Как оформить деятельность религиозных организаций. Регистрация религиозных организаций
Возможно и пытаюсь. Законы её обязательны для всех, независимо от национальности, должности, собственности и даже принадлежности к другим религиям, так как она не будет отделена от государства и будет отвечать за развитие человеческой цивилизации. То есть чиновничий аппарат государства это и институт религии. Их количество уменьшается кратно, а злоупотребления почти исчезают. Вот её основания.
Фразу - «Бог спасет Россию», часто повторяют верующие граждане России. Он действительно спасает, помогая сохранить здравомыслие сознания через способы организации веры. Обратите внимание политические режимы, только в какой-то отдельной стране, менялись на протяжении тысячелетий огромное количество раз. Но не смотря на временные влияния различных политических союзов, насаждаемой деспотии, человеческая цивилизация прогрессирует в своём развитии.
Источником целевого прогресса человеческой цивилизации является культура проектного мышления, которая формируется всеми религиями мира. Именно поэтому политические режимы управления постоянно меняются, а религии на протяжении тысячелетий остаются.
Наличие проективного мышления обнаруживается в способе существования любой религии «Бог – вера – институт религии». То есть знания о Боге, умения верить в его и закрепление, развитие навыков в институтах организации религии. В каждой религии есть организационные основы формирования проектного мышления. Подробнее в «Базовой этике – пособии для формирования проектного мышления», а в статье приведем примеры из основ организации Христианской религии.
Слова Господа «Я есть путь и истина и жизнь» являются основой для формирования проектного мышления:
- Путь всегда осуществляется в настоящее время;
- Истина способ возможного достижения будущего:
- Жизнь может существовать при бережном отношении к прошлому, его сохранению, накоплению и организации обучения.
Процесс проектного мышления может начаться с анализа фактов в настоящем времени, с предполагаемого будущего или оснований имеющегося прошлого. Регламентация организации проектов в различных ситуация заложена в Святой Троице, где устанавливается приоритетность использования в проекте настоящего времени или будущего, или прошлого времени, при сохранении их взаимосвязи, как основы существования Целого:
- Бог – Отец устанавливает границы Целого и основы взаимодействия с внешним миром;
- Бог – Сын возможности развития Целого и возможности взаимодействия внутри Целого;
- Бог –Дух Святой порядок сохранения и накопления Целого.
Подробнее о формированию проектного мышления «Базовая этика». Книга выложена на сайте философский штурм
Налог на прибыль не распространяется на доходы, полученные от продажи предметов, без которых не обойтись при совершении культа, и доходы от непосредственно культовой деятельности. РО платит НДС только тогда, когда занимается предпринимательством. Им не облагаются услуги по:
- проведению обрядов и церемоний;
- продажи предметов религиозного назначения, когда это не содержит элементов коммерции.
Налогом на имущество должна облагаться та его часть, которая не используется для религиозной деятельности, например, здание общежития или братского корпуса. Но поскольку данный налог является региональным, органы субъектов РФ, как правило, определяют его ставку в размере 0%. Транспортный налог платится в полной мере. Читайте также статью: → «Налогообложение и налоги религиозных организаций».
Инструкция по регистрации религиозной организации, необходимые документы
То есть начинать свою религиозную деятельность на территории Вашего региона Вы можете с религиозной группы. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Численность религиозной группы должна составлять не менее 10 человек.
О начале деятельности группы необходимо уведомить органы местного самоуправления. Ст. 9 настоящего Федерального закона говорит, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления.
Как осуществить регистрацию религии или религиозной организации?
Вы осуществляете пожертвование на уставную деятельность НКО «Подворье» или любое другое название. А свечу получаете в качестве благодарности. Добавочная стоимость распространяемых товаров считается не коммерческим доходом, а благотворительным взносом «покупателя», добровольной жертвой на церковные нужды. Если обратиться к текстам законов, ключевой тут окажется статья 251-я Налогового кодекса РФ.
«Вырученные деньги идут на заработную плату, аренду помещений, коммунальные услуги и прочую уставную деятельность». Вписываете в устав организации обязательное купание в банкнотах Банка России, ритуальную игру на приставке XBOX, да что угодно, лишь бы не противоречило законодательству.
Как зарегистрировать религиозную организацию
Внимание
Во-вторых, местная религиозная организация должна существовать на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет и иметь об этом подтверждение, выданное органами местного самоуправления. Однако закон предусматривает и иное, альтернативное требование. Так, вместо подтверждения существования в течении 15 лет, местная религиозная организация может предоставить подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.
Например, в случае православной местной религиозной организации, это подтверждение, выданное патриархией. Вы должны подготовить устав религиозной организации, который должен быть утвержден либо учредителями, либо централизованной религиозной организацией. Требования к уставу содержатся в ст. 10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Как создать религиозную организацию?
Целых 10 лет, прошедших после государственной регистрации, МРО лишена права на:
- образование структурных подразделений образовательной сферы;
- представительство иностранной РО;
- выпуск СМИ;
- приглашение лиц из других стран для проповедования;
- МРО не позволено проводить религиозные обряды в больницах, других лечебных и профилактических учреждениях, интернатах для инвалидов и престарелых, тюрьмах.
