностей, вознаграждения секретаря совета директоров должны быть урегулированы внутренними документами хозяйственного общества.
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 7, 2001
Создание и деятельность в акционерном обществе органов управления регулируются Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 24.05.1999) (далее - Закон).
К органам управления в акционерном обществе относятся: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган общества (единоличный, коллегиальный).
Совет директоров в соответствии со ст.64 Закона осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных вышеуказанным Законом и уставом общества к компетенции общего собрания акционеров.
Необходимость создания органа управления - совета директоров - зависит, во-первых, от количества акционеров - владельцев голосующих акций в обществе. Если в акционерном обществе более 50 акционеров - владельцев голосующих акций общества, акционерное общество обязано создать совет директоров.
При количестве акционеров - владельцев голосующих акций общества менее 50 указанный орган управления может не создаваться, но устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров.
Следует отметить, что при количестве акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 у общества возникает право, а не обязанность по созданию указанного органа. При этом общество может воспользоваться правом создания совета директоров независимо от количества упомянутых акционеров, даже если в обществе всего один акционер.
Голосующие акции общества
Голосующими акциями общества всегда являются обыкновенные акции общества. Случаи, при которых привилегированные акции становятся голосующими, указаны в ст.32 Закона. Акционеры - владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Законом. В частности, Законом установлен закрытый перечень ситуаций, когда привилегированные акции приобретают статус голосующих.
Привилегированные акции всегда являются голосующими по установленным Законом вопросам, а именно: при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров - владельцев привилегированных акций, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам иного типа привилегированных акций преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций.
Привилегированные акции становятся голосующими также по всем вопросам повестки дня общего собрания акционеров, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением кумулятивных привилегированных акций, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям.
Привилегированные кумулятивные акции приобретают статус голосующих по всем вопросам компетенции общего собрания акционеров начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором должно было быть принято решение о выплате по этим акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате дивидендов.
Привилегированные кумулятивные акции теряют статус голосующих с момента выплаты всех накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере.
В уставе общества может быть предусмотрено считать привилегированные акции определенного типа голосующими, если этим же уставом общества предоставлена возможность конвертации акций этого типа в обыкновенные акции. При этом одна привилегированная акция обладает количеством голосов, не превышающим количество голосов по обыкновенным акциям, в которые может быть конвертирована принадлежащая ему привилегированная акция.
При создании акционерного общества вопрос по формированию органов управления относится к компетенции учредителей. Решение по нему должно быть принято единогласно (п.3. ст.9 Закона).
Вопрос о формировании совета директоров в уже созданном (зарегистрированном) и действующем акционерном обществе решается на годовом общем собрании акционеров (п.1 ст.66 Закона), в повестку дня которого включается основной вопрос о внесении в устав общества дополнений и изменений в связи с созданием органа управления обществом - совета директоров.
Дополнения в устав общества оформляются в письменном виде, при этом указываются все необходимые нормы по компетенции создаваемого совета директоров, включаемые в устав. Дополнения и изменения в устав общества должны быть предоставлены акционерам - владельцам голосующих акций общества в процессе подготовки к проведению годового общего собрания.
Решение считается принятым, если "ЗА" проголосовало большинство в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в общем собрании акционеров.
При принятии положительного решения по основному вопросу на голосование ставится дополнительный вопрос: о количественном составе совета директоров, но исключительно в том случае, если принятые дополнения и изменения, вносимые в устав общества, не содержат соответствующей информации.
Следующий дополнительный вопрос к основному: избрание членов совета директоров. Кандидатов в члены совета директоров вправе выдвигать акционеры (акционер) общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, в срок не позднее 30 дней после окончания финансового года общества (п.1 ст.53 Закона), если уставом общества не установлен более поздний срок.
Решение считается принятым, если "ЗА" проголосовало большинство (50% + 1 голос) голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании.
К исключительной компетенции общего собрания акционеров относится избрание членов совета директоров (пп.4 п.1 ст.48 Закона). Совет директоров избирается сроком на один год. При этом лица, избранные в состав совета директоров общества, могут переизбираться неограниченное число раз.
По решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета директоров общества могут быть прекращены досрочно.
Требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров общества, могут устанавливаться уставом общества или внутренним документом, утвержденным общим собранием акционеров.
Выборы членов совета директоров общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций общества более одной тысячи осуществляются кумулятивным голосованием.
В обществе с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций общества менее одной тысячи уставом может быть предусмотрено кумулятивное голосование при выборах членов совета директоров.
