Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда? Когда можно обойтись без спецоценки условий труда? Обязательная спецоценка условий труда.
Обязательное должное правило для всех предприятий — проведение оценки текущих условий труда. Малые предприятия в данном смысле не имеют никаких поблажек, т.к. спецоценка в России предусмотрена профильным законом, а значит исключений здесь быть не может. Далее мы расскажем, по каким именно правилам проводятся подобные мероприятия и в какие сроки.
Спецоценка условий труда для малых предприятий как проводится?
Важно знать, что спецоценка не должна проводиться собственными силами. Т.е. работодатель не может проводить такое мероприятие без привлечения специальных уполномоченных организаций. В противном случае аттестация рабочих мест не будет признана легитимной. Привлекаемая для спецоценки структура обязательно должна отвечать следующим требованиям:
- полная независимость по отношению к учреждению-работодателю;
- анализ предприятий должен значиться по уставным документам как фиксированный вид деятельности;
- аккредитована в соответствии с профильным ФЗ;
- в штате должно состоять не меньше пяти единиц — экспертов с лицензией;
- наличие собственной стационарной лаборатории.
Сроки проведения, как и процедура обращения в оценочную структуру не предусмотрены законом. Работодатель составляет обращение, затем его утверждает, а уже потом направляет в оценочную организацию. В частности сроки зависят от количества рабочих мест на текущем предприятии.
О проведении спецоценки работники могут быть и не извещены, т.к. новый порядок указывает только на огласку результата. Время оценки условий труда согласовывается индивидуально с контрагентом. После того, как все условия согласованы, эксперты в назначенный срок пребывают на место, и при помощи технических средств и методических рекомендаций проводят оценку условий труда на различных малых предприятиях.
Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2018 штрафы за непроведение
СОУТ значится обязательной мерой, т.к. на это указывает и профильный указ Минздравсоцразвития за 2010 год. Ее стоимость зависит от характера деятельности организации, и законодательство в этом отношении указывает лишь на рекомендательные диспозиции.
Что касается штрафов, то они значатся фиксированными. За несоблюдение описываемых требований с января 2017 года будут действовать следующие санкции:
- для должностного лица — штраф по сумме 5-10 тыс. рублей (изменение в соответствии с КоАП);
- для юридических лиц — 60-80 тыс. руб.
Для малых предприятий так же предусматривается еще одна дополнительная санкция — полное приостановление указанной деятельности на срок до трех месяцев. Если спецоценка труда не проводиться повторно, то деятельность может быть приостановлена на срок до полугода.
Поэтому, на вопрос относительно того, обязательна ли спецоценка условий труда для профильных малых предприятий в 2018 году, отвечаем — да, обязательна. И никаких исключений здесь быть не может. Закон не будет отменен, поэтому спецоценка условий для текущих малых организаций должна проводиться минимум раз в пять лет. Срок проведения должен фиксироваться в специальной итоговой декларации.
Декларация по спецоценке условий труда для малых предприятий
После проведения спецоценки, в том числе и вновь созданных условий, работодатель обязан в срок подать декларацию в местное учреждение по охране труда. Сегодня законодательство не имеет четких предписаний к структуризации такой декларации. Т.е. составлена таковая может быть в свободной форме. Единственное — это обязательное соблюдение срока, какой составляет не более месяца с момента проведения спецоценки текущих условий труда для малых учреждений. Если это правило нарушается, то результаты анализа не будут значиться легитимными — т.е. мероприятие надо будет проводить заново.
27.09.2016 8:13:00
Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году проводится по тем же правилам, что и для всех остальных работодателей. Никаких поблажек при проведении спецоценки для малых предприятий нет. СОУТ для малых предприятий в 2017 году проводится в учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Рассмотрим, какие компании обязаны провести спецооценку условий труда, и как это сделать максимально просто...
Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году проводится по тем же правилам, что и для всех остальных работодателей. Никаких поблажек при проведении спецоценки для малых предприятий нет. СОУТ для малых предприятий в 2017 году проводится в учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Рассмотрим, какие компании обязаны провести спецооценку условий труда, и как это сделать максимально просто.
КОГДА ОБЯЗАТЕЛЬНА СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2017 ГОДУ?
Провести спецоценку должны организации, которые:
В прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился;
- организовали новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников) или изменили технологический процесс.
Также спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году должна проводиться, если в компании есть работники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам спецоценки выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо платить дополнительные страховые взносы.
Обратите внимание: поэтапно до 31 декабря 2018 года можно оценить рабочие места, на которых:
Трудится персонал, не имеющий права на досрочную пенсию по старости;
- условия труда не вредные и не опасные.
Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.
КТО ПРОВОДИТ СПЕЦОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2017 ГОДУ?
Проводить специальную оценку своими силами нельзя. Обязательно надо нанять по гражданско-правовому договору стороннюю организацию, которая соответствует следующим требованиям:
Независима по отношению к работодателю;
- в уставных документах проведение спецоценки прописано как основной вид деятельности;
- аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н;
- не менее пяти экспертов работают по трудовому договору и имеют сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке, как минимум у одного эксперта высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
- есть аккредитованная испытательная лаборатория (центр) с областью аккредитации по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
КАК ГОТОВЯТСЯ К СПЕЦОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2017 ГОДУ?
Если ваша компания решила провести спецоценку, то перед тем, как обратиться к оценщику, надо собрать специальную комиссию и утвердить график. Жестких требований к графику спецоценки нет - документ составляют в свободной форме. Сроки проведения спецоценки также не установлены - все зависит от количества рабочих мест в компании и условий труда на них.
Закон требует, чтобы в состав комиссии обязательно входили специалист по охране труда из вашей организации и представители профсоюза или иного представительного органа сотрудников (при наличии). Кроме того, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники. Кстати, включать в комиссию представителей организации, которая будет проводить специальную оценку, не нужно.
Особые правила действуют для малых предприятий, которые обязательно включают в состав комиссии руководителя и специалиста по охране труда. Специалист по охране труда может быть нанят по гражданско-правовому договору. Или обязанности специалиста по охране труда может выполнять руководитель предприятия.
Добавим, что если компания не является малым предприятием, как минимум один специалист по охране труда должен быть. Причем, когда численность работников превышает 50 человек, компания обязана создать службу или отдел по охране труда (ст. 217 ТК РФ). Если такого подразделения нет, возможен штраф по статье 5.27 КоАП РФ.
Ограничений по количеству членов комиссии не установлено. Главное, чтобы их число было нечетным (ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, далее - Закон № 426-ФЗ). Возглавляет комиссию руководитель организации или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии директор компании утверждает приказом.
Далее комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проведена спецоценка условий труда. Для этого оформляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места - те, которые одновременно имеют следующие одинаковые признаки: профессии или должности одного наименования, работа в одном или нескольких однотипных помещениях и др. (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Если выявлены аналогичные рабочие места, спецоценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от их общего числа (минимум двух). Затем результаты оценки распространяют на все аналогичные рабочие места.
КАК ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ?
Проведя спецоценку, привлеченные специалисты составят отчет. Его форма, равно как и инструкция по заполнению, утверждены приказом № 33н. Отчет - это самый важный документ, который оформляют по итогам специальной оценки. Его подписывают все члены комиссии, и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
В отчете приводятся данные об организации, которая провела спецоценку, перечень оцененных рабочих мест и другие данные. На основании этого документа компания может планировать мероприятия по охране труда и списывать соответствующие расходы (например, на выдачу средств индивидуальной защиты, смену оборудования и пр.). А также определять тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.
Не забудьте в отдельном документе утвердить перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Форма документа свободная. Копия этого перечня нужна для зачета взносов.
