Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в старшей группе
Городецкая роспись.
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с техникой
ВИД УРОКА: творческий практикум. Городецкая роспись . с историей и особенностями этого искусства; расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;
углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
Развивающая:
привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
способствовать творческому подходу работе,
развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,
индивидуальные творческие способности
Воспитательная:
воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Оборудование для учителя:
Раздел “История”.
В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.
На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.
Учитель по своему усмотрению выбирает нужный раздел презентации: история, производство, мастерская, итог. Презентация построена таким образом, что учитель может заходить в любой раздел не зависимо от очередности слайдов.
Раздел “Производство”.
Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива
Раздел “Мастерская”.
Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.
Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких
В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.
В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.
III. Объяснение нового материала. Если урок первый, то слайды из раздела “Мастерская” используются как объяснение нового материала, учитель также может рисовать элементы сам.
IV. Практическая работа. Во время работы учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.
V. Завершение урока.
Как итог используются слайды из раздела “Итог”
1. Как украшали свои изделия гжельские мастера?
Лепниной;
Не украшали;
Раскрашивали разноцветными красками;
2. Какие цвета использовали
Красный и синий;
Синий и белый;
Любые;
3. Где расположен узор?
В середине;
По кругу;
Где хочет художник;
4. С каких элементов начинают писать узор?
С мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому;
С главного рисунка;
С какого хочет художник;
Подборка слайдов составлена таким образом что, дается вопрос и варианты ответов, учащиеся выбирают правильный.
Учитель или ребенок нажимают на выбранный ответ, если он правильный, то экране появится слово “Отлично”, если нет - “Подумай”. Можно вызвать одного ученика к компьютеру и он сам будет выбирать ответ.
VI. Подведение итогов: выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.
МУРЗАКАМАЛОВ АЛМАЗ АГЗАМОВИЧ
Мастер производственного обучения
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
На тему «Золотая Хохлома»
Уфа-2015
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1
Предмет «Техника художественной росписи изделий из дерева» ПМ.02
Тема урока: «Золотая Хохлома»
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.
2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя: доска, мел, проектор-компьютер (для показа презентации, фильма), репродукции;
Для учащихся: Бумага А4, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, тетрадь.
План урока (45 мин):
п/пЭтап урока
Время (мин.)
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией изделий Хохломы.
10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная работа. Выполнение элементов Хохломской росписи.
15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов.
5 мин.
Задание на дом.
2 мин.
Ход урока:
Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
Объяснения и закрепления учебного материала:
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.
Рассматривание образцов изделий (выставка работ - презентация).
Техника Хохломской росписи:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Особенности Хохломской росписи:
Два приема письма:
верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.
Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый
основной элемент узора: «травка»
элементы: листья, цветы, ягоды,
композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).
Практическая работа: работа над композициями.
Вопрос:
Где и когда возникла Хохломская роспись?
Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?
Основной элемент Хохломской росписи?
Элементы Хохломской росписи?
Цветовая палитра Хохломской росписи?
Композиционное построение рисунка?
Орнамент, декор, украшение?
Практическая часть . Выполнение композиции «Хохлома» в технике верховая письмо «травки», «ягодки», «кустики»
Подведение итогов. Выставка работ. Подведение итогов.
Задание на дом: 1. Повторить пройденного урока.
2. Выполнить презентацию на тему «Хохлома» верховая и фоновая письмо и писать чем они отличаются.
3. Выполнить небольшую композицию хохломской росписи.
Итог урока: Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.
В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.
Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.
Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.
Возьмите палитру - чистый лист, положите его перед собой.
Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее.
У нас получился круг.
Чтобы этот круг сделать больше, приложите кисточку к кругу и ведите дорожку. Этот способ называется «примакивание».
Чтобы сделать круг еще больше, проведите еще одну дорожку.
Попробуйте сами нарисовать круг способом «примакивания», а я посмотрю, как у вас получается.
Отложите палитру в сторону, положите перед собой круглую заготовку для цветка.
Выберите цвет (синий или красный), каким будет ваш цветок. Смешайте его с белой краской, для этого я приготовила для вас маленькие квадратики.
Теперь попробуем нарисовать круг на заготовке, также как на палитре. Нужно это сделать аккуратно и правильно, чтобы ваш цветок получился красивым.
Покажите свою готовность.
Чтобы продолжить на нем рисовать, краска должна высохнуть.
Физкультминутка.
Встаньте со своих мест. Сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Молодцы! Садитесь на свои места.
Проверьте ваши заготовки.
У кого уже высох круг, поднимите руку.
Теперь нам нужно нарисовать яркий круг.
Поднимите руку те, кто будет рисовать «розан».
Скажите, где вы нарисуете яркий круг? В середине большого или сместите его в сторону от середины?
