Тренинг арт-терапия «Имидж. Сказочная имидж-терапия Время и место проведения имидж-тренинга
Имидж-терапию придумал петербургский сказкотерапевт и психодраматист - Андрей Владимирович Гнездилов. В своё время он подобно Якобу Морено организовал наверное первый в России психотерапевтический театр - «Театр Музыкальных Картинок».
Андрей Гнездилов работал, между прочим, с тяжелобольными соматическими пациентами, так что он не шутки шутил.
То, что ранняя психотерапия придумывала для пациентов , то современная психотерапия выпустила в мир - для самой широкой аудитории нас - клиентов .
Раз помогает от соматических недугов, то поможет и от неврозов обычного городского жителя, пока ещё не успевшего замотать себя до совсем уж крайней точки... Так рассуждаю я, так рассуждает подавляющее большинство психотерапевтов.
В чём суть имидж-терапии?
В жизни нам предоставлено множество ролей (весь мир - театр).
Но постепенно мы выбираем одну роль (как не очень счастливый в своём текущем моменте человек выбирает один «удобный» свитер и занашивает его до тех пор, пока ему не начнут подавать в метро).
Мы выбираем одну роль, один образ себя и постепенно становимся... его рабом...
В театре это называется стать «рабом сценического штампа».
Психология называет это нехорошее явление «соответствовать образу».
Вообще, соответствие образу моет быть хорошим и плохим. Хорошее соответствие образу -это гибкое соответствие.
Плохое соответствие образу - это негибкое соответствие. Чем плохо негибкое соответствие своему любимому образу? (Другими словами, чем плоха - ригидность в человеке?)
Ригидность, негибкость - лишают человека СПОНТАННОСТИ, а вместе с ней и КРЕАТИВНОСТИ и способностью к ПОЗИТИВНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ.
А ещё ригидный человек, раб сценического штампа своего замусоленного образа закрывает Двери позитивным изменениям, которые могут прийти к нему ИЗВНЕ.
Об этом рассказывает бородатый анекдот: «Ты бы хоть лотерейный билет купил».
Но в старом образе (рабом которого является человек) нет такой реплики - пойти и купить лотерейный билет... так что анекдот зря смеется...
Для того, чтобы человек пошёл и купил лотерейный билет, ему нужно переписать сценарий, внести в сценарий новые сцены, реплики, выходы... Ах! Как нужно потрудиться...
Но всё можно устроить и гораздо проще - с помощью имидж-терапии.
Эффект от имидж-терапии основан на знаменитом эффекте
Мгновенного преображения .
В психотерапевтическом театре у Андрея Гнездилова был целый гардероб старинных костюмов и... зеркало
Его мини-спектакли (психодраматические сессии) возникали ТОЛЬКО СПОНТАННО.
Костюм подсказывал человеку его дальнейшее поведение. Переодевшись, люди начинали жить жизнью нового образа. Они подходили к большому зеркалу и рассматривая себя, создавали ту картину, которую подсказывала им звучащая в этот момент музыка и увиденное изображение.
Цель была такова: участник психодрамы должен был увидеть эффект мгновенного преображения .
Психологами давно замечено что: для подавляющего большинства людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения их внешности.
Для нового самоощущения (а потом и для новой жизни) не годится СТАРЫЙ КОСТЮМ.
Эту аксиому открыли не психологи, её понимали давно. Но только недавно - с помощью этой истины стали исцелять большое количество людей и делать их счастливее - целенаправленно.
Представьте себе, что Вы решили уйти в монастырь.
Его стены, распорядок дня, внутреннее убранство, сама келья, Ваша новая одежда, Ваше новое имя и акт пострига (который есть акт отпевания человека со старым именем!) всё это настраивает Вас на новый лад...
представьте себе монастырь, в котором монахи и послушники ходят в джинсах и футболках, с плеером, а кельи обставлены мебелью из Икеи...
Вряд ли имидж такого монастыря настроит Вас на какие-либо ИЗМЕНЕНИЯ... Такому горе-монастырю потребуется срочный рестайлинг, чтобы его не закрыли...
Процесс трансформации человеческой личности - целостен, холичен.
Поэтому - ошибка пренебрегать какими-то одними деталями, из Вашей особой любви к другим деталям.
Процесс, который призывает Перемены - целостен, он затрагивает каждую клеточку тела человека, и конечно же, касается его внешности...
Но в имидж-терапии и это ещё не всё...
Новый имидж на СИМВОЛИЧЕСКОМ уровне дарит человеку (внимание!)
- новое настоящее,
- новое будущее,
- и новое ПРОШЛОЕ!
А наверное, Вы догадываетесь о том, что нет ничего более «реального» в мире людей, в мире культуры, чем СИМВОЛИЧЕСКОЕ...
Мы мыслим и живём символами. Циники и постмодернисты называют эту привычку хомо сапиенс жить в мире символов - «киданием понтов»...
Да, если хотите, так оно и есть.
Человек отличается от животного тем, что постоянно «кидает понты», или по-другому выражаясь, мыслит и живёт в системе символов, в знаковой системе...
Скажите мне навскидку: при равных нулевых затратах с Вашей стороны (подарок) куда Вы предпочтёте поехать на неделю: В Турцию или в Италию?
В Италию? А чем хуже Турция?
Вот это и есть типичная особенность хомо сапиенс - кидание понтов. В плане природы можно одинаково насладиться любым уголком планеты, который подходит Вам по климату,но комфортней нам будет там, где более красивые и жирные СИМВОЛЫ.
Италия - символ больших денег (хорошего имиджа себя).
Турция - символ малых денег (более тусклого имиджа себя).
А витамины и солнце на человека почти не действуют...
Вот эту особенность нас с Вами и подметила имидж-терапия...
Имидж-терапия сформулировала: все реальные позитивные изменения в жизни человека начинаются со «смены понтов» - с изменения символов, которыми мы привыкли оперировать - на другие символы.
Точно так же, как мы бессознательно опираемся на наш РОД. Точно так же мы можем опереться и на новый (более интересный нам) КУЛЬТУРНЫЙ КОД, КУЛЬТУРНЫЙ СИМВОЛ.
А практический шаг для этого - смена имиджа.
Вот, что пишет об этом практик:
«Хрупкая застенчивая девушка с сутулой спиной и неуверенным взглядом преображается благодаря костюму в Сказочную Королеву.
В образе Королевы она начинает видимо проявлять несвойственный ей ранее стиль поведения. Осанка её исправляется, подбородок горделиво приподнимается, в голосе появляются грудные нотки. Движения становятся - уверенными и мягкими.
Выйдя из образа, девушка признаётся: она никогда не ощущала такого прилива сил откуда-то из глубины её самой.
