Создание некоммерческой организации фонда. Формы некоммерческих организаций
Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.
Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).
Некоммерческое партнерство
Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческое партнерство создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.
Одной из особенностей данной организационно-правовой формы некоммерческих организаций является то, что имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.
К обязательным правам членов организации относится возможность участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства и другие. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов организации. Участник некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из некоммерческого партнерства участник имеет право на получение части имущества организации или стоимости этого имущества.
Фонд
это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.
Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.
В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).
Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.
Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.
Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.
Благотворительный фонд
Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.
Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.
Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.
Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.
Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета - контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.
Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.
Учреждение
Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.
Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.
Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.
Ассоциация или союз
Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов . В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.
Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.
Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.
Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.
Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.
Общественное объединение
Это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.
Общественные объединения могут быть созданы в виде:
- общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);
- общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение , преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);
- общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);
- общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);
- политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).
По территориальному признаку общественные организации подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
Общественное объединение может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица - общественные объединения.
Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.
Коллегия адвокатов
Некоммерческая организация, основанная на членстве и функционирующая на принципах самоуправления добровольно объединившихся граждан, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензии.
Целью создания и последующей деятельности коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.
Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Учредительными документами, на основании которых коллегия адвокатов осуществляет свою деятельность, являются устав, утверждающийся ее учредителями, и учредительный договор.
Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, имеет печать и штамп со своим наименованием.
Имущество коллегии адвокатов принадлежит ей на праве частной собственности юридического лица и используется только для реализации уставных целей.
Адвокатское бюро
Это некоммерческая организация, созданная двумя или более адвокатами для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Сведения об учреждении адвокатского бюро вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, а его учредители заключают между собой партнерский договор, содержащий конфиденциальную информацию и неподлежащий государственной регистрации. По этому договору адвокаты-партнеры обязуются объединить свои усилия и направить их на оказание юридической помощи от имени всех партнеров.
По истечении срока действия партнерского договора члены адвокатского бюро вправе заключить новый партнерский договор. Если в течение месяца со дня прекращения действия прежнего не заключен новый партнерский договор — адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения действия партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам в отношении своих доверителей и третьих лиц.
Потребительский кооператив
Потребительским кооперативом называется добровольное, основанное на членстве, объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками кооператива могут быть юридические лица и граждане, достигшие 16-летнего возраста, причем один и тот же гражданин может состоять одновременно в нескольких кооперативах.
Единственным учредительным документом кооператива является устав, утверждающийся высшим органом внутреннего управления данной организации — общим собранием членов кооператива.
В отличие от ряда других некоммерческих организаций, для кооператива Закон предусматривает осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные в результате этой деятельности доходы распределяются между участниками кооператива либо идут на иные нужды, установленные общим собранием участников.
Имущество кооператива принадлежит ему по праву собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков.
К потребительским кооперативам относятся: жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические кооперативы, а также товарищество собственников жилья и некоторые другие кооперативы.
Наименование кооператива указывает на специфику и виды деятельности данного юридического лица. Так, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы подразумевают, что на момент учреждения кооператива полностью готового к эксплуатации объекта (многоквартирного жилого дома, дачного строения, гаражей и т.п.), на который кооператив впоследствии приобретает права, не существует. В то время как при учреждении жилищного, дачного или гаражного кооператива данные объекты уже существуют.
Паевые взносы используются для ведения торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов. Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (например, жилищно-строительные кооперативы), так и в форме потребительского общества (районного, городского и т. д.), и как союз потребительских обществ (районный, областной, краевой и т.д.), представляющий собой форму объединения потребительских обществ. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительское общество» или «потребительский союз». Все эти требования нашли свое отражение в законе.
Религиозное объединение
Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими признаками, как вероисповедание, обучение и религиозное воспитание своих последователей, а также совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний.
Членами религиозных организаций могут быть только физические лица.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.
