Побуждение к более активной деятельности на объекте. Контрольная работа: Мотивация трудовой деятельности
Мотивация: источник сил для действий
04.08.2015Снежана Иванова
Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).
Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.
Понятия мотивация
Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:
- почему и из-за чего человек действует;
- на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
- почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
- какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
- почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.
Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.
Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:
- вектор направленности действий;
- собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
- активность и напористость;
- устойчивость избранных целей.
Потребность, мотив, цель
Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.
Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.
Виды мотивации
В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.
Экстринсивная и интринсивная
Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.
Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.
Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.
Положительная и отрицательная
Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.
Устойчивая и неустойчивая
Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.
Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.
Дополнительная классификация
Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.
Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.
К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.
Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.
Мотивы: движущая сила поведения людей
Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.
Мотив 1. Самоутверждение
Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.
Мотив 2. Идентификация
Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.
Мотив 3. Власть
Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.
Мотив 4. Процессуально-содержательный
Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.
Мотив 5. Саморазвитие
Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».
Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.
Мотив 6. Достижения
Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.
Мотив 7. Просоциальный
Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.
Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:
- нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
- лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
- принятие, признание и защита ценностей коллектива;
- искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.
Мотив 8. Аффилиация
Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:
- значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
- вера и надежда на выдающееся достижение;
- субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
- субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.
Способы мотивации
На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:
- Социальная – мотивация персонала;
- Мотивация для обучения;
Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.
Мотивация персонала
Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:
- система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
- система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
- особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.
Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:
- экономические методы (материальная мотивация);
- организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
- социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).
Мотивация учащихся
Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:
- создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
- эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
- сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
- имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
- позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
- придание фактам элементов новизны;
- актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
- использование позитивной и негативной мотивации;
- социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).
Самомотивация
Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:
- аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
- – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
- биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
- развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
- визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.
Тема занятия: Мотивы. Движущие силы развития личности
Метод обучения: лекция
Форма организации деятельности учащихся: групповая
Цели занятия:
Обучающая: дать характеристику понятия направленности личности; мотивы и мотивация.
Воспитательная: вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить любознательность, побудить учащихся к активности
Развивающая: учить выделять главное, строить аналогии
Тип занятия: формирование новых знаний
В результате учебной деятельности учащийся должен:
-знать на уровне представления: что такое мотивационные явления, виды мотиваций
-знать на уровне понимания : что такое мотив, мотивация, направленность,
-уметь свободно ориентироваться в материале, свободно высказываться по вопросам темы, ориентироваться в мотивах поведения личности
Материальное обеспечение: лекция, конспект
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Проверка наличия учащихся
2. Активизация опорных знаний
Что такое личность? Чем это понятие отличается от понятий человек, индивид, индивидуальность?
Как вы думаете, что такое направленность личности?
3. Постановка целей и задач урока
4. Объяснение нового материала
Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы как бы спрашиваем: "Чего он хочет? Что он может? И что он есть?" Эти три вопроса - не только программа научного изучения личности, но и ориентир для самопознания.
Ведущей характеристикой личности выступает направленность. Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, направляющих человека на выполнение поставленных задач.
Устойчивые мотивы относительно независимы от текущих ситуаций.
В основе направленности личности лежат потребности как главный источник активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движении, он нуждается в предметах материальной и духовной культуры, в других людях. Потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.
В психологии различают нужду и потребность. Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать.
Например, организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо "дефицит": заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние - нужда - преобразовалась в психическое состояние - потребность. Потребности бывают биологические (потребность в пище, воздухе, движении, отдыхе и т.д.) и социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяются на материальные (в одежде, жилье и т.д.) и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в общении).
Характерная особенность человеческих потребностей - их фактическая ненасыщаемость.
А.Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней: 1 - физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная и др.); 2 - потребности в безопасности; 3-потребности в общении, в социальных контактах; 4 - потребности в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех); 5 - потребность в самоактуализации, в осуществлении самого себя.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности.
Мотив - это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определенной потребности.
Мотивы подразделяются на неосознаваемые и осознанные . К осознанным мотивам поведения относятся желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Интересы, склонности, убеждения и идеалы личности являются устойчивыми мотивами и в совокупности выражают мировоззрение личности, проявляются в духовных потребностях и практических действиях индивида.
