Переучиться на еврокоптер ес 135. Приложения Airbus Helicopters
Вертолет Eurocopter EC-135 (Еврокоптер ) фото
Вертолет Eurocopter EC-135 (Еврокоптер ) - пример удачного сотрудничества французских и немецких авиастроителей, которые дополнили надежный немецкий вертолет BO105 хвостовым винтом типа Fenestron, разработанным французскими инженерами.
Конструкция вертолета Eurocopter EC-135
В конструкции вертолета Eurocopter EC-135 используется большое количество композитных элементов, что позволило снизить его вес вертолета и решить проблемы с коррозией металлических элементов. Благодаря этому производителю удалось добиться снижения эксплуатационных расходов на 20% по сравнению с BO105 при более высоких технических характеристиках.
Отличия вертолета Еврокоптер ЕС-135
Вертолет Eurocopter EC 135 имеет преимущества и отличается:
- улучшенными операционными характеристиками,
- увеличенным максимальным взлетным весом,
- низким уровнем внешних шумов и вибрации в кабине,
- а также высокой маневренностью.
Вертолет EC135 T2i / P2i оснащен цифровой системой контроля двигателей FADEC и передовой авионикой. Вертолет Еврокоптер ЕС-135 идеально подходит для эксплуатации в суровых российских условиях при низких минусовых температурах. Система забора воздуха для двигателя сконструирована таким образом, что даже в самые сильные морозы воздух в двигатели попадает прогретым.
Характеристики Eurocopter EC135
Аренда вертолета Eurocopter EC135
Аренда вертолета Eurocopter EC-135 обойдется Вам недорого в компании ФИНАМ Аэро. Мы давно работаем на рынке частной авиации в России.
Вы можете взять в аренду вертолет Eurocopter EC135 не только в Москве. Аренда вертолета в Краснодарском крае на юге России также актуальна.
Аренда вертолетов Еврокоптер ЕС-135 в компании ФИНАМ Аэро - это гарантия качества полетов по всей России. Чтобы арендовать вертолет Eurocopter EC135 воспользуйтесь формой заказа.
Отправить заявку
Eurocopter EC135 (после ребрендинга Airbus Helicopters H135) — средний многоцелевой вертолет, разработанный концерном Eurocopter в 1990-хх года. Широко распространенный в силовых и гражданских структурах по всему миру, вертолет является одним из самых массовых продуктов Airbus Helicopters. Имеет военную модификацию, выпускающуюся под индексом .
История EC135
История вертолета EC135 началась в 1970-хх годах, когда концерн Eurocopter еще не был сформирован. Работы по новой машине, которая получила индекс Bo 108 проводились немецкой фирмой Messerschmitt-Bolkow-Blohm (MBB). Совместно с французской Aerospatiale велись разработки вертолета, который изначально должен был стать демонстратором перспективных технологий. На Bo 108 впервые была опробована система управления двигателем FADEC, безшарнирный ротор главного винта, а так же ряд решений по трансмиссии.
Первый прототип, оснащенный двигателями Allison 250-C20R, взлетел в 1988 году. Второй прототип, поднявшийся в воздух в 1991 году был оснащен двигателями Turbomeca Arrius TM319-1B. Фенестронами эти модели еще не оснащались и имели классические рулевые винты.
В начале конце 1990-хх конструкция вертолета была переработана и он, наконец, получил Фенестрон, новый несущий винт, композитные элементы и новую звукоизоляцию. Изменения были настолько масштабными, что было решено провести новую сертификацию с созданием двух прототипов, получивших индекс EC135 модельного ряда недавно созданного концерна Eurocopter, в который влилась немецкая MBB.
Аналогично с возможностью выбирать силовые установки на коммерческих лайнерах Airbus, Eurocopter решил дать возможность выбирать двигатели и на своих вертолетах. EC135 может оснащаться двигателями Turbomeca Arrius 2B или Pratt & Whitney PW206B. Первые два прототипа были собраны и совершили первые полеты в 1994 году.
