Планирование транспортных перевозок: расчет потребности транспортных средств в MS Excel. Планирование грузоперевозок Планирование затрат по перевозке грузов в организации
Планирование перевозок
Автоматизация логистики с помощью системы 1С:TMS комплексно решает задачи маршрутизации доставки грузов с использованием любого типа перевозок – по городу, между регионами, с привлечением одного или разных видов транспорта.
Оперативное планирование перевозок грузов позволит скоординировать работу отделов, занимающихся управлением перевозками, поможет выбрать оптимальные способы доставки, выстроить цепочки поставок с привлечением разных видов транспортных средств, оптимизирует загрузку транспорта.
Система позволяет:
Рассчитывать потребности в перевозке грузов;
Формировать и согласовывать заявки на перевозку груза
Планировать расходы на доставку
Рассчитывать потребности в ресурсах, необходимых для выполнения транспортных заданий
Оформлять путевые листы
Планирование стоимости
и рентабельности перевозок
1С:TMS фиксирует сформированные тарифные сетки для расчета суммы выручки и величины затрат на перевозку. Для этого в системе реализован функционал.
Поскольку расчет стоимости услуг и затрат может отличаться не только числовыми значениями, но и различными правилами их определения – в системе реализован конструктор, с помощью которого пользователи могут самостоятельно настраивать эти правила
Позволяет:
Указывать соответствия правил расчета и условий перевозки
Составлять правила для расчета стоимости доставки
Формировать тарифные сетки
Маршрутизация доставки
В 1С:TMS реализована функция автоматического планирования маршрутов доставки.
Рациональное планирование маршрутов позволит избежать простоев в работе транспорта и водителей, ускорит доставку заказов покупателям, поможет снизить потери, связанные с необоснованным пробегом транспорта и перерасходом топлива. Скорость доставки заказов покупателям увеличится, как следствие – возрастет их доверие к компании, клиенты будут чаще обращаться повторно и порекомендуют перевозчика своим партнерам.
Система обеспечивает решение следующих задач:
маршрутизация доставки груза, формирование оптимальных маршрутов доставки с учетом типа транспортных средств, графика работы водителей, веса и объема груза, временных окон, времени разгрузки, а также ограничений, указанных клиентом;
формирование как комплектных, так и сборных рейсов, включение в один рейс звеньев нескольких разных заданий на перевозку грузов;
Оформление и выдача путевых листов.
Контроль выполнения заданий на перевозку
Программа для логистики и управления транспортом 1С:TMS содержит широкий набор инструментов для контроля фактического исполнения заданий на перевозку, позволяет регистрировать прохождение точек маршрута.
Использование модуля спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга с подключением телематического оборудования (ГЛНАСС/GPS трекеры, датчики уровня топлива, универсальные считыватели событий, RFID-метки) дает возможность отслеживать местонахождение транспортных средств, перемещение грузов, различные показатели работы транспортных средств – направление и скорость движения, стоянки, заправки, уровень топлива, стиль вождения и т.д.
Кроме того, можно визуализировать и отслеживать на электронных картах такие показатели как:
географические зоны и адреса доставки
маршруты и скорость движения транспортных средств
координаты местонахождения груза
температуру грузового отсека транспортного средства
воздействия на груз – встряски, удары, падение и т.п.
Все это позволит организовать надежный контроль за выполнением каждого этапа доставки, поможет предотвратить нецелевое использование транспорта, оптимизирует расход ГСМ, обеспечит надежную сохранность грузов.
Анализ результатов планирования и фактического
выполнения заданий на доставку заказов
1С:TMS умеет формировать оперативные план-фактные отчеты о различных показателях работы транспортного подразделения. Отчеты легко настраиваются в соответствии с пожеланиями пользователя.
В зависимости от объекта анализа, могут содержать такие данные как:
количество выполненных заданий
коэффициент использования грузоподъемности транспорта
затраты на выполнение заявок на перевозку
себестоимость одного километра пробега
объем или количество перевезенного груза
себестоимость перевозки одной единицы груза
пробег транспорта и количество выездов
расходы на ГСМ, ремонты и запчасти и т.п.
Это позволит выявить узкие места, оптимизировать транспортно-логистические процессы, найти способы повышения эффективности использования транспорта.
