Доставка обедов в америке. Оригинальные и необычные службы доставки еды
Что происходит в России?
В России безусловным лидером в сегменте является компания Delivery Club (приобретена FoodPanda за $30-50 млн)
Российский рынок для этой бизнес модели немного сложнее, чем европейский – большая доля рынка сосредоточена в руках крупных ресторанных сетей (что сокращает размер комиссии), бо льшая часть рынка – в Москве.
Заметным игроком номер 2 является компания Zakazaka, которая фокусируется на ресторанах вне Москвы и мобильном трафике.
2. Сервисы доставки еды из ресторанов:
Яркие
представители
:
Deliveroo (F – $199,6 млн), Doordash (F – $186,7 млн), Postmates (F – $139 млн), FooDora (приобретена Delivery Hero) Как работает:
компании доставляют еду из ресторанов менее чем за 45 минут. Собственная доставка позволяет не только быстро довезти еду, но и представить доступ к ресторанам, из которых нельзя получить доставку другим способом. Это излюбленный способ заказа обеда английских офисных работников. Комиссия, которую рестораны готовы платить за заказ вместе с доставкой выше (20-30%), клиенту может понадобится оплатить небольшую сумму за доставку, но большую часть стоимости компания берет на себя. Еду везут на мотоциклах, велосипедах, иногда пешком, реже – на машинах. В чем привлекательность?
Что происходит за рубежом?
Компании Deliveroo является ориентиром для других европейских компаний. Она быстро захватила рынок Англии (за 2014–2015 годы) и масштабирует бизнес в других странах. Привлекла примерно $200 млн инвестиций, в том числе – от фонда DST Global Юрия Мильнера.
В Европе за последние время появились конкурирующие сервисы: Foodora, TakeEatEasy, Jinn и т. д. Эти компании агрессивно выходят на новые рынки, но в большом количестве стран ниша еще не занята.
Любопытно, что бизнес-модель хорошо работает и в небольших городах (с населением 100–500 тысяч человек)
Компании этого сектора отнимают бизнес у агрегаторов, особенно это актуально в США. Чтобы защититься и наверстать упущенное время лидирующий американский агрегатор Grubhub купил уже трех конкурентов с собственной доставкой.
Недавно Uber объявил о том, что запускает сервис Uber Eats, который работает по этой модели .
Что происходит в России?
В России о начале работы по такой модели объявил Delivery Club . Из независимых игроков набольшее внимание, на мой взгляд, заслуживает FoodFox , который доставляет еду по Москве через собственную сеть пеших курьеров. Оформить заказ можно как через сайт, так и в мобильном приложении.
3. Онлайн-cервисы для бронирования столиков в ресторанах:
Яркие представители:
Opentable (V – $2,6 млрд, куплен Priceline Group в июне 2014), Bookatable (куплен Michelin Tyre в январе 2016), Quandoo (V – $219 млн, куплен Recruit Holdings в марте 2015) Как работает:
на сайте или в мобильном приложении можно выбрать ресторан по набору критериев (кухня, местоположение, цена…) и забронировать столик на заданное время и количество гостей. Сервис, как правило, интегрирован с системой управления рестораном и автоматически передает информацию о заказе. Компания зарабатывает фиксированную сумму с каждого забронировавшего посетителя или процент с его счета в ресторане. В чем привлекательность?
Что происходит за рубежом?
Это одна из наиболее старых бизнес моделей в FoodTech за рубежом. OpenTable в США был основан еще в 1998 году, а в 2014 – куплен компаний Priceline за $2,6 млрд. Много более мелких компаний было создано на рынках Франции (LeFourchette), Англии (TopTable), Германии (Quandoo) – и все они были проданы тем или иным стратегическим покупателям. Возникает ощущение, что любой бизнес в этой сфере будет куплен «стратегом». В последнее время обычные сервисы бронирования столиков уже не вызывают большого интереса инвесторов. Любопытные модификации этой бизнес модели: бронирование столиков last minute с дисконтом (Uncover), сервисы автоматических платежей в ресторанах, чтобы не ждать счета (Velocity), сервисы для заказа столиков в ночных клубах (Tablelist) и другие. Вопреки написанному выше, один из игроков модели Opentable на ближнем востоке на днях закрыл новый раунд финансирования. На развивающихся рынках все возможно. Что происходит в России?