Наблюдаем за вышедшей из образа девушкой и замечаем: «королевские» понты проскальзывают в её диалогах с другими, плечи расправились. Взгляд перестал быть испуганно-колючим и потеплел».
Ложь ли новый имидж?
Новый образ на поверку не новый. Имидж-терапия «вытаскивает» из человека то, что в нём есть, но глубоко спрятано.
Если хотите имидж-терапия - это один из катализаторов, помогающих открыть «Неизвестную зону» Окна Джохари.
Напомню: то, что не знает о себе ни человек, ни его окружение.
На сеансе имидж-терапии человек (и его окружение) начинают понимать - -как мало о себе знали.
Только нужно точно подобрать костюм...
Но ведь недаром, Андрей Гнездилов имел огромный и постоянно дополняющийся гардероб со старинными и просто винтажными костюмами... Каждый, подходя к этому гардеробу, отбирал именно то, что было ему по душе, что просилось на волю.
Время карнавальных костюмов наступает. Отчего бы не поиграть в имидж-терапию самим?
Елена Назаренко
Тренинг Арт-терапия
тема: «Имидж»
Цель: Познакомить учащихся с таким понятием как «Имидж»
Задачи:
Закрепить знания об основах формирования имиджа современного делового человека
Сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации
Способствовать развитию у учащихся отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.
Обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образа.
Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника.
Материал: ватман, журналы моды, карандаши, фломастеры, краски, клей.
Целевая аудитория: 9 класс
Время: 45 минут.
Ход занятия
Вступление.
Психолог: Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Готовы к сотрудничеству?
Слово «имидж» недавно появилось в нашем языке, но очень быстро заняло прочные позиции.
Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, зачитайте это высказывание.
«Для людей мало быть честными,
надобно казаться таким»
А.А. Бестужев-Марлинский.
Психолог: о чем говорит нам это высказывание? (ответы детей)
Психолог: Общество воспринимает нас в целом, как мы говорим и выглядим, и что бы быть в гармонии с самим собой, необходимо найти свой стиль, образ, как говорит современная молодежь иметь свой «Имидж»
Основная часть.
Психолог: Скажи мне, пожалуйста, слышали ли вы о таком понятии как «имидж»?
Что такое «Имидж»? (ответы детей)
Психолог: Имидж (image) - переводится с английского как «Образ». Большинство подразумевает под словом «имидж» внешний облик.
Как можно выглядеть преуспевающе, не хвалясь при этом своими успехами?
Ответ: посредством своего имиджа.
Психолог: «Имидж» – это самопрезентация, технология самоподачи. Внешняя сторона образа человека, через которую просвечивают наиболее существенные внутренние характеристики личности.
Формирование имиджа – целенаправленный, управляемый процесс. Зарубежные исследователи считают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек «звучит и …, конечно, как выглядит. Как человек выглядит, каков его габитарный имидж очень важно. Так как, своим внешним видом мы даем окружающим большое количество информации о себе:
– о поле и возрасте;
– о профессии;
– о национальности;
– о социальном положении, статусе;
– о личностных особенностях и т.д.
С помощью правильно сформированного габитарного имиджа (внешности: одежды, прически, аксессуаров), мы можем позиционировать определенные, нужные нам, качества личности.
Психолог: Какие стили в одежде существуют? И куда мы можем пойти в данном образе.
(Классический (деловой) стиль, традиционный стиль, спортивный стиль, романтический)
Психолог: да вы правы, такие стили существуют, и их намного больше, например: стиль хиппи, стиль ретро, панк стиль и т.д.
Основная часть работы.
Психолог: сегодня на занятии мы с вами попробуем создать свой стиль одежды, каким вы его представляете. Для этого нам понадобиться ватман, журналы, клей, карандаши, фломастеры. Вы будете с помощью журналом создавать образы ваших стилей. Например: В чем вы пойдете на работу, в гости, на отдых или на занятия спортом. Если вам удастся, к этим образам создать и интерьер, то дерзайте.
Ребята начинают работать самостоятельно, педагог-психолог в это время ходит, общается с ребятами. На эту работу отводиться 25 минут.
После окончания работы, ребята защищают свои коллажи, рассказывают какие образы, они хотели показать.
Рефлексия.
Психолог: Ребята у кого получились те образы, которые он хотел?
У кого возникли трудности в создании образов? Как ты думаешь, с чем связанны эти трудности?
Кто видит себя в этих образах, и будет стремиться к такому имиджу?
Спасибо за работу! Желаю всем хорошего настроения!
Формирование имиджа в последнее время приобрело огромное значение. И это понятно, ведь та часть нас, которую мы демонстрируем и выставляем напоказ, оказывает немалое влияние на большую часть нашего окружения. Поэтому правильное формирование имиджа – залог успеха многих начинаний и мероприятий.
Понятие «имидж» происходит от английского слова «image» – «образ», «представление», и очень точно отображает его значение. Имидж – это не то, кем человек является на самом деле, не сумма его настоящих личностных качеств, а образ, картинка, которая создается в восприятии этого человека у окружающих его людей. Как правило, имидж человека разительно отличается от самой личности.
Понятно, что формирование имиджа особенно важно и актуально для людей определенного рода деятельности, например для политиков, руководителей, директоров компаний, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса. Потому что чем шире круг людей, с которыми человеку приходится иметь дело, чем масштабнее уровень стоящих перед ним задач, тем важнее впечатление которое складывается о нем. НО, тем не менее, имидж важен для любого человека. Необходимо верное формирование имиджа персоны.
Имидж человека складывается из нескольких составляющих:
Внешний имидж человека – одежда, прическа, аксессуары и иные атрибуты, которые многое могут сказать о вас. Одежда должна сказать за вас пару слов, прежде чем вы откроете рот. Так же следует уделять внимание вопросам личной гигиены – чистые, подстриженные ногти; отсутствие перхоти на голове; свежий запах изо рта; гладко выбритое лицо (если вы мужчина) и подобающий макияж (если вы женщина) и т.д. Внешний вид человека в первую очередь сказывается на его имидже. Постоянно заботьтесь о себе и о своем имидже, всегда помните, какое впечатление вы производите на людей.
Мимический имидж человека – мимика, выражение лица, улыбка. Ничто не отражает так чувства души человека, как его мимика (в чертах лица) и взгляд. Поэтому необходимо знать, в какой степени вы владеет мимикой, насколько она выражает то, что вы хотите продемонстрировать.
