Покрасочная камера для спортинвентаря своими руками. О чем нельзя забывать при создании малярной камеры собственными силами? Покрасочные камеры: требования к конструкции
Кто хоть раз пробовал красить свой автомобиль в обычном гараже, наверняка убедился в том, что как бы качественно ни была выполнена работа в соответствии с технологией, а огрехов вроде шагрени, запылённости, прилипания соринок избежать не удавалось. Решить эту проблему можно только при помощи специального помещения. Профессиональная покрасочная камера своими руками может быть собрана в своём гараже (либо отдельном помещении собственного дома) с учётом наших рекомендаций.
Автолюбители, планирующие заниматься малярными работами для собственного блага или в качестве профессионального рода деятельности с целью получения дохода, могут самостоятельно подготовить все необходимое. Главное, что должно быть в распоряжении – это покрасочная камера.
Технология
В продаже существуют готовые комплексы для фирменных СТО, однако этот вариант весьма дорогой и не всегда подходит маляру-любителю. Совсем другое дело, когда новичок самостоятельно подготавливает помещение и все для этого необходимое.
В покрасочной камере можно осуществлять окраску и сушку по такой схеме:
- во время окраски:
- Воздушные массы поступают под воздействием генератора внутрь приточного отделения, где происходит их очистка и подогрев.
- В потолочном фильтре происходит тонкая очистка, после чего воздух поступает внутрь камеры.
- Обратный отток вместе с частичками краски, срикошетившей от кузова, посредством подпольных принудительных вентиляторов происходит через систему воздухоотведения.
- Во время сушки:
- Воздушное пространство прогревается внутри термокамеры, откуда поступает к рабочему боксу.
- Термостат в сочетании с термоустойчивой обшивкой стен и других поверхностей сооружения помогают поддерживать температуру на одном уровне весь интервал сушки.
- Одновременно осуществляется фильтрация едких паров, какие выделяют лакокрасочные материалы, нанесённые на кузов транспортного средства.
Правильная организация объекта позволит автолюбителю получить место, в котором все работы будут протекать по изложенной технологии.
Характеристики
Перед работами по созданию камеры, необходимо узнать, из чего она состоит. Первое требование – габариты. Учитывая, что внутри бокса одновременно может находиться только один автомобиль, то и пространство здесь должно быть из расчёта на одно транспортное средство. Создавая собственную конструкцию, можно подсмотреть на экземпляры фирменного производства.
Среди покупных моделей можно встретить камеры для покраски шириной от трёх с половиной до четырёх метров. Но когда есть возможность организовать объект своими руками, то лучше использовать максимальный вариант – 4 метра в ширину и 6 метров в длину. Тогда будет где развернуться, чтобы не задевать свежеокрашенный кузов.
При воспроизведении проекта камера для окраски должна иметь:
- закрытый бокс (габариты 4х6 м);
- освещение;
- нагревательную систему (тепловую установку);
- систему пожарной безопасности;
- вентиляцию (приточную и вытяжную и системы с фильтрами);
- стоки;
- отделку.
Каждый из элементов требует особого подхода. При возведении самодельной камеры для покраски нужно предупредить все мелочи, не допустив образования мёртвых зон. Имеется в виду тот момент, что все люки, отверстия для вентиляции, оттока воды и прочие коммуникационные системы не должны быть ограничены, когда в боксе находятся автомобиль и рабочий.
Если этого не предусмотреть, то в некоторых местах пространства будут скапливаться элементы лакокрасочной пыли и отравляющие компоненты. В итоге технология нарушается, автомобиль окрашен некачественно, страдает маляр.
Как организовать вентиляционную систему?
Для безопасного и продуктивного использования покрасочной камеры необходимо организовать доступ свежего воздуха извне.
Различают несколько видов вентилируемых систем:
- одномоторные нагнетают воздушные массы в вертикальном направлении от потолка, после чего в пространстве бокса создаётся давление, вытесняющее осаждённый лакокрасочный туман к полу, где имеются выводящие пути.
- для двухмоторных камер характерно наличие второго генератора на выводящих отверстиях. Такая анатомия способствует отличной циркуляции воздушных масс.
Второй вариант вентиляционных систем необходим тем объектам, в которых покрасочные работы будут выполняться постоянно. Для индивидуального пользования достаточно обеспечить одномоторную вентиляцию.
Как используется покрасочная камера, своими руками оснащённая сушильными приборами?
Если в покрасочной камере будет организована принудительная сушка, то без установки ТЭН-а (трубчатый электронагреватель) не обойтись. Здесь осуществляется такой алгоритм:
- Воздушные массы поступают в специальную камеру.
- Фильтруются.
- Нагреваются до +60 0.
- Возвращаются в помещение.
Заниматься покраской в камере можно в любое время года. Ведь благодаря установленным коммуникациям, в помещении всегда одна и та же температура, а также действует эффективная вытяжка.
Своевременное обслуживание устройств, замена всех фильтров помогут продлить работу систем и обеспечить технологические процессы покраски и сушки, а также поддержание стабильной скорости циркуляции воздуха 20-25 м/с. Чтобы эти мероприятия можно было осуществить быстро, люки от фильтров должны быть в близкой доступности для мастера.
Вместо ТЭНа, для сушки можно задействовать альтернативу:
- инфракрасные лампы (в несколько десятков раз сокращают интервал сушки);
- теплогенераторы с функцией регулировки температуры, работающие на различных видах топлива.
