Декоративное рисование завиток по мотивам. Декоративное рисование "завиток" в подготовительной группе
Конспект НОД
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
в подготовительной к школе группе
Тема: «Хохломская роспись»
Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»
Довгалева Галина Васильевна
г.Стародуб 2014г.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Хохломская роспись»
Программное содержание :
1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.
2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (, ягод, завитков, листиков,).
3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.
4. Воспитывать интерес к народным промыслам.
Материал: :
Хохломская посуда;
Образцы элементов хохломской росписи;
Лист бумаги для показа способа рисования "завитка"
Для детей бумажные силуэты посуды, затонированные в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм;
Листочки для тренировки рисования "завитков";
Гуашь, беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки;.
Ход:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди - мастера!
В. :Ребята, скажите, какое сейчас время года?
В. : А какие времена года вы еще знаете?
Д.Осень, весна, лето.
В.Дети! А посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!
Д.Эта посуда, узор на этой посуде напоминает осень!
В. А почему вы так считаете?
Д. Я считаю так потому, что эта посуда яркая, красочная, веселая точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья одевают красочные наряды из желтых, красных, оранжевых листьев и ягод. Осень называют золотой и Хохлому тоже называют золотой.
В.Правильно, смотришь на нее и вспоминаешь такие строки:
«Золотая осень, алых ягод россыпь
Рощи- перелески, шелковые всплески,
Солнечно-медовая красота листвы.
Посмотрите внимательно и скажите вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?.
Д. Нет, не вся, есть и не расписанная..
В. : Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду и закончить работу. Поможем им закончить работу, распишем посуду?
В. :Но прежде, чем мы с вами начнем рисовать, скажите, чем отличается хохломской узор от других росписей?
На какой фон мастера наносят свой узор?
Д. :На жёлтый, красный и чёрный фон.
В. :А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?
Д. : "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»
В. : А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".
Смотрите внимательно.
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Сначала начинаем рисовать концом кисти,протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.
(После моего показа, показ и объяснение ребенком)
В. А теперь возьмите не расписанную посуду и садитесь на свои места. Сейчас потренируйтесь рисовать на отдельных листочках которые лежат у вас на столах.
Поупрожнялись, а сейчас мы с вами немножко отдохнём и
подготовим наши руки к основной работе.
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (смотрим на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и работать захотели.(потираем руками)Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе) Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши )
В. : Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.
Давйте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.
1. Сначала рисуем завитки.
2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод:на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды) .
3.Чтобы наш узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить?
(рисуем листочки)
Дети рисуют.
Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.
В конце занятия анализ детских работ.
В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, посмотрите, какие же работы у нас получились?
У кого получились самые круглые "завитки",
У всех ли правильно подобран цвет ягод?
У кого получился самый настоящий хохломской узор?
В. : Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. .
Когда ваши работы высохнут мы с вами оформим выставку, чтобы все увидели, какая красота у вас получилась.
В А теперь давайте наведем порядок на наших столах. Наша деятельность закончена.
Преварительная работа.
1. Занятия по ознакомлению с окружающим
Тема:"Знакомство с историей хохломского промысла"
Тема: "Особенности хохломской росписи".
Беседы с детьми.
Откуда пошло название "Золотая хохлома"?
Каким промыслом занимаются мастера села Хохлома?
Из какого материала они изготавливают свои изделия?
Какими красками пользуются хохломичи при росписи своих изделий?
Какимие основные элементы присутствуют в хохломской росписе?
Какое настроение создают у людей эти изделия?
Рассматривание хохломской посуды, альбомов, открыток на соответствующую тему.
Набдюдение на прогулке за растениями на клумбе и обсуждение сходства и различия живой природы и стилизованного рисунка хохломы.
Проведение занятий по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.
1. Знакомство с простейшими элементами хохломы (осочка, травка, усики, капельки) .Упражнение в рисовании данных элементов на простых листочках.
2. Обучение рисованию "криуля"(центральной ветки) в разных её конфигурациях;
Наметить расподожение ягод (если это - гроздья, ягоды рисуются кучкой с помощью губчатых тычков) .Обучение рисованию ягод. (на отдельных листочках)
3. Рисование цветов с помощью ватных палочек. (на отдельных листочках)
4. Рисование завитков (данное занятие) .
