Фудтрак вне закона: корреспондент «Афиши» нелегально торгует уличной едой. Как правильно открыть фудтрак Открыть фуд трак
Сходняк
Лева наглый, а Толян все время добавляет «йоу». Мы ни разу не виделись, общаемся только по СМС и телефону. Но как мои будущие сообщники они мне уже нравятся. Как мои потенциальные сокамерники - тоже ничего. Нас вряд ли посадят, но думать о завтрашней вылазке как о проделке уровня Бэнкси или арт-группы «Война» приятно. Хотя мы собираемся всего лишь продавать бургеры из фудтрака, по московским меркам наши планы находятся вне закона.
В Москве завести фудтрак и работать в нем, соблюдая закон, - это как завести кота и тут же его кастрировать. То есть лишить главного. А в случае с фудтраком главное - возможность свободно перемещаться, без привязки к конкретному месту и следуя за своей аудиторией по городу. Утром напоить горожанина кофе у метро, днем накормить обедом у торгового центра, вечером - подхватить на шумной улице. У нас это так не работает. И все же количество фургонов увеличивается: против 6 машин на прошлогоднем «Маркете городской еды» - 20 участников на «Фестивале фудтраков», который в этом году в Москве провели впервые (организаторы говорят, заявок было 50). Это значит, что владельцы фургонов смирились с тем, что их дорогие кухни со сверкающими боками и ревущими двигателями - не более чем палатки на колесах. Но не все.
Все началось, когда в редакцию просочился слух о нелегально торгующем в центре города фудтраке. Через пару часов впечатление было такое, как будто мы вышли на полицейскую частоту. Его видели там, там, а еще вот там. «Он белый». «Он красный». «В нем продают бургеры». «Там кормят веганов». Показания не сходятся, но поиски продолжаются. Через три дня мне по почте приходит номер: «Контактное лицо - Толян». Моя задача - позвонить и напроситься на нелегальный выезд с этим фудтраком. Что говорить? Как войти в доверие? Я волнуюсь - никогда раньше не вела переговоры с преступниками. Звоню. Объясняю. В ответ слышу:
Медкнижка-то есть?
Э-э-э. Есть.
Примечание: закон и уличная еда
Все началось в 1992 году, когда президент России Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли» и тем самым разрешил кому угодно продавать что угодно и где угодно. Под запрет попали только проезжие части, станции метро и территории, прилегающие к зданиям государственных органов власти и управления. В Москву полетели самолеты китайских игрушек. В те годы Лубянская площадь напоминала платформу Марк. Да и все остальные площади тоже. Пытаясь умерить пыл предпринимательства, который не на шутку разгорелся после семидесяти лет советской власти, правила торговли начали понемногу ужесточать. С тех пор у нас концептуально нагруженное законодательство в области уличной торговли и богатый опыт обхода всех возможных ограничений. Так, стоило властям запретить палатки, все киоски встали на кирпичи, к которым приложили колеса-болванки. Как только запретили нестационарные формы, всем прицепам колеса, наоборот, открутили.
Фудтраки тоже подстраиваются под современные реалии, но уже не физически, а юридически: сегодня им удается существовать максимально легальным образом, пользуясь неоднозначными формулировками закона: они участвуют в маркетах, выступают как кейтеринг, арендуют частные территории - а больше всего полюбили фудтраки торговые центры. Например, «Мега», которая обновляет свои фудкорты и приглашает участвовать в этом фургоны с едой. Самые знаменитые среди организаторов полулегальной торговли в Москве - двое французов , которые несколько лет назад держали недалеко от метро «Улица 1905 года» мобильную блинную: пекли и раздавали блины за пожертвования, чтобы никто не придрался к отсутствию медкнижки, разрешения на торговлю и всех остальных документов, которых у Джонатана и Венсана не было. В итоге они все-таки побывали в участке, но скоро после этого по личному приглашению Сергея Капкова стали раздавать свои блины в саду «Эрмитаж».
Шарабан
Лева - владелец фудтрака - родился в Магадане и прежде, чем заняться едой тут, в Москве, успел поработать в Штатах в ресторане, где бургеры подают за 15 секунд. Его основная обязанность заключалась в том, чтобы заворачивать приготовленный фастфуд и класть его в пакет. Недавно Лева оставил бизнес, связанный с фотографией, и купил фургон, чтобы сделать из него автомобиль для путешествий и сперва уехать в Карелию на пару месяцев. Сам фудтрак - минивэн 1996 года, которому фактически подарили вторую жизнь. «Он пережил лобовое столкновение, замену коробки передач и двигателя. Когда его я регистрировал в ГАИ, меня спросили: «Зачем тебе это, чувак?»
Планы изменились. Появился партнер, который дал денег на переоборудование машины: время было нестабильное - и он решил вложиться рублем. Peugeot Boxer в фудтрак переоборудовали в Белоруссии. «Сам автомобиль стоил около полумиллиона, работы - намного дороже. Самое сложное - укрепить кузов, после того как в фудтраке проделают окна, то есть, по сути, удалят важные элементы несущей конструкции. Механики называют процедуру добавления ребер жесткости «костоправ». В Белоруссии, как и на Украине, торговля с фудтраков разрешена, они там их штампуют десятками, поэтому знают, как это все круто сделать. Два месяца назад мы начали работать - выезжать на фестивали и частные мероприятия. Мы зарегистрировали ИП, у нас появились склад, кухня, наемные рабочие, закупки, отчетность, документация. Появился шеф-повар Дима, который работает в Lavkalavka на Остоженке и ставит всю кухню. Это на самом деле большой труд: чтобы поторговать четыре часа, нужно потратить десять-двенадцать часов на подготовку».
Если у вас есть бизнес, связанный с фудтраком, то зачем выезжать в город и торговать нелегально? С чего это вдруг? Кто-нибудь из вас говорит «Поехали в центр!» - и вы просто так, ради развлечения едете?
