Кто такой летчик и чем он занимается. Благородная профессия - летчик
Можно стать, только получив образование в одном из авиационных институтов и училищ. Они бывают гражданские и военные. Самый известный авиационный институт для гражданских – МАИ. Чтобы поступить туда, необходимо предоставить следующий комплект документов:
– аттестат об окончании одиннадцати классов средней школы или диплом об окончании летного училища;
– сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена;
– медицинскую справку (форма N 086/у);
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство) или военный билет (только для мужчин 18-27 лет);
– общегражданский паспорт (копия и оригинал);
– фотографии – 3х4 или 4х6, черно-белые, 6 шт.
Также необходимо иметь хорошие знания в области физики и математики, так как при поступлении проводятся дополнительные экзамены по этим предметам.
Готовят пилотов и военные институты и училища. Они расположены в Иркутске, Ульяновске, Ейске, Краснодаре и других городах России. Для поступления в каждое из этих учебных заведений необходим свой комплект документов, список которых можно уточнить по телефону. Телефоны вузов и училищ можно найти на справочных сайтах.
Закончив нужный вуз или авиационное училище, необходимо стать действующим пилотом и налетать определенное количество часов, чтобы иметь возможность получить второе образование по специальности «летчик-испытатель».
Летчики-испытатели – где их готовят
Летчики-испытатели требуются как в военной , так и в гражданской. Готовят их в школах летчиков-испытателей. Их в России всего две – в подмосковном Жуковском и городе Ахтубинске. Чтобы поступить туда, необходимо иметь образование по специальности летчик-инженер, причем предпочтение отдается кандидатам, закончившим учебное заведение с отличием. Также к экзаменам допускаются только пилоты, налетавшие определенное количество часов. При этом возраст абитуриента должен быть не старше тридцати одного года. С каждым из поступающих в школу проводится собеседование. Кроме того, будущие летчики-испытатели проходят специальные психологические тесты, целью которых является выявление готовности к этой сложной и опасной работе.
Обучение в школе летчиков-испытателей проводится в течение полутора лет. За это время будущие специалисты летают на двенадцати видах самолетной техники, а также изучают различные тренажеры. К концу обучения слушатели умеют определять летно-технические характеристики авиационной техники, а также могут выполнять полеты любых видов.
Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику (самолёты, вертолёты).
Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику: самолёты и вертолёты. Профессия подходит тем, кого интересует физика, физкультура и ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Лётчик-испытатель проводит испытания абсолютно новых (экспериментальных) воздушных судов, оценивая их качества и этим помогая конструкторам их дорабатывать.
А когда уже начат серийный выпуск, самолёты вертолёты нуждаются в заводском облете, и этим тоже занимаются лётчики-испытатели.
Военный лётчик-испытатель - главный оценщик качества машин, полномочный представитель армии и флота при приемке их от производителя.
Военный лётчик-испытатель является также инструктором для лётного состава военной лётной машины.
Лётчик-испытатель - профессия редкая. Испытателем может быть лишь лётчик экстра-класса. По словам специалистов, очень нелегко найти будущего летчика-испытателя в большой массе летного состава ВВС. Хотя военные летчики - это элита армии и флота, прошедшие специальную подготовку.
На летчиков-испытателей учат уже подготовленных лётчиков.
Испытатели первыми апробируют ноу-хау отечественных авиационных фирм. Их подготовка ведётся с учётом внедряемых в практику самолетостроения новых подходов, инновационных технологий, вычислительной техники, систем индикации и т.д.
Как говорят преподаватели ГЛИЦ (Летно-испытательного центра им. В.Чкалова), обучающие лётчиков-испытателей, будущий лётчик-испытатель «в поте лица своего» должен совершенствовал свои знания:
«У нас слушатель при выпуске из центра пишет дипломную работу, равнозначную кандидатской диссертации… Да, планка высочайшая, но без этого в таком деле, как испытание опытных образцов боевых самолетов, нельзя никак обойтись».
Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Техническое несовершенство машины может привести к трагедии.
Рабочее место
Военные лётчики-испытатели служат в лётно-испытательных центрах Министерства обороны.
Гражданские (невоенные) лётчики-испытатели служат в авиационной промышленности: в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ЛИИ), конструкторских бюро, на авиастроительных заводах, авиаремонтных заводах Гражданской авиации.