В 1995 году EC135 был официально представлен публике на выставке Heli-Expro в Лас Вегасе. Одним из главных достоинств новой машины стали беспрецендентно низкий уровень шума на местности.
Описание: прибытие и посадка вертолета EC135 спасательной службы Германии
Конструкция EC135
Вертолет ЕС135 является развитием вертолетов Bo.108 и соответствует им по габаритам. Отличается широким применением композиционных материалов — до 45 %. Вертолет отличается улучшенными аэродинамическими обводами. По сравнению с базовым вертолетом вредное сопротивление фюзеляжа уменьшилось на 30%.
Кабина вертолета модульной конструкции. Компоновка кабины может меняться в зависимости от состава экипажа и назначения вертолета: скорая медицинская помощь, VIP-вертолет, полицейская служба, обслуживание морских платформ, транспортные операции, в том числе и для перевозки грузов на внешней подвеске. Летчик и шесть пассажиров размещаются на сиденьях, обладающих повышенной прочностью при аварийных посадках. Двери для доступа в кабину экипажа откидываются на шарнирах. В пассажирской кабине использованы сдвижные двери.
Шасси — неубирающее лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных. Снизу обтекателя фенестрона имеется предохранительная хвостовая опора.
Несущий винт композитный нового поколения, бесшарнирной конструкции, с изменяемым числом оборотов.
Силовая установка: двигатели Turbomeca Arrius 2B или Pratt & Whitney PW206B. Силовая установка оснащена системой подавления вибраций ARIS (Anti Resonance Isolation System). Система управления двигателями имеет двойное резервирование.
Система управления обычная, гидравлическая, бустерная, с электрогидравлической системой повышения устойчивости. Предполагается использование варианта с одноместной кабиной, оборудованной для полетов по приборам с более эффективной системой повышения устойчивости.
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает возможность полета по приборам. Предусмотрено использование метеорологической РЛС.
Модификации
- EC 135 P 1 — оснащенный двигателями PW206B мощностью 621 л.с. каждый имел взлетную массу до 2,8 тонн
- EC 135 T 1 — оснащался двигателями Turbomeca Arrius 2B1. Максимальная взлетная масса так же до 2,8 тонн
- EC135P2 — двигатели PW206B2. Благодаря обновленной авионике значительно улучшилась управляемость
- EC 135 T 2 — оснащался двигателями Turbomeca Arrius 2B2. В остальном, аналог модели P2
- EC 135 P 2+ (EC 135 P 2 i ) — крайняя версия с двигателями PW206B2 (667 л.с.), с комплексом FADEC, взлетной массой до 2,9 тонн и повышенным межремонтным ресурсом. Выпускается в Германии и Испании
- EC 135 T 2+ (EC 135 T 2 i ) —
- EC 135 P 2+ (EC 135 P 2 e ) — максимальная взлетная масса выросла до 2,95 тонн с некоторыми ограничениями в пилотаровании
- EC 135 T 2+ (EC 135 T 2 e ) — аналог модели P2+ с двигателями Arrius 2B2
- EC 135 P 3 — оснащается двигателями PW206B3 (708 л.с.) и новой системой FADEC. Максимальная взлетная масса до 2,98 тонн.
- EC 135 T 3 — аналог модели P3 с двигателями Arrius 2B2Plus. Выведен на рынок в 2014 году.
- EC 635/ H 135 M — военный вариант, созданный изначально для Армии Португалии в качестве вертолета поддержки и эвакуации. Так же поставляется в ВС Иордании, Швейцарии и Ирака
- TH -135 — учебный вертолет, созданный на базе EC135 T2+
Вертолёты Airbus Helicopters H135 (Eurocopter EC135 T2/P2) - это многоцелевые аппараты легкого класса производства Германии с двумя двигателями.
Особенности модели
Еврокоптер пилотирует один человек. Количество пассажиров - до 7 человек. Машина имеет повышенную безопасность, высокую управляемость. Несущий винт имеет безподшипниковое устройство. Стабилизацию обеспечивает финестрон с анти крутящим моментом.
