Специализация повышает производительность труда. Уровень разделения труда как фактор
почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда? и получил лучший ответ
Ответ от Николай Голубцов[гуру]
Чем проще работа, тем проще научить, проще контролировать, проще увеличить скорость работы.
Ответ от Ѐilgrim
[гуру]
Так велит НОТ.
Ответ от Николай Маврин
[гуру]
Объективная данность.
Ответ от Ђимур Иванов
[гуру]
Смотря какого. Смотря как в комплексе этот труд обеспечен и организован. Если узких специалистов достаточно для выполнения каждого цикла производственного процесса, то разумеется способствует. Если же, например, у Вас частное предприятие, в котором работает только дворник подметающий крыльцо и другой человек, умеющий очень квалифицированно выполнять только одну производственную операцию, а требуется 50, то уж нет конечно.. . не способствует.
Ответ от N_esta
[новичек]
""Специализация в процессе производства. Комплекс работ обычно можно дешевле завершить к большому количеству людей каждый из которых выполняет небольшое количество специализированных задач, чем одним человеком попытке завершить всю работу. Идея, что специализация снижает затраты, и, таким образом цену платит потребитель, вкладывается в принцип сравнительных преимуществ. Разделение труда является основным принципом, лежащим в основе сборочной линии в системах массового производства. ""
Ответ от НЕТ
[гуру]
Врождённое свойство всего живого и Человека в т. ч. есть стремление уменьшать затраты своей активности для достижения любой цели. При повторении сходных условий достижения сходных или одинаковых целей обучение способам достижения цели означает подбор наименее затратного способа. А производительность труда есть величина затрат (не важно чего - каллорий. времени) для получения цели - продукта.
Ответ от Андрей Кузнецов
[эксперт]
Человеку так удобнее, проще и понятнее работать.
⚡ Разделение труда ⚡ представляет собой обособление различных видов трудовой деятельности. Начало этому процессу положило естественное разделение труда по полу и возрасту, которое получило развитие в домашнем хозяйстве. За пределами этого хозяйства стало расти общественное разделение труда. Современная система включает следующие виды такого разделения труда:
- Индивидуальная специализация - сосредоточение деятельности человека на каком-то особом занятии, овладение определенной профессией, специальностью.
- Разделение труда на предприятии (выделение в трудовом коллективе разных видов работ, операций).
- Обособление созидательной деятельности в масштабах отрасли, вида производства (например, электроэнергетика, добыча нефти, автомобилестроение и т.п.).
- Разделение национального производства на крупные роды (промышленность, сельское хозяйство и др.).
- Территориальное разделение труда внутри страны (при специализации производства каких-то продуктов в разных экономических районах).
- Международное разделение труда (специализация производства отдельных стран на определенных видах изделий, которыми эти страны обмениваются).
Непрерывное развитие разделения труда объективно обусловлено прогрессом техники и человеческого фактора производства, а также условиями совершенствования сложной кооперации труда. Эти условия проявились уже при переходе от простой кооперации труда ремесленников на капиталистическом предприятии к мануфактуре - объединению труда работников, выполняющих раздельно множество мелких операций.
Естественно, что последующий переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к индустриальному производству многократно повысил эффективность разделения труда.
Итак, специализация созидательной деятельности служит важнейшим средством повышения производительности труда (увеличения выработки людей). Это является следствием того, что:
- во-первых, специализация работников умножает умелость, предполагает приобретение ими более совершенных знаний и навыков
- во-вторых, ею обеспечивается экономия рабочего времени, поскольку, сосредоточивая усилия, человек перестает переходить от одного занятия к другому
- в-третьих, специализация дает толчок к изобретению и применению машинной техники, что делает производство массовым и высокоэффективным
Большое значение имеет подготовка в средних профессиональных и высших учебных заведениях специалистов по различным отраслям научной, технической и хозяйственной деятельности.
Современные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, принятые в нашей стране в 2000 г., предусматривают изучение студентами:
- общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (отечественная история, культурология, политология, философия, экономика и др.)
- общих математических и естественнонаучных дисциплин
- общепрофессиональных дисциплин
- дисциплин специализации
Таким образом, все студенты получают широкую профессиональную подготовку в сочетании с узкой специализацией, что повышает качество подготовки профессионалов и их востребованность для практической деятельности.
Первобытнообщинная модель хозяйственного развития: основные этапы становления и черты.
Признаки :
Низкий уровень развития производительных сил и медленное их совершенствование
Коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства
Уравнительное распределение, социальное равенство
Отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства
Низкие темпы развития общества.
Этапы :
Палеолит (древний каменный век) – 3 млн – 12 тыс. лет до н.э.
