Пять шагов на пути к лидерству. Свою судьбу мы выбираем сами
Каждый человек является по своей сути лидером, но возможно не каждый знает об этом. В человеке, которого создал Творец по образу и подобию Своему, уже заложены все качества лидера. Успех каждого лидера определяется по количеству его последователей. Самым успешным лидером был и остается человек, Сын Божий – Иисус Христос и самой прогрессивной и передовой книгой всех времен по успешному лидерству является Библия. В ней изложены все принципы, используя которые, люди становятся успешными.
Принцип 1. Учить своих последователей:
- смотри, как делаю я
- повторяй и делай со мной
- делай сам, я тебе помогу
Мы видим успех этого принципа во всех видах индивидуальных занятий учителя и ученика: в искусстве, спорте, науке, торговле, семье, в системе образования и т.д. В основу сетевого маркетинга заложен этот же библейский принцип. Иисус Христос отобрал 12 учеников и обучал их индивидуально и, впоследствии, они стали лидерами Церкви, первыми апостолами.
Принцип 2. Обучать своих последователей готовить новых лидеров. Он изложен в Евангелии от Матфея 28: 19 «Идите, научите все народы…, уча соблюдать все, что Я повелел вам». Вся передача и преемственность поколений ученических школ и различного лидерства основана на этом принципе.
Качества эффективного лидера. Каждый лидер должен обладать личными и общественными качествами.
Личные качества .
Смирение. Каждый лидер сначала должен стать хорошим исполнителем. Для того, чтобы быть хорошим исполнителем и уметь подчиняться другому человеку, надо развивать в себе такую черту характера как смирение. «Славе предшествует смирение. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».
Забота о людях. Самое ценное и большое богатство каждого лидера – это люди. Только когда мы начнем отдавать себя (свою жизнь, время), мы станем великими. Ты не поднимешься выше того уровня, как лидер, на каком уровне находится твоя любовь к людям. Люди, которые не поняли, что люди – это богатство, а не средство к собственному обогащению, недолго продержатся в позиции лидера. «Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота». «Домогаться славы не есть слава». (Из притч царя Соломона).
Мудрость. «Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя, она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец » - пишет самый богатый и мудрый царь Соломон. Мудрость можно приобретать, это зависит от нас, насколько мы хотим и желаем этого. Мудрость – это сила верного суждения и разумного действия, основанного на знании, понимании. Обладателем всякой истины является Создатель и Творец вселенной, поэтому лучше всего искать и просить мудрости и совета у Него. Также не стоит пренебрегать советами тех людей, в чьей жизни вы наблюдаете мудрость и успех, и у кого есть опыт руководителя и лидера. «У советующихся мудрость». Этим библейским принципом успешно пользуются в различных государственных структурах: педсовет, худсовет, собрания, парламент и т.д.
Мужество. Еще одно ценное качество характера, каким должен обладать лидер. Иметь мужество – это не бояться принимать решения и нести за них ответственность. Это вера в успех, способность не терять самообладание.
Способность творчески мыслить . Искать и использовать, быстро внедрять новые методы, тактику. Новые идеи всегда ценились и стоили дорого. Бог- Творец, и творческие качества заложены в каждом из нас, так как мы Его дети.
Юмор. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Здоровый юмор и смех положительно влияют как на нас самих, так и на окружающих нас людей. Когда мы смеемся, в наших внутренних органах происходит лечебный самомассаж, и в нашем организме вырабатываются вещества – интерфероны, которые благотворно влияют на весь наш организм. Поэтому «всегда радуйтесь», учит апостол Павел в своем послании к Фессалоникийской церкви, а также и всех нас, живущих в городе Ялта и других городах.
Мы рассмотрели личные качества характера, которые должен развивать в себе лидер, чтобы стать успешным. Лидер так же должен обладать общественными качествами , направленными на людей.
- Заботиться о людях . Насколько лидер будет заботлив и внимателен к нуждам и потребностям каждого, настолько он будет получать отдачу в работе от этих людей. Если лидер заботится только о качестве работы и выполнении плана, а о нуждах, отдыхе, питании, поощрении и других видах заботы о людях не проявляет интереса, его подчиненные скоро поймут, что они лишь средство к достижению цели и их просто используют. Никто не будет стараться в работе на все сто процентов. Люди жаждут дружеского обращения, внимания, заботы и любви. «Как хорошо слово вовремя». Если у тебя нечем поощрять своих людей, скажи им хотя бы доброе слово.