Аппарат EC135 отличается пониженной громкостью- всего 6.5 dBA. Это меньше наиболее жестких норм ICAO. По параметру вертолёт опережает всех конкурентов в своем классе. Тишина повышает комфорт перевозки пассажиров. Этому же способствует система, эффективно устраняющая вибрации. В режиме висения вертикальные колебания всего 0,1 g.
Простое устройство несущего винта обеспечивает высокую надежность. Конструкция обеспечивает повышенную безопасность, делает проще обслуживание машины. Снижается время на ТО, интервал проведения техинспекции увеличен до 400 часов налета. Реализованная в конструкции резервная система смазки и охлаждения трансмиссии увеличивают надежность аппарата.
Защита людей повышается применением энергопоглощающих кресел и конструкции корпуса, защищенных от ударов баков с топливом. Это дает возможность совершить жесткую посадку без причинения ущерба пилоту и пассажирам.
Универсальность применения
Салон вертолёта имеет компоновку, позволяющую легко приспособить ее для разных функций. Среди них:
- перевозка пассажиров;
- перевозка vip-персон;
- санитарное применение;
- версия для правоохранительных органов;
- вертолёт-спасатель.
На вертолёты модели H135 серии EC135 T2/P2 могут быть установлены внешние крюки для перевозки груза (одинарный и двойной), прожектор, оборудование для подъема людей и т.п.
Вертолет оснащается двумя типами двигателя: PRATT & WHITNEY PW 206B2 (модель P2) и TURBOMECA Arrius 2B2 (модель T2). Двигатели отличаются износоустойчивостью, динамичными характеристиками. Запас по мощности обеспечивает дальнейший полет или безопасную посадку даже при выходе из строя одного из них. Выбор агрегатов зависит от предпочтения заказчика.
Ерокоптер можно приобрести в компании URALHELICOM.
Разработка вертолета ЕС-135 началась в 1991 г. (после образования фирмы «Еврокоптер» в результате слияния вертолетостроительных фирм «Аэроспасьяль» и «МВВ») для замены легких многоцелевых вертолетов Во.105 усовершенствованным вертолетом нового поколения. При разработке были использованы опыт создания и особенности конструкции демонстрационного вертолета Во.108, являющегося развитием вертолетов Во.105 и Вк.117 и предназначенного для исследований новой техники для вертолетов следующего поколения. При подготовке к программе сертификации вертолета ЕС.135 в 1992 г. были проведены летные испытания разработанных для него несущего винта и рулевого винта-фенестрона нового поколения на вертолете Во.108. В конце 1992 г. были возобновлены проектные работы по вертолету Во.135 с целью увеличения его грузоподъемности и увеличению числа мест с пяти до семи. Два предсерийных вертолета ЕС-135-01 и 02 совершили первый полет соответственно 15 февраля и 16 апреля 1994 г. Третий предсерийНый вертолет построен в 1995 г. и демонстрировался на международной выставке «Гели-Экспо-95» в Лас-Вегасе. Сертификация вертолета ЕС-135 для визуального полета предполагалась в конце 1996 г. и для полета по приборам – в середине 1997 г. Серийные поставки начались в 1996 г, Предполагаемая продажная цена вертолета 1,8-2,3 млн долларов.
Эксплуатационные расходы по сравнению с вертолетами Во.105 предполагалось снизить на 20% при более высоких технических характеристиках. Прямые эксплуатационные расходы вертолета оцениваются в 338 долларов в час по сравнению с 435 долларами в час для вертолета Во.105СВ, стоимость пассажиро-километра 0,94 доллара. В течение 10 лет предполагается построить 700-900 вертолетов ЕС-135. Фирмой «Еврокоптер» вложено примерно 500 млн марок в создание вертолетов ЕС-135. Потребности мирового рынка оцениваются в 1350 вертолетов. Планируется производить серийно первоначально 30 вертолетов в год с увеличением в дальнейшем серийного производства до 60 вертолетов в год.