При проведении кумулятивного голосования на каждую голосующую акцию общества должно приходиться количество голосов, равное общему числу членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Акционер вправе отдать голоса по принадлежащим ему акциям полностью за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
В случае избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества кумулятивным голосованием решение общего собрания акционеров о досрочном прекращении полномочий может быть принято только в отношении всех членов совета директоров общества.
Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять большинство в совете директоров общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Для открытого общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных и иных голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов.
В иных акционерных обществах, не упомянутых выше, количественный состав совета директоров не имеет ограничений.
Совет директоров общества избирает из своего состава председателя совета директоров общества большинством голосов от общего числа членов Совета директоров общества, если иное не предусмотрено уставом общества.
Совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов совета директоров, если иное не предусмотрено уставом общества.
Председатель совета директоров общества организует его работу, созывает заседания совета директоров общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, председательствует на общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено уставом общества.
В случае отсутствия председателя совета директоров общества его функции осуществляет один из членов совета директоров общества по решению совета директоров общества.
Работу по созыву заседания совета директоров осуществляет его председатель. Порядок созыва и проведения заседаний совета директоров определяется уставом общества и (или) его внутренним документом. Председатель совета директоров подготавливает повестку дня заседания и организует информирование членов совета директоров о дате, месте, времени проведения заседания.
Закон об акционерных обществах не содержит норм о порядке созыва и проведения заседания совета директоров, предоставив акционерным обществам самостоятельно определять такой порядок в уставе и внутреннем документе общества.
Как правило, информирование осуществляется двумя способами: путем направления уведомления в адрес члена совета директоров по почте заказным письмом или путем вручения уведомления лично под расписку. Дата фактического информирования членов совета директоров определяется по дате почтового отправления или дате непосредственного вручения уведомления.
Уведомление о созыве заседания совета директоров должно содержать: основание созыва совета директоров (подготовка к проведению годового общего собрания в соответствии со ст.47 Закона), формулировку пунктов повестки дня заседания, основания постановки вопросов повестки дня, формулировку проектов решений по вопросам повестки дня (если заседание проводится заочно), форму, дату, время и место проведения заседания.
Документы и информация, которые необходимо подготовить к заседанию совета директоров, посвященному созыву общего собрания акционеров
- Перечень вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, составленный в соответствии с требованиями Закона об акционерных обществах и поступившими предложениями от акционеров на основе данных журнала учета предложенных вопросов в повестку дня годового общего собрания АО.
- Перечень предложенных кандидатов в совет директоров, составленный на основе данных журнала учета предложенных кандидатур в совет директоров.
- Проект повестки дня общего собрания акционеров.
- Проекты решений по вопросам повестки дня.
- В случае необходимости уведомления членам совета директоров о созыве заседания совета директоров с целью подготовки к общему собранию акционеров и бюллетени для голосования на заседании совета директоров.
- Заключение ревизионной комиссии о достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков.
- Перечень кандидатур в члены совета директоров, формируемый на созываемом годовом собрании акционеров;
- Сведения о кандидатах в органы управления и контроля. Выяснение соответствия кандидата всем требованиям, предъявляемым к лицу, избираемому в совет директоров в соответствии с уставом общества.
- Уведомления от членов совета директоров о желании быть переизбранными на следующий срок, удостоверенные их подписью и оформленные в соответствии с установленными в обществе правилами.
В целях подготовки информации для проведения совета директоров необходимо:
- проверить соответствие количества принадлежащих акционеру акций количеству акций, необходимых для внесения предложений в повестку дня общего собрания акционеров (ст.53 Закона "Об акционерных обществах");
- подготовить текст изменений (дополнений) в устав общества;
- подготовить проект перечня информации (материалов), представляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров;
- подготовить проект сообщения акционерам о проведении общего собрания, а также наименование органа печати, в котором общество разместит сообщение о проведении общего собрания акционеров;
- предварительно определить рабочие органы общего собрания акционеров;
- подготовить проекты формы и текста бюллетеней для голосования по вопросам повестки дня общего собрания.
- подготовить проекты регламента общего собрания акционеров (в случае отсутствия утвержденного регламента подготавливается проект регламента для последующего утверждения на собрании акционеров).
Законом "Об акционерных обществах" (ст.68 Закона от 26.05.1995 N 208-ФЗ) предоставлена возможность выбора формы проведения заседания совета директоров.
Заседание совета директоров может проводиться как очно, так и заочно (опросным путем). Следует учесть, что возможность проведения заседания совета директоров в заочной форме должна быть отражена в уставе общества. При отсутствии указанной нормы в уставе общество лишается возможности проводить заседания без совместного присутствия.
Очная форма заседания предполагает личное присутствие членов совета директоров на заседании. При заочной форме используются письменно выраженные мнения.