Да, так и происходит. Иногда еще после мероприятий у нас остаются продукты, и мы едем их допродавать. А иногда в пятницу вечером или в выходные мы выезжаем в город для собственного удовольствия. Дважды были на Покровке, потом стояли на Чистых прудах. Когда мы продавали на Покровке, с нами был один наш пессимистичный знакомый, который включил секундомер и каждые полчаса, которые нам удавалось продержаться, выкрикивал что-то типа: «Три-и-идцать мину-у-ут!» В итоге мы там простояли довольно долго, но в какой-то момент подошел дэпээсник и говорит: «Здравствуйте, кто здесь главный? Пойдемте». Я ему такой: «Может, сэндвич?» А он мне: «Не-не, пойдем-пойдем». И меня начали по-хорошему убеждать уехать, чтобы не искать приключений на свою жопу. Денег не взяли. Колу и сэндвич я им сам дал. И сказал: «Хорошо, давайте я проеду с вами». Мне было просто интересно, что они на это скажут. И мне кажется, они просто не знали, что сказать. Они свою задачу выполнили и довольны, а брать какого-то чувака с фудтраком и куда-то его везти…»
Примечание. Фудтраки: на чем выезжать
Что касается альтернативных вариантов, подойдет саньлуньчэ, трехколесный велосипед-повозка. Распространен в Шанхае, где его используют для заработка мигранты, которые не тянут дорогую аренду помещений. Они продают с саньлуньчэ уличную еду, а в случае, если ими заинтересуется полиция, имеют возможность быстро укатить за угол. Эту идею подхватил австрийский проект Dong Dong. Две девушки построили свой собственный саньлуньчэ, чтобы продавать в нем китайскую еду, - как оммаж всем эмигрантам. Мобильность они используют не для того, чтобы убежать от полиции, а чтобы занимать даже самые узкие тротуары и другие труднодоступные на автомобиле места в городе. Примеры нужно брать и со Стамбула, где уличная еда - лендмарк, а опыт в этой области огромен. Там среди прочего часто встречаются стеклянные лотки-домики на колесах: что-то среднее между фудтраком и киоском. Из них обычно продают национальное блюдо пилав - рис с распаренным фундуком, но можно продавать и традиционную русскую кашу. И не забывайте про УАЗ-452, который в народе называют «батон», - уже одно это выдает в нем настоящий фудтрак советского автопрома. Так что в кузов - духовку, на бок - вывеску «Монастырская выпечка», и никто не посмеет усомниться в праведности ваших намерений.
Мандруха
На МКАД - нереальное количество постов ДПС. Я думаю о том, что никто из них и не предполагает, что мы везем заготовок на 120 бургеров и разве что не на Тверской собираемся их продавать. Кругом реют праздничные триколоры. Я представляю, что и над нами реет флаг, очевидно, что пиратский. Но даже если бы флаг у нас и был, он бы едва заметно колыхался - мы едем ужасно медленно. «Ты не имеешь права двигаться на фудтраке со скоростью потока, ты всегда будешь медленнее него», - говорит Лева, - он неманевренный и в повороты должен входить на 40 км/ч. Быстрее никак. Иначе по салону летают двадцатипятикилограммовый гриль, мармиты, титаны и бойлеры. Даже ножи отскакивают от магнитов. И конечно, дверцы холодильника должны быть зафиксированы».
На месте нас встречает Толя - бывший журналист и пиарщик, который занимается развитием фудтрака, - он сегодня на гриле. Встречают и те, кто прочитал о наших перемещениях в фейсбуке. Минуты уходят на то, чтобы уговорить перепарковать «ягуар» с идеально подходящего нам места у окна, протянуть провод к фудтраку, включить электричество, прикрепить кабельную капу, организовать рабочее пространство внутри фудтрака, расставить заготовки, замешать соус. Торжественный момент - то, как в семь часов вечера мы открыли окно фудтрака, - последнее, что я отчетливо помню до половины первого ночи. Я стою на сборке: булка снизу, соус-свекла-огурцы, салат-помидор-капуста, лук-котлета, снова соус, булка сверху, упаковать, отдать. Тем вечером мы приготовили и продали около ста бургеров. Приходили друзья, иностранцы заглядывали с вопросом, как часто мы тут бываем. Кто-то спросил, есть ли у нас лицензия, а я, похолодев от ужаса, спросила: «Какая?» «Отличный ответ!» Так продолжалось весь вечер. Приходили из бара напротив - «Все твои друзья», сначала негодовали и говорили что-то про отнятую аудиторию, потом вроде внутренне с нами примирились и заказали бургер. Мы подпрыгивали под Дэвида Боуи так, что фудтрак скакал на месте. Малый Гнездниковский в тот вечер гудел и напоминал Никольскую улицу начала 2000‑х и Козицкий переулок в Будапеште. Но иногда кто-то кричал: «Полиция!» - и становилось тревожно. Что было бы, если бы нас тут поймали? Фудтрак - это дыра в законодательстве. Я знаю, что юристы готовят для «Вагона еды» шпаргалку: что отвечать в случае, если у полиции возникнут вопросы. Уверена, что с тех пор, как было принято 26‑е постановление о размещении нестационарных торговых объектов, многие владельцы фудтраков держат подобные листки наготове. Постановление не содержит прямого запрета на осуществление нестационарной торговли с колес. Зато и акта, который бы ее регулировал, не существует. Но мы-то существуем - странно.
Дербанка
Половина первого ночи. Закрываем фудтрак. Не по просьбе полиции, а потому что закончились все котлеты. Пять с половиной часов нелегальной торговли под боком у Кремля прошли незаметно для правоохранительных органов. На углу здания реет флаг «С Днем Победы!». Действительно, думаю я, это победа, и, собираясь прощаться со всеми, говорю:
Всегда бы так!
А ты знаешь, - отвечает Лева, - я, вообще-то, против легализации фудтраков. Представляешь, какие это будут толпы? Как много места в городе займут все эти машины? Ужас! И ведь все передерутся между собой. А какое будет качество еды? Нет, нам это совсем не нужно.
Дюжина фуд-фестивалей этого сезона, которые стоит посетить
Неужасное проявление фестивального мейнстрима: мастер-классы, лотки и стенды со всякой снедью, кулинарные битвы, музыка. Среди участников - масса звезд, включая Мухина, Зотова, Березуцкого (Сергея). За вход просят символические 300 р., билет лучше купить заранее, чтобы не стоять в очереди. Подробнее: msk.odaeda.me
«Ламбада» - это маркет одежды, но пищевая секция здесь настолько обширная, что может спорить числом (и качеством) с иными фуд-фестивалями. Помимо регулярных участников (No Crepe, «Даблби», Williamsburg/Ferma, Pho, «Едим стоя» - всего под 30) там будут люди из киоска Foody, который стационарно размещен в «ЭМА», и паровые баны из магазинчика «Точка/Калашный, 9». Подробнее -
- 1 Что такое бургерная на колесах
- 2 Преимущества еды на колесах
- 5 Фудтрак с точки зрения законодательства. Закон о мобильной торговле
- 6 Аренда фуд трака — выгодно ли это?
- 7 Как получить разрешение на торговлю
- 8 Сколько может принести харчевня на колесах
Найти свою нишу в ресторанном бизнесе может быть непросто. Один из вариантов для нового проекта - бургерная на колесах: точка приготовления стрит-фуда, которая может ездить по городу в любых направлениях.
Разберем, что представляет из себя подобная бургерная, как составить бизнес-план для ее открытия, что нужно знать о законе о мобильной торговле и аренде фудтрака.
Что такое бургерная на колесах
Закусочная на колесах представляет собой полностью оборудованный фургон, внутри которого находится небольшая кухня. На этой кухне можно готовить практически любые блюда, однако для фудтрака подходят в основном закуски и фаст-фуд . Также закусочную на колесах называют бургерной, поскольку эта статья меню приносит больше всего дохода.