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет ЕС- 135 является развитием вертолетов Во.105 и Во.108 и соответствует им по габаритам. Отличается широким применением – до 45% – панелей из КМ слоистой конструкции (кевлар, углеволокно); в конструкции панелей пола нижней части фюзеляжа, хвостовой балки и грузового отсека использованы алюминиевые сплавы, в двигательном отсеке-титановые сплавы. Вертолет отличается улучшенными аэродинамическими обводами. По сравнению с вертолетом Во.105 вредное сопротивление фюзеляжа уменьшилось на 30 %, хотя фюзеляж удлинен только на 0,05 м, а ширина внутренней части кабины увеличена на 0,01 м.
Кабина вертолета модульной конструкции имеет размеры 4,1 х х 1,26 х 1,49 м и объем примерно 5 м? . Компоновка кабины может меняться в зависимости от состава экипажа и назначения вертолета: скорая медицинская помощь, вариант «люкс», полицейская служба, обслуживание морских платформ, транспортные операции, в том числе и для перевозки грузов на внешней подвеске. При проектировании кабины экипажа большое внимание уделено вопросам эргономики. С целью улучшения обзора размеры приборной доски летчика уменьшены, максимальное поле зрения составляет 280°. Летчик и шесть пассажиров размещаются на сиденьях, обладающих повышенной прочностью при аварийных посадках. Двери для доступа в кабину экипажа откидываются на шарнирах. В пассажирской кабине использованы сдвижные двери. При перевозке крупногабаритных грузов задняя створчатая дверь может сниматься.
Стабилизатор прямоугольной формы в плане, размахом 2,35 м, с концевыми шайбами, выполненными из КМ, установлен в конце хвостовой балки. Концевые шайбы имеют трапециевидную форму в плане. Стреловидное вертикальное оперение имеет несимметричный профиль и снабжено снизу предохранительной опорой. При аварийном снижении вертикальное оперение создает боковую силу, обеспечивающую уравновешивание реактивного крутящего момента.
Шасси – неубирающее лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных опор, которые отклонены назад на 1°. Колея шасси 2,1 м. Опоры соединены между собой с обеих сторон фюзеляжа продольными балками, которые служат подножками. Снизу обтекателя фенестрона имеется предохранительная хвостовая опора.
Несущий винт нового поколе1 ния, бесшарнирной конструкции, с изменяемым числом оборотов. Лопасти с меняющимся по длине профилем DM-H3 и DM-H4 имеют нелинейную крутку и законцовки трапециевидной формы, рассчитанные на околозвуковые скорости обтекания. Лопасти выполнены из КМ и крепятся к втулке с помощью упругих соединительных элементов из КМ, обеспечивающих маховое движение, движение в плоскости вращения и изменение угла установки лопасти. Команды управления передаются на комлевую часть лопасти с помощью тяг и рычагов из пластика с армирующим углеволокном. Несущий винт не нуждается в смазке и частом техническом обслуживании. Вал несущего винта наклонен вперед на 5°. Втулка несущего винта сверху закрьпа обтекателем.
Рулевой винт – фенестрон нового поколения, диаметром 1 м, с жестко закрепленными спрямляющими лопатками в кольцевом канале и 10 лопастями, установленными асимметрично в плоскости вращения и с углом стреловидности по передней кромке. Такая конструкция рулевого винта – фенестрона позволяет снизить потребную мощность и повысить аэродинамическое качество, а также снизить внешний уровень шума от вертолета. Окружная скорость концов лопастей 185 м/ с.
Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД Турбомека «Арриус» 28 или Пратт-Уитни PW 206 В мощностью по 470 кВт/ 640 л. с. Двигатели установлены в верхней части фюзеляжа, позади вала несущего винта, а выхлопные сопла выведены по обеим сторонам заднего отсека фюзеляжа и отделены защитным экраном для безопасности в случае поломки лопаток турбины. Оба используемых типа двигателя имеют цифровую электронную систему управления с широкими пределами регулирования.
Топливная система состоит из основного бака емкостью 603 л и дополнительного – емкостью 100 л. Топливная магистраль спроектирована с учетом минимального риска загорания в аварийной ситуации.
