Какие виды художественной росписи ткани ты знаешь. Техники свободной росписи по ткани акриловыми и другими красками и рисования по трафаретам
Роспись по ткани предполагает огромное количество разных технологий. Это во-первых зависит от исходной краски.
Я Вам предлагаю рассмотреть краски для батика и акриловые краски по ткани.
Батик, подразделяется на холодный (техника гутта) и горячий, есть так же свободная роспись по сухому и по сырому текстилю, узелковая техника, техника шибори и кокэти (использование трафаретов).
Качественная роспись по ткани непременно делается вручную и является вполне самодостаточным видом искусства.
ХОЛОДНЫЙ БАТИК
В холодном батике при росписи ткани используют специальное вещество, которое не пропускает краску. Этот способ называется резервирование. Сперва рисунок делается именно этим веществом, а те участки ткани, которые не были обработаны, закрашиваются краской. Потом раствор удаляется, и таким образом получается узорчатая ткань.
ГОРЯЧИЙ БАТИК
В горячем батике в качестве резерва обычно используют расплавленный воск. Как правило, он применяется на хлопчатобумажных тканях. В этой технике используют «чантинг» – оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой.
СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ
В свободной росписи особенно проявляется талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.
Иногда перед тем как преступить к свободной росписи по сухой ткани, её предварительно вымачивают в крепком солевом растворе для того, чтобы краска не растекалась. Можно ставить различные эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.
Роспись по сырому тоже разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности. Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.
УЗЕЛКОВАЯ ТЕХНИКА
Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Кстати, начинающим художникам можно порекомендовать начинать именно с этой техники батика.
Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Некоторые батичисты любят формировать неожиданные рисунки при помощи подручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.
Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.
ТЕХНИКА ШИБОРИ
Технику «шибори» часто называют узелковым батиком. Все же в этой технике есть несколько отличий.
Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техникой оригами.
Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.
АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ
Также популярным видом окрашивания ткани является свободная роспись акриловыми красками для ткани. Эти краски как правило используют для плотных тканей, кожи, замши и текстиля тёмных и ярких цветов. Краска наносится кисточкой, аэрографом, валиком через трафарет или при помощи штампов.
А ТЕПЕРЬ О ТКАНЯХ
Для батика подходят многие ткани. Выбор зависит от назначения (для одежды или для украшения интерьера) и от техники батика (холодный или горячий, узелковый, свободная роспись). Очень важное правило – для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава, так как красители для батика, как правило, предназначаются для определённой группы волокон. В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет – рисунок получается блёклым..
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани. Хлопок, лён, вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.
Для холодного батика лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей. Для декоративных панно очень хорош вискозный атлас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.
Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле холодного батика подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.
Для росписи акрилом подходят самые разнообразные ткани, кожа и замша. Нужно лишь подбирать для тёмных тканей специальную акриловую краску для тёмного текстиля.
Стирайте одежду, расписанную акрилом при температуре не выше 40 градусов и при бережном режиме, лучше вручную, отжимать тоже лучше вручную. Кроме того, не используйте отбеливатель и щётки.
Роспись батиком менее привередлива и выбирать режим стирки нужно исходя из самой ткани.
При соблюдении этих простых правил, изделия будут долго радовать Вас своим блеском и новизной!
Искусство краcить ткань известно человечеству с древнейших времен. Само слово «батик» (batik) пришло к нам из Индонезии. Словом «ba» индонезийцы называли хлопчатобумажную ткань. Слово «tik» переводится как «капля» или «точка».Батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику.
Украшать художественной росписью можно любую одежду и аксесуары (платья, платки, шарфы, рубашки, сумочки и т.д.)
а также предметы интерьера (шторы, подушки, покрывала, скатерти) или создавать отдельные панно.