Закусочные на колесах разделяются на бургерные небольшого размера, которые могут выезжать за пределы вашего города, и на полноценные передвижные точки стрит-фуда. Выберите наиболее подходящий для вас вариант и используйте его при составлении бизнес-плана.
Преимущества еды на колесах
Ниже перечислены основные плюсы бургерной на колесах в качестве бизнес-проекта.
- Требует меньше вложений, чем обычная точка стрит-фуда
Если для открытия полноценного кафе вам понадобится от 1 до 5 миллионов рублей, то закусочная будет стоить гораздо дешевле — особенно если фургон вы возьмете в аренду.
- Не нужно нанимать большое количество сотрудников
В такой закусочной может работать максимум двое наемных сотрудников. Обычно это два повара или повар и кассир. Часто в фургоне присутствует лишь повар, который также принимает оплату. При большом наплыве людей можно взять второго человека.
Бухгалтерию вы можете отдать на аутсорс, а менеджер и технолог в силу физической невозможности (в классическом фургоне недостаточно места для трех человек и полноценной кухни) не сможет присутствовать в бургерной постоянно.
- Быстро окупается
Срок окупаемости подобного бизнеса - от одного месяца. Это значительно меньше, чем срок окупаемости стандартного кафе или точки стрит-фуда.
- Может передвигаться в любых направлениях
При получении специального разрешения закусочная на колесах может передвигаться внутри вашего города или выезжать за его пределы в область. Вы можете опытным путем найти лучшие точки для продажи еды и продавать там бургеры в самое лучшее время. Это также способствует увеличению продаж и быстрому выходу на окупаемость. Однако для получения такого разрешения вам нужно будет собрать пакет документов и нанять опытного водителя.
- Низкая конкуренция и возможность хорошо заработать на каждом блюде
Низкая конкуренция и высокая мобильность делают возможным накинуть на обычные цены бургеров определенного вида от двадцати процентов. Если закусочную поставить на день в проводном месте, где больше нет ресторанов или кафе подобного типа, бургеры и другие блюда будут покупать по любой установленной вами цене — в пределах разумного.
Перед началом своего бизнеса вам нужно подробно прописать план, включающий все характеристики проекта, анализ рынка, затрат, предполагаемых доходов. .
- Описание проекта
В описании объясните, чем ваша закусочная на колесах будет отличаться от других похожих бизнесов, открытых в регионе. Сюда же вы можете вставить таблицу с аналитикой конкурентных бизнесов, описанием их плюсов и минусов, что поможет при раскрутке вашего фуд трака.
Напишите, чем ваш бизнес будет отличаться от обычной бургерной и какие преимущества вы видите в его открытии. Если вы ищете инвестиции, бизнес-план можно показать потенциальным инвесторам или спонсорам
- Анализ целевой аудитории
Проанализируйте аудиторию, которой может быть интересно ваше предложение. Анализ складывается из описания возраста, дохода, места проживания и фуд-привычек. Аудитория может быть разделена на несколько потоков - студенты, выходящие на перекус на большом перерыве, офисные работники, ищущие вариант недорогого обеда поблизости от бизнес-центра, гости города и так далее.
- Постановка целей
Поставьте определенную цель — например, желаемый период выхода на окупаемость. Бизнес-план, ориентированный на следующую цель, потребуется подготовить на втором-третьем месяце работы вашего бизнеса.
- Производственный план
Что вы будете подавать? Какие блюда будут предлагаться покупателям уже готовыми, а какие нужно будет готовить при клиенте? Какие продукты для этого потребуются? Какое оборудование нужно будет закупить, по каким ценам и где? Пропишите ответы на эти вопросы.
Самый объемный блок всего бизнес-плана будет содержать подробную информацию о том, что нужно будет закупить и на что придется потратиться. В финансовом плане указывайте траты на открытие ИП или ООО , заработную плату всем сотрудникам, которых планируете нанять, расходы на аренду или покупку фуд-трака, закупку ингредиентов и оборудования, приобретение кассового аппарата с лицензией на обслуживание и так далее. Финансовый план должен содержать все возможные статьи расходов не только для стартового этапа, но и для полноценного продолжения деятельности закусочной на колесах.
Каждый месяц вам нужно будет платить заработную плату сотрудникам, продлевать аренду на фуд-трак (если вы не приобрели его), закупать ингредиенты и, возможно, докупать или менять вышедшее из строя оборудование, что случается нечасто.
Финансовый план обычно содержит расчет стоимости блюд и уже готовых продуктов, напитков, подающихся в фуд-траке, расчет их конечной цены для покупателя и выгоды для вас, а также формулы выхода на окупаемость и примерного получения прибыли. Не забывайте и о налогах, которые также нужно прописать в конце плана.
Проанализируйте, какую стоимость вы сможете поставить на бургеры, исходя из средней рыночной цены. Посмотрите, какая прибыль будет уходить вам после продажи одного бургера и на что вы сможете потратить полученные средства.
Еще одна статья расходов - внутреннее и внешнее оформление фуд-трака. Заложите определенный бюджет на вывеску, оформление экстерьера и видимых частей интерьера, фирменную продукцию, форму для сотрудников. На первых порах вам понадобится нанять только повара и водителя.
- Маркетинговый план
Вы можете закупить рекламу на наружных носителях и в печатных изданиях города, где будет находиться ваш фуд-трак, указав места его дислокации в определенное время суток. Нелишним будет прописать начальный план передвижений хотя бы на месяц вперед. Затем создайте макет для билборда или небольшой вывески.
Реклама в интернете может быть намного успешнее и полезнее для вашего бизнеса, чем реклама на физических носителях. Обратите внимание на доступные варианты - к примеру, баннеры на городских порталах и популярных среди вашей аудитории сайтах. Можно обратиться и к рекламе в социальных сетях - ее проще настраивать, она будет высвечиваться в общей ленте вашей целевой аудитории, а по стоимости выйдет меньше, чем покупка рекламы на сайте. Также можно выбрать баннерную или таргетированную рекламу.
Оборудование, которое понадобится вам для открытия подобного проекта, — это кухня и ее составляющие. В конце фургона вы можете расположить небольшой склад ингредиентов - вам понадобится рассчитать, сколько продуктов нужно закладывать в фуд-трак на день.
Приобрести оборудование для кухни и полки для мини-склада можно в специализированных магазинах. Однако намного дешевле будет обратиться к оптовым поставщикам, которые также торгуют оборудованием в розницу.
Обычно такие компании находятся в крупных городах, а их склады расположены в области. Чтобы не тратиться на доставку, забрать заказанное оборудование вы сможете на том же фургоне, который планируется превратить в закусочную позже. Но для начала вам нужно будет получить разрешение на передвижение по городу и области.
