Что такое фоторепортаж и как его делать. Репортажная съемка
«Сделай нам фоторепортаж с…» - так чаще всего ставят задачу корреспонденту и так чаще всего обрекают материал на бессмысленность. Ибо такая формулировка:
1) не дает представления о том, в чем же история,
2) подразумевает, что все можно и нужно снять в одном месте и примерно в одно время (как правило, речь идет о мероприятиях),
3) требует того, чтобы фотографий было много, даже если все самое главное можно рассказать при помощи одного снимка,
4) даже если снимки бестолковые, их все равно нужно ставить на полосу в одном номере, единым блоком, иначе будет не «фоторепортаж». В итоге полоса выглядит так, как будто на нее фотоаппарат стошнило случайными фотографиями. Посмотрим, что можно сделать (ну, и чего делать нельзя).
ОШИБКИ РЕДАКТИРОВАНИЯ.
1) Определитесь, что и зачем вы публикуете. Если просто лица местных жителей, то это должна быть именно серия портретов.
2) Групповые портреты (в том числе чиновников) в этом случае не нужны.
3) Как в любом тексте должна быть главная мысль, так и в подборке фотографий должен быть главный снимок. Здесь его нет.
4) Сейчас центром композиции является текст, а он здесь не нужен совсем.
5) Содержание всех снимков и планы практически одинаковы, трудно сказать, что каждый из них добавляет к рассказу.
ОШИБКИ ПЛАНИРОВАНИЯ. «Фотоотчеты» с «мероприятий», прошедших несколько дней назад, не нужны. Фото с мероприятий нужно ставить, если:
там что-то случилось, но тогда история - о том, что произошло,
нужно показать лица местных людей, чтобы люди узнавали себя, покупали газету (но это не должны быть начальники, и лица должны быть видны). Во втором случае текст не нужен, как не нужен текст и в приведенном справа примере. Чего только стоит начало: «Глава администрации городского поселения «Поселок Разумное» не любит пустых обещаний». Все так и кинутся читать.
МАЛЫЙ РАЗМЕР. Групповые фотографии и широкие планы заведомо будут нечитаемы, еслы вы ставите их на полторы колонки. Сейчас это просто потеря места.
ПЛОХИЕ ПОДПИСИ . Формально фотографии подписаны, но они несут или слишком мало, или совсем никакой инфомации: пустые и короткие.
ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ И МЕСТА
(без основного текста). Это фотозарисовка из газеты «Интекс-Пресс» из г. Барановичи в Беларуси. Журналист и фотокорреспондент поехали в деревню, не зная, что именно они там найдут. Фотографии, таким образом, не привязаны к какому-то сюжету. (Это чем-то похоже на ситуацию, когда корреспондента отправляют «на фоторепортаж».) Ничего не происходило. Материал - просто набор картинок-фактов, которые должны дать читателю почувствовать, что такое сейчас маленькая белорусская деревня. Так как нет сюжета, нет никакого развития, а есть набор открыток, то нет смысла делать какой-то общий текст. Вся описательная информация ушла в подписи к фото (они достаточно большие и информативные). Эта информация привязана к изображению и вместе с фото сама по себе представляет маленькую историйку. Одна историйка - одна грань жизни в деревне. Все вместе они дают более или менее цельную картину, какой ее увидели авторы.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СНИМОК. В материале есть совершенно очевидный главный снимок (он в центре), снимок второго уровня важности (там, где зеркало и радио), снимки третьего уровня и один четвертого (маленький портрет с цитатой). Главный снимок должен содержать в себе фокус публикации: там должны быть и главные герои, и главные эмоции, и самая ключевая информация в подписи.
РАЗВЕРНУТЫЕ ПОДПИСИ. Когда нет основного текста, фотографии становятся способом организации информации. В подписях обозначено, что и кто изображены на снимках и в какой ситуации, сообщается фактическая информация о деревне, добавляются цитаты героев. Все это требует места, что и должно быть предусмотрено версткой.
РАЗНЫЕ СНИМКИ. Фотографии отличаются по планам (общий, деталь), по содержанию (группа, портрет, объект или предмет), по динамике (статичное фото, взаимодействие героев, движение). Это делает всю картинку живой и разнообразной, ты видишь историю как бы со всех сторон. Важно, что журналисты не просто стояли на одном месте, а перемещались по деревне, сознательно искали то, через что можно рассказать про эту деревню.
ФОТОИСТОРИЯ
Это история из того же «Интекс-Пресса». Она о единственной в городе патронажной сестре, которая ухаживает за больными стариками, и о том, как она работает. Здесь есть история, сюжет, а значит, и основной текст. Хотя фотографии сделаны на протяжении нескольких дней, они как бы выстраиваются в описание одного дня, который читатель проживает вместе с сестрой Катей. День начинается с того, как Катя идет к больным, а далее описываются разные ситуации и проблемы, с которыми она сталкивается. Здесь есть центральный снимок, но остальные фотографии - примерно одного размера и веса, так как они представляют что-то вроде «кадров» документального фильма. Снимки по содержанию (ракурсы, планы, герои, действие) разные, хотя это и не так просто сделать, когда вы описываете день одного и того же человека и он почти всегда оказывается в кадре. В данном случае фотожурналисту пришлось доснимать кадры, которых не хватало.
Профессионализм фотографа при создании репортажа заключается в том, чтобы показать ситуацию объективно и беспристрастно, сохранить четкую хронологию событий, а также подметить запоминающиеся и характерные детали, которые станут «изюминкой» всей съемки.
Что нужно для съемки фоторепортажа?
С точки зрения технического оснащения каких-либо специальных требований нет. Достаточно иметь фотоаппарат, объектив и, если съемка будет в помещении - вспышку или светосильную оптику (в случаях, когда вспышка будет привлекать нежелательное внимание.) В принципе, камера может быть любой.
