Что заставит сотрудников работать с полной отдачей? Привыкла работать с полной отдачей Работе но в той самоотдаче.
Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
Партнеры ТПУ
Привыкла работать с полной отдачей
Всегда приятно встретить человека, беззаветно преданного любимому делу и полностью отдающего себя работе. Чувство долга и невероятная самоотдача - главные качества старшего научного сотрудника проблемной научно-исследовательской лаборатории электроники, диэлектриков и полупроводников (ЭЛТИ), доктора технических наук Татьяны Викторовны Фурса.
Вот уже более тридцати лет, начиная с 1975 года, она изучает природу и сущность явления преобразования энергии механического возбуждения в энергию электромагнитного поля на структурных неоднородностях и дефектах в композиционных диэлектрических материалах и, несмотря на достигнутые результаты, считает, что точку ставить рано. В 2006 году она защитила докторскую диссертацию по теме \"Механоэлектрические преобразования в композиционных диэлектрических материалах\", в которой на основе большого экспериментального материала изучена физическая природа явления механоэлектрических преобразований и разработан новый метод неразрушающего контроля ряда структурных и механических характеристик композиционных диэлектрических материалов, аналогов которому не существует.
Такой метод, использующий в качестве механического воздействия импульсное упругое возбуждение, не вредит готовым изделиям, но более чувствителен к внутренним неоднородностям материала по сравнению с широко известными акустическими методами. Неразрушающий метод определения механической прочности композиционных диэлектрических материалов запатентован и опробован в условиях производства.
На сегодняшний день разработка метода неразрушающего контроля практически завершена. Новый метод еще не адаптирован к условиям производства и не сертифицирован, но в ближайшее время изобретатели готовы приступить к изготовлению приборов для измерения механических характеристик материалов. Как пояснила Татьяна Викторовна, для решения каждой конкретной задачи, например, для определения дефектности или качества контакта компонентов в композиционных материалах, необходимы разные приборы.
В процессе исследований мы работаем на оборудовании, которое измеряет много параметров, а на практике для определения конкретной характеристики материала требуется замер какой-то одной величины, поэтому необходимо изготавливать прибор для каждого случая свой. Это, при имеющейся в настоящее время элементной базе, будут компактные приборчики, не больше мыльницы.
В научной группе, руководителем которой является Татьяна Викторовна, изучают композиционные строительные материалы, поэтому новое изобретение должно заинтересовать, в первую очередь, фирмы строительной индустрии.
Мы работаем на строительных материалах. Эти материалы широко используются в важных конструкциях, которые подвержены большим нагрузкам и в процессе эксплуатации могут разрушаться. Поэтому необходимо проводить входной и текущий контроль этих крупногабаритных сложных изделий. Наше изобретение и поможет осуществлять такой контроль. Это будет недорогой и доступный прибор, который строительные организации смогут приобрести.
Однако прежде чем выпускать прибор на рынок, необходимо провести его апробацию в условиях производства. Это позволит выявить потребности покупателей и устранить недочёты.
Как и многим другим женщинам, Татьяне Викторовне приходится совмещать обязанности матери и научного сотрудника. Дочь старается помогать по хозяйству, но в связи с обучением в медицинском университете возможностей для этого у нее мало, поэтому большая часть забот ложится на плечи матери. Она уверена, что с такой непростой ситуацией сталкивается большинство женщин, делающих карьеру.
Для женщины, которая имеет семью, но не имеет домработницы, любая профессиональная деятельность сложнее, чем для мужчины. Особенно когда занимаешься наукой. Ведь научная проблема всё время в голове, и даже занимаясь домашними делами, ты волей или неволей возвращаешься к ней. Иногда удаётся найти решение задачи именно за домашними хлопотами.
В беседе Татьяна Викторовна призналась, что привыкла работать с полной самоотдачей, поэтому считает себя трудоголиком. Чувство невыполненного долга или неоконченное дело не дают ей покоя, и она большую часть времени отдаёт работе. То, что остается, тратится на домашние дела, а на отдых времени практически нет. Если удается выкроить свободную минутку, Татьяна Викторовна берет книгу и погружается в мир литературы. По её словам, она выбирает книгу в зависимости от настроения: произведения Гумилёва соседствуют на полке с детективами Устиновой. Конечно, бывают и встречи со старыми друзьями, и лыжные прогулки, но чтение - это любимое занятие.