Поднимите руку те, кто будет рисовать «купавку».
Скажите, где вы нарисуете яркий круг?
Скажите, чтобы нарисовать яркий круг нужно в краску добавлять белый цвет?
Преступайте к работе.
Рисуем яркий круг также как и большой.
Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее. Если круг получился маленький, ведем дорожку.
Кто уже закончил, поднимите руку.
Отложите наши заготовки в сторону.
Вернемся к нашей палитре.
Теперь нужно потренироваться рисовать дужки.
При рисовании дужек не используйте много воды, а то они расплывутся и цветок ваш завянет.
Держим кисточку вертикально листу, касаемся кончиком кисточки лист бумаги, ведем линию, прижимаем полностью ворс кисточки, закругляем, стоп.
Остановились, отложите кисточки.
Потрясите ручками, чтобы они немного отдохнули, потрите каждый пальчик.
Возьмите кисточку в куру. Вернитесь на то место, где остановились. Прижмите ворс кисточки, ведем линию, приподнимаем и кончиком кисточки заканчиваем нашу дужку. Попробуйте нарисовать дужку самостоятельно, а посмотрю, как у вас получается.
Закончили, вернемся к нашему цветку.
Скажите, дужки, каким цветом рисовать будем?
Правильно, таким же, как и яркий круг.
У кого красный круг, дужки, какого цвета будут?
У кого синий?
Преступайте к выполнению задания.
Осталось только оживить цветок, нанести белым цветом оживку: штрихи, дужки, точки.
Отложите свой цветок. Возьмите палитру. Ватную палочку. Сейчас я покажу, как ватной палочкой сделать точку, для оживки. Сухую ватную палочку макните в краску и поставьте точку на бумаге.
Теперь макните ватную палочку в воду, затем в краску и поставьте точку на бумаге.
Скажите, точка, поставленная сухой ватной палочкой отличается от точки поставленной мокрой ватной палочкой? Чем?
Штрихи лучше делать тоненькой кисточкой.
Оживите свой цветок штрихами, точками, дужками.
Штрихи и дужки рисуйте аккуратно, чтобы линии были четкими, белыми.
Все оживили свой цветок?
Заканчивайте работу.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Сценарный план урока…………………………………………………….5
Приложение………………………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………..10
Литература……………………………………………………………………… ..11
Введение
Особое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется народному творчеству, традициям, промыслам. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.
Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики.
Искусство изготовления деревянных расписных изделий известно с глубокой древности. Традиции росписи живут и развиваются в наше время. Роспись по дереву как один из старинных видов декоративно-прикладного искусства интересна и доступна детям школьного возраста.
Желание познать основы художественного ремесла может определить дальнейшее увлечение ребят, а возможно, окажет влияние на выбор жизненного пути.
Основные приёмы росписи следует выполнять почти автоматически, что требует упорной работы над выработкой твёрдых навыков. Так как многие приёмы выполнения росписей бывают предельно простыми, отшлифованными поколениями народных мастеров, первоначальное их освоение не требует от ребят каких-то усилий. Но дело не только в приёмах росписи. Каждый из них отличается своей спецификой: постановкой руки, особой ритмикой. Знание приёмов помогает проникнуть в неповторимый мир орнамента, осознанному постижению его красоты.
В повседневной работе с детьми необходимо соблюдать очень важный принцип обучения - поддерживать у учащихся радость открытия нового. Тогда у ребят возникает состояние душевной приподнятости, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и труда своих товарищей.
Актуальность.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления урочной и внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Занятия росписью по дереву помогают реализоваться личности ребёнка, стимулируют творческое отношение к труду, помогают узнать культуру своего народа и народов мира, воспитывают в детях патриотизм и гордость за свою страну. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
Цели и задачи.
Цель проекта: Создать урок направленный на воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области декоративно-прикладного искусства.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- изучение нормативных документов и законов;
Изучение соответствующей литературы (концепции и авторские программы);
Написание конспекта урока, создание презентации, подбор пособий и иллюстративного материала;
Создание системы оценивания планируемых результатов;
Анализ урока, выводы.
Сценарный план урока изобразительного искусства: “Сказочные узоры Городецкой росписи”.
Цель: ознакомить учеников с произведениями и историей развития Городецкой росписи.
Задачи:
Изучить историю росписи;
Познакомиться с узорами в изделиях мастеров Городца и основными этапами росписи;
На основе изученного материала самостоятельно исполнить работу по мотивам Городецкой росписи.
Планируемые результаты:
предметные: освоить основные характерные элементы народного орнамента и особенности цветового строя; освоить основные приёмы кистевой росписи Городца; создать композицию росписи в традиции Городца.
метапредметные: осознание места и значения современных народных промыслов в современной жизни; умение оценивать искусство городецкой росписи как часть культуры народа; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия в процессе работы.