Для целей налога на прибыль отчет о спецоценке заменяет акт выполненных работ. Соответственно, если есть договор и отчет, расходы на оценку можно списать как прочие (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
О КАКИХ РЕЗУЛЬТАТАХ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА СООБЩАТЬ ЧИНОВНИКАМ?
После того как завершится спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году, надо задекларировать безопасные рабочие места и рабочие места, на которых условия труда оптимальные или допустимые. Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке направляете декларацию соответствия в трудовую инспекцию
Документ можно передать:
-
лично;
-
по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
-
в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя или заполнив форму декларации на сайте Роструда (п. 3-5 Приложения № 2 к приказу Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Срок действия декларации - пять лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 11 Закона о спецоценке). Этот срок продлевается каждые пять лет, если у вас отсутствуют обстоятельства (например, несчастный случай на производстве), которые могут привести к прекращению действия декларации и проведению внеплановой спецоценки (ч. 5 ст. 11 Закона о спецоценке).
Сведения о специальной оценке условий труда также отразите в таблице 10 раздела II формы-4 ФСС.
Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году
Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году проводится по тем же правилам, что и для всех остальных работодателей. Никаких поблажек при проведении спецоценки для малых предприятий нет. СОУТ для малых предприятий в 2017 году проводится в учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Рассмотрим, какие компании обязаны провести спецооценку условий труда, и как это сделать максимально просто...
Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году проводится по тем же правилам, что и для всех остальных работодателей. Никаких поблажек при проведении спецоценки для малых предприятий нет. СОУТ для малых предприятий в 2017 году проводится в учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Рассмотрим, какие компании обязаны провести спецооценку условий труда, и как это сделать максимально просто.
КОГДА ОБЯЗАТЕЛЬНА СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2017 ГОДУ?
Провести спецоценку должны организации, которые:
В прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился;
- организовали новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников) или изменили технологический процесс.
Также спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году должна проводиться, если в компании есть работники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам спецоценки выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо платить дополнительные страховые взносы.
Обратите внимание: поэтапно до 31 декабря 2018 года можно оценить рабочие места, на которых:
Трудится персонал, не имеющий права на досрочную пенсию по старости;
- условия труда не вредные и не опасные.
Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.
КТО ПРОВОДИТ СПЕЦОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2017 ГОДУ?
Проводить специальную оценку своими силами нельзя. Обязательно надо нанять по гражданско-правовому договору стороннюю организацию, которая соответствует следующим требованиям:
Независима по отношению к работодателю;
- в уставных документах проведение спецоценки прописано как основной вид деятельности;
- аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н;
- не менее пяти экспертов работают по трудовому договору и имеют сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке, как минимум у одного эксперта высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
- есть аккредитованная испытательная лаборатория (центр) с областью аккредитации по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
КАК ГОТОВЯТСЯ К СПЕЦОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2017 ГОДУ?
Если ваша компания решила провести спецоценку, то перед тем, как обратиться к оценщику, надо собрать специальную комиссию и утвердить график. Жестких требований к графику спецоценки нет - документ составляют в свободной форме. Сроки проведения спецоценки также не установлены - все зависит от количества рабочих мест в компании и условий труда на них.
Закон требует, чтобы в состав комиссии обязательно входили специалист по охране труда из вашей организации и представители профсоюза или иного представительного органа сотрудников (при наличии). Кроме того, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники. Кстати, включать в комиссию представителей организации, которая будет проводить специальную оценку, не нужно.
Особые правила действуют для малых предприятий, которые обязательно включают в состав комиссии руководителя и специалиста по охране труда. Специалист по охране труда может быть нанят по гражданско-правовому договору. Или обязанности специалиста по охране труда может выполнять руководитель предприятия.
Добавим, что если компания не является малым предприятием, как минимум один специалист по охране труда должен быть. Причем, когда численность работников превышает 50 человек, компания обязана создать службу или отдел по охране труда (ст. 217 ТК РФ). Если такого подразделения нет, возможен штраф по статье 5.27 КоАП РФ.