Татьяна Викторовна требовательно относится к своей работе. Она сама проводит значительную часть экспериментов, но большую часть рабочего времени, конечно, затрачивает на разработку направлений исследования, методов решения научных задач, анализ полученных результатов и написание статей.
Я люблю сама проводить эксперименты, по ходу дела анализировать полученные результаты, вносить коррективы и дополнения. Если поручить эксперимент студентам или помощникам с небольшим опытом работы, то они часто выполняют всё по шаблону, не обращая внимания на детали.
Тем не менее, Татьяна Викторовна постоянно привлекает студентов к научной деятельности. Под её руководством защищено более тридцати дипломов.
Сегодня очень сложно привлечь молодёжь в науку. Молодые люди стали более прагматичными, они стремятся получить всё и сейчас, а научная деятельность - это работа на перспективу, которая приносит небольшой доход. Поэтому некоторые уходят с полпути, жалко, но это их выбор. Я считаю, что молодежь надо поддерживать материально, и тогда она будет заниматься наукой и возрождать её. Кадры стареют, а нового поколения учёных мало.
Для самой Татьяны Викторовны наука сродни наркотику - чем больше занимаешься, тем глубже затягивает. От этой деятельности не так просто отказаться, поэтому она не видит себя вне науки и собирается довести до конца разработки по неразрушающим методам контроля и создать приборы для производства. Есть ещё ряд научных вопросов, которые требуют решения и доработки.
Так что... всё ещё - впереди!
Лариса БОГОМАЗОВА.
Такое явление, когда трое сотрудников работают как четверо, принято называть синергетическим эффектом. Применительно к управлению персоналом его можно изобразить математической формулой: 1 + 1 + 1 > 3. Достичь такого результата можно разными способами. Но прежде, чем мы их рассмотрим, давайте примем две аксиомы - два исходных положения, которые будут определять пути и способы достижения наших целей.
Две аксиомы руководителя
Аксиома 1. Руководитель стремится создать такие условия, чтобы каждый сотрудник работал с полной отдачей в соответствии со своими профессиональными и личностными качествами. Эта аксиома необходима для того, чтобы исключить ситуацию, когда двое работают как 2,5 (то есть «и за себя, и за того парня»), а один в полсилы.
Аксиома 2. Руководитель стремится согласовать цели отдельной личности (сотрудника) и цели организации, то есть сделать так, чтобы система мотивации, постановки целей, контроля и оценки строилась по следующему принципу: при достижении целей организации достигаются цели отдельных личностей.
Рассмотрим необходимость второй аксиомы подробнее. Допустим, у компании есть свои цели. У личности тоже есть свои цели, и поэтому она идет работать в эту организацию. Организация (ее руководитель) может исходить из следующего принципа: «Какая мне разница, что там хочет эта личность, мне нужно задачи решать». Подход: «Иди и делай, не нравится - до свиданья!». Будет ли такой подход давать хорошие результаты, будет ли 1 + 1 + 1 > 3? Да, такие ситуации известны. Однако в длительной перспективе возникает опасность потерять амбициозных сотрудников и остаться с группой одних лишь исполнителей.
Можно исходить из противоположного принципа: «У меня такие хорошие сотрудники, мы с ними живем, как одна семья, бог с ними с целями, зачем они вообще?». Подход: «Сделаю так, чтобы мои люди были довольны, результат будет». Этот подход также может быть эффективным, но до тех пор, пока компания совсем маленькая. Стоит коллективу перевалить за 20-25 человек, и управлять конфликтами, поддерживая отношения дружбы и сотрудничества, станет значительно сложнее.
Поэтому эффективному руководителю в достижении целей необходимо руководствоваться так называемой концепцией согласования и учитывать интересы как организации в целом, так и отдельной личности. Принцип эффективного руководителя: «При достижении целей организации достигаются цели отдельных личностей». Подход: «Вы мне результат, я - реализацию вашей личной мотивации».