Системы воздухоочистки и сушки предпочтительнее заключить на одну сеть, имеющую управление с общего пульта.
А также нельзя забывать о противопожарных установках, системах пожаротушения и сигнализации.
Порой водителю легче сделать приспособление для ремонта автомобиля своими руками, чем постоянно тратиться на услуги станций техобслуживания. Помимо экономии, автолюбитель сможет бережно и со всем своим усердием произвести починку машины. Для качественной и эффективной работы с кузовом автомобиля водителями используется камера для покраски. Это уникальное устройство, позволяющее самостоятельно обновить цвет авто и сделать это не хуже профессионалов. Пользователь получает высококачественный результат, который при бережном и аккуратном обращении сохраняется на долгие годы.
Требования к помещению покрасочных камер
Покрасочная камера – это уникальное помещение, в котором происходит нанесение лакокрасочных материалов на поверхности машин, мотоциклов и других металлических изделий. Они бывают разных видов и размеров, при их построении применяются различные материалы, и нацелены они на выполнение определенных задач.
Помещение для покраски автомобиля
Среди требований, выдвигаемых к помещению камеры, стоит выделить следующие:
- В помещении обязательно должен очищаться воздух.
- Камера должна быть оснащена хорошим освещением, приближенным к дневному.
- Быстрый выход на заданную температуру и стабильность показателей в течение определенного времени – залог качественного результата.
- Воздух в помещении на входе и выходе должен очищаться.
- Покрасочная камера обязана быть безопасной и экономно расходовать электроэнергию, топливо, другие материалы.
Одним из основных требований считается выбор габаритов. От правильно выбранных размеров камеры зависит удобство работы и способность мастера расположить под рукой все необходимые инструменты.
Достоинства самодельной камеры для покраски авто
Покрасочная камера своими руками – это вполне реальная задача, и под силу она каждому водителю. Она позволит сэкономить значительные средства и требует лишь соблюдения правил безопасности и техники нанесения лакокрасочных материалов.
Основными достоинствами камеры являются:
- Самостоятельная подборка чертежей и схем исполнения систем.
- Экономичность.
- Возможность соединить дорогостоящие аппараты с дешевыми частями, сделанными собственноручно.
- Упрощение функционирования систем или возможность заменить их более эффективными.
Покрасочная камера своими руками
Главное ее преимущество в том, что камера для покраски автомобилей своими руками проста в уходе, и результат получается значительно дешевле покраски на СТО.
Освещение покрасочной камеры – важный параметр при покраске автомобиля
Для эффективной и качественной работы помещение под покраску должно соответствовать ряду требований, одним из которых является освещение. Правильно организовав процесс, мастер сможет покрасить кузов, как настоящий профессионал. Нельзя не отметить, что во время работы происходит сильное распыление краски, что автоматически ухудшает видимость в несколько раз.
Перед началом работ рекомендуется просчитать количество ламп и правильно их разместить. Для обеспечения отличной освещенности и видимости всех дефектов, необходимо ориентироваться на норму освещенности 1000–2000 люкс. Можно воспользоваться одной из схем освещения: потолочной, потолочно-стеновой или усилением освещения задней стенки помещения. Наиболее удобной и эффективной считается вторая схема.
Так как дневной (приближенный к солнечному) свет в камере – один из важнейших аспектов при покраске машины, рекомендуется разместить лампы в несколько рядов так, чтобы они находились на разных уровнях. Это улучшит визуализацию и, как следствие, обеспечит отличную покраску. Минимально рекомендуемое количество ламп – 24 штуки.
Освещение в покрасочной камере
Пользователь может приобрести лампы накаливания, светодиодные светильники или люминесцентные лампы. Все три варианта отличаются по мощности и стоимости. В зависимости от характеристик и предполагаемого бюджета, каждый выбирает наиболее приемлемый вариант.
Вентиляция помещения, очистка воздуха и сушка
Обязательным условием правильного функционирования покрасочной камеры является наличие вентиляции. Немаловажно, чтобы в помещении был необходимый уровень влажности, чистота и движение воздуха – всё это обеспечивается вентиляционной системой.
Вентиляция позволяет:
- очистить воздух от пара, выделяемого при выполнении работы;
- удалить пыль и мелкие частицы, а также предотвратить их попадание на свежую краску;
- регулировать температуру и влажность.
Чтобы камера выполняла свои функции и обеспечила отличный результат, необходимо соблюдать определенные условия:
- Движение воздуха должно быть равномерным и направленным.
- Соблюдение температурного режима (идеальными показателями считаются 22–24 градуса).
Вентиляция позволяет очистить воздух от пара
- Поддержание оптимальной влажности, а именно 50–70%.
- Использование вертикальной системы вентиляции.
Перед установкой вентиляции следует определиться с выбором устройства. Выделяют одномоторный, двухмоторный и приточно-вытяжной тип системы. Для больших объемов работ использует последний тип вентиляции. Обычному пользователю для качественной очистки воздуха подойдет двухмоторная система с высокой производительностью.
Приточно-вытяжная вентиляционная система отлично циркулирует и очищает воздух, обеспечивает оптимальный температурный режим и сушку готовых изделий.
Из чего состоит покрасочная камера
Перед тем как задумываться над вопросом: «как сделать покрасочную камеру?», – следует определиться, из чего должна состоять конструкция.
