Профессиональная спортивная фотосъемка. Спортивная съемка
Этот урок будет первым из трёх, посвящённых фотосъёмке спортивных соревнований и спортивной фотографии в целом. В нём мы затронем самые основы, которые будут полезны, прежде всего, новичкам и фотолюбителям, делающим свои первые шаги в спортивной фотографии. Вторая часть будет ориентирована на развитие опыта фотолюбителей, усвоивших основы спортивной фотосъёмки, и, наконец, в третьем уроке мы соберем информацию для тех, кто решит подготовить себе портфолио со спортивными фотографиями.
Всего несколько недель назад компания Nikon объявила об отмене производства компактных камер премиум-класса . Иными словами, смартфоны благодаря усовершенствованному программному обеспечению, компактным размерам и довольно хорошему качеству изображения, превратили цифровые мыльницы в мало востребованный и постепенно вымирающий вид фототехники. Спортивная фотография – это, пожалуй, один из немногих жанров фотографии, в котором смартфоны пока не могут заменить фотокамеры, и, вероятно, никогда не смогут. Ведь для получения от фотосъёмки спортивных мероприятий сколь-либо удовлетворительного без специализированного фотооборудования не обойтись.
Спортивные фотографы, как правило, владеют самым топовым оборудованием, ведь сделать отличную спортивную фотографию гораздо проще, когда используешь высококачественную камеру и оптику. Однако крутая зеркалка не делает из фотолюбителя профи, и в этом уроке мы будем говорить об обучении основам спортивной фотографии, а не о том, сколько и какое фотооборудование у вас есть.
Свои первые спортивные фотографии я делал на Nikon D3300 (обзор Nikon D3300 читайте ) с объективом Nikon 55-200mm f/4-5.6. Просматривая те первые изображения, я радуюсь тому, что акцентировал внимание на захвате удачного момента, а не на получении изображений, где каждый пиксель будет идеальным. Всё, что вам нужно, чтобы начать снимать спортивные мероприятия, это цифровая зеркальная или беззеркальная камера со съёмным объективом, имеющим фокусное расстояние хотя бы 200 мм (или его полнокадровый эквивалент).
NIKON D3300 @ 200mm, ISO 3200, 1/640, f/5.6
Спортивная фотография: Как подготовиться к съёмке
Большинство людей начинают фотографировать спортивные состязания, потому что они ввязались в выпуск школьной или университетской газеты, или же потому, что их ребенок записался в какую-нибудь спортивную секцию. В такие моменты новичков переполняет энтузиазм и вдохновение, при помощи которых они надеются создавать эффектные спортивные фотографии. Но всё не так просто, как кажется. Прежде чем приступить к спортивной фотосъёмке, нужно тщательно подготовиться.
Первое, что необходимо сделать новичку – освоить свою камеру и ! Нет ничего более ужасного, чем, просматривая отснятые фотографии, видеть, что все они размыты, вне фокуса или пере-/недоэкспонированы. Крайне важно точно знать, что и как работает в вашей камере ещё до того момента, как вы решите приступить к съёмке. Изучите работу камеры в автоматических режимах, настройки фокусировки и баланса белого, способы управления экспозицией и другие ключевые особенности своего фотоаппарата.
Разобравшись со своей фототехникой, вы можете переходить ко второму этапу подготовки – установлению контакта с организаторами соревнований. Правилом хорошего тона является получение согласия на фотосъёмку у организаторов спортивных состязаний, независимо от их уровня и статуса. В большинстве случаев вы, конечно, можете фотографировать и без согласования с организаторами, но, заручившись их согласием, вы получите доступ к самым удобным и выгодным точкам съёмки. Чем масштабнее спортивное соревнование, тем важнее для успешной фотосъёмки хорошо налаженный контакт с его организаторами.
Наконец, вам желательно разобраться в правилах и тонкостях вида спорта, который вы собираетесь снимать. Чем лучше вы знаете игру, тем эффектнее будут ваши фотографии.
Как фотографировать спортивные состязания: Съёмка
Итак, вы подготовились к съёмке, и чувствуете себя уверенным и полностью готовым сделать отличные фотографии. И практические советы, приведённые ниже, помогут вам в этом.
- Следите за полем (рингом, треком и т. д.) до тех пор, пока на нём остаются спортсмены – в любой момент может произойти событие, способное подарить вам незабываемый кадр.
- Уважайте спортсменов, тренеров, вспомогательный и обслуживающий персонал. Их работа важнее ваших фотографий!
- Воздерживайтесь от неспортивного поведения (надеюсь, это очевидно).
- Будьте внимательны к тому, что происходит вокруг вас. Вы ведь не хотите получить травму из-за того, что ваша голова оказалась в неподходящий момент в неподходящем месте.
- Не используйте накамерную вспышку. Встроенную и внешнюю вспышку тоже не используйте. Это очень отвлекает окружающих.
