Логотип или фирменный знак? Тайные знаки: что скрывают известные бренды? Означают логотипы компаний.
В 2010 году модный Дом Trussardi отпраздновал свой сотый юбилей, а в этом году бренд отмечает день рождения фирменного логотипа с изображением борзой, которому исполняется 40 лет. В честь такого события итальянская марка в сотрудничестве с японским иллюстратором Юко Шимизу и режиссером Джеймсом Лима выпустила короткометражный анимационный фильм The Sky Watcher с породистой собакой в главной роли. сайт подробно узнал историю логотипа Trussardi и вспомнил другие эмблемы известных модных брендов.
Trussardi: Английская борзая
История марки началась в 1910 году, когда Данте Труссарди открыл в итальянском городке Бергамо мастерскую по ремонту и изготовлению кожаных перчаток . Но борзая стала символом бренда только в 1973 году. Ее решил использовать племянник Данте Никола Труссарди . Гончая породы грейхаунд, изящная, элегантная, динамичная и изысканная, отлично символизировала стиль бренда. Помимо перчаток, Никола начал производить и другие товары из кожи, штампованные новым логотипом.
«Я видел множество картин и древнеегипетских барельефов, на которых изображались эти животные, и был совершенно сражен их красотой и невероятной элегантностью» , - говорил Никола о выбранном им логотипе, ставшем синонимом итальянского качества.
В новом ролике Trussardi The Sky Watcher , выпущенном к юбилею логотипа, ожившая статуя английской борзой гоняется за волшебным кроликом по улицам Милана, оживляя городские памятники. Но к утру чудеса заканчиваются, и бронзовый грейхаунд возвращается на свое место - ко входу в бутик итальянского модного Дома.
«Мы хотели не вдаваться в объяснения об истории бренда, и отдали предпочтение эмоциям, красивым картинкам и музыке» , - призналась креативный директор бренда Гайя Труссарди .
Chanel: Переплетающиеся «С»
Логотип Chanel - один из самых известных в мире моды. Две переплетающиеся буквы «С» можно увидеть на всей продукции бренда, но впервые символ появился в 1921 году на флаконе легендарных духов Chanel №5 . Существует несколько версий создания эмблемы в виде двух «C». Согласно самой популярной - это инициалы самой Коко Шанель , которые она нарисовала незадолго до открытия первого бутика Chanel . Приверженцы второй, менее распространенной версии, авторство логотипа приписывают Михаилу Врубелю , который нарисовал символ, представленный Коко в 20-х годах XX века, гораздо раньше - в 1886 году. Известно, что орнамент в виде соединения двух подков, символизирующий двойную удачу, был моден в конце XIX века. Поэтому многие исследователи считают, что схожесть эмблемы модного Дома и эскиза Врубеля - простое совпадение. Хотя есть еще одна версия: эта эмблема - всего лишь напоминание о кованых ухорах, украшающих двери приюта, в котором росла Шанель. Так или иначе, с выбором логотипа Коко не прогадала, он принес Дому удачу.
Versace: Медуза
Символ модного Дома Versace - голова медузы - появился в 1978 году, когда 34-х летний Джанни Версаче открыл свой первый именной бутик в одном из самых престижных районов Милана виа делла Спига. Легенда гласит, что незадолго до открытия дизайнер гулял в саду своего особняка в Реджо-ди-Калабрия и обратил внимание на мраморную фигуру Медузы Горгоны. Самая известная из трех сестер-горгон с женским лицом и извивающимися змеями вместо волос, одним взглядом превращавшая человека в камень, идеально подошла бы на роль логотипа бренда. Джанни всегда интересовался мифологией и классической литературой и решил, что в новом контексте голова мифологического существа будет символизировать роковое влечение. Именно в амплуа соблазнительницы модный Дом Versace видел свою покупательницу.
Burberry: Рыцарь
Логотип английской марки Burberry появился в 1901 году, когда основанный в 1856 году молодым Томасом Барберри бренд уже стал достаточно известным. С самого начала продукция Burberry отличалась высоким качеством тканей, удобством и практичностью. Во время Первой мировой войны по заказу Британских Королевских Военно-Воздушных сил Томас разработал непромокаемый плащ (тот самый знаменитый тренч). И в 1901 году, когда основатель бренда получил заказ на изготовление полного обмундирования для офицеров, встал вопрос и создании торгового знака Burberry . Тогда и появилась эмблема бренда - фигура рыцаря-всадника в доспехах и с копьем в руках, который был изображен на фоне флага с надписью «prorsum», что в переводе с английского означает «вперед». Такой девиз отражал стремление к еще более прогрессивным изобретениям, а копье было символом защиты традиций качества.