Основным элементом является закрытое помещение. Это камера, в которой непосредственно осуществляется нанесение покрытия и сушка машины. Вторым элементом по счету, но не по важности, является вентиляционная система. Камера должна быть также оснащена тепловым агрегатом и вытяжкой с фильтрами.
Покрасочная камера должна иметь герметичные двери, хорошее освещение, подходящие размеры и качественную проводку (желательно из меди). Все осветительные приборы необходимо расположить так, чтобы поверхность окрашиваемого изделия максимально освещалась.
Нельзя пренебрегать ни одним из элементов покрасочной камеры. Так как от них зависит работоспособность и здоровье мастера и, конечно же, качество покрытия поверхности.
Покрасочная камера должна иметь герметичные двери
Как сделать покрасочную камеру
Перед началом работ рекомендуется разработать план действий и схему камеры. Спланировав помещение и определившись с размером, необходимо выбрать материалы для пола и отделки стен, собрать воздухообмен и напольный фильтр грубой очистки, обеспечить качественное освещение. Более подробно об этом далее.
Обустройство помещения гаража под простую покрасочную камеру
Малярка своими руками – это реальность! Сегодня многие автолюбители задумываются о самостоятельной постройке камеры. Как вариант, можно использовать помещение гаража и переоборудовать его в идеальное место для проведения покрасочных работ. Камера может использоваться постоянно или же изредка, для бизнеса или личных целей. Это абсолютно несущественно, важно, чтобы были соблюдены требования по отношению к конструкции и техника безопасности.
Для безопасной и эффективной работы перед началом переоборудования гаража следует сделать его оценку. Как отмечалось выше, размер помещения очень важен для комфортной и производительной работы, поэтому высота обязана быть не менее 2,8 м, площадь, в свою очередь, не менее 6×4 м. Помещение должно быть утеплено негорючими материалами и окрашено в белый цвет. Кафельные стены рекомендуется сделать матовыми. Но главным оценочным критерием является герметичность. Если ее создать не удается, лучше отказаться от затеи.
Пол камеры должен состоять из многоуровневого каркаса
С чего же начать работу:
- Освещение. Рекомендуется смонтировать потолочно-стеновой свет для обеспечения максимально комфортных условий работы. Источниками могут быть светодиодные светильники или люминесцентные лампы. Кроме этого, необходимо иметь поворотный светильник на длинной ножке. Он обеспечит дополнительное местное освещение любого участка кузова.
- Вентиляция. Устанавливать систему необходимо в месте расположения покрасочной ванны. Произведя расчеты, пользователь сможет определиться с мощностью вентиляции и приобрести устройства в достаточном количестве. Наиболее эффективно наличие двух вентиляторов: первый вытягивает воздух из помещения, а второй нагнетает его снаружи, обеспечивая приток очищенного воздуха извне. Как правило, устройство работает в трех режимах: очистка, циркуляция и нагрев до нужной температуры, сушка производится при прогреве до 60 градусов.
- Оборудование пола помещения. Пол должен состоять из многоуровневого каркаса. Это необходимо для прокладывания труб вентиляции. Удобно, если есть смотровая яма, ее можно накрыть арматурной решеткой и положить под нее доски.
Вытяжка может устанавливаться под автомобилем, но попадание краски на устройство крайне нежелательно.
Устройство в гараже покрасочной камеры полупрофессионального уровня
Оборудовать в гараже камеру полупрофессионального уровня проще, но это обойдется в несколько раз дороже. Для работ также подойдет гараж любого типа, в котором устанавливается приточно-вытяжная вентиляционная система. Помещение рекомендуется обшить тонколистовым металлом или утеплителем. Уместно будет приобретение компрессора, ресивера, комплекта фильтров и системы улавливания пара воды и масел.
Заключение
Если у автолюбителя есть возможность переоборудовать гараж под помещение покрасочной камеры, то непременно стоит ею воспользоваться. Чтобы достичь отличного результата, достаточно правильно организовать работу и соблюдать меры безопасности. Залог высококачественной
Вопрос о том, как сделать покрасочную камеру своими руками по чертежам приходит на ум сразу же после изучения цен на готовые красильни. Ведь нет же в них ничего сверхъестественного, чего нельзя соорудить самому, где-то из подручных материалов, ну а где-то и прикупив необходимые элементы.
Зато так получится довольно неплохая экономия, которая даст возможность направить большую сумму бюджета в какое — то другое русло, например, в оборудование для покраски или в сам материал.
А это уже прямое вложение в качество будущей услуги. Давайте пошагового рассмотрим вариант создания красильни для автомобилей своими руками.
С чего нужно начать создание камеры
Основу покрасочной камеры можно построить с нуля, а можно начать обустройство даже в самом обычном гараже.
Требования
Теперь прикинем какими требованиями должна обладать будущая красильня:
Коротко о критериях
Собрав вышеописанные критерии заявляем, покрасочная камера должна представлять собой закрытое помещение с системой вентиляции и теплорегуляции, оснащенное фильтрами воздуха и освещением.
Вентиляция может быть одномоторного варианта и двухмоторного.
- Первая нацелена только на приточное очищение воздуха, она гораздо проще в исполнении, но сильно уступает второй.
- Двухмоторная выполняет очищение как на входе, так и на выходе воздуха, что будет наиболее эффективно. Но и в том и другом случаях воздух должен циркулировать по всему помещению, не оставляя ни одной мертвой зоны.