Как и другие некоммерческие организации, религиозные организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они были созданы. Существенное отличие данной организационно-правовой формы от ряда других форм некоммерческих организаций в том, что члены религиозной организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в ее собственность. Члены религиозного объединения не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
Национально-культурная автономия
Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Некоммерческая организация в форме национально-культурной автономии создается на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Согласно Закону РФ «О национально-культурной автономии», национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными или федеральными.
Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды - Закон о благотворительной деятельности.Фонд, как одна из форм существования некоммерческих организаций, отличается от прочих тем, что фонд является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для достижения общественно полезных целей. В этом, наверное, самое существенное отличие фонда от любой другой некоммерческой организации. Для создания фонда объединяется или аккумулируется имущество, поэтому законодательство строго не ограничивает возможный состав учредителей. Учредить фонд может и одно лицо, как физическое, так и юридическое, как коммерческая, так и некоммерческая организация. Таково общее правило, определенное ГК РФ (ст. 118) и Законом.
Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов:
- фонды относятся к некоммерческим организациям;
- фонды не являются членскими организациями;
- фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
- фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;
- фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные или иные общественно полезные цели.
- частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи;
- корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями;
- общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами - общественными объединениями;
- государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
- муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.
Правовое положение фонда
Фонд является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Фонд создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами. (п. 2 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Права фонда
Фонд имеет следующие права:- осуществлять деятельность, направленную на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей, предусмотренных уставом фонда (п. 1 ст. 118 ГК РФ) (п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям фонда и необходимую для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (п. 3 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему (абз. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- создавать филиалы и открывать представительства территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- создавать хозяйственные общества для осуществления предпринимательской деятельности, или участвовать в них (п. 2 ст. 118 ГК РФ) (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы для достижения указанных в его уставе целей (п. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Обязанности фонда
Фонд имеет следующие обязанности:- иметь самостоятельный баланс или смету (абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- иметь печать с полным наименованием фонда на русском языке (п. 4 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”); использовать свое имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 118 ГК РФ) (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ) (абз. 2 п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- вести учет доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
- предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами фонда (абз. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
- размеры и структура доходов фонда;
- сведения о размерах и составе имущества фонда;
- сведения о расходах фонда;
- сведения численности и составе работников фонда;
- сведения об оплате труда работников фонда;
- сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности фонда.
Виды деятельности фонда. Уставная деятельность фонда
Фонд может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям фонда, которые предусмотрены его уставом (п. 1 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, фонд может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Отдельные виды деятельности могут осуществляться фондом только на основании специальных разрешений (лицензий) (абз. 3 п. 1 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”) - см. Лицензируемые виды деятельности.
Предпринимательская деятельность фонда
Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан (п. 2 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Предпринимательской деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Фонд ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Ответственность фонда. Ответственность фонда по своим обязательствам
Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Ответственность фонда по обязательствам его учредителей
Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Ответственность учредителей по обязательствам фонда
Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Исключение: если несостоятельность (банкротство) фонда вызвана действиями (бездействием) учредителей или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого фонда указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества фонда может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ).
Учредительные документы фонда
Учредительным документом фонда является устав, который утверждается его учредителями (п. 1 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Требования устава фонда обязательны для исполнения самим фондом, его учредителями (п. 2 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Требования к содержанию устава
Устав фонда должен определять: (п.3, 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”)- наименование фонда, включающее слово "фонд" и содержащее указание на характер его деятельности;
- место нахождения фонда;
- предмет и цели деятельности фонда;
- порядок управления деятельностью фонда;
- сведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;
- сведения о порядке формирования органов фонда, назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
- сведения о филиалах и представительствах фонда;
- источники формирования имущества фонда;
- порядок внесения изменений в учредительные документы фонда;
- сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации;
- иные положения, предусмотренные федеральными законами, а также не противоречащие им.
Учредители фонда
Учредителями фонда могут быть: (п. 1 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):- граждане;
- юридические лица.
