Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Основатель фонда «Шередарь» Михаил Бондарев о значимости реабилитационного периода, разнице между «здесь» и «там» и детской психологии Интервью с благотворителем вопросы
— фонд поддержки многодетных, неполных и приёмных семей, созданный руками обычных людей без миллионных состояний. Фонд оказывает нефинансовую помощь, передавая самое необходимое — одежду, продукты, канцтовары, бытовую химию, детские товары и другое — всё, что может пригодиться в быту.
Каждый день десятки активистов фонда выполняют кропотливую работу: обзванивают тех, кому нужна поддержка, сортируют поступающие на склад вещи, координируют работу волонтеров, собирают и отвозят помощь непосредственно в каждую семью, ведут документацию и т.д. Не получая зарплаты. В свободное от основной работы время.
Это кажется странным в эпоху потребления. Зачем им это нужно, когда можно пойти в фитнес-клуб или бар, заработать ещё немного денег или посмотреть кино с друзьями? Может они неисправимые идеалисты в розовых очках или помогают другим от собственной нереализованности?
Честно говоря, когда я шла на встречу с Настей Жуковой (одной из активных участниц «Сердце есть», то опасалась, что она будет рассказывать про высокие материи, про то, как важно помогать ближним, всегда улыбаться и мечтать о том, что в мире наступит эпоха всеобщего счастья и любви). Именно так я представляла себе человека, который занимается благотворительностью.
Но на самом деле увидела перед собой адекватную, трезвомыслящую девушку, которая не пытается выглядеть пафосно и говорить о спасении человечества. Я поняла, что команда «Сердце есть» — профессионалы с холодной головой и горячим сердцем.
Читайте интервью, и вы сможете прикоснуться к благотворительности изнутри, узнаете о трудностях и организации этого процесса. О благодарности, вдохновении и самое главное о том, как небольшие действия каждого из нас приводят к ошеломительным результатам!
О себе Настя предпочла говорить по минимуму, так как “Сердце есть” — это в первую очередь общее дело, а не реализация каждого.
Настя, сколько сейчас человек в проекте?
Если учитывать всех волонтеров, то примерно 2000 человек. Это все, кто когда -либо участвовал и помогал Сердце Есть. Основной движок команды — человек 20 в Москве, 10 человек в Санкт-Петербурге, 10 человек в Мурманске и 10 в Брянске.
Расскажи, откуда пошла идея, с чего все началось?
История началась с того, что Катя (Екатерина Силаева, основательница “Сердце есть”) вместе с друзьями нашла семью, которая просила о помощи, и своими силами решили собрать и отвезти им одежду и прочие необходимые вещи, кто что может, у кого что найдется. Я к проекту присоединилась спустя год. Полгода, примерно, была просто наблюдателем, подписчиком в группе. Потом тоже решила отдать вещи и так получилось, что меня добавили в общий чат команды. Я начала потихонечку включаться в этот процесс и влилась.
Хорошо. Ты присоединилась. Какой мотив тобой двигал? Почему захотелось этим заниматься?
Я просто готова была от всего сердца помочь. Это не сложно и приятно. В команде все могут по чуть-чуть, а суммарно получается многое.
Откуда в тебе, девушке, выросшей в обеспеченной семье, такое желание?
У нас в семье всегда была позиция отдавать и помогать, если ты имеешь такую возможность. Потому что чем больше ты отдаешь, тем больше к тебе возвращается. Особенно это легко, когда не занимает много времени и сил.
Что сейчас тебе дает участие в этом проекте? Какие чувства ты испытываешь, когда помогаешь?
Приятно, когда можешь делать не только для себя, нравится общение с людьми, быть частью команды с большой и чистой миссией. Также в последнее время я реализую свои цели по развитию, получению опыта и навыков. Интересно организовывать процессы в той области, которой никогда не занималась, появляется множество задач, которыми, наверное, без Сердце Есть я бы и никогда не занялась.
Я радуюсь, когда вижу, что добрые дела команды заряжают людей творить добро дальше по цепочке . Например, на Новый год Сердце Есть проводил акцию «Письмо Деду Морозу», ведь так хочется подарить детям веру в чудеса и главное, осуществить их мечты! По окончании акции мамы писали слова благодарности, они упоминали, что их детки, кто постарше, сказали, что когда вырастут, тоже будут помогать людям и творить для других чудеса. Для меня это высшая радость и награда. Вереница добра…
Другой пример: недавно ко мне приезжала мама из подопечной семьи, когда-то я им лично передавала вещи и их поддерживал Фонд, а сейчас она с подругой организовали команду помощи людям: нашли помещение, принимают вещи и, также как и мы, сортируют их и отдают нуждающимся.
Когда ты начала этим заниматься, ты сталкивалась с непониманием окружающих?
Я считаю, что все зависит от окружения. Когда я была подростком, люди часто не понимали меня. Я училась в школе, где дети во главу угла ставили состоятельность своих родителей и вещизм. Но потом поменялись обстоятельства, я стала старше и начала общаться с людьми, которые давали комфорт в общении и поддерживали меня в моих начинаниях. Спустя какое-то время многие друзья стали добровольно привлекаться к моим активностям, в том числе и помощи другим людям.
Не возникало ли у тебя таких мыслей, что пусть лучше каждый сам решает свои проблемы? Не задумывалась о том, что ваша помощь может делать людей слабыми, менее приспособленными к жизни?
Наша философия такова: Сердце Есть занимается поддержкой, а не содержанием. Когда семья подает заявку, мы очерчиваем возможности фонда, в том числе упоминаем, что помощь имеет разовый характер, или может быть периодической, но не чаще, чем раз в полгода. У всех бывают сложные ситуации и черные полосы, винить их за это нельзя, лучше настраивать людей на поддержку и взаимовыручку друг друга в тяжелую минуту.
Большие семьи — это здорово! В них столько жизнелюбия и сил, но они, как и все, иногда нуждаются в поддержке.
Если бы у тебя самой возникли серьезные финансовые трудности, ты бы обратилась в подобную организацию?
Сначала, конечно, я постаралась бы решить всё своими силами, но в случае неудачи… да. Многим людям в сложной жизненной ситуации нелегко просить помощь, ведь обычно человек должен сам решать свои проблемы. Обращение в фонд может быть очень трудным шагом, и задача Сердце Есть провести весь процесс максимально сглажено. Каждый может оказаться в сложной ситуации, и это не значит, что это событие — грань, когда человек начинает отличаться от других, в любой ситуации он был, есть и останется таким же как был, как и мы с вами.
Как вы выбираете людей, которым желаете помочь? Или они сами обращаются?
Есть такой сайт — 24sos.ru, когда Сердце Есть еще только-только начинал свою деятельность, ребята там находили обращения многодетных семей, которые кидали клич о помощи и отзывались. В дальнейшем начало работать сарафанное радио, и многие обращаются в фонд по совету знакомых.