Возможности программы 1С:TMS для организации
логистики интернет-магазина
Грамотная маршрутизация доставки грузов – основа успешной работы каждого интернет-магазина. Для своевременного выполнения заказов клиентов необходимо оперативно перевозить товары от поставщиков на склад и со склада к покупателям. У многих крупных компаний, занимающихся интернет-продажами есть собственный транспорт, другие пользуются услугами курьеров или нанимают сторонних перевозчиков. И в том и другом случае нужно своевременно рассчитать потребность в транспортировке грузов, оценить затраты на перевозку, быстро обработать заявки на транспорт, сформировать план доставки, построить маршруты, выдать задание водителям и экспедиторам, проконтролировать выполнение этих заданий. Решение этих задач осложняется, если для доставки заказа нужно задействовать несколько видов транспорта – водный, воздушный, наземный.
Функционал программы 1С TMS для управления логистикой транспортных перевозок решает эти задачи максимально быстро и не требует наличия большого штата сотрудников:
Решает задачи:
С помощью системы можно скоординировать работу всех участников процесса управления грузоперевозками, организовать автоматизированное рабочее место для логиста, диспетчера, сотрудника отдела закупок, менеджера по продажам, руководителя службы доставки
Возможности 1С:TMS позволяют наладить рациональное планирование перевозок с использованием любых видов доставки заказов – отдельным транспортом, в составе сборного груза, мультимодальная доставка и т.п
Модуль системы «АРМ водителя (мобильный сотрудник)» поможет организовать оперативный контроль работы удаленных сотрудников (курьеров, водителей, экспедиторов, сервис-менеджеров), даст возможность отслеживать их передвижения, фиксировать факт выполнения заданий на доставку, анализировать эффективность использования рабочего времени
Использование модуля «ГЛОНАСС/GPS мониторинг» с установкой на транспортные средства ГЛОНАСС/GPS трекеров и датчиков уровня топлива позволит контролировать каждую минуту работы как собственного, так и наемного транспорта. С трекеров в 1С:TMS будет поступать вся информация о ходе выполнения транспортных заданий: данные о местонахождении транспорта, скорости и направлении движения, уровне топлива, длительности стоянок и т.п. Это позволит своевременно выявлять случаи несанкционированных простоев и отклонений с заданных маршрутов, не позволит водителям накрутить пробег или допустить перерасход топлива, поможет проконтролировать своевременность доставки товара клиентам.
Сегодня мы хотим поговорить о планировании грузовых перевозок. Звучит это достаточно безобидно, однако представьте себе ситуацию. К 8 марта администрация магазина запланировала завезти новую партию косметики и парфюмерии. Ход умозаключений руководства очевиден. Накануне Международного женского дня, Праздника весны, годовщины митинга в поддержку равноправия и эмансипации, или кто еще что отмечает в этот день, такой товар должен пользоваться спросом и принести магазину хорошую прибыль.
Однако отдел логистики сработал плохо: у менеджера заболела любимая теща, а экспедитор стал буддистом и уехал в Тибет. Сроки доставки сорваны, изящные флаконы в большинстве своем сиротливо пылятся на полках до следующих праздников, а в кассе пустота. В магазине начинаются скандалы, интриги, расследования, в ходе которых выясняется, что многие бизнес-процессы осуществляются неэффективно, по старинке.
Несколько слов о том, что такое планирование грузоперевозок
В начале статьи мы описали только одну вполне реальную ситуацию из миллиона возможных. Мы, конечно, очень любим наших бабушек, чьим методом до сих пор пользуются некоторые компании. Однако в сфере бизнеса такие принципы ведения дел чреваты неприятными последствиями: потерей конкурентных преимуществ, убытками, упущенной выгодой, штрафами.
Организация и планирование перевозок ― многоэтапный процесс, в который вовлечены сотрудники компании на нескольких уровнях: от руководителя до грузчиков. Грамотно выстроенный, он позволяет при наименьших (!) трудовых и материальных затратах выполнить максимально (!) возможный объем перевозок точно в срок. Чтобы добиться этой цели, необходимо учесть множество факторов и выстроить сложные цепочки взаимоотношений, каждая из которых сопровождается большими объемами информации.
Приведем конкретный пример. Планирование грузовых перевозок подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное. Остановимся несколько подробнее на последнем из них. Ежедневно менеджер по доставке составляет реальный оперативный план работы транспорта, что позволяет:
- заранее предупредить водителей о предстоящей работе;
- выбрать тип ТС и определить их количество;
- разработать рациональный маршрут;
- вовремя подготовить документацию;
- избежать нулевых пробегов;
- оперативно отреагировать на возможные изменения внешних факторов.