Прослушивание русских народных мелодий, создающих ассоциативную связь музыкального произведения с изделиями золотой хохломы.
Конспект занятия «Волшебный завиток хохломы» в подготовительной группе.
воспитатель Фешина Елена Леонидовна
Образовательная область: «Художественное творчество»
Тема: «Волшебный завиток хохломы»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Цель: развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
4. Активизировать речь словами: завиток, травка, ягодки, осочки.
Предварительная работа.
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий.
Рисование элементов хохломского узора.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.
Хохломские изделия, коробка, расписанная хохломской росписью, наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть
Психологическая разминка
Возьмёмся за руки друзья
Друг другу улыбнёмся
Мы пожелаем всем добра
И скажем «Здравствуй солнце».
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).
Дети, посмотрите, какую необычную коробку нам прислали! (коробка украшена хохломской росписью) Как вы думаете, кто бы мог нам её прислать? (ответы детей). Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. Дети, посмотрите, в коробке есть ещё послание: « Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много, мы одни не успеваем расписать посуду. Не поможете ли нам? (хохломские мастера)
Что делать? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?
А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.
Основная часть
Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)
Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.
Золотая хохлома.
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нет.
Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?
Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).
Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)
Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, осочки, ягодки)
А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их называть.
Игра «Угадай-ка»
Физминутка
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Воспитатель. Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.
Объяснение воспитателя:
Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)
Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).
Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды.
А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
(Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке). Воспитатель прорисовывает самостоятельно
Заключительная часть
Воспитатель Кому мы сегодня помогали? А как им помогли? Какие элементы хохломской росписи запомнили? (Дети оцените свою работу).
Рассматривание 3 работ. Чья работа понравилась и почему?
Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
Дети подготовили стихи о хохломе.
Хохломская роспись - алых ягод россыпь.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера! Эти работы немного подсохнут и мы их отправим мастерам. Всем спасибо!
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.
воспитатель Веселова Наталья Вячеславовна
МБДОУ «Детский сад №14»
Образовательная область: «Художественное творчество»
Тема: «Волшебный завиток хохломы»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тип: итоговая, интегрированная.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественного творчества в декоративном рисовании.
Художественное творчество:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности.
- Развивать самостоятельность в выборе колорита росписи, в зависимости от основного тона, чувство цвета, творчество, фантазию.
Познание:
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Коммуникация:
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы.
Чтение художественной литературы:
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
Социализация:
- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
Здоровье:
- Развивать потребность в двигательной активности.
- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного творчества.
Предварительная работа.
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий прикладного искусства, стилизованных образцов.
Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
Дидактические игры «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка», «Продолжи узор», «Собери предметы».
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Изготовление с детьми заготовок-шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.
Разучивание танца под детскую песенку «Пых- пых, Самовар».
Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.
Хохломские изделия, аудиозапись народной музыки, конверт, расписанный хохломской росписью, презентация «Волшебный завиток хохломы», наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», разрезные картинки для игры «Собери предметы», тонированные заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, тычки, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки.
Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии, презентация «Волшебный завиток хохломы», аудиозапись песни «Пых-пых, Самовар».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель. Здравствуйте, ребята!
Стук в дверь. Передают конверт.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой необычный конверт нам прислали! (конверт украшен хохломской росписью)
Как вы думаете, кто бы мог нам его прислать? (ответы детей) Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (ответы детей) Молодцы! А давайте посмотрим, что внутри конверта.
(Воспитатель достает из большого конверта маленькие конвертики с разрезными картинками.)
Дети, хохломские мастера предлагают нам поиграть в игру «Собери предметы». Вы согласны?
Дети. Да!
Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и назвать получившиеся предметы.
Воспитатель. Молодцы! Очень хорошо справились с заданием. Но это еще не все. В конверте есть послание: «Дорогие, ребята! Сегодня открывается выставка народно – декоративного промысла. Приглашаем всех, всех, всех! На выставке вы могли бы попробовать себя в качестве мастера и «расписать» посуду. Мы вас очень ждем!!!» Дети, а вы хотели бы посетить эту выставку?