Документы для регистрации будущей религиозной организации После проведения в будущей РО учредительного собрания и подготовки всех документов, можно обращаться за регистрацией в соответствующий орган, расположенный на той же территории. Пакет необходимых документов состоит из:
- Устава религиозной организации.
- Протокола собрания учредителей.
- Перечня участников РО.
Статья 11. государственная регистрация религиозных организаций
Я 10 лет проживаю в России, принял гражданство, верующий, хотел бы зарегистрировать здесь в регионе, в котором проживаю, религиозную организацию. Какие требования предъявляются к регистрации религиозной организации? Т. Ролинз Федеральные Тема: Гражданское общество, Законодательство Здравствуйте, господин Ролинз! Согласно Федеральному Закону № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 28.02.2008 г.
в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Далее закон говорит о том, что религиозные объединения могут действовать в виде религиозных групп и религиозных организаций.
Свой приход
Когда возможно получить отказ в регистрации Перечень причин, служащих основанием для того, чтобы РО отказали в государственной регистрации:
- Цели, которые РО определяет для своей работы, ее деятельность, вступают в противоречие с законодательством страны. Здесь чиновник обязан указать ссылку на конкретные статьи законов.
- Организация не отвечает отличительным признакам, присущим религиозной.
- В уставе и остальных бумагах указана недостоверная информация.
- Наименование РО не оригинальное. В ЕГРЮЛ уже присутствует организация с тем же названием.
- Составление представленных документов не отвечает законодательным требованиям (по форме либо содержанию).
- Учредители не являются правомочными создавать РО.
Заявителям направляется официальный отказ, в котором четко расписаны его основания. Документ можно обжаловать, обратившись в суд.
Актуальные вопросы регистрации религиозных организаций при их создании
По истечении 15 лет Вы можете зарегистрировать местную религиозную организацию, оформив все необходимые документы и направив их в федеральный орган исполнительной власти Вашего субъекта, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций (ст. 11).
Так что самое сложное в деле организации новой церкви - это вовсе не налоги и сборы и постановка на учет в государственных органах. Нужно тщательно продумать, насколько вы готовы увлечь людей, чтобы они добровольно несли деньги на вашу уставную деятельность! Можете запугивать карой божества или, наоборот, его благодарностью. Можно устраивать различные религиозные обряды, пляски, хождения, стояния и лежания.
Но будьте готовы к борьбе. Конкуренты не дремлют! В завершение хочется привести цитату известного писателя-фантаста и основателя церкви сайентологии Рона Хаббарда. Цитата, к счастью, не из запрещенного источника: «Нельзя разбогатеть на научной фантастике. Если вы хотите разбогатеть, надо основать религию».
Как открыть местную религиозную организацию
Такой мотив отказа, как нецелесообразность, не допустим. Особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета РО влились в хозяйственные процессы и стали их полноправными участниками. Они занимаются производством и реализуют товары, владеют землей, недвижимостью, движимым имуществом, организовывают собственные предприятия.
А это означает, что на РО должны распространяться все требования, которые предъявляются к иным юридическим лицам.
- РО ведут бухучет и платят налоги, хотя располагают многими льготами.
- В соответствующих регистрах отмечаются все доходы, которые получает РО, ее расходы. Учет проводится в хронологическом порядке.
- Использование счетов и двойной записи является обязательным.
Минюста России самостоятельно запрашивает его в соответствующем органе местного самоуправления; сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией (указываются в соответствующей графе заявления).
Кроме ФИО каждого следует указать гражданство, дату рождения и место проживания.
- Сведений о том, где находится руководящий орган РО.
- Квитанции об уплате госпошлины.
- Заявления. Важной составной является информация о вероучении и применении его на практике. Необходимо описать историю того, как возникло данное направление религии.
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.
2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.
5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:
6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:
заявление о регистрации;
список учредителей религиозной организации;
устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
документ об уплате государственной пошлины.
При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.
В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
10. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.
12. За государственную регистрацию религиозной организации, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Вопросы практического применения современного законодательства о государственной регистрации религиозных организаций относятся к компетенции, прежде всего, руководителей данных юридических лиц (епархиальных архиереев, настоятелей монастырей и храмов, ректоров духовных учебных заведений, председателей братств и сестричеств), а также их сотрудников, в обязанности которых входят оформление соответствующей документации и контакты с уполномоченными государственными органами. Руководителям и ответственным сотрудникам православных религиозных организаций важно разбираться в действующих правовых нормах в сфере регистрации религиозных организаций при их создании и связанной с ними практике взаимодействия Московской епархии и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области.
Государственная регистрация религиозных организаций при их создании
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях), который в настоящее время имеет наибольшее практическое значение в вопросах государственной регистрации религиозных организаций, некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Кто же на практике вносит такую запись? Каковы процедуры оформления необходимых документов?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственной регистрацией юридического лица является акт федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица, а также иных сведений о юридическом лице в соответствии с Законом. Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба.