Это только малая часть операций, которые выполняются в рамках планирования перевозок грузов. И осуществляются они на уровне рядового менеджера. А вы ведь не забыли, что у нас есть еще два вида планирования ― стратегическое, которое проектируется и направляется высшим руководством фирмы, и тактическое, где решения принимаются начальниками отделов компании?
Почему важны грамотная организация и планирование перевозок?
Эффективные компании давно уже поняли, что справиться с такими мощными информационными потоками вручную невозможно. Вот почему они пользуются экспедиторскими программами, которые решают широкий спектр задач:
- Контролируют все этапы перевозки и оформляют любые виды грузов.
- Формируют полный комплект документов.
- Регистрируют и мониторят перевозки любым видом транспорта.
- Страхуют грузы, ведут базу данных ТС, формируют букинги и многое другое.
Другими словами, внедрение экспедиторских программ позволяет автоматизировать управление логистическими процессами:
- составлять прогнозы;
- актуализировать планы подразделений;
- осуществлять однообразные операции;
- контролировать выполнение заданий;
- организовать эффективное взаимодействие отделов;
- выполнять функции учетной системы и т. д.
Как следствие внедрения программы для экспедиторских компаний , роль человеческого фактора в худшем смысле этого слова нивелируется, сокращаются издержки, организация получает конкурентные преимущества, а прибыль… Ну конечно, она растет и с излишком окупает все затраты на автоматизацию бизнес-процессов.
7.3. Планирование и организация грузоперевозок
7.3.1 Процесс перевозки грузов
Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.
Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой Теория систем гласит, что всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом.
На рис.7.3.1 представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок. В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки. Ниже – мультимодальные перевозки. Далее – юнимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными автотранспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельных предпринимателей и собственным транспортом производственных и коммерческих структур.
Рис.7.3.1 Иерархическая структура перевозок
Каждые из приведенных видов перевозок обладают специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем перевозки и составляющие эти схемы звенья или элементы. Перевозочный процесс на каждой стадии (позвенно) можно представить в виде определенной подсети. Политика контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций на каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь, составляющие элементы перевозки грузов характеризуются определенными, присущими только им закономерностями. В технической и экономической литературе нет единого толкования многих основополагающих понятий: перевозочный процесс, транспортный процесс, цикл транспортного процесса, транспортная система, транспортный комплекс и т.д. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в определенной зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматриваются как самостоятельные. Поэтому в литературе в настоящее время пишут о перевозочном процессе, процессе транспортирования, о погрузочно-разгрузочном процессе и т.д.
Рис.7.3.2 Технологические схемы процесса перевозки грузов:
а – одним видом транспорта; б – различными видами транспорта.
На рис.7.3.2 показаны схемы процессы перевозки грузов. Он имеет циклический характер. Это значит, что, за исключением трубопроводного транспорта, который действует непрерывно, перемещение грузов совершается повторяющимися производственными циклами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл характеризуется высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава элементов. Циклы отдельных процессов перевозки колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель – достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.
Анализ схем процесса показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, только подвижному составу, но есть и совместные этапы. К последним относятся этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы – подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.
Дадим определения некоторым основополагающим понятиям.
Процесс перевозки – совокупность операции от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (этапы 1-2-3-4-5, рис. 7.3.2 а; или этапы 1-2-3-4-5-6-7, рис. 7.3.2 б).
Процесс перемещения – совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2-3-4 рис. 7.3.2 а; или этапы 2-3-4-5-6, рис. 7.3.2 б)
Транспортный процесс – совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2-3-4-6, рис. 7.3.2 а; или этапы 2-3-4-8 плюс 4-5-6-9, рис.7.3.2 б).
Цикл транспортного процесса – производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2-3-4-6, рис. 7.3.2 а; или 2-3-4-8 или 4-5-6-9, рис. 7.3.2 б).
Операция перемещения – часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.
Транспортирование – операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 или этап 5, рис.2 б).
Транспортная продукция – масса груза в натуральном выражении доставленная от места производства до места потребления. Опыт по организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому – потери груза, порча, естественная убыль и др.
Как спланировать потребность транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота (пассажирские перевозки)?
Как организовать бесперебойное обеспечение производственных процессов транспортными средствами?