Особенность съемки фоторепортажа - отсутствие времени на подготовку: выбор точки съемки, фокусировку, установку экспозиции. Фотографу необходимо «поймать» мгновение, которое уже не повторится. Поэтому желательно, чтобы камера позволяла делать снимки быстро и точно. Лучше всего с эти справится зеркальная камера.
Но, на самом деле, определяющее значение в съемке фоторепортажа имеет опыт и практика, а не технические характеристики оборудования.
Где учиться?
Естественно, ни один фотограф не рождается с умением всегда быть в нужное время в нужном месте. Так что навык съемки фоторепортажей нужно тренировать, причем много и часто. Практиковаться можно, посещая различные культурные мероприятия. Также начинающие фотографы часто тренируются, снимая фотоотчеты из ночных клубов.
Сегодня ночная жизнь кипит почти во всех городах нашей необъятной Родины, поэтому найти площадку для оттачивания профессиональных навыков можно без особого труда. При этом фотограф даже может обойтись без лишних трат: часто руководство клуба специально приглашает фотографов на вечеринки. В обмен на фотографии их пускают на мероприятия бесплатно.
Также для обучения мастерству фоторепортажа подойдут различные спортивные состязания, выставки и мастер-классы, общественные события (митинги, пикеты, собрания). Последние хороши тем, что позволяют запечатлевать сильные эмоции, интересные детали.
Составляющие фоторепортажа
У фоторепортажа есть свои законы жанра, которые необходимо соблюдать.
1. Непредвзятость. Снимки должны объективно и честно отображать события. Личное отношение к тому или иному событию или человеку не должно влиять на подачу материала.
2. Художественная выразительность. Для того, чтобы сделать хороший фоторепортаж, недостаточно просто последовательно снять все, что происходит вокруг. Мастерство фотографа-репортера заключается в том, чтобы показать всю суть события при помощи выразительных деталей. Для этого нужно учиться подмечать незаметные, на первый взгляд, детали и «ловить» живые эмоции участников мероприятия.
3. Повествовательность. Фоторепортаж - это, фактически, законченное произведение искусства, которое даже без каких-либо пояснений должно создавать объективную и полную картину происходящего. Из этого вытекает следующая особенность жанра.
4. Время. Для того, чтобы дать зрителю максимально точное представление о событии, снимки должны располагаться в хронологической последовательности.
Чтобы сделать действительно хороший фоторепортаж, необходимо внимательно следить за происходящим, следить за эмоциями участников или зрителей. Также, если придется снимать какое-либо давно запланированное мероприятие, очень полезно заранее связаться с организаторами и попытаться уточнить его программу. Это позволит лучше ориентироваться на месте, составить примерную концепцию репортажа, выбрать удобное место для съемки.
Как снимать?
Во-первых, в течение всего мероприятия фотоаппарат должен быть наготове. Это позволит быстро реагировать на происходящее, мгновенно делать снимок при возникновении нужного кадра. Если фоторепортер лишен возможности передвигаться непосредственно по месту съемки (демонстрация, парад, спортивное шествие и т.д.), необходимо произвести настройку резкости по тому месту, где люди непременно должны пройти. При этом скорость затвора устанавливается с учетом скорости передвижения людей.
Масштабные шествия лучше всего снимать с высоких точек (3-4 этаж). При этом желательно выбирать освещение сбоку, а кадр строить не прямо, а слегка по диагонали.
Публичные выступления, конференции и заседания лучше снимать с высоты примерно в 2-3 метра, а, возможно, и выше. Во время перерывов участников мероприятия лучше снимать с высоты уровня глаз, стараясь при этом не привлекать внимания. Это позволит сделать живой, реалистичный кадр без нарочитого позирования.
Если ваш фоторепортаж будет использован в печатном издании, старайтесь избегать обилия мелких деталей. Дело в том, сетка растра для газетного клише довольно крупна и разбивает изображение на точки, которые делают мелкие детали смазанными и плохо различимыми. Так что для газет больше подойдут изображения с крупным передним планом. Присутствие мелких деталей при публикации снимков в журналах или интернет-ресурсах допустимо.
Что делать, если ничего не происходит?
Такой вопрос может встать перед фотографом-репортером, скажем, при съемке какого-либо официального мероприятия или научного симпозиума. Основная сложность подобных мероприятий в том, что с точки зрения картинки там нет ничего необычного и неординарного.
Совершенно естественно, что светила науки или же государственные деятели будут обсуждать важные вопросы с серьезными выражениями на лицах, а не станут устраивать лазерное шоу с канканом и конфетти. Поэтому задача фоторепортера - изобразить видимость какого-либо действия там, где этим действием, казалось бы, и не пахнет.
Так что здесь упор стоит делать эмоции и детали. Стоит снимать каждого выступающего. Конечно, значительная часть снимков, в конечном итоге, отсеется, но чем больше вариантов, тем лучше. Тем более, что снять говорящего, особенно, если он вступил в спор с оппонентом - это непростая задача.
Здесь может быть огромное количество брака - то закрытые глаза, то несуразно открытый рот, то перекошенное в нелепой гримасе лицо. Но игра стоит свеч: если вы сможете удачно снять человека в пылу дискуссии, то получите очень эмоциональный и выразительный кадр, который, возможно, станет «изюминкой» репортажа.
Чтобы сделать хороший кадр, старайтесь нажимать спуск затвора в момент, когда человек делает паузы между предложениями. Это позволит снять человека с более-менее благопристойным выражением лица и, в то же время, к примеру, поймать интересный жест, как бы подтверждающий только что сказанное.
Ни в коем случае нельзя забывать и про детали места проведения мероприятия: сцену, трибуны, проекторы и прочие фрагменты интерьера. А когда вы «примелькаетесь» и перестанете привлекать внимание публики, можно заняться и зрителями. Чаще и проще всего получаются кадры, на которых посетитель мероприятия внимательно смотрит на сцену и как бы набирается опыта у выступающего.