Ограничений по количеству членов комиссии не установлено. Главное, чтобы их число было нечетным (ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, далее - Закон № 426-ФЗ). Возглавляет комиссию руководитель организации или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии директор компании утверждает приказом.
Далее комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проведена спецоценка условий труда. Для этого оформляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места - те, которые одновременно имеют следующие одинаковые признаки: профессии или должности одного наименования, работа в одном или нескольких однотипных помещениях и др. (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Если выявлены аналогичные рабочие места, спецоценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от их общего числа (минимум двух). Затем результаты оценки распространяют на все аналогичные рабочие места.
КАК ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ?
Проведя спецоценку, привлеченные специалисты составят отчет. Его форма, равно как и инструкция по заполнению, утверждены приказом № 33н. Отчет - это самый важный документ, который оформляют по итогам специальной оценки. Его подписывают все члены комиссии, и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
В отчете приводятся данные об организации, которая провела спецоценку, перечень оцененных рабочих мест и другие данные. На основании этого документа компания может планировать мероприятия по охране труда и списывать соответствующие расходы (например, на выдачу средств индивидуальной защиты, смену оборудования и пр.). А также определять тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.
Не забудьте в отдельном документе утвердить перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Форма документа свободная. Копия этого перечня нужна для зачета взносов.
Для целей налога на прибыль отчет о спецоценке заменяет акт выполненных работ. Соответственно, если есть договор и отчет, расходы на оценку можно списать как прочие (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
О КАКИХ РЕЗУЛЬТАТАХ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА СООБЩАТЬ ЧИНОВНИКАМ?
После того как завершится спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 году, надо задекларировать безопасные рабочие места и рабочие места, на которых условия труда оптимальные или допустимые. Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке направляете декларацию соответствия в трудовую инспекцию
Документ можно передать:
-
лично;
-
по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
-
в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя или заполнив форму декларации на сайте Роструда (п. 3-5 Приложения № 2 к приказу Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Срок действия декларации - пять лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 11 Закона о спецоценке). Этот срок продлевается каждые пять лет, если у вас отсутствуют обстоятельства (например, несчастный случай на производстве), которые могут привести к прекращению действия декларации и проведению внеплановой спецоценки (ч. 5 ст. 11 Закона о спецоценке).
Сведения о специальной оценке условий труда также отразите в таблице 10 раздела II формы-4 ФСС.
КАК С РЕЗУЛЬТАТАМИ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ОЗНАКОМИТЬ РАБОТНИКОВ?
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (3-й и 4-й класс), имеют право:
На повышенную оплату труда - не менее 4% оклада, установленного для соответствующего вида работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ);
- сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ).
Работников нужно ознакомить с результатами спецоценки условий их труда в течение 30 календарных дней со дня утверждения Отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Ознакомить сотрудников с результатами спецоценки можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме.
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда производится специальная оценка условий труда. По ее результатам устанавливают гарантии и компенсации персоналу, работающему во вредных или опасных условиях. А также определяют тарифы дополнительных взносов в ПФР.
В редакции Трудового кодекса, действующей с 1 января 2014 года, мы не обнаружим упоминания об обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура осталась в прошлом. Теперь работодатели должны обеспечить специальную оценку условий труда. Такое мероприятие проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Закон № 426-ФЗ в дополнение к Трудовому кодексу устанавливает:
- обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников;
- права работников на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда.
Кроме того, пересмотрен ряд норм Трудового кодекса, касающихся льгот работникам, и установлен новый порядок определения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Источник этих новаций -
Итак, спецоценка заменила собой аттестацию. Но в сфере охраны труда эти процедуры в целом решают сходные задачи. Аттестация определялась именно как оценка условий труда (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Спецоценка — это, по сути, аттестация, возведенная в ранг закона
Разберемся: чем спецоценка отличается от аттестации? Действительны ли результаты проведенной аттестации? В какие сроки предстоит провести спецоценку? Что изменилось в работе бухгалтера?
Когда можно обойтись без спецоценки?