Вы вдохновились идеей росписи по ткани?! Не упустите важные моменты:
Ваше рабочее место
Идеально Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено и обеспечено водой, иметь достаточное пространство, чтобы Вы могли передвигаться вокруг подрамника и рисовать с любой стороны. Важно, чтобы перед глазами была вся палитра имеющихся в распоряжении красок. Так Вы сможете подбирать нужные Вам цвета.
Подготовка ткани
Предварительно ткань постирайте, чтобы удалить крахмал. При необходимости прогладьте утюгом. Сначала закрепите ткань на двух углах. Затем, с помощью кнопок или натяжных крючков, расположенных на расстоянии от 5 до 8 см друг от друга, закрепите одну сторону, затем- остальные. При этом следите, чтобы кнопки не располагались друг напротив друга. Таким образом можно избежать образования ложбинок. В конце растяжки ткань должна быть натянута как кожа барабана.
Нанесение резервного контура на ткань
Мягким карандашом наносится на ткани контур рисунка с заранее приготовленного шаблона. Резервирующий состав необходим для того, чтобы не допустить затекания и смешения красок. Касаясь концом насадки, нанесите резерв по карандашному следу. Обязательным условием является замкнутость контура. Линия должна вестись плавно, без остановок, чтобы состав мог пройти сквозь ткань. Если Вы работаете на плотных тканях (бязь, лен), нанесите резерв с двух сторон. После нанесения резерва следует просушить ткань на воздухе до полного высыхания, а затем проверить целостность и надежность контура. При необходимости контур можно поправить, зафиксировав места пропуска. После работы насадку промойте водой. Храните резерв в плотно закрытой тубе.
Роспись методом резервирования («Холодный батик»)
Натяните ткань на раму, переведите рисунок и нанесите резерв. Следите, чтобы линия контура была замкнута. Сушите резервирующую линию не менее 3 часов. Смочите ткань внутри контура водой. Краски перед употреблением хорошо перемешайте. При помощи мягкой кисти сначала закрашивайте светлые элементы рисунка, а затем более темные его части.Краску наносите на ткань, не доводя до края резервирующего контура. При окрашивании больших поверхностей ткань смачивайте водой, тогда краска будет ложиться ровно, не оставляя сильно заметной разницы. Завершив работу, необходимо выждать 24 часа, после чего прогладить роспись горячим утюгом без пара 5 минут через х/б ткань при температуре, соответсвующей х/б ткани.
Свободная роспись
Стандартная техника росписи по ткани включает 4 простых действия:
Действие 1 — Подготовка ткани Постирайте ткань в теплой мыльной воде. Высушите и прогладьте, если необходимо. 2. При необходимости растяните на деревянной раме и аккуратно закрепите. 3. Слегка наметьте на ткани рисунок карандашом.
Действие 2 - Нанесение контура Deco Fabric Guta
Для тканей, которые можно стирать: Зафиксируйте краску, прогладив ткань утюгом (указатель температуры «хлопок», без пара) С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ НАНЕСЕННОГО РИСУНКА в течении 5 минут. Под воздействием температуры краска закрепляется на ткани и приобретает объемную текстуру.
Для тканей, которые нельзя стирать: Зафиксируйте краску феном, сушите в течении 5 минут до проявления объемной текстуры на ткани.
Уход: Первая стирка возможна через 48 часов после фиксирования краски на ткани. Для лучшего сохранения яркости цветов рекомендуется стирать в стиральной машине в режиме «для деликатных тканей» при температуре 30 С°. Хлопковые ткани можно стирать в машине при температуре 60 С°. Для тканей с красками Deco Textil необходим режим «для деликатных тканей», температура — 30 С°.
Способ 2: Смешайте 1 часть медиума Anti-fusing с 1 частью неразбавленной краски
Время чтения: 5 минут
Одежда не только защищает от превратностей внешней среды, но и помогает подчеркнуть индивидуальность, оттенить яркие черты личности и приглушить огрехи фигуры. Это не всегда удаётся, особенно в условиях массового производства. Но если немного пофантазировать и не полениться, то роспись по ткани акриловыми красками превратит самую неприметную вещь в шедевр дизайнерской мысли.