Мезолит (средний каменный век) – 12 – 8 тыс. лет до н.э.
Неолит (новый каменный век) – 8 – 3 тыс. лет до н.э.
1-ранний палеолит (до 100 тыс. лет до н.э.). Питекантроп, синантроп, неандертальцы – собирательство, ловля рыбы и загонная охота.
2-средний палеолит (завершилась 40 тыс. лет назад). Кроманьонский человек наряду с неандертальцами. Членораздельная речь. Добывание огня. Каменная техника.
3-поздний палеолит (завершился в XII тыс. до н.э.). Матриархат. Общественные запреты. Простое присваивающее хозяйство – охота, рыболовство и собирательство. Возрос уровень каменной техники. Труд как простая кооперация без разделения. Все в коллективной собственности. Трудовое распределение добычи. Обмен между общинами.
4-мезолит (XII-VIII тыс. до н.э.). Индивидуальная охота. Совершенствование оружия, появление лука. Новые приемы в рыболовстве. Облегчение веса и сокращение объема каменных орудий. Присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыболов. Принцип коллективизации. Использование лодок. Осваивание новых земель. Несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Патриархат.
5-неолит (VIII-IV тыс. до н.э.). Первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий. Затем второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – индивидуализация труда, возникновение и развитие частной собственности. Первое ремесло – гончарное производство. «Неолитическая революция» - появление новой техники, форм производства и образа жизни, освоение новых территорий и эффективное их использование. Зарождение обмена – т.к. появились излишки с/х и ремесленных производств. Переход к оседлому образу жизни.
6-энеолит (4-3 тыс. до н.э.). Появление металла – медь, золото, бронза. Система орошаемого и плужного земледелия, усиление имущественного неравенства.
Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия.
Первое разделение труда :
Предпосылки:
Появление и распространение земледелия в плодородных районах, затем одомашнивание животных, что нередко давало больший доход, чем земледелие. Некоторые племена даже полностью переходили к скотоводству.
Сущность:
В общей массе первобытных племен выделилось 2 группы: скотоводческие и земледельческие.
Последствия:
1. переход к оседлому образу жизни
2. рост производительности труда
3. возможность накопления запасов (богатства)
4. зарождение торговли (натуральный обмен)
5. развитие религии, искусства.
Второе разделение труда:
Причины:
Появление свободного времени из-за роста производительности труда (меньше времени и затрат энергии требовалось для добывания пищи), появление и развитие ремесла.
Сущность:
Выделение ремесла из сельского хозяйства.
Последствия:
1. индивидуализация труда
2. развитие частной собственности
РЕЗУЛЬТАТ:
Переход к производящему хозяйству:
Многообразие продуктов, предназначенных для обмена
Развернутая система обмена
Необходимость ввода всеобщего эквивалента.
Разделение труда - это процесс, складывающийся исторически путем отделения, изменения и закрепления некоторых Реализуется он в обществе в форме выполнения его членами различных работ.
В древности люди были вынуждены всем обеспечивать себя самостоятельно. Это было настолько неэффективно и только способствовало сохранению примитивного быта, что еще тогда произошло первое общественное разделение труда. Оно стало возможным благодаря появлению торговли. Подробнее об этом можно прочесть в начале трактата Адама Смита.
Различают общественное разделение труда и международное. Последний вид - это такой способ организации экономики в мире, когда каждая из стран специализируется на производстве конкретного вида услуг или товаров, а затем ими обменивается. А общественное разделение труда - это когда социальные функции распределяются между членами общества. В первую очередь можно выделить две большие группы: управленческий труд и производительный.
Основной принцип разделения труда - это соединение специализации конкретного сотрудника с повышением его технического уровня, а значит, и производительности.
Чем быстрее происходит развитие новейших технологий, тем сложнее становятся процессы на разделение труда должно им соответствовать, не стоять на месте, а тоже развиваться и углубляться. Это связано с тем, что его формы влияют на многие моменты: на оборудование мест для работы, их обслуживание, на специализацию. Также от них зависят приемы и методы труда, его нормы. Различные формы его разделения и кооперация обеспечивают равномерную нагрузку на работников, синхронность их работы.
Суть разделения труда состоит в выделении таких которые представляют собой не весь производственный процесс, а отдельные его части и закрепляются за конкретными работниками. Делается это для того, чтобы была возможность параллельно выполнять различные операции. Кроме того, это ускоряет приобретение навыков работниками.
Одномоментно на предприятии общественное разделение труда может совершаться в таких формах: предметное, технологическое, функциональное, программно-целевое, квалификационное и профессиональное.
Когда расчленяется на отдельные технологические операции, фазы или стадии, происходит технологическое разделение труда. Оно зависит от вида работ и бывает пооперационное, предметное и подетальное.