В России успех OpenTable пытаются повторить многие компании. Наверное, наиболее известная из них – Gettable . Если вы бронируете столик через Afisha.ru, знайте – вы пользуетесь сервисом Gettable. Среди других – Leclick.ru, Stoliki.ru, и т д. Однако стоит признать, что феноменальных результатов эта бизнес-модель в России пока не показала. Возможно, сказывается избыточное количество ресторанов. Около 3 лет назад, оценивая перспективы этой модели, мы в Target Global провели небольшой эксперимент. Выписали 10 самых интересных и популярных на наш взгляд ресторанов и позвонили им в 5 вечера в пятницу с просьбой заказать столик на 7. Восемь из десяти легко нашли для нас места. Аналогичный эксперимент в Лондоне не давал и двух доступных ресторанов. Конечно, польза от сервиса не только в бронировании мест в недоступных ресторанах, но и в удобстве, отсутствии необходимости звонить и других вещах. Поэтому такие сервисы постепенно набирают популярность и у нас.
4. Доставка наборов продуктов по подписке:
Яркие представители:
Hellofresh (F – $256 млн, V – $2,9 млрд), Blue Apron (F – $193 млн, V – $1,87 млрд , мы инвестировали в эту компанию), Plated (F – $56,4 млн), Linas Matkasse (annual revenue $120 млн), Marley Spoon (F – $27,5 млн). Как работает?
Еженедельно потребители получают коробку с рецептами блюд и точно подобранный набор ингредиентов, чтобы их приготовить. Сервис позволяет приготовить дома еду ресторанного качества и сэкономить время на поход магазин. Средняя цена за блюдо в США составляет порядка $10. В чем привлекательность?
Что происходит за рубежом?
В первые эта модель была реализована в Швеции компанией Linas Matkasse. Сегодня, их выручка составляет около $120 млн. При этом доля домохозяйств в Швеции, которые покупают данный продукт, составляет только пару процентов населения. Исходя из этого можно оценить потенциал для бизнес модели в других странах. Население Швеции – около 9,5 млн человек, при аналогичном проникновении в США выручка по такой бизнес-модели составит $4 млрд. Почти одновременно появилась компания Blue Apron – лидер рынка США – и HelloFresh – лидер рынков Германии, Англии, Бенилюкса. Менее чем за 4 года эти компании достигли оценок в $2 млрд и $2,9 млрд , соответственно. Есть большое количество стран в Европе, где эта модель не представлена. Кроме того, вряд ли на каждом рынке будет лишь один игрок. Такого тезиса придерживается конкурент HelloFresh в Европе – Marley Spoon. Большое количество старых игроков food-отрасли присматриваются к данной модели. На днях Amazon объявил о добавлении к перечню услуг Amazon Fresh набора продуктов с рецептами по подписке . Что происходит в России?
Для реализации модели в России есть ряд сложностей. Основные, на мой взгляд, это менее эффективная логистика и малая распространенность модели приобретения чего-либо по подписке. Если покупатель привык платить наличными по факту доставки, нелегко заставить его отдать данные своей кредитной карты – и тем более разрешить сервису автоматически списывать средства за новый набор продуктов.
В чем привлекательность?
Что происходит за рубежом?
Наиболее успешным проектом с такой бизнес моделью является Instacart. Компания была основан в 2012 году и на сегодняшний день оценена в $2 млрд. В начале работы Instacart делал наценку 10-20% к конечной цене, но со временем вошел в партнерские отношения со многими ритейлерами, что позволяет сегодня продавать продукты без наценки. Притом, что данная бизнес модель заметно отличается от типичной электронной коммерции, для конечного потребителя разница не так уж велика. За покупателя с Instamart конкурируют Amazon Fresh, Google Express, Jet.com и онлайн-доставки различных супермаркетов. Многие более мелкие конкуренты фокусируются на доставке напрямую от поставщиков – в случае, например, органических продуктов (Good Eggs). Есть компании, которые, используя такую модель, обслуживают какую-то отдельную группу товаров или нишу. Например, алкогольные напитки (Drizly, Minibar, Saucey) или веганскую еду. Что происходит в России?
В России есть целый ряд традиционных бизнесов по доставке еды из супермаркетов – в частности, «Утконос» или доставка еды от «Азбуки Вкуса». Есть несколько небольших игроков, которые начинают работать по этой модели. Например, Instamart , копирующий модель Instacart в США, или Moscow Fresh , доставляющий продукты с рынков Москвы (близко к модели Good Eggs).
Обобщая, можно выделить ряд свойств присущих бизнес моделям выше, которые справедливы и для большинства других бизнесов в FoodTech:
- Высокая повторяемость заказов – еда людям нужна очень часто;
- Сравнительно низкие средние чеки – даже дорогим излишествам в еде сложно сравниться по цене с электронными товарами, бытовой техникой, автомобилями и другими популярными товарами интернет-коммерции.
- Конверсия у food-стартапов, как правило, выше средней по рынку – голодные люди долго не думают о покупке;
- В отличие от заказа трех пар обуви разного размера в женской одежды, когда покупатель выбирает одну пару, а две других возвращает в магазин, еду почти никогда не возвращают.