Трансмиссия включает главный редуктор, редукторы двигателей, промежуточный редуктор, редуктор рулевого винта и соединительные валы. Главный редуктор двухступенчатый, компактной плоской конфигурации, с небольшим числом деталей, обеспечивает оптимальное распределение нагрузок и напряжений. Между корпусом главного редуктора и силовыми элементами фюзеляжа установлена система снижения вибраций от несущего винта ARIS (Anti Resonance Isolation System). Система управления двигателями имеет двойное резервирование. Все динамические нагруженные агрегаты имеют межремонтный ресурс 3000 ч или обслуживаются по состоянию.
Характеристика вертолета ЕС-135
Размеры, м:
с вращающимися винтами 12,1
фюзеляжа 10,16
ширина фюзеляжа 1,56
высота вертолета
максимальная 3,75
по втулку несущего винта 3,23
кабина вертолета
длина несущего винта 10,2
ометаемая площадь, м? 81,7
Двигатели 2 ГТД Турбомека
«Арриус» 2 В или Пратт-Уитни HW 206 В
взлетная мощность, кВт/л. с. 2 х 470/2 х 640 Массы и нагрузки, кг:
взлетная с нагрузкой в кабине 2500
с подвешенным грузом 2700
пустого вертолета 1300
на внешней подвеске 1400
Летные данные:
скорость, км/ч
непревышаемая 287
максимальная крейсерская 270-274
экономичная крейсерская 240
скороподъемность при наборе высоты
с горизонтальной скоростью, м/с 7,9-9,7
вертикальная скороподъемность с одним
работающим двигателем, м/с 2,7
статический потолок, м:
с учетом влияния земли 4750
без учета влияния земли в условиях MCA 4100
при MCA +20°С 2700
динамический потолок, м 6100
дальность с одним летчиком, 4 пассажирами и 145 кг специального оборудования при полете на высоте 1000 м с резервом топлива на 20 мин, км 750
Система управления обычная, гидравлическая, бустерная, с электрогидравлической системой повышения устойчивости. Предполагается использование варианта с одноместной кабиной, оборудованной для полетов по приборам с более эффективной системой повышения устойчивости.
Гидравлическая система и электросистема выполнены с двойным резервированием. Все электро- и электронное оборудование имеет защиту от действия электромагнитного поля напряженностью до 200 В/м.
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает возможность полета по приборам. Предусмотрено использование метеорологической РЛС.
Когда в 1992 году европейские вертолетостроительные фирмы объединились в концерн «Еврокоптер», основу его производственной программы составили изделия французской «Аэроспасьяль».
Немецким же взносом стал Bo 108 — вертолет-демонстратор, разрабатывавшийся для замены удачного Bo 105 фирмы «Мессершмитт-Бельков-Блом» (МВВ).
Bo 108, впервые поднявшийся в воздух 15 октября 1988 года, был оснащен двумя газотурбинными двигателями «Аллисон» 250-C20R-3 мощностью по 450 л. с. Новинкой стал установленный на вертолете бесшарнирный четырехлопастный несущий винт с лопастями нового профиля, изготовленными из композитов. К другим инновациям следует отнести новую трансмиссию с двухступенчатым редуктором и антирезонансной системой (ARIS), значительно снизившей уровень вибраций,и широкое использование композитов и самое современное бортовое оборудование. Разработчикам удалось за счет использования современных технологий заметно улучшить летные характеристики машины, при этом снизив ее стоимость.
Второй прототип впервые поднялся в воздух 5 июня 1991 года. На нем были установлены двигатели «Турбомека» ТМ 319 «Арриус» 1 взлетной мощностью по 479 л. с. 16 января 1992 года вертолетное отделение французской фирмы «Аэроспасьяль» и фирма МВВ объединились в консорциум «Еврокоптер». Это позволило совместно использовать французские и германские наработки в области вертолетостроения и ускорить программу летных испытаний. В конструкцию вертолета внесли ряд изменений, а число пассажиров увеличили до восьми. Так родился вертолет ЕС135.