Важные качества
Лётчику-испытателю необходимы лидерские качества, собранность, умение принимать решения, ответственность, смелость, хорошее здоровье.
Необходим высокий интеллект, инженерный склад ума, любовь к технике.
Важна любовь к новизне: испытание неизвестного летательного аппарата должно не пугать лётчика, а доставлять ему удовольствие.
Среди кандидатов на учёбу проводится строгий отбор. Будущий испытатель должен быть в возрасте до 31 года, как правило, иметь диплом с отличием военного авиационного вуза и квалификацию военного летчика 1-го класса.
В лётчике должны сочетаться хорошие знания в области теории и устройства самолета, инженерные наклонности и высокий уровень управления самолётом (вертолётом).
Где учат
- Государственный летно-испытательный центр ВВС им. В.Чкалова (ГЛИЦ)
при Государственном летно-испытательном центре.
г. Ахтубинск.
Профиль: подготовка военных лётчиков-испытателей.
Отделения: самолётное, вертолётное и штурманское.
- Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова (ШЛИ)
при Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова.
г. Жуковский.
Профиль: подготовка летчиков-испытателей и специалистов-испытателей экспериментальной авиации
для научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, предприятий авиапромышленности.
- Две школы лётчиков-испытателей есть в США, одна - в Англии, одна - во Франции.
Рожденный ползать - летать может!
Сейчас тяжелое время. Мы живем в мире, где есть страшная беда – терроризм. Не один раз захватывали самолет террористы; а сколько произошло авиакатастроф! В такой рисковой профессии могут работать только бесстрашные люди. Честь и хвала им!
Профессиональная жизнь летчиков непродолжительна. По статистике самая короткая она у летчиков-испытателей.
Профессия летчика - это постоянный стресс, профессия летчика-испытателя - стресс втройне. В среднем каждый четвертый испытатель погибает.
Как стать летчиком?
Для начала надо пройти медкомиссию. Человек должен иметь очень хорошее здоровье. Физическая подготовка для будущего летчика очень важна, а если человек еще и на вид худощавый, он однозначно не сможет выдерживать большие физические и психофизические нагрузки. Из-за определенных габаритов салонов самолетов существуют и ограничения в росте: для гражданской авиации- 1,90 м, для военной 1,85 м.Психофизиологическое обследование будущих летчиков проводят следующим образом. Во многих летных училищах есть специальные тренажеры, на которых определяют мыслительную и двигательную реакцию абитуриентов. Очень важно, чтобы последняя была мгновенной, максимально приближенной к реакции спортсмена. К тому же летчик - это не просто оператор, который сидит и переключает кнопки. Ему необходимо уметь быстро усваивать информацию и принимать правильные решения. Реакция мышления в идеале должна составлять 0,1 секунды. Помимо всего прочего важен так называемый мостик, соединяющий двигательный ответ и реакцию мышления, он тоже должен быть моментальным. Когда у человека все в порядке, он преобразует верные решения в необходимые действия. Нельзя забывать и о волевом стержне: летчик - это решительный, смелый, в меру отчаянный человек. Может случиться так: отказал какой-то механизм, зажглась красная лампочка, а человек вместо того чтобы действовать, начинает лихорадочно думать, что же теперь будет. Вся профессиональная выучка уходит в сторону - налицо полная растерянность. Это коэффициент обалдения. Если он равен 1, то человеку нечего делать в авиации. А если 0,1-0,2, то при возможной опасности и возникающем напряжении от человека можно ожидать адекватных действий.
Чем отличается испытатель от обычного летчика?
Летчик-испытатель - это летчик от Бога. Он проверяем машину на пределе ее максимальных возможностей. Например, разгоняет самолет до предельной скорости, а когда он уже начинает разрушаться, говорит: что, при скорости 600 км/ч самолет начинает разрушаться. Это значит, всем, кто летает на самолете, рекомендуют не превышать скорость больше 580 км/ч. Обычный летчик никогда эту рекомендованную отметку не превысит. Гражданские летчики действуют по заученной схеме, а в нестандартных ситуациях и действовать нужно нестандартно. Поэтому в этой профессии нужно мыслить творчески.
Есть ли различия в профессии гражданского летчика и военного?
Различие конечных целей. Военный летчик обязан выполнить поставленную перед ним задачу, иногда - любой ценой, гражданский - выполнить рейс вовремя. У гражданских летчиков нет парашютов. Шансов спастись, оставив самолет, гражданским летчикам не предусмотрено. Выжить обязаны все.