Посмотрим, можно ли это реализовать на практике. Вспомним о законе Парето. Применительно к управлению персоналом этот закон гласит: существует 20 процентов сотрудников, которые влияют на 80 процентов результата. Вот эти-то 20 процентов и необходимо согласовать в первую очередь. Потому, что, если эти 20 процентов не почувствуют, что при достижении целей организации достигаются их личные цели, они будут работать хуже (терять мотивацию). Таким образом, задача минимум-согласовать 20 процентов сотрудников. Согласитесь, не так и много. Но это даст ощутимые результаты организации и заставит остальных сотрудников стремиться попасть в эту двадцатку.
Чтобы реализовать концепцию согласования, руководителю необходимо знать мотивы личности. Как их выявить, как проанализировать и как использовать в системе поощрений? Поговорим о мотивации и будем использовать наши знания о правилах постановки «правильных» целей и делегировании*.
* -О том, как правильно ставить цели и делегировать задачи, читайте в №1-2, 2005.
Получаем информацию
Как узнать, какие условия работы необходимы сотруднику, чтобы он работал с полной отдачей? «Спросить!» - скажете вы и будете абсолютно правы.
Сложность в том, что спрашивать в открытую рискованно. Представьте себе: руководитель отдела продаж вызывает своего сотрудника и спрашивает: «Скажи мне честно, Игорь, что тебе нужно для работы с полной отдачей?» Пофантазируем над ощущениями Игоря. Первая мысль: «Что-то не так... чем-то недоволен...» Вторая мысль: «Отвечать надо, а что?» Третья: «Сейчас что-нибудь попрошу, это даст, а остальное уже нет...» Вспомним теперь и о руководителе. Например, он получил от сотрудника такой ответ: «Денег в два раза больше, должность директора по маркетингу, свободу в принятии решений и вашего личного помощника в подчинение...» Давать или как?
А теперь серьезно. Ответить на вопрос, что необходимо для работы с полной отдачей, человеку, говоря о себе, трудно. Еще труднее руководителю, получив искренний ответ, отказать в реализации высказанных ожиданий. Вместо мотивации легко получить обратный эффект и заявление об уходе.
Очевидно, нужно использовать другие методы. Например, метод проективных вопросов**. С его помощью можно быстро получить ответ на желаемый вопрос. Условия его применения просты: необходимо задать открытый вопрос (вопрос, предполагающий развернутый ответ) не о самом работнике, а о людях вообще и дать ограниченное время на ответ (не более 20-25 секунд).
** Более подробно о методе проективных вопросов читайте в №9, 2004.
Спросите сотрудника «Что стимулирует людей работать с полной отдачей?», дайте ограниченное время на ответ и вы получите его условия работы с полной отдачей. Ваша задача - получить как можно больше ответов на этот вопрос, потому что каждый из этих ответов является бесценной информацией для принятия решений и инструментом управления этим сотрудником.
Поместите интересующий вопрос в список вопросов любого теста, даже игрового, и сделайте так, чтобы опрашиваемые не догадались о цели и предмете опроса. Например, проведите опрос перед очередной летучкой. Объясните людям, что это короткое упражнение поможет им отключиться от текущих рабочих проблем, снять усталость, подготовить психику к другому виду активности. Задайте участникам вопросы и скажите, что тот, кто даст больше всего ответов, победит в соревновании (можете даже учредить небольшой приз за победу).
Пример
Перед руководителем отдела продаж крупной торговой компании была поставлена задача улучшить результаты работы его подразделения. Для этого руководитель решил выяснить мотивацию сотрудников. Перед очередным отчетным собранием он попросил участников ответить в письменной форме на несколько вопросов:
- Что вам нравится делать больше всего?
- Чем отличается собрание от работы?
- Что стимулирует людей работать с полной отдачей?
- Что общего между клубникой и чесноком?
- Каким должен быть идеальный клиент?
Он произносил каждый вопрос вслух и давал на ответ 20 секунд. Тому сотруднику, который даст наибольшее количество ответов, руководитель пообещал вручить приз. Призом оказались 12 чупа-чупсов (по количеству участников собрания). Карамельки на палочках были торжественно вынесены на блюде победителю. Он, конечно, со всеми поделился. Все смеялись, ели чупа-чупсы, собрание прошло весело и в два раза быстрее.