Уведомление о проведении заседания организуется председателем, как уже было отмечено выше. При заочном голосовании вместе с уведомлением членам совета директоров направляются бюллетени для голосования.
На заседании совета директоров, объявляющем созыв годового общего собрания акционеров, принимается решение о перечне материалов, подлежащих рассылке акционерам в рамках подготовки к общему собранию, а также перечень информационных материалов, которыми должны быть обеспечены участники собрания.
На заседании совета директоров председатель совета директоров организует ведение протокола, в котором должна содержаться следующая информация:
- дата, время и место проведения заседания совета директоров;
- форма проведения заседания (очная, заочная);
- перечень лиц, присутствующих на заседании;
- фамилия, имя, отчество председателя - инициатора созыва заседания совета директоров;
- определение кворума;
- голосование по вопросам повестки дня заседания;
- решения, принятые во вопросам повестки дня заседания;
- подпись председателя совета директоров.
Если заседание проводится опросным путем, к протоколу прилагаются бюллетени. Протокол заседания совета директоров составляется не позднее 10 дней после его проведения.
На заседании совета директоров, посвященном созыву общего собрания акционеров, рассматриваются, обсуждаются и утверждаются:
- Предложение о созыве общего собрания акционеров акционерного общества.
- Статус общего собрания - "годовое" или "внеочередное" и форма его проведения (очная, заочная);
- Место и время проведения годового общего собрания акционеров общества
- Вопросы, предложенные акционерами для внесения в повестку дня общего собрания акционеров.
- Список кандидатов в совет директоров общества (для годового общего собрания)
- Направление акционерам решения о невключении вопроса в повестку дня или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров.
- Текст изменений / дополнений в устав общества.
- Рекомендация о выплате членам совета директоров вознаграждений по итогам года и компенсаций.
- Повестка дня общего собрания акционеров.
- Дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.
- Перечень информации (материалов), представляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров.
- Форма сообщения обществом акционерам о проведении общего собрания, в том числе определение органа печати.
- Форма и текст бюллетеней для голосования по вопросам повестки дня общего собрания (если голосование планируется проводить при помощи бюллетеней).
- Дата направления сообщений о проведении общего собрания акционеров и бюллетеней для голосования заказным письмом в адрес акционеров и предельный срок приема бюллетеней для голосования.
Законом "Об акционерных обществах" и другими правовыми актами установлены определенные требования при принятии решений по вышеназванным вопросам, рассматриваемым на заседании совета директоров, которые будут освещены в следующем номере.
АКДИ "Экономика и жизнь" |
Полномочия, порядок формирования и работы совета директоров общества регламентируются статьями 64 - 68 Закона. Согласно статье 64, совет директоров
осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения
вопросов, отнесенных Законом к исключительной компетенции общего собрания
акционеров. Однако если выйти за рамки этой статьи, обратившись к тем статьям,
которые регламентируют деятельность исполнительного органа общества, то окажется,
что это не совсем так. Поэтому фразу о том, что совет директоров осуществляет
общее руководство деятельностью общества, не следовало бы понимать буквально.
Дело в том, что круг вопросов, решение которых относится к исключительной
компетенции совета директоров, четко очерчен в статье 65 Закона. Там же сказано,
что к компетенции совета директоров относятся и иные вопросы, предусмотренные
Законом и уставом общества. Таким образом, совет директоров вправе решать
строго очерченный Законом и уставом общества круг вопросов, не вторгаясь в
деятельность общего собрания акционеров, являющегося высшим органом управления
общества, а также деятельность исполнительного органа, определенную также
Законом и уставом общества. Совет директоров, собираясь от случая к случаю,
не в состоянии руководить повседневной, текущей деятельностью общества; для
этого предназначен исполнительный орган общества, также действующий в соответствии
с Законом и уставом общества.
Что же касается вопросов, решение которых относится к исключительной
компетенции общего собрания акционеров, то они не могут быть переданы на решение
совета директоров общества, за исключением решения вопросов о внесении изменений
и дополнений в устав общества, связанных с увеличением капитала общества в
соответствии со статьями 12 и 27 Закона (п.2 ст.48 Закона). Однако и решение
об увеличении уставного капитала общества совет директоров вправе принимать
согласно поручению общего собрания акционеров или же если такое право ему
дано уставом общества. В свою очередь по вопросам, которые не отнесены к исключительной
компетенции общего собрания акционеров, совет директоров вправе принимать
решения при соблюдении этих же условий.
Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определена статьей 65 Закона. В его компетенцию входит решение вопросов общего руководства
деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных Законом к исключительной
компетенции общего собрания акционеров. Обратившись к тексту статьи 65, мы
видим, что здесь, в отличие от статьи 64, четко определен круг вопросов, относящихся
к полномочиям совета директоров. Оказывается, что в его компетенцию входит
решение вопросов общего руководства общества, но не осуществление такого руководства.
Определение компетенции совета директоров, приведенное в статье 65, позволяет
четко, основываясь на Законе, определить механизм его деятельности. Руководствуясь
кругом вопросов, определенных статьей 65, совет директоров и должен осуществлять
свою деятельность, не вторгаясь в полномочия исполнительного органа общества,
тем более его общего собрания акционеров.
Если же он и пытается, как это нередко бывает, расширить границы своей
деятельности, данные ему полномочия, то имеется законное основание тем или
иным способом пресечь его действия как противоречащие Закону и уставу общества.
Особенно четко и часто незаконные действия советов директоров проявляются
в их попытках, нередко успешных, подчинить своему влиянию исполнительный орган
общества, в первую очередь персонально директоров, генеральных директоров,
существенным образом влияющих на позицию членов правлений, дирекций обществ.
Успешный исход таких притязаний позволяет совету директоров сконцентрировать
в своих руках практически не ограниченную власть в обществе, подчинив его
деятельность в первую очередь своим интересам и нередко в ущерб интересам
общества, его акционеров. Отсюда и многочисленные иски акционеров, индивидуальные
и групповые, оспаривающие незаконные действия или бездействие советов директоров
(наблюдательных советов) своих обществ. В этой связи совместный Пленум Верховного
(п.10) был вынужден дать соответствующее разъяснение.
Решение совета директоров (наблюдательного совета) либо исполнительного
органа акционерного общества (единоличного или коллегиального) может быть
оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным
как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (ст.53,
55 и др.), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение
не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает
права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является
акционерное общество.
К сожалению, Закон об акционерных обществах не дает развернутого определения,
что такое совет директоров (наблюдательный совет) общества. Поэтому его назначение
можно представить, только исходя из перечня его полномочий, круга вопросов,
которые он решает согласно статье 65. Эти полномочия, отнесенные к его исключительной
компетенции, означают, что ни общее собрание акционеров, ни тем более исполнительный
орган общества не вправе вмешиваться в решение указанных вопросов. Совет обязан
сам принимать по ним решения и не вправе передоверять их исполнительному органу
общества. Вместе с тем статья 65 не исключает возможности того, что какой-либо
вопрос в силу его особой важности, актуальности может быть вынесен на решение
общего собрания акционеров, когда совет хочет заручиться его поддержкой.
Пунктом 19 статьи 65 предусмотрено также, что к компетенции совета директоров
(наблюдательного совета) могут быть отнесены иные вопросы, предусмотренные
Законом и уставом общества. Такая запись в Законе подтверждает, исходя из
сложившейся практики управления акционерными обществами, потребность при необходимости
расширения в уставе общества полномочий совета директоров, а также их детализации.
к вышеприведенным следующих полномочий совета директоров:
Принимает стратегию и тактику деятельности общества, исходя из цели
его создания, принимает соответствующие решения, контролирует проведение их
Определяет порядок представления всех счетов, отчетов, заявлений, системы
расчета прибылей и убытков;
Определяет политику и принимает решения, касающиеся получения и выдачи
ссуд, займов, кредитов, гарантий;
Принимает решения об осуществлении обществом капиталовложений в размерах,
предусмотренных уставом общества.
В уставе общества также целесообразно указать, что по приведенным выше
полномочиям совет директоров обязан принимать соответствующие решения, он
не должен делегировать их другим лицам и органам. Целесообразно также внести
в устав запись о том, что совет директоров вправе принимать решения и по другим
вопросам деятельности общества, если они не отнесены к компетенции общего
собрания акционеров, исполнительного органа общества, его ревизионной комиссии.
В уставе возможно также определить (расширить) круг вопросов, по которым
решения принимаются советом директоров:
Исключительно по предложению генерального директора (директора);
С последующим утверждением принятого решения общим собранием акционеров.
Во всех случаях работы над уставом этим правом целесообразно воспользоваться.
Это позволит синхронизировать действия и решения совета директоров с действиями
исполнительного органа общества, осуществляющего оперативное руководство производственной
деятельностью, исключить различного рода противоречивые, взаимоисключающие
действия обеих сторон.
К вопросам, которые должны рассматриваться по предложению директора,
можно, в частности, отнести: осуществление капиталовложений, порядок предоставления
счетов, отчетов и т.п., создание филиалов. Что же касается решений, которые
следует утверждать общим собранием акционеров, то к ним желательно отнести
решения о стратегии и тактике деятельности общества, выдаче значительных ссуд,
займов, кредитов, гарантий и т.д.