Закон о некоммерческих организациях был дополнен 10 января 2006 г. (Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») ст. 13.1. Данной нормой предусмотрено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций 1 .
Согласно указанному порядку, решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (Министерством юстиции РФ), или его территориальным органом (региональным управлением Министерства юстиции РФ). В тексте Закона Министерство юстиции РФ кратко называется уполномоченным органом 2 .
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании некоммерческой организации осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (Федеральной налоговой службой) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Для краткости в тексте Закона Федеральная налоговая служба именуется регистрирующим органом 3 .
В статье 13.1. Закона о некоммерческих организациях определены перечень представляемых для государственной регистрации документов и основания для отказа в государственной регистрации 4 .
В соответствии с п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, для государственной регистрации некоммерческой (в т. ч. религиозной) организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган (т. е. в органы Министерства юстиции РФ) представляются следующие документы (приводим сокращенный перечень, актуальный для религиозной организации):
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.
Рассмотрим данные документы в контексте процесса создания религиозной организации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации 5 .
Постановлением Правительства РФ № 212 от 15 апреля 2006 г. были утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (приложение № 1 Постановления). Данное приложение имеет строго формализованный вид и включает формы документов, необходимых для государственной регистрации всех некоммерческой организации, поэтому некоторые пункты не имеют непосредственного отношения к регистрируемым религиозным организациям и поэтому не заполняются. Образцы заполнения форм по указанному приложению разработаны в Московском епархиальном управлении и разосланы благочинным Московской епархии как приложение к циркуляру Управляющего епархией № 2107 от 4 августа 2006 г.
Создание местной религиозной организации
Список документов, указанный в п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, конкретизируется для местной религиозной организации в п. 5 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести), согласно которому для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:
1) заявление о регистрации;
2) список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
3) устав религиозной организации;
4) протокол учредительного собрания;
5) документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
6) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
7) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
8) документ об уплате государственной пошлины.
Действующее российское законодательство не определяет понятие «учредитель», хотя устанавливает его права и обязанности по созданию юридического лица. Учредители принимают устав юридического лица, избирают руководящие органы, совершают иные фактические и юридические действия, необходимые для государственной регистрации юридического лица и обеспечения его нормального функционирования (ст. 52 Гражданского кодекса РФ).
После государственной регистрации юридического лица его учредители автоматически становятся участниками (членами) данной организации, приобретая все права и обязанности, возникающие из этого участия (членства). Дальнейшие перемены в составе участников организации не означают, что новых членов следует рассматривать как ее учредителей, ибо к моменту их принятия юридическое лицо уже было создано (зарегистрировано).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в тесном смысле слова учредителями являются только субъекты, которые были указаны в качестве учредителей в документах юридического лица на момент его первичной государственной регистрации в ЕГРЮЛ 6 .
В связи с вышеизложенным следует отметить, что сведения о прихожанах, явившихся учредителями местной религиозной организации православного прихода, навсегда остаются в информации об этой религиозной организации, содержащейся в ЕГРЮЛ, даже в случаях прекращения их деятельности в составе прихода. Новые участники (члены) данной организации принимаются в качестве таковых в соответствии с действующим уставом, но сведения о них уже не вносятся в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях, учредителями некоммерческой организации могут выступать полностью дееспособные граждане. В соответствии с п. 1.2. ст. 15 того же Закона, не может быть учредителем некоммерческой организации, в частности:
1) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от
7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», — физическое лицо, в отношении которого имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
2) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
3) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести, местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Таким образом, категорично определяется круг возможных учредителей по территориальному признаку и устанавливается возрастной ценз для них.
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом 7 . В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.
Понятие «список лиц, создающих религиозную организацию», упомянутое в п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести, подразумевает наличие данного списка учредителей в протоколе учредительного собрания местной религиозной организации, а также заполнение формы № РН0001 (лист Б) на каждого учредителя (по приложению № 1 Постановления № 212). Лист Б данной формы содержит следующие сведения об учредителе — физическом лице: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, указание на гражданство РФ, паспортные данные, адрес постоянного места жительства, контактный телефон. Адрес места жительства по постоянной регистрации должен подтверждать постоянное проживание в данной местности, согласно п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести.
Особенностью форм приложения № 1 является необходимость подписания каждой из них заявителем — лицом, которое от имени религиозной группы (учредителей) вносит данные в упомянутые формы. При этом заявителем должен быть, по смыслу Закона о свободе совести, один из учредителей. Как правило, при регистрации местной религиозной организации заявителем выступает настоятель храма, назначенный указом епархиального архиерея.
