Уголовная ответственность в сфере рекламы. Вопросы и задания
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.
реферат , добавлен 17.01.2008
Понятие рекламного права и рекламного законодательства. Основные функции этой отрасли права. Нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ, услуг. Ответственность участников данного процесса за ненадлежащую рекламу.
доклад , добавлен 27.05.2015
Понятие правового регулирования рекламной деятельности, ее законодательная база, классификация и виды. Задачи Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Нормы для рекламы, адресованной детям. Суть ненадлежащей рекламы.
контрольная работа , добавлен 01.03.2010
Характеристика института рекламы в российском законодательстве. Специальные требования к отдельным видам рекламы. Разновидности и источники правового регулирования ненадлежащей рекламы в России. Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе
курсовая работа , добавлен 27.05.2015
Виды рекламы. Использование рекламной продукции для получения преимуществ на рынке определенного товара. Анализ взаимосвязи рекламы и недобросовестной конкуренции и особенности применения мер юридической ответственности за ненадлежащую рекламу.
дипломная работа , добавлен 05.04.2008
Понятие и виды рекламы. Классификация рекламы по предъявляемым к ней требованиям. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ. Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет.
курсовая работа , добавлен 10.02.2017
Историко-правовой аспект рекламных отношений в России. Правовое регулирование коммерческих отношений в сфере рекламы. Понятие и виды рекламы. Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства. Ответственность за ненадлежащую рекламу.
курсовая работа , добавлен 05.03.2012
курсовая работа , добавлен 25.12.2013
В соответствии с теорией права юридической ответственностью является применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. В качестве характерных признаков юридической ответственности выделяются следующие:
Связь с государственным принуждением;
Основание ответственности – правонарушение;
Юридическая ответственность имеет важное значение для функционирования правового государства, поддержания режима законности и правопорядка. Главными функциями юридической ответственности являются следующие:
Предупредительная (юридическая ответственность побуждает следовать предписаниям юридических норм);
Карательная (посредством юридической ответственности общество в лице государства осуждает правонарушителей и возлагает на них дополнительные юридические обязанности либо лишает определенных прав);
Восстановительная (с помощью юридической ответственности восстанавливаются нарушенные права и правовые отношения).
Для применения юридической ответственности, в том числе в сфере рекламы, необходимо иметь соответствующие основания. Фактическим основанием ответственности является правонарушение, т. е. конкретное деяние субъекта, противоречащее правовым нормам. Юридическим основанием ответственности служит правовая норма, предусматривающая меру ответственности за данное правонарушение. О применении юридической ответственности составляется особый акт применения права, в соответствии с которым за данное правонарушение к конкретному субъекту применяется конкретная мера ответственности.
В теории права, в действующих нормативных актах перечислены важнейшие принципы юридической ответственности:
Законность;
Равенство граждан перед законом;
Справедливость;
Однократность применения;
Объективность;
Неотвратимость;
Целесообразность;
Своевременность;
Индивидуальность.
В зависимости от целей и содержания ответственности выделяются ее различные виды:
1) карательная юридическая ответственность, имеющая целью общую и частную превенцию (предупреждение) правонарушений, делится на отраслевые виды ответственности:
а) материальная (основанием этого вида ответственности является причинение ущерба работодателю или работнику другой стороной в трудовых отношениях);
б) дисциплинарная (возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков работником. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником);
в) гражданско-правовая (наступает за совершение гражданско-правового деликта. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными или административными органами);
г) административная (наступает за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях);
д) уголовная (устанавливается только уголовным законом, полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд);
2) правовосстановительная юридическая ответственность, направленная на устранение вреда, нанесенного правам и законным интересам участников правовых отношений. Содержание данного вида юридической ответственности заключается в восстановлении нарушенных прав или в принудительном исполнении невыполненной обязанности.
Статья 38 Закона о рекламе проводит разграничение субъектов ответственности в зависимости от вида правонарушения. В этой статье указывается, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, предъявляемых к содержанию рекламы, срокам хранения рекламных материалов. В частности, рекламодатель несет ответственность за нарушение правил, предусмотренных частями 2–8 статьи 5, статьями 6–9, частью 4 статьи 10, статьей 12, частями 1 и 3 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 22, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28–30 Закона о рекламе.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований к средствам, времени и месту распространения рекламы, срокам хранения рекламных материалов. В частности, рекламорас-пространитель отвечает за нарушение правил, установленных пунктом 3 части 4, частями 9 и 10 статьи 5, статьями 7–9, 12, 14–18, частями 2–6 статьи 20, частями 2–4 статьи 21, частями 2–4 статьи 22, частями 2–4 статьи 23, частями 7, 8 и 11 статьи 24, частями 1–5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28, частями 1, 3, 4 и 6 статьи 9 Закона о рекламе.
12.2. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы
Административная ответственность устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, основанием ответственности является административное правонарушение, т. е. противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.