NIKON D810 @ 24mm, ISO 2500, 1/500, f/2.8
Один из самых распространенных вопросов, возникающих у начинающих фотографов, звучит примерно так: «Какие настройки камеры мне следует использовать для съёмки спорта?». Ответов на этот вопрос может быть множество, поэтому ниже будут приведены варианты настроек, которые, по нашему мнению, подойдут для съёмки большинства спортивных соревнований.
Выдержка: старайтесь не использовать выдержки длиннее 1/1000 сек. При съёмке в плохо освещённом помещении сохранить такую выдержку будет непросто. В солнечный же день, на открытом воздухе, вы сможете использовать даже более короткие выдержки.
Диафрагма: открытая диафрагма (меньшие диафрагменные числа), как правило, хорошо подходит для фотосъёмки спортивных соревнований, поскольку они позволяют попадать на сенсор камеры большему количеству света, а также способствуют размытию заднего фона изображения. Оптимальным вариантом будет диафрагма в пределах от f/2.8 до f/5.6.
ISO: Начните с базового ISO вашей камеры (вероятно, ISO 100) и постепенно изменяйте его до тех пор, пока не добьётесь правильной экспозиции. Старайтесь избегать значения выше ISO 6400.
Ещё один совет: не отвлекайтесь во время съёмки. Как бы ни было заманчиво проверить только, что отснятые фотографии на ЖК-дисплее камеры, старайтесь не делать этого. Ведь за то время, пока вы смотрите на ЖК-монитор камеры, вы можете упустить интересный кадр.
Спортивная фотография: После съёмки
Вернувшись домой после съёмки, загрузите полученные фотографии на компьютер, и оцените их (о том, как выбрать компьютер для фотографа, читайте в ). С какой бы целью вы ни снимали спортивные состязания, вы всегда должны анализировать результаты своей работы, чтобы набираться опыта. Все ли фотографии вышли такими, как вы хотели? Что с некоторыми пошло не так? Что можно улучшить? Какие приёмы вы бы повторили, а от каких отказались бы при следующей съёмке?
При просмотре фотографий на мониторе, вы можете заметить детали, которые не разглядели на ЖК-дисплее камеры. Вот несколько моментов, на которые вам следует обратить внимание (и варианты их исправления):
- На фотографиях присутствует размытость? В следующий раз пробуйте использовать более короткую выдержку.
- Вы запечатлели не кульминацию действия? Попробуйте реагировать быстрее и научиться предвидеть действия снимаемого объекта.
- Слишком невыразительные фотографии? Попробуйте сменить точку и/или ракурс съёмки.
- Объекты съёмки не в фокусе? Попробуйте использовать режим непрерывной автофокусировки или его аналог, имеющийся в вашей камере.
NIKON D4S @ 420mm, ISO 900, 1/1250, f/5.0
Итак, если вы остались довольны результатами своей фотосъёмки спортивного состязания, то вы достигли своей цели, примите поздравления! Продолжайте снимать и оттачивать своё мастерство! Старайтесь сделать как можно больше фотографий, которые бы вас радовали не только качеством, но и эмоциональной насыщенностью!
Если же вы разочарованы результатом, то не падайте духом, и ни в коем случае не отказывайтесь от спортивной фотографии. Просто в следующий раз уделите больше внимания тем моментам, из-за которых ваши снимки кажутся вам неудачными.
Спортивная фотография: Заключение
Спортивная фотография – удивительный жанр, позволяющий делать эффектные и неповторимые снимки, имея небольшой опыт и немного терпения. Надеемся, в первой части урока вы нашли полезную для себя информацию. Следите за обновлениями нашего сайта, чтобы не пропустить вторую часть урока по спортивной фотографии.
И в качестве бонуса предлагаем вам посмотреть видеоролик по спортивной фотосъёмке:
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!
*Фотолюбитель - это тот, кто меняет деньги на фотографии, *
а профессионал - тот, кто меняет фотографии на деньги.
Из недр интернета
Аппаратура и экипировка
Даже у фотографов, имеющих аккредитацию - специальное разрешение на съемки, - не всегда есть возможность подойти близко к спортивным состязаниям, иногда для их же собственной безопасности, как, например, в автоспорте. Очень часто специально отведенные для прессы места оказываются неудобными для фотографирования, и здесь могут выручить либо оригинальная идея, либо длинный фокус. Почти все спортивные репортеры работают со светосильными длиннофокусными объективами, из них самыми удобными считаются 200, 300 и 500 мм или аналогичные зумы. Хорошо, если в камере есть автофокусировка с функцией слежения. Как показывает опыт, очень сложно снимать быстрое движение объектов на обычную цифровую компактную камеру. После нажатия на кнопку спуска камера еще немного думает, и затвор срабатывает с небольшой задержкой. Обидно то, что фотограф увидел момент и вовремя нажал, но ситуация изменилась, и вместо кадра - один веселый смех.