Разница в стоимости оборудования (холодильники, сухожары, кухонное пространство и так далее) может составлять до тридцати процентов у различных поставщиков. Оформите все найденные данные в таблицу, чтобы наглядно видеть, где вы сможете приобрести необходимые товары с максимальной скидкой. Акционные программы начинаются в конце сезона - будьте внимательны ко скидкам, которые производитель предлагает на кухонные комплекты.
Фудтрак с точки зрения законодательства. Закон о мобильной торговле
Закон о мобильной торговле пока что не принят на территории РФ. Окончательные чтения пройдут в апреле 2019 года. В законопроект на данный момент входят:
- Сохранение за бизнесом определенного места основной дислокации
- Продление договоров на оказание услуг с любыми подрядчиками без торгов
- Рамочные правила по отношению к фуд-траку
Мобильная торговля подразумевает под собой получение разрешения на продажу определенных типов товаров и блюд, а также на передвижение вашей закусочной по городу и - отдельно - по области.
Аренда фуд трака — выгодно ли это?
Арендовать фургон для закусочной на колесах гораздо дешевле, чем приобретать такой фургон. Однако если вы планируете развивать закусочную и заниматься этим бизнесом не один год, проще будет приобрести автомобиль, чем каждый месяц тратиться на его аренду.
Стоимость аренды фургона начинается от 40 тысяч рублей (данные по Москве и Московской области). Оформление фуд-трака будет стоить как минимум 10 тысяч.
Быстрый выход на окупаемость вы сможете достичь только в том случае, если арендуете уже готовый для оформления закусочной фургон. Но приобретение небольшого фуд-трака, которое можно заложить в стартовый капитал в 1,5 -2 миллиона рублей, сыграет вам на руку в будущем. Если не хотите зависеть от арендодателя, который может не продлить с вами договор и забрать свое имущество, покупайте готовый фуд-трак, но в этом случае рассчитывайте на более долгий выход на окупаемость.
Как получить разрешение на торговлю
Для того, чтобы получить разрешение на торговлю, вам нужно будет заполнить форму для предпринимателей на сайте налоговой службы. Там нужно указать, какие конкретно продукты будут продаваться в вашем фуд-траке. Разрешение получается отдельно на уже готовые продукты и отдельно - на блюда и ингредиенты, из которых они будут создаваться.
После заполнения формы подойдите в офис налоговой службы РФ в вашем городе с пакетом документов (их полный перечень можно узнать на официальном сайте соответствующего ведомства). Вам нужно будет заполнить еще несколько бумаг, подтверждающих наличие бизнеса, ИП или ООО и всех перечисленных продуктов.
Решение о выдаче разрешения на торговлю принимается за одну рабочую неделю. За это время вы успеете выбрать персонал, который будет работать в вашем фуд-траке, найти возможные пути замены ингредиентов, на которые сложно получить разрешение, и решить любые проблемы с документацией.
Пошаговый план получения разрешения на торговлю:
- Получение разрешений на торговлю готовыми продуктами (Налоговая служба). Потребуется перечень продуктов и ингредиентов.
- Подача уведомления о начале функционирования точки питания в местные органы власти (управу района или города). Указать ФИО владельца предприятия, юридический адрес, ИНН, ОГРН, вид деятельности и перечень выполняемых работ.
- Подать заявку на получение разрешения на открытие нестационарного торгового объекта (Департамент торговли вашего города). Нужно будет предоставить уведомление о начале деятельности и договор подряда с выбранной вами компанией-поставщиком.
- Разрешение на продажу алкоголя заполняется только в том случае, если вы планируете торговать соответствующими напитками в ближайшие полгода функционирования бизнеса. Вы сможете оформить такой договор в Департаменте торговли и услуг отдельного города.
Все лицензии оформляются бесплатно за одну рабочую неделю в случае необходимости рассмотрения заявки. Разрешение выдаётся в день получения заявки и документов (если они требуются).
Важно собрать все требуемые справки и получить все необходимые разрешения, без которых ваш бизнес можно будет легко «свернуть». Не забудьте оформить:
- договор на вывоз мусора,
- договора поставки воды,
- сертификаты всех продуктов питания,
- медицинские книжки персоналу.
Эти документы вместе со всеми лицензиями и разрешениями нужно предоставить в Роспотребнадзор.
Сколько может принести харчевня на колесах
Фуд-трак на первых порах может приносить от трехсот тысяч рублей в месяц. Стандартный выход на окупаемость составляет от четырех месяцев, в случае с арендой закусочной на колесах он сокращается до одного-двух месяцев.
До выхода на окупаемость сумма, которую фуд-трак приносит в месяц, может разниться от сезона к сезону. Лучшее время для открытия закусочной на колесах - это весна и лето. Осень и особенно зима — периоды затишья. Но все будет зависеть от города, в котором вы захотите открыть свой бизнес, и во многом — от погодных условий.
После выхода на окупаемость вы сможете рассчитывать на прибыль от пятисот тысяч рублей в месяц и выше. Такая цифра особенно актуальна для теплого времени года, когда закусочная на колесах станет для клиентов отличным вариантом замены классического кафе или бургерной для клиента.
Открыть такой бизнес с нуля сможет практически любой человек. Перед началом деятельности убедитесь, что вся документация в порядке, чтобы не потерять свои вложения из-за закрытия фуд-трака представителями власти.
Профессиональные бизнес-планы
Такой формат привлекает, в первую очередь, стартаперов, которые хотят попробовать новый продукт на рынке, рестораторов, стремящихся «прощупать» целевую аудиторию выбранной территории, а также заведения, чья цель - повысить узнаваемость продукта и бренда в целом.
На сегодняшний день крупных игроков на рынке мобильной уличной торговли едой два.
Есть еще 5-6 более мелких, таких как мы, - наш парк состоит из одного фуд-трака и команды, обслуживающей его.
Объем необходимых вложений начинается от 1млн рублей с окупаемостью за один-два года.
Успех проекта определяет составляющая продукта, локация, команда, производственная часть.
Кирилл Кожевников :
В этом сегменте наиболее популярными форматами являются кофейни и бургерные. Понятный продукт и оборудования на рынке полно. Мы выбрали бургеры, потому что сами их любим, кроме того, они очень популярны!
Если вы хотите, чтобы проект был успешным, то, решая вложить деньги в фуд-трак, прежде всего, нужно определиться с тем, что вы будете готовить. Потом, исходя из имеющихся в распоряжении финансовых средств, определиться с
машинной базой, которая вам подойдет, и подобрать оборудование.
Олег Протопопов :
На сегодняшний день формат фуд-траков не интересен для бизнеса, массово работают только мобильные кофейни. Остальные проекты принадлежат либо гастроэнтузиастам, либо крупным игрокам рынка, решившимся на тестирование нового формата с расчетом на то, что рано или поздно будет принят закон о нестационарной торговле.
Рафаэль Хабиров:
Фуд-трак в качестве бизнеса привлекает как молодых предпринимателей-гастроэнтузиастов, так и крупные компании, например: «Прайм Биф», METRO Cash & Carry, Клинский мясокомбинат, «Татнефть».