Особенностью административной ответственности является возможность привлечения к ней не только физических, но и юридических лиц. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Общим составом административного правонарушения в сфере рекламы является состав, предусмотренный статьей 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» (КоАП РФ).
Объектом данного правонарушения являются общие и специальные требования к рекламе, установленные законодательством о рекламе.
Объективная сторона может быть выражена либо действием, либо бездействием рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламорас-пространителя в виде ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы.
Ненадлежащей является реклама, которая не соответствует требованиям законодательства. Это может быть недобросовестная, недостоверная реклама, реклама с иными нарушениями требований к содержанию, месту, времени, способу распространения рекламы.
Контррекламой является публичное опровержение недостоверной рекламы. Решение о контррекламе по действующему Закону о рекламе принимается только в судебном порядке по иску антимонопольных органов или иных лиц, чьи права и интересы нарушены. В своем решении суд определяет форму, место и сроки размещения опровержения. Отказ от исполнения соответствующего решения суда и образует состав данного правонарушения.
Субъектом данного правонарушения могут выступать физические (в том числе должностные) и юридические лица: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Административное наказание за данное правонарушение применяется в виде штрафа: для граждан – в размере от 2000 до 2500 рублей; для должностных лиц – в размере от 4000 до 20 000 рублей; для юридических лиц – в размере от 40 000 до 500 000 рублей.
Органом, который вправе применить ответственность, предусмотренную статьей 14.3 (КоАП РФ), является Федеральная антимонопольная служба, а также ее территориальные органы (статья 23.48 КоАП РФ).
Другим административным правонарушением, характерным для сферы рекламы, является правонарушение, предусмотренное статьей 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» (КоАП РФ).
Объектом правонарушения в данном случае является порядок управления, предусматривающий обязанность исполнения предписаний контролирующих органов (их должностных лиц) в установленный срок.
В качестве объективной стороны правонарушения рассматривается бездействие субъекта, выразившееся в неисполнении предписания (решения) любого контролирующего органа (должностного лица) – часть 1 статьи, или антимонопольного органа (должностного лица) – часть 2 статьи, об устранении нарушений законодательства в установленный срок.
Субъективная сторона, как и в предыдущем правонарушении, может быть выражена в форме умысла или неосторожности.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица, а субъектами правонарушения в виде невыполнениия в установленный срок законного предписания, решения антимонопольного органа – должностные и юридические лица.
Применяемое за данное правонарушение наказание – штрафы или дисквалификация для должностных лиц. В частности, за невыполнение предписания антимонопольного органа установлены следующие наказания: для должностных лиц – штраф в размере от 18 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; для юридических лиц – штраф от 300 000 до 500 000 рублей.
В случае невыполнения предписания антимонопольного органа субъектом, применяющим административную ответственность, является сам антимонопольный орган. В случае невыполнения предписания иного контролирующего органа (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ) административная ответственность применяется в судебном порядке.
Следующий состав административного правонарушения предусматривает ответственность за непредставление сведений (информации), которые субъекты рекламной деятельности обязаны представлять в антимонопольный орган в соответствии со статьей 34 Закона о рекламе (статья 19.7 КоАП РФ).
«Непредставление сведений (информации)». Объектом правонарушения в данном случае также является порядок управления.
Объективная сторона для сферы рекламы характеризуется непредставлением или несвоевременным представлением в антимонопольный орган информации, необходимой для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, либо представлением информации в неполном объеме или в искаженном виде.
Субъекты и субъективная сторона данного правонарушения такие же, как и в правонарушениях, рассмотренных ранее.
Предусмотренное законом наказание заключается в наложении административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей. Применяется данное наказание в судебном порядке.
Следующее административное правонарушение, связанное с рекламной деятельностью, предусмотрено статьей 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» (КоАП РФ).
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения по защите личности, общества и государства от злоупотребления свободой массовой информации.
Объективная сторона правонарушения может заключаться только в действии: изготовлении и/или распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и/или оказывающие вредное влияние на их здоровье.
Субъект и субъективная сторона правонарушения аналогичны изложенным выше.
Совершение такого правонарушения влечет наложение судьей административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения (на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 40 000 до 50 000 рублей).
Как уже отмечалось выше, в сфере наружной рекламы отношения могут регулироваться как федеральным, так и местным законодательством. Соответственно, административная ответственность за правонарушения в сфере наружной рекламы установлена как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так и законами субъектов Федерации.
Статья 11.21 «Нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги» (КоАП РФ) предусматривает, среди прочего, ответственность за установку рекламной конструкции без согласования с дорожными органами.
Объектом правонарушения в данном случае являются безопасность дорожного движения и установленный порядок использования полосы отвода автомобильных дорог.
Объективная сторона выражается в противоправных действиях: для сферы рекламы это установка рекламной конструкции без согласования с дорожными органами.
Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица, совершающие правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.
Совершение такого правонарушения влечет предупреждение или наложение в судебном порядке минимального штрафа (на граждан от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 50 000 до 80 000 рублей).