Только качественные зеркальные фотоаппараты способны достаточно быстро реагировать на мгновенно меняющиеся и динамичные моменты в спорте. Кроме того, в профессиональных зеркальных камерах есть такая опция, как динамический автофокус (не путать со следящим автофокусом), который позволяет постоянно держать движущийся объект в резкости независимо от того, где он находится, в центре или с краю кадра, даже если он иногда перекрывается другими объектами. Но все же, несмотря на то что сейчас техника совершенствуется очень быстро, не на всякий автофокус можно рассчитывать.
Очень полезен для спортивной съемки также штатив или, еще лучше, монопод (отдельная нога под камеру или объектив, легкая и мобильная). Для быстрого перемещения со всей своей техникой удобно носить фотожилет с карманами для объективов, а еще небольшой раскладной стульчик, сидя на котором, вы можете провести долгие часы, следя за спортсменами и ловя миг удачи.
Спорт можно снимать не только во время больших соревнований, часто даже местные локальные состязания дают шанс сделать хороший динамичный снимок.
Выдержка и чувствительность
*Снимок виндсерфингиста сделан с выдержкой 1/800 сек. фокус 300 мм (да плюс еще кроп-фактор 1,4), диафрагма 7,1 чувствительность 125. Увы, даже 300 мм объектива в таком случае будет мало, однако рядом со мной стоял коллега с 500 мм и жаловался, что ему тоже не хватает фокуса. Спортивному фотографу всегда есть что удлинить… *
Как правило, спорт - это движение, поэтому, говоря о спортивной съемке, мы вообще-то имеем в виду фотосъемку любых быстро движущихся объектов. Не берем во внимание такие игры, как шахматы, - в остальных состязаниях везде присутствует активное перемещение. Поэтому, чтобы снимать спорт хорошо, надо правильно ставить выдержку. Разной скорости движения соответствует разная выдержка. Если фотограф задумал получить ясную и резкую картинку, то выдержка должна быть как можно более короткая, причем чем быстрее движение - тем короче выдержка. Для ходьбы или неторопливого бега достаточно 1/125 или 1/250 сек.; хоккей, футбол как минимум не длиннее 1/250 или 1/500 сек.; бокс, борьба, серфинг 1/250 или 1/500, автоспорт, мотоспорт - от 1/1000 сек. и короче.
Хочу заметить, что все рекомендации довольно условны и зависят от задачи и от того, насколько близко к месту действия вы находитесь. Если фотограф снимает длиннофокусным объективом, то скорость перемещения объектов в кадре может быть достаточно спокойной, даже если в реальности она высока, но с широкоугольником и с близкого расстояния те же действия становятся молниеносными и требуют более короткой выдержки. Для съемки с проводкой, которая будет описана ниже, выдержка может быть достаточно длинной - 1/60, 1/30 сек. или более.
Не всегда спортивным соревнованиям сопутствует хорошее освещение. Например, практически все состязания, что проходят в помещениях, хорошо видны глазу, но чтобы «схватить» интересный момент на фото, требуется очень короткая выдержка, и света оказывается недостаточно. Поэтому профессиональные спортивные фотографы снимали раньше на высокочувствительную пленку. Иногда для повышения чувствительности пленки прибегали к так называемому пуш-процессу (Push Process). При нем пленку экспонируют не по номинальной чувствительности, а с заведомой двух- или четырехкратной недодержкой, и потом проявляют дольше или при повышенной температуре, но подобное решение возможно для профессиональных, а не обычных бытовых лабораторий. В любом случае вы можете спросить в центре обработки пленок, проявляют ли они в режиме пуш и до какой чувствительности можно разгонять конкретную пленку без ощутимой потери качества.
Но сейчас практически все спортивные репортеры перешли на «цифру» и ставят на своих камерах чувствительность ISO не меньше 800, 1600 или даже 3200.
Для этих снимков использовалась очень короткая выдержка. Во время съемок ни один из спортсменов не пострадал. Хотя бывает и иначе:
девушке впоследствии была оказана медицинская помощь - бинтование коленок и искусственное дыхание «из уст в уста», а фотографы становились в очередь, готовые помочь и в том и в другом.
Съемка с проводкой
Один из распространенных приемов в спортивной фотографии - фотосъемка с проводкой. Такой прием хорошо работает, если движение спортсменов происходит не хаотично и спонтанно, а по определенной траектории, как, например, во всех авто-, вело- и мотогонках или соревнованиях на треке. Суть метода проста: камера должна постоянно следовать за движущимся объектом. Фотограф ведет его, глядя в видоискатель, выбирает наиболее выигрышный момент, жмет на кнопку спуска и, что очень важно, - не прекращает движение камеры до того как затвор закроется. Пока объект находится в поле видоискателя, можно снять его не один раз. Для этого метода обычно пользуются длиннофокусными объективами.