Как ты думаешь, люди которым вы помогаете сами виноваты в своей бедственной ситуации или экономика, политика нашей страны тоже повлияла?
У каждой семьи своя история. В целом по стране ситуация с поддержкой института семьи имеет огромный потенциал в развитии, т.к. сейчас многие вещи вызывают вопросы, но в отношении каждой семьи в отдельности я не могу комментировать эти моменты.
В селе Териберка Мурманской области менее 1000 человек. Люди там живут небогато и развлечений немного. Благодаря “Сердце есть” у этих детей теперь есть инвентарь для зимних видов спорта.
То есть, ваша позиция: “Если надо помочь, то мы поможем. Мы делаем и не думаем, почему так случилось?”
Не совсем так. Есть принципиальные аспекты, влияющие на отказ помогать: наркомания и алкоголизм. К сожалению, законодательно нет возможности помогать детям напрямую, минуя родителей, поэтому в таких случаях вынуждены отказывать. Профиль семей, которым хочется помогать — это самостоятельно обеспечивающая себя семья, где родители (а, может, и старшие дети) работают, но в связи с жизненными трудностями им нужна помощь. Например, муж ушел, а мама осталась с маленькими детьми и пособиями на них.
С каждой семьей общаемся лично, просим справки, пытаемся максимально быть уверенными, что семья нуждается в помощи, а не пытается жить за счет фондов. Очень важен личный контакт волонтера с семьей, это помогает составить более полную картину. Если семья при общении ведет себя с позиции “нам должны”, то это говорит о том, что люди привыкли к актам помощи и не хотят самостоятельно обеспечивать семью.
Вы помогаете только семьям с детьми?
Да. Сердце Есть — это фонд поддержки многодетных, неполных и приёмных семей. Основной упор делается именно на многодетные семьи, где трое и более детишек. Если мать одиночка, то можем помочь даже если детей 1-2. Много детишек — это чудесно, но родителей ждут большие финансовые траты и, так как зарплата в регионах небольшая, семью содержать очень сложно.
Я читала, что есть определенная проблема с арендой склада, (склад является сортирующим центром фонда: волонтеры привозят сюда вещи, продукты и прочее, которые затем сортируются и в зависимости от потребностей каждой семьи собираются в качестве посылок с помощью ) в плане финансов. Кто финансирует ваш склад?
У нас несколько лет был чудесный спонсор, генеральный директор «Ведис Групп» Бобков Сергей Вячеславович. Он спонсировал аренду склада, но на данный момент вся команда ищет нового спонсора и средства на аренду. Кидаем клич, и многие волонтеры помогают пусть даже 100 рублями, которые затем складывают сумму, необходимую на аренду. Общими усилиями можно сделать многое!
Как обстоит дело с транспортировкой продуктов и вещей к семьям? Это ведь тоже затраты…
Когда посылка в семью собрана, вешаем пост на стену пабликов ВКонтакте и Фэйсбуке, где говорим, что вот такой семье вот в такое место (обычно дает метро или город для ориентира, заботимся о безопасности подопечных семей) просим отвезти собранную помощь. Если кто-то едет в те края, и ему не сложно заехать на склад и забрать несколько пакетов для семьи, то волонтеры сами берут и доставляют. По принципу “кто рядом и кому удобно”
В другие области волонтеры находятся таким же образом. Были случаи, когда помогали транспортные компании. Обычно вся помощь помещается в легковой автомобиль, но если требуется отвезти что-то объемное и тяжелое, например, мебель или бытовую технику, то без грузовой машины не обойтись, а искать ее — целое приключение.
К сожалению, таким же образом обстоят дела для семей по всей России: собрать помощь мы можем, а вот отправить — трудно. На текущий момент предлагается семьям из регионов найти способ, как они помогут нам с отправкой. Поэтому активно ищем транспортную компанию, которая бы помогала нам на постоянной основе, чтобы поддержка регионов была проще. Нуждающихся семей там очень много.
Здесь транспорт лишним не бывает
Ты можешь рассказать историю, когда ваша помощь радикально повлияла и изменила положение дел?
Таких историй очень много. Иногда люди пишут, что помощи не было даже от близких людей, а совершенно чужие люди взяли да помогли. Пишут безумно теплые слова, порой хочется плакать от радости, что усилия идут на пользу. Могу рассказать мою личную историю: есть одна подопечная семья в Тверской области, которая больше года жила без холодильника. Я несколько раз находила его, но каждый раз обстоятельства складывались так, что доставка срывалась. Шёл декабрь месяц, и наша новогодняя акция “Письмо Деду Морозу” набирала обороты.
Я занималась ее ведением, понимала, что многие подарки еще не находятся под опекой (когда кто-то из волонтеров готов был приобрести и подарить подарок от имени Деда Мороза), и пора привлекать всех друзей. У меня есть друг, он чех, но в тот момент работал в Нижнем Новгороде, я ему предложила выбрать письмо и стать Дедом Морозом. Он не смог выбрать письмо, т.к. детишек много, и всем хочется помочь, попросил найти альтернативу письмам, но чтобы помощь была существенной. Рассказала про историю с холодильником, друг ушел на подумать и обсудить с коллегами.
И вот представь: под Новый год в квартире этой семьи раздаётся звонок, мама открывает дверь… а на пороге стоит курьер с холодильником и просит расписаться в получении! Мне пишет мама, говорит, Настя, ты не представляешь, что сейчас было! Я читаю, говорю, да что вы говорите, чудеса какие, а сама сижу, улыбаюсь и плачу. Кстати, она так и не узнала, что это от нас 🙂 После этого интервью, конечно, секрет может раскрыться. Вот так добрые волшебники просто взяли и заказали холодильник через интернет и оплатили курьерскую доставку, сделав большой подарок под Новый год.
Отчёт о Новогодней акции: желания сбываются на все 100 — кроссовки, истребитель и игровая палатка
На самом деле каждый волонтер может рассказать свою потрясающую историю, даже внутри команды часто обмениваемся такими.
Скажи, а кто ваши волонтеры в основном? Пол и возраст, интересы, профессия.
Абсолютно разные люди в плане мировоззрения, профессий и увлечений. Все ребята в команде замечательные, занимают активную жизненную позицию, работают, учатся, ведут свой бизнес, а в свободное время занимаются Сердце Есть. Команда функционирует как единое целое, они все волшебники! Года 3-4 назад я бы не подумала что это вообще возможно.
Я видела посты у тебя на стене В Контакте, касающиеся утилизации использованных батареек. Я так понимаю, тебе близка тема излишнего потребления и производства товаров? Мне кажется, Сердце Есть выполняет важную функцию в том смысле, что люди не просто бездумно выкидывают то, что могло бы ещё послужить, а отдают другим.
Да, конечно. Получается, что фонд параллельно оказанию помощи нуждающимся еще и делает доступным и прозрачным возможность дать вещам вторую жизнь.