Желание - это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию.
Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы человека чрезвычайно разнообразны. Например, один ученик стремится хорошо учиться потому, что у него высоко развита жажда знаний, для другого хорошая учеба - средство завоевать уважение окружающих, третий не хочет огорчить родителей, четвертый намерен поступить в институт и готовит аттестат с высоким баллом и т. д. Очень важно научиться вызывать интерес у себя и у других. В качестве примера можно привести ситуацию, описанную в знаменитой книге М. Твена "Приключения Тома Сойера".
Том провинился, и тетушка Полли в наказание заставляет его белить огромный забор (общеизвестная истина: превращать труд в наказание - верный способ вызвать к нему отвращение).
Том принялся за дело безо всякого энтузиазма. Перед ним возникла проблемная ситуация - выполнить задание и при этом не прикоснуться к забору. И здесь его посещает гениальная идея. Том разыграл перед Беном Роджерсом сцену работы с увлечением. Всем своим видом он демонстрировал, что белить забор - удовольствие, что это приятное занятие и к тому же очень необычное. И вот уже Бен умоляет Тома разрешить ему побелить немножко и отдает ему за эту честь свое почти целое яблоко. С этого момента все мальчишки, которые проходили мимо, покупали у Тома право на работу, которую они в другой психологической ситуации ни за что не стали бы делать. И сам того, не ведая, Том открыл закон, управляющий поступками людей: Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать. По направленности интересы подразделяются на материальные и духовные. Материальные интересы проявляются в стремлении к жилищным удобствам, к приобретению вещей, облегчающих труд и обеспечивающих комфорт. При удовлетворении материальных потребностей развивающаяся личность выходит за пределы материальных интересов, к интересам духовным.
Духовные интересы - это интересы роста. Они имеют отдельные цели, связанные со стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать личностный потенциал.
Склонность - это ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью.
Между интересом и склонностью есть много общего, но есть и различия.
Например, можно с удовольствием посещать кинотеатр, читать книги о выдающихся актерах, коллекционировать их фотографии и т. д. Но при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Равным образом, например, известно много любителей спорта, которые ходят на стадионы, активно "болеют" за любимые команды, но сами... не делают даже утренней физзарядки. Есть интерес, но нет склонности.
Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами, принципами. Убеждения выступают регулятором поведения человека.
Идеал - это образ, которым личность руководствуется в настоящем и которым определяет план своего самовоспитания. Следует отметить, что идеалы меняются с возрастом и могут в зависимости от их содержания оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.
Мировоззрение человека тесно связано с формированием идеалов. Оно представляет систему взглядов человека на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действия, привычек и склонностей.
К неосознаваемым мотивам относятся влечение и установки.
Влечение - это смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие и движимое маловыраженной потребностью.
Установка - это готовность действовать определенным образом в различных ситуациях. Установка имеет важное значение, т.к. оказывает влияние на характер поведения, восприятия и общения.
Термин "мотивация" представляет собой более широкое понятие, чем термин "мотив". Чаще всего мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.
Мотивационные явления неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К таким чертам можно отнести мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Личность также характеризуется такими мотивационными образованиями, как аффилиация, мотив отвергания, мотив власти, альтруизм, эгоизм, агрессия.
Это мотивы, имеют большое социальное значение, т.к. определяют отношение личности к людям.
Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные взаимоотношения. Антиподом аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти -стремление человека обладать властью над другими людьми, управлять и господствовать над ними. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь другим людям; его антипод - эгоизм как стремление удовлетворять свои личные потребности, пренебрегая интересами других людей. Агрессивность - стремление человека нанести физический или моральный вред другим людям, причинить им неприятности.
В процессе всей своей сознательной жизни человек ставит перед собой определенные цели, которые он стремится достичь. Но прежде, чем для того, чтобы сделать это, осуществить те или иные действия, человеку приходится преодолевать разнообразные препятствия. Для преодоления их человек напрягает свои умственные и физические силы, проявляет волевые усилия.