При съемке с проводкой выдержка может быть длиннее, чем при обычной спортивной съемке, и для большей выразительности кадра допускается даже некоторая нерезкость объекта. В идеале фотограф получает на снимке достаточно хорошо читаемое изображение спортсмена и полностью смазанный фон, за счет которого появляется ощущение скорости движения. Для того чтобы сделать грамотную картинку, очень важно найти правильное место для съемки, выбрать объектив и подходящий задний план. Если объект и фон близки друг другу по цвету или тону, прием с проводкой не сработает, поскольку спортсмен сольется с ним. Очень хорошим фоном для съемки с проводкой могут быть трибуны, полностью заполненные зрителями. Если скорость перемещения камеры за спортсменом достаточно велика, то множество мелких деталей заднего плана превратятся в разноцветные горизонтальные полосы, на которых ваш объект будет замечательно выделяться.
Во время съемки не забывайте о композиции кадра и оставьте некоторое пространство впереди движущихся спортсменов, так сказать, для развития движения. Нехорошо, когда летящий стремительно мотоцикл или авто упирается прямо в край фотографии.
Объектив отслеживал движение, перемещаясь за спортсменами, при этом фотограф следил за изображением в видоискателе и снимал в нужный момент. Смазанный фон хорошо контрастирует с резкими фигурами, передавая ощущение скорости. А вот пример съемки с проводкой с использованием широкоугольника: задник не особенно размыт, герой-спортсмен немного смазан, но какая экспрессия!
Для того чтобы сделать хороший кадр, необходимо правильно выбрать точку съемки. Проанализируйте, где могут произойти решающие события или возникнуть острые моменты? Откуда лучше всего будет видна ситуация и на каком фоне произойдут действия? Чтобы спортсмен хорошо читался на снимке, фон не должен быть пестрым, пустые трибуны и яркие рекламные щиты на заднем плане вряд ли украсят ваш спортивный снимок.
Все виды спорта, где есть прыжки, хорошо снимать с нижней точки, чтобы зрительно увеличить амплитуду вылета, исключение можно сделать для лыжного фристайла или сноуборда. Снятые с верхней точки телевиком прыгуны обычно видны на размытом фоне долины и хорошо читаются. Как ни странно, фигурное катание тоже удобно снимать сверху, проецируя фигуристов на лед и избегая навязчивой рекламы, а прыгуны с шестом очень выразительны в момент отталкивания от земли, если снимать их телевиком анфас.
Для съемок горнолыжников, заняв позицию, рекомендую заранее навести фокус на место, где спортсмены делают эффектный поворот, и при появлении сделать серию кадров, то же самое можно посоветовать для съемок прыжков в мотокроссе. Если фотокамера и объектив непрофессиональные, автофокус может не справляться с высокими скоростями и не поспевать, поэтому отключите его.
Гонки на тройках можно снимать как с проводкой, так и замораживая движение короткими выдержками. Во время бега лошади есть фаза, когда все ее ноги оторваны от земли.
Горнолыжные соревнования - это всегда высокие скорости. Хорошая точка для съемки спереди и немного снизу. Огибая препятствие, лыжник встает на кант, что смотрится эффектно.
В большом теннисе кроме выразительной позы игрока и эмоций хорошим тоном считается наличие мяча в кадре. При съемке единоборств интересны лица боксеров или борцов, спортсмены, снятые только со спины, не украсят снимок. Для съемок спортивных соревнований, где есть вода, неплохо ставить очень короткую выдержку, до 1/1000 или 1/2000, чтобы «заморозить» водяные брызги, если они есть.
Можно и дальше перечислять популярные фотографические решения, но все профи стараются по возможности избегать штампов и находить свои, новые и оригинальные точки съемок. Ну и, наконец, без решающего момента, острой ситуации никакая спортивная фотография не произведет впечатления. Но тут рассчитывать только на везение нельзя. Подожмите кнопку спуска наполовину и внутренне представьте себя и камеру одним целым - только так, будучи «заряженным» и предвосхищая острые ситуации, можно сделать отличные фото.
Если у вас нет возможности попасть на большие соревнования, не считайте зазорным потренироваться в съемке роллеров, скейтеров или каких-нибудь веселых стартов. Опыт приобретается постепенно. Оттачивать фотомастерство можно, даже снимая дворовый футбол, тем более что по накалу страстей мальчишки могут дать фору и профессионалам.
И последнее. Спортивный фотограф не должен зацикливаться только на соревнованиях. Вокруг спортивных событий всегда полно болельщиков, зрителей или родителей, переживающих за своих чад. Так что не упустите случая сделать хорошие снимки.
Спортивные фотографии - это не всегда только собственно соревнования, но и эмоции участников, а также зрители и болельщики.
Во время съемок Чемпионата мира по хоккею 2000 года в Петербурге фотографы, работающие на информационные агентства, снимали первый период очень внимательно. Им важно было отснять все острые моменты и во время перерыва обработать и передать в агентство первые кадры. Важные матчи начинались вечером, и снимки, сделанные в первом периоде, успевали попасть в вечерние выпуски газет или на обложку утренних изданий во всем мире. Коллеги из конкурирующих агентств работали практически рядом и ревностно следили друг за другом, кто и как отснял тот или иной острый момент. Кроме собственно хоккея все снимали еще и атмосферу соревнований: разрисованные лица болельщиков, эмоции.