Когда не было Сердце Есть, я пыталась отдавать вещи в социальный центр своего района. Собрала неактуальную одежду, заручилась поддержкой друга, и мы привезли коробок 5 в этот центр, где нам заявили, что если всё не разойдется за пару недель, то будет отнесено на помойку. Разочарование пришло незамедлительно. Хотелось передать вещи в хорошие руки, а получился чистый воды формализм и отсутствие процесса оказания помощи.
Сердце Есть — это такое место, куда можно отдать вещи, зная, что они не пропадут, а будут доставлены по назначению. Причем вещи — это не только одежда и обувь, а всё, что нужно в быту: постельное белье, детские коляски, кроватки, утюги, посуда, бытовая техника — всё. Если вы вдруг сомневаетесь, то вы всегда можете поучаствовать во всем процессе — от привоза вещей на склад до отправки в семью — лично. Привозите ваши вещи, сверимся со списками, в какую семью они нужны, сформируем посылку, и вы отвезете. Будем очень ждать!
Фотоотчёт о доставленной помощи
Здорово. На самом деле многие люди не знают, куда девать вещи, особенно мебель.
Да, такая проблема есть. Сейчас один из центральных вопросов для нас связан с тем, как доставлять мебель и крупную технику. В текущих реалиях купить новую одежду на всю семью непросто, а заменить сломавшуюся технику или развалившуюся мебель — совсем неподъемная задача. В заявках виден большой спрос на крупногабаритную помощь, осталось научиться доставлять ее.
У многих людей благотворительность ассоциируется с личными серьёзными жертвами. Мы боимся, что это займёт много времени, которого вечно не хватает. Выходит, эти опасения напрасны?
Да, благотворительность — это очень легко и действительно не требует много времени. Если хочешь отдать вещи, но сам не можешь привезти, достаточно открыть карту и позвонить ближайшему волонтёру!
А были случаи неблагодарности? Когда люди были недовольны помощью?
Конечно, были такие семьи. Люди разные, стараемся потом с ними не общаться, не наш профиль семьи. Наши подопечные семьи выражают благодарность за поддержку, пишут теплые слова. Безумно приятно с ними общаться. Когда приезжают волонтеры, детишки и родители всегда очень радостно нас встречают. Пусть семьи в данный момент живут скромно (а вся команда желает им процветания и благополучия!), и сейчас у кого-то сложная полоса в жизни, но они выражают большое жизнелюбие, оптимизм и опору друг на друга внутри семьи.
В целом больше позитива?
Да, негатив как побочный эффект. К сожалению, не бывает все идеально. Или к счастью 🙂 Негатив показывает слабые места и над чем ещё надо работать.
Если читатель интервью захочет вам помочь, что он конкретно может сделать?
Самое простое — отдать вещи, которые вам уже не нужны, но могут послужить кому-то еще.
Экспертное интервью с руководителем Благотворительного Фонда «Александр Невский»
Добрый день, Вера Алексеевна!
Здравствуйте!
Вера Алексеевна, расскажите, как создавался фонд?
Благотворительный фонд «Александр Невский» создан 8 декабря 2005 года с целью содействия в реализации социально значимых программ в сфере образования, просвещения, культуры, духовного и нравственного развития детей и подростков, содействия защите материнства, детства и отцовства, укреплению престижа семьи в обществе. Учредителем фонда является ООО «Управляющая компания «Тесар» в лице генерального директора - председатель Совета, физические лица
Совет Фонда организовал попечительский совет, который осуществляет координирующие и попечительские функции в р6еализации благотворительных и социальных программ, способствует продвижению целей и задач Фонда среди населения, осуществляет надзор за деятельностью фонда среди населения в части исполнения принятых Советом Фонда решений, соблюдением Фондом действующего законодательства. Количественный состав 3 человека. Директорат фонда - исполнительный орган Фонда, осуществляет текущее руководство деятельностью Фонда, организует работу по выполнению решений Совета Фонда, согласовывает программы и проекты с советом Фонда и попечительским советом.
Расскажите об основных направлениях деятельности фонда
Фонд осуществляет деятельность в сфере социального попечения, социальной поддержки семей, находящихся в неблагоприятных условиях; социальной поддержке детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями; поддержке молодежных инициатив и добровольчества в развитии социальных программ.
Вера Алексеевна, расскажите немного о том, что оказывает особое влияние на формирование имиджа Фонда, о проектах.
Мы выполняем проекты, чтобы помочь в решении социальных проблем. Проект- это инструмент для реализации социальных программ.
В 2006 году благотворительный Фонд «Александр Невский» стал победителем регионального конкурса социальных и культурных проектов компании ТНК-ВР в Саратовской области. Проект- победитель «Модель взаимодействия организаций- партнеров и жителей микрорайона «октябрьское ущелье» в решении социальных и культурных проблем местного сообщества» стал проектной площадкой в разработке инновационных социальных технологий решения социокультурных проблем локальной территории. Партнерский проект «организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, по месту жительства на основе духовно культурных традиций славянских народов» некоммерческого партнерства «Творческие технологии» и благотворительного фонда стал победителем муниципального конкурса социальных и культурных проектов.
2007 год. Проект «Добровольчество в системе социальной поддержки малоимущих и социально незащищенных семей» стал победителем Общероссийского конкурса социальных и культурных проектов общественных организаций.
2008 год. Проект «духовно- культурная традиция русской народной игрушки в возрождении традиционных семейных ценностей» краткое название «Русская игрушка» стал победителем конкурса «православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского. Все это в большей степени оказывает влияние на имидж Фонда
Вера Алексеевна, как вы считаете какой имидж фонда, сложился в глазах целевых аудиторий, и вообще ведется ли в Фонде работа по поддержанию этого имиджа.
На мой взгляд, положительный имидж Фонда формируется, как я уже говорила, благодаря реализации проектов, социальной направленности. Мы ведем большую и нужную работу по оказанию помощи нуждающимся. Также положительно на формирование благоприятного имиджа оказывает участие в реализации проектов студентов - добровольцев. Фонд ведет большую и важную работу, но освещается эта работа нерегулярно. Необходимо больше внимания уделять информированности целевых групп о благотворительной деятельности Фонда.
Самое большое достижение, то, что в Фонд пришли работать на добровольческой основе студенты (реально действуют 31 человек).
1. Информационное продвижение инициатив, дел.
2. Партнерские отношения не сложились с ЦСОН Заводского района. Они не отошли от стереотипа «мы сделаем сами». С их стороны было мало заинтересованности, с нашей стороны мало ресурсов. Необходимо личное отговаривание системы с предполагаемым партнером.
Вера Алексеевна, расскажите о ваших планах на будущее.
Продолжать деятельность на новом уровне. Все зависит от некоторых факторов: качества, актуальности, удачи. Необходимо добиваться чтобы студенты- добровольцы остались в этой работе, повысить их компетентность, обучить их социальному аудиту, организационному аудиту, умению развивать самоорганизационные элементы управления. Чтобы структура, которая начала образовываться не распалась на достигнутом уровне.