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда () не отменен, но оснований для проведения аттестации с этого года уже не имеется. Зато в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для этих рабочих мест можно не производить (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Проще говоря, результаты такой аттестации «не пропали даром». Завершить спецоценку всех мест нужно не позднее 31 декабря 2018 года.
Напомним: аттестацию вновь организованных рабочих мест требовалось осуществить не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Приказа № 342н). Следовательно, рабочие места, созданные на протяжении 2013 года, аттестовывать было необязательно. С 2014 года. рабочие места, аттестация которых не проводилась или за давностью утратила силу, потребуют уже спецоценки. Правда, на спецоценку новых рабочих мест законодатель отводит уже полгода (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Пример
Компания ввела в эксплуатацию рабочие места 1 апреля 2013 г. На протяжении прошлого года их аттестация на законном основании не проводилась. В отсутствие и аттестации, и спецоценки в текущем году компания окажется нарушителем законодательства о труде и об охране труда (). Административное правонарушение выражается в бездействии, поэтому относится к длящимся (постановление Челябинского областного суда от 31 октября 2011 г. № 4а11-887). Значит, что постановление по нему может быть вынесено в пределах двух месяцев со дня обнаружения ().
Обстоятельства, в связи с которыми необходима досрочная спецоценка (до истечения срока аттестации), перечислены в пункте 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. К ним относяится произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов. Заметьте: подобные события не являлись основанием для повторной аттестации.
Переход от аттестации к специальной оценке регламентирует статья 27 Закона № 426-ФЗ.
И вот что еще важно: Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Различия в подходах к аттестации и к спецоценке охарактеризованы в Таблице 2.
Таблица 2
Изменения в перечне условий труда, требующих оценки
Аттестация | Специальная оценка |
|
Надомники | Проводилась на общих основаниях (кассационное определение Нижегородского областного суда от 20.12.2011 по делу № 33-12014/2011) | Не предусмотрена |
Дистанционные работники | Проводилась, только если предусматривалась трудовым договором () |
|
Работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями | Не предусматривалась |
|
Работники: Исключительно занятые на персональных компьютерах (например, оператор компьютерного набора в издательстве) Эксплуатирующие ▪ аппараты копировально-множительной техники настольного типа; ▪ единичные стационарные копировально-множительные аппараты - периодически, для нужд самой организации; ▪ иную офисную оргтехнику (телефоны и др.); ▪ бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства | Не предусматривалась, за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований) | Проводится на общих основаниях |
Как видно, теперь условия труда надомников оценке не подлежат. Видимо, надомный труд вредных или опасных условий все же не подразумевает. Имейте в виду: пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности установлены .
На практике использовать право на непроведение аттестации «компьютерных» рабочих мест было невозможно. Исключительная занятость на них все же подразумевает использование ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени. Но при таких обстоятельствах работникам требуются периодические осмотры невролога и офтальмолога. А значит, аттестация необходима, что подтверждает . Если же работник использует персональный компьютер менее 50 процентов времени, то согласитесь: о его исключительной занятости на нем говорить не приходится. Аттестационная комиссия должна была разобраться, чем он занят в остальное время (апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043).
Елена Диркова,
для журнала «Практическая бухгалтерия»
Работа с кадрами на предприятии
Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.
Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.
Проводить ее необходимо всем работодателям. На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.
Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.
Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.
Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)
В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет. Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.
Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.
Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).
По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку
Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.
Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.
Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников. По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях. На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.
Читайте также:
Перевод на другую работу без согласия работника - когда это возможно, ответственность за незаконный перевод
Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.
Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:
- В случае, если работник занимается надомным трудом.
- В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
- Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.
Периодичность проведения спецоценки
Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.
Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:
- При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
- В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
- В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
- На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.
Чем грозит отказ от проведения спецоценки
В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.
До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.
Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:
- Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
- Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
- Предусмотрено так же и предупреждение.
В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:
- Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
- Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
- Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.
Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?
В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:
- Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
- В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
- Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.