Повторение пройденного материала
Домашнее задание
Мотивация человека является одним из достаточно интересных вопросов, который не первый год волнует многих. Никто не будет спорить с тем фактом, что она оказывает огромное влияние на жизнь и , как таковой. Если человек правильно выбирает цель и достаточно мотивирует тебя, тогда не возникает проблемы на пути к самосовершенствованию либо улучшению своих личностных качеств. Если приоритеты выставлены неверно, то все попытки получить желаемое будут обречены на провал, несмотря на её разные виды. Перед тем как понять основные движущие моменты, необходимо разобраться с самим понятием мотивации с его видами.
Обратимся к словарям
Само слово «мотивация» является определённым побуждением к деятельности, которое приводит к активности человека и будет определять его дальнейшую направленность либо желание достигнуть определённой цели. Человек может сам по себе не замечать, но понятие преследует его на протяжении всей жизни, несмотря на то, каким бы видом деятельности он ни занимался.
Какую мотивацию можно встретить по возрастам?
- Ребёнка подталкивают на получение сладостей либо покупку велосипеда в том случае, если он закончит учебный год хорошо.
- В студенческие годы человека можно заинтересовать получением стипендии либо летними каникулами без отработки после того, как он сдаст определённые виды работ.
- На работе мотивация проводится премиями либо подарками. Их может обещать начальство.
Так что с самых ранних лет мы неосознанно сталкивались с этим понятием, хотя сами не понимали её сущности. Из чего состоит мотивация? Есть два основных компонента, которые будут входить в это понятие.
- Мотив. Обычно им является какой-то объект, который хочет получить человек. То, ради чего он будет совершать определённые действия и менять своё поведение либо виды деятельности. Надо заметить, что мотивация не является целью либо потребностью человека. Эти два понятия являются сделать свою жизнь лучше, избежать появившегося дискомфорта либо какого-то решающего фактора. То есть цель можно сравнить с необходимостью, туда же можно отнести и потребность.
- Второй составляющие будет являться стимул. Это тот двигатель, который будет призывать к появлению определённых мотивов. Сюда можно отнести, например, премии либо штрафы.
Не является ни для кого секретом тот факт, что мотивация может служить двигателем для улучшения поведения человека и для того, чтобы он достигал поставленной задачи, правильно подходил к ведению деятельности. Это понятие является очень важным в жизни успешной . Для того чтобы понять, как можно проводить мотивацию, необходимо разобраться с её видами, которые существуют.
Виды мотивации
Человек сам по себе является очень интересным субъектом, поэтому места зарождения его мотивации могут быть абсолютно разными, независимо от деятельности. Необходимо рассмотреть основные виды, чтобы понять, какие мотивации бывают и как они появляются.
- Внешняя. Обусловлена обстоятельствами, которые происходят вокруг человека. Например, ваша коллега приобретать недвижимость, и у вас появляется определённое желание получить нужную сумму для покупки своего дома.
- Внутренняя. Она не имеет никакой связи с внешними обстоятельствами либо воздействием, все происходит внутри человека. Например, вам захотелось купить автомобиль. Поэтому вы начинаете целенаправленно двигаться к получению желаемого. Ваша внутренняя мотивация может стать объектом внешней мотивации для какого-то человека.
- Устойчивая. Она будет максимально подкреплена каким-то внешним влиянием или необходимостью человека в чём-то. Обычно нет необходимости в дополнительных «волшебных пинках» для того, чтобы человек понимал важность достижения цели.
- Неустойчивая. В этом случае необходимо постоянное подталкивание деятельности человека и подпитка его эмоций ради того, чтобы он двигался навстречу своей цели. Чаще всего неустойчивая мотивация возникает в рабочих моментах, когда человеку предлагают «пряник», но он понимает что овчинка выделки не стоит. В этом случае руководству просто необходимо показать, что сотрудники работают, поэтому и начинаются попытки постоянной мотивации.
- Положительная. Она будет полностью основываться на каком-то положительном стимуле. Примером может служить получение того же велосипеда за отличное окончание четверти либо повышение по работе, если хорошо выполнять абсолютно все поставленные задачи.
- Отрицательная. Она будет основываться от противоположного. Что сегодня надо делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию? Вариантом может быть посещение студентом лекции ради не отчисления. Или работа человека на определённом месте из-за того, чтобы его не выгнали или не оштрафовали.
Есть ещё и второстепенные виды мотивации, куда можно отнести материальную, статусную, трудовую, принудительную либо нормативную.