Другими параметрами, которые варьируются более заметно и влияют на успех отдельных FoodTech-бизнесов, являются:
- Доля клиентов, которые становятся лояльными. Ведь именно они будут давать повторные заказы;
- Маржинальность а;
- Каналы привлечения новых клиентов и их стоимость.
В следующих статьях мы поговорим более подробно с FoodTech-предпринимателями и инвесторами и обсудим, как эти общие принципы применяются на практике.
Заказать вкусный обед на дом или на работу - маленькое гастрономическое удовольствие, которое время от времени позволяет себе практически каждый. Кто-то выбирает себе большую и горячую пиццу, другие - легкие и гармоничные по вкусу блюда японской кухни, третьи - что-то более «домашнее», например, простой суп с лапшой и мясом в дополнение к овощному салату.
И самых разных служб доставки невероятно много даже в небольших городах - все они конкурируют друг с другом, постоянно предъявляя к себе (и настраивая на это клиентов) все более строгие требования по качеству/вкусу продукции, сервису, маркетингу и лояльности к потребителю.
Законы рынка - тут ничего не поделаешь! Но это только на руку простым «едокам», которые постоянно ищут, откуда же доставят самый вкусный обед по самой демократичной цене в городе.
Вот только не все компании идут по «проторенной дорожке». В мире есть несколько весьма забавных и необычных концепций, связанных с доставкой еды - именно о них мы сегодня вам и расскажем.
«Доставим прямо в пробку»
Для Европы и США это удивительно, но для ряда азиатских стран такую ситуацию можно даже назвать обычной - ваш вкусный обед доставляют не домой или в офис (как мы привыкли), а в примерную точку по геолокации, то есть прямо в машину, например.
В крупнейших городах (вроде Джакарты, Бангкока или Манилы) небольшой горячий ланч или целый «бокс» с едой на день водители заказывают непосредственно в пробку, называя номер автомобиля, улицу и примерное место, рассчитывая на то, что курьер привезет все ориентировочно через 30-40 минут.
Подобные службы доставки, как правило, представлены огромным числом кафе по всему мегаполису, что позволяет очень быстро реагировать на заказ, доставлять еду вовремя и не завышать цены, удерживая их на конкурентном уровне.
«Везем откуда угодно»
А такая концепция появилась в Индии, распространившись потом на Бангладеш и страны Юго-Восточной Азии. Некоторые службы доставки ничего не «производят», зато с радостью привезут любую еду из любой точки города по согласованной цене. Условно - вы можете заказать жареную курицу, а курьеры займутся ее поиском.
Однако вовсе не этот подход прославил подобную категорию доставок. Лучше всего прижилась система: «везем из дома». Так что, если жена какого-нибудь банковского служащего в Дели решит приготовить вкусный домашний обед своему мужу, она может отправить его в офис, обратившись в специальную компанию - все доставляется быстро и в специальных контейнерах.
«Что привезем, то и ешьте»
Такие доставки - на 100% «история» для эпатажных личностей. Популярны они во многих странах, однако особым уважением пользуются в студенческих городах-районах Англии, Шотландии, США и Германии.
Суть проста. Вы звоните в компанию, называете сумму денег (обычно она должна быть больше 30-40 долларов/фунтов) и какой-нибудь повод, например - романтическое свидание. Через час-полтора курьер привозит вам абсолютно «авторский» набор продуктов, где могут быть как готовые закуски, так и продукты для приготовления какого-либо конкретного блюда.
Большой плюс подобных служб в реальной креативности - вам могут привезти то, что сами вы никогда не догадаетесь заказать.
«Привычное в непривычном виде»
Тут уже все гораздо проще. Эти нестандартные доставки занимаются тем, что возят достаточно «будничную» еду в не самом привычном виде. Вроде бы ничего особенного, однако некоторых это по-настоящему «цепляет».
Вы можете получить огромную треугольную пиццу, неразрезанный ролл, который надо есть целиком (как шаурму) или какие-нибудь блюда мексиканской кухни, стилизованные под десерты-пирожные. Безграничный полет фантазии.
«Привезем и обслужим»
Чем-то такая система похожа на кейтеринг, но различия существенные. В случае с «обслуживающей доставкой» вам не надо что-то организовывать или планировать заранее - как и всегда, вы просто заказываете, например, горячий ужин на определенную сумму и дополнительно оплачиваете услуги официанта (некоторые компании могут присылать повара, сомелье, мойщика посуды).
Стоит это достаточно дорого, однако производит сильное впечатление - обученный человек откроет все сумки, переложит блюда на вашу любимую посуду, подаст все к столу, будет подливать напитки, а затем уберет освободившиеся тарелки.