Вместе с тем есть еще один весьма актуальный вопрос, решение или хотя
бы первоначальное рассмотрение которого непосредственно связано с двойным
наименованием этого органа управления акционерного общества. Действительно,
что на самом деле означает словосочетание "совет директоров (наблюдательный
совет)"? В практической деятельности, при разработке уставов акционерных обществ,
это название было воспринято таким образом, что можно дать этому органу управления
общества название "совет директоров" или "наблюдательный совет".
Название "наблюдательный совет" было дано в основном в тех обществах,
в которых традиционно сильна власть директора. Оказалось, что в чисто практическом
представлении этих директоров совет директоров и наблюдательный совет - это
не одно и то же. Одно дело, когда исполнительный комитет общества взаимодействует
с советом директоров - с директорами, вроде бы имеющими такой же статус, как
и он сам, которым он должен подчиняться по определенному кругу вопросов, в
том числе и по таким, которые он сам традиционно решал самостоятельно, например,
определение рыночной стоимости имущества, что в обычной хозяйственной практике
делает исполнительный орган общества.
Совсем другое дело - наблюдательный совет. Исходя из его названия, функция
такого совета сводится к наблюдению, и только, но за кем и за чем? Очевидно,
за деятельностью исполнительного органа общества, но в статье 65 Закона такие
функции вроде бы и не предусмотрены. Поэтому наблюдательный совет наблюдает
себе, не вторгаясь в дела исполнительного органа общества по принципиально
важным вопросам. Что же касается полномочий, которыми наделен совет директоров
(наблюдательный совет), то вроде бы они к просто наблюдательному совету и
не относятся.
Что конкретно имели в виду разработчики Закона об акционерных обществах,
давая такое наименование органу управления общества, сейчас сказать трудно,
да и практического значения это не имеет. Важно другое. Если внимательно вчитаться
в текст статьи 65 Закона, где перечислены полномочия совета директоров (наблюдательного
совета) общества, то нельзя не заметить, что это чисто технические, разрозненные
по смыслу, не находящиеся в непосредственной связи функции, многие из которых
управленческими назвать трудно.
В то же время основополагающая функция, предусмотренная статьей 64 Закона,
Функция осуществления общего руководства деятельностью общества явно в тексте
статьи 65 не просматривается. Например, что нас и интересует в связи с двойным
наименованием - совет директоров (наблюдательный совет), одна из основных
функций управления любым объектом функция контроля за деятельностью административного
аппарата управляемого объекта, в данном случае акционерного общества.
Поэтому формально, выполняя от случая к случаю на своих заседаниях те
или иные полномочия, предусмотренные статьей 65 Закона, совет директоров (наблюдательный
совет) совершенно не обязан контролировать деятельность исполнительного органа
в части исполнения решений общего собрания акционеров и самого совета директоров.
Исполнительный орган общества тем самым остается, по существу, вне какого-либо
контроля, за исключением ревизионной комиссии и аудитора общества, контролирующих
соблюдение законодательства и иных нормативных правовых актов, различного
рода инструкций.
Однако известно, что неконтролируемая исполнительная власть всегда, рано
или поздно, начинает игнорировать интересы управляемого ею объекта, все более
и более подчиняя свою деятельность собственным интересам, которые начинают
довлеть над интересами акционерного общества. Все это находит проявление в
игнорировании интересов и прав акционеров, общества в целом, проявлении произвола
как по отношению к людям, так и в принимаемых решениях. В конечном счете,
если не будут приняты соответствующие меры, начинает ухудшаться финансовое
положение общества.
Для того чтобы заведомо предотвратить подобные негативные явления, целесообразно,
по нашему мнению, полностью использовать, учесть тот акцент, который сделал
Закон, дав совету директоров двойное наименование и не разъяснив, что это
на деле означает. Оставляя в стороне вопрос о необходимости совета директоров
Она сомнений не вызывает, тем более что об этом свидетельствует мировая
практика, - целесообразно обратиться к второй части его наименования.
Контроль за деятельностью исполнительного органа общества все же необходим,
причем контроль за исполнением решений без вторжения в сам механизм деятельности
исполнительного органа. Это даже не контроль в привычном для многих из нас
смысле; это, скорее, именно наблюдение и корректировка результатов деятельности
исполнительного органа общества.
Потребность в таком контроле возрастает по мере увеличения объемов производства,
количества и размеров сделок, роста масштабов и сложности деятельности общества,
что, естественно, сопровождается ростом степени риска, возможности принятия
неправильных решений. Возлагать же надежды на то, что ревизионная комиссия
и аудитор общества обеспечат контроль за деятельностью должностных лиц, не
приходится.