На транспортном предприятии формирование плана производственной деятельности основывается на расчете потребности в транспортных средствах для исполнения плана поставок или плана транспортных перевозок. Рассмотрим один из вариантов расчета потребности в транспортных средствах для обеспечения плана транспортных перевозок.
Расчет любого плана производства следует начинать с плана реализации. На транспортном предприятии им является план поставок или план транспортных услуг, который формируется на основании заключенных договоров на оказание транспортных услуг. Предположим, на транспортном предприятии, рассматриваемом в нашем примере, план транспортных услуг формируется на основании плана поставок грузов и перевозки пассажиров до места назначения (см. таблицу на рис. 1).
Как видим, предприятие осуществляет два вида перевозок: перевозка грузов и пассажирские перевозки. Данные о перевозках грузов и пассажиров отражены в диапазоне ячеек Н5:Q22. Они будут использованы для дальнейших расчетов в качестве исходных. Исходными данными для дальнейших расчетов также являются данные о расстоянии до пункта назначения (диапазон ячеек Н5:Н22).
Рис. 1. План поставок
На основании данных о расстоянии до пункта назначения (см. таблицу на рис. 1), а также дополнительных исходных данных о средней скорости в пути и времени на погрузку-разгрузку (выгрузку) рассчитаем время, которое потребуется для совершения одной плановой поездки.
Для расчета времени на одну поездку необходимы следующие исходные данные:
- средняя скорость перевозки;
- нормативное расчетное время, необходимое для погрузки и разгрузки грузов или выгрузки пассажиров;
- расстояние до пункта назначения.
Рис. 2. Расчет времени на 1 поездку
Следующим шагом на пути к расчету потребности в количестве транспортных средств для выполнения плановых перевозок является расчет количества поездок.
При расчете количества поездок нам потребовался новый важный показатель в качестве исходных данных — грузоподъемность. Под этим показателем в нашем примере в случае грузоперевозок подразумевается максимальный вес груза, который может перевезти грузовой транспорт определенной категории, используемый для определенного заказчика, в случае пассажирских перевозок — максимальное количество пассажиров без учета водителя, предназначенных для перевозки автобусом, закрепленным за заказчиком этого вида перевозок.
Далее с использованием полученных данных рассчитаем требуемое количество машино-часов для выполнения плана поставок-перевозок. Обратите внимание на таблицу на рис. 4. Здесь в диапазоне ячеек Н71:Q88 рассчитано время, требуемое для выполнения плановых заданий.
Необходимо еще обратить внимание на особенности представленных в статье расчетов, и в первую очередь на то, что рассматриваемое в нашем примере транспортное предприятие работает в одну смену. Это видно из графы «Сменность» (таблица на рис. 5.1). Далее, в нашем расчете предполагается, что срок доставки не регламентирован, то есть не важно, к какому времени будет доставлен груз либо пассажиры. Следующее допущение: средняя скорость транспортного средства одинакова независимо от дня недели и времени перевозки. И наконец, за каждым потребителем транспортных услуг закреплено определенное (одно или несколько единиц) транспортное средство. Если какое-то из этих допущений не выполняется, то расчет должен быть более детализированным.
Резюме
Транспортные операции очень важны в технологическом процессе производства. Оптимизация использования транспортных средств является важным условием снижения себестоимости продукции и сокращения длительности производственного цикла. Безусловно, рассмотренный в статье простой пример формирования расчета потребности в транспортных средствах не может являться регламентом, но может стать основой для формирования собственной методики расчетов.
О. С. Илюшина,
ведущий экономист ЗАО «Спецнефтетранс»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале
7.3.2 Планирование и организация грузоперевозок
План перевозок строится на определении рационального объема и направлений перевозок. Для определения рациональных направлений надо изучать производственную деятельность поставщиков, их связи и т.д. Для определения рационального объема необходимо установить количество груза.
На рисунке 7.3.3. показана принципиальная схема организации перевозки груза.
Рис7.3.3 Принципиальная схема грузоперевозок.
Здесь обозначено:
I – грузообразующий пункт;
II – грузопоглащающий пункт;
III – перевозочный комплекс;
W(t) – грузопоток перевозочного комплекса;
W Q – транспортная продукция;
W г – потребности грузополучателя;
W’ k – плановая провозная возможность перевозочного комплекса;
W k - фактическая провозная возможность перевозочного комплекса;
О 1 ,О 2 ,О 3 - операторы.
Под грузообразующими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.
Под грузопоглощающими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необходимые для их нормальной производственной деятельности.
Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой – более или менее случайными факторами.
Одно и тоже предприятие может одновременно быть грузообразующим и грузопоглощающим пунктом. Например, завод железобетонных изделий, как вывозящий готовую продукцию является грузообразующим пунктом, а как ввозящий сырье – песок, щебень, цемент, и т.д. – грузопоглощающим.
В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1 – количество груза, доставленного грузополучателю W Q , должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t).
Разница между входом и выходом ΔW=W(t)-W Q подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора О 1 изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О 1 приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W’ k в свою очередь преобразуется в действительную провозную возможность W k с помощью оператора О 2 .
Второй контур представляет собой изменение в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз). Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором О 3 .
Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.
Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного производства, например, машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.), а родовая - распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.
Для доставки груза потребителю необходимо учитывать условия доставки, считая, что груз - продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.
Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состояния и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.
Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Характеристика груза - это режим хранения, способ упаковки, перегрузка и перевозка, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.
Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы, грейферы и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).
Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранялась до конца перевозки.
Различают маркировку товарную, отправительную, специальную и транспортную.
Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие необходимые сведения о товаре.
Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.
Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.
Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе - порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки), рядом с дробью - номер грузовой накладной. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.
Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную
Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.
Основную маркировки выполняют на следующих изделиях:
грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных;
легковых автомобилях;
автобусах;
троллейбусах и т.д.
При отправлении продукции большое значение имеет определение массы груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте и по осадке судна.
Задачи, решаемые транспортной логистикой, и выработку по ним стратегий можно в основном разделить на три группы:
1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом материалопотока, обработкой материалопотока в обслуживающей системе (склад поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по оперативному управлению и регулированию материалопотока.
2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).
З. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах, складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами.
Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и логистической концепции построения модели транспортного обслуживания потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах перевозки и составлении графиков (расписания) доставки продукции потребителям, т.е. маршрутизация перевозок.
Маршрутизация перевозок - это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при его рациональном и эффективном использовании.
Осуществляется по планам маршрутизации, составленным на железных дорогах. Маршруты подразделяются на:
отправительские, организуемые из вагонов, погруженных одним отправителем на одной станции (пристани или в порту);
ступенчатые - из вагонов, погруженных разными отправителями на одной или нескольких станциях (пристанях или в портах) одного или двух участков;
формируемые на специализированных маршрутных базах, которые создаются на выходах из районов массовой погрузки.
Создание маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей, способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава, высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация перевозок дает возможность повысить производительность автомобилей.
Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будет способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции потребителям, эффективному взаимодействию снабженческо-сбытовых и автотранспортных организаций.
Для разработки маршрутов необходимо использовать экономические и математические методы, методы сетевого планирования, графы, практические материалы, а также литературные и методологические источники. Конечным результатом должен стать документ, который характеризует согласованный график работы снабженческо-сбытовых, автотранспортных организаций и предприятий.
На железных дорогах России М. п. стала осуществляться в начале 20 века, но носила случайный характер. Даже перевозки таких массовых грузов, как каменный уголь, железная руда, зерно, почти не маршрутизировались.
С первых лет Советской власти вопросам М. п. уделялось большое внимание. В 1926 Наркомат путей сообщения созвал съезд по маршрутизации, сыгравший важную роль в М. п. Развитие получила ступенчатая маршрутизация, предложенная в 1932 Героем Социалистического Труда В. Т. Осиповым. С 1944 план организации формирования маршрутов с мест погрузки - неотъемлемая часть общего плана формирования грузовых поездов. В 1971 перевозка грузов маршрутами на железных дорогах СССР возросла в 3 раза по сравнению с 1951.
М. п. - одно из важнейших средств ускорения продвижения вагонов через сортировочные и участковые станции, сокращения времени оборота вагонов; снижения транспортных затрат за счёт уменьшения маневровой работы на станциях; сокращения потребности в капиталовложениях на развитие железнодорожных станций; рационального использования технических средств железных дорог. Отправление грузов маршрутами способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств в народном хозяйстве, так как в маршрутах грузы продвигаются значительно быстрее, чем при следовании в других видах грузовых поездов.
" |
- Презентация "Школа избирателя" презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему
- Наставничество: как минимизировать затраты на обучение и ускорить адаптацию
- Птица солнце из дерева и щепы
- Отставки по собственному вряд ли спасут таможенную верхушку от увлекательного путешествия на нары Кто с кем связан