Все это, конечно, весьма нестандартные доставки - и в «рядовых» случаях (тем более в России) вряд ли был бы смысл обращаться к чему-то подобному. Подавляющее большинство «реальных потребностей» - это просто доставка действительно вкусных обедов из качественных ингредиентов. Чтобы было быстро, горячо и не очень дорого. Всем этим требования отвечает работающая в Москве и Санкт-Петербурге служба Dostaевский - круглосуточная бесплатная доставка самых различных блюд: от японской кухни до тортов. Попробуйте сделать заказ - уровень сервиса вас приятно удивит!
Доставка еды не является новинкой на рынке ресторанных услуг, но рост ее популярности набирает обороты как раз в наше, отмеченное ускоренным ритмом время. Рестораны, ведут свою историю с 1782 года, когда в Париже было открыто первое заведение, в арсенале которого были меню, отдельные столики и строго определенные часы работы. Как и раньше, они являются местом не только где можно поесть вкусную еду, но и решить важные деловые вопросы. Но не каждый день появляется необходимость в посещении ресторанов, иногда людям просто элементарно нужно поесть с минимальными потерями времени. Ускоренный темп жизни приводит на смену заведениям, в которых можно не спеша поесть и поговорить, новую востребованную услугу бизнеса – заказ и доставку еды по месту требования.
Действительно, зачем бросать срочную работу и терять время в пробках, добираясь до кафе или ресторана, если можно просто заказать доставку еды? Причем совершенно недорого.
Расцвет этого бизнеса на доставке еды на дом пришелся еще на начало ХХ века, когда возникла перспективная бизнес-идея доставки праздничных тортов. Позже в Америке, когда появилась телефонная связь, предприимчивым итальянским эмигрантам пришла в голову идея доставки пиццы на дом. Вскоре их конкурентами стали трудолюбивые выходцы из Азии, организовав доставку своей национальной еды. Традиционно существовавший в Европе гостиничный подъем заказов в номера постояльцев, в США ловкие рестораторы преобразовали в доставку заказанной еды из ресторанов прямо на дом. А работодатели, в целях экономии времени стали заказывать в офисы для своих сотрудников бизнес-ланчи.
В настоящее время подобный способ организации питания характерен не только для стран дальнего зарубежья, но и на всем постсоветском пространстве. Сегодня рестораторы предлагают большой выбор блюд из разных национальных кухонь, праздничные обеды. Кроме доставки еды, можно заказать и сервировку выбранных блюд, также предлагается и обслуживание официантами.
Сначала наиболее популярным сервисом у россиян была доставка пиццы на дом, а затем в качестве успешного конкурента выступила доставка японского блюда суши. Среди преимуществ доставки пиццы или суши можно назвать сэкономленное время, которое не надо тратить на приготовление пищи или поездку в ресторан. Также важна оперативность и возможность выбора времени и места для доставки заказа.
Но без недостатков тоже не обходится. Ассортимент еды доставленной на дом ограничен и стоит она дороже из-за транспортных расходов. Главным при заказе еды, является выбор надежного поставщика, гарантирующего качественные и вкусные блюда, приготовленные с соблюдением всех санитарных норм и условий, существующих для данного сервиса.
Обычно развитием подобного сервиса занимаются рестораны и другие предприятия общепита, что вызвано их желанием повысить свою конкурентоспособность, удерживая старых и получая новых клиентов.
Сейчас основными позициями еды на доставку через заказ остаются пицца, японская кухня и бизнес-ланчи (комплексные обеды). Этот незамысловатый выбор обусловлен простотой и скоростью приготовления предлагаемых блюд. Часто клиенты выбирают кейтеринговую компанию, ориентируясь даже не на вкус блюд, а на скорость их доставки.
Если в Москве и Санкт-Петербурге сегмент рынка доставки еды уже полностью заполнен, то на периферии этот рынок еще только развивается, а спрос по-прежнему превышает предложение.
Как будет развиваться в дальнейшем рынок бизнеса по доставке еды, покажет будущее. Фактом является то, что сегодня кейтеринг представляет собой достойную внимания нишу на рынке услуг.
Директор крупнейшей латиноамериканской фудтех-компании рассказал РБК, на что потратит $500 млн инвестиций и почему компания не станет конкурировать с российскими сервисами доставки
Карлос Мойзес (Фото: из личного архива)
«Моя мама учила меня и сестру готовить, но я не стану учить этому своих детей, — говорит Карлос Мойзес, гендиректор бразильского сервиса доставки еды iFood. — Люди прекращают готовить дома: в развитых странах даже новые жилые здания строятся без кухонь. Это тренд не только больших городов, это повсеместная история». Лучшим аргументом в пользу своих слов Мойзес считает щедрость инвесторов: в ноябре 2018 года iFood привлек $500 млн в ходе очередного инвестиционного раунда.