Для нагрева воздуха обычно используют регулируемую газовую горелку. Элемент нагрева располагают после фильтра и вентилятора.
Здесь очень важно учитывать безопасное расстояние между нагревателем и взрывоопасными веществами и траекторию движения горячего воздуха, во избежание несчастного случая. Нагрев должен автоматически прекращаться в момент выключения вентиляции.
Все отделочные и утепляющие материалы должны быть негорючими, а устройства внутри комнаты быть защищены от взрывов.
Электроприборы иметь , а теплообменники оснащены термостатами, предотвращающими перегрев. Бокс снабжён качественной пожаротушильной системой.
Большинство автомобилей в течение срока службы хотя бы раз нуждаются в окрашивании. Для этой цели применяется покрасочная камера - особое помещение, предназначенное специально для малярных работ.
Для получения идеального результата окрасочно-сушильная камера должна быть оборудована всеми необходимыми инструментами, техникой. Изготовление помещения для окраски авто возможно своими руками, если будут соблюдены строгие требования и техника безопасности.
Особенности покрасочной камеры
Стандартный покрасочный комплект для автомобилей - это бокс (камера) с установленной в ней системой вентиляции воздуха, устройствами для регуляции температуры. Только при соблюдении таких условий можно будет покрасить машину качественно, надежно. Наличие фильтра для камеры тоже обязательно - с его помощью воздушная смесь будет очищаться, там не останется пыли.
Правильно настроенная в мастерской вытяжка устранит туман от краски, выведет токсичные пары, газы. Важно, чтобы наружу вытяжной прибор отводил уже фильтрованный воздух, только тогда бокс будет соответствовать экологическим стандартам. Не менее важно иметь в камере датчики температуры и оборудование, позволяющее настроить нужный режим. Еще одна особенность комплектации камеры для автомобильной покраски - отличное освещение, позволяющее сделать даже самые сложные этапы работ.
При несоблюдении таких условий дефекты при окрашивании авто в камере будут появляться неизбежно. Все современные модели покрасочных камер оснащены тщательно подобранным и выверенным по параметрам оборудованием. При желании можно создать такой бокс своими руками, например, в гараже.
Из чего состоит камера - перечень оборудования
Под малярный бокс можно оборудовать любое подходящее по размерам помещение. После окончания работ всегда сохраняется возможность восстановить прежний вид камеры, если это потребуется. Чтобы самостоятельно сделать бокс, нужно найти в продаже или арендовать такое оборудование:
- воздушный компрессор с давлением 8 – 12 Ат, укомплектованный ресивером, отделителем масла и воды;
- вентиляторы - надувающий, приточный;
- осветительные прожекторы галогенового типа (4 штуки по 1,5 кВт) или тепловая пушка для сушки;
- тканевые гидрофильтры;
- диодные светильники (минимум 3 штуки);
- удлиненные люминесцентные лампы (минимум 6 штук);
- полипропиленовая пленка армированная.
Некоторые мастера вместо компрессора покупают для камер промышленные кислородные баллоны. Нанесение краски в этом случае будет удобным, слой ляжет ровно и тонко, за счет применения чистого кислорода не потребуются усилители блеска лакокрасочного материала. Риск очень высок, ведь даже при небольшой искре воспламенение в камере для покраски будет мгновенным. Лучше потратиться на компрессор, а для блеска применять хороший лак.
Виды покрасочных камер
По типу помещения камеры могут быть проходными и тупиковыми. Классификация камер для покраски основана на обустройстве вентиляционной системы. В зависимости от показателя покрасочный бокс организуют таким образом:
- с вытяжными клапанами по периметру помещения на стенах (самый комфортный и недорогой способ);
- с вентиляционными клапанами внутри зазоров на полу;
- с вытяжными моторами на полу в неглубоких траншеях.
По типу вентиляции камеры делят на одномоторные и двухмоторные. В первом случае воздушный поток подается сверху, а туман оседает вниз и выводится через специальные каналы. Во втором варианте первый мотор нагнетает воздух, второй выкачивает его из бокса. У одномоторных моделей вентиляционные клапаны бывают напольными и потолочными, а у двухмоторных они настенные.
Изготовление покрасочной камеры
Обычно для самостоятельного переоборудования камер используются полупрофессиональные или еще менее дорогие устройства, которые позволят красить машины качественно, но не на высшем уровне. Для профессиональных малярных работ уровень оборудования намного больше, что недостижимо без больших затрат.
Все монтажные работы по обустройству камер выполняют в 5 этапов:
- Поиск помещения, оценка его размера.
- Составление планов, чертежей, расчетов, схем сборки.
- Установка вытяжки.
- Отделка, облицовка внутренних стен, пола, потолка, ворот бокса.
- Монтаж мебели, приборов для сушки, нагрева.
До 1/3 всего оборудования применяется для всасывания и отведения пыли, борьбы с водяной завесой и капельками краски (мельчайшей взвесью в воздухе), ведь от этого зависит конечный результат покраски авто. Не менее важно приобретать качественное оборудование для сушки, ведь принцип работы бокса - тщательное высушивание окрашенных деталей при помощи галогеновых ламп высокой мощности или тепловой пушки.