Что подрывает мотивацию и как это устранить
Всем известны ситуация, когда вы вроде бы решили достичь цели, но почему-то не хватает “искры”, начального толчка. Почему так происходит? Принято считать, что человек не обладает достаточной мотивацией. Но есть и другая сторона медали, о которой обычно умалчивают – подсознательные сопротивления . А ведь именно они в большинстве случаев играют решающую роль и не позволяют воплотить желаемое в жизнь .
Казалось бы, решил – сделал, – все просто. И да, человек часто ощущает уверенность в момент решения и чувствует, что сделает это… но проходит день, два, неделя и задачи приближающие к заветной цели как-то начинают уходить на второй план, а потом незаметно и вовсе прекращает реализовывать задуманное. Что же происходит на самом деле в подсознании человека: почему оно не подчиняется и не ведет к воплощению задуманного?
Виной всему ментальный мусор – это он мешает и саботирует нашу мотивацию. Что такое ментальный мусор? Это: негативные эмоции (такие как: страх, ненависть, обиды, ревность, злость и т.д.), ограничивающие убеждения и представления, вредные установки, комплексы, психологические зависимости и многое другое. Все это присуще любому человеку, просто в разных пропорциях, ведь мы одинаково устроены, как ни крути.
Что же делать? Очевидно – нужно “вытряхнуть” этот хлам из своего подсознания. И для этого даже есть инструмент, да еще какой! Целая система специально разработана и успешно апробирована на десятках тысяч людей. Эта система называется – Турбо-Суслик. Одна из не многих, которая, действительно, дает глубокие и устойчивые результаты. Много писать о ней нет смысла – она для тех, кто берет и делает (но ). Можно только добавить, что проста в использовании, не требует много времени, а результаты превосходят ожидания. Проверено.
Что такое самомотивация и насколько она важна?
Практика многих лет показывает, что принудительные виды либо отрицательные являются не лучшим вариантом продвижения сотрудников, либо достижения каких-либо результатов ими самим. Для того чтобы получить значимый результат, которым можно было гордиться, человек должен сам постоянно стремиться к нему и пытаться его достигнуть. Таким образом, и путь к результату будет интересен, и человеку приятно будет осознавать, что он всего добился сам без влияния чьих-то слов, действий либо советов.
Напомнить стоит и о том, что далеко не всегда с вами будут те люди, которые без своих личных интересов будут вас мотивировать, да и их немного. Такими могут оказаться только родители либо лучшие друзья, но приходит время, и близких может становиться всё меньше. Поэтому необходимо рассматривать тот момент, когда есть возможность самостоятельно толкать себя вперёд без чьей-либо помощи. Такой подход поможет достигнуть желаемого, но здесь необходимо использовать определённые приёмы. На самом деле их существует огромное количество, все сложно перечислять. Но необходимо рассмотреть самые основные.
Великие умы человечества говорят, что правильно выстроенный план действий это 90% на пути достижения успеха.
И только 10% будет составлять труд и усилия человека. Поэтому если вы мотивированы и хотите сделать что-либо, необходимо правильно и чётко рассчитать каждый свой шаг, дабы на последнем круге с дистанции не сойти. Что для этого стоит делать?
- Найти такую цель, ради которой вы действительно готовы работать и днём и ночью. Помимо этого, она должна вам очень нравиться и внутренне вы должны понимать, что готовы биться ради неё до конца.
- Вы должны правильно поставить перед собой задачу. Если вы не знаете, куда вы придёте, то в итоге вы окажетесь там, где бы точно ни хотели. Надо чётко знать, что вы хотите получить «нечто», когда и где. Вы должны чётко представлять то, ради чего идёт в бой.
- Важным фактором является постоянное чтение книг и просмотр видео, где напрямую есть тематика рвения и движения человека вперёд. Они помогут подзарядить садящиеся батарейки и подарят вам заряд бодрости, не дадут сдаться в важный для вас момент.
- Для многих отличным вариантом будет и азарт. Такие люди не любят уступать другим, да и сама дорога, по которой они движутся, будет как дистанция, где есть ещё кто-то. Таким образом, можно мотивировать себя на увеличение качества либо скорости работы, сравнивая свои результаты с показателями другого человека. Появится желание вырваться вперёд, потому, что конкуренция только подогреет огонь в этом вопросе. У вас будет желание доказать себе и окружающим, что вы лучше другого человека, поскольку смогли это выполнить качественно и в более короткие сроки.