Сначала у вас, в основном, будут получаться именно такие снимки. Но по мере роста профессионального мастерства вы научитесь ловить и другие эмоции: скуку, возмущение, скепсис или же неприкрытую иронию от сказанного оратором.
Также сделать фоторепортаж более интересным можно, снимая различные детали: красиво разложенные программки мероприятия, приветливых девушек в одежде с символикой организации, различные вывески и украшения.
Умело разбавляя такими снимками нескончаемое море «говорящих голов», вы сделаете интересный отчет даже о самом, казалось бы, скучном мероприятии.
Сделать хороший фоторепортаж - это непростая задача. Здесь очень многое будет зависеть от наблюдательности и способности «поймать момент». Подготовиться и просчитать все возможные варианты развития событий при съемке репортажа сложно, однако основным моментам вполне можно научиться. Фотографу необходимо запомнить основные особенности репортажного жанра и правила съемки, а также постоянно оттачивать свое мастерство.
14 апреля 2016 года участники встречи фотоклуба OPEN FOTO узнают секреты репортажной съемки из первых рук – от фотографа-профессионала с 25-летним стажем.
В программе мастер-класса «Как сделать классный фоторепортаж»:
1. Чем фотографировать на репортажной съемке: тип камеры и оптика к ней.
2. Приемы безопасной и продуктивной репортажной съемки.
3. Как обозначить главного героя вашего фоторепортажа так, чтобы все это увидели.
Автор и ведущий мастер-класса – , основатель и преподаватель Школы фотографии OPEN FOTO, – начал снимать репортажи еще в эпоху механических пленочных фотокамер. Сотрудничал с журналами GQ, «Профиль», «Стройка», «ФотоМагазин», «Автоспорт», «Братишка», «Радио», «Итоги» и пр. В качестве специального фотокорреспондента сотрудничал с Минобороны, МЧС и иными ведомствами.
Все приемы репортажной съемки, о которых расскажет на мастер-классе, проверены им на себе. Будьте уверены, вы узнаете немало секретов, помогающих сделать удачный фоторепортаж. И, конечно, Мастер обязательно приведет примеры из своей практики. Это будет невероятно интересный мастер-класс – и в высшей степени полезный для всех, кто увлекается фотографией.
Мастер-класс пройдет в рамках встречи . Само занятие начнется в 19.30, однако двери Школы фотографии OPEN FOTO будут открыты для вас, начиная с 18.00. Встреча фотоклуба тем и отличается от «обычных» мероприятий, что можно прийти пораньше, поговорить с Мастером и задать ему интересующие вас вопросы, пообщаться с другими фотографами и фотолюбителями за чашкой чая или кофе.
Дата проведения мастер-класса:
14 апреля 2016 года.
Начало встречи фотоклуба:
в 18.00.
Начало мастер-класса:
в 19.30.
Продолжительность мастер-класса:
2 часа.
Место проведения:
Школа фотографии OPEN FOTO (ул. 2-я Парковая, 6/8, в двух минутах пешком
от ст.м. «Измайловская»).
Автор и ведущий:
, основатель Школы фотографии OPEN FOTO.
Регистрация на мастер-класс закрыта. Приглашаем вас на ближайшие мероприятия Школы фотографии OPEN FOTO.
Если у вас есть вопросы, обращайтесь, пожалуйста, по электронной почте или по телефону +7 967 060-60-70.
Все фотографии в этом материале созданы , основателем Школы фотографии OPEN FOTO.
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Югорский
государственный
университет
Гуманитарный
институт
Кафедра
журналистики и литературы
Фоторепортаж. Методика работы.
Введение ……………………………………………………… ………………………………………….....3
Глава 1. Фотожурналистика ……………………………………………………………………….. 6
1.1. Система жанров фотожурналистики ……………………………………………………6
1.2. История развития фотожурналистики
в России …………………………………7
1.3 Кризис фотожурналистики
………………………………………………………………..…7
Глава 2. Фоторепортаж. ………………………………………………………………………….. ….10
2.1. История возникновения
и развития фоторепортажа в России............10
2.2.Принципы и методы фоторепортажа…………………………………………… ………11
2.3.Технология создания
фоторепортаж……………………………………………… …….13
2.4 Выбор иллюстраций………………………………… ……………………………………………..14
Глава 3. Анализ фоторепортажей, опубликованных
на официальном сайте Чемпионата Мира
по биатлону и лыжным гонкам……………………………………
18
3.1. Анализ собственного фоторепортажа.
Фоторепортаж №1. «Российские паралимпийцы
поделились опытом с юными спортсменами
Ханты-Мансийска»
(приложение) ………………………………………………………………………..… .18
3.2.Анализ фоторепортажа
№2 «Спортсмены сборной Канады познакомились
с Ханты-Мансийском» (приложение)……………………………………………… …………………………………………………..20
3.3 Анализ фоторепортажа
№3 «Эрик Ангштадт: Необходимо добиться
независимости и устойчивого развития
каждого вида спорта»……………….…..21
Заключение ……………………………………………………………………………… …………………..…24
Библиографический список……………………………………………………………… ……………..27
Введение
Фотография
прочно вошла в современную жизнь.
За короткое время она проникла практически
во все сферы человеческой деятельности.
Особенно широкое применение фотография
получила в печати, став незаменимым средством
информации и пропаганды. Сложилась специальная
отрасль журналистики – фотожурналистика.
Появление массовой иллюстрированной
прессы и возможностей тиражирования
визуальной информации сделали фотожурналистику
мощным фактором влияния на общественное
сознание.
Но,
к сожалению, присутствие фоторепортажа
в традиционных средствах массовой информации
становится все менее заметным.Традиционные
иллюстрированные периодические издания
и общественно-политические журналы отдают
фотожурналистике все меньше и меньше
места. И этому есть много объяснений.