Интерпретируем ответы
Предположим, вы получили ответы. Теперь их нужно проанализировать с точки зрения возможностей и опасностей для управления, адаптировать к специфике деятельности компании, атмосфере в коллективе, корпоративной культуре, вашей личности как руководителя, должностям и функциям сотрудников. Дополнив этот анализ знанием личностных и профессиональных качеств работников, их предыдущего опыта и анкетных данных, вы сможете: выстроить систему ситуационного руководства, использовать полученные знания при постановке целей, подготовиться к коммуникации при делегировании задач, заложить основу для реализации концепции согласования.
Итак, систематизируем ответы и выделим наиболее важные для руководителя закономерности.
Прежде всего обратите внимание на то, какое количество ответов на вопросы дали ваши сотрудники. Если они успели за 20 секунд дать от трех до пяти ответов, это говорит об их высокой стрессоустойчивости и способности быстро формулировать свои мысли в условиях жесткого ограничения времени.
Далее посмотрите, какие ответы содержат материальный фактор мотивации, а какие только нематериальные факторы мотивации. Как можно использовать эту информацию, покажем на примере. Допустим, на вопрос «Что стимулирует людей работать с полной отдачей?» один сотрудник отвечает так:
- Надежная компания
- Хороший коллектив
- Комфортные условия работы
- Месторасположение
А второй так:
- Перспектива
- Весело
- Креатив
Попробуем предположить, что за люди могли дать такие ответы и где они работают. Первый вариант: женщина, 35-45 лет, бухгалтерия или секретариат, в семье не главный добытчик, перспективы роста не так важны, предпочитает спокойствие, стабильность и комфорт, приятный (похожий на нее) коллектив и офис рядом с домом.
Второй вариант: молодой и амбициозный выпускник престижного учебного заведения, главное, что интересует - возможность проявить себя, видеть перспективу карьерного и профессионального роста, необходим коллектив из подобных ему молодых, веселых людей, область деятельности должна быть связана с креативом (PR, реклама, маркетинг или тому подобное). Деньги тоже достаточно важны.
Каковы сильные и слабые стороны обоих сотрудников? Предположим, что в первом случае все желаемое уже реальность. Отсутствие среди приоритетов таких факторов, как деньги, карьерный рост, самовыражение, интересная работа, дает руководителю гарантии, что сотрудник будет долго и успешно заниматься рутинной работой, не создавая особых проблем. Если при этом профессионализм сотрудника полностью соответствует занимаемой должности, создайте требуемые условия, и вопрос о заработной плате не будет подниматься чаще одного раза в два года.
Второй случай практически противоположен. Сотруднику в первую очередь необходима перспектива и развитие, причем быстро. Наличие среди мотиваторов материального фактора, как ни странно, радует: коммерческая организация ориентирована именно на таких людей. Управляемость деньгами дает компании возможность, привязав материальное вознаграждение к результатам работы, достигать максимальной эффективности этого исполнителя.
Если в первом случае повышение зарплаты не гарантирует работы сотрудника с полной отдачей, то во втором случае, в зависимости от ситуации, руководитель может решать, какой инструмент использовать - материальный или нематериальный: создавать «веселую» атмосферу, показывать перспективу роста, поручать креативные задачи или повышать заработную плату. Значимость материального фактора мотивации позволяет использовать его как универсальный заменитель других мотиваторов (нематериальных).
Обратите внимание: первый вариант ответов не означает, что сотрудник готов работать бесплатно. У него есть очень четкие представления о том, сколько надо платить, чтобы он вообще вышел на работу. Отличие первого сотрудника от второго заключается в том, что материальный фактор не обеспечит работу с полной отдачей.
И последнее. Одним из важных нематериальных факторов мотивации является потребность во внешней оценке. Выделите ответы, которые содержат такую потребность, и ответы, которые не содержат ее.
Во-первых, потребность во внешней оценке может выражаться в необходимости признания со стороны руководителя (ответы, содержащие такие слова, как «одобрение», «признание», «похвала»). Этих сотрудников необходимо поддерживать, хвалить и быть осторожными в критике. Отсутствие позитива со стороны руководителя снижает их эффективность. Они теряются и не знают, хорошо ли выполняют свою работу.