Дети. Да!
Воспитатель. Но для начала мы с вами должны вспомнить основные правила поведения на выставках! Назовите их.
Дети. Не шуметь!
Внимательно слушать рассказчика!
Не мешать другим слушать!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Тогда я приглашаю вас на выставку! (дети входят в подготовленный зал и садятся на стульчики)
Дети, мы находимся с вами на выставке «Золотая хохлома», посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров.
Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.
Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми?
Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». «Золотая» потому, что все изделия блестят как золото.
Ребята, а еще хохломские мастера приготовили для нас презентацию, чтобы мы смогли увидеть всю красоту хохломской росписи».
(показ презентации «Волшебный завиток хохломы», во время презентации воспитатель читает стихотворение «Золотая хохлома»).
Золотая хохлома.
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Воспитатель. Дети, вам понравилась презентация? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда присаживайтесь на свои рабочие места. У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды. Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).
Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
Молодцы, ребята, всё знаете!
А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
(Под народную музыку ребята приступают к рисованию. Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке).
Воспитатель. Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Вижу все уж закончили. Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
(Дети с помощью воспитателя вывешивают свои работы на заранее растянутую веревочку с прищепками).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера!
Ну, что, ребята, «всякое дело концом хорошо», поэтому я приглашаю вас на танец с сюрпризом «Самовар»!
(исполняется танец)
А вот, дети, и сюрприз, самовар-то не простой, внутри угощения.
(Дети угощаются, дарят свои работы гостям).
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детс кий сад. Всем спасибо! До свидания!
Автор: Грищенко С. А. воспитатель МБДОУ №31 г. Армавир.
Цель занятия:
Составление узора из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать знакомить с искусством Хохломы
Развивающая:
Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки)
Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). Развивать творческие способности детей.
Воспитательная:
Воспитать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.
Демонстрационный материал:
Мультимедиа, магнитофон, предметы с хохломской росписью, кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра,
Предварительная работа:
Экскурсия в музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.
Ход занятия.
Все за парты дружно сели, на меня все посмотрели, чтобы занятие получилось интересным, творческим начинаем занятие с хорошего настроения.
Показать детям демонстрационный материал с хохломским узором. Посмотрите на экран слайд № 1, № 2.
Что это за предмет?
Дети: это тарелка, это миска, ложки,
Какими узорами украшена тарелка?
Дети: хохломским.
Сегодня мы с Вами будем учиться рисовать хохломским узором мелкую тарелку. Посмотрите внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски, повторяющие формы предмета. Слайд № 3 это кайма.
Из чего состоит узор на миске? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки). Слайд № 4.
Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.
Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.
Какая ветка? (Изогнутая). Как расположены на ветке ягоды и листики? Где расположены завитки и травка? Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узоров. Слайд № 5.
А теперь давайте подробно поговорим о способах нанесения элементов хохломской росписи. Слайд № 6. Порядок рисования элементов узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травка.
Физминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по - прежнему цветут.
Продолжаем рисовать. Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях - прожилки (черные). Завитки и травку рисовать кончиком кисти.
Вывод
Небольшой просмотр выполненных работ. Правильность выполнения. Аккуратность исполнения. Выбираем наиболее удачно выполненные работы.
Анализ ошибок. Заключение. Презентация. Небольшой опрос на определение видов хохломского орнамента.
Горбунова Любовь Николаевна
ЕМА : Чудо-чудное, диво дивное-золотая хохлома .
ЦЕЛИ :
Обучающие цели :
Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи ;
Упражнять в составлении узора;
На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы ;
Научить заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка) .
Воспитывающие цели :
Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи .
Развивающие цели :
Развивать память, наблюдательность, речь, творческие способности.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : посуда с хохломской росписью , гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды , образцы элементов хохломской росписи ; музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла» , «Калинка» , «По малину в сад пойдем» .
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Что я вижу, что за диво
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво
Аж, захватывает дух!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты,
Блестят они, как золотые.