Фонд может быть учрежден одним лицом (абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Изменить состав учредителей путем привлечения новых или замены уже существующих нельзя после регистрации фонда в качестве некоммерческой организации, когда процесс его создания уже завершен. Состав учредителей фонда может измениться только в сторону уменьшения при выходе учредителя из числа учредителей по не зависящим от фонда причинам, повлекшим либо ликвидацию учредителя - юридического лица, либо смерть учредителя - физического лица.
Органы управления фонда
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями (п. 3 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Уставом фонда может быть предусмотрено наличие следующих органов:
- высшего органа управления;
- постоянно действующего коллегиального органа управления;
- коллегиального и/или единоличного исполнительного органа, и др.
Уставом фонда определяются следующие сведения о его органах управления: (ст. 28 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
- структура;
- компетенция;
- порядок формирования;
- срок полномочий;
- порядок принятия органами решений;
- порядок выступления органов от имени фонда.
Высший орган управления фондом
Основная функция высшего органа управления фонда - обеспечение соблюдения фондом целей, в интересах которых он был создан (п. 2 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).К компетенции высшего органа управления относится решение следующих вопросов: (п.3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
- изменение устава фонда, если возможность такого изменения предусмотрена самим уставом;
- определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
- образование исполнительных органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса фонда;
- участие фонда в других организациях;
- реорганизация фонда.
Заседание коллегиального высшего органа управления фондом правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов (п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании (абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления фондом принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральными законами и уставом фонда (абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления (абз. 2 п. 5 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Постоянно действующий коллегиальный орган управления фондом
Уставом фонда может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. К ведению постоянно действующего коллегиального органа управления может быть отнесено решение следующих вопросов: (абз. 2 п. 3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств фонда;
- участие в других организациях.
Исполнительный орган фонда
Исполнительный орган фонда может быть коллегиальным и (или) единоличным.Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью фонда и подотчетен высшему органу управления фондом (п. 1 ст. 30 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
К компетенции исполнительного органа фонда относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления фондом, определенную федеральными законами и учредительными документами фонда (п. 2 ст. 30 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Попечительский совет фонда является его обязательным органом.Функции попечительского совета фонда: (п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
- надзор за деятельностью фонда;
- надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения;
- надзор за использованием средств фонда;
- надзор за соблюдением фондом законодательства.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями (абз. 3 п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Имущество фонда
Фонд имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда (абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Фонд может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
Фонд может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки (п. 1 ст. 25 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Имущественная ответственность фонда
В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда.В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников).
Формирование имущества фонда
Источники формирования имущества фонда: (п. 1 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):- регулярные и единовременные поступления от учредителей;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие не запрещенные законом поступления.
Полученная фондом прибыль не подлежит распределению между учредителями фонда (п.3 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Использование имущества фонда
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Для фондов законами не предусмотрено право участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Создание фонда. Учреждение фонда
Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).Вариант 1: фонд создается несколькими учредителями. чредители фонда проводят собрание, на котором принимают решение об учреждении фонда, а также утверждают устав фонда (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).
Вариант 2: фонд создается одним учредителем Учредитель фонда единолично принимает решение об учреждении фонда и утверждении его устава (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ).
Документы при учреждении фонда
Документами, необходимыми при учреждении фонда являются:1. Решение учредителей (учредителя) об учреждении фонда.Решение учредителей (учредителя) об учреждении юридического лица оформляется:
- если учредителей несколько: в форме протокола собрания учредителей (учредительного собрания);
- если учредитель один: в форме решения единственного учредителя.
- вопрос об учреждении юридического лица;
- утверждение устава юридического лица (в случае, если в соответствии с законодательством устав является учредительным документом данного юридического лица);
- избрание органов управления юридического лица;
- иные вопросы, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Ликвидация фонда
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной (по решению суда).
В качестве обязательного правила п. 2 ст. 119 ГК РФ предусматривает судебный порядок ликвидации фондов. Это правило исключает возможность ликвидации общественных фондов в добровольном порядке (по решению съезда, конференции или общего собрания), предусмотренную Законом об общественных объединениях.