Именно заявитель подписывает в присутствии нотариуса, в соответствии со ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате, «Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании», где указываются: организационно-правовая форма и полное наименование местной религиозной организации, вероисповедание и принадлежность к централизованной религиозной организации, адрес (место нахождения) местной религиозной организации, которым является адрес постоянно действующего руководящего органа либо лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности, и контактный телефон. Кроме того, в заявлении прописываются: дата принятия решения о создании организации, т. е. дата протокола учредительного собрания, количество учредителей, соответствующее числу указанному в протоколе и числу листов Б формы № РН0001, заполненных на каждого учредителя.
Также в заявлении указывается количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (полная информация о таком лице помещается в листе Е формы № РН0001). В практике той части Московской епархии 8 , которая находится в канонической юрисдикции митрополита Крутицкого и Коломенского, как правило, такое лицо — одно, это настоятель прихода (он же, в соответствии с типовым уставом прихода от 10 октября 2009 года, является председателем приходского совета), сведения о котором вносятся в лист Е.
В пункт 8 заявления вносится информация о количестве видов экономической деятельности, которой занимается приход (данным сведениям, вносимым в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», посвящён лист Ж формы № РН0001). В практике Московской епархии указывается один вид экономической деятельности, который присущ всем религиозным организациям, — «деятельность религиозных организаций».
Пункт 9 заявления посвящен непосредственно сведениям о заявителе, как правило, настоятеле прихода. В практике взаимодействия Московского епархиального управления и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области обстоятельством, препятствующим тому, чтобы настоятель выступал заявителем при создании прихода, является отсутствие у настоятеля постоянной регистрации в органах Федеральной миграционной службы на территории Московской области. Это обусловлено невозможностью для настоятеля в данном случае быть учредителем местной религиозной организации 9 . Подпункты пункта 9 заявления сообщают об имени, отчестве, фамилии, ИНН, паспортных данных, месте жительства и контактном телефоне заявителя.
Обговорим специфику оформления устава местной религиозной организации. Вопросы государственной регистрации юридических лиц и общие требования к их уставам содержатся в ст. 51 и 52 Гражданского кодекса РФ. Устав является учредительным документом. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о свободе совести, религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 2. указанной статьи, в уставе религиозной организации указываются:
1) наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;
2) цели, задачи и основные формы деятельности;
3) порядок создания и прекращения деятельности;
4) структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
5) источники образования денежных средств и иного имущества организации;
6) порядок внесения изменений и дополнений в устав;
7) порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
8) другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести, наименование религиозной организации должно включать в себя сведения о ее принадлежности к определенному вероисповеданию. Местом нахождения религиозной организации является ее фактический адрес (адрес нахождения постоянно действующего руководящего органа либо лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности). Устав должен отражать цели, задачи и основные формы деятельности религиозной организации, регулируемые внутренними установлениями. Их изложение должно быть развернутым настолько, чтобы имелась возможность оценить их соответствие требованиям, установленным Законом. Порядок создания и прекращения деятельности организации тоже указывается в уставе. Должна быть освещена и внутренняя структура данной религиозной организации. Необходимо указать методы принятия решений в организации, которые касаются гражданско-правовых отношений. Кроме того, в устав необходимо включать порядок внесения изменений и дополнений в устав, порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности 10 .
Ныне действующий типовой устав местной религиозной организации православного прихода принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября 2009 года На практике необходимо лишь внести в текст устава регистрируемого прихода его полное наименование и место нахождения, а также год образования прихода и его воссоздания, если храм закрывался в атеистическую эпоху гонений. Титульный лист устава предусматривает указание на дату учредительного собрания прихода, совпадающую с датой протокола этого собрания, а также заверение подписью руководителя централизованной религиозной организации — епархии, т. е. епархиального архиерея.
В соответствии с п. 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 г. № 455 (далее — Административный регламент), устав религиозной организации представляется в трех подлинных экземплярах (один хранится в управлении Минюста России, один — в управлении Федеральной налоговой службы и один — на приходе). Согласно п. 41 Административного регламента, страницы устава должны быть пронумерованы и прошиты.
Согласно п. 45 Административного регламента, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом. Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.
В соответствии с п. 42 Административного регламента, протокол учредительного собрания местной религиозной организации, содержащий решение о ее создании, должен содержать:
1) дату и место проведения собрания;
2) список учредителей — участников собрания;
3) сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);
4) существо принятых решений и результаты голосования по ним;
5) сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;
6) фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря собрания, ответственных за составление протокола.
Московским епархиальным управлением разработан примерный образец протокола учредительного собрания прихода, отражающий специфику требований типового устава прихода.
Важен п. 4 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, где говорится, что документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. Это означает, что со дня проведения учредительного собрания (даты протокола учредительного собрания) прихода и до дня сдачи всех документов на регистрацию в управление Минюста должно пройти не более трех месяцев.
В списке необходимых документов, находящемся в п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, присутствует и «документ, …подтверждающий ее (религиозной группы) вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром». В практике Московского епархиального управления этот документ — официальное письмо Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, оформленное на бланке и заверенное печатью.
«Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей» 11 представляются при создании местной религиозной организации в виде приложения к уставам православных религиозных организаций Русской Православной Церкви при их государственной регистрации и перерегистрации в качестве юридических лиц под названием «Основы вероучения и практики православных религиозных организаций Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.33. ч. 2 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, уплачивается в размере 4000 рублей.