На Олимпийских играх, как и на других важных мировых событиях, кроме спортивных фотографов иногда работают еще и «фитчеристы» (feature -особенность, очерк): они снимают обычную жизнь вокруг соревнований - болельщиков, эмоции, забавные ситуации, что тоже можно считать спортивной фотографией.
Много лет назад один из моих коллег, еще не будучи профессионалом, регулярно ходил на второстепенные соревнования по бальным танцам. Не то чтобы он очень любил это дело, нет, просто хаотично и спонтанно перемещающиеся под музыку танцевальные пары были для него отличными объектами спортивной съемки. У него не было зума, автофокуса и высокочувствительной пленки, но, снимая сотни кадров, он набивал руку и оттачивал свои навыки. Став профессионалом, он уже знал, в какой момент надо нажимать на кнопку. Чем не пример для подражания?
Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».
1. Для того чтобы получить хороший кадр изучите правила состязаний и научитесь разбираться в них.
2. Выбор правильной позиции – залог получения отличного снимка.
3. Съёмка в режиме приоритета выдержки – основное правило. Также мы рекомендуем попробовать съемку с проводкой.
4. Используйте различные режимы автофокусировки в зависимости от того, какой результат хотите получить.
5. Всегда будьте готовы к съемке, чтобы не упустить момент.
Фотокамера Nikon D100
Объектив 80-400mm F4.5-5.6D
Диафрагма Авто
Выдержка 1/1000
Вам понадобятся:
Телескопический объектив
Если вы фотографируете как дети играют в футбол или ведете съемку каких-либо спортивных мероприятий, вам хватит камеры с фокусным расстоянием объектива 300мм. Лучше всего подойдут для этих целей объективы, оснащенные системой .
Штатив
Понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожания рук при использовании объективов с большим .
1. Прежде всего, хорошо изучите правила состязаний, научитесь разбираться в них.
Прежде чем приступать к спортивным фотосъёмкам, необходимо изучить правила, научиться разбираться в игре и передвижениях спортсменов. В противном случае вы не будете знать, какой момент игры интересен для съёмки и когда его можно ожидать.
Если же правила и ход игры будут вам известны, то вы будете понимать, что, например, в футболе следует за напряжённой игрой в штрафной зоне, а в волейболе – за противостоянием игроков у сетки. Тогда вы научитесь предугадывать, когда смогут возникнуть острые ситуации, и собраться в ожидании ключевых моментов. И вы их не пропустите.
Фотокамера Nikon D100
Диафрагма F8
Выдержка 1/125
На фото выше запечатлен один из ключевых моментов в такой популярной во многих странах мира, как бейсбол. Именно знание механизма игры, её правил, позволило запечатлеть этот момент.
2. Залог отличного снимка – выбор правильной позиции.
В съёмке спортивных состязаний необычайно важна выбранная позиция. Можно сказать, что если вы не сможете фотографировать с хорошего места, вы не сможете сделать хорошие снимки. Выбор этого места отличается для различных видов соревнований, но есть основное правило – попытаться вести съёмку с позиции, с которой видны лица спортсменов. Посмотреть состязания с разных сторон вы можете потом, на видеозаписи.
Так, например, в футболе фотографы снимают голы сбоку от ворот, потому что это даёт возможность запечатлеть выражение лица спортсмена. На фото ниже мальчик пробивает пенальти, и благодаря тому, что камера расположена спереди и справа, получилось сфотографировать его лицо в момент удара по мячу.
Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 80-400mm F4.5-5.6D VR
Диафрагма Авто
Выдержка 1/500
3. Съёмка в режиме приоритета выдержки – основное правило. Также мы рекомендуем попробовать съемку с проводкой.
Чаще всего при съёмке спортивных мероприятий выбирают режим экспозиции « ». Ведь зачастую, необходимо время менее 1/250с. А иногда, например, при фотосъёмке тенниса, для того чтобы «остановить мяч», необходимо время выдержки 1/500-1/1000.
При съёмке на улице в ясную погоду, особенно при использовании светосильного объектива, можно снимать, используя значение , но в облачную и дождливую погоду лучше использовать более высокие значения. При съёмке в спортзале или ином помещении зачастую придется использовать значения чувствительности около 800-1600 единиц ISO (Фото ниже).
Фотокамера Nikon D100
Объектив AF-S 80-200mm F2.8D
Диафрагма F2.8
Выдержка Авто
Когда вы освоитесь, можете поэкспериментировать с более длинными значениями (так называемой « »). При использовании короткой выдержки как, например, на фото ниже, и человек, и фон замирают, не двигаются (время выдержки – 1/250). С другой стороны, при «съемке с проводкой», задний план смазывается, что привносит ощущение динамики (время выдержки – 1/30).
Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 80-400mm F4.5-5.6D VR
Диафрагма Авто
Выдержка 1/250
Во время «съемки с проводкой» сделайте так, чтобы камера на штативе двигалась только в плоскости движения основного объекта. Сфокусируйтесь на объекте съёмок и фотографируйте, проводя камеру по ходу его движения. Возможно, придется поэкспериментировать с оптимальным соотношением значений – – , чтобы не «пересветить кадр», эффектно размыть фон, но при этом сохранить достаточную резкость на главном объекте.
Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 80-400mm F4.5-5.6D VR
Диафрагма Авто
Выдержка 1/30
4. Используйте различные режимы автофокусировки в зависимости от того, какой результат хотите получить.
Во время фотосъёмки футбола, волейбола, соревнований по лёгкой атлетике и других видов спорта, где расстояние между фотографом и объектом часто меняется, лучше перейти в режим непрерывной следящей автофокусировки (C). В режиме покадровой автофокусировки (S) фокус устанавливается на объекте и фиксируется на этом расстоянии, тогда как непрерывная следящая автофокусировка позволяет механизму фокусировки двигаться вместе с объектом съёмки, сохраняя фокус на нём. Это позволяет сосредоточиться исключительно на том, чтобы поймать нужный момент.
Хотелось бы обратить ваше внимание на один момент: фокусируйтесь не на мяче, а на людях. Следя через объектив камеры за игроками, вы сможете запечатлеть момент приёма мяча, или момент удара (фото ниже).
Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 80-400mm F4.5-5.6D VR
Диафрагма Авто
Выдержка 1/250
И при непрерывной следящей автофокусировке, и при покадровой, хитрость состоит в том, чтобы оба глаза были открыты. Одним вы смотрите в видоискатель, другим – поверх фотоаппарата на место событий. Так вы не пропустите ничего важного.
5. Всегда будьте готовы к съемке, чтобы не упустить момент.
В спорте очень сложно не упустить решающий момент. К примеру, в играх с мячом (фото ниже) важно, чтобы мяч был в центре кадра, но уследить за ним камерой невероятно сложно.
Фотокамера Nikon D100
Объектив AF-S 80-200mm F2.8D
Диафрагма F2.8
Выдержка Авто
Светочувствительность ISO 1600
Между мгновением, когда вы нажали кнопку и щелчком есть небольшой временной промежуток. И когда требуется невероятная точность в выборе времени для съёмки, время срабатывания бывает очень сложно учесть.
Хороший пример – фото ниже. Фотограф нажал на кнопку, когда игрок посылал мяч, но на фото мяч уже вырвался из руки. Если нажать на спусковую кнопку затвора позже момента, когда игрок, замахиваясь, заводит руку за голову, фото с мячом в кадре уже не получится.
Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 24-120mm F3.5-5.6D
Диафрагма Авто
Выдержка 1/1000
В соревнованиях по бегу и иных соревнованиях на больших скоростях удобно пользоваться серийной съёмкой. Во время прохождения спринтерами поворота, или при розыгрыше голевой комбинации воспользуйтесь серийной съёмкой и потом выберите лучшие кадры. Также хорошо сделать серию кадров, когда ваш любимый футболист оказывается с мячом.
Но в таких играх как, например, теннис с его молниеносными ударами, даже серийная съёмка мало поможет вам в том, чтобы удержать мячик в кадре. Это вопрос десятых долей секунды. Если вы пропустите тот единственный миг, когда нужно щёлкнуть затвором, вы упустите решающий момент. Всё решается в одно мгновение, поэтому лучше заранее потренироваться в умении точно выбирать момент для съёмки.
Если вы занимаетесь фотосъёмкой спортивных соревнований, то знайте, что только путём многочисленных проб и ошибок можно научиться делать хорошие фотографии. Именно поэтому заниматься этим видом фотосъёмки так увлекательно.
Фотосъёмка: Nikon Support Center. Курамоти Нории
Приветствую вас вновь, уважаемый посетитель блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Вы не задавались вопросом почему у вас не получается съемка спорта? Что я делаю не так, может мой фотоаппарат не способен на это? Может я просто неправильно выставляю настройки фотоаппарата? На эти и другие интересующие вас вопросы, в этой статье найдете исчерпывающие ответы.
Ранее в статьях, уже велась речь о многих технических аспектах, которые должен знать каждый уважающий себя фотограф. Сейчас же настало время поговорить о приёмах съёмки, о самой технике работы с камерой и объектом. Конкретно в этой статье я расскажу вам, как фотографировать спортивные мероприятия.
Для начала, нужно узнать, где будет проходить это самое мероприятие: на открытом воздухе, воде или в помещении. Также следует понимать, какими будут условия освещения. Исходя из этого, формируется набор строго необходимых инструментов.
Я постараюсь описать минимальный и самый универсальный набор, каким привык пользоваться сам. Прежде всего, это пара объективов. Основным, в нашем случае, будет длиннофокусный, а дополнительным – широкоугольный, который берётся «на всякий случай».
Не менее важно иметь несколько сменных аккумуляторов для своей фотокамеры, чтобы случайно не пропустить наилучший кадр. Мне вполне хватает двух аккумуляторов, если говорить субъективно.