Закон города Москвы от 24 января 1996 г. № 1 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города» в статье 17 предусматривает ответственность за нарушение правил установки, содержания, размещения и эксплуатации средств художественного оформления и наружной рекламы.
Объектом правонарушения в данном случае является порядок установки, содержания, размещения и эксплуатации средств наружной рекламы.
Объективная сторона может быть выражена как действием, так и бездействием, нарушающим требования к средствам наружной рекламы и правилам их размещения, обязанности владельцев рекламных конструкций. Среди прочего, в состав правонарушения входит размещение наружной рекламы без оформления разрешительной документации.
Субъектами правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона – умысел либо неосторожность.
Административное наказание за данное правонарушение заключается в применении штрафа: для должностных лиц в размере от пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – от десяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц рассматриваются административными комиссиями, в отношении юридических лиц – Объединением административно-технических инспекций города Москвы, его окружными и специализированными инспекциями.
Размещение недостоверной рекламы в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, может образовать состав административного правонарушения (статья 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей»).
Объектом правонарушения в данном случае являются права и интересы потребителей.
Объективная сторона для сферы рекламы характеризуется действиями, вводящими потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман. Административное правонарушение считается оконченным в момент, когда потребитель заключил договор розничной купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг (получил кассовый чек, квитанцию или иной документ, подтверждающий оплату).
Субъектом данного административного правонарушения может быть физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо. Вина правонарушителя является умышленной.
Административное наказание за данное правонарушение заключается в наложении административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
Еще один состав, нарушающий права потребителя, в том числе в случае распространения недостоверной рекламы, предусмотрен статьей 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» (КоАП РФ).
В отличие от предыдущего, объективная сторона данного правонарушения носит специальный характер и заключается в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Субъектами такого правонарушения могут быть должностные и юридические лица, форма вины – умысел или неосторожность, наказание – штраф.
Ответственность, предусмотренная статьями 14.7 и 14.8 (КоАП РФ), применяется органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Состав следующего правонарушения, связанного с рекламой, предусмотрен статьей 5.9 «Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности» (КоАП РФ).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением объективного информирования избирателей и участников референдумов.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии либо в бездействии, повлекших нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Наказание за данное правонарушение предусмотрено в виде налагаемого в судебном порядке штрафа: для граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; для должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей; для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Другое правонарушение, которое может быть совершено в сфере рекламы, предусмотрено статьей 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров» (КоАП РФ).
Объектом правонарушения в данном случае являются здоровье граждан, нравственность, общественный порядок.
Объективная сторона включает, среди прочего, рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров с нарушениями требований федерального закона.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, совершающие данное правонарушение умышленно.
Ответственность, предусмотренная за такое правонарушение, – штраф с возможной конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, либо административное приостановление деятельности (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Наказание применяется судом либо должностными лицами органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
За нарушение специальных требований к рекламе ценных бумаг и финансовых услуг предусмотрена ответственность по статье 15.24 «Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства» (КоАП РФ).
Объектом правонарушения в этом случае являются права и законные интересы инвесторов, правила обращения и рекламы ценных бумаг.
Объективная сторона данного правонарушения включает, среди прочего, и такое действие как реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами.
Правонарушение совершается умышленно юридическими или должностными лицами. В качестве наказания в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен административный штраф, который налагается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области рынка ценных бумаг.
Из всех перечисленных правонарушений наиболее распространенным и характерным для сферы рекламы является правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» (КоАП РФ). Ответственность за данное правонарушение может применяться руководителем ФАС и его заместителями, а также руководителями территориальных органов ФАС и их заместителями.
Для применения ответственности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен определенный процессуальный порядок.
Согласно статье 28.1 (КоАП РФ), поводами к возбуждению дела об административных правонарушениях могут быть:
Непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях или закона субъекта Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручают под расписку копию протокола об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 (КоАП РФ), вправе составлять не только названные выше сотрудники антимонопольных органов, но и должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 28.3 КоАП РФ). После составления протоколы направляются в антимонопольные органы.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности – право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, присутствовать при рассмотрении дела.
Согласно статье 26.1 (КоАП РФ), при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть установлены:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые законом предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В случаях если после выявления административного правонарушения законодательства о рекламе осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении (статья 28.7 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц (статья 29.6 КоАП РФ).
Порядок рассмотрения дела определен в статье 29.7 (КоАП РФ).
При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) в случае необходимости выносятся определения.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В постановлении (статья 29.10 КоАП РФ) должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья закона, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
В случае наложения административного штрафа в постановлении указывается также информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Постановление по делу о нарушении законодательства о рекламе должно быть вынесено в течение года с момента совершения административного правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде, арбитражном суде. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Основным административным наказанием, применяемым за правонарушения в сфере рекламы, является административный штраф.