Фонд осуществляет деятельность в сфере социального попечения, социальной поддержки семей, находящихся в неблагоприятных условиях; социальной поддержке детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями; поддержке молодежных инициатив и добровольчества в развитии социальных программ. Победа в социальных проектах оказывает большое влияние на формирование положительного имиджа Фонда. Он ведет большую и важную работу, но освещается эта работа нерегулярно. Необходимо больше внимания уделять информированности целевых групп о благотворительной деятельности Фонда.
По мнению руководителя имидж Фонда представляется в глазах целевых аудиторий с положительной стороны, за счет возможности позиционирования самого себя, при участии в реализации проектов, установление профессиональных связей. Также большую роль играют внутренние межличностные коммуникации в организации.
Уважаемые респонденты, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Знаете ли вы организацию Благотворительный Фонд «Александр Невский»?
2. Что вы знаете о Благотворительном Фонде?
А) общественная организация, занимающаяся волонтерской деятельностью
Б) ничего
3. Откуда вы получаете информацию о деятельности Фонда?
А) из печатных СМИ
Б) Сайт Фонда
В) от друзей
Г) интернет
Д) другое_____________________________________________________
4 . Вы принимали участие в реализации проектов Фонда?
5 .В каких проектах Фонда вы принимали участие? Перечислите их
_________________________________________________________
7. Какой имидж Благотворительного Фонда как общественной организации сложился в ваших глазах?
А) положительный
Б) отрицательный
8. Что или кто на ваш взгляд оказывает влияние на формирование позитивного имиджа Фонда?
А) разработка и реализация социально-значимых проектов,
Б) студенты - добровольцев
В) руководитель
Г)визуальный имидж
Д)другое_______________________________
9 .Знакомы ли вы лично с руководителем Фонда?
11 .Хотели бы вы участвовать (продолжать участие) в добровольческой деятельности?
12. Укажите ваш вуз
А) ПАГС Б) СГТУ В) ИСО(филиал в Саратове)
Г) другой_______________________
13 .Укажите ваш возраст
А) 17-18 Б) 19-21 В) 21-23
2.6 Анкетирование
Опрос был проведен в студенческой среде, в нем приняли участие 50 студентов 3 вузов г. Саратова ПАГС, ИСО (филиал РГСУ в Саратове), СГТУ. Это студенты- добровольцы, которые являются основной целевой группой Фонда.
Возраст опрашиваемых 17-23 лет. В результате проведенного опроса, были получены следующие данные:
На вопрос: Знаете ли вы Благотворительный Фонд? Все опрошенные дали положительный ответ. Они знают Фонд как организацию, занимающуюся благотворительной деятельностью. Информацию они получают в основном 30(60%) человек из офиса Фонда - все они добровольцы, а остальные - 17 (34%) человек от своих друзей, 3(6%) человека читали о деятельности Фонда в газетах. Следует отметить, что деятельность Фонда плохо представлена в СМИ. Также никто не отметил, что получает информацию из интернета или с сайта Фонда. А если даже кто и заходил на сайт, то мог заметить, что информация не обновляется уже довольно длительное время.
30(60%) человек ответили, что принимали участие в реализации проекта «Мы - рядом. Мы - поможем». Имидж Фонда, представленный в СМИ, по 5 бальной шкале не переходит 2 баллов. Это еще раз подчеркивает тот факт, что деятельность Фонда плохо представлена в СМИ.
Немаловажную роль в формировании имиджа организации играет руководитель. Ведь именно он осуществляет контролирование всех процессов, происходящих в организации, а также представление ее в глазах целевых аудиторий. С руководителем приходилось общаться лично всем студентам, принимающим участие в проектах (30человек). Но остальные также отметили немаловажную роль руководителя. Это видно при анализе вопроса о том, что или кто влияет на формирование положительного имиджа. Большинство 20 (40%) человек опрошенных ответили - руководитель, 5 (10%) человек - реализация проектов, 15 (30%) человек - студенты - добровольцы,5 (10%) человек - визуальный имидж, 5 (10%) человек ответили что все в той или иной степени влияет на построение имиджа.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что о фонде и о той большой значимой деятельности, которую он осуществляет, знают в основном многие получают информацию непосредственно из офиса Фонда, от друзей. Никто не отметил интернет как средство получения информации о деятельности общественной организации. И лишь маленький процент отметил печатные СМИ. Стало ясно, что на имидж организации оказывает большое влияние имидж ее руководителя. В целом все респонденты оценили имидж Благотворительного Фонда, как организации занимающейся важной деятельностью, направленной на оказание помощи нуждающимся.
В организации к студентам добровольцам обращаются - коллеги, что показывает значимость их мнения при решении возникающих проблем.
Все опрошенные дали положительный ответ на вопрос о продолжении участия в деятельности Фонда.
Благотворительный фонд Владимира Потанина провел настоящую «перезагрузку системы»: хорошо знакомый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» с этого года проходит по новым номинациям, стажировки специалистов выросли в программу «Музейный десант», открыта новая программа «Музейный гид», а в рамках партнерской программы запущены учебные курсы в Высшей школе экономики. Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Ивановна Орачева рассказывает о смысле преобразований и об акцентах в работе с профессиональным музейным сообществом.
С этого года фонд серьезно пересмотрел свой подход к поддержке музеев. С чем это связано? Прежние номинации по какой-то причине перестали быть эффективными - или музейное сообщество выучило «правильные слова», упоминание которых в заявке автоматически делает ее интересной экспертам?
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,
Существует комплекс причин, которые сподвигли нас пересмотреть деятельность наших программ и деятельность фонда в этой сфере, в целом. Когда фонд запускал музейные программы, мы преследовали определенные цели, в том числе научить музеи вести проектную деятельность, чтобы она вошла в музейную жизнь и стала в определенной степени нормой, а не диковинкой. Мы хотели, чтобы сложилось профессиональное сообщество, появились люди, готовые вносить преобразования в традиционную музейную деятельность. Мне кажется, что за время существования наших программ нам удалось достичь этих целей: музеи изменились, адаптировались к современным условиям, стали реализовывать массу интересных проектов и с нашей помощью, и без нее. Значит, пришло время двигаться дальше.
Номинации конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» никогда не были статичными, они всегда шли в ногу со временем. Перечень номинаций зависит от того, что происходит с музейной сферой в данный момент. Например, номинация «Партнерский проект» долгое время существовала как самостоятельная, но позже мы отказались от нее - не потому, что считаем партнерство не важным, а потому, что уверены, что оно должно быть в любом проекте. То есть мы сместили фокус внимания. В прошлом году нам стало понятно, что первоначальные цели грантового конкурса, в целом, реализованы: с 2003 года более двухста проектов получили поддержку, огромное число профессионалов прошло через наши семинары и оказалось вовлечено в нашу деятельность через различные виды активностей. Нужно учитывать, что процесс не замыкается на победителях, которые получили грант и реализовали свои проекты, он касается всех, с кем они работают, в том числе людей, которые приходят в музей и смотрят на него другими глазами. Если эти цели достигнуты, значит, пришло время ставить новые. Нам приятно, что конкурс стал модельным, послужил примером для других организаций, и появились другие конкурсы, которые продолжили нашу инициативу.