Учебные заведения для подготовки летчиков
- Бугурусланское летное училище ГО им. П.Ф. Еромасова
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
- Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище
- Сасовское им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации
- Краснокутское летное училище гражданской авиации
- Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, Балашов
- Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков , Барнаул
- Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, Волгоград
- Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков , Тамбов
- Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, Челябинск
- Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище, Воронеж
- Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, Иркутск
- Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище, Тамбов
Посмотрим на человека в деле летчика-испытателя, к чьей профессии отлично подойдет выражение: «Сами пляшем и поём и билеты продаем!» Жизнь одного человека наполнена здесь таким множеством красок, что впору будет в этой профессии объединить путешественника, писателя, ученого, физика-математика, учителя младших классов (профессора университета), аналитика, руководителя небольшой фирмы, военного стратега, политика, спортсмена-экстрема
Профессия летчик-испытатель
Существует условная классификация профессии летчик на три главные группы: гражданский, военный и летчик авиационной промышленности. А категория «гражданский летчик » распадается на следующие вариации: летчик -любитель (пилот-любитель), летчик- инструктор РОСТО (Российская Оборонная Спортивная Техническая Организация), летчик-инструктор училища гражданской авиации , линейный пилот гражданской авиации (пассажирские и транспортные перевозки), летчик- испытатель гражданской авиации . Среди этого многообразия остановимся на на иболее загадочной и редкой профессии летчика-испытателя .
В России, как и во всем мире, летчики-испытатели — очень редкая профессия! Всего в нашей стране около 50 летчиков-испытателей , хотя точную цифру определить сложно. Ведь уже одно обучение доступным отнюдь не назовешь , есть не так много школ в мире: две школы в России, (Государственный летно-испытательный центр ВВ С им. В.Чкалова (ГЛИЦ) в городе Ахтубинск и Школа летчиков-испытателей им. А.В. Федотова (ШЛИ) в г. Жуковский ), две школы в США, одна в Англии, одна во Франции.
Зачем нам лётчики-испытатели или «зачем так много дел одному »
Основная работа заключается в том , что специалист принимает участие в создании новой авиационной техники как на теоретическом, так и на практическом уровне. Теоретически летчик принимает участие в следующих этапах работы:
- предварительный теоретический расчет модели самолета ;
- разработка концепции создания максимально эффективного авиационного комплекса;
- сбор и анализ информации по ранее существовавшим, но устаревшим подобным системам;
- разработка программ летных испытаний экспериментальных и серийных образцов;
- испытние на моделирующих стендах всех режимов полета , еще не существующего летательного аппарата, чтобы ознакомиться с будущим поведением самолета ;
- анализ всех возможных отказных ситуаций в полете и рассчет алгоритма действия в особых случаях;
- разработка первоначального руководства по летной эксплуатации первого опытного образца самолета.
Таким образом, при разработке нового самолета летчику необходимо изучить его особенности и подключиться к процессу создания всех систем. Безусловно, это требует очень большого количества часов, проведенных за книгами, инструкциями, учебниками.
Кажется, будто эта романтичная профессия связана исключительно с захватывающими полетами и потрясающими пейзажами, адреналином и высшим пилотажем… Однако эта часть занимает в работе лётчика около 1/3 от всего объема работы. Когда уже наступает практика, это требует от летчика умения использовать все полученные знания и возможности применять их в деле. В практической деятельности летчик-испытатель осуществляет следующие задачи:
- выполняет в качестве командира экипажа весь комплекс летных конструкторских испытаний самолета ;
- выполняет отработку в реальных испытательных полетах всех отказных ситуаций, которые теоретически могут происходить в реальных полетах в будущем (стараются предсказать все возможные неполадки и разработать схему ответной реакции на них);
- выполняет испытательные полеты на отработку боевого применения всех видов вооружения, которые могут быть установлены;
- выполняет весь комплекс с ертификационных государственных испытаний;
- выполняет периодические испытательные полеты для контроля качества серийных образцов;
- выполняет переучивание рядового летного состава на конкретный самолет после завершения программы испытаний.
Таким образом, профессия летчика -испытателя представляет собой очень сложную систему взаимоотношения летчика-испытателя с большим количеством различных коллективов, принимающих участие в создании авиационной техники. В деле летчика-испытателя необходим аккуратный, взвешенный подход при при нятии решений и четкое понимание политической ситуации (в контексте созданиясамолета ), перспективы продвижения данного авиационного комплекса на международный рынок и холодный анализ возможных ошибочных технических решений.