- Уметь привлекать людей . Ценным качеством приобрести, привлечь человека является умение его выслушать. И не только слушать, но и слышать, что он говорит. Если вы выслушали человека до конца, вы его приобрели, если «перебили» - вы его потеряли. Каждый человек ищет понимания со стороны других. Люди хотят знать, что вы их любите и цените – говорите это и показывайте им это.
- Побуждать действовать наилучшим образом . Самым эффективным средством является наш личный пример. Когда мы действуем наилучшим образом, это приносит не только пользу другим, но радость и удовлетворение нам самим. Чем у нас больше результатов, тем нам радостнее. «А все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» - это Божий принцип в любой работе.
- Способность обучать . Способность обучения включает в себя передачу информации, фактов, навыков. При передаче какой-либо информации, теории, мы обращаемся к разуму человека, от разума (усвоение теоретического материала) – к практике. Практика теории приводит ум к получению навыков в этой области, которую мы хотим внедрить. Этот метод так же впервые был показан и использован в Библии (Иисус Христос и ученики) и нашел широкое применение во всех областях науки, технике, искусстве.
В каждом человеке заложен потенциал лидера. Но лидерами не рождаются, а лидерами становятся. Насколько мы будем успешны как лидеры зависит от того, готовы ли мы учиться, смиряться, прилагать усилия, дисциплинировать себя, то есть платить цену. Становясь на позиции лидера никогда не забывай Божий принцип возвышения человека: «Кто хочет быть большим, да будет у вас слугою», «кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий – как служащий ».
Рано или поздно каждый человек даст отчет Богу за то, что ему было доверено и каждый из начальствующих ответит за каждого человека, над которым поставил его Бог, ибо «нет начальства не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Прими ответственность за то, что тебе вверено, так как кому больше вверено, с того больше и спросится. Нет человека, который бы не ошибался, поэтому, «забывая заднее, простирайся вперед». Проси прощения у Бога, когда оступился, прими решение угождать Богу в своей жизни, так как, когда мы предстанем перед Его престолом, будет иметь значение и вес лишь то, что мы делали для Его славы, а не для своей славы, корысти и наживы. Еще ни один человек не унес с собой на небо ни денег, ни дома, ни иных материальных благ. Поэтому «покайся и веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Живи честно, люби людей, твори добро и храни истину. Бог возвышает людей и для каждого из нас есть свой удел, своя высота. Но достигнуть самой высокой вершины и стать максимально успешными мы сможем лишь в сотрудничестве с Господом.
Выбери Его в свои лидеры и партнеры и ты станешь самым успешным.
Занятие школы актива
«Путь к лидерству»
Цель: Создать условия для формирования у ребят понятий «лидер», «лидерство»
Выявить лидерский потенциал
Задачи
- ознакомление ребят с основой теории лидерства
- развитие лидерских качеств, логического мышления, самооценки детей
- формирование взаимоотношений через групповые формы работы.
Добрый день ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии школы актива «Путь к лидерству».
Каждый из присутствующих здесь уже в некоторой степени является лидером: в классе, в детском объединении, в органах ученического самоуправления.
«Как мало прожито и много пережито»- гласит ребячья мудрость. Я думаю, что вы согласитесь со мной. Всю жизнь каждый из нас должен чему-то учиться, «гореть» сам и «зажигать» других. Предлагаю девизом нашей сегодняшней встречи взять слова
Ф. Пикабиа «Есть только один способ заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед быстрее, чем они»
Ребята! Скажите, кто такой «ЛИДЕР»? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(Обсуждение в группах – 2 минуты)
Ответы детей………
ЛИДЕР – это человек, имеющий высокий авторитет среди друзей, коллег, товарищей в силу своих личностных качеств, выделяемых его среди других людей.
Наряду с определением «ЛИДЕР» существует еще одно понятие «ЛИДЕРСТВО».
«ЛИДЕРСТВО» - это способность влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей деятельности.
Упражнение Джеффа «Нужно ли быть лидером?»
После заданного высказывания ребята выбирают один из возможных вариантов ответа и подходят к табличке с данным ответом. Варианты ответов: «Да», «Нет», «Не знаю»
Лидером быть престижно.
Лидер это человек, который выполняет всю работу.
Лидером может быть только молодой человек.
У девушек меньше лидерских качеств.
Я – лидер.
Ребята! Лидера характеризует наличие организаторских способностей – такое сочетание свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно и уверенно организовать людей на выполнение какого – либо дела. Я предлагаю вам посовещаться в группах и записать на листке те качества, которыми должен обладать лидер.