Непросто что-то менять, когда есть устоявшаяся и хорошо работающая схема. Что помогло Вам принять решение?
Запрос на изменения пришел «снизу»: сами участники конкурса говорили, что хотят большего. Определенные запросы накопились и у экспертов, и у руководства фонда. Нам потребовался год на то, чтобы проанализировать наши действия и соотнести их с изменениями, произошедшими в музейной сфере, в том числе с помощью фонда. Когда видение было сформировано, мы предложили новую стратегию с надеждой на то, что и она в течение ближайших десяти лет будет задавать тон в развитии музейного сообщества. Таким образом мы постарались учесть предыдущий опыт и сохранить то ценное, что было накоплено. Вместе с этим, мы нарастили новый багаж и готовы предоставить музейным специалистам больший спектр возможностей: вместо одной программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» появились четыре программы, которые предлагают человеку выбор в зависимости от того, чего он хотел бы достичь. Нам кажется очень важным, чтобы выбор инструментов поддержки был достаточно широким.
Можно ли сказать, что фонд переходит от поддержки конкретных проектов к поддержке людей?
Мы всегда поддерживали людей, это наша миссия. Обратите внимание: у любого поддержанного фондом проекта есть не только название, но и автор, лидер, потому что невозможно сделать хороший проект, если за ним не стоит личность. Личность важна. Точно так же важно, чтобы в музее, как и в любом другом институте, появилась критическая масса лидеров. Именно она двигает организацию вперед. Мы будем наращивать эту массу с помощью разных форм поддержки: одни смогут принять участие в конкурсе проектов, другие - съездить на стажировку, третьи решат, что нужно принять других специалистов в своем музее.
В Высшей школе экономики в этом учебном году появились сразу три новых курса по музейному делу в рамках образовательной программы «Прикладная культурология». Партнерская программа - это инвестиция фонда в сферу культуры?
Да, это часть нашей партнерской программы. Мы поддержали инициативу Политехнического музея. Именно он одним из первых ощутил потребность в подготовленных кадрах, но пошел не по пути подготовки музейных специалистов «под себя» - это, как раз, было бы более понятно и просто - а захотел сделать вложение в будущее всей музейной сферы. Нам показалось важным включиться в проект такого рода, тем более, что фонд поддерживает образование в рамках другого направления своей деятельности. Мы рассчитываем на то, что «дивиденды» от этого вклада получат не только студенты и преподаватели, но и все музейное сообщество в целом. Хочется верить, что в дальнейшем благодаря этой пилотной программе появятся российские программы международного уровня, на которых все желающие смогут обучаться современным музейным технологиям, а это позволит поднять престиж профессии и качество работы в музеях. Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы окупились вложения в образование, требуется больше времени по сравнению с вложениями в развитие конкретного проекта. Результат появится не завтра. Но мы уверены, что инвестиции такого рода необходимы.
В одном из интервью президента Фонда Потанина Ларисы Геннадьевны Зельковой есть фраза: «Не существует равных возможностей - есть большие города, есть маленькие, у одних музеев большие коллекции, у других - скромные. Если не сделать поправочные процедуры, может создаться ситуация, когда побеждать будут одни и те же успешные проектировщики…». Расскажите, пожалуйста, об этих процедурах!
Мы подошли к определению поправочных процедур во всех конкурсах фонда, отказавшись от искусственного квотирования. Принять участие в конкурсах могут все желающие, но дальше вступают в силу некоторые ограничения.
С прошлого года мы предложили всем подавать заявки онлайн. В этом случае мы уравняли положение тех, кто уверенно в написании заявок, и тех, кто его боится что его заявка не будет принята. Многие боялись посылать заявки, потому что считали, что такая заявка будет потеряна или на нее не обратят внимания. Но когда все заявки поступают через один канал, это исключено. Оформлять заявку онлайн сложно только в первый раз. Нужно только преодолеть психологический барьер. Страх перед компьютером гораздо слабее, чем страх, что московский эксперт не примет заявку просто потому, что она пришла «не оттуда» или оформлена «не так».
Второй важный момент - фонд активно проводит информационную кампанию в регионах: проходят специальные семинары, представители фонда выступают на региональных мероприятиях. Это нужно для того, чтобы показать доступность конкурсов широкой аудитории, а не только учреждениям из крупных городов.
Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы побеждали сильнейшие. Но сильнейшим будет не тот, кто лучше написал заявку, а тот, кто предложил самую интересную идею, уникальный продукт. На этом этапе вступает в силу следующий фильтр - фонд привлек к оценке заявок по всем своим конкурсам региональных экспертов. Благодаря этому люди, которые подают заявки на участие в грантовом конкурсе, и эксперты, которые читают эти заявки, в равной степени понимают особенности работы регионального, муниципального музея. Есть мнение, что тем самым мы создали дополнительные трудности московским музеям: открывая заявку из столицы, эксперт будет учитывать, что в Москве есть больше возможностей, чем в среднем по стране. Чтобы избежать субъективизма в оценке, экспертные пулы формируются таким образом, чтобы не возникало конфликта интересов. Во-первых, эксперты не читают заявки из своего региона. Во-вторых, применяются процедуры нормирования, чтобы веса оценок более строгих и более лояльных экспертов соответствовали друг другу.
Таким образом, удалось предусмотреть региональный фактор и снять возможность субъективизма конкретного эксперта. Нормализованная оценка была введена в прошлом году и уже хорошо себя зарекомендовала.
Региональные экспертные советы действуют у нас первый раз, но особых опасений по поводу их работы у меня нет. Региональные эксперты и раньше участвовали в оценке работ, просто мы меньше акцентировали на этом внимание.
Еще одно важное нововведение - мы стали более активно привлекать в пул экспертов наших грантополучателей. Кто-то из них давно выигрывал гранты, кто-то включился в процесс недавно, но уже зарекомендовал себя в музейном сообществе и теперь помогает новым участникам.
Как можно описать идеального музейного специалиста, которого фонд готов поддержать в его начинаниях?
Идеалы всегда сложно описывать: на то он и идеал, чтобы к нему стремиться... Я бы сказала, что этот человек молод независимо от своего возраста - ему может быть и 25, и 55 лет; он показывает своей работой, что готов воспринимать чужой опыт; не боится делать ошибки; инициативен, то есть предлагает что-то, и готов не только брать, повышать с нашей помощью свои компетенции, но и отдавать. Безусловно, это лидер и профессионал. Эти качества тоже не зависят от возраста. В этом случае мы, вкладывая в одного человека, вкладываем в гораздо большее число людей.