В п. 2 данной статьи перечисляются три случая, когда фонд может быть ликвидирован. Однако ст. 119 ГК РФ не ограничивает возможность ликвидации фондов в судебном порядке только перечисленными случаями, поскольку признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут предусмотрены отдельными законами.
Помимо перечисленных в ст. 119 ГК РФ оснований для ликвидации фондов ГК РФ установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном порядке фонда несостоятельным, то есть банкротом. Таким образом, ГК РФ расширил применение банкротства. Если ранее банкротство применялось только к коммерческим организациям, прежде всего к предприятиям, то ГК РФ предоставил право признания банкротами и некоторых некоммерческих организаций, в частности фондов.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ наряду с юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и юридические лица, действующие в форме благотворительного и иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Данное положение подтверждает и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)".
П. 2 ст. 65 ГК РФ допускает ликвидацию фонда и в добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об объявлении банкротства. Возможность добровольного объявления о банкротстве фонда и его ликвидации без решения суда предусматривается и в ст. 181 Закона о банкротстве.
Судебное решение о ликвидации фонда должно направляться в орган, зарегистрировавший фонд, для исключения его из государственного реестра юридических лиц.
Вопрос об использовании имущества фонда, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, в случае его ликвидации должен решаться в уставе фонда с учетом реализации целей фонда. Если в уставе отсутствуют соответствующие статьи, то этот вопрос решает высший орган управления фонда, а в спорных случаях - суд. Ликвидация фонда осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 61-64 ГК РФ.
Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Для достижения указанных целей фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Можно сказать, что фонд представляет собой объединение имущества граждан .
ЮК «ЮСТЕРРА» предлагает Вашему вниманию полный перечень услуг, связанных с регистрацией обычных или благотворительных фондов. Если Вы хотите зарегистрировать фонд , смело обращайтесь в нашу компанию, и наши высококвалифицированные юристы проконсультируют Вас и возьмут на себя выполнение всех необходимых процедур. Вам останется лишь предоставить нам информацию о будущем фонде и по прошествии определенного срока получить готовые документы и печать.
Фонд – это одна из разновидностей некоммерческих организаций (деятельность не направлена на получение прибыли). Основное отличие фонда от других некоммерчекских организаций состоит в том, что фонд представляет собой не объединение физических или юридических лиц, а является просто объединением имущества, направленным на достижение неких общественно полезных целей. Вследствие этой особенности законодательство допускает достаточно широкий набор возможностей для регистрации фонда. Учредить фонд может как физическое, так и юридическое лицо или несколько лиц. В случае с юридическими лицами это может быть коммерческая или некоммерческая организация, российская либо иностранная. Однако существует ограничение, касающееся целей фонда. Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» , фонд может осуществлять свою деятельность лишь в том случае, если она направлена на достижение неких социальных, благотворительных, культурных или иных общественно полезных целей.
Фонд не является организацией, основанной на членстве, что избавляет эту форму юридического лица от целого ряда сложностей, присущих другим типам организаций или объединений. Учредители фонда определяются только при создании фонда, в последующем их число не может быть изменено в сторону увеличения.
Имущество фонда. Поскольку фонд представляет собой объединение имущества, очень важно предусмотреть способы и порядок пополнения имущественной базы фонда. Фонд может получать имущество из следующих источников:
- Единовременные и/или регулярные взносы учредителей;
- Добровольные выплаты или пожертвования в пользу фонда;
- Выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- Доход, получаемый по банковским вкладам, ценным бумагам и из других источников инвестирования.
Фонд использует все свое имущество только и исключительно для целей, определенных в Уставе организации. Ежегодно фонд обязан публиковать отчетность об использовании своего имущества.
Права фонда:
- Осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную исключительно на достижение целей, установленных в Уставе конкретного фонда;
- Открывать счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами;
- Открывать филиалы и представительства на территории РФ;
- Иметь собственную эмблему, а также бланки и штампы со своим наименованием;
- Создавать или становится участником других некоммерческих организаций, цели которых соответствуют уставным целям фонда, или хозяйственных обществ для ведения предпринимательской деятельности в интересах фонда.