Согласно статье 32.2 (КоАП РФ), административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 (КоАП РФ). Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении установленного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности.
Закон о рекламе (статья 38) устанавливает, что суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы страны в следующем порядке:
1) в федеральный бюджет – 40 процентов;
2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, – 60 процентов.
Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
12.3. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы
Гражданско-правовая ответственность представляет собой санкции, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерациии применяемые к правонарушителю в виде лишения его гражданского права или возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности.
Общей мерой гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков. Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерациии, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ответственность в форме возмещения убытков применяется во всех случаях нарушения гражданских прав, в том числе в случае нарушения договоров, заключенных между рекламодателями, рекламопроизводи-телями, рекламораспространителями (см. главу 7).
Другие формы гражданско-правовой ответственности применяются только в случаях, специально предусмотренных законом или договором.
Специальными мерами гражданско-правовой ответственности, характерными для сферы рекламы, являются возмещение вреда, компенсация морального вреда, публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама).
Кроме общей и специальной гражданско-правовой ответственности различают также договорную и внедоговорную ответственность. Договорная ответственность наступает за нарушение договорного обязательства. Ее сущность и условия рассмотрены нами в главе 7. Вне-договорная ответственность наступает тогда, когда правонарушитель не состоит в договорных отношениях с потерпевшим.
Статья 38 Закона о рекламе предусматривает, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и/или имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). В данной статье речь идет о внедоговорной ответственности. Ее формы и размер определяются законом.
Основанием для применения гражданской ответственности является гражданское правонарушение, которое включает по общему правилу противоправное поведение и вину должника. Однако в случаях, указанных в законе, ответственность нарушителя может наступать и без вины. Если применяется ответственность в виде возмещения убытков, в состав гражданского правонарушения входят также сами убытки и причинная связь между действием (бездействием) правонарушителя и убытками.
Правила возмещения вреда изложены в главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общее правило данной главы гласит (статья 1064 ГК РФ): «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Исключения из данного правила устанавливаются законом. В частности, вред, причиненный работниками юридического лица при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, возмещается юридическим лицом (статья 1068 ГК РФ).
Гражданский кодекс Российской Федерациии предусматривает различные способы возмещения вреда.
Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки (статья 1082 ГК РФ).
При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (статья 1085 ГК РФ).
В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют его нетрудоспособные иждивенцы в соответствии со статьей 1088 (ГК РФ).
Возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится, как правило, ежемесячными платежами.
Особый случай причинения вреда может быть связан с деятельностью рекламодателя – производителя или продавца товара, исполнителя работ и услуг для потребителей.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (статья 1095 ГК РФ).
В данном случае вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем). Те же лица возмещают вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге). В данном случае вина не является обязательным условием ответственности правонарушителя. Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности только в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
Особой мерой гражданско-правовой ответственности, распространенной в сфере рекламы, является компенсация морального вреда. Согласно статье 151 (ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Физические и нравственные страдания гражданам могут быть причинены в результате распространения рекламы в нарушение установленных законом общих и специальных требований, например в случае распространения недостоверной рекламы лекарственных средств.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (статья 1101 ГК РФ).
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Компенсация морального вреда по общему правилу осуществляется при наличии вины причинителя вреда, однако в случаях, указанных в статье 1100 (ГК РФ), вред компенсируется независимо от вины. Среди прочего к таким случаям относится вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Другой специальной мерой гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе является контрреклама, т. е. публичное опровержение недостоверной рекламы. Такая ответственность применяется только в случае распространения недостоверной рекламы. Форма, место и сроки размещения опровержения определяются судом по иску потерпевшего или антимонопольного органа. Опровержение осуществляется за счет рекламодателя.
12.4. Иные виды ответственности за правонарушения в сфере рекламы
За отдельные особо опасные правонарушения, связанные с рекламной деятельностью, может применяться уголовная ответственность. Однако на практике такие случаи практически не встречаются. Статья 182 Уголовного кодекса Российской Федерациии «Заведомо ложная реклама» в декабре 2003 г. признана утратившей силу.
Объектом данного преступления являются права на средства индивидуализации товаров (работ, услуг).
Объективная сторона преступления состоит в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (часть 1, статья 182 УК РФ) либо в незаконном использовании предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара (часть 2, статья 182 УК РФ), если эти деяния совершены неоднократно или причинили крупный ущерб. Использование товарного знака и других предметов преступления может осуществляться в том числе и в рекламе.
Условиями привлечения к уголовной ответственности выступают неоднократность деяния или причинение в результате деяния крупного ущерба. Неоднократное незаконное использование товарного знака считается оконченным с момента второго факта его использования. В материальном составе преступление окончено с момента причинения крупного ущерба; согласно примечанию к статье 169 (УК РФ) его размер должен превышать двести пятьдесят тысяч рублей.
Субъективная сторона характеризуется умыслом.
Субъектами преступления могут выступать индивидуальные предприниматели, работники юридических лиц.