Lacoste: крокодил
Спортивный бренд Lacoste был основан знаменитым в свое время теннисистом Рене Лакостом . Француз, которого отец отправил в Англию получать престижное образование, стал 10-кратным победителем турниров Большого шлема. Но на пике карьеры Рене, врачи обнаружили у теннисиста туберкулез. Его спортивной карьере пришел конец, но Лакост задумал новый проект. В 1933 году он вместе с Андре Жилье создал фирму La Societe Chemise Lacoste , производившую футболки для теннисистов, игроков в гольф и любителей парусного спорта. Логотип в виде крокодила появился еще до создания бренда. Дело в том, что журналисты уже давно называли теннисиста не иначе, как крокодилом. «Меня прозвали «Крокодил» после моего спора с капитаном нашей команды , - рассказывал Рене. - Он пообещал купить приглянувшийся мне чемодан из кожи крокодила, если я выиграю важный матч для сборной». Лакост совсем не обиделся на журналистов и пришил изображение крокодила на свою спортивную форму. Маленького зубастого аллигатора нарисовал известный художник и друг Рене Роберт Джордж. Именно этот знаменитый крокодил и переместился на вещи бренда Lacoste.
Ralph Lauren: игрок в поло
Ральф Лорен , некогда сын еврейских иммигрантов Ральф Лифшитц , в 1967 году учредил компанию Polo Fashions и уже в 1968 году открыл свой первый бутик. Всемирно известный логотип бренда появляется в 1971 году, когда Ральф впервые подарил женщинам мужскую рубашку поло.
«У моей жены превосходное чувство стиля: она может в мужском магазине выбрать такую рубашку и пиджак, что люди после допытываются, где мы достали эту одежду, - рассказывал Ральф о своем нововведении. - Ее образ напомнил мне Кэтрин Хэпберн в молодости, спортивную и non-fashion, в образе девушки-всадницы с развевающимися по ветру волосами ».
Дизайнер не только создал рубашку-поло для дам, но и поместил на ее манжет логотип в виде игрока в поло, скачущего верхом на лошади. Сам Лорен признавался, что для него игра в поло всегда была олицетворением богатства, роскоши и власти. Выходец из бедной семьи, он всегда мечтал стать частью высшего общества, примкнуть к нему. Мечты модельера сбылись, а символизировавшая для Лорена роскошь фигурка игрока в поло сейчас ассоциируется с классическим американским стилем.
Fred Perry: лавровый венок
Фред Перри - знаменитый английский теннисист 1930-х годов. Свою компанию он основал в 1952 году. Все началось с сотрудничества Фреда и бывшего австрийского футболиста Тибби Вэгнера , у которого появилась идея продавать эластичную ленту на запястье под именем Перри. Вскоре спортсмены расширили производство и начали выпускать спортивные рубашки Fred Perry . Конечно, имя популярного теннисиста ассоциировалось у покупателей со знаменитым турниром Уимблдон, и они охотно приобретали товар бренда. Известно, что изначально заядлый курильщик Фред хотел сделать логотипом марки курительную трубку. Он совсем не подумал, что такой символ не подходит в качестве эмблемы для спортивной одежды. Но, к счастью, Вэгнер отговорил Перри словами «девушкам это не понравится». Партнер предложил альтернативу:
«Что насчет лаврового венка, который ты носишь на куртке и свитере Кубка Дэвиса ?» .
С 1934 года, когда он одержал победу на Уимблдоне, Фред всегда выступал с этим символом. Не смотря на то, что отношения с английским клубом у Перри не сложились, Фред запросил разрешение на использование лаврового венка непосредственно у директора Уимблдонского Клуба. Тот очень обрадовался, что их символ будет использовать прославленный теннисист, и дал согласие. В последствие одежда марки Fred Perry с узнаваемым венком стала униформой целого ряда субкультур ХХ века, в частности модов и скинхедов.
Смотрите другие фотографии:
Труба балкера «Galata Star» компании «Pacmar Shipping». Видно, что на трубе ранее была другая эмблема, которая затёрта или срезана и закрашена - ранее судно принадлежало другой компании. Со сменой компании меняют и эмблему на трубе судна.
Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, эмблема - условный знак , её заменяющий, её иероглиф . В символе выражена колеблющаяся, неопределённая группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлечённого обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем эмблему : это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа.
Поэтому «Ночь» Микеланджело или барельеф , изображённый Иваном Тургеневым в стихотворении в прозе «Necessitas-Vis-Libertas» - не эмблемы , а символы, дающие движение мысли, осложняющие её. Слово έμβλήμα у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, как, например, мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п..
Своё современное значение слово эмблема получило лишь в XVI -XVII веках , когда аллегории были весьма популярны и когда в эмблемы перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников эмблем , обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были «Эмблемы» миланца Альциата (), до выдержавшие до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех «Эмблемы и Символы» Н. М. Максимовича-Амбодика , о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит Иван Тургенев . Сборники эмблем для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :- Шумерский календарь
- Эбола (значения)
Смотреть что такое "Эмблема" в других словарях:
ЭМБЛЕМА - (греч. emblema рельефная работа). Вещественное изображение какого нибудь отвлеченного понятия; символ; наприм., якорь надежды, крест веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМБЛЕМА греч. emblema, от… … Словарь иностранных слов русского языка
эмблема - См … Словарь синонимов
эмблема - ы, ж. emblème m., нем. Emblem <, лат. emblema <гр. emblema вставка, выпуклое украшение. Предмет или изображение какого л. предмета как символ, выражающий какую л. идею, понятие. БАС 1. Также против оного театра щит зделан, на котором… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭМБЛЕМА - (от греческого emblema вставка, рельефное украшение), воплощение явления, отвлеченного понятия или умозрительной идеи в наглядном образе. По своей функции эмблема часто сближается с аллегорией (нередко рассматривается как ее разновидность), но, в … Современная энциклопедия
ЭМБЛЕМА - ЭМБЛЕМА, эмблемы, жен. (греч. emblema вставка) (книжн.). Предмет, изображение, условно обозначающие какое нибудь понятие, какую нибудь идею. Якорь эмблема надежды. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Эмблема - символическое обозначение понятия, идеи, общественной программы или организации посредством условного знака или изображения. См. также: Символы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Эмблема - (от греч. emblema вставка, выпуклое украшение) условное пояснение понятия, идеи с помощью изображения (напр., голубь эмблема движения сторонников мира). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
ЭМБЛЕМА - (от греч. emblema рельефное украшение) условное или символическое изображение какого либо понятия, идеи (напр., эмблемы различных родов войск) … Большой Энциклопедический словарь
ЭМБЛЕМА - (от лат. emblema вставка, выпуклое изображение) условное символическое изображение какого либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, лишь указывает на него. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь
ЭМБЛЕМА - ЭМБЛЕМА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Для каждой крупной компании очень важно, чтобы ее логотип не только легко узнавали во всем мире. Еще он должен передавать какую-то идею или информацию потребителю. Именно поэтому дизайнеры стараются вместить в небольшое пространство как можно больше смысла.
Мы предлагаем вам взглянуть на логотипы известных компаний и разобраться, какие оригинальные значения скрывают эти символы за своей простотой и минимализмом.
FedEx
Логотип всемирно известной транспортной компании содержит скрытый замысел. При детальном рассмотрении можно увидеть стрелку, полученную в результате соединения букв "Е" и "Х". Она символизирует два главных принципа компании - точность и скорость. Как показали исследования, люди, глядя на логотип FedEx, в первую очередь замечают именно стрелку.
Организация «Надежда для африканских детей»
Благотворительная организация, занимающаяся оказанием помощи маленьким жителям африканского континента, разработала очень интересный логотип. На нем изображена Африка, внешние контуры которой образуют детское и взрослое лица, смотрящие друг на друга.
Bluetooth
История появления логотипа популярной беспроводной технологии передачи данных уходит в древние времена. Тысячу лет назад жил датский король Харальд Блатант, сумевший объединить много разрозненных племен в единую страну. Его часто называли "голубозубым", потому что из-за пристрастия к чернике зубы Харальда были синеватого оттенка.