Вербальный имидж человека выражается в голосе, в манере говорить, в стиле и оборотах речи, которые употребляет человек, в словарном запасе (одну и ту же мысль до собеседника можно донести разными словами). От выбора интонации и правильного слова зависит сила воздействия: используйте преимущественно слова, которые подчеркивают вашу надежность и добросовестность, подчеркивайте голосом важнейшие для вас слова (внезапное повышение или понижение хорошо выделяет отдельное слово или целую фразу). Ваша речь должна быть обоснованной, логичной и убедительной, она должна способствовать размышлению.
Изучите свое лицо, узнайте, что происходит с губами, бровями и лбом, когда вы произносите разнообразные по эмоциональности (доброжелательные, смешные, веселые, печальные, трагические, презрительные и т.п.) фразы. Следите, за тем как изменяется мимика, передает ли она соответствующие фразам эмоции. В этом вам поможет зеркало.
Кинетический имидж человека – походка и осанка, движения и жесты. Люди, идущие с напыщенным видом, шагающие вприпрыжку или сутулясь, люди с шаркающей походкой, производят отрицательное впечатление. Так же, вы можете произвести неблагоприятное впечатление, если сидите в кресле, скукожившись, или закинув ногу через подлокотник, ну или еще в какой-нибудь неподобающей позе. Избегайте излишеств. Ходите и сидите прямо, без напряжения. Если ваша походка и осанка далека от идеала, займитесь спортом, это поможет.
Фоновый имидж человека – сведения, получаемые о человеке из определенных источников (например, из СМИ, от знакомых, партнеров, клиентов и т.д.), это «молва», которая бежит впереди вас. Получается так – сначала вы работаете на имидж, а потом имидж на вас.
Ментальный имидж человека – мировоззрение, принципы, этические установки, религиозные убеждения, социальные стереотипы. Людей можно разделить на материалистов и идеалистов, созидателей и разрушителей, оптимистов и пессимистов, ожидающих чуда и неверующих, верящих в силу денег или в силу отношений и т.д.
Вещественный имидж человека – это и автомобиль, на которой вы ездите, и кровать, на которой вы спите, и посуда из которой едите. Это и то как выглядит сам дом, обстановка в нем – родовые ценности, семейные альбомы, книги, фильмы, картины на стенах. Все это рассказывает о вашем настоящем образе. Поэтому, подумайте, прежде чем приглашать гостей в дом, может ли ваше жилище, как-то изменить (испортить, улучшить или закрепить) тот имидж, который вы уже создали.
Очень важно! Все составляющие имиджа должны быть согласованы между собой!
Формировании имиджа. Что еще надо знать.
Имидж человека , как и первое впечатление, формируется в течение короткого промежутка времени, и чтобы его потом изменить надо будет сильно постараться. Так что лучше всегда быть готовым продемонстрировать созданный образ.
Не смотря на то, что первое впечатление самое важное, практика показывает, что мы можем изменить отношение окружающих, меняя некоторые составляющие своего имиджа, относящиеся именно к первому впечатлению – например, рукопожатие.
Стремиться, именно быть, а не только казаться – важная составляющая, оказывающая важное значение на формирование имиджа – овладение всеми вышеперечисленными элементами имиджа, а не только их демонстрирование.
Имидж, который человек сам создает, либо помогает ему развить и укрепить успех в межличностных отношениях либо тормозит его в этом развитии. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы он не был спонтанным и случайным, а был осознанным и продуманным.
Наша имидж студия предлагает тренинговые программы – изменения по формированию успешного имиджа будут еще более положительными и очевидными, если работу с внешностью подкрепить еще и работой над собой c точки зрения психологии! Занятия проводят профессиональные имиджмейкеры и психологи для достижения максимальных результатов по поставленной задаче.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
РЕФЕРАТ
по дисциплине " Методы активного
социально-психологического обучения "
т ема " Тренинг и его в иды в психологии "
Выполнила Берова Татьяна,
студентка 2 курса
Введение
1.Требования к тренингу
2. Виды тренингов
2.1 Тренинги телесной ориентации
2.2 Тренинг самосовершенствования
2.3 Тренинги личностного роста
2.4 Коммуникативные тренинги
Заключение
Введение
В современном мире одной из главных проблем является проблема коммуникации. Бытует такое мнение, что общение - это улица с двусторонним движением, и в жизни удачлив более тот, кто гибок в общении. Общению можно научиться, не тратя на это много лет. Общение - это обязательное звено в формировании имиджа человека. Имидж - (image - «образ») - целостное представление об образе, которое остается в сознании людей, в их памяти. Точно слагаемые имиджа определил А. П. Чехов: нужно быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. Теоретики имиджа включают в него не только естественные свойства личности, но и специально выработанные. Навыки общения, необходимые в успешной профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни, можно выработать на специальных тренингах.
Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) - это комплекс методов, направленных на развитие навыков саморегуляции, самосовершенствования и коммуникации.
Цель работы - характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа. В моей работе рассматриваются основные виды тренингов, а также правила, которые должны использоваться при проведении групповых тренингов.
тренинг имидж телесный ориентация
1.Требования к тренингу
Очень популярными стали групповые формы психологических занятий. Групповой процесс подчинен определенным законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут быть свои особые правила, но определенные правила должны лежать в основе ее работы. Существует множество правил группового поведения. Перечислю самые важные из них.
Правило персонифицированных высказываний. (обращайся не ко всей группе, а конкретно к кому-то, по имени).
Правило доверительности (единая форма обращения «на ты» уравнивает всех), искренность - непременное требование.
-«Здесь и теперь»: говорите о том, что волнует именно теперь.
-«Обратная связь» каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
Правило конфиденциальности. Все, что происходит во время занятий, не должно выноситься за пределы группы.
Правило недопустимости перехода «на личности»: следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
В случае если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их.
Тренинги, которые не предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеют необходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве, которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а также возможность давать простор своему воображению.
2. Виды тренингов
Формирование имиджа с помощью тренингов происходит как бы поэтапно, так как имидж, можно сказать, - это целостность, гармония тела и духа. Этими этапами являются тренинги, каждый из которых преследует свою цель, направленность. Замечу, что названия тренингов могут быть разными в трактовке различных авторов, но суть их одна. На первом этапе могут применяться тренинги телесной терапии, а также саморегуляции, затем - тренинги самосовершенствования, или «обретения себя», и на последнем этапе - тренинги «личностного роста», где используются различные методы самосовершенствования. Популярны также бизнес - тренинги, которые в большинстве случаев включают в себя элементы всех трех групп и проводятся с целью совершенствования навыков, необходимых для конкретной профессии или вида деятельности (тренинги продаж, тренинги переговорного процесса, тренинги для управляющего персонала и др.) Эти группы тренингов в основном предполагают групповую форму проведения. Исключением может быть только тренинг телесной терапии, здесь более подходит индивидуальная форма занятий.