- Важно помнить свои предыдущие успехи и верить в то, что грандиозная победа ещё впереди. Отлично, если вас будут окружать люди, которые думают точно так же и поддерживают вас в ваших начинаниях.
Один из основных приёмов самомотивации - визуализация.
Быстрее всего человек хочет двигаться к желаемому в случае, если он уже чувствует запах своей Победы. Ему необходимо полностью представить тот предмет, который он хочет в итоге получить. Причём важно понять, где и при каких условиях он получит свой подарок, в какое время это состоится и что за эмоции он будет чувствовать. Что он это получит в итоге. Чем лучше будет прорисована в подсознании каждая мелкая деталь, всё больше с каждым разом человек будет стремиться к тому, что он хочет.
Отличным вариантом будет и изображение желаемого на листке бумаги. Хорошо, если вы рисуете. Если же нет, то можно просто найти в интернете тот желаемый предмет, что вы хотите получить и распечатать фото. В случае если у вас достаточная мотивация, при одном взгляде на фотографию вы захотите в 2–3 раза увеличить скорость своей работы. Если же ваша мотивация начинает понемногу снижаться, то фото желаемого предмета или объекта поможет вам вернуться на правильный путь и продолжить ведение своей деятельности.
Она является представлением вас перед самим собой. То есть если вы что-то не выполните, стыдно вам будет только перед вами же. Но есть определённые внутренние стимулы, которые могут вам двигаться. Сюда могут относиться мелкие поощрения, которые вы сами себе делаете, серьёзность и важность той задачи, что выполняется. Можно сюда приписать возможности вашего личностного роста, и изменения ваших амбиций и целей. Здесь можно говорить и о борьбе с ленью. Плюс ко всему вы получите новый опыт, о котором раньше даже и не догадывались. Кто знает, насколько полезным он может стать в дальнейшей вашей жизни.
В результате можно понять, что все виды является достаточно хорошим «двигателем» для деятельности человека. Это не даёт ему топтаться на одном и том же месте. В любом виде деятельности применяется воздействие на человека при помощи определённых мотивов, действий, итогов, результатов. Именно благодаря мотивации можно развиваться, даже не желая этого самостоятельно. Но как показывает практика, любое движение вперёд является положительным для жизни человека. Это вариант развиваться, показать себя с лучшей стороны, узнать много нового.
Введение
Особое значение в трудовой деятельности человека играет мотивация.
Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т.д. - полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью.
Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не ина-че. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс, а организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса.
Цель настоящей работы рассмотреть анализ и совершенствование системы мотивации деятельности на примере Локомотивного депо Сызрань. Для этого в ходе работы будут рассмотрены такие вопросы как: понятие мотивации как система побуждений человека к деятельности, мотивация к труду, виды, типы и уровни мотивации в трудовой деятельности, а также анализ системы мотивации на примере организации Локомотивное депо Сызрань
Мотивация как система побуждений человека к деятельности
Для того чтобы более адекватно построить мотивационный комплекс, рассмотрим точку зрения Б. В. Харазишвили, который проанализировал мотивацию с точки зрения ее составляющих. Он рассуждал следующим образом. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает моттивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Иными словами, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние -- мотивацию.[ Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004 - С. 254]
Таким образом, мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффектив-ность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину).
Отсюда обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы -- программы поведения -- могут быть или врожденными, инстинктивными, или ос-нованными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее за программировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного на-пряжение и вместе с тем -- поисковой деятельности. Таким образом, мотивация -- индивидуали-зированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определя-ются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего -- проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой - словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.
К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка -- это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой они совершаются. Различаются следующие виды установок:
Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы).
Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).
Социально-перцептивная установка -- стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализированной личности).
Когнитивная -- познавательная -- установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).
Мнемическая установка -- установка на запоминание значимого материала. [ Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004 - С. 254]
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желании, стремлений и влечений.
Интерес -- избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формиру-ются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов - влечениями.
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив -- это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к дости-жению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив -- сознательный элемент мотивации.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На, следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершать определенное действие.