Практика журналистики в свете всемирных
корпоративных объединений продиктована
материальной целесообразностью изданий,
желанием инвесторов вернуть вложенные
средства. В целом журналистика превратилась
в "бизнес", в котором бухгалтеры
и менеджеры оказывают не меньшее влияние
на то, как освещаются события, чем редакторы.
Затем, выросло давление со стороны рекламодателей,
что также отразилось на редакторской
политике. И, наконец, представители многих
изданий утверждают, что аудитория требует
от них все более подробного освещения
мира шоу-бизнеса, таким образом ограничивая
возможности для публикации репортажной
или документальной фотографии.
С
другой стороны, количество печатных изданий
неуклонно растет, и во многих странах,
где успешно проходят экономические
и политические реформы, новые журналы
выходят каждый месяц. Более того,
издания, ранее не поддерживавшие жанр
фотожурналистики (например, глянцевые
женские журналы), приходят к необходимости
говорить на более серьезные темы,
что заставляет их чаще и лучше использовать
качественную фотографию. Определенным
выходом для фотографов являются, в первую
очередь, онлайн-СМИ. Кроме представления
фотографий в формате мультимедиа, существует
востребованность со стороны некоммерческих
организаций, структур, занимающихся развитием
различных областей бизнеса, правительственных
и городских администраций и т.п. В наше
время, когда понятие "коммуникации"
применимо во всех сферах, многие структуры
стали осознавать информационную ценность
фотоизображений.
Следовательно,
тема данной курсовой
работы достаточно актуальна
, потому
как фоторепортаж сталкивается с двумя
противоречащими друг другу проблемами:
не востребованностью традиционных иллюстрированных
периодических изданий и общественно-политических
журналов, и наоборот, повышенной востребованностью
со стороны некоммерческих организаций,
структур, занимающихся развитием различных
областей бизнеса, правительственных
и городских администраций.
Научная
новизна исследования
– впервые
в качестве анализа мы использовали фоторепортаж
собственного производства (с соревнований
Чемпионата мира по парабиатлону 2011г.).
Цель
данной работы: рассмотреть фоторепортаж
как жанр фотожурналистики и методы работы
над ним.
Для
достижения поставленной цели, необходимо
решить следующие задачи:
- дать определение
понятию «фоторепортаж» и изучить его
виды;
подробно рассмотреть методы работы над фоторепортажем, а также изучить технику связки фотографий с текстом;
проследить, как на практике применяются изученные методы.
Предмет исследования: Фоторепортаж и методология его создания.
Методы
исследования:
Методологическая
база: основу теоретической главы
составили труды таких исследователей,
как И. Д. Бальтерманц, Я.Д. Фельдман и Л.Д
Курский.
Глава 1.
Фотожурналистика
- Система
жанров фотожурналистики
- Время
- снимки
имеют значение в хронологическом контексте
развития событий.
Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.
Новостная фотожурналистика – это просто новость. Новость может быть в большей степени визуальной (открытие памятника), вербально-визуальной (театральная премьера) и всего лишь уточнением вербальной новости (портрет докладчика, обнародовавшего сенсационную новость).
Репортажная фотожурналистика - это почти то же, что и новостная, но растянутая во времени на дни или недели. Это может быть обращение издания к одной теме в нескольких номерах (репортаж о ходе забастовки или с крупной международной выставки; освещение продолжительного судебного процесса или международных спортивных игр и т. д.).
Документальная фотожурналистика - это тот же репортаж, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. 1
- История
развития фотожурналистики
в России
13 января 2010 года в День российской печати российские фотожурналисты впервые выступили с акцией протеста на Красной площади в Москве, где с 2008 года приказом ФСО России запрещена фотосъемка с использованием любой профессиональной фотоаппаратуры, в частности с объективом длиной свыше 7 сантиметров. Группа из 20 фоторепортеров газет, журналов и мировых фотоагентств провели флешмоб (заранее спланированная массовая акция), в ходе которого производили фотосъемки, используя профессиональную аппаратуру. 2
1.3 Кризис фотожурналистики
С 1990-х годов телевидение, имевшее несравнимо большие бюджеты благодаря рекламе, стремительно развивалось, изменяя подачу новостей - вместо диктора в студии, читавшего по бумажке, в обиход пришли прямые трансляции с мест событий. Не скупились телекомпании и на дорогие качественные репортажи. Как следствие, стали падать тиражи у печатных изданий, цветных иллюстрированных журналов, не способных конкурировать в оперативности с телевидением. Экономический кризис поразил большинство мировых фотожурналистских агентств. За этим последовала частичная потеря авторских прав, понижение ставок фотографов. Тройка основных информационных мировых агентств, ранее сосредоточенных преимущественно на текстовой информации - Associated Press, Agence France Press и Reuters наняли за фиксированную зарплату фотографов - профессионалов высокого класса, тем самым резко повысили качество своей новостной фотографической продукции, которую стали охотно покупать газеты и журналы по недорогой годовой подписке. В результате чего большинство мелких и средних и даже крупных агентств, не имевшие возможности предложить таких демпинговых условий, были вытеснены с рынка.
Приход новых технологий, в частности появление на рынке Royalty-free фотографий, за которые не надо платить лишь усугубил кризис. Газеты и журналы стали охотно приобретать за бесценок любительские фотографии, а интернет оказался перенасыщен визуальной информацией, что существенно сказалось на уровне фотожурналистов и способствовало разорению журналистских агентств.
В России в начале XXI века стало нормой пренебрежение авторским правом фотографов и кража фотографий из сети Интернет с целью публикаций на страницах печатных СМИ. Многим репортажным фотографам пришлось уйти в коммерческую фотографию ради того, чтобы выжить.
В 2009 году основатель и директор фестиваля фотожурналистики VisaPourl’Image во французском Перпиньяне Жан-Франсуа Лерой (Jean-FrancoisLeroy) осудил крупные фотоагентства (прежде всего - Associated Press, AFP, Reuters) за то, что они «старательно роют могилу для своей профессии», предлагая средствам массовой информации подписные схемы, основанные на очень больших скидках. Лерой утверждает, что это ухудшает ситуацию для фотожурналистов, которым приходится делать вывод о ненужности этого вида творчества.