Стажировки - это очень интересно. Но как быть с убеждением скептиков, что зарубежный опыт может быть абсолютно неприменимым на нашей земле?
Знакомство с британским, итальянским, французским, американским опытом - это в первую очередь возможность посмотреть на свою работу другими глазами. Познакомиться не значит механически перенести успешную практику. Даже если взять какой-то готовый механизм и вставить в нашу систему без изменений, но приложить к нему не те руки, он сломается. Стажировка позволяет, посмотрев на чужой опыт, переосмыслить свой собственный. Если в итоге будет сделан вывод, что мы все делаем правильно, появится понимание, что мы существуем не в замкнутом пространстве, а используем те же или похожие механизмы и методики, и нужно их оттачивать.
Не обязательно ехать за границу, чтобы увидеть что-то интересное - оно может скрываться в соседнем музее. Вполне возможно, что вы сделаете находку там, где и не ожидали. Вот, например, история о том, как можно обыграть вещи, на которые мы обычно не обращаем внимания. У Национальной портретной галереи Великобритании хватает доноров, вход в нее бесплатный. При этом каждый желающий может внести в фонд целевого капитала даже один пенс. Казалось бы, надо ли обращать внимания на такую мелочь? Если бы человек захотел помочь нашему музею десятью копейками, как бы мы к этому отнеслись? «Какие глупости, никто будет этим заниматься! Зачем мне это надо?». Тем не менее, в галерее идет кампания по сбору средств в фонд целевого капитала. Людям, которые пришли в кафе при галерее, предлагается оставить на столе всю ненужную мелочь, которую они получили на сдачу. Сотрудники объясняют, зачем это делать и чем это поможет музею. И оставляют! Мы бы об этом даже не подумали. Этот механизм никак не связан с культурой. Мы привыкли, что музею нужны миллионы. У галереи есть миллионы, коллекции, серьезная поддержка… Но на «копеечку» она все-таки обращает внимание, потому что эта «копеечка» помогает работать с лояльностью посетителей.
Прямой перенос этого опыта не имеет смысла. Но можно понять подход и спросить себя: что из того, на что я привык не обращать внимания, можно использовать в работе?
На Ваш взгляд, есть ли музеи, которым противопоказан музейный десант и любой чужой опыт? Учреждения, которым лучше идти своим путем?
Я думаю, что таких быть не может. Получается музей в клетке. Причем не в той, в которой есть воздух, а в наглухо закрытой коробочке. В таких условиях не может быть развития: чтобы развиваться, нужно соотносить себя с окружающим миром, а для этого нужно знать, что в нем происходит. Поэтому противопоказаний нет. Вопрос в способах применения нового знания.
Возможно, вы нашли собственные механизмы, ознакомились с теми, что есть у других, и пришли к выводу, что ваш опыт нужно укреплять и развивать. Замечательно! Может быть, имеет смысл пригласить коллег к себе - пусть приезжают поучиться. Может, вы действительно стали ростком нового знания.
Кстати, если говорить о «Музейном десанте» - новой программе фонда - то она предполагает не только стажировку российских специалистов за рубежом, но и приезд иностранных специалистов в Россию. Это говорит о том, что коллегам из других стран интересно, как мы работаем, придумываем и воплощаем.
То есть тихо сидеть, занимаясь только научной деятельностью, уже не получится?
Заниматься - для кого?
Для будущих поколений.
А как будущие поколения узнают о том, что это что-то важное, если вы замкнулись в себе? Когда коробочка закрыта, из нее ничего не выходит. Чтобы вышло, нужно ее открыть.
Тогда стоит сделать ряд уточнений по новым номинациям «Меняющегося музея в меняющемся мире». Кого Вы понимаете под местным сообществом?
Все, что окружает музей: людей, бизнес (тем более, что бизнес - это тоже люди)… Это могут быть и фонды местных сообществ, с которыми работает музей, и другие организации культуры, и государство во всех его проявлениях. Номинация «Музей и местное сообщество» нужна для того, чтобы показать, как музей общается со своим окружением, какими способами взаимодействует с ним.
Если музей давно хотел создать свой бренд, чтобы на его основе подготовить сувенирную линейку, может ли он сделать это в рамках номинации «Музейный дизайн»?
Да, эта номинация поддерживает развитие визуальной музейной коммуникации: создание бренда, передвижные выставки, работа с публичными зонами музея. Так ли важен дизайн, если есть большая коллекция?
Сегодня дизайн очень важен, музей должен быть привлекательным. Коллекция может быть потрясающей, но если человек не зайдет в музей, он об этом никогда не узнает. Поэтому нужно сделать так, чтобы посетитель зацепился взглядом, запомнил, заинтересовался. Интересная коллекция должна быть интересно представлена. Сувенирная продукция - это ведь тоже представление музейной коллекции.
Номинация «Музейный старт» предполагает частные инициативы?
Не только частные, но в любом случае некоммерческие. Чтобы поучаствовать в конкурсе по этой номинации, не обязательно создавать новый музей. Можно создать нечто новое внутри музея. Новое направление развития. Или, например, филиал на базе отдельно существующей коллекции. Или новый подход, связанный с развитием музея - например, у музея никогда не было отдела развития, не велась работа с донорами, не было сообщества друзей музея. По сути, музей сам объясняет, что нового он готов предложить. Но это однозначно не новая экскурсия и не лекторий: они- все-таки часть текущей деятельности.
Или, действительно, можно заявить создание нового музея. Это всегда хорошо.
С этого года общий объем грантовой поддержки существенно возрос. За счет чего это произошло?
Мы пересмотрели свой портфель и решили, что важно увеличить суммарный грантовый фонд наших четырех программ. Сейчас мы распределяем через разные конкурсы 75 миллионов рублей. Можно сказать, что мы изменили процентное соотношение статей нашего бюджета: решили, что нам важнее давать средства непосредственно музейным работникам. Оптимизирован сам процесс проведения конкурсов, теперь конкурсы проходят в один тур. Освободившиеся средства были переведены в грантовый фонд, для распределения между победителями конкурсов. Это связано с нашим пониманием того, что музейное сообщество изменилось: сегодня в фонд обращаются люди, которые, в целом, понимают, как оформлять проектные заявки, что такое бюджет проекта. Значит, отпала потребность в обучении в том виде, в котором мы проводили его раньше. Для тех, кому обучение необходимо, существуют другие формы поддержки: можно съездить на стажировку, пойти учиться в ГУ-ВШЭ, послушать открытые лекции… Благодаря перераспределению ресурсов фонд сможет поддержать больше проектов.
Какие глобальные планы фонд ставит перед собой на 2015-2016 годы?