Подготовка к монтажу камеры
В самом начале следует создать проект камеры на бумаге. На чертеже нужно схематически нарисовать все основные узлы, параллельно расписав более мелкие детали и элементы. Далее на этапе подготовительных работ запасаются всем необходимым инвентарем, оборудованием для камеры: вентиляционной системой, тепловой пушкой, светильниками и т. д.
В продаже есть техника для оснащения СТО и покрасочных боксов хорошо зарекомендовавших себя марок - Nordberg (отдельное оборудование), Saima, ColorTech, Metron, Оскас, Термопроцесс (готовые камеры), есть неплохие марки из Китая.
Все системы должны работать в автоматическом режиме. Желательно иметь генератор на случай отключения электричества - для подстраховки. Помещение должно закрываться на надежные замки, ведь стоимость оборудования будет довольно большой.
Основные требования к возведению камеры
Существует ряд требований по возведению и обустройству камеры для покраски машин. Размеры бокса должны быть достаточными, не малогабаритными - так у мастера не возникнет проблем с движением и выполнением покраски.
Лучше, если бокс сделан на основе металлоконструкций или бетонный. Дверей должно быть 2 - раздвижные или обычные. Главное, чтобы они легко открывались, а при пожаре можно было бы экстренно эвакуировать сотрудников. Двери следует делать герметичными, иначе с улицы станут попадать пыль, грязь.
Материал для камеры
Камера должна быть выполнена из материалов, отвечающих ряду требований:
- герметичность;
- огнестойкость;
- возможность влажной очистки;
- теплоизоляционные свойства.
Иногда для экономии затрат мастера отделывают стены материалами мебельного производства или деревянной вагонкой. Но такие стены будут подвержены возгоранию, следовательно, дерево нежелательно к применению. Хорошо подойдут железные и иные металлические детали, негорючие изоляционные материалы (в рулонах).
При наличии стальных стен у гаража их надо обязательно утеплить. Снаружи устанавливают сэндвич-панели с прослойкой базальтовой ваты либо иного огнеупорного изоляционного материала, далее монтируют еще один слой стали. Стыки обрабатывают силиконовыми герметиками. При наличии капитального строения из бетона или кирпича утепляют камеру изнутри, применяя минеральную вату, водостойкий гипсокартон. После стены грунтуют, наносят белую порошковую краску.
Заменить краску в порошке можно пластиковой огнеупорной вагонкой, которая выдерживает до +500 градусов. Почему важно делать стены белыми? Этот цвет не будет искажать оттенки краски при обработке автомобилей. По той же причине следует красить стены только матовой краской - блеск слепит мастера.
Часто стены покрасочных боксов отделывают специальной пленкой с возможностью намагничивания. Она притягивает пыль, не давая ей циркулировать в воздухе и осаждаться на окрашенные детали авто. Применять один слой пленки можно для обработки 10 машин, далее ее обновляют.
При подборе материалов для камеры следует обратить внимание и на монтаж пола. Готовый пол должен позволять циркулировать воздуху, поэтому устанавливаются особые многослойные решетки, обеспечивающие приток и отток потоков. Если на полу в гараже была смотровая яма, ее тоже покрывают самодельными железными решетками, под которыми размещают доски. Из ямы выводят трубу воздуховода - это станет основой для нижней вентиляции. На сплошном полу выкапывают прямоугольную яму или 2 траншеи глубиной в метр, на них монтируют настил высотой 20 см.
Потолок камеры в форме прямоугольника будет удобным, если по его периметру установить светильники угловой формы. В противном случае придется закруглять углы камеры, иначе в уголках станет скапливаться пыль из-за завихрений воздуха. На потолке обязательно выполняют фильтры, которые в идеале занимают всю поверхность.
Освещение в камере
Организация освещения очень важна для получения качественного результата в окрашивании грузовых и легковых автомобилей. Нужно, чтобы свет был ярким, но комфортным для глаз, а расположение светильников позволяло исключить тени и блики. Согласно правилам обеспечения технологического процесса, освещенность варьирует в пределах 600 – 2000 Люмен, свет рассеянный.
Для камер покраски авто используют три типа ламп:
- накаливания;
- люминесцентные;
- светодиодные.
Удобным вариантом монтажа системы света станут люминесцентные лампы или лампы дневного света, которые обладают высоким коэффициентом теплоотдачи, достаточно экономичны. Устройства располагают по потолку, а для обзора нижней части машины - на боковых стенах (например, модель К 1339). К их минусам можно отнести низкую экологичность и необходимость утилизации, ведь внутри присутствуют пары ртути.
Лампы накаливания более привычны и очень дешевы. Для камеры покраски можно применять те, что имеют вакуумную колбу. Лучше всего покупать устройства с зеркальной или тонированной поверхностью. К сожалению, у ламп накаливания низкий показатель светоотдачи, но большое тепловое излучение, да и служат изделия недолго.
Светодиоды - наиболее приемлемый вариант монтажа системы освещения в боксе. Потребление электроэнергии очень низкое, безопасность высокая, а срок службы - до 50 тысяч часов. Качественные диоды не мигают, не мерцают, стойки к высоким температурам, надежны и долговечны, правда, стоят дороже остальных устройств.
Вентиляция камеры
Ключевую роль в качественном окрашивании автомобилей играет система вентиляции. Правильно смонтированная система выполняет такие функции:
- удаление тумана, вызванного применением краскопульта или возникающего при покраске методом электростатического напыления;
- поддержание кратности воздухообмена и нужного температурного режима;
- фильтрация грязного воздуха, его обратная циркуляция;
- очистка воздуха перед началом покраски.