(Обсуждение в группах – 2 -3 минуты)
Компетентность
Ты знаешь то дело, которое требуется организовать
Активность
Ты умеешь действовать напористо, энергично при решении поставленных задач
Инициативность
Творчески проявляешь активность, выдвигаешь идеи, предложения
Общительность
Ты открыт для других, готов (можешь и хочешь) общаться с людьми
Сообразительность
Можешь дойти до сущности явлений, видишь их причины, следствия, умеешь определять главное.
Настойчивость
Ты проявляешь силу воли, упорство, умеешь доводить дело до конца.
Самообладание
Ты можешь контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях.
Работоспособность
Ты вынослив, способен вынести напряженную работу, длительное время не уставать.
Наблюдательность
Ты умеешь видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранять в памяти детали.
Самостоятельность
Ты не зависим в решениях, умеешь сам находить пути решения выполнения задач, брать на себя ответственность.
Организованность
Ты способен подчинять себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность.
Объективная оценка
Ты умеешь отметить недостатки тех людей, которые тебе симпатичны и достоинства тех, к кому ты
относишься с предубеждением.
Умение подчиняться
Требуя подчинения от других, ты и сам умеешь подчиняться.
Самокритика
Ты можешь объективно, непредвзято оценить свою работу.
Тебя и твое мнение уважает большинство группы.
А сейчас, ребята, запишите на листочках свою фамилию. В один столбик запишите те качества, которыми вы обладаете, а в другой – те, которые вы хотели бы в себе развить или приобрести.
(Индивидуальная работа 2-3 минуты)
Подсчитайте количество записанных качеств. Если их больше пяти, то у тебя есть лидерский потенциал. А если больше десяти – то твои лидерские качества хорошо проявлены.
Ребята, мы с вами определили кто такой ЛИДЕР, какими качествами он должен обладать. А сейчас мы узнаем, какие функции выполняет лидер. Но сделаем мы это немного необычно. Наступила весна, а это значит, что чаще хочется улыбаться, дарить друг другу улыбки и цветы, ну хотя бы один цветочек. Я предлагаю его не покупать, а сделать своими руками. Сердцевиной нашего лепестка будет слово «Лидер»
(Прикрепляю сердцевину цветка на магнитную доску)
А сейчас мы будем прикреплять к сердцевине нашего цветка лепестки. Каждый лепесток несет на себе определенный вид деятельности Лидера.
1 Лепесток «Лидер вдохновляет»
Как лидер вы можете вдохновлять других на достижение успеха, помочь направить на это энергию.
Задание. Вы задумали организовать, на ваш взгляд, очень интересное дело. Но ребята не очень хотят в этом участвовать. Ваша задача – вдохновить ребят, побудить их к деятельности, заинтересовать их.
(Время 2-3 минуты)
2 Лепесток «Лидер вовлекает всех в работу»
Каждый человек желает участвовать в принятии решений, лидеры выбирают лучшие варианты. В результате растет доверие друг к другу, принимаются правильные решения.
Задание. Командам выдается лист бумаги. Каждый член группы, не совещаясь друг с другом, должен нарисовать какой – то элемент. В конечном итоге у вас должна получиться общая картина.
(Обсуждение результатов)
3 лепесток «Лидер учит сотрудничеству»
Вся группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую каждого к сотрудничеству.
Задание. Вам необходимо написать мини – рассказ из слов, начинающихся на одну букву: «О», «В», «С»
Обсуждение результатов работы
4 лепесток «Лидер добивается результатов»
Задание «Цыганская повозка»
Вам необходимо построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, 1-2 лошадей, стен телеги, колес, извозчика, пассажиров.
(Время 3 – 4 минуты)
Демонстрация «Цыганских повозок»
После демонстрации телеги ребятам говориться о том, что человек, ставший извозчиком, как правило, и есть лидер в данной группе.
5 лепесток «Лидер умеет создать хорошее настроение»
Задание. Исполнить один куплет песни «В траве сидел кузнечик»
1 группа - как дети в детском саду,
2 группа - как будто у вас во рту горячая каша
(Время на подготовку 2 -3 минуты)
Исполнение песен
6 лепесток «Лидер принимает правильные решения»
Каждый лидер должен мгновенно находить правильные решения, выбирать наилучший вариант.