Для первых это возможность начать бизнес с минимальными рисками и достаточно низким входным порогом - от 1,5 до 3,5 миллионов рублей, и с гарантией, что само оборудование останется в собственности и при реализации «отобьёт» большинство стартовых вложений. Также имеет значение минимизация рисков вложения в «неудачное место».
Для вторых фуд-трак это рекламный объект, который принимает участие во множестве мероприятий и дает возможность выйти на новые рынки, обеспечивая прямые поставки продукции «к столу» потребителя. В качестве примера можно привести реализацию продукции около/внутри коттеджных поселков крупных городов (в Подмосковье это очень актуальная сейчас схема). Кроме того, фуд-траки позволяют осуществить диверсификацию рынка сбыта как такового.
Определение успеха в любом бизнесе — это точный просчет экономической модели и высокая мотивационная составляющая. Без приложения усилий руководители проекта могут рассчитывать только на удачу.
Почему вы решили выйти в этот сегмент рынка? В чем особенность ваших фуд-траков? Чем вы отличаетесь от конкурентов?
Артём Щукин:
Фуд-трак дает возможность быть ближе к нашим гостям. Мы готовы приехать к ним на любое мероприятие: корпоратив в тайге, пикник в пустыне, фестиваль в Мневниках. Наш фуд-трак оборудован так, что мы с легкостью можем обслужить большое количество гостей там, где нет кафе и ресторанов.
Как в любом из наших ресторанов, мы используем только охлажденное мясо и овощи подмосковных хозяйств. Все, что нам нужно, это электричество и голодная публика.
Кирилл Кожевников :
Идея мобильной бургерной принадлежит моему другу и коллеге Виталию Дорохову. А сама бизнес модель была скопирована с западных образцов. Собственно, первый трак Виталий собирал своими руками, опираясь на мировой опыт. Особенность его заключается в хорошем оборудовании, эргономично размещенном внутри. Работать удобно и комфортно.
Олег Протопопов:
Поскольку рынок быстро меняется, мы постоянно тестируем различные форматы и каналы продаж. В отличие от наших основных конкурентов на рынке фастфуда - «Макдоналдс», «Бургер Кинг», KFC - наш формат требует на порядок меньше электрических мощностей. Вторая особенность состоит в том, что работник заведения и покупатель находятся «на одном уровне». Это принципиально важно для наших покупателей, так как они активно участвуют в приготовлении: выбирают ингредиенты для своего сэндвича и салата из набора продуктов, которые видят перед собой в охлаждаемой витрине.
Мы долго искали решение, которое позволило бы реализовать эту идею при мобильной торговле. И в итоге остановились на формате фургонов с шасси, которое может убираться в специальный паз, как у самолета, тем самым опуская фургон на землю. Сейчас опросы покупателей в наших мобильных точках подтвердили, что мы не зря уделили этой задаче столько внимания.
Какие варианты автомобилей для обустройства бургерной «на колесах» предлагает рынок, и на чем вы остановили свой выбор? Сколько денег требуется на покупку фуд-трака? Не лучше ли взять в аренду?
Артём Щукин:
Если не брать в расчет тонары и прицепы, то фуд-трак можно сделать из любого автомобиля с цельнометаллическим кузовом, начиная с Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Mercedes 308d, заканчивая машинами «Газ», редкими LDV Maxsus, ретро-моделями Volkswagen LT31D. Рынок максимально открыт и насыщен предложениями: можно арендовать фуд-трак для теста бизнес-модели, купить подержанный, сделать фуд-трак самому или купить готовый, на базе любой машины, или же приобрести профессиональный, собранный на специальной базе. Мы решили оборудовать его самостоятельно, чтобы протестировать рынок с минимальными рисками.
Кирилл Кожевников :
Средняя цена фуд-трака начинается от 2,5 млн за машину с оборудованием. Например, мы сейчас просчитали трак на базе Volkswagen Crafter, и он нам обойдется почти в 4,5 млн. из-за дороговизны оборудования. Насчет аренды я бы не стал смотреть в сторону траков, успешных историй я не слышал. Если денег не хватает, то проще купить полуприцеп. По поводу дальнейшего обслуживания фуд-трака скажу одно - это машина, со всеми вытекающими последствиями.
Рафаэль Хабиров:
По нашим статистическим данным, инвестиции в покупку фуд-трака окупаются в первые полгода-год. Хочу обратить внимание, что существующие сегодня программы лизингового кредитования позволяют работать на рынке без большой первоначальной суммы инвестиций, при этом залогом является сам автотранспорт.
Аренда как таковая, в основном, себя не оправдывает по ряду причин - главным образом потому, что она экономически невыгодна для предпринимателя.
Что входит в необходимый набор оборудования для фуд-трака? Если не секрет, какова комплектация вашего автофургона?
Артём Щукин:
Наш автофургон укомплектован тремя грилями, фритюром, столами, холодильниками, титаном, кофемашиной и слайсером.
Кирилл Кожевников:
В комплект оборудования входит гриль, фритюр, гриль саламандра, кофемашина, мармит и т. д. И, конечно, набор для кухни: ножи, умывальники, гастроемкости, морозилка, саладетта.
Олег Протопопов:
Формально наши фургоны нельзя назвать фуд-траком, это фуд-трейлеры. Но в России слово фуд-трак используется для обозначения как фуд-траков, так и фуд-трейлеров.
В нашем фургоне охлаждаемая витрина, холодильник для заготовок, шкаф для хранения выпеченного хлеба, печь для поджаривания сэндвичей и холодильник с напитками.
По вашему мнению, каким должно быть меню в фуд-траке? Какие позиции представлены в вашем меню и как часто обновляется ассортимент?
Артём Щукин:
Меню должно быть лаконичным. На наш взгляд, предпочтителен монопродукт и разные его варианты. Ресторан с большим выбором блюд на семи страницах - не опция для фуд-трака. Основное меню «ББ Бургерс» - бургеры. Мы стараемся сделать их разнообразными, в том числе, за счет наполнения. Это может быть не только говяжья котлета, но и куриная, и рыбная. Картошку фри мы подаем как стандартно, так и с дополнением в виде стейка, филе трески. В этом году расширили линейку салатов.
Кирилл Кожевников:
Я считаю, что в меню фуд-трака должно быть не более шести позиций. Вы ограничены в размерах кухни. Будут ли это только бургеры или что-то еще - решать вам.
У нас меню стабильно: шесть бургеров с говядиной (с разными вкусами) плюс картошка. Люди ее любят.
Добавлю, что поставщиков продуктов мы искали в интернете. Выбор, к сожалению, невелик. Но в дальнейшем никаких сложностей в работе с ними не возникало.
Олег Протопопов:
В наших фуд-траках представлено полное меню стационарного ресторана. Это особенность нашего формата.