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой .
2. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ .
А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими ?
- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали : «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали : «Откуда посуда?» А они отвечали : «К нам приехала сама Золотая Хохлома !» Так и повелось Хохлома , да Хохлома . Стали посуду называть хохломской .
А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.
Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома »
Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера ? (Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет) .
Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки) .
Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка» . Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы : листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины) . А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.
3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир : дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия !
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир!
Ах, какие чудо краски!
И по свету бродят сказки,
И улыбки Хохломы !
4. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да) . Прежде чем расписывать разделочные доски, давайте немного отдохнем!
Физминутка
Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево-вправо
Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались
Головой качают тихо засыпают… движение головой влево-вправо, ручки под щечки
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!
С чего начнёте? (- С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая) .
Что будите рисовать после ? (- Завиток, изогнутую веточку) .
Почему? (- Завиток – главный элемент хохломской росписи , потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (- Сначала крупные элементы : ягоды, листья, потом – мелкие элементы : капельки, травку, завитки и т. д.).
Как нужно рисовать травку и завитки ? (- Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .
Что мы можем использовать для рисования ягод ? (- Кисть, тычок) .
Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый) .
Молодцы, ребята, всё знаете!
6. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами !
Хохлома , Хохлома ,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому –
Красоту невиданную.
Рисовали «травку»
Солнечною краской,
Ягодки, огоньки –
Алой краской от зари.
(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку) .
7. РЕФЛЕКСИЯ
Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома .
Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.
Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!
А что вам больше всего вам понравилось?
Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи .
Стихотворение П. Синявского «Хохлома »
Хохломская роспись
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной-
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома .
Публикации по теме:
Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.
Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2089 ЮГО – ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Елена Вахрушина
Задачи :
1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи . Познакомить с видом
хохломской росписи «травка» и ее элементами : «осочка» , «капельки» , «усики» ,
«завиток» , «кустик» . Дать представление о цветовой гамме орнамента.
Учить рисовать орнамент «травка» . Продолжать совершенствовать приемы работы с
красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее
положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами : «осочка» ,
«перпендикулярно» . Активизировать словарь : «чаша» , «солоница» , «поставок» ,
«тулово» , «спираль» , «капельки» , «усики» , «завиток» , «кустик» .
2. Развивать память, внимание, речь.
3. Воспитывать чувства красоты.
Оборудование :
Русская народная музыка.
- хохломская посуда ;
Краски гуашевые (желтая, красная, зеленая) ;
Кисти беличьи № 2 и 3;
Банка с водой;
Салфетки фланелевые;
Заготовки хохломской посуды (ложки) .
Ход :1. Организационный момент.
Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники» :
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно) .
Мы посуду перемыли : .
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды) .
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) .
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики) .
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно) .
2. Мотивационно-целевой этап.
Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи ) .
3. Изучение нового.
Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?
(Ответы детей ) .
Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. (Слайды1-7) Давайте
внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной
чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются
нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной
смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка - так называется
цилиндрический сосуд с крышкой - расцветают и вовсе нигде не виданные золотые
цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительновызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные
поверхности этих вещей в золотые . Почему предметы, о которых пойдет речь,
называются хохломой ? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем
отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы
звучат в строках русской песни.
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Жилье пребогато :
Серебряные листья,
Цветы золотые .
Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно
глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и
рисунке. (Слайды 8-13)
Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над
которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса
лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку
за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком - сколько их непохожих и
похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все
они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и
любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и
создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в
которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства
становятся эти вещи - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски
исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в
рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими
видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны : они в самом
общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным
орнаментом. Это - узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят :
«Пишу под растительный орнамент» .(Слайды 14-18) Существует несколько его видов. Самый
старинный и любимый художниками - «травный орнамент» , или просто «травка» .
Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более
кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и
называется «осочка» . «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее
основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она
ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от
ветра. «Травка» - обязательная часть любого растительного орнамента хохломы .
Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки»
художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется
«травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать
простейший элемент травного орнамента.