Во-вторых, потребность во внешней оценке может выражаться в необходимости контроля (слова «контроль», «давление», «жесткий руководитель», «оценка»). Таким сотрудникам требуется периодический контроль, давление. Это поддерживает их «в тонусе», стимулирует работать с полной отдачей. Отсутствие давления снижает активность, расслабляет и создает зону «комфорта», из которой сложно выходить самостоятельно.
Сотрудники, в ответах которых вы обнаружите потребность во внешней оценке (признании или контроле),-это люди с внешней референцией. Их необходимо периодически поощрять и (или) контролировать в зависимости от ситуации, так как именно этот нематериальный фактор может стимулировать сотрудника работать наиболее эффективно.
Внутренняя референция проявляется в ответах на проективный вопрос не так очевидно, но склонность к данному типу личности можно предположить уже по отсутствию слов, связанных с оценкой. Люди с внутренней референцией «сами чувствуют (знают), что сделали работу хорошо». Они любят принимать решения сами, без советчиков, они меньше нуждаются в признании извне. Разница в том, что похвала для сотрудника с внутренней референцией не обеспечит руководителю его максимальную эффективность. Здесь нужно использовать другие мотиваторы (например, показать перспективу карьерного роста и развития нашему креативному сотруднику из примера выше).
Итак, мы показали один из способов узнать, какие условия необходимы сотрудникам для работы с полной отдачей. Как действовать руководителю, принимать решения и осуществить концепцию согласования, мы расскажем в следующем номере журнала.
Всем известно, что персонал стоит мотивировать. Для чего? Для того чтобы достигать более высоких показателей в работе организации. Представьте себе, у вас есть три сотрудника, а результат они дают как 18. Неплохо, да? Пусть будет не 18, скажете вы, пусть четыре, но как? Давайте поговорим, как этого можно достичь.
Мини-тренинг по интерпретации ответов на вопрос:
«Что стимулирует людей работать с полной отдачей?»
Сотрудников с внешней референцией необходимо периодически поощрять (контролировать), в то время как сотрудники с внутренней референцией не нуждаются в поддержке извне
Даны три варианта ответов сотрудников:
- творческая задача
- результат
- карьерный рост
- не авторитарный руководитель
2. Одобрение
- вознаграждение
- рост статуса
- карьерный рост
- давление
3. Нормальная з/п
- понимание общих целей
- командный дух
- четкая постановка задач
Задание:
- Проанализируйте ответы сотрудников с точки зрения возможностей и опасностей для управления.
- Кого бы из них вы взяли к себе на работу, а кого нет? Почему?
- Представьте себя на месте руководителя этих людей. Какую стратегию управления и мотивации вы бы избрали?
Ответы на эти вопросы будут даны в следующем номере журнала.
Уже завтра молодежная сборная России матчем с Испанией стартует на Чемпионате Европы в Израиле. Одним из немногих игроков в ее составе, кто в заключительной части российского первенства имел регулярную игровую практику, является голкипер "Краснодара" Александр Фильцов. В интервью официальному сайту РФС он поделился впечатлениями о прошедшем учебно-тренировочном сборе и предстоящем сопернике.
- Насколько атмосфера ЕВРО в Израиле совпадает с тем представлением, которое вы имели, находясь в Краснодаре и Москве?
- Это действительно неординарное событие, которое может быть раз в жизни. Когда приехали в Израиль неделю назад, появился предтурнирный настрой. Ну а сейчас, уже в преддверии матча с Испанией, ожидание с одной стороны праздника, а с другой - тяжелейшей борьбы только возрастает. Концентрируемся теперь исключительно на завтрашнем матче, все остальное уходит на второй план.
- Как переносите израильскую жару?
- Здесь действительно достаточно жарко, днем за тридцать градусов. Мне, возможно, немного привычнее, так я сейчас живу и играю в южном городе, каким является Краснодар. Но всем ребятам непросто, особенно днем. Но мы готовы к этому, понимали, в какую страну едем.
- Что помогает в связи с этим с точки зрения восстановления?
- Когда мы тренировались по два раза в день, помогали восстанавливаться массажисты. Думаю, что каждый игрок потихоньку начинает сам себя готовить к матчам. Вообще нам созданы отличные условия для подготовки к чемпионату Европы. Мы живем в очень хорошем отеле, тренировочное поле тоже не вызывает нареканий. Можем только поблагодарить тех, кто занимался организацией сбора в Израиле.