Согласно п. 44 Административного регламента, платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию религиозной организации представляется в подлиннике.
Административный регламент в п. 39 предусматривает, что все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 41 Административного регламента, все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Интересен п. 38 Административного регламента, который гласит: «При предоставлении государственной услуги не допускается:
— истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
— истребование от заявителя документов, находящихся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов, а также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций».
В соответствии с п. 10 ст. 11 Закона о свободе совести, территориальный орган федерального органа государственной регистрации (Министерства юстиции РФ) после принятия решения о государственной регистрации местной религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган (территориальное управление Федеральной налоговой службы) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании принятого территориальным органом Министерства юстиции РФ решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных им необходимых сведений и документов территориальное управление Федеральной налоговой службы в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации 12 .
Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее трех рабочих дней со дня получения от территориального управления Федеральной налоговой службы информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц 13 .
С другой стороны, Закон № 18-ФЗ от 10.01.2006 г. , которым был дополнен Закон о некоммерческих организациях, предусматривает увеличение срока рассмотрения документов, представленных на регистрацию некоммерческой организации. Если раньше процедура регистрации некоммерческих организаций занимала пять рабочих дней с момента подачи документов, то после вступления Закона № 18-ФЗ в силу максимальный срок рассмотрения документов может составить 23 рабочих дня 14 .
В частности, согласно п. 8 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, территориальный орган Министерства юстиции РФ при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом (территориальным управлением Министерства юстиции РФ) сведений и документов регистрирующий орган (территориальное управление Федеральной налоговой службы) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации (территориальное управление Министерства юстиции РФ), не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации 15 .
Таким образом, сталкиваемся с коллизией между специальным законом в сфере деятельности религиозных организаций — Законом о свободе совести и Законом о некоммерческих организациях. П. 10 ст. 11 Закона о свободе совести, изложенный в редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, не приведён в соответствие с более поздним Законом от 10.01.2006 г. № 18-ФЗ.
Свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое заявителю территориальным управлением Министерства юстиции РФ, оформляется в соответствии с Приказом Минюста России от 3 августа 2009 г. № 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации».
В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона о свободе совести, в случае несоблюдения заявителем требований, указанных в данной статье и связанных с предоставлением необходимых документов, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя.
Ст. 12 Закона о свободе совести посвещена случаям отказа в государственной регистрации религиозной организации. Согласно п. 1 данной статьи, религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
1) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации — со ссылкой на конкретные статьи законов;
2) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
3) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;
4) в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
5) учредитель (учредители) неправомочен.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о свободе совести, в случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю с указанием оснований отказа. Согласно этому пункту, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.
Создание религиозной организации,
образуемой централизованной религиозной организацией
В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона о свободе совести, решения о государст-венной регистрации религиозных орга-низаций, образуемых централизованной религиозной организацией, принимаются органом, принявшим решение о госу-дарственной регистрации соответствую-щей централизованной религиозной орга-низации. В случае, если организация (например, какое-либо общецерковное учреждение) создается централизованной, зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ (Русской Православной Церковью), она будет также зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона о свободе совести, для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.
В соответствии со ст. 19 указанного Закона, религиозные организации имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
Религиозные организации вправе осу-ществлять, например, благотворительную деятельность путем учреждения благотвори-тельных организаций. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает перечень видов деятельности, признаваемой благотворительной (ст. 2).
Однако наиболее распространенной и актуальной является регистрация ставро-пигиальных и епархиальных монастырей, патриарших, архиерейских и монастырских подворий.
Отметим документальные особенности государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями (Русской Православной Церковью, епархиями).
В соответствии с п. 7 ст. 11 Закона о свободе совести, основаниями для государственной регистрации организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:
1) заявление о регистрации;
2) список учредителей религиозной организации;
3) устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
4) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
5) нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
6) соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
7) документ об уплате государственной пошлины.
Требования по оформлению и представлению документов для государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованной религиозной организацией, подобны требованиям, установленным для регистрации местных религиозных организаций.
Учредителем епархиальных монастырей и монастырских подворий в той части Московской епархии, которая находится в канонической юрисдикции митрополита Крутицкого и Коломенского, является Православная религиозная организация Московская епархия Русской Православной Церкви. Нотариально оформляемое заявление о регистрации епархиального монастыря или монастырского подворья при создании подписывается Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Решением о создании епархиального монастыря является соответствующее постановление Священного Синода Русской Православной Церкви, а монастырского подворья — указ епархиального архиерея.
Согласно п. 8 ст. 11 Закона о свободе совести, заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных документов.
Процедуры взаимодействия уполномоченного и регистрирующего государственных органов при регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией, аналогичны процессу работы этих органов при регистрации местной религиозной организации. Решение об отказе в государственной регистрации таких религиозных организаций выносится по тем же причинам, что и в случаях с местными религиозными организациями.