(Воспитатель показывает орнамент) .
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения
предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами,
перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки»
рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом
примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль.
«Кустик» - наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек» ,
расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.
А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.
(Дети выполняют работу под русскую народную музыку)
4. Подведение итогов.
Молодцы ребята. Несите свои работы, сделаем выставку и полюбуемся на вашу
хохломскую посуду . В конце нашего занятия посмотрите , как хохломская роспись может украсить современный мир в котором мы с вами живём. (Слайды19-22
Проект художественно – эстетического направления на тему:
Декоративное рисование в детском саду
«Волшебный завиток»
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.
Цель проекта - развитие художественно творческих способностей детей средствами народного и декоративно – прикладного искусства.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Основные задачи.
Ø Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно- прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Ø Закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.
Ø Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов. Учить придумывать узоры для бумажных силуэтов. Закрепить умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.
Учебно – тематический план.
Месяц. |
Занятия. |
Часы. |
Сентябрь. |
1.Знакомство с народнымдекоративно-прикладным искусством. 2. Рассматривание дымковских игрушек. Рисование элементов дымковской росписи. 3. Лепка и роспись дымковского коня. |
1. 1 2. |
Октябрь. |
1 Лепка и роспись дымковской барышни. 2. Лепка и роспись дымковского индюка. |
2. 2. |
Ноябрь. |
1 Ознакомление с городецким промыслом. Рассматривание предметов с городецкой росписью. 2. Рисование элементов городецкой росписи. 3. Рисование узор на полосе. |
1. 2. 1. |
Декабрь. |
1 Кружка украшенная цветочной гирляндой. 2.Рисование городецких птиц. 3. Рисование городецкого коня |
1. 2. 1. |
Январь. |
1 Рисование городецкого коня. (продолжение) 2. Ознакомление с гжельской керамикой. 3.Рисование элементов гжельской росписи. |
1. 1. 2. |
Февраль. |
1 Рисование элементов гжельской росписи. (продолжение). 2. Лепка и роспись гжельских изделий. |
3. 1. |
Март. |
1 Лепка и роспись гжельских изделий. 2. Знакомство с хохломским промыслом. |
3. 1. |
Апрель. |
1 Рисование элементов хохломской росписи. 2. Рисование. «Узор на бочонке или вазе». |
3. 1. |
Май. |
1 Рисование «Хохломские ложки». 2. Рисование «Хохломские ковши- птицы» 3. Итоговая беседа. «Россия мастеровая» |
1. 2. 1. |
Скачать полную версию проета
Разделы: Коррекционная педагогика
- Закрепить у детей умение самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях; подбирать их цвет в зависимости от фона изделий, самостоятельно выбирать элементы для своего узора, называть их. Упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, ватными палочками.
- Развивать память, мышление, внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику, активизировать речь детей.
- Воспитывать интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Материал: изделия из хохломы, образцы с элементами узора: трилистик, кайма, ветка, завиток, ягоды рябины, смородины, клубники, тонированные контуры посуды (ложка, ваза, чаша, разделочная доска); иллюстрация посуды, выполненная по мотивам хохломского узора, запись мелодии, кукольный уголок, 3 медведя, д/и «Разложи узор», гуашь черного, желтого, красного, зеленого цвета, кисти № 5 и № 2.
Словарь: хохломской узор, кайма, веточка, завиток, ягоды смородины, рябины, клубники, трилистик.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в групповую комнату (играет русская народная мелодия). Педагог встречает детей и просит послушать мелодию:
– Ребята, послушайте, какая красивая, сказочная мелодия! Она нас как будто куда-то приглашает. Смотрите, дорожка! Куда же она ведет? Идемте, вдруг мы попадем в сказку.
(Дети вместе с педагогом идут по дорожке и подходят к кукольному уголку)
2. Вводная часть
– Ой, ребятки, а ведь мы попали с вами в сказку! Вы ее узнали? (Три медведя.)
– Правильно, назовите, кто главные герои в этой сказке? (Настасья Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка.)
– Давайте поздороваемся со всеми медведями. (Дети здороваются.)