Семь лет назад сервис начинал с 30 заказов на развоз блюд из ресторанов Сан-Паулу в день. Сейчас это крупнейшая латиноамериканская фудтех-компания, которая ежедневно обрабатывает 390 тыс. заказов в Бразилии, Мексике и Колумбии. «Никто не представляет, насколько велик потенциальный рынок доставки еды», — говорит Мойзес. На конференции FuturEcommerce, организованной Mail.Ru Group, Мойзес рассказал РБК, как проект стал лидером на своем континенте, и объяснил, на что собирается потратить инвестиции.
Ушел в доставку
41-летний Карлос Мойзес родился в самом населенном городе Южного полушария — Сан-Паулу. Здесь же, в Папском католическом университете, он получил образование в сфере бизнес-администрирования. Свою карьеру Мойзес начал с должности финансового аналитика в бразильском Banco Safra. Опыт работы по найму оказался не слишком успешным: «Я был маленьким винтиком в больших компаниях, а мне хотелось работать на себя».
В начале 2000-х он открыл небольшое консалтинговое агентство, но, несмотря на несколько лет упорного труда, агентство не приносило больших денег. Мойзес решил попробовать себя в других нишах. В 2007 году он запустил компанию, которая занималась аутсорсингом технической поддержки для казино. На этот раз дело быстро пошло в гору. «Сегмент рынка казино в Бразилии тогда был очень большим», — рассказывает предприниматель. Но за взлетом последовало падение: государство взялось за регулирование этой сферы, и Мойзесу пришлось закрыть компанию. Предприниматель несколько лет проработал менеджером в бразильском подразделении испанского онлайн-турагентства и продавца купонов Groupalia. В 2012 году компанию поглотил местный игрок Peixe Urbano. «После сделки бизнес перестал расти. Я потерял к нему интерес и ушел», — вспоминает Мойзес.
Сразу после истории с Groupalia он устроился финансовым менеджером в только появившийся в Бразилии сервис доставки еды RestauranteWeb — проект крупного европейского холдинга Just-Eat (основан в Дании в 2001 году). Так предприниматель попал в фудтех. «В США и Европе этот рынок рос высокими темпами, и я был убежден, что скоро он взлетит и у нас», — говорит он. В пользу этого говорило многое. В Бразилии огромный и быстро растущий средний класс — 113 млн человек (с 2003 года этот слой населения вырос на 40%). При этом у большинства людей среднего достатка нет личного автомобиля, а общественный транспорт плохо развит. Все это делало появляющиеся сервисы доставки очень востребованными.
В 2014 году внимание Мойзеса, который успел дорасти до главного менеджера Just-Eat по Бразилии, привлек молодой, но уже завоевавший определенную аудиторию стартап iFood. Сервис был создан несколькими предпринимателями из Сан-Паулу еще в 2011 году в качестве дополнительного канала продаж кулинарного журнала Disk Cook. Сперва издание предлагало читателям заказывать еду из ресторанов-партнеров по телефону. Затем партнеры сделали специальный доставочный сайт, а потом запустили и мобильное приложение. Когда количество заказов достигло нескольких сотен в день, бразильский венчурный фонд Warehouse Investimentos вложил в сервис $1,6 млн. А к середине 2014 года проект привлек еще $4,6 млн от латиноамериканской телекоммуникационной компании Movile, купившей 50%.
Телеком-гигант был известен чутьем на инновации: например, в начале 2000-х он одним из первых сделал доступными в Бразилии СМС-сообщения, в которых другие сотовые компании видели лишь малоинтересную игрушку. Но у Мойзеса, предложившего руководству бразильского подразделения Just-Eat объединиться с iFood, были и другие причины заинтересоваться стартапом: «Уже тогда iFood по охвату обгонял RestauranteWeb, поэтому сделка была грамотным ходом для усиления позиций на локальном рынке для обеих сторон».
В рамках объединения в сентябре 2014 года Just-Eat вложила в iFood около $5,7 млн. В результате европейский сервис получил 25% акций компании, 50% акций осталось за Movile, еще 25% — за основателями iFood. Мойзес возглавил стремительно растущий проект.
Карлос Мойзес (Фото: из личного архива)
«Приложение для любого лица»
Благодаря первым вложениям к концу 2014 года сервис увеличил количество заказов более чем в 10 раз, до почти 500 тыс. в месяц, и, по собственным оценкам, занял 80% бразильского рынка онлайн-доставки еды.
Такой успех Мойзес объясняет ставкой на мобильное приложение и агрессивным маркетингом. «iFood с самого старта стал придерживаться принципа mobile first — сперва мы сделали мобильное приложение, а потом уже взялись за сайт, — рассказывает предприниматель. — Сегодня мы поступаем так же: сначала разрабатываем технологии для приложения, а потом уже внедряем их в десктопную версию».