Bluetooth - это технология, используемая для объединения в единую сеть нескольких пользователей. Ее логотип состоит из комбинации двух древних скандинавских рун. Первая - "Хагаль", ассоциируется с латинской буквой Н, другая - Bjarkan - с буквой В. Вместе эти руны образуют инициалы датского короля. Возможно, именно по этой причине первые Bluetooth-устройства имели синий окрас, а по форме напоминали зуб.
Amazon
Казалось бы, логотип всемирно популярного американского интернет-магазина не несет в себе никакого скрытого смысла.
Но как оказалось, он помогает понять философию компании. Так, стрелка под названием по форме напоминает улыбку, что символизирует желание магазина сделать всех своих клиентов счастливыми. Помимо этого, стрелкой соединены первая и последняя буквы алфавита - A и Z. Этим Amazon хочет показать, что у них можно купить абсолютно все.
Yoga Australia
Логотип популярного в Австралии клуба, в котором собираются почитатели йоги, тоже имеет одну хитрость. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что нога и рука девушки образуют замкнутое пространство, повторяющие очертания "зеленого" континента.
Sony Vaio
Значение этого логотипа довольно интересное. Первые две буквы сливаются в волну, которая символизирует аналоговый тип сигналов, а последние - напоминают цифры "1" и "0", которыми кодируются цифровые сигналы.
Unilever
Unilever - это фирма-производитель большого разнообразия продуктов. Все они отображены на логотипе компании, напоминающем заглавную букву ее названия. Причем каждый элемент значка имеет свою расшифровку. Так, птица - это символ свободы и наслаждения жизнью, а сердце обозначает заботу и любовь к ближним.
Формула-1
Логотип самых известных автомобильных гонок также несет в себе скрытый смысл. Между буквой F и полосками красного цвета пространство напоминает по форме цифру 1, которая обозначает скорость и стремление к победе.
Символ включения питания
Этот символ встречается на корпусе практически всех электроприборов, но редко кто задумывается о его происхождении. В 40-х годах прошлого столетия инженерами была изобретена бинарная система для передачи данных. Она состояла из 1, которая обозначала включение, и 0 - для выключения. Через некоторое время два символа слились воедино, а полученный символ начали применять для обозначения питания.
BMW
Изначально легендарная автомобильная компания производила самолеты, а ее логотип остался с тех времен. Вопреки ошибочному мнению, по которому на значке изображены лопасти пропеллера, на самом деле здесь показан баварский флаг со своим клетчатым узором.
Apple
Создатель одного из самых узнаваемых логотипов в мире Роб Джанофф рассказывал, что идея значка для Apple родилась у него совершенно случайно, когда он откусил кусок яблока и поставил его на стол. В этот момент художник увидел, что место укуса похоже на "байт" - один из терминов вычислительной техники.
Некоторое время логотип Apple был украшен разноцветными полосами, символизирующими цветные мониторы. Однако в 1998 году компания возвратила монохромную версию значка.
Sun Microsystems
Логотип компании-производителя программного и аппаратного обеспечения являет собой амбиграмму, созданную профессором Воганом Праттом из Стэнфордского университета. Основой квадрата является английское слово Sun, обозначающее "солнце", причем его можно прочитать с каждого из углов.
Continental
Компания, специализирующаяся на производстве автомобильных покрышек, не забыла это указать в своем логотипе. Первые две буквы сливаются, создавая шину.
Big Ten
Академическая ассоциация "Большая десятка", основанная в 1896 году, представляла собой союз из 10 крупнейших университетов США. В 1990 году, после присоединения Пенсильванского университета, название организации решили не менять, а переделали только логотип. Теперь в центре значка есть два белых пространства, по форме образующих число "11".
Mercedes-Benz
Этот логотип символизирует уверенность немецкой автомобильной компании в себе и в завтрашнем дне. Звезда с тремя лучами символизирует доминирование в воздухе, воде и на земле.
NBC
В 50-х годах прошлого столетия компания NBC начала выпускать телевизоры с цветным изображением. Об этом революционном новшестве сообщал и ярко раскрашенный хвост павлина, изображенный на логотипе фирмы.
Eighty 20
Эта небольшая консалтинговая фирма обладает весьма необычным логотипом, состоящим из квадратов разного цвета. Как оказалось, если принимать темные квадраты за единицу, а светлые - за ноль, то верхняя строка в бинарном коде скрывает в себе число 1010000 ,а нижняя - 0010100. Если перевести их в десятичную систему, получатся числа 80 и 20, взятые из названия компании.