КОНСТРУКЦИЯ
Компоновка вертолета традиционна для машин одновинтовой схемы — фюзеляж с длинной хвостовой балкой, зато несущая система достаточно необычна — четырехлопастный бесшарнирный несущий винт в комбинации с хвостовым винтом-фенестроном (заключенным в кольцевой обтекатель). Использование этой несущей системы в сочетании с аэродинамическим совершенством фюзеляжа позволило резко снизить шум, создаваемый вертолетом, фюзеляж изготовлен в основном из сотовых конструкций на основе кевлара. В конструкции панелей пола нижней части фюзеляжа, хвостовой балки и грузового отсека использованы алюминиевые сплавы, в двигательном отсеке — титановые сплавы. Кабина летчиков снабжена двумя дверцами автомобильного типа, которые открываются вперед. Приборное оборудование комплектуется под требования заказчика; оно может быть выполнено как на основе обычных приборов со стрелками, так и на базе многофункциональных дисплеев. Для доступа в пассажирскую кабину имеется сдвижная дверь. Грузы, медицинское оборудование или носилки с больными за гружаются в кабину через люк в хвостовой части фюзеляжа.
Изначально вертолет EC135 проектировался под два альтернативных варианта силовой установки: французские двигатели «Арриус 2» либо канадские «Пратт энд Уитни» PW206B. На первой предсерийной машине, поднявшейся в воздух 15 февраля 1994 года, стояли французские двигатели, на второй (вышедшей на испытания два месяца спустя) — канадские. Летом 1996 года EC 135 успешно завершил сертификационные испытания, и 31 июля первые два серийных вертолета передали стартовому заказчику — Немецкой спасательной службе.
ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
В ходе серийного выпуска, продолжающегося уже два десятилетия, фирма-производитель параллельно развивает две линейки ЕС 135, на одной из которых применяются двигатели «Турбомека», а на другой — «Пратт энд Уитни». В конструкцию вертолетов постоянно вносятся изменения, направленные на улучшение эксплуатационных характеристик.
Первыми серийными вариантами стали EC135P1 с двигателями PW206B мощностью 621 л. с. и EC 135T1 с моторами «Арриус» 2B1 (позже применялись модификации 2B1A и 2B1A1), развивавшими 583 л. с. Первоначально оба варианта выпускались с максимально допустимой взлетной массой 2630 кг, впоследствии этот показатель подняли до 2720 кг, а затем — до 2835 кг. Также в ходе производства обновлению подверглось оборудование пилотской кабины — был установлен крупноформатный центральный дисплей.
В августе 2001 года начался выпуск вертолета второго поколения ЕС135Р2 с двигателями PW206B2, имеющими такую же мощность, как и PW206B, но отличающимися улучшенными эксплуатационными характеристиками. Ровно год спустя, в августе 2002 года, с производственной линии сошли первые машины ЕС135Т2, оборудовавшиеся двигателями «Арриус» 2В2 мощностью 606 л. с.
Дальнейшим семейства стали вертолеты EC135P2+ (двигатели PW206B2 мощностью 667 п. с.) и EC135T2+ («Арриус» 2B2 мощностью 634 л. с). Для этих вариантов максимальная взлетная масса составляет 2950 кг, а установленные на них двигатели получили полностью цифровую систему управления. Наконец, в 2014 году на рынок вышли варианты EC135P3 (двигатели PW206B3, развивающие 708 л. с.) и EC135T3 (моторы «Арриус» 2B2+ мощностью 660 л. с.) Их максимальная взлетная масса увеличена до 2980 кг.
Изначально задумывавшийся как гражданская машина, EC135 нашел определенный спрос и у военных.
Коммерческий успех вертолета побудил руководство концерна к разработке военной модификации, предназначенной для использования в качестве связного, патрульного, горноспасательного и для сил быстрого реагирования. В военный вариант переоборудовали первый предсерийный вертолет. Его впервые продемонстрировали 28 апреля 1998 года на авиасалоне «Аэроспейс Африка». Первоначальные попытки сбыта военного варианта, получившего обозначение EC635, были не особо успешными. В конкурсе на легкий вертолет для ВВС Южно-Африканской Республики его обошел итальянский A 109. В октябре 1999 года девять вертолетов EC635T2 заказала Португалия, но из-за срыва сроков поставок правительство этой страны в конце концов контракт расторгло.