Сейчас смартфоны есть у многих бразильцев, а с компьютера заказы делают в основном лишь офисные сотрудники. Но даже приучить жителей страны заказывать еду через приложение оказалось непросто. «Люди привыкли делать все через звонок оператору по телефону. Чтобы спасти нашу модель, нам пришлось их переучить», — говорит Мойзес.
Львиную долю привлеченных инвестиций iFood вложил в агрессивный маркетинг, прежде всего на ТВ и в интернете. «Во всех промокампаниях, в каждом ролике мы говорили: «Скачайте наше приложение и закажите еду!» — вспоминает Мойзес. Так, в одном из рекламных видеороликов iFood, где снялся известный бразильский актер Родриго Гильберт, сравнивается долгое ожидание ответа оператора кол-центра и моментальный заказ через приложение iFood. Этот ролик в YouTube посмотрели почти 26 млн человек. В другом ролике, который набрал вдвое больше просмотров, бразильская певица и актриса Анитта танцевала перед офисными сотрудниками в гриме лысеющего мужчины. «iFood — приложение доставки, которое идеально подходит для любого лица», — гласил слоган. Эти усилия принесли плоды: сейчас 96% заказов iFood поступает через мобильное приложение и лишь 4% — через сайт.
Но если от провала мобильного приложения сервис спасла реклама, то с подключением ресторанов к онлайн-платформе все оказалось куда сложнее. «Владельцы общепита почему-то думали, что, раз мы интернет-площадка, они должны предоставлять нам скидки, как сервисам по продаже купонов, — рассказывает Мойзес. — Мы долго пытались донести до них, что нам нужны не скидки, а просто их онлайн-присутствие на нашей площадке». Поначалу Мойзесу и его сотрудникам приходилось лично уговаривать каждого владельца небольшого ресторана или кафе подключиться к системе iFood. Но обещания выгод от прогнозирования спроса и роста заказов не убеждали предпринимателей.
Прорыв произошел, когда Мойзесу удалось договориться с крупными игроками, такими как PizzaHut и Domino’s Pizza. «Показывая «малышам» их результаты, я говорил: смотрите, раз они подключились, присоединяйтесь тоже, чего вы боитесь, — вспоминает он. — Это помогло: на старте через iFood можно было заказать только пиццу, а сейчас мы предлагаем выбор из 28 кухонь мира».
Сегодня небольшие рестораны становятся партнерами компании еще и потому, что она предлагает им закупать продукты через свой маркетплейс iFood Shop. По словам Мойзеса, цены для предпринимателей там в среднем на 20% ниже, чем при покупке через альтернативные каналы. «Торговая площадка iFood Shop соединяет более 50 тыс. ресторанов с более чем 100 дистрибьюторами, — поясняет Мойзес. — Получать лучшую цену нам позволяет масштаб: iFood является крупнейшей фудтех-компанией в Латинской Америке. По нашим подсчетам, ресторан, который присоединился к IFood, в среднем увеличивает выручку на 50% за шесть месяцев».
iFood в цифрах
50 тыс. ресторанов подключены к платформе
390 тыс. заказов ежедневно
109% — рост числа заказов за год
1,3 тыс. сотрудников
120 тыс. курьеров доставили заказы за год
500 городов — география iFood
$117 млн — предполагаемая выручка в 2018 году
Источники: данные компании, Naspers.com
Съедая всех на пути
Первые крупные инвестиции iFood получил в 2015 году. Тогда Movile совместно с Just-Eat вложили в проект около $80 млн. Благодаря этому компания начала экспансию на другие рынки Латинской Америки — в Аргентину, Мексику и Колумбию.
По данным Naspers, выручка iFood в 2015 году составляла 61 млн бразильских реалов (около $16 млн по тогдашнему курсу), убыток за счет активного расширения— 24 млн реалов (около $6 млн). В следующем году финансовые показатели увеличились почти втрое — до 171 млн реалов (около $44 млн) выручки и 15 млн реалов (около $4 млн) прибыли, а в 2017-м достигли $53 млн и $5 млн соответственно. Расти компании удавалось во многом благодаря стратегии слияний и поглощений локальных игроков.
В Бразилии iFood приобрел местные сервисы Devorando, Apetitar, Hellofood Brazil (принадлежал Just-Eat) и другие, а в Мексике — 49% сервиса SinDelantal (принадлежал Just-Eat, a до того — Hellofood Mexico). В число приобретений вошла также американская платформа для отслеживания заказов и оптимизации времени доставки SpoonRocket. «За три года мы провели в общей сложности 25 слияний и поглощений локальных конкурентов», — констатирует Мойзес.