Toblerone
Известная швейцарская кондитерская компания Toblerone находится в Берне, который часто называют "городом медведей". Именно по этой причине фирма не забыла поставить медвежий силуэт на свой логотип
Baskin Robbins
Элементы красочного логотипа известной компании Baskin Robbins, производящей мороженое, несут в себе полезную информацию. Из частей букв B и R, окрашенных в розовый цвет, получается число 31. Именно столько различных ароматов и добавок используется этой компанией при производстве мороженого.
Carrefour
Логотип одной из самых крупных розничных сетей Европы, базирующейся во Франции, выполнен в цветах местного флага. Помимо этого, белым цветом выделена заглавная буква названия компании.
Milwaukee Brewers
Логотипы спортивных команд также бывают очень интересные. Так, значок профессиональной бейсбольной команды из Висконсина Milwaukee Brewers - это буквы М и В, которые сливаются в изображение бейсбольной перчатки.
Greenlabs
На этом логотипе листва дерева очень похожа на человеческий мозг. Таким образом, создатели значка хотели показать большой умственный потенциал сотрудников компании.
McDonald"s
Всеми узнаваемый логотип, представленный на главном фото, представляет собой округленную букву М. Но полвека назад компания чуть не отказалась от своего значка из-за неправильной его трактовки. Дело в том, что некоторые психологи утверждали, что этот логотип ассоциируется в фантазии многих людей с женской грудью.
Логотип или фирменный знак? 1920 1080 Artalto Design Artalto Design https://сайт/wp-content/uploads/2014/09/logo-or-sign.jpg 22 Сентябрь, 2014 30 Июль, 2018Тонкие различия в значениях таких понятий, как логотип, фирменный знак, товарный знак, торговая марка, корпоративная символика и эмблема большинству не известны. Интуитивно понятно, что все это примерно схожие вещи из одной категории. Поэтому мы часто используем эти понятия как взаимозаменяемые. Что, в общем–то, допустимо в большинстве ситуаций - особенно, если речь идет о текстах и информационных материалах для неспециалистов в сфере дизайна и маркетинга. Иногда действительно нет смысла усложнять простые вещи и путать читателей. Так, например, в статье «Правила хорошего логотипа» мы писали о принципах, которые в равной степени применимы как к логотипу, так и к фирменному знаку, и не делали особого акцента на различиях между ними. Но вот, разобравшись в общих принципах, мы пришли к необходимости прояснить и частные детали. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных терминов в отдельности.
Логотип
Логотип (от др.–греч. λόγος - слово + τύπος - отпечаток; англ. logotype, namestyle) - элемент фирменного стиля, представляющий собой уникальное начертание полного или сокращенного наименования компании. В логотипе, помимо самих букв, могут использоваться дополнительные графические элементы, являющиеся частью надписи.
Логотип как графическое начертание наименования
Фирменный знак
Фирменный знак - уникальный графический элемент, который может располагаться рядом с названием компании или использоваться отдельно, при этом символизируя компанию. Знак может быть выполнен в виде абстрактной формы, а также в виде буквальной или символической иллюстрации товаров/услуг, предлагаемых компанией. В дополнение к логотипу фирменный знак помогает усилить идентификацию компании: он дает возможность передать дополнительную информацию, добавить эмоциональный или смысловой акцент. Фирменный знак, который у потребителей прочно ассоциируется с компанией, может успешно применяться, когда необходима «ненавязчивая» маркировка.
Фирменный знак, используемый вместе с логотипом
Фирменный знак как самостоятельный элемент идентификации
Товарный знак
Товарный знак (товарная марка, торговая марка, товарный знак, знак обслуживания) - обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров и позволяющее отличать товары одних производителей от других, подлежит государственный регистрации. Предупредительная маркировка зарегистрированного товарного знака - «R» или ®. Предупредительная маркировка в зарубежных странах торговой марки - «TM» или ™. Одной из форм товарного знака является логотип.
Эмблема
Эмблема (от др.-греч. ἔμβλημα «вставка») - условное, символическое изображение идеи, смысла (технически выполняется посредством рисунка, вышивки или другими художественными средствами). С точки зрения графического представления эмблема может быть как простой, состоящей из одного элемента (символа, знака), так и включать в себя различные составляющие, в результате чего по сложности может напоминать герб. Обычно эмблемы служат идентификаторами определенных социальных или профессиональных групп, спортивных команд и клубов, различных войск, учебных заведений.