За совершение данного преступления судом назначается наказание в виде штрафа, обязательных работ либо исправительных работ. В случае совершения указанных преступлений группой лиц или организованной группой возможно применение наказания в виде лишения свободы на срок до шести лет.
Также законом предусмотрены составы преступлений, «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» (статья 242 УК РФ), «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»
(статья 242.1 УК РФ).
Объектами данных преступлений являются отношения в сфере общественной нравственности.
Объективная сторона, среди прочего, включает рекламирование порнографических материалов или предметов (статья 242 УК РФ), рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних (статья 242.1 УК РФ).
Субъективная сторона преступлений характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет (статья 242 УК РФ) и 18 лет (статья 242.1 УК РФ).
Статья 242 (УК РФ) предусматривает наказание в виде штрафа либо лишения свободы на срок до двух лет. Статья 242.1 (УК РФ) предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет, а при квалифицированном составе – до восьми лет.
Другой вид юридической ответственности, который может применяться в сфере рекламы, – это дисциплинарная ответственность. Данный вид ответственности применяется в рамках трудовых отношений между работодателями и работниками. Если работник организации, занимающейся рекламной деятельностью, нарушил требования законодательства о рекламе, работодатель вправе применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерациии (статья 192).
Трудовой кодекс Российской Федерациии не допускает применение дисциплинарных взысканий и основания увольнения, не предусмотренные федеральными законами.
Статья 193 Трудового кодекса Российской Федерациии устанавливает порядок применения дисциплинарной ответственности.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание применяется, как правило, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.
Вопросы и задания
1. Что такое юридическая ответственность?
2. Перечислите принципы и виды юридической ответственности.
3. В чем сущность юридической ответственности?
4. Укажите основания и порядок применения административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы.
5. Определите основания и условия применения гражданско-правовой ответственности за правонарушения в сфере рекламы.
6. Охарактеризуйте значение уголовной и дисциплинарной ответственности в сфере рекламы.
7. Назовите проблемы и перспективы применения различных видов юридической ответственности в сфере рекламы.
Юридическая ответственность является одной их составляющих механизма правового регулирования общественных отношений. Ни одно правило, определенное законодателем в качестве нормы поведения, не может считаться жизнеспособным, если не установлена ответственность за отступление от него.
Под юридической ответственностью в сфере рекламы следует понимать установленную в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего нарушение законодательства о рекламе, претерпевать лишения личного, имущественного или организационного характера.
Общие положения ответственности за нарушения законодательства о рекламе установлены ст. 38 Закона о рекламе.
Статья выделяет следующие виды юридической ответственности за нарушения законодательства о рекламе: гражданско-правовую, административную и иные меры ответственности.
Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Порядок и условия привлечения субъектов рекламной деятельности к гражданско-правовой ответственности определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ответственность по гражданскому праву наступает за действие или бездействие, нарушающее требования закона или договора, и носит компенсационный характер. К нарушителю гражданских прав применяются предусмотренные законом или договором меры, имеющие для него отрицательные последствия имущественного характера, в интересах другого лица -- возмещение вреда или убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), потери задатка и т.д.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает как следствие реализации юрисдикционной формы защиты права. В этой связи, Закон о рекламе закрепляет право граждан и юридических лиц на обращение в суд за защитой в случае нарушения их прав ненадлежащей рекламой.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе).
Судебной практикой выработаны следующие позиции касательно публичного опровержение недостоверной рекламы (контрреклама) как специфической мерой восстановительного характера. Во-первых, заявителю необходимо иметь доказательства противоправности недостоверной рекламы. Противоправность недостоверной рекламы может быть установлена судом или антимонопольным органом. Во-вторых, закрепление специального права о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) не освобождает лиц, права и интересы которых нарушены, от бремени доказывания наступления вредных последствий.
Закон устанавливает также право антимонопольного органа обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы. Антимонопольный орган опосредует свое право потребовать опровержение недостоверной рекламы от лица государства при необходимости защитить неопределенный круг потребителей от вредоносного воздействия рекламы.
Закон отождествляет опровержение недостоверной рекламы с контррекламой, не раскрывая понятие контррекламы как таковой.
Правовым основанием контррекламы является решение суда о публичном опровержении недостоверной рекламы. Нарушитель обязан осуществить контррекламу в установленный судом срок. Суд принимает решение о форме, месте и сроках размещения такого опровержения. При этом нарушитель несет расходы на производство и распространение контррекламы в полном объеме.
Административная ответственность.
Ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе устанавливает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общим составом административного правонарушения в сфере рекламы является состав, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе».
Объектом данного правонарушения являются общие и специальные требования, установленные законодательством о рекламе.
Объективная сторона может быть выражена либо действием, либо бездействием.