В августе 2009 года объявило о своем банкротстве одно из ведущих мировых журналистских агентств «Гамма», существовавшее с 1966 года. По данным французской газеты L’Umanite на сентябрь 2009, за год в мире закрылись более 20 процентов агентств, специализирующихся на фотожурналистике. По мнению журналиста газеты, издания стали интересовать лишь как максимально быстрая скорость в получении фотографий с места событий, а не качество материала и вдумчивость фотографа в работе над темами и репортажами.
На «плаву» остаются лишь агентства, находящиеся на дотациях у государства за счет налогоплательщиков, например «Франс Пресс» или «Риа Новости» 3 .
- Глава 2.
Фоторепортаж.
- 2.1
История возникновения
и развития фоторепортажа
в России
Репортаж может быть серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на страницы газет, журналов и книг хлынула информация из всех областей человеческого знания и незнания, человеческой деятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.
Каждый фоторепортаж должен иметь свою фабулу, четко очерченные пространственные и временные координаты изображения. Исследователи фотожурналистского творчества выделяют следующие разновидности жанра:
- хроникальный
фоторепортаж;
фоторепортаж-отчет;
фоторепортаж с оценочным началом.
Внутри жанра сложились такие популярные направления как - политический фоторепортаж, производственный, сельскохозяйственный, научный, событийный, спортивный, криминальный, экологический и другие.
Фоторепортаж на страницах газет, как правило, ограничен несколькими разноплановыми снимками. "Классический" газетный фоторепортаж состоит из трёх фотографий - общего, среднего, крупного плана, текста и подтекстовки. Этому есть свои причины. Первое - газета ограничена местом и не может себе позволить напечатать более трёх снимков. Второе - в трёх разноплановых фотографиях можно дать самую подробную визуальную информацию о происходящем. Еще потребуется место для текста, он может быть коротким, но совсем без него не обойтись. Что касается толстого глянцевого журнала или интернет-издания, то в них можно опубликовать в несколько раз больше фотографий. 4
2.2.
Принципы и методы фоторепортажа
Фоторепортаж
располагает двумя методами фотосъемки
– репортажным и постановочным.
При репортажном методе фотограф
не пытается влиять на ход событий,
он лишь фиксирует момент подлинного
события, которое происходит независимо
от того, фотографируют его или
нет. При репортажном методе съемки
важна фаза запечатления события. Поэтому
фотограф фиксирует наиболее выразительные
моменты, делая разнообразные дубли.
Просматривая затем отснятый материал,
он выбирает наиболее удачные кадры.
Сильная
сторона фоторепортажа состоит в
его правдивости. Подлинность, документальность
фоторепортажа превращает его в мощное
средство агитации и пропаганды.
Постановочный
метод заключается в предварительной
организации сюжета с целью фотосъемки.
Происходят фиксация заранее подготовленного
эпизода. Это близко к особенностям
съемки кинофильма, съемки в театре,
в фотопавильоне.
С
точки зрения совершенства формы
фотографического снимка постановочный
метод несомненно обладает значительно
большими возможностями.
Фоторепортер
часто не имеет возможности найти
лучшее освещение и композиционное
решение, выбрать лучшую точку съемки
и т.д. Его снимки могут быть протокольны,
а порой недостаточно осмыслены, потому
что часто на это не хватает времени. Они
могут проигрывать в художественном отношении,
но выигрывают в подлинности фактов.
Каждый
репортер снимает событие по-своему
и эта его субъективность никак
не повлияет на событие.
Но
репортажный метод может утратить
правдивость, если люди, изображенные
в кадре, реагируют на присутствие
фотографа. Героям встречи необходимо
адаптироваться, привыкнуть к фотографу.
Репортаж
ценен своей правдивостью. Это
относится к справедливости движения,
жеста, правдивости эмоциональной
фазы, все это имеет прямое отношение
к репортажу.
Снимок
может быть сделан репортажно, но если
выбран неудачный момент съемки и освещения,
то снимок будет выглядеть неправдиво,
противоестественно.
Кроме
того, репортаж,особенно газетный, связан
с большой оперативностью. Если фоторепортер
опоздает с передачей информации
о событии, она утрачивает свой смысл.
Оперативность – это первая заповедь
фоторепортера. 5
2.3.
Работа над фоторепортажем
При
работе над фоторепортажем, фоторепортер
получает техническое задание, где
подробно описывается тема и главные
лица, которых нужно снимать. Затем
фоторепортер прибывает на место
события, знакомится с помещением,где
будет происходить съемка, оценивает
освещение и делает несколько
технических снимков, для того, чтобы
проверить верный ли режим съемки
он выбрал.
Главное
в процессе съемки не пропустить интересные
эксклюзивные кадры общения. Для
репортажа очень важно зафиксировать
эмоции, взгляды, жесты, процесс общения.
Цель
фоторепортажа – освещение события
с помощью серии фотографий и
небольшого текста, зачастую фоторепортаж
создается без описательной части
(текста).
Основной
план работы:
- Сделать несколько
кадров общего плана, показывая всю локацию
Крупный план (как люди наблюдают за событием)
Зафиксировать на камеру главные лица встречи
Для того, чтобы «привязать» людей к событию –необходимо снять различные «баннеры»
Важно зафиксировать все моменты, свойственные тому или иному виду события. К примеру, если фоторепортер снимает бизнес-встречу –необходимо зафиксировать рукопожатие, подписание бумаг и т.д. Что касается спортивных соревнований, важными моментами во время них являются: старт, падения, финиш.
Если же фоторепортаж сопровождается текстом, то главное изобразить основные моменты встречи: место проведения мероприятия, кто его открывал, кто участвовал, реакция публики, закрытие встречи.