Этот год будет пилотным: важно посмотреть, какие проекты мы получим по каждой из номинаций, как они будут реализованы. При необходимости - внести коррективы. В целом, мы настроены активно реализовывать то, что было начато, и двигаться дальше в этом направлении.
Материал проверен экспертами Актион Культура
Интервью с основателем благотворительного фонда "Табаристан" Айвазом Рамазановым
Айваз Рамазанов (в центре)
В условиях тяжелого социально-экономического положения Дагестана и недостаточности средств республиканского бюджета для защиты и обеспечения социальных прав граждан, очень большую пользу обществу могут нести социальные благотворительные организации.
Одной из таких активных организаций является дагестанский региональный общественный благотворительный фонд "Табаристан", прославившийся в республике за оказание значительной поддержки больным детям. У нас состоялась беседа с одним из учредителей фонда, Айвазом Рамазановым, в которой он нам рассказал о деятельности организации и проводимых ими мероприятиях.
Айваз муалим, расскажите, пожалуйста о себе и о том, что побудило Вас начать заниматься благотворительностью?
Меня зовут Рамазанов Айваз Гусейнович, вырос я в многодетной семье, где отец простой рабочий и мать ковровщица вырастили 11 детей – семь братьев и четыре сестры. Я успешно окончил общеобразовательную школу и Педагогический институт в Махачкале.
После окончания ВУЗа я проработал в школе. Работал в
НИИ дагестанского филиала РАН. Начиная с 1991 года пошла такая тенденция, что
наука, грамотные и умные люди оказались никому не нужны. Имея к тому времени
уже троих детей, мне пришлось оставить научную деятельность и начать заниматься
предпринимательством.
Начиналось всё очень тяжело. Неоднократно я
становился банкротом, но затем я постепенно становился на ноги. Когда с каждым
днем всё больше сокращались рабочие места, я трудоустроил у себя братьев с
сестрами, потому что когда вместе работаешь, бывает легче и проще.
Мы, три брата и три сестры живем в Дербенте.
Постепенно мы начали работать вместе, помогая и советуя друг другу. Когда я
работал в филиале Академии наук в аспирантуре, мне приходилось очень нелегко,
живя в квартире с тремя детьми, и иногда я жалею, что оставил науку. Но с
другой стороны, в ту пору заниматься наукой было очень трудно.
Я также был в курсе того, как тяжело живут деятели
культуры – поэты, писатели, и они тогда начали издавать свои книги,
организовывали творческие вечера, в чем я им помогал. Через некоторое время ко
мне подошли люди с предложением создать общественную благотворительную
организацию, где состоятельные, преуспевающие люди могли бы собирать свои
денежные средства для оказания помощи науке и культуре, осуществлять благотворительную
деятельность, помогать нуждающимся, больным.
С 1999 года предпринимались такие попытки, и
поначалу я без организации, лично занялся благотворительностью, а уже затем, в
том же году мы создали дагестанский региональный общественный благотворительный
фонд «Табаристан», куда входит пять учредителей.
Расскажите,
пожалуйста, поподробнее о деятельности вашего фонда. Его опыт очень важен как
образец для подражания многим другим.
Мы работаем сообща, за это время мы издали настенный
алфавит для детей и распространили его в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове,
Ростов-на-Дону и многих других городах, чтобы помочь нашим землякам учить своих
детей родному языку. Чтобы люди за пределами своей Родины знали о своих
национальных обычаях и обрядах, и чтобы они не забывали родной язык.
После этого мы издали настенные календарь с изображениями
Хучнинского водопада, Крепости семи братьев и сестры, приуроченный к столетию Багаудина
Митарова, Абумуслима Джафарова и многих других наших поэтов.
Также мы проводили много творческих вечеров, юбилей
Абусмуслима Джафарова, столетие Багаудина Митарова. Не так давно провели
творческий вечер Касума Магомедова, заслуженного деятеля культуры РФ.
Мы стараемся поддержать наших поэтов и писателей.
Но, несмотря на это, мы не забываем о больных детях. Говоря о
благотворительности, последние три года мы ежегодно проводим три мероприятия –
в Хивском районе, собираем 60-70 больных детей, накрываем им стол,
организовываем концерт, даем им возможность общаться друг с другом, читать
перед публикой стихи, чтобы они почувствовали себя полноценными членами нашего
общества.
Они с большой радостью принимают участие в этих
мероприятиях. Также у нас стало традицией проводить на красивейшем месте –
Хучнинском водопаде, благотворительную акцию «Подари улыбку детям». Туда мы
приглашаем детей из Хивского, Табасаранского районов и Дербента.
Каждое первое июня мы проводим культурно-развлекательное
мероприятие для больных детей в ресторане «Семейный отдых», большое им спасибо
за поддержку, мы накрываем там столы на 150 человек, проводим концерт, цирковые
номера. В этом нас поддерживает школа циркового искусства, руководителем которого
является заслуженный деятель культуры РФ Курбанов Камиль Курбанович, его
коллектив нас постоянно поддерживает.
Кроме того, неоднократно, выборочно по спискам в
день пожилых людей и международный день защиты детей мы посещаем на дому
больных детей и стариков. Кроме того, уже два года мы поддерживаем финансово и
юридически одну семью, в которой два ребенка инвалида и родители не могут
работать, потому что должны постоянно находиться при детях.
Два раза в месяц мы обязательно идем к ним с
помощью, поддерживаем их. Кроме того, недавно, накануне Нового года мы провели
развлекательное мероприятие для детей. В цирковой школе города Дагестанские
Огни, в зале вместимостью 500 человек собрали детей из реабилитационного центра
и детдомов Дербента, Дербентского, Хивского, Табасаранского районов. Конкретно
из селений Дружба, Чинар, Мамедкала, Салик пригласили больных детей. Мы
установили ёлку, пригласили Деда мороза, снегурочку, актеров театра, они
показывали сценарии из разных сказок. Дети остались довольны, дед-мороз со
снегурочкой подходили к каждому ребенку, просили их читать стихи и дарили им
подарки.
Сегодня очень важно обратить внимание на воспитание
подрастающего поколения, потому что личность формируется с детства. Сейчас,
включая любой телеканал, дети смотрят очень жестокие фильмы, где много убийств,
крови и насилия.
Мы хотим взяться за этот вопрос, у нас очень много
хороших дагестанских и русских народных сказок, где детей призывают к добру,
где чуждо насилие, где должны друг другу помогать, действует все по принципу
«один за всех и все за одного», которые следовало бы показывать детям вместо
того шлака, что сейчас крутят по телевидению.
Родители показывают своим детям мультики, содержащие
сюжеты с насилием. Не лучше ли было, если бы взрослые показывали своим детям старые
добрые советские мультики в переводе на лезгинский, табасаранский языки? Не
уделяя достаточного внимания такому важному вопросу как воспитание молодежи, мы
просто канем в лету.
А
каким образом Вы привлекали людей, кто в основном жертвует свои средства –
крупный класс, средний?