Акрил относится к полимерным краскам. Этот тип красителей не проникает внутрь волокон, а покрывает их со всех сторон, как бы обволакивая защитной плёнкой. При этом исходные нити становятся более плотными, а сама ткань теряет эластичность.
К достоинствам акриловых красок относят:
- доступность;
- возможность разведения водой;
- простоту использования;
- устойчивость к смыванию после высыхания;
- возможность смешивания различных цветов между собой для получения новых оттенков.
Важно! Для фиксации акрилового покрытия используют «сухое» тепло: обычно это делают утюгом. При нанесении нескольких слоёв красителя фиксируется теплом каждый.
Перед началом работы следует учесть такие недостатки акриловых красителей:
- при смешивании в домашних условиях нескольких цветов трудно получить «чистый» оттенок;
- не рекомендуется долгое хранение красящего материала, так как ухудшаются его свойства;
- высокая текучесть, что затрудняет получение чётко прорисованных орнаментов без использования дополнительных защитных контуров.
Выбираем подходящую материю
Особых ограничений по выбору ткани для росписи акриловыми красками не существует. Это может быть и плотный текстиль, и нежный . Но следует не забывать о том, что прокрашенные места будут иметь более плотную текстуру.
В зависимости от желаемого результата подбираются краски акриловые по ткани определённого вида:
Можно ли и как рисовать акриловыми красками по ткани
Акриловые покрытия используют в нескольких видах окрашивания ткани:
- холодный батик на основе контуров из резервирующих составов. Эти контуры не дают акрилу растекаться, что придаёт узорам чётко прорисованный графический вид. Качество работы зависит от качества нанесения резервирующего контура. Часто используется для нанесения контура готовые трафареты для рисования на ткани несмываемыи акриловыми красками;
- узелковый батик. Этот вид окрашивания заключается в том, что схема узора формируется с помощью небольших узелков. Поле прокрашивания одних узелков, их убирают и делают новые, снова красят. Вместо вязания узелков часто перед покраской куски ткани туго скручивают;
- свободная роспись позволяет просто творить на материи и получать рисунки (точнее картины) близкие к тем, что выполнены акварелью. На финальном этапе для прописывания оттенков используют резервирующие составы. Подбор нитей при применении техники вышивания и росписи тканей, как правило затруднителен, однако, если вспомнить, что такое свободная роспись по ткани, при выборе этого варианта возможностей больше;
- способ с использованием аэрографа. Принцип действия этого инструмента основан на распылении мельчайших частичек краски. Меняя угол нанесения красителя, получают различные по насыщенности тона.
Что учесть в работе
Независимо от того, в какой технике предполагается наносить акриловые красителя, следует учесть несколько моментов:
- при разведении акрила водой уменьшают его адгезию с волокнами ткани. Поэтому стоит использовать фирменные разбавители;
- под окрашиваемую поверхность подкладывается непроницаемое основание, защищающее рабочую поверхность;
- для работы используются кисточки с синтетическим ворсом, валик, спонжи;
- трафаретные рисунки требуют нанесения краски в несколько слоёв. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Для более качественного окрашивания рекомендуется закреплять каждый слой краски;
- фиксируют краситель через 24 часа после покрытия с помощью утюга. Рисунок накрывается хлопчатобумажной тканью и проглаживается не менее 5 минут;
- в первую очередь наносятся светлые тона краски и далее каждый слой будет более тёмный;
- перед началом работы обязательно знакомятся с инструкцией использования красителя этого производителя.
При выполнении всех этих требований, получают рисунки не вытирающиеся во время стирки.