2.4 Выбор иллюстраций
Появление
на страницах газет хороших, качественных
снимков зависит прежде всего
от фотокорреспондента. Фотограф может
улучшить качество своих снимков, пользуясь
следующими советами:
1. Меняйте направление съемки. Необязательно
всегда снимать “в лоб”, посмотрите, как
будет выглядеть объект съемки снизу,
сверху, сбоку - это даст читателю возможность
увидеть различные ракурсы.
2. В каждом
снимке должно присутствовать
действие. Если в кадре находятся
люди, они должны что-то делать,
а не позировать для снимка.
Характерные выражения лиц, непринужденные
жесты людей на снимке создают
впечатление живости и неофициальности
происходящего.
3. Используйте
подходящую бутафорию для того,
чтобы люди не смотрели в
объектив. Сделайте что-нибудь на
переднем плане центром их
внимания.
4. Композиция
снимка должна быть плотной, без пустых
мест между людьми или на заднем плане
- это делает снимок единым целым.
5. В каждой
фотографии должен присутствовать
единый композиционный центр,
фокусирующий внимание читателя.
Если их несколько, оно рассеивается.
6. Число
людей на снимке следует ограничивать.
Если вы не стремитесь создать
эффект толпы, сократите их
число до наиболее рационального.
Группа из 3-4 человек предпочтительнее,
чем из 10-12.
7. Пусть на снимках присутствуют люди.
Во-первых, это помогает читателям оценить
размеры помещений, улиц, деревьев и т.
д., во-вторых - придает снимкам динамику.
8. Продумайте
“настроение” снимка. Покажите
читателю, как чувствовал себя
“объект” во время съемки. Если
мэр города сердился на заседании
муниципального совета, а победивший
на выборах политик улыбался,
пусть читатели увидят это.
Но не просите людей улыбаться,
если фотография предполагает
серьезное или траурное настроение.
9. Иногда
поворачивайте камеру вокруг - это
позволяет снять не только
действие, но и реакцию на него.
Не снимайте только участников
матча - запечатленная реакция
болельщиков на забитый гол
может быть гораздо красноречивее.
10. Следует
предъявлять высочайшие требования к
качеству снимков. Нерезкие, затемненные
снимки неприемлемы.
11. Фотоснимок
должен нести сообщение, а не
только переносить читателя на
место события. Часто фотография,
на первый взгляд не иллюстрирующая
материал буквально, может сказать
читателю многое. Фотокорреспондент
обязан знать и понимать материал
и лишь потом искать к нему
живописные, “говорящие” кадры.
Элементы, привлекающие
внимание читателя
Следует
помнить о некоторых элементах, особо
привлекающих читателя. Это повышает читаемость
материалов. Вот несколько элементов содержания
фотоиллюстраций.
Дети
.
Просто хорошая фотография ребенка или
же снимки детей, иллюстрирующие менее
важные новости.
Животные
.
Универсальные объекты съемки, которые
нравятся буквально всем.
Люди,
выдающиеся личности
. Фотопортрет с
подписью может в несколько раз больше
привлекать внимание читателей, чем короткая
заметка на ту же тему.
Необычный
снимок
. Рядовое событие может быть
эффектно снято с помощью нетрадиционных
методов, включающих в себя необычные
ракурсы, использование специального
фотооборудования и т.д.
Юмористические
иллюстрации
. Фотография, заставляющая
редактора фыркать от смеха, обычно производит
то же действие и на читателя.
Жанровые
снимки
. Удачно снятые, они особенно
хороши на первой странице.
Цвет
.
Привлекает внимание и позволяет искать
более широкие возможности использования
иллюстраций. 6
Кадрирование
Планирование иллюстраций, отличная работа
фотографа, прекрасная подпись под фото,
удачная разметка полосы - все это теряет
ценность, если фотографии обрезаны неудачно.
1. Кадрируя
снимок, выбирайте заполненные части
- “сердце” снимка - и избавляйтесь
от пустых пространств.
2. Сохраняйте первоначальную композицию:
если снимок сделан по вертикали, так ее
и оставьте. Менять композицию можно лишь
с большой осторожностью.
3. Сохраните
композиционный центр снимка. Если
сфотографирована группа людей,
двое из которых смотрят в
центр, а третий - куда-то в сторону,
последнего можно вырезать.
4. Сохраняйте
прямоугольную форму снимка. Проверьте,
чтобы линия горизонта, линии
домов были расположены параллельно
или перпендикулярно сторонам
фотографии и чтобы люди на
ней не были наклонены вправо
или влево.
5. Каждая
иллюстрация должна легко “ читаться”.
Когда требуется схема, сделайте
ее. Если стрелка поможет указать
нужного человека в толпе, используйте
стрелку. Если нужно обозначить
на фото новый корпус колледжа,
сделайте это шрифтом с помощью
наложения.
6. Избегайте
вырезов. Когда в фотографии
сделан вырез, читателю труднее
ее воспринимать, особенно если
удалена часть запечатленного
события.
7. Поэкспериментируйте
со снимками необычных размеров,
например одна колонка на 10 дюймов
или шесть колонок на 2 дюйма, -это
привлекает читателя и разнообразит
оформление газеты.
8. Учитывайте
размер снимков. Нет большого
различия в воздействии фотоснимков
шириной в 5 и 6 колонок. Но
различие в воздействии 2- и
3-колоночных снимков огромно.
Иногда бывает полезно сократить
количество снимков на полосе,
а оставшиеся снимки увеличить.
9. Нельзя
обрезать на снимках головы
людей, даже частично. Макушка,
уши, подбородок - отсутствие этих
частей тела у героев снимка
вызывает у читателей раздражение.
У этого правила почти не
бывает исключений.
10. Поищите
серии фотоснимков, особенно людей.