Традиционно ревизионная комиссия и аудитор осуществляют контроль за правомочностью
решений и действий исполнительного органа общества, акцентируя свое внимание
на таких сферах деятельности, как финансы и бухгалтерский учет. Однако применительно
к акционерному обществу, действующему в рыночных условиях, этого уже явно
недостаточно, но большего ни ревизионная комиссия, ни аудитор сделать не могут,
да это и не их дело. К тому же ревизионная комиссия и аудитор уже констатируют
совершившийся факт нарушения того или иного правила, злоупотребления служебным
положением и т.п., нанесший ущерб обществу, но они не имеют возможности предотвратить
Учитывая это весьма существенное для судьбы акционерного общества обстоятельство,
целесообразно несколько расширить компетенцию совета директоров, придав ему
функции наблюдения за некоторыми сферами деятельности, ее масштабами, исполнительного
органа общества, используя в этих целях его устав.
К таким функциям можно, в частности, отнести:
Контроль за принятием решений исполнительным органом с точки зрения
их соответствия его полномочиям, предусмотренным уставом общества; - контроль
за соблюдением исполнительным органом приоритетных направлений деятельности
общества;
Контроль за исполнением крупных сделок, а также других сделок, объем
которых превышает... % балансовой стоимости активов общества;
Контроль за соблюдением исполнительным органом интересов общества при
осуществлении им финансовых, коммерческих и иных сделок и т.д.
Определяя компетенцию, полномочия совета директоров, Закон об акционерных
обществах в то же время не ограничивает возможности каждого, отдельно взятого
директора произвольно действовать от имени общества. Отсутствие такого ограничения
может привести к использованию членами совета директоров своего служебного
положения в личных интересах, совершению действий, не согласованных с советом
директоров, могущих нанести ущерб обществу. Поэтому в уставе общества целесообразно
записать, что директора не вправе совершать действия от имени общества без
специальных полномочий, определяемых уставом или решением общего собрания
акционеров.
О таком ограничении должны знать все акционеры и по возможности юридические
и физические лица, поддерживающие с обществом деловые отношения. Однако перечислить
и систематизировать все действия, которые должны осуществлять от имени общества
директора, по крайней мере в настоящее время, невозможно, да в этом и нет
необходимости.
В уставе общества можно ограничиться записью о том, что директора не
вправе совершать от имени общества какие-либо действия без специальных полномочий,
добавив при этом, что такие полномочия от своего имени в каждом отдельном
случае дает совет директоров. Решение о даче полномочий должно быть гласным
Вместе с тем такая деятельность директоров, видимо, не должна быть бесконтрольной.
Поэтому в уставе можно записать, что отчеты директоров о проделанной работе
от имени общества должны заслушиваться на заседаниях совета директоров.
Рядовым акционерам не будет лишним знать правовые основы, регламентирующие
полномочия членов совета директоров. Согласно пункту 1 статьи 66, члены совета
директоров избираются годовым собранием в порядке, предусмотренном Законом
об акционерных обществах и уставом общества, сроком на один год и могут переизбираться
неограниченное число раз. По решению общего собрания акционеров полномочия
любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества
могут быть прекращены досрочно. В случае избрания членов совета кумулятивным
может быть принято только в отношении всех его членов.
В пункте 3 статьи 66 приводятся ограничения на участие в совете членов
исполнительного органа общества. Они не могут составлять большинства в совете.
Директор, генеральный директор общества, осуществляющий функции единоличного
исполнительного органа, т.е. когда в обществе нет правления (дирекции), не
может быть одновременно председателем совета.
Требования, предъявляемые к лицам, избираемым в совет директоров (наблюдательный
совет), могут устанавливаться уставом общества или внутренним документом,
утверждаемым общим собранием акционеров. Что касается количественного совета,
то, согласно пункту 3 статьи 66, он определяется уставом общества или решением
общего собрания акционеров в соответствии с требованиями Закона В открытом
акционерном обществе с числом акционеров - владельцев обыкновенных и иных
не может быть менее семи членов, а в обществе с числом таких акционеров более
десяти тысяч - не менее девяти членов.
Переходя к раскрытию содержания положений статьи 66, необходимо обратить
внимание на то обстоятельство, что любой дееспособный гражданин может быть
избран в состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
Никаких ограничений Закон не устанавливает, относя решение вопроса о требованиях,
предъявляемых к лицам, избираемым в состав совета, к уставу общества. Эти
требования могут быть предусмотрены в уставе, а могут быть и не предусмотрены.