- Насколько был важен для молодежной сборной спарринг с израильской командой не самого высокого уровня?
- У нас не так много товарищеских встреч, поэтому лишним матч с израильским клубом не был. Мы смогли почувствовать партнеров на поле, вспомнить какие-то игровые связи, ну и участие всей команды тоже было очень важным компонентом. Хотя большинство ребят провели на поле по тайму, но в любом случае это была полноценная игра, а не рядовая двусторонка.
- Как, на Ваш взгляд, нужно будет играть против действующих чемпионов Европы испанцев?
- Я думаю, что тренерский штаб нам четко объяснит тактическую модель игры против Испании. Ясно, что эта команда располагает большим количеством высококлассных игроков, таких как Иско, Тьягу Алькантара, Родриго. Да там любого можно к таким причислять. На мой взгляд, прежде всего нужно проявить сумасшедшую самоотдачу, это абсолютно точно. Постараемся достойно противостоять такому серьезному сопернику.
- То, что сборная России попала на Чемпионате Европы в так называемую группу смерти, может быть, и к лучшему? Не нужно особенно ни на кого настраиваться?
- У нас по-настоящему сильная группа, каждая из команд будет претендовать не только на высокие места, но и на медали. На мой взгляд, все участники Чемпионата Европы достойны уважения. Мы до этого дважды играли с Испанией, причем в первом случае сыграли вничью с командой более старшего возраста. В марте проводили спарринг с Италией, в феврале - с Норвегией, а прошлым летом - с Израилем. Словом, силу соперников представляем очень четко. Легко не будет ни с одной из команд. Сейчас же нужно настраиваться на ближайший матч.
- Нынешняя молодежная сборная России прошла долгий турнирный путь, по-вашему, может ли она действительно претендовать на выход из группы и медали?
- У нас за это время сложился очень хороший коллектив. Мы прекрасно знаем друг друга, вместе добивались успеха в отборочном цикле и стыковых матчах. Сейчас у нас было достаточно времени на сборы, словом, все с точки зрения подготовки было сделано правильно. Я очень надеюсь, что в Израиле несмотря на уровень соперников нам удастся добиться чего-нибудь значительного. По крайней мере, мы будем отдавать все силы, чтобы к нам пришел успех.
- Вы сейчас приехали в Израиль в качестве основного вратаря клуба Премьер-Лиги. Как это сказывается на вашей игре в сборной?
- Прежде всего, это придает уверенности в собственных силах. Чувствуешь себя боеспособной единицей. Словом, отличия от предыдущей ситуации есть. Когда на сборах в Эмиратах мне сообщили, что есть вариант перейти в "Краснодар", то долго раздумывать не стал. Понимал, что мне крайне необходима игровая практика. Хотя в клубе тоже существует конкуренция, и никто мне место в основном составе не дарил. Его пришлось завоевывать работой на сборах. Но я рад, что так все случилось.
- В Израиле Россию наверняка будут поддерживать сильнее, чем Испанию.
- Да, мы знаем, что в этой стране живет много людей, которые говорят на русском языке. Нам очень важна будет их поддержка. Думаю, что и в России болельщики также будут с интересом наблюдать за нашей игрой у экранов телевизоров. Все-таки участие в финальных турнирах среди молодежных сборных - достаточно редкое явление в российском футболе. Поэтому мы чувствуем ответственность и будем отдавать борьбе все силы.
Сегодня ни для кого уже не секрет, что у каждого человека сугубо свои «красные кнопки» мотивации. Как же их определить?
В одной статье я прочитала интересный ответ на этот вопрос. «Никак» - утверждает автор и призывает действовать методом проб и ошибок, используя разные виды и способы мотивации по отношению к каждому сотруднику. Неплохой, конечно, метод, но очень долгий.
А почему бы просто не спросить об этом у самого человека?! Думаете, не скажет? Если спросить прямо в лоб – не скажет, но если поставить вопрос немного по-другому: что, по-вашему, стимулирует людей работать лучше? Порассуждать за других мы все, как правило, очень даже любим.
Достаточно вставить данный вопрос в любой тест, например, перед очередной летучкой. Объяснив это тем, что короткое упражнение поможет им отключиться от текущих рабочих проблем, снять усталость. Тот, кто даст больше всего ответов за определенное время (20-25 сек. на один вопрос), получит приз.