Основным представителем группы тренингов саморегуляции является аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos - происхождение). Данный метод позволяет снять эмоциональное напряжение и достичь равновесия вегетативных механизмов регуляции функций организма, нарушенных в результате стрессового воздействия. Аутотренинг удобен тем, что освоив технику метода, человек может в дальнейшем применять его самостоятельно.
К группе тренингов самосовершенствования относятся тренинги, направленные на совершенствование отдельных качеств, сторон личности и частично поведенческие тренинги. Поведенческие тренинги помогают развить навыки преодоления критических жизненных ситуаций в случае их изначальной недостаточности. Граница между первыми и вторыми весьма условна. Другая часть поведенческих тренингов, проводимых, как правило, в групповом формате, а так же социально-психологические тренинги составляют группу коммуникативных тренингов. Их целью является развитие навыков общения и взаимодействия с людьми.
2.1 Тренинги телесной ориентации
Мы зачастую и не подозреваем о своих возможностях, о той силе, которую можно использовать во благо себе и другим. В этом убеждает тренинг телесной ориентации. Все гении, утверждает психолог Н. Энкельман, добились своих успехов только с помощью своего подсознания, силы которого определяют судьбу. «Жизнь, как чертово колесо - все зависит от того, где стоишь и как кружишься... Но оно может стать и колесом фортуны» На чертовом колесе главное - это достичь центра, и тогда ты уже не будешь сброшенным с него. Так для каждого человека важно достичь этого центра равновесия, т.е. обрести покой и внутреннюю уверенность. Кто сумеет найти такой центр, такую зону внутри себя, тот даже в «сильный шторм» будет излучать спокойствие и уверенность.
Существует немало людей, которые ищут путь к собственному «центру» методами расслабления (например, буддистская йога). Практика йогов убеждает в том, что власть сознания над телом безгранична и что мобилизовать свои духовные силы можно, владея своим телом и подчиняя его своей воле. Но в этом случае предполагается отрешенность от жизни. Но земная жизнь разворачивается здесь и теперь, потому здесь и теперь должна устраиваться. Эта жизнь - договор, который подлежит выполнению. Однако выполнить его можно только тогда, когда есть четкое представление о цели и когда ее достижения добиваются, несмотря ни на что. Поэтому снятие напряжения, релаксация тела и духа должны быть подчинены достижению большой личной цели.
Походка, характер движений, жесты отражают особенности нашей личности. С переменой наших чувств меняется отношение к собственному телу, а с изменением отношения к телу изменяется наша личность.
Без представления о работе нашего организма невозможно эффективно воздействовать на него. Известно также, что все, что нас окружает - есть энергия, которая пронизывает весь мир. И психическая энергия насыщает каждую точку нашего организма, подобно тому, как солнечная энергия насыщает околоземное пространство.
Существуют разные уровни энергетической организации человеческого организма, который существует в нескольких энергетических планах одновременно, это: физический план; астральный план; ментальный план.
В организме есть централизованная энергетическая система, координирующая всю нашу деятельность. Она состоит из семи энергетических центров, называемых чакрами. Наше тело представляет собой универсальный контейнер, в котором накапливаются подавленные и вытесненные эмоции, что оборачивается всевозможными «зажимами», блоками, преградами на пути нормальной циркуляции энергии.
Каждая клетка нашего организма реагирует на наши мысли и слова. И наше тело обычно ведет себя в соответствии с нашим образом мыслей. Но тело пытается говорить с нами, подсказывать нам, а мы этого не замечаем и продолжаем создавать и накапливать болезни. Поняв же язык тела, мы сможем обеспечить себе стабильное здоровье и долголетие. Задача человека - не позволить своему телу одержать верх над собой, и тогда появится возможность духовно возвыситься над материальным. Все это достигается с помощью соответствующих методов. К таким методам относятся терапия Райха, биоэнергетика, рольфинг, первичная терапия, метод Александера, структурная интеграция и другие методы.
Вильгельм Райх выявил, что защитная реакция организма выражается в напряжении мышц (создании «телесной брони», например, сутулость, стесненном дыхании).
Нарушения в двигательной системе диагностируются принятия напряженных поз, таких как арка Лоуэна. Упражнения по Лоуэну освобождают от примитивных эмоций и т.д.
Метод Александера - это исследование привычных поз осанки и изменение их путем соответствующих психических установок.
«Первичная терапия», созданная Артуром Яновом, направлена на освобождение от тех эмоций, которые были заблокированы в раннем детстве.
Вообще говоря, телесная терапия - это альтернатива чрезмерно рассудочным групповым методам.
Райх считается основателем того, что можно назвать ориентированной на тело психотерапией. Он утверждал, что во всех живых организмах присутствует особая жизненная энергия, и эта энергия составляет биологическую основу фрейдовского либидо, и что посредством восстановления нормального тока энергии организма можно лечить различные болезни. Его терапия состоит в разрушении «панцирей», возникающих при отсутствии свободного тока энергии в теле. При этом используются средства трех видов - глубокое дыхание, прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (защипывание, массаж), а также вербальный эмоциональный контакт (с органами тела). Таким образом, В. Райх проводил определенную связь между болезнями, мышечными зажимами и скрытыми эмоциями.
По мнению Райха, несчастные случаи с нами не случайны, они провоцируются нами же. Подсознательные импульсы, формирующие систему наших убеждений, буквально притягивают к нам несчастья. Действительно, с одними постоянно случает что-то, в то время как другие проживают жизнь без единой царапины. Несчастный случай- это всегда агрессия против самого себя.
Итак, причиной того, что происходит вокруг нас и внутри нас, всегда бывает наше Я.
Терапия по Райху снимает сковывающий панцирь, заблокированная энергия обретает свободу, что активизирует наши психологические ресурсы. Освобождение от панцирей делает личность «совершенным продуктом», что и определяет по сей день интерес к методам Райха.
В последнее время вновь усилился интерес к методу Александера как к части общей телесной терапии. Александер подчеркивал единство тела и психики, делая акцент на изучении привычных поз и осанки. Он утверждал, что человеческий организм есть единое целое, и деформация одного органа негативно влияет на все тело. Лечение одного недуга принесет лишь временное облегчение, так как многие наши беды обусловлены нашими плохими привычками. Привычка - это наш личный способ реагирования на все, что нас окружает, и привычные нам позы не обязательно безупречны.
Описанный метод направлен на торможение одних рефлексов и освобождение других, что изменяет позы и облегчает движение. Метод включает в себя коррекцию психических установок и физических привычек.