личностные: воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности; уважение к культуре других народов; формируется готовность учащихся к обучению и самообразованию; формируется эстетическое чувство и ответственное отношение к учебе.
План урока:
Организация класса. Мотивация и целеполагание. 5 мин.
Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. 5 мин.
Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции). 10 мин
Постановка художественной задачи. 2 мин.
Самостоятельная работа. 15 мин.
Рефлексия. 3 мин.
Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок. 5 мин.
Оборудование:
Для учителя: Презентация городецкой росписи, методические пособия с показом поэтапного выполнения работы.
Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, ножницы.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока:
1.Организация класса. Мотивация и целеполагание.
Учитель:
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной росписью, а название её Городецкая!
Но прежде, чем мы начнём, я попрошу вас сделать подготовительную работу.
Возьмите альбомный лист А4, сложите его пополам по вертикали,в верхнем правом углу сложенного листа отрежьте уголок (показываю) , теперь разверните лист, у нас получилась разделочная доска! Закрасьте её полностью бежевым или песочным цветом, чтобы имитировать цвет дерева и пока вы это делаете, слушайте мой рассказ.
2.Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.
Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти.
Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда.
На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.
Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки – дужки. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.
Цветок купавки- голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.
Каким цветом? - Белым.
Давайте посмотрим, как же выполняется изображение коня.
Цвета присущие городецкой росписи голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий -птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.
Посмотрите этапы изображения городецкой птицы.
Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной.
3.Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции).
А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, конь, птица или листик.
А как называется ученик мастера?
Подмастерья!
Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
Первый элемент-розан.
Какой цвет мы будем использовать для его изображения розана? -Розовый и оттенки красного.
Внимание на доску. (Начинается фронтальная работа.)
Сначала розовым цветом выполняем кружок.
В центре выполняем красным цветом меньший кружок.
Рисуем дужки тем же красным цветом.
Даем работе подсохнуть, в то время когда работа сохнет вы самостоятельно выполните цветок купавки используя таблицу. (Озвучиваю этапы выполнения цветка купавки, используя табличный материал).
Цветок розана подсох, пора выполнить белилами оживку.
Затем выполняем оживку в цветке купавки.
Нам нужно изобразить листки.
Обмакиваем кисть в светло-зеленую краску и ставим отпечаток всей плоскостью кисти (показываю на доске).
Тени и оживку, выполните самостоятельно, используя таблицу.
4. Постановка художественной задачи.
- Мастера из Городца просили вас расписать разделочные доски. Положите перед собой подсохшие заготовки.
Но одно условие поставили перед вами Городецкие умельцы, в центре работы нужно изобразить Городецкого коня (птицу).
5.Самостоятельная работа.
Коня мы с вами выполним вместе.
Какой цвет используем для его изображения?
Черный цвет.
Начнем.
Нарисуем большую каплю острым концом вверх - это шея.
От нижней широкой части проведем острием кисти тонкую линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.
На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, (внимание на таблицу) острым концом вниз.
Изобразим голову лошади - маленькая капля.
Ножки три меленьких капельки и дужки (внимание на таблицу).
Хвост три мягких мазка.
Вымоем кисть и возьмем красный цвет, выполним гриву и сбрую.
Белым цветом выполним оживку.
Конь готов.
По розанам и купавам
Городецкий скачет конь,
Весь цветами он расписан
До чего ж красивый он.
Коня мы с вами изобразили, а вот цветы по которым скачет ваш конь, вы выполните самостоятельно. (Выполнение работы).
6.Рефлексия.
О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили?
Назовите мне основные элементы городецкой росписи?
Какие цвета характерны для городецкой росписи?
7.Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок.
Выставка работ на доске.
Посмотрите ребята, какие замечательные работы у нас получились! Теперь мы настоящие Городецкие мастера! И конечно мастерам полагаются оценки. (выставление оценок).
Заключение.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.
В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.
Литература.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: - М.: Просвещение,2012.
Горский, В.А, Тимофеев А.А, Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. М.- Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Данилюк А.Я., Кондаков А.М. ,Тишков В.А. Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2-е издание, - М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
Неменский, Б.М, Неменская Л.А., Горяева Н.А, Питерских А.С. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы.- М. «Просвещение» 2012
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения) 5-9 классы.
Шпикалова,Т.Я. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников.- М. «Просвещение» 2010
Тема урока: Городецкая роспись.
Цели урока:
1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
Для учащихся:
модель для раскрашивания «Кухонная доска»
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
Для учителя:
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакат «Городецкая роспись»
презентации «Городецкая роспись»
План урока (45 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
Запись на доске: Городецкая роспись.
Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
— Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
— Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
— Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики — подмастерья. Начнем!
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?