Обязанности фонда:
- Иметь печать с полным наименованием некоммерческой организации;
- Иметь собственный баланс или смету;
- Ежегодно публиковать подробные отчеты о своей деятельности и движении имущества, составляющего фонд;
- Осуществлять учет наличного имущества, доходов и расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности;
- Предоставлять информацию о деятельности организации налоговым органам и внебюджетным фондам, а также учредителям и прочим лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами НП.
Управление фондом:
Структура и органы управления фонда определяются его учредителями в Уставе организации (согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях»). Обязательным для фонда является наличие такого органа управления, как попечительский совет. Кроме него, дополнительно могут создаваться другие органы управления, например, коллегиальный орган, действующий на постоянной основе, единоличный исполнительный орган и иные. Уставом должны определяться следующие сведения о действующих в некоммерческом партнерстве органах управления: порядок формирования, срок полномочий, структура, компетенции, способ принятия решений.
Главная задача всех управляющих органов фонда – обеспечить использование имущества фонда только на достижение его целей и с максимальной эффективностью. Помимо этого, в их компетенцию входит утверждение регулярных документов, связанных с деятельностью фонда, создание филиалов и представительств, разработка способов привлечения дополнительных активов в имущество фонда и другие функции.
Перечень услуг по регистрации фонда:
- Подготовка документов для регистрации фонда, а именно:
а) устава;
б) решения учредителя или протокола общего собрания учредителей;
в) протокола заседания правления;
г) заявления о переходе на упрощённую систему налогообложения (по желанию). - Сопровождение в нотариальной конторе при заверении подписи заявителя на заявлении о регистрации.
- Регистрация в Главном Управлении Министерства юстиции РФ по Москве и получение Свидетельства о регистрации некоммерческой организации с основным государственным регистрационным номером (ОГРН).
- Постановка на учет в налоговой инспекции с получением свидетельства, содержащего идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
- Получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
- Изготовление печати (по желанию возможна регистрация в реестре печатей за дополнительную плату).
В число дополнительных услуг (за отдельную плату) также входит:
- Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата;
- Получение извещения о регистрации из Фонда социального страхования;
- Получение извещения из территориального органа Пенсионного фонда;
- Изготовление нотариальных копий всех учредительных и регистрационных документов (например, для открытия счета в банке);
- Подготовка пакета необходимых документов для открытия счета в банке и оповещение территориальной налоговой об открытии счета.
При необходимости наша компания может предоставить юридический адрес (юрадрес) для Вашей организации.
Ознакомиться с информацией Там же Вы сможете ознакомиться с ценами нашей компании на другие услуги.
Вы сэкономите своё время, заполнив перед приездом к нам заявление , содержащее данные, необходимые для того, чтобы зарегистрировать (учредить) фонд.
Если на этой странице Вы не нашли ответов на все вопросы, касающиеся фондов и того как зарегистрировать фонд, пожалуйста свяжитесь с нами по тел. 650-21-72 или 507-95-63 для получения подробной бесплатной консультации.
Регистрация Фонда
Все расскажем и ответим на вопросы
Подготовим документы
Сопровождение регистрации в МИНЮСТ
Проведем переговоров с инспектором
Приедем в МИНЮСТ для корректировки документов по требованию инспектора
Подадим и получим документы
В стоимость не входят:
Госпошлина - 4 000 ₽
Услуги нотариуса - от 1 200 ₽
12 900
Срок - 1 рабочий день
РАБОТАТЬ С НАМИ ВЫГОДНО
-
Вы экономите время.
Для начала работы не нужно приезжать в офис, достаточно заказать звонок юриста по корпоративному праву.
-
Вы освобождаетесь от общения с государственными органами.
После подписания и нотариального удостоверения документов у нас в офисе все взаимодействие с государственными органами осуществляют наши сотрудники.
-
Вы работаете с надежной компанией.
Работая с 1996 года, мы накопили огромный опыт и приобрели деловые связи.