Человеческое поведение активизируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрица-тельные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т. д.
Однако чувства, подчеркивает Б. В. Харазишвили, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив -- это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.[ Шекшня ЕВ. Управление персоналом современной орга-низации. -- М.: Интел-синтез, 2002 - С. 187 ]
Руководитель современной формации должен ставить перед собой и решать проблемы выявления личностного и группового потенциала персонала, создания условий для развития личности и группы и наиболее полного использования потенциала в процессе достижения целей организации в интересах её процветания.
А.А. Погорадзе определяетструктуру культурно-личностного потенциала (трудового потенциала) работника следующим образом:
· «...профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность(квалификационный потенциал);
· работоспособность(психофизиологический потенциал);
· интеллектуальные, познавательные способности(творческий потенциал);
· способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию(коммуникативный потенциал);
· ценностно-мотивационная сфера (идейно-мировоззренческий,нравственный потенциал)
· В эту систему необходимо добавитьлидерский потенциал
· потенциал к развитию.
· Целесообразно отметить и наличиегруппового потенциала (потенциала команды), состоящего фактически из этих же элементов.
потенциал - заложенные потенции, предпосылки, для выполнения тех или иных функций, которые при благоприятных условиях развития способностей, задатков могут быть доведены до уровня умений, навыков.
Сложность проблемы определения потенциала человека связана с невозможностью точно предугадать границы способностей человека, однако, все усилия по выявлению и развитию потенциала оказываются эффективными, поскольку результаты чаще всего бывают неожиданно высокими.
Уровень использования потенциала является критерием этики руководителя и внутренней этики организации: если используется только квалификационный и психофизиологический потенциал, значит руководитель - последователь и приверженец технократического подхода к персоналу, а его непонимание возможностей других составляющих потенциала ограничивает возможности развития организации. Этот случай отношения к персоналу напоминает использование многофункционального сложного оборудования для выполнения всего одной примитивной функции.
Одним из ведущих элементов потенциала работника является его профессионализм. Понятие«профессионализм», включаемое в качестве компонента в категорию «потенциал», по своему происхождению скорее обыденное, чем твердо установленное. В словарях и справочниках приводятся значения понятий«профессия», «специальность», «квалификация».
Подпрофессией понимается определенный род общественно-полезной трудовой деятельности. В пределах одной профессии имеется несколько специальностей, и если профессия - это род деятельности, тоспециальность - вид занятий в рамках одной профессии, совокупность конкретных знаний и навыков. Выделение специальности зависит от сферы трудовой деятельности, стадии производственного процесса, применяемого инструмента, оборудования и т. п. И профессия, и специальность определяются по признакам содержания труда, включая предметы труда, применяемые средства труда, и особенности его организации (разделение, кооперация).
Система образования ориентирована на подготовку специалистов по достаточно массовым профессиям с возможностью специализации на заключительном этапе обучения. Это происходит потому, что процесс обучения - также своего рода производственный процесс, а в действующем до сих пор у нас тейлоровском подходе к организации труда основным фактором эффективности является поточный метод, массовое производство, дешевизна. На индивидуальную подготовку у предприятий нет пока средств, а, кроме того, чтобы ее осуществлять, преподаватели должны хорошо знать специфику будущего рабочего места обучаемого. Значит, такая подготовка возможна в случае, если рабочее место заранее известно, преподаватель имеет возможность изучить его специфику, а предприятие - оплатить такую подготовку. Понятно, что в рамках системы общего образования возможна подготовка только по типовым элементам знаний профессии, специальности.
Многочисленные сейчас образовательные учреждения занимаются не столько специальной подготовкой, сколько общим образованием . Немногие крупные предприятия сохранили или создали собственные системы подготовки персонала, но даже и эти учреждения не в состоянии подготовить специалистов для всего разнообразия рабочих мест. Степень же этого разнообразия значительно возросла в связи с полной свободой в создании предприятий и в организации труда на них.
Профессионализм правомерно рассматривать как сочетание общего образования с умениями и навыками, приобретаемыми в процессе работы в конкретной организации, в специфических условиях ее во многом уникальной системы разделения и организации труда.