Рабочие моменты профессии
Рабочая команда летчика-испытателя — достаточно небольшой коллектив профессионалов в данной области, из числа которого периодически отбирают одного-двух специалистов для выполнения особого рода работ. Речь идет об особых международных проектах, для летчика — серия командировок и работа над многоуровневым зданием. Периодичность данных заданий: один-два раза за пять-десять лет.
Из-за сложной и очень разноплановой работы летчик сотрудничает с большим числом специалистов в других областях (инженеров-конструкторов, штурманов, менеджеров, ученых ), что способствует стремлению летчика-испытателя к расширению своего кругозора, к постоянному накоплению знаний в различных областях науки и техники.
К тому же в деле летчика-испытателя необходима тесная работа с представителями других конкурирующих фирм и постоянный контроль соответствия общему уровню подготовки и непосредственно качеству работы специалистов.
В данной профессии подразумевается довольно большое количество командировок по стране и по всему миру, что обеспечивает взаимодействие со специалистами других стран, позволяет ознакомиться с подходами к деятельности других специалистов международного уровня. В связи с этим летчику необходимо владеть по меньшей мере одним иностранным языком и уметь вести переговоры с помощью переводчиков.
В повседневную реальность летчика-испытателя входит и регулярное прохождение врачебно-летной экспертной комиссии. Из-за того, что профессиональная летная деятельность специалиста составляет всего лишь 15- 20 лет, вопрос здоровья в этом деле стоит очень остро. Следовательно, специалист должен придерживаться здорового образа жизни, а также нести ответственность за свои повседневные действия и контролировать собственное физическое, психическое и моральное состояние. На деле это выглядит так, что, к примеру, если летчик-испытатель просто не вовремя лег вечером спать и не выспался, утром его могут не допустить к полетам из-за «неправильного» сердцебиения.
Среди летчиков-испытателей тоже есть профессиональное классовое различие (1-4 класс ), которое определяет следующие факторы: заработная плата, сложность и интересность заданий, получение государственных наград, наличие соответствующих государственных льгот и премий.
Что мотивирует человека выполнять такую сложную работу?!
Помимо высокой официальной заработной платы, пенсионного обеспечения и престижности профессии, летчики-испытатели — настоящие фанаты своего дела, прошедшие действительно долгий путь по карьерной лестнице, включающий около десяти лет обучения.
Основной целью и вдохновением летчиков-испытателей является именно непосредственное участие в испытательных полетах , к которым специалист допускается через годы теоретического и практического обучения. Не зря говорят, что это люди влюбленные внебо .
Конечно, большую роль здесь играет патриотизм: чаще всего летчик-испытатель имеет дело с вопросами международного уровня. Настоящим профессионалам нравится участвовать в создании еще не существующего самолета . Можно провести аналогию с водителями автомобилей: интересующийся водитель обязательно не раз залезет под капот своего авто и что-нибудь улучшит, переделает. Возможность для летчика что-то изменить в самолете , сделать его лучше — это возможность стать летчиком-испытателем .
Итак, кто он — летчик-испытатель ?!
Безусловно, очень сложно сказать, каким точно должен быть летчик-испытатель , какими именно качествами он должен обладать наверняка. Однако в этой профессии просто необходимо быть целеустремленным, уверенным и ответственным. Также нужно быть терпеливым и дипломатичным, чтобы уметь договариваться с остальными членами рабочей команды.
Только благодаря этому в течение длительных международных проектов поддерживаются доброжелательные отношения, способствующие продуктивной работе.
Фактически основная цель — с помощью теории и практики добиться господства над подобной техникой другой страны. Соответственно, постоянно работающей установкой должно быть следующее: используя все силы и знания улучшить, обогнать, обхитрить, обмануть боевой самолет возможного противника. По этой же причине, основным критерием высококлассного специалиста является непрерывное самообразование, причем не только в рабочее время и не только по прямой специальности. Летчику необходимо постоянно загружать свою голову различными знаниями и свежей информацией по любому , даже незначительному поводу, который теоретически может иметь значение для создания современной техники.