В конструкции камеры обязательно применение потолочных фильтров, обладающих высокой производительностью, которые предотвратят попадание в рабочую зону посторонних веществ, частиц пыли. Лучше покупать двухфазные фильтры, которые в первой фазе очищают воздух от крупных загрязнителей, во второй - от мелких.
Необходима очистка выходящего воздуха - это важное требование служб экологического надзора. При высокой влажности применяются дополнительные блоки подготовки сжатого воздуха, обладающие возможностью осушения и очистки воздушных потоков.
Вентиляция обязана работать в режиме покраски и сушки. Для покраски важна подача чистого воздуха с температурой 25 – 27 градусов, необходим забор воздуха и пыли из камеры. При сушке воздух подается с температурой 45 – 90 градусов, для чего важно монтировать специальный теплообменник.
В системе вентиляции важно грамотно спроектировать выходные отверстия, отводящие наружу отработанный воздух. В противном случае в камере появятся «мертвые зоны» со взвесями краски. Это нарушает качество окрашивания машины, поэтому в траншеи на полу дополнительно ставят вытягивающие воздух из камеры устройства.
Температурный режим
Система отопления обязательна в гараже или ином помещении, из которого сделали бокс для покраски. При частом пользовании камерой нужно покупать теплогенератор. Для работы, выполняемой лишь пару раз в месяц, можно ограничиться инфракрасным обогревателем бытового типа. Такой мини-ТЭН будет более экономичен в применении.
Еще один вариант монтажа воздушного отопления - теплогенератор, сделанный самостоятельно из чугунного котла для жидкого топлива. Прибор сможет работать на отработанном масле или солярке.
Готовые модели, приобретаемые в специализированных компаниях, часто работают на газе. Такие устройства будут отвечать и за сушку автомобиля. Главное, чтобы подача тепла была равномерной и непрерывной, исключающей перегрев. Для сушки можно применять и мощные галогенные лампы (прожекторы).
Внутреннее пространство камеры
Внутри камеры должен быть предусмотрен отдельный уголок или помещение для хранения инвентаря, краски, горелок, одежды и прочих вещей, инструментов. Это поможет избежать неудобства и порчи приспособлений, средств индивидуальной защиты. Непосредственно для процесса окраски следует купить обычные краскопульты, пневматические приборы низкого давления, безвоздушные краскопульты или комбинированные системы (самые дорогие).
Сильно упрощает работу автоматическое управление процессами. Автоматика потребует значительных затрат, но профессионалы предпочитают не экономить. Панель управления имеет ручной и автоматический режим. Встроенный таймер позволит точно произвести окрашивание и сушку, и результат будет не хуже, чем на заводе.
Плюсы и минусы самодельного бокса
Стоит ли монтировать камеру своими руками или лучше купить готовую? Преимущества самодельного бокса:
- возможность самому создать проект по личному усмотрению;
- экономия денежных средств, в том числе на более дешевое обслуживание камеры;
- возможность сэкономить на некоторых узлах системы, например, купить б/у аппараты.
Недостатков у камеры тоже много. Нет гарантии, что все системы будут работать долго - возможна поломка. Есть риск конструктивных ошибок, ведь расчеты могут быть сделаны неверно. В этом случае придется дополнительно потратиться на ремонт и повторный монтаж оборудования.
Стоимость покрасочного бокса
Цена бокса будет зависеть от выбранных материалов, количества моторов, типа вентиляции, наличия или отсутствия автоматизации. Обычно стоимость полностью оборудованной камеры составляет не менее 0,5 млн рублей.
Заказная сборка, установка всего оборудования вызывает удорожание, как и обслуживание с привлечением специалистов. После завершения монтажа надо зарегистрировать новый вид деятельности по ОКПД 2, стать на учет в контролирующих органах.
Покраска автомобилей производится в специально предназначенных для этого боксах. Работа покрасочного оборудования обеспечивается установкой системы фильтров, теплообменников и вытяжки, которые поддерживают требуемую температуру воздуха и достаточную его циркуляцию в рабочем пространстве. Принцип работы такого устройства основан на организации приточно-вытяжной вентиляции в зоне выполнения работ и состоит из таких рабочих циклов:
- Первый – очистка уличного воздуха от пыли и отработанного воздуха от остатков лакокрасочных материалов (после очищения он снова подается в бокс);
- Второй – окраска автомобиля (очищенный воздух из окружающей среды поступает внутрь и нагревается до 20-40 градусов, а после окрашивания выбрасывается на улицу);
- Третий – сушка автомобиля (воздух из рабочего пространства очищается, нагревается до 60-80 градусов и опять подается в бокс).
Окрашивание автомобилей в покрасочной камере имеет несколько преимуществ. Так, герметичность устройства предупреждает попадание с улицы пыли, а предметы, которые собирают пыль, отсутствуют в рабочем помещении. Кроме того, конструкция агрегата исключает попадание в его пространство нежелательных потоков воздуха, переносящих пыль, и сквозняков. Внутренние поверхности очищаются без особых сложностей, и для этого не требуется использовать особое оборудование. Расположить аппаратуру для покраски автомобилей можно практически в любом месте, например, в гараже или подвале. А при отсутствии средств на приобретение покрасочной камеры, а также в других ситуациях бокс для покраски можно соорудить самостоятельно.