Как отмечает японский ученый М. Аоки,«... Умения и навыки работника и его поведение формируются преимущественно посредством обучения в процессе специфической для фирмы координации. Они не могут быть приобретены готовыми до момента участия в работе фирмы, и их ценности нельзя тщательно усвоить в изоляции от нее» 40 . Большая или меньшая «доводка» специалиста осуществима только на рабочем месте. Издержки на нее объективны, неизбежны и обычно связаны с этапом адаптации новичка на рабочем месте (это затраты на подбор работников, дополнительная нагрузка на технику, на руководителя, влияние на социально-психологический климат коллектива, повышенный травматизм и тенденция к увольнениям у новичков и др.). Работник приобретает тем большую ценность для организации, чем дольше он в ней работает, в то же время эти новые навыки зачастую не могут быть полезны на другом предприятии.
Понятие«квалификация» имеет несколько значений, основное из них - это уровень подготовленности, степень пригодности к какому-либо виду труда. Определение этой степени пригодности зависит от выбора параметров, критериев оценки. Квалификационные характеристики по должностям, общим для всех отраслей народного хозяйства, содержит «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный постановлением Минтруда РФ 21.08.98 № 37 (его действие распространяется на коммерческие организации, создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, в том числе открытых и закрытых акционерных обществ, акционерных обществ работников (народных предприятий), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий), и «Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих» 1996 года, распространяющие свое действие на предприятия, учреждения, организации, финансируемые из госбюджета.
Общеупотребительными и понятными являются термины «широкая специализация», «узкая специализация», «высокая и низкая квалификация». Как правило, эти термины отражают разные уровни и характеристики умений и навыков в части использования предметов и средств труда. Чтобы избежать применения термина «профессионализм» в качестве синонима термина «высокая квалификация», выявить его специфическое содержание, правомерно, на наш взгляд, применять термин«профессионализм» для обозначения высокой квалификации, обеспечивающей успешное выполнение обязанностей на конкретном рабочем месте в конкретной организации. Это понятие должно подразумевать в структуре умений и навыков работника значительный удельный вес специфических навыков, приобретаемых и необходимых именно в данной организации, в специфике ее коммуника ций. Особые знания, умения, навыки, приобретаемые работником в контексте особенностей данной организации, называются в Японииконтекстуальными навыками. При переходе работника в другую организацию для приобретения профессионализма требуется гораздо больше времени, чем для адаптации, поскольку в значительной мере теряются контекстуальные навыки, и стоит задача их приобретения в новой организации. Высокая квалификация обычно способствует ускорению процесса профессионализации на новом месте, т. е. приобретению вдобавок к высокой квалификации еще и контекстуальных навыков. В этой связипрофессионализм руководителя - это высокая квалификация в области управления, обеспечивающая стабильный успех и развитие данной организации на основе сочетания интересов потребителей, собственников и сотрудников при приоритете интересов потребителей. Непременным компонентом профессионализма руководителя, а также каждого работника, в чьи обязанности входит взаимодействие с другими людьми, являетсякоммуникативная компетентность (КК). Ее содержание определяется спецификой трудового коллектива и трудовой ситуации, а также статусом и социальной ролью личности. По сути, КК - это умения, знания, навыки в области организации взаимодействия в деловой сфере.
Коммуникации - это обмен информацией в процессе деятельности, общение (и его пути). Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации. Различают
1) формальные коммуникации, осуществляемые между элементами формальной структуры организации: межуровневые коммуникации (нисходящие и восходящие), горизонтальные коммуникации (между подразделениями одного уровня в иерархии организации), коммуникации «руководитель - подчиненный», «руководитель - рабочая группа»;
2) неформальные коммуникации (связанные с неформальными группами и неслужебными вопросами, а также распространение слухов о служебных вопросах). Обычным средством осуществления неформальных коммуникаций является письменная и устная речь. При осуществлении коммуникаций следует принимать во внимание наличие «барьеров непонимания» (семантического, стилистического, логического, фонетического, барьера авторитета и др.) и овладевать методами их преодоления.
Понятие коммуникативной компетентности предполагает осознание человеком следующих аспектов собственной личности:
Собственные потребности и ценностные ориентации, техника личной работы;
Свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;
Готовность воспринимать новое во внешней среде;
Свои возможности в понимании норм и ценностей других людей, социальных групп и культур;
Свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;
Свои способы персонализации внешней среды, т. е. те причины и факторы, в соответствии с которыми по отношению к каким-то элементам внешней среды проявляется чувство хозяина;
Уровень своей экономической культуры, проявляющейся по отношению к элементам среды обитания.