Создание авиационной техники происходит по утвержденным планам, рассчитанным на несколько лет вперед . Исходя из этого летчик с большой долей вероятности знает, в какие сроки необходимо выполнять ту или иную работу. Таким образом, специалисту невольно приходится составлять личные планы по по дготовке к работам, порой сильно растянутым по времени. Получается, что рабочая жизнь специалиста протекает по неутвержденным программам, и в ход должны идти только самодисциплина, внутренняя мотивация и собственная сила воли.
Напоследок можно привести решающие правила профессии, сформулированные одним летчиком-испытателем. Итак, летчик должен следить за своим здоровьем, быть собранным, честным и взвешано принимать любые решения.
В основе статьи использовалось интервью с летчиком-испытателем 1 класса ОАО «ОКБ Сухого», мастером спорта РФ по высшему пилотажу на спортивных самолетах , который принимал участие в испытаниях самолетов Су —24МК , Су -25 ТМ , Су -26М2, Су -29, Су -30,Су -32, Су -80, Су -38, Су -47.
Я ГОРЖУСЬ СВОМ МУЖЕМ...
Лётчики-испытатели
Новый самолёт привезли на аэродром.
Он стоит на зеленом поле, отливая на солнце лаком свежей окраски, блеском металлических частей. Предстоят его испытания. Это наиболее ответственный момент рождения новой машины. В воздушном просторе на различной высоте и разных скоростях будет проверено, как осуществились замыслы конструктора.
Это сделает лётчик-испытатель. Он первый поднимет в воздух новую машину.
Пожалуй, нет среди авиаторов более благородной, возвышенной и героической профессии, чем профессия лётчика-испытателя.
Несмотря на то, что современная авиационная наука - аэродинамика, наука о прочности самолёта, о вибрации - является сильным оружием в руках конструктора, всё же первые полёты новой машины таят в себе много неожиданного. И в задачу лётчика-испытателя входит выявление всего того, что не поддаётся расчётам конструктора и научным экспериментам при проектировании.
Опасен не столько первый вылет, сколько последующие испытания: проверка максимальной скорости, высоты, проверка машины на прочность, вибрацию, штопор и др.
Искусство лётчика-испытателя в этом случае можно сравнить с искусством всадника, впервые объезжающего молодую, норовистую лошадь. Только дело у лётчика куда более сложное и опасное, чем у наездника. Как конь не хочет подчиниться воле всадника, стремится сбросить его, так и новый самолёт упорно сопротивляется овладению им и как будто старается использовать каждую ошибку конструктора и пилота…
Поэтому лётчик-испытатель очень внимательно прислушивается к поведению машины, ни на минуту не ослабляет бдительности, пока машина детально не изучена. Недаром лётчики-испытатели говорят, что с новым самолётом нельзя переходить на «ты» раньше времени.
Лётчики-испытатели незаметные, скромные герои, прокладывающие пути новой авиационной техники.
Мне приходилось встречаться с многими выдающимися представителями этой профессии - Чкаловым, Пионтковским, Супруном, Стефановским, Анохиным, Серовым, хорошо знаком я и с Громовым.
У каждого из них своя ярко выраженная индивидуальность. Но одно общее присуще всем им - глубокая, особенная любовь к авиации. Сознание долга перед Родиной, чувство ответственности за порученную машину, постоянная опасность в полёте положили на них отпечаток какой-то необыкновенной мужественной скромности, свойственной настоящим героям. Это люди честные, благородные, люди долга. И личное общение с ними полностью убеждает в этом.
С Чкаловым я впервые познакомился на авиационном заводе, куда пришёл работать после окончания академии. В то время он не имел еще той славы, которая пришла к нему позже. Знакомясь с ним, я знал только, что это душа-человек, отличный и безрассудно смелый лётчик. О смелости Валерия Павловича уже тогда ходили всевозможные легенды.
На заводе Чкалов проявил качества, необходимые для сложного и ответственного дела испытания новых самолётов. Он всегда горел желанием полнее, глубже и быстрее постигнуть, как он говорил, душу новой машины. Но Чкалов иногда без нужды рисковал собой.
Исключительную роль в его жизни сыграли встречи с товарищем Сталиным.
2 мая 1935 года Иосиф Виссарионович приехал на аэродром имени Фрунзе. В числе других лётчиков товарищу Сталину представили и Валерия Павловича. Задав ему несколько вопросов, товарищ Сталин спросил, почему Чкалов, в случае опасности не покидает машину, пользуясь парашютом, а старается спасти самолёт.