Субъектом правонарушения могут быть как физические (в том числе должностные лица) и юридические лица: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Помимо этой общей статьи предусмотрены и другие составы административных правонарушений: непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) (ч. 2.4. ст. 19.8 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ); нарушения требований к установке рекламной конструкции (ст.14.37 КоАП РФ); размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (ст.14.38 КоАП РФ); нарушение сроков хранения рекламных материалов (ст. 19.31 КоАП РФ).
Характерным признаком административной ответственности является то, что за совершение административных правонарушений нарушителям рекламного законодательства назначается наказание в виде административного штрафа. Не смотря на то, что штрафные санкции достаточно высоки, субъекты рекламной деятельности сознательно нарушают законодательство о рекламе в целях сохранения рекламной привлекательности макетов, которые могут принести в дальнейшем прибыль, значительно больше, чем установленные Законом суммы штрафов.
Заслугой рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений - рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями в зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы.
Рекламодатель является источником рекламной информации. Исходя из данного обстоятельства законодательство устанавливает презумпцию его вины по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые касаются содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
Рекламопроизводитель осуществляет приведение рекламы в готовую для распространения форму, поэтому несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламораспространитель совершает действия по распространению рекламы и, соответственно, несет ответственность за нарушения требований, установленных к порядку распространения рекламы (времени, месту, способу и средствам размещения рекламы).
В ряде случаев закон обращает требование следовать установлениям закона к содержанию рекламы, так же и к обязанности рекламораспространителей. Вместе с тем есть целый ряд нарушений, совершение которых в силу частей 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе влечет одновременно ответственность и рекламодателя и рекламораспространителя.
В равной степени рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за рекламирование товаров, запрещенных к производству и реализации либо не прошедших процедуру обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия, а также не получивших соответствующих разрешений, лицензий и регистраций. Рекламораспространитель наравне с рекламодателем будет подвергнут наказанию за отсутствие в содержании рекламы сведений, указание которых обязательно в силу закона, таких как предваряющих рекламу пометок, различного рода предупреждений и сообщений в рекламе отдельных видов товаров и услуг. Сходство рекламы с дорожными знаками или иная угроза безопасности движения транспорта, нарушение сроков хранения рекламных материалов влечет ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.
В связи с этим можно констатировать, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе.
По поводу ответственности рекламораспространителя следует отметить, что на практике имеются случаи привлечения рекламораспространителя к ответственности за нарушения законодательства о рекламе, состав которых не предусмотрен пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе.
Из решения от 11 февраля 2010 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-4530/2009-С6-22 следует, что на краевом радио транслировалась реклама биологически активной добавки «Биоматик», которую можно было заказать по телефону. Данная реклама создавала впечатление у потребителей о том, что БАД «Биоматик» является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Кроме того, в рекламе было недостоверно указано назначение препарата.
Специалисты антимонопольного органа неоднократно консультировали Телерадиокомпанию по поводу распространения рекламы БАДа «Биоматик», убеждая в том, что данная реклама не соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе», указывая на поступающие жалобы в адрес антимонопольного органа и сотни жалоб со всей России, размещенные на официальном сайте справочно-информационной службы «Фармконтроль», информирующей население о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах по базам данных Роспотребнадзора.
Однако Телерадиокомпания не предприняла никаких мер по устранению нарушений Федерального закона «О рекламе». Антимонопольный орган направил в адрес Телерадиокомпании официальное обращение о недопустимости распространения рекламы дистанционных методов продажи БАД, а также недостоверной рекламы БАД. Но обращение государственного органа было проигнорировано руководством Телерадиокомпании.
Суд посчитал, что указанный факт свидетельствует о целенаправленной рекламной акции, направленной на формирование и поддержание интереса к БАДу «Биоматик» и способствующей реализации данной продукции, и в данной конкретной ситуации прекратить распространение ненадлежащей рекламы был способен рекламораспространитель. В этой связи суд заключил, что ссылки Телерадиокомпании на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения не состоятельны.
Приведенное судебное решение наглядно показывает, что составы правонарушений, которые могут вменяться рекламораспространителю, не исчерпываются их перечнем в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе».
Иные меры ответственности.
В законодательстве Российской Федерации в отношении нарушений законодательства о рекламе действует административная и гражданская ответственность.
Ранее статьей 182 Уголовного кодекса Российской Федерации была установлена уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Однако Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ указанная статья признана утратившей силу и уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу исключена.
Включение в Федеральный закон «О рекламе» данной нормы подразумевает возможность введения уголовной ответственности за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации. Тем самым законодатель подчеркнул значимость социальной ответственности, которую осознанно должны нести субъекты рекламной деятельности за последствия своих действий.
Подводя итоги по данному разделу работы следует отметить:
- - Законом о рекламе предусмотрены гражданская, административная и иные меры ответственности. Законодатель оставил перечень видов ответственности открытым для возможности введения в будущем уголовной ответственности;
- - Специфической восстановительной мерой в сфере рекламы является публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама);
- - Заслугой настоящего рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями;
- - Анализ юридической ответственности показал, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе. Более того составы правонарушений, которые могут вменяться рекламораспространителю, не исчерпываются их перечнем в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе».