Наряду с описанными методами телесной терапии может использоваться рольфинг (по имени основателя метода - Иды Рольф). В отличие от биоэнергетических методов рольфинг предполагает скорее физические причины срывов и дисфункций в организме, чем психологические. Терапия здесь, в основном, - глубокий массаж, физическое вмешательство. Считается, что определенные части тела связаны с определенными видами эмоций. Поэтому эмоциональная разрядка обычно вызывается жестким массажем соответствующей части тела. Рольфинг должны проводить только опытные специалисты.
2.2 Тренинг самосовершенствования
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь... (Н.Заболоцкий)
Девиз этого тренинга: полюби себя, познай себя, измени себя!
Главное в этом тренинге не развитие отдельных психических качеств (памяти, внимания, воображения), а воспитание того внутреннего человека, который ими пользуется.
Тренинг дает возможность изменить себя и свою жизнь с помощью синтеза методов и техник на уровне сознания и подсознания, перестать быть жертвой обстоятельств и стать творцом собственной судьбы. Тренинг проходит в различных формах - психологические и ролевые игры, упражнения, дискуссии, мини-лекции, управляемые визуализации и групповая деятельность.
Зачем приходят на тренинг личностного роста? Затем, чтобы получить ответы на вопросы: как спастись от обыденности жизни? Как избавиться от скованности? Все есть, а счастья нет - почему? Почему болит душа?
Дело в том, что человек рано или поздно догадывается о своем назначении. Догадка о себе, предощущение своего истинного и есть, видимо, главное в нашей жизни. Оно проявляется в неосознанных желаниях, иногда очень сильно. Недаром фраза «Познай себя» была высечена над входом в святилище Апполона в Дельфах. Изотерические учения всегда пытались ответить на главный вопрос - кто мы, в чем наша сущность, наше предназначение. Методы, используемые на тренингах личностного роста, могут открыть каналы интуитивного восприятия.
Л. К. Аверченко приводит специальные упражнения, используемые на таких тренингах. Приведем некоторые из них. Например, упражнение «Мой герб». Суть его такова. В старину был обычай изображать на воротах замка. На щите рыцаря родовой герб и девиз - краткое изречение, которое выражает кредо или цель деятельности владельца. На занятиях, таким образом, предлагается нарисовать личный герб, отражающий его жизненное кредо, отношение к себе и миру. Дается на это 10 минут.
После этого все рисунки раскладываются в круг, и каждый пытается угадать, кто и какой герб нарисовал. Затем собираются и обмениваются мнениями. Желательно по ходу тренинга работать над совершенствованием гербов. Делая их более четкими и действительно отражающими главные жизненные установки каждого. Возможно, что в конце дня участники смогут создать герб своей группы, зафиксировав на нем принципы взаимоотношений в ней. Изображение герба заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Ценность этого упражнения в том, что поиск ответов на эти вопросы позволяет участникам более четко осознать цели своей жизни. Невербальный способ ответов на эти вопросы также способствует их осмыслению.
Упражнение «Оцени свои возможности».
Каждому участнику тренинга предлагается трезво оценить свои возможности, выделить главные цели на данном этапе его жизни. Все результаты этих самоанализов должны обсуждаться в группе.
2.3 Тренинги личностного роста
Живой человек - не здание, для которого должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы личностного роста можно начинать одновременно с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительного времени.
Формирующаяся личность начинает настоящую жизнь, по сравнению с которой предшествующая может показаться лишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутробным периодом развития.
Личностный рост требует применения множества методик психологического воздействия, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности и на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное объединение с ним.
Интересен метод Хозе Сильвы, который сказал следующее:«Не позволяйте ни первой неудаче погубить вас, ни первому успеху разорить вас».
Много веков люди задавали вопрос: почему некоторые работают гораздо успешнее остальных? Ответ на этот вопрос нашел Хозе Сильва штат Техас, потратив на исследования более двадцати лет. Он установил, что каждый человек обладает внутренней силой, позволяющей достигнуть всего, что он пожелает
Особенность метода Сильвы заключается в том, что он учит человека думать в расслабленном состоянии и в том же состоянии использовать технику самопрограммирования на достижение поставленных целей. Человек находится в полном сознании и полностью контролирует себя, остается ментально активным, не зависящим ни от какого внешнего воздействия.
Как же люди добиваются преуспеяния? Все дело в том, что они умеют мобилизовать как левое, «логическое», полушарие мозга, так и правое, «творческое и интуитивное», полушарие. Умеющие пользоваться обоими полушариями мозга начинает делать то, что раньше казалось чудом.
Для того чтобы «включить» полушария, необходимо мыслить на альфа-волнах, т.е. когда частота волн замедляется на половину по сравнению с бодрствованием. Альфа-ритмы в десять раз интенсивнее, чем бета-ритмы.
Альфа-ритмы и так самые интенсивные среди мозговых волн, но они еще и наиболее действенны при перепрограммировании глубинных уровней сознания.
Бодрствующий мозг производит от 14 до 21 энергетической пульсации в секунду. Исследователи называют это бета-уровнем. Большую часть дня мозг работает с частотой около 20 Герц. Когда человек засыпает, мозговые пульсации замедляются.
Оказывается, альфа-уровень идеален для мышления. Но обычный человек на этом уровне попросту засыпает. Вместе с тем человек сможет сознательно мыслить на альфа-уровне и мобилизовывать недостающую ему прежде мощь своего разума, если научится мыслить обоими полушариями мозга.
Мозг во многом похож на компьютер, который накапливает информацию, чтобы затем выдавать ее. И если мозг правильно запрограммировать, он может использовать всю информацию для решения любых задач.
Левое полушарие мозга, «ведающее» логически рациональным мышлением, должно понимать все и находить всему объяснение, правое полушарие «ведает» воображением, интуицией, оно видит узоры и форму, оно ценит искусство и музыку, видит лес, тогда как левое - лишь деревья.
Большинство людей пользуются левым, логическим полушарием, практически игнорируя ментальные ощущения. И наша задача - научиться использовать оба полушария.
Метод предполагает выдачу ментальных команд в расслабленном состоянии, когда мозговые импульсы переходят на альфа-уровень и мозг пульсирует несколько раз в секунду.
Сильва обнаружил, что только один человек из десяти мыслит на альфа-уровне, а действует на бета. Единственный способ достичь высших результатов - научиться думать на альфа-уровне, как это делает «один из десяти».
Релаксация - это первый шаг к тому, чтобы заставить свой разум «пересечь среднюю точку». Метод Сильва - это программа стимуляции мозга без каких-либо нежелательных эффектов.
Хозе Сильва предлагает выполнить следующие упражнения:
Удобно сядьте в кресло и закройте глаза. Любая позиция хороша, если она удобна.
Сделайте глубокий вдох, и, выдыхая, расслабьте тело.