-
Вы знаете номер мобильного телефона своего юриста.
Теперь любой вопрос можно решить еще быстрее. После обращения в компанию «Базальт» Вам предоставляют номер мобильного телефона юриста, с которым Вы работаете.
-
Вам не надо искать нотариуса.
В каждом офисе работает нотариус, который примет Вас без очереди.
-
Вам понравятся наши офисы.
Каждый офис оборудован переговорной, где Вам предложат выпить вкусный кофе и воспользоваться бесплатным Wi-Fi.
СХЕМА НАШЕЙ РАБОТЫ
Требуемые документы и сведения
Наименование фонда.
Цели создания фонда.
Юридический адрес фонда.
Паспортные данные учредителей - физических лиц, ОГРН учредителей - юридических лиц.
Паспортные данные руководителя фонда.
Шаблоны и образцы документов
Это важно
Карпова Инна
Руководитель департамента корпоративного права
Фонд - некоммерческая организация, учредителями которой могут быть юридические и/или физические лица (необходимо не менее двух учредителей). Он регистрируется с целью исполнения благотворительных и/или общественно значимых задач (образовательных, культурных, социальных и т. п.). Обязательное условие вступления в фонд - добровольный имущественный взнос.
Что нужно учитывать при регистрации благотворительного фонда в Минюсте?
Благотворительный фонд открывается для решения культурных, образовательных, социальных и других задач, полезных для общества. Для этого используется переданное в организацию имущество. Управляющие органы такого объединения должны составлять отчеты. В этих документах отражаются сведения о действиях с финансами и другим имуществом юридического лица. Ведение предпринимательской деятельности возможно только для достижения уставных целей.
После того как объединение открыто, необходимо каждый год проводить в нем аудиторскую проверку. У учредителей нет имущественных прав и обязанностей в отношении созданных ими организаций, а объединение не несет ответственности по обязательствам его учредителей. Осуществление предпринимательской деятельности допустимо при наличии в распоряжении организации имущества, оцененного не менее чем на 10 000 рублей.
А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО...
-
Регистрация фонда проводится по месту его официального нахождения.
Юридическим адресом может выступать квартира (жилое помещение) учредителя.
-
При открытии НКО необходимо оплатить госпошлину.
Чтобы зарегистрировать организацию, нужно оплатить госпошлину - 4 тысячи рублей. За внесение поправок в учредительную документацию, а также ликвидацию НКО предусмотрена госпошлина в размере 800 рублей.
-
Простой и благотворительный фонд различаются.
Главное отличие - порядок использования пожертвований. В благотворительной организации 80 % поступлений должны быть направлены исключительно на уставные цели, в простой - ограничений нет.
-
Контролирующий финансовые вопросы попечительский совет действует на общественных началах.
Запрещается выплачивать членам подобного органа зарплату и иные доходы.
-
В соответствии с законодательством в правление должно входить не больше трети от общего числа сотрудников фонда.
Чтобы соблюсти установленный порядок, помимо учредителя, в состав коллегиального исполнительного органа нужно ввести еще минимум двух лиц.
-
Для ликвидации НКО предусмотрено несколько оснований.
1. Недостаточно имущества для ведения деятельности.
2. Невозможно достичь поставленных целей.
Наши клиенты
Часто задаваемые вопросы
Эта процедура проводится в несколько этапов:
- Подготовка документов и решение организационных вопросов. Для обращения в регистрирующий орган потребуются устав, заявление, протокол собрания учредителей, квитанция об оплате госпошлины.
- Представление документов на регистрацию в Минюст.
- Проведение проверки. Если документы в порядке, они передаются в ИФНС. Должностные лица инспекции вносят сведения о новой организации в ЕГРЮЛ.
- Постановка юридического лица на учет в ПФР, ФСС, органы статистики.
- Выдача готовых документов заявителю.
Для полноценной работы новой благотворительной организации необходимы печать и счет в банке.
- Отсутствует институт членства.
- Учредителям не обязательно участвовать в деятельности НКО.