Если вы снимаете спортивные мероприятия на открытом воздухе, днем в солнечную погоду, то можно использовать ультрафиолетовый фильтр и то, в зависимости от яркости солнца и время года. Если же время съемки ближе к вечеру или же на улице облачно, не говоря уже о съемки в помещении, не о каких фильтрах и речи идти не может.
Знаете ли вы какой должна быть при фотосъемке спорта? Не менее 1/1000 с. Почему спросите вы, именно данное число? Спортивное мероприятия проходят в активном режиме и что бы заморозить объект, именно такое минимальное значение выдержки необходимо.
Если мероприятия проходят на открытом воздухе, в хорошую солнечную погоду, то установить значение выдержки 1/1000 с. будет реально. Но если погода пасмурная или еще хуже, фотографировать спорт надо в помещении, то даже при самой открытой (f/2,8 или f/3,5), получить нужное значение выдержки практически не возможно.
Здесь на помощи приходит . Но знаете ли вы, сколько нужно установить значение ISO 200, 400, 800, а может 3200?
Для этих случаев я всегда использую, очень нужную функцию в фотоаппарате – автоматическая установка исо. Например, можно установить следующие настройки:
- Начальная светочувствительность 100;
- Максимальная светочувствительность 1600, можно увеличить до 3200;
- Выдержка 1/1000.
Теперь ваш фотоаппарат сам, будет выставлять нужное количество светочувствительности. И большим плюсом здесь является то, что он не будет перескакивать сразу, от значения 200 к 400, например. Если ему хватает света, он может поставить значение ISO 290. Согласитесь, как бы мы не хотели, то такого значения вручную выставить самостоятельно не сможем.
Иногда может пригодиться , если вы снимаете на воде. Об этом чуть ниже. Но использовать его постоянно не стоит: он может навредить в отдельных ситуациях, которые мы рассматривали ранее. Очень редко может понадобиться штатив, поэтому брать с собой полноразмерный аксессуар не стоит. Но вот о моноподе задуматься стоит, тем более, если будете использовать телеобъектив. Я такой покупал себе здесь .
Иногда, бывают случаи, когда хочется записать небольшой видеоролик, что вызывает необходимость использования штатива. На этот случай, в сумке у меня всегда лежит компактный аксессуар, изначально приобретавшийся для мобильной съёмки.
При фотографировании спорта, следует использовать телеобъектив, чтобы не приближаться к спортсменам и не мешать им. Самое важное правило – не использовать вспышку. Во-первых, она может «свести с ума» спортсмена или зрителя, во-вторых, на ярком солнце от неё будет мало пользы, да и в помещении она не чем не поможет, объекты съемки слишком далеки.
Съёмка на воде
В целом, требования здесь будут похожими на рядовую съёмку вне помещения: длиннофокусные линзы, отсутствие вспышки и возможно установки автоматического ISO.
Если же говорить о специфике, то я выделил для себя один наиболее нужный аксессуар для такого случая – поляризационный фильтр. Как вы могли прочитать ранее в статьях, поляризатор позволяет уменьшить количество бликов на воде, что может сыграть важную роль в повышении качества кадра.
Если же снимать на воде приходится достаточно часто, то следует позаботиться и о влагозащите своего аппарата. Не всегда мы в силах предсказать развитие событий, иногда мы также можем увлечься работой и просто свалиться в водоём, что однажды произошло с моим товарищем.
После того момента он и начал советовать всем друзьям использовать устройства защиты от влаги.
Существует также несколько общих рекомендаций для съёмки спорта, помимо вышеперечисленных. Прежде всего, это использование выдержки. Конечно, самым первым и правильным решением будет её уменьшение до максимально короткого значения, как уже говорилось выше.
Однако, иногда допускается и использование длинной выдержки. Для чего это нужно? Прежде всего, для получения красивого размытого фона или создания качественной проводки.
Для фотографирования автогонок, при выдержке 1/1000 с. вы получите просто замороженный объект, который не всегда выглядит хорошо. Мы получим фотографию, как будто автомобиль, просто стоит на трассе, а не движется. Тоже самое можно сказать и о колесах мотоцикла, велосипеда.
Проблему можно решить, снизив значение выдержки до 1/250 или 1/360 с. Но здесь важно вести объект. Такой метод называется – панорамированием.
Всегда отключайте звуковые сигналы в вашем фотоаппарате. Тем более, если вы снимаете, например, большой теннис, шахматы и другие, когда вы максимально приближены к спортсмену, и где очень важна тишина. Иначе, можете получить грубые замечания от игроков.
Лучше всего, для подвижных моментов спорта, использовать режим фокусировки – следящий фокус или еще он называется постоянный следящий.
При съемке в ночное время суток, придется повысить значение светочувствительно еще больше, вплоть до 6400, чтобы получить нужную нам выдержку. А какую именно, вы уже знаете! То есть 1/1000 секуны.
Но здесь, при использовании фотоаппаратов с , появляются очень много шумов. Поэтому профессиональные фотографы используют , а именно такие как, 5D Mark III или 1DS от Canon или D700, D800, D810, D3 от Nikon. Они генерируют так мало шумов, что легко можно снимать и на ISO 6400.