26 февраля 2015 года по результатам проверки, проведенной Федеральной Антимонопольной Службой в отношении ОАО «МТС-Банк», были выявлены нарушения требований Федерального закона «О рекламе» N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года, в результате чего организация оштрафована на общую сумму в двести тысяч рублей.
Постановлением по делу № 4-14.3-115/00-08-15 и № 4-14.3-101/00-08-15 об административном правонарушении от «26» февраля 2015 года ОАО «МТС-Банк» привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства в отношении распространения рекламных сведений о предлагаемых банковских продуктах.
Основаниями для привлечения к кредитной организации к ответственности послужили несколько нарушений, различных по своей природе, но имеющих сходные негативные последствия для потребителей рекламы.
В первом случае Банк, предоставляя полную информацию о рекламируемом продукте, крупным шрифтом указывал информацию о выгодной для потребителя процентной ставке по вкладам. Остальная информация, содержащая сведения, влияющие на размер доходов, получаемых лицами, которые воспользуются данным предложением, была размещена мелким шрифтом, а цвет текста практически не отличался от фона, что делало его нечитаемым. Таким образом, требования о достоверности и полноте сведений рекламируемого продукта, установленные ст. 5 ФЗ «О рекламе», были соблюдены Банковской организацией лишь формально, поскольку, несмотря на наличие полных и достоверных сведений о рекламном продукте, они не были надлежащим образом доведены до потребителя рекламы. Так в частности в рекламе вклада «Горячий» ОАО «МТС-Банк» крупным шрифтом сообщались привлекательные для потребителя условия:
«Вклад «Горячий». До 12% годовых. МТС БАНК 8 800 250 05 20 www.mtsbank.ru», а текст с менее привлекательными условиями вклада (срок и сумма вклада, размер процентной ставки в зависимости от периода нахождения денежных средств во вкладе, возможность пополнения вклада, условия выплаты процентов при досрочном расторжении договора и т.п.) занимал лишь 1/20 часть от общей площади рекламы и был выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на голубом фоне.
Во втором случае Кредитной организацией была указана лишь часть сведений о предлагаемом продукте, что противоречит не только ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», но и ст. 28.
Так, например, в информации по вкладам «Высокий доход - Регион», «Накопительный - Регион», «Мобильный», «Пенсионный - Регион», «Корпоративный», «Удобный - Регион», «Мультивалютный - Регион», «Инвестиционный», размещенной в рекламном буклете «Вклады МТС-Банка», отсутствовала информация о размере процентной ставки.
Согласно части 3 статьи 28 указанного правового акта, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита.
Следующее нарушение заключалось в распространении рекламных буклетов, содержащих сведения об условиях предоставления банковских кредитов, которые не соответствовали реальным условиям их выдачи гражданам. Таким образом, реклама кредитного продукта не являлась достоверной. Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Анализируя вышеуказанные различные по своей природе нарушения в сфере реализации рекламного продукта, можно сделать вывод о том, что все они влекут за собой одно негативное последствие. При ознакомлении с такой рекламой потребитель вводится в заблуждение относительно важных условий предоставления банковских услуг, что лишает его возможности совершить осознанный и правильный для него выбор финансовой услуги.
При таком положении дел деятельность банка создала предпосылки для формирования у потребителя рекламы неверных представлений о размерах доходов, необходимых для своевременного возврата заемных денежных средств, либо о сумме доходов, которые потребитель рекламы может получить, воспользовавшись конкретной финансовой услугой, поэтому привлечение ОАО «МТС-Банк» к административной ответственности видится вполне обоснованным.
К сожалению, распространение недобросовестной рекламы не редкость и имеет тенденции к росту.
Федеральная Антимонопольная служба ежегодно предпринимает меры по привлечению недобросовестных рекламодателей к административной ответственности.
Так в апреле 2014 года Альфа-банк оштрафован за размещение ненадлежащей наружной рекламы.
В ноябре 2014 года Волгоградский провайдер "ИнвестСвязь" был оштрафован за непредставление потребителям полной и исчерпывающей информации об оказываемых услугах мобильной связи под брендом Pronto.
В декабре 2014 года ОАО «МТС» было оштрафовано на 100 000 рублей за распространение рекламы, где часть условий предлагаемого тарифа была написана мелким нечитаемым шрифтом.
И это далеко не все случаи привлечения к административной ответственности недобросовестных рекламодателей.
Несмотря на то, что современные улицы заполнены рекламными продуктами, не выдерживающими требований закона, как показывает практика, большинство проверок размещенной рекламы на соответствие действующему законодательству проводятся по заявлениям граждан, которые уже тем или иным образом пострадали от недобросовестных действий рекламодателя финансовых или иных услуг.
Однако принять какие-либо превентивные меры для предупреждения данной категории правонарушений практически невозможно ввиду большого объема предлагаемых рекламных продуктов.