– Ребята, посмотрите пожалуйста, какая красивая расписная избушка у медведей, а сколько много посуды и вся она яркая, нарядная, расписная.
– Вы узнаете узоры на посуде? Как она называется? (Хохломская.)
– Да, ребятки, правильно, это хохломской узор. Очень красивый, нарядный.
«Вот посуда хохломская
Светится, как золотая.
Краски как огнем горят
Радость нам сулят».
– Ой, что-то Настасья Петровна загрустила, что-то хочет мне сказать. (Педагог наклоняется к медведю.)
– Знаете, что я узнала? Настасья Петровна печалится, что посуды у нее мало, много разбилось, потрепалось, а где взять не знает. Вот беда!
– Ребята, может, мы с вами поможем нашим любимым сказочным героям? (Да.)
– Конечно, поможем, мы же с вами умеем расписывать посуду хохломским узором!
– Вот и хорошо, сейчас я махну рукой и откроется волшебный сундучок, который вам поможет стать настоящими художниками. (Педагог снимает платочек с коробки, в которой лежат фартуки.)
Дети надевают фартуки. Воспитатель приглашает пройти в мастерскую.
– Вот вы и стали художниками, проходите в мастерскую.
3. Основная часть
1. Дети садятся за столы, педагог обращает внимание на осанку детей. На доске иллюстрации посуды с хохл омской росписью.
– Как можно назвать эти предметы? (Посуда)
– Каким узором расписана посуда? (Хохломским)
– Как мы узнали хохломской узор? (По цвету, по узору, много узора)
– Какие цвета используют художники для росписи? (красный, черный, желтый, зеленый)
– Да, ребята, эта посуда сделана из дерева и, чтобы она выглядела красивой, нарядной и отличалась друг от друга, ее издавна художники, из деревни Хохлома, расписывали узором. Узор был густой и поэтому посуда получалась красивая.
– А из каких частей состоит хохломской узор? (Веточка, кайма, завиток, трилистик, ягоды смородины, рябины, клубники)
– Но для того чтобы красиво расписать посуду, художники несколько раз прорисовывают узор.
Педагог просит 2–3 детей изобразить отдельные элементы узора с пояснениями: завиток, ветку, трилистик.
2. Д/и «Выложи узор»
– А еще художники подбирали узор. Давайте и мы с вами подберем узор и выложим его на посуде.
Дети выкладывают узор. Затем педагог предлагает отодвинуть узор на край стола:
– Это узор послужит вам образцом при росписи.
4. Физкультминутка
– Ребятки устали, выходите на сказочную поляну вставайте в кружок и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Теремок».
«Между двух дорог Стоит терем-теремок. В этом тереме тетери Захотели печь пирог.
Если любишь пироги Заходи, заходи.
5. Самостоятельная деятельность детей
– Вот и отдохнули, перед тяжелой работой. Проходите в мастерскую (обращает внимание на осанку детей.)
– Ребятки, давайте вспомним с чего начинаем работу? (С каймы.)
– Как будем рисовать? (Всем ворсом.)
– Где будем рисовать? (Внизу, вверху.)
– Как будем рисовать? (Кончиком кисти.)
– Что рисовать на ветке? (Трилистики, завиточки.)
– А что будем рисовать под веткой? (Ягодки смородинки, гроздья рябины.)
– Какие цвета подберете для узора? (красный, жёлтый, зелёный)
Педагог просит детей не забывать смотреть на свой образец, который выполнили. Звучит музыка, педагог оказывает индивидуальную помощь.
6. Анализ детьми
Дети заканчивают работу. Педагог просит детей разложить посуду на столе. – Вот, Настасья Петровна, наши ребятки расписали вам посуду. Вы полюбуйтесь на нее, а мы с ребятками поделимся, чья ж работа больше понравилась.
(Опросить всех детей.)
7. Итог занятия
Воспитатель (от имени Настасьи Петровны ): Какая красивая, нарядная посуда, настоящая хохлома!
Весь товар у вас на славу,
Потрудились вы не зря.
Вот конфетки получите
И, спасибо вам, друзья!