Лётчик ответил, что летает на опытных и очень ценных машинах, губить которые жалко. В критических положениях он старается спасти машину и себя.
Товарищ Сталин возразил на это:
Ваша жизнь дороже нам любой машины.
Эти слова сильно подействовали на Чкалова. Они заставили его летать дисциплинированнее, держаться в воздухе спокойнее.
Исключительно важными явились и сталинские указания, что «смелость и отвага - неотъемлемые качества героя», но, что «смелость и отвага - это только одна сторона героизма. Другая сторона - не менее важная - это умение. Смелость, говорят, города берёт. Но это только тогда, когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями».
Эти указания великого вождя явились путеводной звездой не только для Чкалова, но и для всех советских лётчиков, прежде всего для лётчиков-испытателей. Они помогли им по-новому понять смысл и значение их ответственной, героической работы.
Отеческая забота Иосифа Виссарионовича о Чкалове помогла ему стать великим лётчиком нашего времени.
Чкалов - коренастый, приземистый, «косая сажень в плечах», напоминающий медведя, угловатый, прямой в разговоре, с густым сочным голосом, с волжским выговором на «о». С ним всегда было весело и интересно. Он мог бесконечно, с увлечением рассказывать всевозможные случаи из своей лёгкой жизни, и случаев таких у него было немало.
В противоположность весельчаку и балагуру, живому и быстрому Чкалову Пионтковский был медлительным и немногословным, хотя и он любил хорошую шутку.
Много и интересно рассказывал Пионтковский о нашей авиации в период гражданской войны, о старых, полуразбитых трофейных «гробах», на которых приходилось летать первое время.
Однажды, например, Пионтковский вылетел на боевое задание с наблюдателем на старом двухместном аэроплане «Сопвич». Через некоторое время командир отряда получает от него телеграмму: «Прилетели, крепко сели, вышлите платформу».
Телеграмма эта расшифровывалась так: мотор отказал, лётчик вынужден приземлиться на болоте, машина разбилась…
Горе, а не полёты, - говорил Пионтковский, - но не унывали…
Вот что меня удивляло вначале в обоих лётчиках. Сидим, бывало, обедаем, балагурим, от души шутим, смеёмся и больше всех Чкалов. Через час-полтора испытателей ожидает рискованнейший полёт на новом самолёте. Но никаких мрачных мыслей, никакого беспокойства. Со временем я понял, что так и должно быть. Если лётчик потеряет душевное равновесие, перестанет быть уверенным в себе, в своих силах, ему не обуздать непокорной машины, ему надо кончать лётно-испытательную работу.
Конструктор обычно хоть и не умеет управлять самолётом, но ему необходимо знать самые тонкие особенности поведения самолёта в воздухе. Очень важно поэтому взаимопонимание между конструктором и лётчиком-испытателем, им надо иметь общий язык и договариваться с полуслова.
Я смотрю на лётчика-испытателя как на своего лучшего помощника в конструировании машин. Даже минутная задержка при возвращении его из очередного испытательного полёта действует болезненно. Начинаешь волноваться, строить всякие предположения - не случилось ли чего с лётчиком и машиной. И как гора сваливается с плеч, когда увидишь в небе быстро увеличивающуюся точку - на аэродром возвращается самолёт с близким и дорогим человеком!
Это чувство тревоги знакомо каждому конструктору. Я не сомневаюсь, что, так же как и я за Пионтковского, не раз волновался Туполев за Громова, когда тот первым поднимал в воздух его машины и особенно когда проводил ответственнейшие испытания при подготовке к полёту через Северный полюс.
С Пионтковским меня связывает не только долголетняя совместная работа по созданию новых самолётов, но и ещё одно важное событие в моей жизни. Мы одновременно вступали в партию, и нас принимали на одном партийном собрании.
Собрание происходило в большом ангаре, приспособленном под клуб. Ангар был полон. И, несмотря на то, что все были свои, знакомые люди - рабочие, механики, все, с кем каждый день встречались в цехах завода, на аэродроме, в конструкторском бюро, - ощущение взволнованности не оставляло меня ни на минуту.
Один за другим выходили на эстраду, к президиуму, подавшие заявления рабочие и инженеры.