Вопросы, например, могут быть следующими:
- Что вам нравится делать больше всего?
- Чем отличается собрание от работы?
- Что стимулирует людей работать с полной отдачей?
- Что общего между клубникой и чесноком?
- Каким должен быть идеальный клиент?
Ответы необходимо проанализировать с точки зрения возможностей и опасностей для управления, адаптировать к специфике деятельности компании, корпоративной культуре и т.д.
Это даст возможность:
- Выстроить систему ситуационного руководства.
- Использовать информацию при постановке целей.
- Подготовиться к делегированию задач.
- Заложить основу для хорошей мотивации сотрудников.
А теперь рассмотрим некоторые варианты ответов и проанализируем их.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС:
«Что стимулирует людей работать с полной отдачей?»
- Высокая зарплата, творческая работа, ориентация на результат, карьерный рост, неавторитарный стиль управления.
- Одобрение, давление, вознаграждение, карьерный рост.
- Достойная зарплата, командный дух, понимание общих целей, четкая постановка задач.
«Высокая зарплата» Материальный фактор имеет большое значение, сотрудник управляется деньгами. Привязав результаты работы к вознаграждению, можно добиться высокой эффективности труда. НО материальный фактор за 2-3 месяца превращается из «дара» в «право» получать компенсацию. Поэтому необходимо использовать нематериальные мотиваторы.
«Ориентация на результат» Главный мотиватор – сам факт достижения цели. Редкое и ценное качество: таких людей не более 20%. Им необходимо ставить задачи, руководствуясь SMART- критериями, это обеспечит их эффективность.
«Карьерный рост» Заинтересованность в перспективе развития, следовательно необходимо планировать карьеру такого сотрудника. Иначе можно прогнозировать потерю его эффективности и поиск другого места.
«Неавторитарный стиль управления» Отрицание в ответе демонстрирует еще одну закономерность: так называемое избегание – точки особой значимости, связанной с негативным опытом. Работник не приемлет стиль руководства, который исключает творческий подход. Ставя цель, необходимо четко определять ожидаемый результат, а поиск способов его достижения оставить на усмотрение сотрудника
ВЫВОД: сотрудник может быть руководителем группы или проекта, во всяком случае, такая перспектива (при наличии должных компетенций) вполне обоснована.
«Одобрение, давление» Классический вариант внешней референции. С этим сотрудником руководителю стоит постоянно «держать руку на пульсе».
«Карьерный рост» Есть риск, что, став руководителем, такой сотрудник будет проецировать на работников свои представления о мотивации и реализовывать соответствующий стиль управления (авторитарный), с которым не согласятся творческие личности.
ВЫВОД: сотрудник может быть эффективен в подразделениях, где необходимо держать людей «в тонусе», осуществлять периодический контроль.
«Достойная зарплата» Ответ свидетельствует о негативном опыте. Стоит обсудить вопрос о вознаграждении и убедиться в том, что сотрудник считает нынешнюю зарплату приемлемой. Риск заключается в том, что представления работника и руководства о «приемлемости» могут не совпадать. Если согласование невозможно, сотрудник уволится.
«Командный дух» Сотруднику важно вписаться в коллектив, который он воспринимает как команду (общие цели, взаимопонимание, взаимопомощь). Вероятно, в данном случае хороший коллектив «компенсирует хорошую зарплату.»
«Понимание общих целей» , «четкая постановка задач» Два схожих ответа говорят о высокой значимости этого фактора. Согласно SMART-критериям, конкретность, значимость задачи, ее связь с целью более высокого уровня повысит эффективность личности.
ВЫВОД: постановка задач по SMART-критериям позволит реализовать нематериальную мотивацию. Работа в дружном коллективе будет положительно влиять на эффективность работы, однако вопрос о зарплате стоит обсудить как можно быстрее. Так же, как и в первом случае, сотрудник готов руководить. На бессознательном уровне он понимает, что успешное управление персоналом зависит от того, как ставятся цели и задачи.
Следовательно, проецируя свои представления о мотивации на подчиненных, он будет воспитывать у них ориентацию на результат, что важно для эффективной работы всей организации.