Понятие совместной деятельности. Теоретические проблемы совместной деятельности Понятие совместной деятельности формы организации совместной деятельности
В соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества.
Словарь финансовых терминов .
Смотреть что такое "СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология
совместная деятельность - (в социальной психологии) организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются: 1)… … Большая психологическая энциклопедия
См. Договор простого товарищества … Юридический словарь
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия
- (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь
Сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права
Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги
- Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и…
- Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий родителей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…
В соответствии со статьей 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации ведение бухгалтерского учета общего имущества может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. При отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, связанных с участием в совместной деятельности (договоре простого товарищества), организация-товарищ руководствуется пунктами 13 - настоящего Положения, а товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором простого товарищества, руководствуется пунктами 17 - настоящего Положения.
13. Активы, внесенные в счет вклада по договору о совместной деятельности, включаются организацией-товарищем в состав финансовых вложений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на дату вступления договора в силу.
14. При формировании финансового результата каждая организация-товарищ включает в состав прочих доходов или расходов прибыль или убытки по совместной деятельности, подлежащие получению или распределенные между товарищами.
15. Имущество, подлежащее получению каждой организацией-товарищем по результатам раздела в соответствии со статьей 1050 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении совместной деятельности, отражается как погашение вкладов, учтенных в составе финансовых вложений. В случае возникновения разницы между стоимостной оценкой вклада, учтенного в составе финансовых вложений, и стоимостью полученных активов после прекращения совместной деятельности она включается в состав прочих доходов или расходов при формировании финансового результата. Активы, полученные организацией-товарищем после прекращения совместной деятельности, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, числящейся в отдельном балансе на дату принятия решения о прекращении совместной деятельности.
(см. текст в предыдущей редакции)
По принятому к бухгалтерскому учету после прекращения совместной деятельности амортизируемому имуществу начисление амортизации производится в течение вновь установленного срока полезного использования в соответствии с правилами, определенными Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 апреля 2001 г., регистрационный N 2689).
16. Бухгалтерская отчетность организацией-товарищем представляется в установленном для юридических лиц порядке с учетом финансовых результатов, полученных по договору о совместной деятельности. В бухгалтерском балансе организации-товарища вклад в совместную деятельность отражается в составе финансовых вложений, а в случае существенности показывается отдельной статьей. В отчете о прибылях и убытках причитающиеся организации-товарищу по итогам раздела прибыль или убыток включаются в состав прочих доходов или расходов при формировании финансового результата.
(см. текст в предыдущей редакции)
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в рамках раскрытия информации по отчетному сегменту о совместной деятельности организацией-товарищем показываются:
доля участия (вклад) в совместную деятельность;
доля в общих договорных обязательствах;
доля в совместно понесенных расходах;
доля в совместно полученных доходах.
17. При организации бухгалтерского учета товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности.
Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются.
Отражение хозяйственных операций по договору о совместной деятельности, включая учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу, осуществляются в общеустановленном порядке.
18. Имущество, внесенное участниками договора о совместной деятельности в качестве вклада, учитывается товарищем, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел, обособленно (на отдельном балансе).
Вклады, внесенные участниками совместной деятельности, учитываются товарищем, ведущим общие дела, на счете по учету вкладов товарищей в оценке, предусмотренной договором.
В бухгалтерском учете приобретенное или созданное в ходе осуществления договора о совместной деятельности имущество отражается в сумме фактических затрат на его приобретение, изготовление и т.д. Учет приобретения или создания новых объектов основных средств, нематериальных активов и других вложений во внеоборотные активы ведется в общеустановленном порядке.
Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в рамках отдельного баланса осуществляется в общеустановленном порядке вне зависимости от фактического срока их использования и применяемых ранее способов начисления амортизации до заключения договора о совместной деятельности.
19. По окончании отчетного периода полученный финансовый результат - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) распределяется между участниками договора о совместной деятельности в порядке, установленном договором. При этом в рамках отдельного баланса на дату принятия решения о распределении нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отражается кредиторская задолженность перед товарищами в сумме причитающейся им доли нераспределенной прибыли, либо дебиторская задолженность за товарищами в сумме их доли непокрытого убытка, причитающегося к погашению.
20. Товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора о совместной деятельности в порядке и сроки, установленные договором, информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации. При этом представление товарищем, ведущим общие дела, информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность товарищей, осуществляется в сроки, определенные договором, но не позднее сроков, установленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 2, ст. 160; N 27 (ч. I), ст. 2700).
21. Ликвидационный баланс составляется товарищем, ведущим общие дела, на дату прекращения договора о совместной деятельности. При этом причитающееся каждому товарищу по итогам раздела имущество учитывается как погашение его доли участия (вклада) в совместную деятельность.
Философско-методологическое обоснование психологического анализа совместной деятельности было дано С.Л. Рубинштейном. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в начале 1920-х гг., он указывал, что деятельность как философская категория – это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъектов, т. е. совместная деятельность.