- Требуется публично отчитываться об использовании имущества.
- После регистрации учредители теряют право на имущество фонда.
- Может вести те виды предпринимательской деятельности, которые указаны в уставе организации и отвечают поставленным целям. Для этого разрешается создавать хозяйствующие общества.
- Ликвидация допускается только через суд.
- Продвижение здорового образа жизни, развитие спорта и поддержка спортсменов.
- Помощь нуждающимся и больным.
- Развитие театра, науки, музыки и иных культурных направлений.
- Содержание бездомных животных.
- Другие узкие цели (под эгидой известных личностей).
Минюст РФ рассматривает обращения заявителей и выносит решения в течение 14 дней. По прошествии этого срока выдаются подтверждающие документы. Но бывают и отказы, которые возможны по нескольким причинам:
- указаны недостоверные сведения;
- документы оформлены неправильно;
- название совпадает с тем, что использует уже действующая НКО.
При содействии юридической компании «Базальт» можно зарегистрировать фонд в Москве и Московской области. По результатам услуги клиенту выдается полный комплект документов для работы некоммерческой организации. Гарантируем законность, профессионализм и строгую конфиденциальность. С ценами на услуги по регистрации фондов в Минюсте можно ознакомиться на сайте.
Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей . Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.
В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.
Фонд имеет право:
- открывать представительства на всей территории России;
- иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
- иметь счета в банках;
- участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
- осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.
Фонд в обязательном порядке должен:
- вести собственную смету и баланс;
- иметь уставную печать с полным наименованием;
- вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
- предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.
Разница между фондом и другими некоммерческими организациями
Для фонда характерно:
- отсутствие членства;
- отсутствие ;
- добровольные имущественные взносы;
- ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
- осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
- отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).
Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.
В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей :
- культурной;
- социальной;
- благотворительной;
- образовательной.
В целях достижения поставленных задач фонды вправе осуществлять коммерческую деятельность, но только в случае учреждения собственных или участия в уже созданных хозяйственных обществах.
Виды и особенности
Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.
Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.
Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:
- Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
- Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
- Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
- Инвестируют средства фонда в и др.
Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.
Кроме того, устав определяет процедуру распределения имущества, если в отношении фонда будет запущена процедура ликвидации. Если данная процедура не отражена в уставе, решение о порядке использования имущества остается за ликвидационной комиссией.
Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:
- запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
- от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.
Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия .
Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:
- Заявления по форме №РН0001.
- Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
- Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.
Общественный фонд , в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.
Другие характерные особенности:
- не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
- участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
- возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
- юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса ).
Типы фондов по территориальному признаку:
- международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
- общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
- межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
- регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
- местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).
Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.
Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.
Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.
Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.
Учредительные документы фонда:
- устав;
- учредительный договор.
Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.
Порядок регистрации и необходимые документы
Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:
Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.
Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:
- Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, в заявлении указывается 65.23.
- Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
- Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
- Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — , ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
- Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины .
Всю документацию, подаваемую в Министерство на регистрацию, нужно прошить, пронумеровать и подписать на прошивке заявителем. Подача документов может осуществляться как лично заявителем, так и через доверенное лицо (по оформленной в соответствии с действующим законодательством доверенности).
Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.
Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.
Сложности
Зарегистрировать фонд — процесс сложный и долгий, и не каждый сможет успешно выполнить эту задачу. Основная сложность заключается в том, что регистрацию НКО осуществляет Министерство Юстиции , которое регулярно меняет регламент. По статистике, большинство отказов происходят из-за несоответствия подаваемых документом установленным нормативам или ошибок, допущенных при оформлении документов.
Кроме того, повышенные требования предъявляются и к юридическому адресу регистрируемого фонда, а этому не всегда уделяется должное внимание. Несмотря на все сложности, ежегодно в нашей стране регистрируется большое количество фондов и некоммерческих организаций, и единственная возможность избежать отказа — тщательно проверять документы на соответствие установленным Министерством Юстиции нормативам .
Дополнительную информацию по регистрации фонда можно узнать в данном видео.