Как обстоит дело с получением разрешений на открытие точки мобильной торговли? Каким образом регулируется работа уличных объектов торговли, в том числе «с колес»? Как разрабатывается маршрут, выбираются места для остановок автофургона? Можно ли располагаться на центральных улицах? Часто переезжать с места на место? Расскажите про участие в массовых городских мероприятиях.
Артём Щукин:
Торговля на улицах Москвы без специального разрешения запрещена властями. Закон, регламентирующий работу нестационарных торговых объектов, еще не принят, и находится на рассмотрении в Госдуме.
Для торговли мы выбираем городские фестивали, частные территории, праздники и маркеты, кейтеринги.
Если вы маленький предприниматель, штраф за незаконную коммерческую деятельность небольшой, и есть вариант менять локацию, убегая от законодательства. Но это уже давно не наш вариант.
Кирилл Кожевников:
Постоянно в движении находиться не получится. Найдите место для торговли и выезжайте туда. Вы должны примелькаться людям.
Мы кормили день Военно-воздушных сил (ВВС), фестивали автозвука и спортивные мероприятия, часто работали на городских праздниках. Разумеется, место - это самое главное в торговле, даже в мобильной. Поэтому нужно искать большой поток людей, но вставать так, чтобы не было помех горожанам, иначе будут проблемы.
Олег Протопопов:
Разработкой маршрута и выбором мест для остановок автофургона занимаются наши франчайзи.
Рафаэль Хабиров :
Согласно законодательству, предприниматель, обладающий фудтраком-автолавкой, практически всегда обязан заключать договор аренды (долгосрочный или краткосрочный), например, на время мероприятия. При этом, регистрация прицепа обязательна в органах ГИБДД.
Также правила торговли с такого рода объектов часто устанавливаются на местном уровне. В некоторых регионах РФ уже сейчас можно торговать «на тротуар» с автолавки. В частности, в Нижнем Новгороде эта норма действует с ноября 2018 года.
Ваш прогноз: в каком направлении будет развиваться сегмент еды «на колесах»?
Артём Щукин:
Сегмент в целом развиваться не будет, ситуация останется такой же стабильной.
Если говорить про Москву, то на эту стабильность не повлияет даже принятие закона, разрешающего торговлю фуд-тракам. Работа мобильных точек будет настолько жестко регламентирована, что это не позволит малым предпринимателям присутствовать на данном рынке. Закон будет создан под крупных игроков, которые в итоге займут выделенные под мобильную торговлю площадки.
Если рассуждать о том, составят ли бургерные «на колесах» конкуренцию классическому фастфуду, надо отметить, что еда в помещении и еда to go - это два разных формата, так же, как кофейня и кофе «на вынос». Вероятно, фуд-траки оттянут на себя часть клиентов классического фастфуда, но их доля будет незначительной.
Кирилл Кожевников:
Если законодатели не будут ставить палки в колеса, то, я уверен, сегмент будет расти. Наши основные покупатели - молодежь и люди среднего возраста. В рестораны ходить дорого, и люди ищут простую, доступную альтернативу. Мобильные кафе помогут решить эту задачу. Главное, чтобы качество не падало.
Олег Протопопов:
Конкуренция в этом сегменте сейчас минимальна. А будущее рынка зависит от законодательной базы. Но, можно сказать однозначно, что у рынка большой потенциал.
Темы материала
Развитие торговли уличной едой в последние годы набирает значительные обороты. После определённого упадка спроса на стрит-фуд в связи с борьбой государства с ларечной торговлей в 2014-2016 годах наступил период относительной стабильности и этот вид бизнеса начал стремительно развиваться.
Доверие населения возросло в связи с активной рекламой и пропагандой данного вида общепита. Кроме того, сложно переоценить преимущества именно такого приема пищи:
- низкая стоимость;
- удобное расположение (как правило, недалёко от места работы или мест большого скопления людей);
- качество еды (при добропорядочности собственников и хорошей проходимости — свежесть продукта обеспечена);
- доверие (контролирующие органы хорошо выполняют свою работу, соответственно, владельцы фуд-траков соблюдают все санитарные нормы хранения и обработки продуктов).
Кроме всего вышеперечисленного, мода на фуд-трак набирает обороты в мировом масштабе, даже на уровне Мишлен. Пример тому — Чан Хон Мен, повар и владелец палатки с уличной едой в Сингапуре, получивший звезду Мишлен. Данное событие произвело фурор в мире общепита, а повар был неожиданно удивлён, и после награждения даже не поднял цену на свои блюда.
Фуд-трак — это оборудованное нестационарное кафе на базе грузового автомобиля, оснащенное полноценной кухней для приготовления определённого набора блюд.
Преимущества фуд-трака как сегмента бизнеса общественного питания
- Первое и несомненное преимущество данного вида торговли — нет привязки к аренде. То есть мобильность в первую очередь. Кафе на колёсах может переезжать в любую точку, в зависимости от предпочтений предпринимателя. К примеру, участвовать в ярмарках или фестивалях. Подбирать наилучшие места локации в зависимости от сезона.
- Быстрая окупаемость, вытекающая из низких объемов вложений в бизнес. В любом случае, фуд-трак дешевле стационарного общепита, ведь не нужно тратиться на дизайн и ремонт помещения, покупку мебели и т.д.
- Простое обслуживание. Здесь учитываем фактор ведения бизнеса, как важный элемент получения прибыли. Важно не только открыть, но и поддерживать на нужном уровне своё предприятие. Цикл довольно узкий, ведь процессы минимализированы, то есть справиться с администрированием фуд-трака самостоятельно может один человек.
С чего начинать? Выбираем концепцию!
При правильном попадании в нужный формат, мы, несомненно, получим постоянный поток чистой прибыли и возможность расширять бизнес. Можно начать работать по франшизе, благо сейчас данный вариант ведения бизнеса очень распространён, можно раскручивать и реализовывать свой бренд. Решать вам. В любом случае, формат и выбор ассортимента нужно продумать на первоначальном этапе. Одни из самых известных:
- Пиццерия. Любовь к данному виду еды уже бесспорна, причём, выбирая этот формат уличной еды, вы увеличиваете количество целевой аудитории за счёт любви к пицце детей. Вариантов выбора приготовления пиццы сейчас множество: пицца кусочками, конусная, мини-пицца.
- Бургеры, хот-доги, шаурма. Все эти виды уличной еды настолько привычны обывателю, что в рекламе уже не нуждаются. При творческом подходе и создании своих «фишек», к примеру, выбору необычных начинок для шаурмы, или разнообразию котлет для бургеров, возможно получить дополнительную бесплатную раковину ща счёт отзывов восторженных покупателей в соцсети. Важно продумать выбор оборудования и не раздувать ассортимент.
- Кофе и десерты. Бесспорно, выигрышный вариант фуд-трака. Для успешного ведения этого бизнеса понадобится лишь иметь профессиональную кофе-машину. Десерты не обязательно готовить на месте, можно договориться о сбыте под реализацию, потратившись лишь на холодильную витрину для хранения готовой продукции. В летнее время можно добавить в ассортимент мороженое, к примеру, весовое в шариках. Кофе-машину можно не покупать, а взять в аренду за символическую плату у поставщика кофе.