Эмблемы
Очень часто бывает так, что некоторые вещи называют не своими именами. Полноценную фотографию называют «картинкой», а композиция запросто переименовывается в «перспективу». Я уже не беру в расчёт, когда перемешивают между собой такие понятия как контрастность, насыщенность, яркость...
Ну да бог с ними, с композициями и яркостями. Я допускаю что людям, которые не занимаются дизайном или графикой, в целом, это не нужно и не интересно. Но вся беда в том, что к этой категории «непосвященных» относятся и горячо-любимые нами заказчики и, что ещё хуже, — так называемые «коллеги».
Заказчикам, по большому счету, незнание простительно. Но ведь и вправду — зачем заказчику знать что такое «модульная сетка» и какую траекторию должна описать по коврику ваша мышь, чтобы, в конечном счете, получился привлекательный и интересный дизайн. Заказчику также безразлично как вы называете ту штуку, которую вы для него рисуете — оригинал-макетом или же еще как-то. Он знать не обязан. Он платит вам деньги. И часть денег он платит вам именно за то, что вы знаете как правильно называется та или иная вещь.
С обычными людьми (читай, заказчиками) всё понятно. Но вот как быть с теми, кто в силу своей профессии или обязанностей просто обязан знать «кто есть кто» и называть всё своими именами.
К сожалению, среди нас (дизайнеров) попадаются люди, которые пытаются заниматься дизайном не зная элементарных понятий и подменяя оригинальные понятия своими домыслами. Да, понятно — новички, понятно — только начали осваивать азы ремесла. Но, прежде чем садится за Фотошоп и Иллюстратор — нужно все же сначала сесть за умные книги. Так и хочется воскликнуть:
Господа «дизайнеры», настоятельная просьба — учите мат. часть!
Давайте далее, вместе попробуем разобраться «ху ис ху» и вывести точные определения для следующих понятий, которые так часто и зачастую неверно используются в айдентике. Сегодня мы по полочкам разложим что такое:
Логотип
Знак (Фирменный знак)
Эмблема
Торговый знак (Торговая марка, Товарная марка)
Фирменный блок
Как выяснилось, задача не такая уж и простая как могло показаться на первый взгляд. Изначально я обратился к официальным источникам (дабы потом меня не обвинили в подмене оригинальных понятий своими домыслами) и начал копаться в законодательстве. И сразу первая неудача — в патентных законодательствах, по крайней мере, двух стран (России и Украины), напрочь отсутствуют определения для некоторых понятий. Следующим моим шагом было перелопачивание энциклопедий и поиска в них точных определений этим понятиям. И вроде второй подход к вопросу вышел более удачным, но, в ходе поиска, на свет вырисовался один нюанс который поставил под сомнение достоверность и «весомость» данных, полученных из этих самых энциклопедий. А именно: в энциклопедиях, понятия «Фирменный знак», «Торговая марка» и «Торговый знак» — попросту записаны под одним и тем же определением. И если для понятий «Торговая марка» и «Торговый знак» такая идентичность весьма вероятна, то понятие «Фирменный знак» несколько выпадает из этого ряда.
После того как мы детально разберём каждое из вышеперечисленных понятий и выведем их расшифровку, станет ясно чем отличаются «Фирменный знак» и «Торговая марка» и почему, в принципе, нельзя подменять друг дружкой эти два понятия.
Итак, начнем с самого начала.
Логотип
Логотипом у нас привыкли называть всё что не попадя. Как только какой-то графический элемент используется в основной символике компании (организации, структуры, фонда, ассоциации — далее по тексту «Компания»), всё — это логотип. Хотя это далеко не так.
Слово «Логотип»
(англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки:
«Логотип — оригинальное графическое начертание названия».
Всё! Никаких знаков, пиктограмм, символов — начертание названия. А сокращенное ли, или полное, классическая типографика или изысканная каллиграфия — это все нюансы.
Все остальные формулировки — от лукавого.
Compaq (рисунок 1) — классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 2), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой «е»). Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 3). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения «чужеродных» графических символов, слегка «разбавлена» графическим элементом (в буквенной паре «os»), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соеденён с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением.
Знак (Фирменный знак)Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Согласитесь, что только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.
Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных.
Итак, получается, что: фирменный знак — уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.).