Разделение труда функциональное происходит, когда конкретный вид работ выполняет группа работников, которые специализируются на выполнении тех или иных функций.
От вида приобретенной специалистами профессии зависит профессиональное разделение труда. Рабочие выполняют на своих местах только тот вид работ, который лежит в рамках приобретенной ими профессии.
Разделение труда квалификационное вызвано различиями в уровне знаний и опыте работников.
Изготовление на производстве сотрудниками и подразделениями конкретных видов продукции вызывает предметное разделение труда. Это могут быть, например, детали, изделия, узлы.
Суть линейного разделения труда (входящего в функциональное) состоит в установлении на определенном объекте (цехе, участке) руководителей. Их права, роли и ответственность четко разграничиваются.
Формирование из работников групп с целью решения конкретных задач образует программно-целевое разделение труда. На практике это выглядит как комплектация коллективов (творческих, трудовых) на время.
На то, какую форму разделения труда выбрать, влияет объем продукции, которая выпускается, ее сложность и другие факторы. Такие особенности вызывают, в свою очередь, определенные границы труда.
По мере того как развивается концентрация орудий, развивается также разделение труда, и vice versa *. Вот почему за каждым крупным изобретением в области механики следует усиление разделения труда, а всякое усиление разделения труда ведёт, в свою очередь, к новым изобретениям в механике.
К.Маркс «Нищета философии»
Пожалуйста, не задавайте мне вопроса о том, почему собственно эта тема. Что в ней такого, когда в стране уже произошла очередная катастрофа. Дело в том, что это вторая часть, так и не увидевшего свет начала. Первая часть была признана, и не без основания, немножечко того. И хорошо, потому что ничего особенного в ней и не было. Самое интересное скопилось во второй части.
Экономисты со времён Адама Смита, крепко знают что такое и зачем это самое разделение труда. Некоторые из них, время от времени, даже на него опираются в своих размышлениях. При всём при том, что само определение и историю этого явления в общественной жизни не найдешь в современных учебниках по экономике, как бы кто не убеждал в обратном. Я сам тут искал недавно. Однако, есть Интернет, и долго мучиться не пришлось. Разделение труда там объявляется всеобщим законом, согласно которому это самое разделение позволяет повысить эффективность производства, за счёт упрощения труда и, связанного с этим, автоматизма; уменьшения времени перехода от операции к операции и т.д. Казалось бы, всем известная банальность! Правда, это если после хорошего обеда и пары рюмочек чего-нибудь освежающего. А так, в рабочее время, с утра, да на голодный желудок, очень уж хочется потоптаться на нежных телесах гуманитариев!
Ну, вот скажите, на сколько частей можно было делить ту или иную работу в феодальный период истории? На мой взгляд, ровно на столько, на сколько она сама делилась при рациональном к ней подходе. Первый и, видимо, единственный раз. Тот же Маркс в цитированной выше работе говорит о том, что в Германии, например, разделение между деревней и городом функционально продолжалось несколько столетий. Наверно, просто потому что там, в те времена, жили неумные люди. Они плохо учились и не знали всеобщего закона, иначе давно бы им воспользовались. Или вот, с упрощением отдельных видов работ в общем техпроцессе. Скажите, много в обществе желающих, допустим, мыть полы или пылесосить офис? А работа, например, дворника – чем не показательный пример простоты и отсутствия желающих? То есть, даже если вы разделили работу на части, исходя из своей прибыли, то ещё далеко не факт, что кто-то вот так запросто на неё пойдет. Другое дело, когда деваться некуда. Когда семья и безработица! Это первое. Вторым по списку у хозяйствующих субъектов всегда стоял вопрос с контролем того, чем рабочий собственно занимается, пока находится на посту. Не ставить же к каждому контролирующего! Потом, спрашивается, кто будет контролировать самого контролирующего? Безумная жизнь!!! Но, решили всё просто. Сейчас это называется нормированием рабочего времени: определение количества произведенной продукции за определенное время с определенным тарифом оплаты. Представьте себе, какая простая и понятная вещь! А сколько горя она принесла… Написать на бумаге просто, а попробуй исполни! Теперь можно раскрыть и сам фокус с эффективностью «закона». Вы приходите ко мне работать. Простая работа: будете отрезать металл определенной длины. Отрежете за смену 200 шт. – получите одну деньгу, успеете отрезать 300 – другую. Но я не тиран, и для того, чтобы кое-как прожить вам придется отрезать что-то около 250 штук, в то время как самые быстрые, выжимая из себя всё, успевают резать 350 штук. Не хотите? За дверью ещё 10 человек на ваше место. Свободный выбор за вами… Интересно, каким нужно быть засранцем, чтобы эту мерзость объявлять всеобщим законом человечества?