- Еда местных кухонь. Здесь все зависит от региона, к примеру, блюда татарской кухни в Крыму, или кубанские деликатесы в Краснодаре. Здесь вы, несомненно, получаете увеличение целевой аудитории за счёт туристов, посещающих ваш регион. Важно в рекламной кампании и оформлении внешнего вида фургона сделать уклон именно на этническую составляющую вашего вида еды.
Помимо вышеперечисленных видов фуд-траков, есть множество других вариантов — блины, суши, пасты и т.д. Рекомендуем изучить потенциальный регион выбора бизнеса и открыть именно то направление стрит-фуда, которого не хватает.
Как открыть фуд-трак? Важнейшие этапы.
Выбор места дислокации
- Получить разрешение на аренду земли у местной администрации. Несомненно, самый правильный способ, ведь, заключая договор на аренду, вы минуете посредников и получаете самую низкую арендную ставку. Но здесь имеют место определённые трудности — попасть в схему НТО именно вашего региона может оказаться не так-то просто — возможно, нужно будет участвовать в конкурсе, выполняя ряд определённых требований администрации, а это повлечёт за собой непредвиденные расходы;
- Аренда земли частных собственников. К примеру, площадь возле ТЦ или в парке аттракционов. Преимуществом данного варианта является то, что вам, скорее всего предоставят дополнительные блага, к примеру, подключение к водопроводу или круглосуточную охрану объекта.
- Можно специализироваться только на участии в мероприятиях крупного скопления людей. В вашем регионе или дальше — зависит от выбора транспорта для фуд-трака. Но в этом случае стоит просчитать выгоду, ведь будут присутствовать моменты простоя, которые принесут потери, в том числе и по персоналу.
- Не рекомендуем идти по пути наименьшего сопротивления — работать без согласования, на свой страх и риск. Вы, конечно, сэкономите на первоначальном этапе, но на дальнейшем процветании бизнеса это отразится негативно.
Покупка и переоборудование транспорта
Выбор транспорта, бывшего в употреблении или нового, несомненно отразится на бюджете бизнеса. Здесь важно учитывать тот момент, что при покупке не нового автомобиля, вы получаете определённый набор скрытых проблем, ведь провести полную диагностику вряд ли получится, и может сработать фактор непредвиденных расходов в самый неподходящий момент. Но, если вы не собираетесь часто менять место дислокации, работая сирого в определённом месте без необходимости постоянного передвижения, можете рискнуть, тем самым изначально значительно сократив статью расходов.
Переоборудование автомобиля лучше доверить профессионалам. Поищите в вашем регионе компании, которые занимаются данным видом услуг. Важно не только учесть внешние параметры и эстетичность фургона, но и соблюсти технические условия — ведь нужно соответствовать всем требованиям определённых инстанций — Роспотребнадзора, пожарной инспекции, соблюсти регламент условий труда и т.д. Если нужные специалисты не найдутся, можно обратиться в СТО, специализирующееся на переоборудовании автобусов, озвучить им определённую задачу и получить результат. Но в таком случае придётся самостоятельно контролировать процесс, который может значительно затянуться.
Документы
Этим можно заняться уже на стадии выбора места дислокации. Процесс открытия ИП нетрудоемкий и не займёт много времени и финансов. Гораздо больше моральных сил и средств уйдёт на согласование с органами контроля. Изучите нормы СанПина для уличной еды, требования постоянно меняются, ведь дальнейшие затраты будут связаны напрямую с согласованием с Роспотребнадзором. Получив все необходимые разрешения, вы обеспечите себе качественно спокойное ведение бизнеса в дальнейшем.
Покупка оборудования
Здесь количество затрат напрямую зависит от выбора концепции. Почти все вышеперечисленные варианты нуждаются в покупке именно кухонного оборудования- плит, холодильников, моек. Можно значительно сэкономить на этой статье расходов, купив б/у оборудование. Заведения открываются и закрываются, часто распродают нужный инвентарь по цене ниже рыночной. Учитывайте фактор видимости вашей кухни, ведь, если фуд-трак с панорамными окнами, посетителям будет доступны к обзору все ваши этапы приготовления еды.
Расходы на рекламу
Необходимость рекламной кампании на сегодняшний день уже даже не обсуждается. Самым правильным вариантом будет начать ее сразу после определения концепции и бренда вашего стрит-фуда. После определения целевой аудитории можно начать подогревать интерес, к примеру, в соцсетях. Тогда на момент открытия вы получите определённое количество посетителей, интересующихся именно вашей продукцией. А в дальнейшем, восторженные отзывы, к примеру, фото в Инстаграм, сделают своё дело. Правильный и практически бесплатный канал рекламной кампании.
Естественно, если место дислокации фуд-трака суперпроходимое, необходимость трат на рекламу ограничится лишь яркой вывеской с ассортиментом, очередь клиентов вам обеспечена.
Подбор персонала
Напрямую зависит от выбора концепции. К примеру, если вы открываете кофейню с десертами, необходимо искать профессионального бариста, а при выборе формата «суши» — сушиста с опытом работы.
Где искать персонал?
Можете дать объявление в местную газету, на сайты подбора персонала, а можете обратиться в рекрутинговые агенства. Переведите собеседование в электронный формат, просите выслать фото и резюме, а с лучшими кандидатами встречайтесь лично. Так вы сэкономите своё время.
Обращайте внимание на внешний вид, и, в первую очередь, на опрятность. Ведь фуд-трак подразумевает полную прозрачность процесса приготовления еды. Важно, чтобы повар был в головном уборе, в перчатках, и процесс выполнения заказа вызывал у посетителя только положительные эмоции и подогревал аппетит.
Составление меню
В зависимости от концепции стрит-фуда меню может быть разнообразным, а может ограничиваться несколькими позициями. В любом случае, стоит уделить максимальное внимание этому процессу, который состоит из нескольких этапов:
- составление карты меню и определение позиций. На этом этапе вы определяетесь с позициями в меню, они не должны дублировать, а лишь дополнять друг друга. Хорошо работают на результат интересные названия, к примеру, связанные с брендом. Важно продумать этот момент, или пойти противоположным путём максимальной простоты и читаемости наименований блюд.
- просчёт себестоимости. Важно понимать, что цена на позицию стрит-фуда должна быть на порядок ниже цены стационарного объекта общепита, ведь удобство процесса приема пищи в нашем случае практически исключено. То есть, если средняя «накрутка» в кафе — 300 %, то в фуд-траке -максимум 200. Стоит учесть, что есть продукты с максимальной низкой себестоимостью, например, картошка фри (замороженный полуфабрикат) или изделия из теста.