Губернатор на заседании городского
совета, президент городского клуба,
политик, наблюдающий за подсчетом
голосов, и т. д. Телезритель
ловит только момент действия,
газета же должна уметь поймать
выражения лиц. 7
Заключение
В ходе курсовой работы мы решили все поставленные перед собой задачи:
- Дали определение
понятию «фоторепортаж» и изучили его
виды
Фоторепортаж бывает трех видов:
- А)хроникальный
фоторепортаж;
и т.д.................
Артем Кашканов, 2014
Репортажная фотосъемка - понятие очень многогранное. Она может быть любительской и профессиональной, происходить в помещении и на улице, могут запечатлеваться официальные и неофициальные мероприятия. В том или ином виде фоторепортаж снимал хоть раз в жизни каждый фотограф.
4. Съемка репортажа в формате JPEG
О том, что такое Jpeg и что такое RAW подробно написано в Фотоучебнике . Конечно, репортаж репортажу рознь, и каждый решает для себя - являются ли данные фотографии действительно важными, чтобы использовать возможности камеры на 100% или просто отснять все в режиме, скажем, автоматических сюжетных программ.
Если снимать в формате Jpeg, вам придется во время съемки оперировать с такими настройками как баланс белого, более тщательно выставлять уровень экспозиции (выдержка/диафрагма/iso). То что все это отнимает драгоценное время - но это еще полбеды. Настоящая беда будет если вы ошибетесь с установкой баланса белого или просто забудете его переключить при смене условий съемки. В итоге, на фотографиях будут желтые или синие лица, которые выправить в Photoshop если и можно, то придется порядочно повозиться.
Формат RAW во время съемки репортажа освобождает вас от необходимости настраивать баланс белого, стиль изображения, внутрикамерное шумоподавление и т.д. ваша задача - только выставить нужные выдержку, диафрагму, чувствительность ISO и не ошибиться с фокусировкой. Все остальные настройки можно поставить "по умолчанию" или "авто".
Однако, RAW - такая вещь, которая подразумевает обязательную обработку. Если нужен "быстрый результат" - снимайте в RAW+Jpeg. В этом случае вы убиваете двух зайцев - из Jpeg-вариантов можно быстро "слепить" слайд-шоу и показать его на проекторе в завершение мероприятия (например, свадьбы), а из RAW-ов потом вытягивать "образцово-показательные" варианты фотографий, например, для печати крупным форматом. Расплачиваться за это приходится емкостью флешки, но при современном их объеме и стоимости это не является большой проблемой.
5. "Скучный репортаж"
Представьте себе, что вам заказали съемку мероприятия по вручению дипломов участникам какого-то конкурса - человек 300! Их вызывают на сцену по одному или группами и один и тот же человек (ведущий) вручает им совершенно одинаковые на вид документы.
Когда я работал в вузе, то много раз фотографировал подобные мероприятия. В принципе, можно было поставить аппарат на штатив и просто нажимать на кнопку, когда диплом вручался очередному победителю или выпускнику. Присутствовать на таких мероприятиях - скука смертельная, фотографировать еще скучнее, обрабатывать - вообще тоска зеленая.
Многие начинающие репортеры делают такую же ошибку! Предположим, фотографа пригласили поснимать выступление какой-то рок-группы в клубе. И вот он встает напротив сцены и начинает снимать музыкантов "в упор" и снимает до тех пор, пока не закончится концерт/флешка/аккумулятор. Отличия между фотографиями - минимальные. Часть фотографий - люди крупным планом (почти всегда с открытыми ртами и странными выражениями лиц), часть - вся сцена. А кто это такие, что за группа (далеко не у всех на ударной установке нарисована узнаваемая эмблема!), где это происходит, что творится в зале и т.д. - не понятно!
С другой стороны - что мешает, для начала, сфотографировать здание, где происходит событие? Достаточно всего одной фотографии, но уже есть ответ на вопрос - "где это происходит". Фотографии участников шоу можно и нужно чередовать со снимками зрителей, обстановки - это даст возможность оценить масштаб события. Не увлекайтесь съемкой только крупных или, наоборот, только общих планов - они тоже должны чередоваться.
Замечательно, если удастся сделать постановочные фотографии с участниками шоу, а также со зрителями (или и с теми и с другими). Однако, по своему опыту заметил, что люди гораздо охотнее идут на контакт, если у вас в руках "харизматичная" техника - зеркалка, внешняя вспышка, здоровенный объектив:) Если происходит съемка какого-то официального мероприятия, принцип не меняется! Фотографии с "говорящими головами с презентацией на заднем плане" представляют меньше интереса, чем "живые" снимки с эмоциями, какие-то интересные моменты, постановочные снимки и так далее.
6. Следите за фоном!
С точки зрения композиции есть такая категория объектов - "фотомусор". Это нежелательные объекты, попадающие в кадр. Они не несут никакой смысловой нагрузки и только отвлекают внимание. Рассмотрим несколько фотографий с бардовского концерта - я снимал это в 2007 году "чисто для себя". Сейчас смотрю эти фотографии и отмечаю на них большое количество ошибок.
Бард Владимир Медведев с гитарой на фоне электрощитка
Понятно, что электрощиток на заднем плане лишний! Да и тень от гитары не придает снимку эстетики. Зафотошопить? Тогда теряется вся сущность репортажной съемки - на снимке должно быть все максимально реалистично. Единственный выход из подобных ситуаций - искать такой ракурс, при котором все нежелательные объекты уходят за пределы кадра. Еще более выигрышный способ - найти ракурс, когда в кадр попадает какая-то атрибутика мероприятия - баннеры, стенды, растяжки. Тогда ценность фотографии именно как репортажа возрастает в разы!
7. Слишком плотное кадрирование
Итак, мы нашли другой ракурс, с которого электрощиток на заднем плане нам уже не мешает. Но пришлось сменить горизонтальную компоновку кадра на вертикальную. В этом случае нас поджидает другая "засада" - риск обрезать часть ключевого объекта.
При съемке гитаристов старайтесь не обрезать гриф гитары - это важная деталь!