Коммуникативная компетентность рассматривается как идейно-нравственная категория, регулирующая всю систему отношений человека к природе и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров41. Познав уровень собственной коммуникативной компетентности, человек начинает лучше понимать других.
Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и трудовой среды позволяют говорить и об уникальности структуры и содержания факторов коммуникативной компетентности. Значительное влияние на структуру КК оказывает содержание и характер труда (индивидуальный, коллективный и т. п.), вид предприятия, его размер, особенности предметов труда, средств труда, организации труда, статус и роль работника и т. п. Можно сказать, чтоКК имеет конкретное «контекстуальное» содержание, т. е. должна рассматриваться в контексте данного предприятия, коллектива, категории работника, рабочего места. При этом можно выделить и общие нормы и правила поведения в деловой сфере. Так, законопослушность, честную конкуренцию, ориентацию на дело, доброжелательность к сотрудникам можно отнести к общим нормам делового общения. Такие общие нормы содержатпрофессиональные кодексы поведения безупречной корпорации. В то же время достижение максимальных результатов совместно с имеющимися сотрудниками и при этом формирование у них чувства удовлетворенности своим трудом и гордости за него - задача, решаемая каждым руководителем по-разному, на основе его собственной коммуникативной компетентности и применительно к конкретному коллективу и ситуации. Коммуникативная компетентность поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.
Мотивация трудового поведения и деятельности
В настоящее время популярностью пользуется типология мотивационных теорий, приводимая в книге М. X. Мескона и др. «Основы менеджмента». Согласно подходу, используемому авторами книги, мотивационные теории разбиваются на две группы: содержательные, объясняющие поведение человека мотивами, в основе которых являются те или иные потребности человека, и процессуальные - устанавливающие тот или иной набор факторов, взаимодействующих между собой в психологическом процессе формирования мотивов поведения. Приведем определения основных понятий:
Потребность - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества; внутренний побудитель активности;
Мотив - внутреннее побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общества), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности (согласно содержательным теориям мотивации) или вызванное действием ряда психологических факторов, являющееся следствием сложного психологического процесса (согласно процессуальным теориям); на Западе мотивацию определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Мотивация - структура, система мотивов деятельности и поведения субъекта.
Различаютвнутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными
целями субъекта - потребностями, интересами, ценностями) ивнешнюю мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения, договора об обмене результата деятельности работника на блага, психологического воздействия для достижения тех же целей, что и у предпринимателя) Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием (стимулированием).
Стимул - внешнее побуждение к деятельности, связанное с воздействием
Внешних по отношению к личности сил и субъектов. «Стимулом» в древнем Риме назывался тонкий заостренный металлический шест для управления лошадьми, запряженными в колесницу. Западные ученые не применяют слово стимул»: обычно для обозначения внешнего воздействия используется термин внешняя мотивация» (в отличие от «внутренней мотивации»).
Повторим, что мотивы и их важности не являются постоянными величинами, а зависят от многих факторов - биологических, социальных, в том числе ролевых, ситуационных.
Интерес можно рассматривать как повышенное внимание к какому-либо объекту в силу его предпочтительности среди других объектов по материальным, эстетическим, эмоциональным, когнитивным и иным качествам, свойствам. «Психологический словарь» определяет интерес как мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, возникающее на основе познавательного влечения (желания). Развиваясь, оно может перерасти в потребности, активность, склонность.
В составе группы мотивационных теорий содержательного характера обычно называют теорию А. Маслоу, теорию Д. Мак-Клелланда, двухфакторную моде;ль Ф. Герцберга, а в составе группы процессуальных - теорию ожиданий Врума, теорию справедливости и модель Портера-Лоулера.
Графическое представление теории А. Маслоу - «пирамида Маслоу» - достаточно широко известно. Современные психологи дополнительно к пяти авторским уровням потребностей» добавляют в качестве самостоятельных потребностей когнитивные (познавательные) и эстетические (в порядке, справедливости, красоте) и помещают их на уровень выше потребностей в уважении, о ниже потребности в самореализации личности.