В октябре 2002 года эти вертолеты были перепроданы Иордании. Первую машину заказчик получил в июле следующего года, а в январе 2006-го Иордания заказала еще четыре EC635T2, поставленных в 2007 году. В апреле 2006 года 20 вертолетов, в том числе 18 EC635P2+ и два EC135P2+, заказали ВВС Швейцарии. Машины пришли на смену «Алуэттам» III, причем EC635P2+ используются как разведчики и поисково-спасательные, а EC135P2+ предназначены для перевозки высокопоставленных лиц. 16 машин швейцарского заказа собирались по лицензии на местном предприятии RUAG в городе Альпбах.
Крупнейший к настоящему времени заказ на EC635 — 24 экземпляра — поступил из Ирака. Иракские машины отличаются наиболее «продвинутым» бортовым оборудованием и мощным вооружением. Они активно применяются в боевых действиях против исламистов. 20 декабря 2014 года один из иракских EC635 был сбит ракетой ПЗРК в районе Самары (95 км севернее Багдада).
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ EC635
Вертолет EC635, так же как и гражданский EC135, предлагается в двух вариантах — с двигателями «Турбомека» или «Пратт энд Уитни». Машина помимо одного-двух пилотов может транспортировать шесть-семь бойцов. В варианте для перевозки раненых EC635 может транспортировать одного-двух пациентов на носилках, а также несколько человек сопровождающих (или сидячих раненых). Для поисково-спасательных операций вертолет может оборудоваться лебедкой.
Стандартным для военного вертолета является установка оптоэлектронной головки с инфракрасной камерой (например «Уэскам» МХ-15); опционально возможен также монтаж станции постановки помех тепловым головкам самонаведения ракет (EADS MILDS AN/AAR-60 или MBDA «Сапфир-М»). Вооружение EC635 размещается в дверных установках и на двух узлах внешней подвески. В дверях грузовой кабины возможна установка двух 7.62-мм пулеметов FN MAG с боекомплектом 300 патронов на ствол. На внешних узлах допускается подвеска пусковых установок 70-мм неуправляемых ракет (12-зарядные FZ231 или 7-зарядные FZ233), а также стрелковых контейнеров NC621 с 20-мм пушкой М621 (боекомплект 180 снарядов) или HMP400LCC 12.7-мм пулеметом M3P (боекомплект 400 патронов). Иракские ЕС635 могут также применять ПТУР ZT3 «Ингве» южноафриканского производства.
В ДРУГИХ ИПОСТАСЯХ
У военных эксплуатантов определенной популярностью пользуются не только специализированные вертолеты EC635, но и более дешевые гражданские варианты EC135. Например, армейская авиация Германии приобрела 14 таких вертолетов модификации EC135T1 для применения в качестве учебных (они служат в школе армейской авиации в Бюккебурге). 13 машин под обозначением TH-135 с той же целью купили ВМС Японии. В школе армейской авиации Испании служит 14 EC135, получивших местное обозначение НЕ.26. Четыре вертолета — два EC135T2 и два EC135P2+ — эксплуатируется в ВВС Ирландии. Небольшое количество EC135 служит в ВВС Нигерии, Габона и ряда других стран. Полиция Германии эксплуатирует EC135 с двигателями «Турбомека» и «Пратт энд Уитни». Вертолеты германской полиции оснащены громкоговорителями, прожекторами, линиями передачи данных, телевизионными и тепловыми обзорными системами, видеозаписывающим оборудованием, а также лазерной системой предупреждения о препятствиях «Хеллас». Соответствующим образом оборудованные EC135 применяются и правоохранительными органами целого ряд других стран: федеральной полицией и национальной жандармерией Аргентины, королевской жандармерией Марокко, пограничной охраной Литвы, федеральной полицией Австрии, гражданской гвардией и национальным полицейским корпусом Испании.