Затрагивая тему фокусного расстояния, следует отметить, что чем оно больше – тем лучше. Конечно, не всем по карману линзы с фокусом в 300-400 миллиметров, поэтому даже профессионалы, зачастую, снимают на 70-200 мм. Этого, как правило, достаточно, но большие цифры позволят вам меньше перемещаться для получения кадра. Также с большей дистанцией фокусировки легче будет получить макро, при необходимости.
Выбор тушек, на самом деле, здесь абсолютно ничем не ограничен, если вы планируете фотографировать спортивные мероприятия на улице днем, в помещении. Конечно, если ценовой вопрос встаёт ребром, то лучше приобрести средне бюджетный аппарат с кроп-матрицей с крп-фактором 1,5-1,6.
Для него объективы будут стоить гораздо дешевле, чем для полнокадрового. Еще одним плюсом кроп-фактора, является его эффект зуммирования. Иными словами, объектив с фокусным расстоянием 200 мм., превращается в 300 мм. для Nikon и 320 для Canon. Более подробно о матрицах с можно ознакомиться в ранних статьях.
Говорить не стоит, о композиционных особенностях спорта, поисках новых решений при фотографировании мероприятий говорить, так как это должно делаться по умолчанию каждым фотографом для любого вида съёмки. Если не будет соблюдаться простое, справедливое для всех жанров правило, то такие фотографии просто затеряются в толпе.
Таким решением можно назвать использование , которому, как кажется на первый взгляд, нет места в работе со спортом.
Некоторые фотографы специализируются на съёмке крупных планов спортсменов, инвентаря, передачи атмосферы на мероприятии, создании панорам, получении общего плана всей спортивной локации и многом другом. Очень часто такие кадры могут увеличить ценность всего репортажа в несколько раз.
И в заключении, немного рекомендаций. Если вы только начинаете занимать фотографированием, и возникают много вопросов связанные с фотоаппаратом, с режимами съемок, с композицией и т.д., то хочу обратить ваше внимание на очень полезный курсы. Поверьте, большинство вопросов, которые вас преследуют, просто отпадут.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей фотоаппарата NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей фотоаппарата CANON.
Также не забываем про чистку объективов. У меня есть хорошая статья, где я детально рассказываю все тонкости чистки, чтобы не повредить стекла. А еще я пользуюсь специальным карандашом и тряпочкой для чистки . Такие я покупал на Aliexpress. Качеством доволен.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Преимущества
Четкое соблюдение сроков
обработки фотографии
от 1 дня
Фотограф с профильным
образованием и опытом
работы более 5 лет
Мы любим свою работу
и вкладываем частичку себя
в каждую съемку
Спортивный фотограф работает в категории наиболее сложного и увлекательного жанра одновременно. Именно он, спортивный фотограф, должен запечатлеть наиболее выразительное, значимое, интересное и эмоциональное мгновенье. Выхваченный из спортивной борьбы кадр обязан донести до зрителей весь смысл происходящего события и передать неподдельный накал страстей.
Спортивный фотограф на острие атаки
При постановочной съемке фотограф, кадр за кадром, достигает своей цели. Добавлен штрих, усилена эмоция, смена аксессуара – и оригинальное фото готово. Спортивный фотограф не имеет таких привилегий. За все спортивное мероприятие возможно всего лишь несколько острых моментов, и их нельзя не только пропустить, но и снять нужно в правильном ракурсе.
Спортивный фотограф и спортсмен одновременно
Каждое спортивное мероприятие фотограф видит как калейдоскоп непредсказуемых и быстро меняющихся картинок. И ему надо предугадать что, где и как в следующее мгновенье будут происходить события. Поэтому он обязан быть, как минимум, теоретиком-спортсменом, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время.
Предметом съемки является сам спортсмен или их группа, и все остальное вокруг. Нередко на лучших кадрах запечатлены болельщики в момент их восторга или горечи поражения, эмоциональные извержения тренера, гранитная непоколебимость арбитра и слеза на глазах у красивой черлидерши.
Спортивный фотограф студии Анатомия Фото представляет
Для Вас с мест спортивных событий фоторепортаж высокого качества. Для получения классных фотографий он подготовлен и экипирован должным образом:
Многолетний опыт работы на спортивную тематику
Специальная аппаратура и применяемая техника съемки (съемка с проводкой, приоритеты выдержки и диафрагмы и пр.)
Быстрее, выше, сильнее – затраченные физические нагрузки фотографом за время съемки не намного меньше, чем у спортсменов
Москва – спортивная столица Европы
Столичный мегаполис регулярно наполняется речевками спортивных фанатов, свистком арбитров и комментаторским «Удар! Гол!». Нам есть что, и есть кого снимать для:
Спортивной прессы и глянцевых журналов
Частной коллекции
Организаторов и спонсоров мероприятия
Спортивных фан-клубов
Социальных и образовательных проектов
«Закажите фотографа прямо сейчас»