Вот мы и вывели формулировку для понятия «Фирменный знак». Единственное, она вышла довольно длинной и неудобоваримой, а поэтому, давайте попробуем её унифицировать и немного сократить:
«Фирменный знак — уникальный идентификационный графический элемент»..
Как правило, фирменный знак используется вместе с логотипом, но это не догма, и в некоторых случаях, когда это целесообразно и оправданно — может использоваться как самостоятельный элемент идентификации. Яркий тому пример — фирменный знак Nike.
Всемирно известный слэш Nike — классический пример фирменного знака (рисунок 5). К знаку применительно синонимы «динамичность» и «активность», что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, что также расшифровывает основную сферу деятельности компании — производство графических чипсетов. Очень интересный пример представляет фирменный знак корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака — аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы «G» и «E». Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает «элитность» и «уникальность». С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании — три бриллианта.
Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.
На рисунках 9-10 приведены примеры использования аббревиатур в логотипах компьютерной корпорации IBM (International Business Machines) и медиахолдинга CNN (Cable News Network). Собственно, сами логотипы и состоят из аббревиатур. На рисунках 11 и 12 представлены фирменные знаки, компаний Premier Magnetics и Baltic Line Advertising, которые выполнены в виде аббревиатур.
И ещё несколько нюансов, которые не являются догмой, но которые следует знать о логотипе и фирменном знаке:
В связке «Логотип + Фирменный знак» — логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак — части одного целого.
Логотип и Фирменный знак — отдельные, самостоятельные элементы. Иногда встречаются варианты символики, где знак «зашит» в логотип, но, как правило, это не самые лучшие образцы логотипо- и знако-строения. Такие «логотипознаки» зачастую не работают на своих владельцев в полной мере.
Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака — оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов).
Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним «простота». Хороший логотип (знак) — графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов — тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.
Эмблема
Слово «Эмблема» (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так:
«Эмблема — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи».
Все вроде бы понятно, но на самом деле ничего не понятно. Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Давайте попробуем вместе в этом разобраться.
Первый вывод мы можем сделать из расшифровки самого понятия: эмблема — рельефное украшение.
Второй момент — в определении не высказано четких ограничений по графическому виду эмблемы. Из этого делаем вывод, что эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, даже очень сложные и насыщенные деталями.
И третий момент — из того же определения приходим к выводу, что эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или «идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака).
Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д...
Пример эмблемы одной футбольных команд Туниса (рисунок 13). Эмблема Украинского футбольного клуба «Динамо Киев» (рисунок 14). Эмблема «Управления Имперской Безопасности» (рисунок 15). Пример эмблемы колледжа (рисунок 16).
В свете всего выше сказанного, появилось одно интересное наблюдение. На рисунке 17а, приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке 17б, этот же логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа. По логике вещей получается, что слева мы видим классический логотип, соответствующий всем требованиям этого понятия, а справа мы имеем эмблему, которая, тем не менее, не перестаёт быть оригинальным логотипом.
Все три понятия подразумевают под собой одно и то же, поэтому для удобности мы будем оперировать только одним из них, а именно — Торговым знаком.
Здесь всё просто — в патентном законодательстве есть чёткое обозначение Торгового знака:
«Торговый знак
— обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».
«Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Российская Федерация). Это же определение, немного иначе сформулированное, имеется в Украинском законодательстве.
Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д.
В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации.
Приводить примеры Торговых знаков, не имеет смысла — зайдите в любой супермаркет, и вы сможете лицезреть их на полках, в огромных количествах.
Фирменный блок
Основные элементы идентификации мы уже разобрали, осталось лишь дополнить картину. Итак — фирменный блок. Здесь всё просто:
«Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга».
Больше здесь сказать нечего. На рисунках 18 и 19, приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке. Естественно, вариантов расположения существует неисчислимое количество — здесь приведены два из них, наиболее распространённые.
Atelier — горизонтальный размещение элементов фирменного блока, относительно друг друга. Backplane — вертикальное размещение элементов.
Вот мы и разобрались в основных элементах айдентики. Конечно, данное эссе нельзя считать безупречным и полным, но я и не стремился вникнуть во все нюансы, пытаясь вывести лишь основополагающие принципы формирования элементов айдентики.
Также, за полем нашего взгляда остались другие, не менее важные элементы визуальной идентификации, но о них пойдёт речь как нибудь в другой раз…