Крупный класс
в основном отворачивается от пожертвования своих средств, в основном это
представители среднего класса. Мы стараемся показывать проводимые нами
мероприятия по местному и республиканскому телевидению. Многие люди видят чем
мы занимаемся, благодарят нас, даже предлагают свою посильную помощь, и не
только финансами. Так что, в основном фонд финансируется из личных средств нас,
пятерых учредителей. А при проведении особо крупных мероприятий как «Подари
улыбку детям», мы обращаемся за помощью к бизнесменам.
Большое
Вам спасибо, Айваз муалим, желаю Вам удачи в этом благом деле, надеюсь, что
таких фондов как ваш будет все больше и больше.
Я от всей души желаю вашему фонду (Лезги лувар –
прим.ред.), то есть нашему общему фонду больших успехов. Наши цели и задачи
общие, а значит, мы будем работать вместе, слаженно, найдем общий язык.
Беседовал Гусен Шахпазов
В декабре прошлого года Данила Козловский стал лицом благотворительного фонда «Выход в Петербурге». Михаил Рудин узнал у актера, что входит в обязанности официального представителя организации и кем его видят подопечные.
С декабря прошлого года ты стал лицом благотворительного фонда «Выход в Петербурге» - или официальным представителем, как это правильно называется?
Скорее лицо фонда. Это получилось довольно спонтанно - с другой стороны, ничего случайного не бывает. На самом деле, я уже давно хотел быть чем-то полезным.
На твоей основной работе ты приносишь недостаточно пользы обществу?
Может быть, вполне достаточно. Но если у тебя появляются возможности быть полезным миру, которые выходят за рамки твоей прямой профессии, их надо максимально использовать.
Как вы нашлись с фондом?
Сначала, конечно, я посмотрел фильм «Антон тут рядом». Уже потом Люба Аркус узнала о моем интересе и предложила записать видеообращение, чтобы привлечь внимание к фонду и центру абилитации. Спустя какое-то время я понял, что хочу сделать для фонда больше.
А какие условия работы лицом фонда?
Мне не ставили никаких условий. Люба спросила, действительно ли я хочу этим заниматься, я сказал «да», и мы стали придумывать, чем я могу быть полезен. И выяснилось, что поле действия для креатива довольно большое. Давай оставим в стороне вопросы, которые касаются привлечения средств, бизнеса - это внутрифондовый разговор. Тебе, скорее, интересна творческая часть благотворительности - например, 8 марта мы провели мастер-класс «Добрый десерт» в ресторане Jamie"s Italian вместе с Ginza Project. Это одна из форм благотворительности, которая интересна мне, как очередная возможность пообщаться с людьми, которые следят за моим творчеством, интересна ребятам из Ginza, потому что проходит на их территории, интересно фонду потому что может привлечь средства и внимание. Это диалог, который может быть интересен не только тем, кто просит денег, но и тем, кто дает их.
У вас есть какой-нибудь план развития на год?
У нас запланирована целая культурная программа. Сейчас мы, например, готовим благотворительный концерт с Алексеем Гариболем. В моем случае, это первый серьезный музыкальный опыт, я никогда в жизни не пел со сцены, не играл в мюзиклах - а это моя мечта. Работы, на самом деле, очень много. И работа будет всегда - это одна из особенностей благотворительности, средств никогда не бывает достаточно. Это надо просто принять, проблем всегда чуть больше, чем возможностей их решать. Но опускать руки нельзя. Сегодня ты один, завтра вас двое, послезавтра - трое, через неделю - уже человек десять. У нас есть в перспективе и расширение центра, и детские лагеря. Пока что мы работаем только в Петербурге, занимаемся с 73 семьями и для нашего фонда это много, если учитывать что мы открылись только в прошлом году. Хочется создать площадку на базе центра, которая могла бы стать - я так очень аккуратно говорю - актовой площадкой для режиссеров, артистов, поэтов, музыкантов. Аутизм - это особенность развития нервной системы, и это очень талантливая болезнь, если можно так говорить о болезни. Это люди дождя, очень талантливые люди, многие из них гениальны - достаточно вспомнить Перельмана, Гейтса, Линкольна..
Ты не строишь воздушные замки?
Особенности воздушных замков в том, что они все-таки могут приобрести деревянный, а то и каменный вид. Надо планировать, мечтать и реализовывать мечты. Я понимаю, что это сейчас звучит дико. Но когда Люба планировала центр год назад, это тоже во многом был воздушный замок. И гораздо воздушней, чем те программы и задачи которые стоят перед нами сейчас. Я не даю вам никаких гарантий, потому что вы же первые с меня спросите через год. Это планы, надежды, мы стараемся их реализовать.
Раз уж ты лицо фонда и центра, ты стал официальным представителем этих людей. Что, по-твоему, они хотят через тебя передать социуму?
Я, к сожалению, не так часто с ними встречаюсь, я все-таки не тьютор, это не моя специальность. Я вижусь с ними, когда бываю в центре, показываю его гостям и партнерам. Но я думаю, что они хотят сказать через меня: не надо нас жалеть, не надо к нам относиться, как к инвалидам или как к чуждым людям, лишним людям. А если у вас есть возможность сделать так, чтобы мы были частью вашего мира, давайте попробуем. Потому что и мы можем быть вам в чем-то полезны. Когда Люба Аркус говорила, что они перевернули всю ее жизнь, я долгое время не понимал, что она имеет в виду. Теперь я понимаю: у них совсем другой взгляд на вещи, другие глаза; у них есть что-то, чего лишены мы в силу разных причин и обстоятельств, и что нам могло бы очень пригодиться. А у них это есть, они это дают.
Дети ведь не воспринимают тебя как актера, они наверняка ассоциируют тебя кем-то из сыгранных тобой персонажей..
Они не такие уж и дети. Мы стараемся заниматься самой социально незащищенной группой людей - после 18 лет. До 18 у нас в стране этой проблемой стараются заниматься - плохо, конечно, но хоть как-то: есть специализированные школы, интернаты. А после 18 считается, что человек неизлечим и его просто бросают. Хотя у нас есть и маленькие подопечные.
Так или иначе, я вел к тому, какой из сыгранных тобой героев мог бы для них быть примером, или с кем они могли бы себя ассоциировать?
Очень сложный вопрос. Непонятно, где что кого зацепит. Я иногда узнаю от зрителей совершенно для меня неожиданные и необъяснимые мысли и впечатления о своих ролях. Если скажу, что ролевой моделью должен быть Харламов, это будет слишком очевидно. Я думаю, этим героем мог бы быть Ральф из спектакля Малого Драматического театра «Повелитель мух». Может быть, потому что он ребенок, и он не отравлен взрослым миром. И они взрослые, но в них есть что-то космическое, если ты понимаешь, о чем я говорю. И в этом они очень беззащитны. Это какой-то космический масштаб наивности в самом прелестном смысле этого слова.