Иеромонах Лазарь (Беломоин),
референт Московского епархиального управления
- Мкртумян А. Р. Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2006 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
- П. 2 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
- П. 3 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Гладилин С. В. Консультация эксперта, ФНС РФ, 2006 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
- П. 3 ст. 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях».
- Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. «Статут», 2005 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Комментарии законодательства».
- П. 2 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Согласно Уставу Русской Православной Церкви (п. 9 гл. IV) и Уставу Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви (п. 1), каноническая территория Московской епархии включает город Москву и Московскую область, «…в пределах Московской области на правах Епархиального архиерея управляет митрополит Крутицкий и Коломенский» (п. 23 Устава Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви).
- См. п. 3 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
- Себенцов А. Комментарий к ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». М., 1997. С. 35.
- См. п. 5 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
- См. п. 10 ст. 11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
- Лапшина Д. В. Комментарий к ФЗ от 10.01.2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2006. № 5 (опубл. в правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации»).
- Мкртумян А. Р. Указ. соч. // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
Регистрация религиозных организаций при их создании
Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации осуществляется, главным образом, на основе Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 5 февраля 2007 г.) и в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 6 июля 2006 г.).
Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
В нормах действующего законодательства отсутствуют определения понятий «религия», «вероучение», «совместное исповедание и распространение веры». Соответствующие критерии религиозной деятельности пытается установить судебная практика, хотя это не входит в функции суда. Так, в 2001 г. Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, что изучение и воплощение в жизнь идей определенного вероучения не может рассматриваться как религиозная деятельность, если формы, в которых они проводятся, не являются специфическими для религиозных объединений. Поэтому нет оснований для ликвидации общественного объединения, которое осуществляло просветительскую, благотворительную деятельность, свойственную именно общественным объединениям.
Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций, однако правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные религиозные организации.
Религиозные организации классифицируются по видам. С точки зрения внутренней структуры, они подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Местные религиозные организации могут существовать самостоятельно (например, религиозные общины протестантского толка) либо входить в состав централизованных религиозных организаций (например, приходы и монастыри Русской Православной Церкви, мечети духовных управлений мусульман России). Централизованная религиозная организация представляет собой многозвенное религиозное объединение, состоящее не менее чем из трех местных религиозных организаций.
При этом централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на протяжении не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. Религиозные организации за право использования этих слов и словосочетаний в наименованиях своих организаций освобождаются от уплаты государственной пошлины согласно ст. 333.35 Налогового Кодекса РФ.
Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены п. 1 ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.
Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Учреждения профессионального религиозного образования создаются централизованными религиозными организациями.
Так, деятельность Православной Церкви в России регламентируется Уставом Русской Православной Церкви. Другое официальное наименование Русской Православной Церкви – Московский Патриархат.
В соответствии с Уставом (ст. 3) юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья канонически составляют Московский Патриархат.
Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.
Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.
Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами (ст. 5 Устава Русской Православной Церкви).
Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Монастыри Русской Православной Церкви, которые открываются по решению Патриарха и Синода, могут быть зарегистрированы как юридические лица. Юридическими лицами являются также высшие, средние специальные духовные учебные заведения, создаваемые Синодом по представлению епархиального архиерея.
В 1988 г., в год 1000-летия Крещения Руси, в Русской Православной Церкви насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.
В настоящее время насчитывается 136 епархий Русской Православной Церкви, в том числе в России – 68, на Украине – 35, в Белоруссии – 11, Молдавии – 6, Казахстане – 3, Прибалтике – 3, Средней Азии – 1, а также Бакинско-Прикаспийская епархия. В дальнем зарубежье насчитывается 8 епархий Московского Патриархата. Число архиереев составило 171, из них епархиальных – 131, викарных – 40, на покое – 13.
В России, странах СНГ и Прибалтике (за исключением данных по епархиям дальнего зарубежья) насчитывается 27393 прихода, монастырей – 708, в том числе мужских – 335, женских – 373; также насчитывается 389 монастырских подворий и скитов. Духовенство составляет – 29450, из них священников – 26158, диаконов – 3292. В мужских монастырях совершают свое служение 5920 насельников, в женских – 10072 насельницы. Число православных гимназий, лицеев, школ составляет 201, воскресных школ – 9920, православных молодежных центров – 431, церковных приютов – 130. Церковь окормляет 2867 больниц, 1578 детских домов и 1892 иных социальных учреждения. Действуют также 1433 церковных социальных учреждения: дома престарелых, богадельни, сестричества милосердия, благотворительные столовые, центры реабилитации для наркозависимых лиц и лиц, страдающих алкоголизмом.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации.
Для большинства юридических лиц в российском законодательстве предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации. Для религиозных организаций, по существу, сохраняется существовавший ранее разрешительный порядок государственной регистрации, что позволяет учитывать при регистрации специфику их правового статуса, с одной стороны, как субъектов гражданских правоотношений, а с другой – как субъектов публичных правоотношений, и необходимостью большего государственного контроля в некоторых сферах деятельности.