Эта стратегия позволила iFood охватить около 500 городов Латинской Америки. Во всех сервис использует для развоза заказов как индивидуальных предпринимателей, работающих через специальное приложение, так и курьерские службы. Например, бразильскую Rappido, которая доставляет заказы на велосипедах (ее главным инвестором является все та же Movile).
Впрочем, стратегия работала не всегда. Например, в Аргентине Мойзесу пришлось продать бизнес сервису PedidosYa — местному подразделению одного из крупнейших международных игроков Delivery Hero. «В Аргентине до сих пор много проблем с инфраструктурой, платежной экосистемой и проникновением технологий в целом. iFood там рос не так быстро, как мы хотели, поэтому мы решили сконцентрироваться на рынках, где потенциал выше», — поясняет предприниматель.
В 2016 году случилась еще одна неудачная попытка выхода — теперь уже в Россию. Тогда Мойзес хотел приобрести российский сервис доставки еды ZakaZaka. «С помощью ZakaZaka iFood рассчитывал обогнать Delivery Club на российском рынке, — говорит Андрей Цыценко, генеральный директор Delivery Club, сооснователь ZakaZaka. — Но мы продали этот сервис Mail.Ru Group, и у него ничего не вышло».
Карлос Мойзес (Фото: из личного архива)
Сегодня о выходе на рынки других континентов Мойзес не думает. «Там высокая конкуренция и свои крупные игроки, такие как Delivery Hero, Just-Eat или Delivery Club. В Латинской Америке для нас больше возможностей: рынок здесь только зарождается, и он настолько велик, что места хватит не только сервисам доставки еды, но и ресторанам со своими собственными курьерскими службами», — отмечает он.
Феномен низкого старта
Латиноамериканский рынок — хорошее место для компаний, чья работа строится через мобильные приложения. Огромное население и неразвитость цифровых и потребительских технологий создают предпосылки для быстрого прорыва в полупустых нишах. В 2017 году китайская Didi Chuxing вложила $100 млн в бразильский такси-агрегатор «99», а весной этого года полностью купила компанию еще за $900 млн. В сентябре 2018 латиноамериканский сервис доставки Rappi $200 млн инвестиций от DST Global Юрия Мильнера и американских фондов Sequoia Capital и Andreessen Horowitz. В 2017 году в Аргентине побывал бывший CEO Alibaba Джек Ма, изучивший возможности проникновения компании в Латинскую Америку. Визит вызвал опасения у руководства крупнейшей онлайн-торговой площадки региона — MercadoLibre, которой пользуются более 174 млн человек в 15 странах.
Интеллект и еда
Ключевым рынком для iFood остается Бразилия, но Мойзес рассчитывает укрепить положение и в других латиноамериканских странах за исключением Аргентины. Как раз для этого он в ноябре 2018 года привлек от южноафриканской медиагруппы Naspers (имеет долю в Delivery Hero, Swiggi и Mr Delivery), Movile и европейского фонда Innova Capital $500 млн.
Закрепиться вне Бразилии iFood поможет развитие технологий, считает предприниматель. Сегодня компания уже определяет предпочтения клиентов с помощью искусственного интеллекта. «В последнее время мы много инвестируем в развитие ИИ, — говорит Мойзес. — Сейчас наша система умеет предугадывать, что хотят заказать клиенты, основываясь на их предыдущих заказах. Например, если вы вегетарианец, в приложении вам не будут показываться мясные блюда».
Искусственный интеллект помогает iFood и с определением наилучшего маршрута доставки. В рестораны эти заказы отправляются уже в том порядке, в котором их можно будет доставить быстрее всего. «Если у нас есть десять заказов для конкретного ресторана, мы не отправляем их единовременно. Иногда бывает так, что курьер доставит заказы быстрее, если начнет с того, который был принят последним. Вот почему система вычисляет идеальный вариант логистики, чтобы курьеры успевали развести больше блюд, а рестораны — получить больше денег». Дальнейшее развитие этих технологий — основной приоритет, отмечает гендиректор iFood.
Вкладываться компания планирует и в развитие персонала. В рамках специальной программы «Международная кухня» iFood каждые три месяца отправляет 20-30 сотрудников из одного национального подразделения в другое. Так, недавно в мексиканское подразделение iFood отправились сотрудники бразильского офиса. «Для работников это развитие, а для компании — возможность улучшить продажи, отточить модели работы в разных странах, применить опыт на новых рынках и оптимизировать все процессы, — считает Мойзес. — Прежде чем поехать, сотрудник обозначает, какую проблему хотел бы решить или какую цель для себя ставит на другом рынке. Для него это что-то вроде трехмесячного челленджа. Он может остаться в этой стране и подольше, если захочет реализовать появившиеся за время поездки новые планы».