Считайте в обратном порядке, медленно от 50 до 1.
Представьте себе какое-нибудь тихое местечко, какое вы знаете.
Скажите мысленно: «День за днем во всех отношениях мне становится лучше, лучше и лучше».
Напомните себе, что, когда вы откроете глаза на счете 5, вы почувствуете себя очень бодрым, лучше чем прежде. Когда достигнете счета 3, повторите это, и когда откроете глаза, подтвердите это еще раз («Я в полном сознании, я чувствую себя лучше, чем прежде»).
2.4 Коммуникативные тренинги
Широко используютсякоммуникативные тренинги.Коммуникативный тренинг- это процесс обучения, направленный на осознание, актуализацию, формирование и совершенствование личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерами. Это обучение умению строить процесс общения, учитывая состояние, интересы и цели клиента, коллеги, коллектива. На коммуникативном тренинге преследуются цели:
Дать представление об основах коммуникации.
Выявить, осознать, сформировать и практически отработать коммуникативные навыки.
Сформировать команду с целью повышения качества и эффективности ее последующего взаимодействия.
Осознание участниками закономерностей делового общения, определяющих его эффективность при сотрудничестве с партнерами.
Формирование и отработка навыков: установления контакта; активного слушания; аргументации; эмоциональной регуляции в процессеобщения.
Осознание каждым участником группы его сильных сторон и ресурсов в сфере делового общения.
Коммуникативный тренинг может проходить по такой схеме:
Знакомство (объединение группы), обсуждение целей тренинга и правил групповой работы.
Речевой блок: отработка вербального аспекта коммуникации с партнерами.
Блок работы на формирование необходимого доверия в процессе коммуникации.
Формирование моделей поведения, гибкости в процессе коммуникации для достижения конечного результата в различных ситуациях.
Невербальный блок: использование невербального аспекта коммуникации для повышения эффективности процесса общения.
Коммуникативный тренинг может проходить в форме мини-лекции, дискуссии, специализированные игровые упражнения, деловые и ролевые игры, краткое консультирование в ходе специальных упражнений, релаксационные и ментальные сессии, рефлексия для осознания, приобретения и развития необходимых практических навыков.
Практические результаты тренинга:
Результаты тренинга могут быть значительными для организации в целом, так как могут иметь весомое практическое значение:
Отработка моделей поведения в различных ситуациях взаимодействия с клиентами и внутри коллектива.
Формирование общего видения и сплочение коллектива.
Улучшение межличностных отношений в среде участников, отношений с партнерами.
Участники тренинга смогут получить следующие результаты:
Повышение успешности в профессиональных и личностных контактах.
Осознанное отношение к процессу и этапам контакта с партнерами.
Отработка навыков активного слушания и ведения разговора.
Психологи утверждают, что в деле самосовершенствования необходимым является условие позитивного мышления человека. Позитивность должна быть во всем: в наших мыслях, делах, манере общения. Позитивное утверждение - это утверждение о том, чего вы хотите, а не о том, чего вам не хотелось бы. Негативное мышление вызывает негативные эмоции как собственные, так и окружающих. Негативизм блокирует положительную энергию, приводит к неуспеху. Позитивный человек обязательно успешен. С такими людьми хочется иметь дело.
Заключение
В моей работе приведены основные правила, на которых базируется проведение тренингов, в первую очередь - групповых. Рассмотрены основные виды тренингов, их классификация проведена по их содержанию и цели.
Нет сомнения, что формирование личности, овладение искусством общения, выработка стратегии влияния и положительное мышление - полезны и важны для достижения успеха. Но все-таки они вторичны. Нельзя целиком положиться на технику, во-первых, в формировании имиджа многое зависит от базовых качеств личности, которые за время тренинга не выстроить. Без упорной, день за днем работы, нельзя приобрести глубокие познания в интересующей области, развить ум, стать первоклассным специалистом, и, таким образом, создать положительный имидж.
Многочисленная литература и специальные тренинги, предлагаемые сейчас, почти целиком посвящены созданию социального имиджа, механизму действия и способам быстрого восстановления - своего рода скорой медицинской помощи. Но всё же я думаю, что эти средства хороши в качестве пожарных мер. Особое внимание должно уделяться фундаментальным свойствам личности, которые традиционно считаются залогом успеха - честность, скромность, верность, умеренность, справедливость, терпение, трудолюбие, и то, что получило название «золотого правила нравственности»: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Основные требования к тренингам как групповым формам психологических занятий. Содержание, цели и направленность группы тренингов саморегуляции, личностного роста, самосовершенствования и коммуникативных тренингов. Практические результаты тренинга.
контрольная работа , добавлен 21.12.2010
Общая характеристика основных видов и подходов к классификации социально-психологических тренингов. Особенности, принципы организации и успешной работы тренинговых групп. Сравнительный анализ социально–психологического и психотерапевтического тренингов.
реферат , добавлен 24.11.2010
Определение понятия и общая характеристика психологических тренингов. Изучение значения и особенностей применения активных групповых методов воздействия. Проведение систематизации видов психолого-терапевтических и социально-психологических тренингов.
реферат , добавлен 05.10.2015
Основные виды стресса. Стрессоустойчивость, личность и ее характеристики. Принципы проведения тренингов. Правило наивысшей активности. Роль стресса в деятельности менеджера. Принцип персонификации высказывания, отсутствия критики и доброжелательности.
курсовая работа , добавлен 23.05.2010
Классификация социально-психологических тренингов как одной из областей применения активных групповых методов. Категории активных групповых методов. Группы трансактного анализа и бихевиористской терапии. Основные цели социально-психологического тренинга.
реферат , добавлен 15.08.2010
Цель психологических тренингов. Осознание и вербализация проблемы. Правила работы в группе. Построение занятий, предлагаемые упражнения по развитию адекватного представления о себе, обучению навыкам уверенного поведения, работе с "внутренним ребенком".
методичка , добавлен 23.10.2009
Понятие и сущностные признаки социально-психологических тренингов. Производственные (управленческие), учебные, исследовательские и диагностические (аттестационные) виды деловых игр. Психолого-дидактические принципы их применения в учебном процессе.
контрольная работа , добавлен 17.02.2015
Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Проблема тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции школьной дезадаптаци. Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.
курсовая работа , добавлен 19.01.2011
Классификация эффектов социально-психологического тренинга и проблема изучения их долговременности. Этические проблемы применимости результатов вне тренингового пространства. Определение роли ведущего занятий и особенности отбора участников группы.
реферат , добавлен 16.08.2010
Типология кризисов личности и их преодоление. Психологические особенности переломных моментов профессионального становления и факторы, влияющие на них. Краткий анализ интерпретации различных расстройств личности. Проведение психологических тренингов.