Посмотрев сайты, посвященные вопросам окраски автомобилей, можно встретить немало интересных идей и рекомендаций по поводу того, как делается покрасочная камера своими руками: фото основных этапов процесса, статьи – описания последовательности выполнения работ, способы оборудования помещения в гараже из подручных материалов с минимальными затратами. Самодельное устройство сооружается из деревянного каркаса или каркаса из алюминиевого профиля, обшитого пластиком, полиэтиленом и другими материалами. Оборудование для организации камеры необходимо приобретать в специализированных магазинах, предварительно рассчитав требуемые параметры устройств и приборов. Из оборудования потребуется вентилятор, фильтры, лампы или светильники, ТЭНы и др.
Покрасочная камера своими руками
Есть несколько способов для понимания того, как сооружается покрасочная камера своими руками – видео-инструкции, выложенные на специализированных сайтах, рекомендации умельцев, самостоятельно построивших такую камеру в гараже и др.
Любая покрасочная кабина состоит из рабочего помещения, воздухозаборника, воздухоотвода, фильтров, нагревательных элементов и пульта управления основными режимами работы. В общем случае для сооружения такой камеры необходимо выполнить следующее:
- Выбор помещения для ее оборудования;
- Выбор основания;
- Отделка стен;
- Устройство бокового и верхнего освещения;
- Организация системы вентиляции;
- Устройство пола и фильтрующих элементов;
- Обеспечение безопасности.
В качестве помещения можно использовать гараж или другое нежилое (можно и не отапливаемое) помещение. Основание для установки камеры может быть металлическим или бетонным. Бетонное – обеспечивает удобный въезд автомобиля в комнату, так как оно расположено на одном уровне с полом окружающего пространства. При этом обеспечивается стабильный и полноценный воздухообмен в помещении. Металлическое основание представляет собой готовое изделие, которое устанавливается в помещении. При этом уровень пола камеры будет расположен выше уровня пола окружающих помещений приблизительно на 30-50 сантиметров. Для въезда автомобиля внутрь потребуется дополнительно соорудить мостик.
Металлическое основание для покрасочной камеры обеспечивает такие преимущества ее работы, как стабильность воздухообмена и герметичность. Стены рабочей зоны рекомендуется обшивать пластиковой вагонкой, которая отличается прочностью, выдерживает температуру до +50 градусов, не горит и не выделяет токсичных веществ.
Освещение покрасочного бокса
Освещение в покрасочной камере должно быть хорошим. Считается, что величина освещенности в рабочей зоне помещения должна составлять не менее 600 люкс, но обычно организуется освещенность на 1-2 тыс. люкс. Использование только потолочных ламп является недостаточным, так как при этом боковые и другие поверхности автомобиля будут плохо освещаться. Для создания достаточной освещенности в рабочей зоне рекомендуется устанавливать потолочные светильники и дополнительные источники света на стенах камеры.
В качестве источников света используются:
- Люминесцентные лампы;
- Светодиодные светильники.
Люминесцентные лампы дают хорошую освещенность без образования бликов и обеспечивают отличную цветопередачу. Помимо этого, они экологичны, экономичны и устойчивы к вибрациям. Светодиодные светильники в последнее время используют чаще. И этому не мешает достаточно высокая стоимость (в сравнении с люминесцентными лампами), так как их преимущества существенны.
К ним относятся меньшее потребление энергии (в три раза), безопасность, яркий и ровный свет без бликов, длительность и надежность эксплуатации. Помимо организации потолочного (или верхнего) и бокового освещения в покрасочной камере может потребоваться дополнительное освещение некоторых мест. Для этого удобно использовать поворотные светильники на длинной ножке. Наиболее эффективной схемой освещения покрасочного бокса считается установка длинных ламп, расположенных в шахматном порядке.
Система фильтров и вентиляция
Одной из наиболее серьезных проблем покрасочной камеры является выделение большого количества паров растворителей и скопление тумана из мелкодисперсных частичек краски. Это оказывает негативное воздействие и на здоровье человека (органы дыхания, кожные покровы), и на качество окрашивания поверхностей. Устранить описанные негативные воздействия необходимо, для чего в помещении предусмотрена правильно рассчитанная и организованная система вентиляции и фильтров.
Вентиляция в покрасочной камере должна быть общеобменной приточно-вытяжной. Также в систему входят местные вытяжки, установленные в таких местах, как окрасочные ванны, столы или стенды. При расчете производительности используемых в системе вентиляции устройств – вентиляторов, вытяжек, воздуховодов – необходимо учитывать производительность камеры по воздухообмену (количество воздуха, проходящего в помещении в час).
Воздухообмен обычно осуществляется с помощью высасывающего и нагнетающего воздух вентиляторов, имеющих различную производительность и мощность. Систему можно организовать двухмоторную и одномоторную. Выбор типа конструкции зависит от того, какая циркуляция воздуха требуется для обеспечения нормальной работы камеры. Ее вентиляция работает в нескольких режимах:
- Очищение уличного воздуха и его циркуляция в рабочей зоне перед началом окраски;
- Забор воздуха с улицы, его фильтрация и нагревание до температуры +20-+30 градусов, а также удаление покрасочного тумана через отверстия в полу после окраски;
- Режим сушки, при котором воздух из камеры фильтруется и нагревается до +60 градусов, после чего обратно подается в рабочую зону.