Совместную деятельность от индивидуальной, в первую очередь, отличает наличие между участниками деятельности взаимодействия, которое преобразует, изменяет их индивидуальную деятельность и направлено на достижение общего результата. Такое взаимодействие наблюдается в случаях, когда действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних способны повлиять на действия первых и т. д.
В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности существует четыре ключевых момента. Во-первых, индивидуальные деятельности являются составными элементами или частями целостной совместной деятельности, поэтому их соотношение друг с другом целесообразно рассматривать как соотношение частей и целого. Во-вторых, в абсолютно изолированном виде индивидуальной деятельности не существует, реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. В-третьих, совместная деятельность не является простой суммой составляющих ее индивидуальных деятельностей, а существует как такое целое, которое больше суммы его частей (это большее достигается как раз за счет взаимодействия, т. е. построения социальных отношений). В-четвертых, компонентный состав индивидуальной деятельности, включенной в совместную деятельность, сохраняется, но изменяется качественно но содержанию. Таким образом, схема описания компонентов психологической структуры совместной деятельности аналогична схеме индивидуальной деятельности.
Она включает:
- 1. Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной деятельности (бригада, команда, экипаж или другая аналогичная общность людей).
- 2. Мотив деятельности: то, что побуждает группу к совместному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуальных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности – это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.
- 3. Действия: совместные действия, необходимые для реализации задач совместной деятельности. Данные действия могут быть представлены как в виде групповых средств, способов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчиненных общим целям деятельности.
- 4. Результат деятельности, завершающий ее структуру. Различают объективный результат и его субъективную представленность. Субъективная оценка результата совместной деятельности – это одновременно и оценка каждого члена группы, и коллективная оценка.
Общим по отношению ко всем структурным компонентам совместной деятельности выступает положение: важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами. Перечисленные процессы лежат в основе любого компонента структуры совместной деятельности. Они же обуславливают своеобразие совместной деятельности, так как являются процессами, обеспечивающими взаимодействие участников совместной деятельности.
Психологи оперируют понятием деятельности, разработанным в философии и наполненным диалектическим содержанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно психологическое содержание понятия совместной деятельности. Операциональное понятие совместной деятельности включает ряд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.
К основным признакам совместной деятельности относятся:
- различие единой цели для всех включенных в деятельность участников;
- побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуальных мотивов, должна формироваться общая мотивация;
- разделение деятельности на функционально-связанные
составляющие, т. е. распределение функций между членами группы;
- интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности;
- согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей;
- наличие управления;
- единый конечный результат;
- единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.
Для того чтобы убедиться, что все перечисленные признаки – необходимые характеристики совместной деятельности, достаточно представить себе команду рыболовецкого траулера, бригаду строителей или любую другую реально действующую группу. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процессы интеграции и одновременно функционального распределения. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она добивается общего результата, которого невозможно добиться одному. В психологии такую группу определяют как коллективный субъект деятельности (более подробно характеристики коллективного субъекта деятельности изложены в третьем разделе учебника).
Понятие «совместная деятельность»
Отечественная и зарубежная психология, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».
Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.
Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.
Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.
При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:
1. пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.
Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто - то сразу откликается. Кто - то позже, главное - добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.
2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.
Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:
- · постановка и решение педагогических задач;
- · постановка практической задачи перед детьми.
Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - персонаж», «взрослый - ребенок - персонаж» и пр. А так же в зависимости от этапа освоения знаний:
- · приобретение - информация;
- · упражнение - закрепление;
- · обобщение - систематизация;
- · самостоятельное использование;
Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.
Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.
3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо распределены.
Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог - участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через письмо, посылку и т.д.
4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.
Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.
Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:
- · Совместно - индивидуальная деятельность - каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)
- · Совместно - последовательная деятельность - общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)
- · Совместно - совместная деятельность - одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.
В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 - 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.
Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.
Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя» разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.
- 5. Возникновение межличностных отношений.
- 5Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового
взаимодействия между участниками совместной деятельности:
- · Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.
- · Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
- · Если вы не согласны - аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
- · «Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.
- · Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).
- · Чаще называйте имя собеседника.
- · Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т.п.
Таким образом, очень важна роль, которую выполняет совместная деятельность в социально-личностном развитии ребенка. В такой деятельности происходит формирование личности. Здесь между её участниками осуществляется общение, направленное на согласование усилий для достижения общей цели. Она выступает как условие формирования сложной системы коммуникативно деятельностного взаимодействия и речи в детском возрасте. Это позволяет соединить диалогическую форму речевого общения в онтогенезе с деятельностной и когнитивной сторонами развития ребенка.
Введение
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. В том числе и в совместной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений.
При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием “совместная деятельность”. Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.
В связи с этим становится понятно, что вопрос изучения совместной деятельности и факторов, влияющих на ее эффективность является достаточно актуальным.
Понятие совместной деятельности
Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей.
Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.
С психологической точки зрения Совместная деятельность -- организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:
1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;
2) наличие единой цели -- предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,
3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;
4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;
5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.