Внешнее отражает внутреннее.
Имидж
Первое, на что мы обращаем внимание при встрече с человеком, и что формирует самое стойкое впечатление о нем - это его внешние проявления, или имидж.
Современный словарь иностранных слов определяет имидж так: Image (англ.) - имидж, отражение (в зеркале), подобие, копия, образ, изображение (внешности предмета)< лат. Imago, род.п. imagines - изображение, портрет; образ, подобие; отражение; мысленный образ, того же корня, что imitari - подражать; изображать и aemulus - подражающий, воспроизводящий».
То есть имидж - это, прежде всего, образ, отражение, подобие. И вовсе не случайно это явление занимает в жизни современного человека достаточно заметное место. Все с чем мы сталкиваемся в реальной действительности, все, что нас окружает в нашей повседневной жизни, что мы воспринимаем нашими пятью органами чувств, откладывается в нашем сознании в виде образов. Эти образы автоматически встраиваются в нашу систему мировосприятия, обеспечивая возможность нашего взаимодействия с окружающим миром.
Другими словами, все, что существует реально, включая нас самих, имеет символический эквивалент в нашем сознании, моделирующем окружающий мир для информационного обеспечения процесса принятия решений о способах взаимодействия с ним. По мнению имиджмейкера Алины Глуховой: «Имидж - это единство: внутреннего и внешнего, сознательного и стихийного, духовного и телесного. Это средство самопознания, символическое выражение «Я».
Таким образом, имидж человека: стиль одежды, который он выбирает, фасон и силуэт, фактура и качество тканей, обувь, аксессуары и даже цветовая гамма, рассказывает нам о человеке и его способах взаимодействия с миром. О том, как он на самом деле относится к себе: своей жизни и своему здоровью, к миру в целом. Мы можем узнать по имиджу человека о том, что творится в его Душе, о его настроении и внутреннем состоянии. Причем независимо от того, какую роль человек пытается играть.
В качестве примера возьмем знаменитое «маленькое черное платье» Коко Шанель, считающееся символом чувственной элегантности и истинной женственности. Знаменитая Габриель Бонер Шанель была, возможно, одной из самых важных фигур в истории моды XX столетия. Ее влияние на высокую моду было настолько сильным, что ее единственную из мира моды журнал «Times» внес в список ста самых влиятельных людей ХХ века. Но давайте посмотрим на «творение» великого модельера внимательнее. Издревле, практически во всех индоевропейских культурах использования черного цвета в одежде избегали. Черный всегда был цветом похорон, символом смерти и вдовства, и трактовался как плохой, злой, порченый, приносящий несчастье. Современная наука о психологии цвета считает, что черный - угнетает, символизирует смерть, траур, депрессию. Единственные, кто на протяжении столетий применяют его в своей одежде - священники и монахи, которые, согласно христианской доктрине, «умирают» для мира.
Итак, что же создала «великая» Шанель? Фасон платья для коктейля, по идее, демонстрирует мужчине, что перед ним не просто женщина, но потенциальная возлюбленная. Стиль такого платья призван вдохновлять мужчину на установление близких отношений, но при этом, платье имеет черный цвет, символизирующий смерть и траур. Перед нами яркий пример, так называемой социальной шизофрении, благодаря которому, вместо возлюбленной мы получаем образ «Черной вдовы». Стоит ли удивляться женщинам, дефилирующим в подобных нарядах, и демонстрирующим свои «смертельные наклонности», что все их попытки наладить серьезные отношения с мужчинами либо не удаются, либо оканчиваются трагично. Принимая во внимание судьбу модельера - все логично. Как известно, у Шанель так и не сложилась личная жизнь. Несмотря на множество романов, она не вышла замуж и не стала матерью.
Так как же происходит выбор того или иного образа, который мы предъявляем миру? На чем он основывается? Ответ - в древней мудрости, которая гласит - «Внешнее отражает внутреннее». Имидж мужчин и женщин, провоцирующий мир на определенное к ним отношение, строится не на моде (она лишь симптом конкретного времени), но на их собственном внутреннем мире, бессознательных желаниях и доминирующем архетипе, закодированном в имени.
Имя - это универсальный код для самопознания. В нем зашифровано знание о принципах создания успешного или неуспешного образа своего носителя. Имя человека формирует его судьбу и внутреннее содержание, диктует все его внешние имиджевые проявления и дает ключи к пониманию того, как сделать жизнь человека более здоровой и счастливой.
Более того, в именах сокрыты образы мужской и женской природы.
Имя и гендер
В мужских именах заключена изначальная природная сила мужественности, направленная вовне, в социум. Она дает возможность совершать изменения в окружающем мире, действовать активно, конструктивно, созидательно, но иногда - при неправильном ее использовании - и разрушительно. У силы мужественности есть некоторый частотный диапазон. Сегодня, благодаря древним сказочным сюжетам, которые собрали и обобщили в Санкт-Петербургском Институте Сказкотерапии, нам известны такие силовые векторы или архетипы мужественности как Воин, Монарх, Купец, Крестьянин, Философ, Монах, Раб и Шут.
В женских именах заключена изначальная природная сила женственности. Ритм этой силы можно воспринять только чувствами. Архетип женственности несет в себе принцип изменчивости и особую вибрацию - вибрацию любви. Эта сила, или энергия направляется внутрь, и оказывает влияние на мысли и чувства, качество отношений, мироощущение. Также энергия женственности направляется и на внешние объекты. Это предметы, люди, растения, животные, и различные сферы деятельности. Благодаря такому влиянию вокруг внешних объектов формируется особая среда умиротворенности и любви. У силы женственности есть три вектора, или три ипостаси, через которые она себя проявляет: архетип Матери, архетип Возлюбленной, архетип Хранительницы. В каждом имени они реализуются по своему. Мать-Ольга и Мать-Татьяна, Возлюбленная-Ольга и Возлюбленная-Татьяна, Хранительница-Ольга и Хранительница-Татьяна - будут проявлять особенности этих архетипов по-разному, исходя из своих имен.
Имя является хранителем природных судьбоносных архетипов человека, его образа, который он демонстрирует миру.
С определенной долей условности можно сказать, что природная сила имени, его архетипика, организует психическую структуру человека, формирует его пол, внешность, манеру одеваться и т.п. Наши исследования показали: если в имени человека доминируют архетипы противоположного пола, то они, как правило, негативно влияют на его судьбу. Доминирование женских архетипов в имени мужчины гасит его мужскую природу, перенастраивая носителя имени на свой лад. То же относится и к именам женщин: присутствие и доминирование мужских архетипов блокирует их изначальную природу, превращая женщин в мужеподобные существа. Это связано с тем, что природная сила извлекается только из архетипа своего пола. Мужские архетипы - носители мужской силы, женские архетипы - женской.