- составление калькуляционных карт. Не стоит недооценивать этот момент, при кажущейся простоте стрит-фуда важно сирого соблюдать нормы закладки продуктов, ведь ваш бизнес рассчитан на постоянных потребителей. Кроме того, учёт продуктов при инвентаризации кухни никто не отменял.
- внешний вид меню. Это может быть полиграфия, но в большинстве случаев достаточно ограничиться вывеской с перечислением позиций. Важно указывать вес и состав, снизив тем самым время выбора блюда, следовательно, увеличив оборот.
- сопутствующие товары. Очень важный этап, ведь он приносит вам дополнительную прибыль. Напитки, в том числе кофе, жевательные резинки, шоколад — важно прописать эти позиции в меню. Наценку на данный вид товара определяйте самостоятельно, учитывая наличие этих позиций в радиусе места торговли.
Просчёт дополнительных расходов
По нормам СанПина посуда в уличных фургонах общественного питания должна быть одноразовой, поэтому стоит учесть эту статью расходов в постоянные. Правильным подходом будет заложить стоимость посуды в цену блюд, тем самым обеспечив постоянное покрытие цены за счёт покупателя. В идеале заказать брендированную тару, тем самым обеспечив дополнительную рекламу своей продукции.
Не стоит забывать и о наличии формы для персонала. Фартуки, головные уборы, одноразовые перчатки для приготовления пищи — все это тянет на себя часть вашего бюджета и нуждается в обязательном просчете.
Функция контроля и обеспечения бесперебойной работы вашего бизнеса
Важный, постоянный этап, значение которого трудно недооценить. Не важно, самостоятельно вы будете это делать, или наймёте профессионала. Конечно, во втором случае уменьшится чистая прибыль за счёт расходов на заработную плату. Что нужно учесть:
- поставка продуктов и сопутствующих товаров. Где закупать или заключать договора на поставку, чьи товары наиболее подходят к соотношению цена/качество, как часто привозить и т. д.
- контроль работы персонала. Соблюдение ваших требований в работе, недопустимость воровства и вредных привычек, соблюдение корпоративной этики и т.д.
- осуществление выполнения требований законодательства РФ, в том числе ведение вопросов по ИП. Нанять профессионала или делать самостоятельно — ваш выбор.
Кейс по открытию фуд-трака в курортном городе
Резюмируем вышеперечисленное на примере кейса открытия фуд-трака Внимание! Ниже будет приведён теоретический пример, цифры приблизительные, данный текст не является бизнес-планом.
Кейс — открытие фуд-трака — пиццерии в курортном городе юга РФ.
- Выбор места дислокации. Чтобы сэкономить время, выбрана частная территория — участок земли площадью 8 м2 возле торгового центра на набережной. Стоимость аренды — 50 000 рублей в месяц.
- Покупка и переоборудование транспорта. В данном случае трак будет располагаться стационарно, передвижение ограничится минимально необходимыми нуждами (техническое обслуживание), поэтому выбор сделан в пользу автомобиля Газель, бывшего в употреблении, стоимостью 500 000 рублей. На переоборудование авто потрачено 150 000 рублей и 2 месяца времени.
- Документы. Открытие ИП — бесплатно, выбор формы налогообложения — УСН, зарплата бухгалтера — 15 000 в месяц. Дополнительные расходы, связанные с получением разрешения на торговлю в Роспотребнадзоре, в том числе транспортные расходы за месяц — 10000 рублей.
- Покупка оборудования для пиццерии. В данном случае был выбран формат «пицца кусочками и с собой», поэтому понадобилось закупить нижеперечисленных оборудование и кухонный инвентарь: — пицца — печь — 60 000 рублей, лопаты для пиццы -2 шт. — 16 000 рублей, стол холодильный для приготовления пиццы и хранения продуктов — 68 000 рублей, морозильная камера вертикальная — 54000 рублей, полки из нержавеющей стали — всего на сумму 9000 рублей, мойка — 9300 рублей, кофемашина однопостовая — б/у — 15 000 рублей. Кроме того, кухонный инвентарь (ножи, разделочные доски, гастроемкости,) был закуплен на сумму 98 000 рублей).
- Расходы на рекламу. Целевая аудитория в данном случае- все проходящие мимо потенциальные покупатели, особенно семьи с детьми. Но, чтобы в межсезонье обеспечить стабильный поток клиентов из числа местных жителей, было принято решение включить в постоянную статью расходов ведение и реклама своих аккаунтов в соцсетях. Ежемесячная оплата услуг SMM агенства, включая настройку таргетированной рекламы — 60 000 рублей. Стоимость вывески — 15000 рублей.
- Подбор персонала проведен за счёт подачи объявления в местную газету или путём обращения в агенство по подбору кадров. В любом случае, бюджет данной статьи расходов — до 5000 рублей.
- Составление меню в данном случае не представляется сложным, достаточно определиться с правильной рецептурой теста и придумать разнообразные начинки. Для калькуляции блюд и просчёта себестоимости достаточно взвесить все нужные ингредиенты, и, исходя из этих данных, вывести себестоимость. В окончательном виде меню может состоять из 10 позиций пиццы, горячих и охлажденных напитков. Кроме того, можно предложить услугу «Собери пиццу сам», то есть просчитать стоимость базы пиццы и отдельно всех возможных ингредиентов, тем самым предоставив клиенту право выбора нужного блюда.
- Заказ и просчёт брендированной тары. Для экономии закуплено в большом количестве (10 000 шт. каждой позиции) — коробки для пиццы с логотипом бренда — 80000 рублей, картонные одноразовые тарелки — 10000 рублей, стаканчики для кофе и чая — 8000 рублей. Кроме того, дополнительно в небольшом количестве нужно закупить различные одноразовые расходники, такие, как — перчатки полиэтиленовые, салфетки, и т. д.
Итого на момент открытия фуд-трака — пиццерии потрачено: стоимость аренды (плюс залоговый месяц) — 100000 р.,транспорт и переоборудование -650000 рублей, оборудование + инвентарь — 329300 рублей, тара-98000 р., остальные расходы, включая оплату агенства SMM — 95000 рублей. Общая сумма всех вышеперечисленнных расходов — около 1 млн. 300 000 рублей.
Естественно, вышеперечисленные цифры очень приблизительны, для точных расчетов лучшим вариантом будет составить грамотный бизнес-план, просчитать средний чек и период окупаемости вложений.
Надо понимать, что стрит-фуд является одним из наиболее перспективных направлений бизнеса в настоящее время, так как в современном обществе наблюдается стойкая тенденция к упрощению требований к приемам пищи. Несмотря на активную пропаганду ЗОЖ, мода на фуд-траки с каждым годом все больше пропагандируется, особенно среди молодёжи. При правильно продуманной концепции и выборе места, соблюдении всех необходимых требований успешного ведения бизнеса, однажды рискнув, вы можете обеспечить себе безбедное существование и стабильно процветающий бизнес!
С уважением,
Сухорослова Ольга.