Закон не содержит перечня критериев, по которым можно выделить отдельные виды юридических лиц, подлежащие регистрации в специальном порядке, а содержит норму о том, что такой порядок может устанавливаться только федеральными законами.
Отступление от общего заявительного порядка регистрации в данном случае следует рассматривать как ограничение гражданских прав, допустимое в пределах, установленных ст. 1 ГК РФ, исходя из общих начал гражданского законодательства.
Таким образом, специальный порядок государственной регистрации может устанавливаться в отношении организаций, создаваемых для осуществления публичной (общественной, политической или религиозной) деятельности, в отношении которых федеральными законами установлены требования, связанные с приобретением ими публично-правового статуса и последующим контролем со стороны государства за деятельностью их как субъектов публично-правовых отношений.
При регистрации религиозных организаций, политических партий и некоторых других организационно-правовых форм юридических лиц предусматривается обязательная правовая экспертиза документов, представляемых регистрирующему органу. По общему правилу в отношении большинства форм юридических лиц такой экспертизы не предусматривается.
Приказом Министерства юстиции РФ от 16 марта 2005 г. № 22 утвержден Перечень должностных лиц, принимающих решения о государственной регистрации общественных и религиозных объединений и осуществляющих контроль за их деятельностью.
К таким лицам относятся:
директор Федеральной регистрационной службы и его заместитель;
начальник Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений, его заместитель;
руководители территориальных органов Федеральной регистрационной службы, их заместители;
должностные лица Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений и территориальных органов Федеральной регистрационной службы, специально уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений.
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в данной области, или его территориальным органом.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации религиозных организаций, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). Росрегистрация подведомственна Министерству юстиции РФ.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом решения о регистрации.
Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством РФ.
Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом в соответствующем субъекте России.
Если на территории России была зарегистрирована централизованная религиозная организация, имеющая религиозный центр за границей, то она по смыслу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уже не является иностранной религиозной организацией и вправе выдавать соответствующие подтверждения своим структурным подразделениям на территории Российской Федерации, – разъясняется в письме Министерства юстиции РФ от 24 декабря 1997 г. «О применении законодательства о религиозных объединениях».
Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о регистрации централизованной религиозной организации, имеющей в своем составе местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными организациями, например, учреждения профессионального религиозного образования, принимается органом, принявшим решение о регистрации соответствующей религиозной организации.
В странах Центральной Азии государственной регистрацией занимаются органы юстиции, за исключением Таджикистана, где регистрация находится в ведении местных исполнительных органов и правительства. Для образования большинства религиозных организаций необходимо не менее 100 человек в Узбекистане, от 5 до 50 – в Туркменистане, 10 – в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.
Для государственной регистрации местной религиозной организации в Российской Федерации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:
заявление о регистрации;
список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
устав религиозной организации;
протокол учредительного собрания;
документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
В случае регистрации местных религиозных организаций, входящих в централизованную организацию с единым вероучением, например Русская Православная Церковь, возможно представление соответствующего «типового» документа.
В уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы его функционирования. В то же время не запрещается это зафиксировать в соответствии с институционной и иерархической структурой религиозной организации.
По смыслу закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (п. 3 ст. 8), а централизованной организации – территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее состав местные организации (п. 3 ст. 11).
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, религиозные обряды и церемонии могут совершаться в жилых помещениях, но по смыслу п. 1 ст. 7 этого же закона помещения могут предоставляться для этих целей только участниками религиозной группы. Жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается (п. 3 ст. 288 ч. 1 и п. 2 ст. 671 ч. 2 ГК РФ).
Использование жилого помещения в качестве юридического адреса не запрещается. Но при этом религиозная организация должна уведомить регистрирующий орган, являющийся одновременно и контролирующим органом, о месте своего фактического нахождения.
В случае если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен органом государственной власти государства нахождения этой организации.
Приказом Минюста России от 25 марта 2003 г. № 68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» определен порядок представления документов для государственной регистрации религиозных организаций.
Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций , а также образуемых ими религиозных организаций являются:
заявление о регистрации;
список учредителей религиозной организации;
устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
документ об уплате государственной пошлины.
При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.
Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации, вправе продлить срок рассмотрения документов до 6 месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы . Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством РФ, а также регулируется приказом Министерства юстиции РФ от 8 октября1998 г. № 140.
Государственная религиоведческая экспертиза назначается в случае необходимости дополнительных исследований для:
подтверждения религиозного характера организации и определения или отсутствия установленных законодательством оснований отказа в ее регистрации в качестве религиозной организации с соответствующим наименованием;
выявления в особенностях вероучения и практики религиозного объединения наличия или отсутствия связи с действиями, совершенными участниками религиозного объединения, признанными в установленном порядке противоправными, для обращения в суд с иском о запрете деятельности религиозного объединения и ликвидации религиозной организации;
выявления необходимости приостановления деятельности религиозного объединения, в том числе в связи с проведением экстремистской деятельности.