Сменив точку съемки избавились от электрощитка и тени от гитары на стене. Хотя снимок до сих пор не идеален - из-за слишком плотного кадрирования значимая часть ключевого объекта (гриф гитары) оказалась обрезанной. Продолжаем работу над ошибками...
Вроде бы хорошо, но появился завал вправо...
На этой фотографии вроде все на месте - и гитара и руки музыканта и его взгляд. Но из-за того, что он откинулся на спинку стула, на фотографии появился небольшой завал вправо. Это уже не страшно, можно довернуть в Фотошопе...
Повернули, самое время обрезать лишнее
Мы уже когда-то рассматривали вопрос как фотографировать портрет и договорились, что не будем обрезать руки по локтям. Также крайне нежелательно, чтобы объект соприкасался с краем кадра. К сожалению, так оно и получилось - мы пришли опять к тому, от чего пытались уйти! Правая рука обрезана по локтю, гриф уперся в край кадра.
Соприкосновение объекта с границей кадра - ошибка!
Увы, из всего сюжета не нашлоcь ни одного "образцово-показательного" снимка, который я смог бы привести здесь как удачный пример. Так или иначе на всех кадрах серии есть какие-то небольшие, но обидные недочеты. Чтобы не попадать в такую же ловушку, возьмите себе за привычку после кадрирования при съемке чуть отодвигать зум - это снизит вероятность обрезания объектов, касания их с краем кадра, а также даст вам "пространство для маневра", если понадобится выравнивать завал на фотографии.
8. Люди с открытым ртом
Съемка докладчиков за трибуной, несмотря на кажущуюся простоту, задача отнюдь не простая! Когда я работал в вузе и фотографировал различные конференции, прекрасно в этом убедился. Когда некоторые люди поднимаются на трибуну для доклада их как будто подменяют. У человека меняется мимика, причем часто не в лучшую сторону (видимо, волнение сказывается). В итоге на фотографиях такие докладчики получаются с перекошеным ртом, сморщенными лбами и выпученными глазами. Приводить фотографии не буду из соображений профессиональной этики. Скажу лишь то, что далеко не всегда с первого раза получается нормально сфотографировать говорящего человека.
Фото из интернета
Чтобы выступающие на фотографиях были похожи сами на себя, рекомендую придерживаться простых правил.
- Не ограничивайтесь одним кадром - чем больше вы отснимете, тем больше вероятность, того, что хотя бы один кадр будет удачным. Не возлагайте больших надежд на ЖК-экран фотоаппарата - на нем сложно увидеть разницу между нормальным взглядом и "безумным" :)
- Сфотографируйте человека в самом начале выступления, когда он только взошел на сцену, посмотрел в зал, но еще не начал говорить. Как правило, такие фотографии самые "спокойные". Все люди ведут себя по-разному - кто-то просто стоит и говорит, кто-то начинает подаваться вперед, кто-то отчаянно жестикулирует, кто-то морщит лоб и т.д. Особенно сложно нормально сфотографировать тех, кто читает по бумажке - у них почти всегда опущены глаза и лицо наклонено вперед. Когда же они поднимают взгляд, голова часто остается наклоненной, из-за чего лоб морщится, а человек смотрит в зал исподлобья.
- Если снимаете вертикальный кадр со вспышкой, сделайте так, чтобы тень отбрасывалась со стороны затылка, а не со стороны лица.
- Выгодный момент для снимка - когда докладчик дополняет свою речь жестикуляцией. Обратите внимание, когда по телевизору показывают какую-нибудь пресс-конференцию и докладчик начинает водить руками в такт своему выступлению, на заднем плане слышны щелчки камер репортеров
9. Плохой ракурс
На этой точке явно не хватает фокусного расстояния, в итоге люди получились слишком мелко, а по бокам много пустого пространства и лишних объектов. Зум в помощь!
То же самое, но снято с бОльшим фокусным расстоянием
Второй пример - детский утренник. Обратите внимание, как расположились родители с фотоаппаратами:
Ниже - результаты съемки с точек "правильно" и "неправильно"
Кстати, самое "козырное" место при съемке таких мероприятий - в переднем ряду сбоку (лучше рядом с окном). Помещение просматривается по диагонали, свет из окон не бьет в объектив. Можно снимать и сидя и стоя, при этом никому не мешая.
10. Вопросы профессиональной этики
Не забывайте о правилах профессиональной этики! При репортажной съемки они особенно актуальны.
Самое главное правило - кто первый занял точку съемки, того и она. Если пришли на эту точку позже - не пытыйтесь влезать в кадр тому, кто занял ее до вас. Хороших площадок для съемки часто бывает не очень много, поэтому заранее позаботьтесь о выборе точки съемки. Верх наглости и бесцеремонности - встать спиной перед чьим-нибудь объективом. Когда передо мной вдруг вырастает чья-то фигура, первое мое желание - отвесить хорошего пинка! Некоторые начинают "мстить" - делают то же самое по отношению к фотографу-грубияну. Я призываю не уподобляться и вести себя достойно. В конце концов, тот кто впереди мог просто вас не заметить. Если сами кому-то случайно влезли в кадр и получили тычок в спину - сами виноваты.
Еще распространенная ситуация - один фотограф снимает с колена, другой встал прямо за ним и выдвинул у него над головой телеобъектив. Когда тот кто снизу будет вставать, скорее всего, ударится об этот объектив головой.
Если на вашем пути кто-то фотографируется - остановитесь и дайте возможность фотографу сделать кадр, либо просто обойдите фотографа со спины.
На этом, я считаю, можно закончить. Надеюсь, что приведенные рекомендации смогут предостеречь вас от ошибок и получить красивые, интересные и живые репортажные фотографии, которые потом будет приятно смотреть! Уверен, приведенный список рекомендаций далеко не полный. Если вам есть что добавить - это можно сделать в комментариях. Заранее благодарен!