Взгляд со стороны
«Средний пользователь в регионах редко может позволить себе доставку»
Андрей Лукашевич, директор Mail.Ru Foodtech Ventures
«Продвижение сервиса доставки еды через серию комедийных ТВ-роликов оказалось очень эффективно. Это обеспечило бизнесу рост за пару лет с миллиона заказов в месяц до нескольких миллионов. Однако в России такая стратегия будет менее успешна: ТВ-кампания дает эффект, только если проводить ее в масштабах страны, а у нас рестораны, осуществляющие доставку, пока слабо развиты за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. Свою роль играет и то, что ожидания ресторанов по среднему чеку, который они обозначают с помощью минимальной суммы заказа, и фактическая покупательная способность широких слоев населения не соответствуют друг другу. Средний пользователь в регионах редко может позволить себе доставку. Тем не менее юмор и привлечение знаменитостей к продвижению всегда показывали себя хорошим способом повышения узнаваемости сервиса или продукта».
«Рынок был сильно недооценен»
Андрей Цыценко, генеральный директор Delivery Club
«Такие компании, как iFood, которые работают уже с десятками миллионов заказов в месяц, сейчас только в начале своего пути. Раньше все считали, что сервисы доставки еды не смогут выйти на высокую частотность заказов. Сейчас, когда глобальные игроки демонстрируют такие результаты, мы понимаем, что рынок был сильно недооценен. Он гораздо больше, чем считали несколько лет назад, и всех это радует. Но очередной взлет интереса сильно увеличивает конкуренцию.
На глобальном рынке доставки еды сейчас лидируют два игрока — Delivery Hero и Just-Eat. Поднимаются и локальные сервисы, такие как iFood, которые берут под контроль региональные рынки. Думаю, в будущем появится монополия, условный UberEats — глобальная компания, которая будет существовать на многих рынках с одним и тем же продуктом».
Второй родиной пиццы после Италии является Америка, хотя американцы уверены, что популярность пиццы является исключительно их заслугой. Вот в чем действительно преуспели итальянские эмигранты, открывшие свои лавки и пиццерии в Бостоне, Нью-Йорке или Чикаго, так это в доставке пиццы в Америке. Одними из первых торговлей пиццей на вынос стали заниматься пиццерии Сбарро , Папа Джонс , Пицца Хат и Домино’c Пицца . Мы все хорошо знаем и любим их продукцию, хотя она такая разная.
Так, как любит пиццу Америка, не любят ни в одной стране мира. В интернете можно найти множество сайтов, объединяющих сетевые и единичные пиццерии в каждом городе. Наиболее популярный и удобный поисковик доставки пиццы в Америке - eat24hours.com. К слову, тут не только пицца, но и суши, бургеры, барбекю, американская и мексиканская еда, блинчики и кофе, - все с доставкой в любую точку города. Введите в строку поиска на главной странице адрес, выберите из категорий еды пиццу, уровень цен в меню и нажмите «find restaurants».
1. Нью-Йорк
В Нью-Йорке более 1000 ресторанов с доставкой готовой еды, из них практически пятая часть предлагает итальянскую кухню . Доставка пиццы в Америке бесплатная, минимальная сумма заказа в разных кафе начинается от 8$. Например, пиццерия Папа Джонс в Нью-Йорке представляет меню из 12 пицц, цена на которые начинается с 8,99$. Доставка начинается от 10$. Есть услуга pickup, что в более привычном нам выражении называется take-away. Разумеется, при покупке пиццы pickup минимальной суммы заказа нет.
2. Лос-Анджелес
Более 300 ресторанов Лос-Анджелеса имеют свой штат курьеров и готовят еду take-away. На пицце специализируются около 50 служб доставки. Многие пиццерии не повезут заказ ниже 20$. Если вы можете забрать свой заказ самостоятельно, минимальной суммы нет. Пиццерии, которые работают только pickup:
- пиццерия Casa Nostra (среднее время приготовления пиццы - полчаса; Маргарита - 14$; в меню много салатов, пасты и горячего из курицы),
- пиццерия Hard Times Pizza (Пицца Маргарита - 12,25$, салат Цезарь - всего 3$; большой выбор салатов, пасты, закусок; заказ готовится от 10 минут до получаса),
- пиццерия Сбарро (есть ночное и дневное меню; пицца продается слайсами, но есть возможность заказать одну пиццу целиком; слайс фирменной Нью-Йоркской пиццы стоит 3,29$).
3. Бостон
На родине Сбарро сейчас нет проблем с доставкой пиццы, не то что еще полвека назад. Большинство из пиццерий Бостона не занимаются доставкой пиццы, но могут приготовить ее вам на вынос. Своя служба доставки есть в пиццерии Cappy"s Pizza & Subs. Время доставки - 45-60 минут. Пицца Маргарита стоит 11,99$.