На наш взгляд, ограничить число лиц, которые могут быть избраны в совет,
необходимо по следующим обстоятельствам. Во-первых, они должны отвечать определенным
требованиям в чисто профессиональном плане, необходимо исключить возможность
избрания в совет случайных людей. Кроме существенного вреда, это обществу
ничего не принесет.
Во-вторых, в составе совета необходимо иметь специалистов, хорошо знающих
особенности работы общества, нужды, интересы работников-акционеров, просто
наемных работников. В-третьих, в составе совета желательно иметь как можно
больше его акционеров, лиц, кровно заинтересованных в процветании общества.
В-четвертых, в составе совета желательно иметь лиц, представляющих интересы
основных групп акционеров, например его работников, крупных инвесторов.
Некоторые из этих пожеланий целесообразно записать в уставе. Например,
не менее 2/3 членов совета должны избираться из числа его акционеров. Председатель
совета должен быть акционером общества. Если он перестал быть акционером,
его полномочия прекращаются.
Необходимо также исключать возможность того, чтобы члены совета передоверяли
исполнение своих обязанностей всякого рода доверенным лицам, нерегулярно являлись
на заседания совета, так или иначе манкировали своими обязанностями. Для этого,
в частности, целесообразно предусмотреть материальные санкции, наложение начетов
на получаемое членами совета директоров вознаграждение за исполнение своих
обязанностей.
Количественный состав совета директоров в пределах, предусмотренных статьей
66, определяется решением общего собрания акционеров. Это может вызвать определенные
затруднения. Дело в том, что традиционно мы все привыкли к тому, что какой-либо
орган избирается на определенный срок, по истечении которого он переизбирается.
Однако Закон об акционерных обществах не регламентирует переизбрание
совета директоров в полном составе по истечении срока его полномочий. В соответствии
с ним регламентируется порядок избрания членов совета директоров: избранные
общим собранием директора сохраняют свои полномочия в течение года и могут
переизбираться неограниченное число раз.
Таким образом, получается, что в полном количественном составе совет
директоров может практически быть избран на первом собрании акционеров. В
дальнейшем, по мере досрочного освобождения части директоров - а такой процесс
неизбежен, все большее количество директоров будут избираться поодиночке от
случая к случаю или же совет будет работать в неполном составе, что может
фактически парализовать его деятельность. Возможно и такое положение, когда
интересы различных групп акционеров не будут учитываться из-за отсутствия
их представителя в совете. В принципе в данной ситуации возможны самые различные
противоречия интересов.
В этой связи возникает вопрос: каким образом общее собрание акционеров
должно принимать решения о назначении директоров? Поскольку число директоров
определяется решением общего собрания акционеров, целесообразно решить, как
это сделать. Наиболее простое и, на наш взгляд, приемлемое решение заключается
в том, чтобы численный состав совета был определен уставом общества.
В противном случае вопрос о численности директоров каждый раз будет необходимо
включать в повестку дня. Мало того, различные группы акционеров крайне заинтересованы
в том, чтобы иметь в совете директоров своих представителей, поэтому такие
собрания будут каждый раз носить бурный характер, отвлекая акционеров от решения
других, может быть, более важных вопросов.
В результате же изменения численного состава совета может быть нарушен
сложившийся в совете баланс сил, что, возможно, приведет к нарушению стабильности
в его работе. На деле это означает, что могут получить приоритет интересы
какой-либо группы акционеров в ущерб интересам других групп, общества в целом.
В интересах работников-акционеров, представляющих их профсоюзных организаций
нельзя оставить в стороне и вопрос о процедуре голосования при избрании директоров.
Законом об акционерных обществах (п.4 ст.66) предусмотрено, что в обществах
с числом акционеров - владельцев акций более тысячи выборы членов совета директоров
осуществляются исключительно кумулятивным голосованием. В остальных акционерных
обществах общее собрание должно решить, будет ли при выборах членов совета
Например, акционер обладает одной акцией, которая, как известно, дает
например, за 3 кандидатов, то, естественно, ни "за", ни "против" других 6
сравнительно малочисленной группе акционеров, аккумулировав свои голоса, провести
в состав совета своих представителей или же воспрепятствовать избранию неугодных
выразить свое отношение применительно к каждому из числа кандидатов в совет
назначает "своего" директора (директоров). Акционеры, владеющие в совокупности
не менее 100/Н (где Н количество директоров в совете) процентами голосов,
вправе назначить членов совета директоров, число которых определяется пропорционально
не участвуют в выборах остальных директоров.