применение акриловых красок по ткани: роспись на креп-сатине
Роспись ткани с использованием трафаретов
Порядок нанесения акриловыми красками с применением трафарета:
- прорисовывается трафарет (или подбирается в Интернете и распечатывается);
- вырезается по контурам рисунок;
- готовится место на ткани для нанесения изображения;
- к ткани прикладывается трафарет, закрепляется. Затем по ткани для рисования через трафарет прорисовывается контур рисунка либо с помощью краски, либо акрилового маркера (можно использовать простой карандаш);
- трафарет снимается.
Далее можно контур закрепить резервирующим составом или тонкой кистью обвести акриловой краской густой консистенции. Внутреннюю часть рисунка покрывают красителем более широкой кисточкой или палочками со спонжиками. В случае чётких геометрических рисунков контур можно ограничить с помощью скотча. После 15-24 часов высыхания краски, проводится процедура закрепления.
Необычный способ скрытого резерва
Этот вариант использования акриловых красок позволяет творить даже тем, кто с рисование на «вы». Например, хочется нарисовать несколько цветков. Порядок действий:
- ткань для рисования натягивается на раму;
- в зависимости от выбранного типа цветков делается несколько пятен светлого тона;
- пятна просушиваются феном;
- резервирующим бесцветным составом рисуется серединка цветка в виде звёздочки вокруг пятна и высушивается феном;
- более тёмным тоном за границей резерва наносится кистью краска и высушивается, снова обводится бесцветный контур.
Так выполняется до тех пор, пора не будет достигнут необходимый размер цветка.
Можно не ограничиваься ручной росписью акрилом на одежде. Это может быть роспись по ткани , сумки или покрывала на диван или скатерти. Главное приложить немного усилий и не ограничивать фантазию.
Роспись по ткани акриловыми красками (фото)
Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.
Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня. Интересно, что во многих уголках мира – Индии, Африке, Индонезии, Японии искусством батика традиционно занимались исключительно женщины. Возможно, это связано с тем, что ремесло это требует кропотливой работы, внимания к деталям, а также тонкого женского чутья в выборе цвета.
История магического ремесла
Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.
Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.
Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.
Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.
В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.
Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.
Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.
Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.
Виды и классификация батика
В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:
- холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
- горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
- узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.
Техника холодного батика
Горячая техника
Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.
Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.
Особенности техники холодного батика
Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.
Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).
Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.
Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:
- запекание изделия в духовке при температуре ~ 150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);
- запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
- закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);
Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.
Что нужно приготовить для первых занятий
Пяльцы или рама
Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для . Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.
На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).
Ткань
Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для лучше остановить свой выбор на батисте.
Бумага
Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.
Материалы и инструменты
Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.
Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.
Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.
Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.
От подготовки к шедеврам
Этапы работы над батиком:
- На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
- на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
- На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
- На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
- На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
- На шестом этапе происходит окрашивание батика.
- На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.
После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.
Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.
От хобби к профи
Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.
При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими , вы сможете заработать на этом хобби.
Подушка с росписью по ткани
Роспись по ткани – нанесение на ткань рисунка или узора в любой технике, от графики и живописи до принта и тиснения.История
Как только люди научились делать ткани тысячи лет назад , сразу были найдены способы окрашивания и росписи материи. Самые ранние техники – такие же, какие применялись людьми для украшения тела. Два основных метода: это окраска (непосредственное нанесение изображения на ткань) и паттерны, или орнаменты (повторяющийся рисунок, нанесенный по предварительно составленному образцу).
Азиатский континент имеет самую богатую историю росписи по тканям. Первые образцы росписи по ткани, которые были найдены, датируются 3000 лет до нашей эры . В 327 году до нашей эры , во время вторжения Александра Македонского в Индию, стали известны узорные индийские ткани, которые стали успешно продаваться по всей Азии, в Египте , Греции . В Европу и Африку эти ткани поступили только во 2 веке нашей эры .
Уже в начале нашей эры в Китае стала применяться роспись по шелку, печать по ткани, трафаретная печать по ткани. Японцы также овладели этим искусством.
Очень ранние экземпляры росписи по ткани найдены в Перу (датируются 200 годом до нашей эры ).