Вдруг в зале сильно зашумели, все головы повернулись к выходу. Раздались аплодисменты. Обернувшись, я увидел характерную высокую сутуловатую фигуру человека в лёгком светлом пальто, с расшитой тюбетейкой на голове. Его провели в первый ряд. Свободное место было рядом со мной, и его усадили на это место. Я так был переполнен ожиданием предстоящего, что сначала и не понял, кто оказался моим соседом. И только когда он, приветливо улыбаясь из-под густых усов, протянул мне руку, я увидел, что это Алексей Максимович Горький. Можно представить мое удивление…
Алексей Максимович тяжело дышал и всё время курил. Не успеет докурить одну папиросу, достаёт другую, прикуривает от первой. Оглядев зал, он вполголоса обратился ко мне:
Говорят, и вы сегодня вступаете в партию?
Я кивнул головой.
Волнуетесь?
Я хотел было сказать, что не волнуюсь, но совести нехватило сказать Горькому неправду и я ответил:
Очень волнуюсь, Алексей Максимович.
В это время Юлиан Пионтковский, стоя на трибуне, рассказывал о своей жизни, о том, как он, слесарь-моторист, в 1917 году работая в одном из авиационных отрядов, загорелся желанием стать лётчиком, сам выучился летать, затем поступил в авиационную школу, уехал на фронт, стал инструктором школы лётчиков и, наконец, лётчиком-испытателем…
Есть ли вопросы? - спросил председатель.
Из зала раздались возгласы «знаем, знаем» и аплодисменты.
А это кто? - спросил Горький, указывая взглядом на Пионтковского.
Я ответил:
Мой друг, лётчик-испытатель Пионтковский.
Ну вот видите, как вашего друга приветствуют, и вы не волнуйтесь.
Сказав это, Алексей Максимович присоединился к собранию, встретившему аплодисментами результаты голосования за приём Пионтковского в партию…
Только назавтра, успокоившись от возбуждения, я был способен в полной мере оценить вчерашнее событие и удивительную встречу с Максимом Горьким в такой знаменательный день моей жизни…
Обаятельный, светлый образ Серова, Героя Советского Союза, лётчика-испытателя, в прошлом уральского рабочего, запечатлелся в моей памяти как образ легендарного русского богатыря, виртуоза высшего пилотажа, человека с душой орла.
Лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов - высокий, худой, на вид сухой, холодный и даже неприступный. На самом деле это очень мягкий и деликатный человек, спортсмен с головы до пят, по-мальчишески увлекающийся всеми видами спорта и особенно лошадьми.
Из лётчиков-испытателей Громов наиболее грамотный технически, культурный и содержательный человек. Он много читает, любит музыку, ценит в жизни красивое и сам пишет книги.
Пример бережного и любовного отношения к лётчикам-испытателям показывает товарищ Сталин. Мы, конструкторы, не раз слышали его требование заботиться о полной безопасности лётчиков-испытателей при опытных полётах, создавать все условия для успеха в их сложной и опасной работе.
Товарищ Сталин лично знает наших основных лётчиков-испытателей. Он внимательно прислушивается к их голосу, и их мнение по поводу того или иного самолёта играет не последнюю роль при выборе для массового производства новой машины.
Из книги Война в воздухе автора Шиуков Алексей Владимирович1. Безоружные летчики Осенью «1914 года я ехал со своим самолетом на фронт. Только что началась первая мировая империалистическая война. В ней должен был принять участие и я.До этой войны самолеты никогда и нигде еще не применялись для боя в воздухе. Поэтому, сидя в вагоне
Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс ИвановичЛетчики Молотов всегда одевается легко, не боясь простуды. Дома обычно ходит в рубахе навыпуск. Пошли в лес – надел серый плащ, шляпу, трость взял.Гуляем. Навстречу по лесной дорожке быстро идет человек в широкополой шляпе, старом коричневом костюме, темно-красном
Из книги Испытано в небе автора Галлай Марк ЛазаревичИСПЫТАТЕЛИ ШЕСТИДЕСЯТЫХ Итак, на смену нам вышло новое поколение советских лётчиков-испытателей. Что же оно собой представляло? Чем отличалось от нас?Здесь, следуя давним житейским канонам, мне, наверное, следовало бы с достойной сдержанностью посетовать на то, как
Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин АлексеевичГЛАВА 7 Лётчики Белая рубаха тщательно выутюжена, висит на спинке стула.В носках надраенных до блеска ботинок отражается потолок. Ботинки куплены в Гжатске еще до войны и ни разу не надеваны.Пузатый портфель - с вечера уложены в него букварь, тетради в косую линейку и
Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий МихайловичЛетчики-водопроводчики... Полетов не было, зима полностью вступила в свои права, но без дела нас не оставили. Вышло так, что разморозили водопровод, подающий воду в баню. Павел Кононович попросил нас помочь его восстановить, поскольку рабочих рук не хватало: у каждого
Из книги Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба) автора Верхозин Александр МихайловичВыручайте, летчики! К зиме 1942/43 года количество крупных партизанских соединений в глубоком тылу противника во много раз возросло. Инженеры подсчитали, что летать в Западную Украину и Западную Белоруссию без дополнительных бензиновых баков на самолетах ЛИ-2 невозможно.
Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич17. ОТКУДА БЕРУТСЯ ИСПЫТАТЕЛИ? Как человек становится лётчиком-испытателем? Примерно так же, как и рабочим, учителем, инженером. И всё же отчасти не так - по-особенному…В Школе лётчиков-испытателей были выработаны особые критерии отбора слушателей. Предпочтение всегда
Из книги Записки космического контрразведчика автора Рыбкин Николай НиколаевичИспытатели - народ особенный Получив диплом юриста-правоведа и навыки оперработника, я в сентябре 1973 года прибыл по распределению на подмосковную авиабазу Чкаловская - место, «завидное» для очень многих. Вот только оказалось, что здесь меня не ждали и через несколько
Из книги Дракон с гарниром, двоечник-отличник и другие истории про маменькиного сынка автора Черейский МихаилСамолеты, летчики и воздвиженская топография Воздвиженок в Приморском крае было две. Просто Воздвиженка - село Михайловского района, населенное выходцами с Украины, переселенными туда еще в начале XX века. До войны официальным языком там считался украинский, и в
Из книги Книга о русских людях автора Горький МаксимИспытатели В курорте Сестрорецк был банщик Степан Прохоров, благообразный крепкий старик, лет шестидесяти. Странно смотрели на людей его выпуклые фарфоровые глаза, - блестело в них что-то слишком светлое и жесткое, но улыбались они ласково и даже, можно сказать,
Из книги Рассказы и повести автора Хайко Леонид ДмитриевичКто они, лётчики? Древние тоже летали.Сведения о возможных полётах людей в доисторические времена на аппаратах тяжелее воздуха и о тех, кто ими управлял, мы черпаем из легенд и мифов, и всевозможных рисунках на камне.В далёкие времена туманной древности люди наблюдали за
Из книги Стартует мужество автора Кожевников Анатолий ЛеонидовичНастоящие лётчики На занятия к нам иногда приходил начальник училища полковник Оковин, бывший кавалерист Чапаевской дивизии. Оковин был летчиком, но легендарная слава чапаевцев так владела нашим воображением, что в часы, когда полковник проводил с нами беседу, мы чаще
Из книги Цель жизни автора Яковлев Александр СергеевичФронтовые летчики Качества самолета проверяются в бою. - Профессия истребителя. - Асы - воздушные снайперы. - Трижды Герой Александр Покрышкин. - Братья Глинки. - ДБ и ББ. - ЯК для Покрышева. - Письма с фронта. - Ибрагим Дзусов: «На подступах к Берлину небо наше». -
Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай ВасильевичЛетчики-испытатели самолетов «Ла» Адамович-Иодко Николай Владимирович. Родился 17 января 1915 года. С 1936 года летал в аэроклубе Московского авиационного института (МАИ). С 1940 года после окончания МАИ работал в ЦАГИ, затем – в ЛИИ. С 1942 года летчик-испытатель ЛИИ. Испытывал
Из книги Сковать боем! автора Чалбаш Эмир УсеинПочему летчики катапультировались? В 1956 году с весны полк опять находился в лагерях на аэродроме Кневичи. По-прежнему полк летал в сложных условиях и ночью. Прибывшее пополнение из молодых летчиков с завистью смотрело на летчиков, летающих в облаках, и каждый с
Из книги Разные годы автора Курганов Оскар ИеремеевичИСПЫТАТЕЛИ В авиации окружены большим почетом летчики-испытатели, люди, поднимающие в воздух самолеты после того, как они вышли из цехов. Испытатели должны быть людьми смелыми, решительными, опытными. Их главное качество: хладнокровие. Для испытания самолета требуется