Воздух в помещении распределяется равномерным потоком, и в процессе окрашивания попадание на пол краски предупреждается благодаря сооружению решетчатого пола с фильтрующими элементами, на которых оседают частички краски и пары растворителя. Дополнительно система вентиляции должна иметь клапаны для регулирования подачи воздуха. Фильтры рекомендуется устанавливать двухступенчатые. Они располагаются на потолке рабочего помещения и в полу, и их площадь должна быть достаточной.
Простая с точки зрения сложности выполняемых работ и экономичная покрасочная камера своими руками строится следующим образом. Сначала необходимо подобрать помещение для ее оборудования и подготовить необходимые для работы инструменты и материалы: доски для каркаса, полиэтиленовая пленка для его обшивки, рулетка измерительная и маркер, лезвие канцелярское и скотч, пила по дереву и молоток, скрепер и гвозди разных размеров.
Далее можно нарисовать чертеж и разметить доски с помощью рулетки и маркера. Потом доски подрезаются пилой по нанесенным разметкам. Из полученных деревянных заготовок необходимо сделать четыре доски по ширине камеры (180 см) и четыре доски по глубине камеры (по 150 см длиной). После этого от четырех досок длиной 220 см необходимо отрезать по двадцать сантиметров для планок (высота камеры).
Далее, из подготовленных досок сооружается каркас покрасочной камеры. Основание делается из двух досок длиной 150 см и двух досок длиной 180 см. Потом необходимо становить четыре вертикальные доски длиной по 200 см и верху вертикальных досок соорудить потолок такой же конструкции, как и основание. Таким образом, получился каркас самодельной камеры, который необходимо обшить.
Более функциональную покрасочную камеру, в которой можно получить высокое качество окраски автомобиля, можно организовать в гараже. Для этого стены гаража необходимо обшить пластиковой вагонкой, установить на стенах и на потолке светодиодные светильники. Далее под потолком следует установить воздухозабор, тепловую пушку, а также дополнительные нагревательные элементы.
С помощью воздуховодов воздух разводится из тепловой пушки к 6–8 нагревательным элементам (ТЭНам), расположенным по периметру. Следующий этап работы – поднятие пола и установка решетки, под которой можно расположить фильтры напольные, вытяжку на базе вентиляторов и теплогенератор (ТЭНы или горелку). После этого необходимо сделать въездные ворота в рабочую зону бокса. Систему вентиляции лучше сделать внешней. Для обеспечения безопасности самодельного оборудования рекомендуется учитывать следующее:
- Осветительные приборы, вентилирующие устройства и другое оборудование покрасочной камеры должно быть взрывозащищенным;
- Нагревательные элементы должны иметь защитный термостат, а все электроприборы должны быть заземлены;
- Утеплитель для стен выбирать следует негорючий (например, вата минеральная);
- Местные вытяжные устройства установить рекомендуется в зонах повышенного накапливания паров и частиц лакокрасочных материалов;
- Система вентиляции должна быть сконструирована так, чтобы в рабочем пространстве не образовывались т. н. «мертвые зоны».
Специалисты рекомендуют учитывать некоторые важные моменты при самостоятельном оборудовании покрасочной камеры. Так, стены рабочей кабины должны быть выполнены из негорючих материалов – металлический профнастил, пластиковая вагонка и минеральная вата в качестве теплоизоляционного материала. Обычно для изготовления боксов применяют профилированные листы из стали, окрашенные огнестойкими красками. Стены представляют собой сэндвич-панели с утеплителем внутри. Предусмотреть необходимо не только выходные двери, но также дополнительные герметичные двери, изготовленные из огнестойкого материала и просто открывающиеся изнутри.
Пол бокса рекомендуется сделать решетчатым. Также можно установить лишь два ряда решеток. Основным условием для устройства пола покрасочной камеры является обеспечение достаточной циркуляции и отвода воздуха при выполнении основных работ. Освещение рекомендуется организовать так, чтобы в помещении не образовывались блики или тени и освещенность составляла не менее 600 люкс. Для этого можно использовать лампы дневного света или светодиодные светильники, установленные на потолке, на стенах и в местах установки дополнительного оборудования.
Основное внимание при самостоятельном оборудовании окрасочной техники рекомендуется уделить вентиляции, так как для правильной работы устройства и получения качественной покраски изделий необходимо постоянное обновление воздуха в рабочем помещении и его ниспадающий поток, предупреждающий оседание на окрашиваемые поверхности окрасочного тумана. В системе вентиляции используются различные типы вентиляторов. Винтовые вентиляторы отличаются экономичностью и хорошей производительностью, но их использование допустимо при небольшой длине вентиляционных каналов.
Центробежные вентиляторы создают в помещении статическое давление, поэтому внутри необходимо использовать всасывающий и нагнетающий воздух вентилятор. При их одновременной работе обеспечивается правильный воздухообмен в рабочем пространстве: всасывающий вентилятор вытягивает загрязненный лакокрасочными материалами воздух из камеры, а нагнетающий – забирает воздух с улицы и подает его в рабочее пространство камеры.
Так, покрасочную камеру для автомобиля можно сделать самостоятельно. Для этого понадобится гараж небольшой площади, в котором делается металлическое или бетонное основание, устанавливаются светодиодные или люминесцентные лампы, фильтры, вентиляторы и теплообменники, обеспечивающие требуемые для получения высококачественного окрашивания условия работы.