Перечень задач при проведении государственной религиоведческой экспертизы определен с учетом потребностей правоприменительной практики в государственном регулировании миссионерской деятельности, ограничения деятельности организаций, проводящих религиозную деятельность, но зарегистрированных в качестве общественных, и в контексте противодействия экстремистской деятельности.
Однако в связи с тем, что сегодня отсутствует единое юридическое понимание определения религии, эксперты фактически руководствуются собственными представлениями о религии.
На основании принятого решения о государственной регистрации религиозной организации уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в ЕГРЮЛ. Форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе религиозной организации, утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 5 марта 2006 г. №150.
Единый государственный реестр юридических лиц ведется Министерством РФ по налогам и сборам и его территориальными органами.
Федеральная налоговая служба учредила журнал «Вестник государственной регистрации», в котором подлежат публикации сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.
Органы юстиции также осуществляют ведение ведомственного реестра религиозных организаций для обеспечения выполнения возложенных на них функций.
В течение 10 дней после государственной регистрации юридическое лицо, в том числе религиозная организация, обязано зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
На основании постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 февраля 2001 г. № А74-1998/00-К2-Ф02-21/01-С1 с ответчика – религиозной организации – были взысканы штрафные санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
Судом были установлены следующие обстоятельства по делу.
Религиозная организация 15 июня 2000 г. обратилась в Министерство юстиции Республики Хакасия с заявлением о регистрации. 27 июня 2000 г. данное религиозное объединение было зарегистрировано, что подтверждается Уставом и свидетельством о государственной регистрации.
Данное свидетельство было получено религиозной организацией 10 июля 2000 г.; 18 июля 2000 г. ответчик обратился в Налоговую инспекцию с заявлением о постановке на налоговый учет, т. е. спустя 21 день после регистрации в Министерстве юстиции Республики Хакасия.
Поскольку ответчиком нарушен 10-дневный срок подачи заявления о постановке на налоговый учет, начальник Налоговой инспекции 19 июля 2000 г. принял постановление о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 5000 руб.
Оплата штрафа ответчиком не была произведена.
31 июля 2000 г. Налоговая инспекция обратилась с исковым требованием в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Суд, удовлетворяя исковые требования, руководствовался ст. 83 НК РФ.
Учитывая, что ответчиком нарушен 10-дневный срок подачи заявления о постановке на налоговый учет, суд признал обоснованным привлечение его к ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет, установленный п. 1 ст. 116 НК РФ, согласно которой нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Установив, что ответчик дважды уведомлялся Министерством юстиции Республики Хакасия (7 июля 2000 г. и 14 июля 2000 г.) и Налоговой инспекцией (6 июля 2000 г.), судебные инстанции пришли к законному выводу о том, что с момента подачи заявления в Министерство юстиции Республики Хакасия 15 июня 2000 г. у ответчика было достаточно времени контролировать момент его государственной регистрации и своевременно встать на налоговый учет.
Ответчик не представил суду заслуживающих внимания доказательств, позволяющих сделать вывод об отсутствии его вины. Обязанность пройти государственную регистрацию корреспондировала с его второй обязанностью: в течение 10 дней после государственной регистрации зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Обе обязанности ответчика вытекали из требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Налогового кодекса Российской Федерации. Вина ответчика в форме небрежности имела место.
Довод ответчика о том, что регистрирующий орган не уведомил его о совершенной регистрации, не может быть принят во внимание для освобождения его от обязанности своевременной регистрации, такая обязанность для регистрирующего органа не вытекает из требований закона.
Кассационная инстанция нашла судебные акты постановленными в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании всесторонне исследованных доказательств.
Руководствуясь ст. 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил: решение от 9 октября 2000 г. и постановление апелляционной инстанции от 23 ноября 2000 г. Арбитражного суда Республики Хакасия оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов;
создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;
в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
учредитель (учредители) неправомочен.
Под словосочетанием «учредитель (учредители) неправомочен» понимается несоблюдение предъявляемых законодательством требований к учредителям религиозных организаций (например, если учредители – несовершеннолетние граждане, без гражданства Российской Федерации и т. п.). Недопустимо превышение установленных законом правомочий для местных и централизованных организаций.
В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд (ст. 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Несмотря на то что п. 2 и 3 ч. 1 ст. 33 АПК РФ (ред. от 27 декабря 2005 г., с изм. от 2 марта 2006 г.) относят к компетенции арбитражных судов дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, а также об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, при решении вопроса о подведомственности дел в отношении религиозных организаций следует учитывать положения, сформулированные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 11.
Разъясняя вопросы, связанные с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе определения подведомственности дел, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в п. 5 указал, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе религиозных объединений, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Соответствующие постановления, указывающие на неподведомственность дел, связанных с регистрацией религиозных организаций, были приняты федеральными арбитражными судами Московского, Поволжского, Северо-Западного, Уральского округов.
При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц об их ликвидации, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Учитывая это конституционное положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах и фактической деятельности общественных объединений.