Ситуацию серьезно изменило только изобретение машин. Они стали задавать темп работы, а рабочий стал при них обслугой. Новый поворот в истории с разделением труда случился в тот самый момент, когда промышленность внедрилась в область микрометров. Потребовалось точное оборудование и опытный персонал. Снова рабочий смог почувствовать себя мастером, использующим мощный инструмент для преобразования материалов. Научно-технический прогресс, развившийся из частных усилий одиночек в могущественного волшебника, преобразовал общество на свой лад, тем самым закрепив новое разделение труда. Однако, уже в наше теперешнее время возникла небольшая заминка с этим самым НТП. Говорят, что он издох. Я не проверял, но думать так есть все основания. А это может говорить по крайней мере о двух неприятных ситуациях. Во-первых, никакое новое разделение труда оживить почившего не сможет, как бы кто из бойких экономистов это не утверждал. Во-вторых, любая сложившаяся система, после того, как остановилось развитие, начинает ветшать и сыпаться. А если учесть, что большая часть из нынешнего разделения сложилась в конце 70-начале 80-х, то выводы можно сделать весьма неприятные. Правда, некоторые уверяют всех в неких прорывных технологиях, но давайте не будем о грустном, а рассмотрим вот такой момент.
Как вы понимаете, разделение труда в производстве товаров не есть выдумка производителей. Оно явилось неким формализованным слепком с того функционального разделения, которое существовало в обществе. Так же как и общество, оно эволюционировало от стадии к стадии, пока, уже в близлежащее к нам время, не вышло за рамки промышленного производства и не стало доминирующем представлением о рациональном образе жизни.
Дело в том, что в общем случае любое разделение приводит к неравенству в обществе. Ровно так же, как если кого-то попросить разрезать пирог тупым ножом и с закрытыми глазами. Долгое время мыслители всех мастей пытались решить вопрос об идеальном общественном устройстве – по сути, они пытались понять, какими средствами можно разрезать общественный пирог на равные части. Ну, или хотя бы, уравнять как то уже разрезанные части. И у них, в общем-то, ни фига не получалось до известного момента: до буржуазных революций и начала капиталистических отношений. Мыслителям очень мешало общепринятое разделение общества на классы. А точнее будет сказать – на статусы. То есть, в обществе признавались определенные ситуации, с которыми можно было только считаться. Молиться на них или проклинать, но не изменять. Это существовало довольно продолжительное время, пока не появился у общества новый бог – наука, который разрешил всё менять и реформировать, основываясь на так называемом научном методе. Этот самым метод и привёл к появлению представлений о новом производственном процессе (разделении труда), который в эпоху капиталистических отношений ощутимо обогащал своего хозяина. А что ещё требовалось западному обществу? И тут появилась мысль о том, что общество для собственного процветания должно подчиниться научно обоснованному делению. Ну, а что было дальше, вы знаете. Одна только неувязочка случилась во всем этом социалистическом проекте – первой попытке создать рукотворное (искусственное) общество. Оказалось, что в своей массе народ мыслил не научно. И даже часто вообще не мыслил, как бы этого не хотелось ответственным работникам. Его учили и воспитывали, наказывали и поощряли, воодушевляли и ставили в пример. Но не сработало, а через поколение и «прорвало»: теперь на месте некогда мощного Союза нечто совсем другое.
Важно заметить, что для устойчивости общества интерес представляет не само по себе функциональное разделение, а возможность его воспроизведения в последующих поколениях. Такое общество уже было в истории, и мы его часто называем традиционным обществом. Капитализм, как и положено новому строю, его уничтожил, установив свои порядки. То же самое проделала потом и революция в России 1917 года. После того, как утихли идеологические бои двух политических систем, стало понятно то, что и одна и вторая были лишь двумя сторонами одной монеты, вылитой научно-техническим прогрессом. Его появление и могучий рост привели к тому, что человечество стало определять своё будущее, решая проблемы текущего момента. Если раньше, образно говоря, человечество жило с головой, повернутой назад, то новое время дало возможность расстаться с этой традицией, благодаря потенциалу научных открытий. А он когда-то казался просто неисчерпаемым. Теперь часто приходится слышать среди молодежи о том, что будущего нет. А это один из серьезнейших поводов к тому, чтобы послать открытку с соболезнованиями на адрес НТП. СССР не смог свести советскую жизнь к традиции, и после 70 лет борьбы за своё существование развалился. Мы снова повернули головы назад и сейчас живём прошлым. Интересно, что в этом смысле ждёт Запад? О Востоке я не переживаю – они жили и развивали в себе другие жизненные принципы. Но об этом как-нибудь в следующий раз.