Имидж-терапия
Итак, выбор имиджа, основывается на доминирующих архетипах, которые представлены в имени. Известно, что внешнее и внутреннее в человеке - неразделимо, и если он решил изменить что-то в себе, во взглядах на жизнь, то это обязательно отразится и на его внешности. Верно и обратное. Желание измениться говорит о каком-то внутреннем кризисе, разрушении старого уклада жизни, не обязательно кардинальном, но, так или иначе, направленном на развитие личности.
Значит ли это, что нет особого различия, с чего начинать новый этап в своей жизни - с обновления гардероба или психологических тренингов и самоанализа?
На первый взгляд да, но все зависит от того, чего мы ждем от своих действий и насколько серьезны причины, побудившие нас к изменениям.
Если женщина, у которой не складывается личная жизнь, решила радикально сменить содержимое своего платяного шкафа, и надеется после этого сразу же встретить мужчину своей мечты, то результат ее, скорее всего, серьезно разочарует. Многим знакома ситуация, когда купленная юбка через пару дней уже не нравится, и, кажется, не подходит ни к одной вещи в гардеробе, а ее цвет кажется кричащим до неприличия. В результате складывается впечатление, что проблема неразрешима.
А объясняется все просто: изменения были предприняты исходя из старого состояния, без осознания того, что именно мешает жить, и требует коррекции.
Действительно, если внешнее есть отражение внутреннего, то вполне справедливо предположить, что, внося определенные изменения во внешнее, мы можем скорректировать и внутренний мир, то есть добиться терапевтического эффекта. Но для начала необходимо увидеть, что конкретно мы хотим изменить в себе, и что собираемся получить в результате. Сделать это возможно, с помощью изучения имиджа через призму имени человека. Этим и занимается именная имидж-терапия.
Мы уже говорили, что имидж транслирует истинные природные желания человека, которые содержатся в имени. Таким образом, понять и повлиять на них возможно, только если человек слышит и знает себя, если он раскрыл свои именные судьбоносные коды. Например, мужчина с именем Х желает достичь успеха в бизнесе, проявить архетип воина, завоевать пальму первенства в борьбе с конкурентами. Но, анализ его имени выявляет следующее: архетипы Воина и Купца, так необходимые деловому человеку, вообще не представлены, есть архетип Крестьянина, Раба и женские архетипы. Сквозь эти коды имени и преломляются желания мужчины, которые просто недостижимы при таком раскладе. И как бы он ни старался выглядеть и действовать как настоящий бизнесмен, дела его не пойдут в гору, пока не будет создан новый успешный имидж, исходя из ресурса, сокрытого в кодах его имени.
Здесь важно понимать, что именная имидж-терапия не изменяет человека (для этого необходимо сменить имя), а, понимая связь между внешними атрибутами имиджа и именными архетипами, корректирует их проявления, или меняет полярность, исходя из задач, которое несет имя. Так мужчина может желать встретить истинную женщину, создать семью, воспитать много детей, но при этом его имя позволяет ему проявляться в мире, только как Воину, для которого женщина - всего лишь трофей. Естественно, что, пока опираясь на его имя, не будут найдены и активизированы образы Крестьянина и Монарха, «та самая» женщина в его жизни не появится.
Другой пример. Женщина с именем Y мечтает стать хорошей матерью, но в кодах ее имени доминируют мужские архетипы, определяющие ее имиджевые предпочтения: брючные костюмы, короткую стрижку и т.п. Получается, что декларируемое ею желание не выражается в образе, который она предъявляет миру, а напротив «глушится» им. И, значит, мечта останется только мечтой, так как имидж мужчины, в котором она пребывает, не способен в ней пробудить силу архетипа Матери.
Более того, имя женщины может быть представлено преимущественно женскими архетипами, но это не означает, что оно сбалансировано. Как правило, какой-то из архетипов берет верх и начинает занимать доминирующее положение. Например, архетип Матери. Он может быть представлен в имени так сильно, что женщина станет проявлять себя только в соответствии с ним, и если она захочет реализовать себя как Возлюбленную, то ей это не удастся. Вместо мужчины-возлюбленного, она обязательно притянет к себе мужчину-сына, которому нужна, прежде всего, мать, а не женщина.
Задача имиджа, с точки зрения именной имидж-терапии, в том и состоит, чтобы пробуждать энергию природного архетипа, присутствующего в имени, в соответствии с необходимостью.
Именные коллекции
Актуальность появления именной имидж-терапии, и особенно такого ее инструмента как создания именных коллекций особенно понятна, если, например, присмотреться к тому, как современные родители одевают детей.
Судя по всему, при выборе нарядов для своих чад, они опираются вовсе не на природные архетипы. Сегодня стиль жизни, особенно в отношении одежды, диктуют телевидение и популярные издания. Кинозвезды, фотомодели и другие знаменитости стали образцами для подражания. Решающим фактором выбора становятся «престижные», а не полезные для психического и физического здоровья вещи. Такая искусственность нарушает все законы природы и воспитания здоровой и гармоничной личности. Ребенок, вместо того, чтобы напитываться здоровыми проявленными природными образами, копирует искусственные и искаженные образцы, которые ослабляют его природную силу жизни, или, иначе говоря, - разрушают его Я.
Это действительно серьезная проблема, принимая во внимание, что для ребенка внешний мир, представленный через одежду - это также инструмент полового воспитания. Необходимо с самого детства успеть грамотно «застроить» будущее своего ребенка, особенно в возрасте 3, 5, 7 и 12 лет. Это базовые точки формирования психической структуры ребенка и его пола, это точки перехода. Здесь важно помочь ребенку сделать правильный выбор в пользу своего пола, своего жизненного пути. Поэтому не стоит рядить трехлетнего мальчика в девочку, это неминуемо отразится на его половой идентификации. Чем больше имидж ребенка соответствует плюсовым аспектам архетипов, которые представлены в его имени, тем больше жизненной силы он получает на пути своего развития, реализации возможностей и природного таланта. Но верно и обратное. Например, если в имени девочки начинают доминировать мужские образы, мешающие ее становлению как женщины, это неминуемо отразиться и на ее образе восприятия мира и самой себя. В таком случае, справедливо будет влиять на эту «отрицательную» мужскую составляющую ее имени, корректируя имидж девочки с помощью одежды, подобранной или сшитой с учетом ее имени. Речь может идти не просто об отдельных предметах гардероба, но и работе по подбору цвета, кроя, фактуры, словом создании «Именной коллекции» для раскрытия женственности. Или мужественности, если речь идет о мальчике.