Если, например, число директоров - 10, а эти акционеры обладают 20% голосов,
то они назначают 2 директоров. Но Закон не отвечает на вопрос, как быть, если
директора. Однако возникает вопрос: как им распоряжаться оставшимися неиспользованными
акционеров в приведенном примере выгоднее, чтобы проводилось кумулятивное
освобождения директоров от их обязанностей до истечения срока полномочий.
Общее собрание акционеров, видимо, вправе освободить директора по его заявлению
на основании решения (приговора) суда, а также если такое решение собрания
что в соответствии с Законом (ст.66) в случае избрания членов совета директоров
полномочий может быть принято только в отношении всех членов совета директоров.
В статьях 67 и 68 Закона приведено несколько фрагментарных положений,
регламентирующих организацию работы совета директоров общества. Четкого же,
детально проработанного порядка организации работы совета директоров в Законе
не содержится.
Поэтому при разработке, дополнении устава акционерам неизбежно придется
воспользоваться предоставленным законом правом регламентировать порядок созыва
и проведения заседаний совета директоров. Включить этот регламент в виде статьи
(статей) необходимо именно в устав, поскольку это неизбежно должно сделать
общее собрание акционеров, утвердив раз и навсегда, сделав гласным для всех
акционеров правила работы совета директоров.
Если же регламент утвердить в виде особого внутреннего документа, что
возможно в принципе предусмотреть уставом, то весьма вероятно, что это келейно
сделает сам совет директоров, а может быть, и не сделает совсем. В результате
его деятельность будет бесконтрольна, что рано или поздно, но обязательно
приведет к различного рода нарушениям, злоупотреблению служебным положением,
принятию невыгодных для общества решений.
К тому же, чем меньше в обществе различных внутренних документов, о которых
большинство акционеров даже не будет знать, тем лучше для акционеров, самого
общества. Все основополагающие правила деятельности органов управления общества
должны быть по возможности собраны в едином документе - уставе общества.
Задача регламентации организации и проведения заседаний совета директоров
облегчается тем, что в некоторых акционерных обществах уже накоплен известный
опыт в этой области. Основываясь на положениях Закона и с учетом этого опыта,
может быть предложен примерный порядок (регламент) организации работы совета
директоров.
1. Решения совета директоров принимаются на его заседаниях. Они проводятся
по мере необходимости, но не реже одного раза в... Годовое заседание проводится
не позднее... календарных дней по окончании финансового года с целью рассмотрения
годового баланса общества, счета прибылей и убытков (годового отчета) и отчета
ревизионной комиссии.
2. Созывает заседания совета его председатель, а в его отсутствие - два
любых директора. В случае отсутствия председателя директора выбирают председательствующего
из своего состава.
Директора приглашаются на заседания письменным уведомлением, направленным
каждому из них поименно, не позднее чем за... полных дня заседания. К нему
прилагаются все необходимые документы, связанные с повесткой дня. На заседаниях
совета не могут приниматься решения по вопросам, не включенным в повестку
дня. В случае необходимости любое заседание совета может быть отложено на
определенный срок с согласия всех присутствующих директоров.
3. Готовит повестку дня заседания председатель совета директоров. В обязательном
порядке в нее включаются вопросы, предложенные для рассмотрения акционерами,
их представителями, владеющими в совокупности не менее чем... процентами
обыкновенных акций, директорами, ревизионной комиссией, аудитором, исполнительным
органом общества.
4. Заседание совета директоров правомочно в присутствии не менее чем
половины директоров (может быть установлен кворум выше указанного).
5. Решения на заседаниях совета директоров принимаются голосованием.
быть предусмотрено принятие решений по отдельным вопросам квалифицированным
председателя совета (председательствующего) является решающим.
Директор, не согласившийся с мнением большинства (не проголосовавший
за принятое решение), вправе в течение... с момента окончания заседания подать
свое особое мнение для приобщения к протоколу.
Допускается принятие решений советом директоров путем их письменного
опроса. При этом опросные листы, подписанные директорами, прилагаются к решению
совета директоров общества. В случае проведения письменного опроса решение
считается принятым только при отсутствии возражений со стороны всех директоров
(процедура опроса определяется уставом или внутренним регламентом общества).
6. Делопроизводство совета директоров ведет его секретарь, назначаемый
советом. На заседаниях ведется протокол, он составляется и регистрируется
не позднее 10 дней после их проведения. В протоколе заседания указывается
место и дата его проведения, присутствующие на заседании, его повестка дня,
решения. Протокол заседания совета директоров подписывается председательствующим
на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.
Протоколы, содержащие сведения, относящиеся к коммерческой или государственной
тайне, могут быть выданы для ознакомления только лицам, допущенным в установленном
порядке к этим сведениям.