В 2014 году Федеральной Антимонопольной службой опубликовано письмо о разъяснении отдельных положений о рекламе от 17 апреля 2014 г. N АД/15051/14. Данный документ содержит, в том числе и разъяснения относительно формы и содержания заявления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, изложенный доступным языком для лиц, не владеющих специальными познаниями в сфере юриспруденции. Таким образом, созданы благоприятные условия для того, чтобы граждане, видя очевидные нарушения требований действующего законодательства о рекламе, не относились к проблеме безразлично, а обращались в компетентные органы не только за защитой своих нарушенных прав, но и действовали на благо общества в целом, сообщая о замеченных ими нарушениях.
Нельзя не отметить, что требования законодательства в отношении качества рекламного продукта близки по своей правовой природе к нормам в отношении качества товаров и услуг, установленных законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1, что видится вполне закономерным.
Так, например, в процессе приобретения продуктов питания в повседневной жизни гражданину необходимо располагать полной информацией о приобретаемом им товаре (срок годности, производитель, состав, дата изготовления и т.п.). В противном случае, сделав неправильный выбор, покупатель рискует поплатиться не только своим здоровьем, но и здоровьем своей семьи.
Аналогичную опасность таит в себе ненадлежащая реклама, поскольку лицу, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге не представляется возможным, следовательно, гражданин или юридическое лицо не смогут сделать осознанный выгодный для них выбор, в результате чего может пострадать их «финансовое здоровье»
Таким образом, привлечение недобросовестных рекламодателей к административной ответственности имеет фундаментальное значение для снижения количества правонарушений в сфере распространения рекламных сведений и, как следствие, влечет за собой снижение числа потребителей рекламы, пострадавших от неверного выбора.
Андрей Комиссаров, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры»
Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) 1 и его территориальные органы, которые, в частности:
Предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
Направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или досрочном аннулировании;.
Направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
В соответствии со ст. 2 Закона «О рекламе» ненадлежащей признается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
Недобросовестной признается реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов); вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых
Недостоверной признается реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о: природе, со-, ставе, способе и дате изготовления товара, назначении, потребительских свойствах, условиях применения, наличии сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количестве, месте происхождения товара; наличии товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте; стоимости (цене) товара на момент распространения рекламы; дополнительных условиях оплаты; доставке, обмене, возврате, ремонте и обслуживании товара; гарантийных обязательствах, сроках службы и годности; исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствах индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работах или услугах; правах на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официальном признании, получении медалей, призов, дипломов и иных наград; предоставлении информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии; результатах исследований и испытаний, научных терминах, цитатах из технических, научных и иных публикаций; статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность; ссылках на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие; использовании терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально; сравнениях с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц; ссылках на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров; фактическом размере спроса на товар; информации о самом рекламодателе.
Под неэтичной понимается реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы; порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит потребителя рекламы в заблуждение. Это особо тяжкий вид недостоверной рекламы, так как предполагает умысел. Заведомо ложной в такой рекламе может быть содержащаяся в ней информация как в целом, так и в определенной части. Мотивы и цели могут быть различными и для признания рекламы заведомо ложной значения не имеют.
Наконец, под скрытой понимается реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются; распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами..
Рекламодатель отвечает за содержание рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство и подготовку рекламы, рекламораспространитель - за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы (ст. 30 Закона «О рекламе»). Так, недостоверная реклама чаще является виной рекламодателя; скрытая реклама с использованием технических средств - рек-ламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы - рекламораспространителя. В свете современной статистики нарушителями являются в основном рекламодатели.
В статье 31 Закона «О рекламе» говорится, что ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, а также заведомо ложная реклама, совершенная с целью получения прибыли (дохода) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влекут уголовную ответственность. Между тем такая уголовная ответственность не предусмотрена ни действующим УК РФ, ни Уголовным кодексом, действовавшим до него. Поэтому часть вторая п. 2 ст. 31 Закона «О рекламе» в настоящее время не действует, хотя и не отменена.
В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность только за один вид ненадлежащей рекламы - заведомо ложную (ст. 182).
Нарушитель законодательства о рекламе обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу, о которой упоминалось ранее. При этом в соответствии со ст. 2 Закона «О рекламе» контррекламой признается опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. В данном случае нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.
Однако не всякое нарушение законодательства о рекламе влечет обязанность осуществить контррекламу. Так, необоснованное употребление в рекламе слова «лучший» безусловно обязывает к контррекламе, тогда как отсутствие в рекламе лицензируемой деятельности номера лицензии и наименования органа, выдавшего ее или отсутствие в рекламе отметки «подлежит обязательной сертификации» не может быть опровергнуто контррекламой. Иногда она содержит решение антимонопольного органа о контррекламе. Нарушитель обязан осуществить контррекламу от своего имени, а не от имени антимонопольного органа.