Краски по ткани
Существует два основных вида красок по ткани: это красители и краски.
Роспись красителями
- Красители предназначены для тканей из натуральных волокон (хлопок , шелк , конопля, шерсть , перо и т.д.). Красители, как правило, более ярких цветов, у них большая цветовая палитра. Красители требуют дальнейшего закрепления на ткани: это может быть химическая обработка или тепловая обработка (паром, утюгом).
- Краски сложнее в применении, они более вредные по составу, их применение требует респиратора, перчаток и вентилируемого помещения. Есть краски, которые требуют последующей обработки утюгом, а есть такие, которые закрепляются сами, но на это может уйти порядка 4-6 дней.
Футболка, расписанная красками
По сути, краски по ткани – это акриловые краски . Они не проникают вглубь волокон ткани, как красители, а остаются на поверхности материала. Это иногда приводит к тому, что ткань становится менее эластичной. Поэтому краски лучше использовать на тяжелой ткани, там этот эффект незаметен. А красители подойдут легким, невесомым тканям.
Техника рисования по ткани
Если начать рисовать на ткани кисточкой, то станет заметно, что цветовое пятно не остается на месте, а растекается. И это более заметно на легких тканях, таких как шелк. На более плотной ткани (плотный хлопок) такого растекания краски может и не быть, или быть очень мало. Иногда такой эффект подойдет, чтобы продолжить рисование. Но если нужно зафиксировать пятно и контролировать его растекание, то существует несколько способов:
Роспись с помощью резервирующего состава
- Резервирующие составы, воски, восковые штампы . Эта техника пришла из искусства батика . Резервирующий состав отгораживает на ткани точный участок, который должен быть закрашен. После застывания состава ткань красится, а затем резервирующий состав убирается с ткани, оставляя ткань неокрашенной. С помощью этой техники можно делать многослойные росписи, добиваясь перекрытия неокрашенных участков ткани.
- Останавливающие праймеры . Это такая грунтовка, которая наносится предварительно на шелк, потом высушивается. Затем – можно приступать к росписи. Грунтовку можно сделать самостоятельно из водного раствора крахмала. Роспись при таком подходе будет очень напоминать живопись по бумаге. Однако не все праймеры «работают» и с красками, и с красителями, поэтому важно покупать подходящий грунт для техники, которая выбрана.
- Густой краситель . Если сгустить краски, то они не будут растекаться на ткани. Такой метод подходит, если делается принт, штамп, шелкография. В случае, если делается именно живопись с плавным переходом цветов , загустение красок не подходит. Краски можно сгустить специальным синтетическим загустителем, который продается в магазинах для рукоделия, либо с помощью рассыпчатых пигментов (красок в виде пудры).
Способы росписи по ткани
Простейший батик
Самый простой способ – это просто опустить кисть в краску и начинать роспись. Но можно попробовать сделать все «по уму», освоив ранее разработанную технику.
- Батик . Расплавленный воск наносится с помощью кисточки или аппликатора на ткань, чтобы препятствовать смешению красок. После наносится роспись (либо ткань полностью опускается в краситель), краски при этом затекают в трещины воска, образуя фантазийные заломы и трещины.
Картина выполненная росписью по шелку
- Роспись по шелку . При этой методике красители и краски наносятся на растянутый на подрамнике шелк. После применяется резервирующий состав. Роспись часто напоминает акварельную живопись. Для того чтобы добавить фактуры, применяется соль или брызги спиртом по влажной окрашенной поверхности. Получаются интересные разводы или текстура.
Примеры марблинга
- Марблинг . От англ. «Marbling», что значит «мраморность». При такой технике краски сначала покрывают воду в ванной или плоской посудине (образуя узор или рисунок), а после отпечатываются на ткани.
- Принт, тиснение . При этой технике краска наносится на штапм (вырезанный в виде любой формы) и отпечатывается на поверхности ткани.