Задание. Судно терпит кораблекрушение посередине Тихого океана. Из –за поломки навигационных приборов вы не знаете, где находитесь. Ваше имущество - это коробка спичек и несколько десятирублевых купюр. Недалеко необитаемый остров. Вы можете воспользоваться надувным плотом и взять с собой самые необходимые предметы. Вам необходимо из общего списка предметов выбрать те, которые вам больше всего пригодился бы на необитаемом острове. Запишите, какие предметы вы возьмете с корабля в первую, вторую, треть…. и т. д. очередь
Зеркало для бритья
Канистра с водой
Сухой паек
Карта тихого океана
Канистра с нефтегазовой смесью
Радиоприемник
Бутылка рома
Шоколад
Рыболовная снасть
Плавательная подушка
(Время на подготовку 3-5 минут)
Обсуждение результатов работы групп
7 лепесток «Лидер делает комплименты членам команды»
Задание. «Давайте говорить друг другу комплименты»
Группам необходимо сделать комплимент ребятам из другой группы. (Комплимент должен быть связан с работой в нашей сегодняшней школе актива)
(Время на подготовку 1 -2 минуты)
Ребята! Вот и подошло к завершению наше занятие. Давайте подведем итог: что нового вы узнали сегодня? Захотелось ли вам стремиться стать лидером? Что вам особенно понравилось? Что вызвало у вас затруднения?
*У всех есть лидерские способности, но развиты они у всех в разной степени, умелый лидер не давит авторитетом, а поднимает остальных до своего уровня.
*Не хватайся за все сразу. Дай другим реализовать свои способности.
*Каждый может стать лидером в том деле, которое знает лучше других.
*Лидер может обладать множеством положительных качеств, но главные из них – доступность, доброжелательность.
Если ты всегда впереди
В массе жизни, в гуще событий
И других готов за собой вести –
Значит ты по натуре – ЛИДЕР
Рефлексия
В конце занятия каждый ребенок оценивает проведенное занятие, выбирая смайл определенного настроения
Мне все понравилось, я узнал (узнала) много нового.
- Было неплохо, но могло быть и лучше.
Мне совсем не понравилось.
Общественное движение играет важную роль в воспитании лидерских качеств, позволяет не только получить знания по управлению коллективом, но и стать его реальным лидером. Молодежь редко привлекается к участию в представительных органах, как общественно-политической самоорганизации, так и государственной власти. Характерно, что в Государственной Думе, законодательных собраниях регионов, органах местного самоуправления, политических партиях и других структурах представлено около 3% людей возрасте до 30 лет, хотя, например, по статистическим данным в малом бизнесе доля молодых предпринимателей составляет более 30%. О молодежи чаще всего вспоминают в период избирательной кампании, поскольку получить поддержку половины избирателей страны – мечта любого политика или государственного деятеля.
Социологические исследования показывают, что около 50% молодых людей считают, что лидирующее положение в обществе можно достичь благодаря организаторским способностям, активности, честолюбию. Именно эти позиции заложены в общественном служении, являющемся важным фактором воспитания лидера.
Ни одно общественное объединение не может обойтись без лидера. Лидер защищает интересы своей группы, выступает в роли её «вождя», поскольку участники перекладывают на его плечи свои заботы. Лидер – лучший хранитель и представитель программных идей объединения. Даже внешний вид лидера может улучшить имидж организации и страны в целом.
В настоящее время для большинства населения важна не столько идеология организации, сколько идеи, которые легче связать с конкретным человеком. В свою очередь сила лидера зависит от влияния его идей. Общественное объединение усиливает позитивные характеристики своего лидера, создает дополнительные ситуации, где эти характеристики ярко проявляются, снимает, отрицает негативные характеристики, влияющие на общественное мнение. Для поддержки популярности лидера необходимы позитивные результаты, хотя бы небольшие успехи, усиливающие его авторитет и влияние на массы, что обеспечивается, прежде всего, социально значимой деятельностью членов организации. Благодаря общественной организации усиливается личный имидж лидера: создается ситуация успеха, достигнутого под его руководством и связанная с его именем; олицетворяется мощь организации; возникает возможность участия в образовательных (в том числе международных) программах, публикации статей, книг, вхождение в рабочие группы, комитеты Правительства, Федерального Собрания, в правления корпоративных организаций и др.
Лидерство неоднозначно оценивается в российском обществе. «Я отношусь негативно к самому явлению лидерства. Не в последнюю очередь потому, что оно всегда является знаком какого-то неблагополучия в обществе. То, что сегодня такой «урожай» на лидеров, - отнюдь не признак расцвета демократии, а скорее, знак болезни общества» (Д.С. Лихачев). Такая точка зрения достаточно распространена, поэтому имеет смысл обратить внимание на различные стороны этого феномена.
Если в СССР общественным лидером считался человек, достигший успеха в производстве или общественно-политической деятельности, то сегодня лидерами становятся поп-звезды, актеры, писатели, журналисты, режиссеры и др. Они являются профессионалами психологического воздействия на людей, а не деятельности и производства. В современном мире ведущими становятся лидеры досуга, лидеры потребления, которые создаются, сознательно конструируются конкретными людьми. «Пресс-агенты переписывают фамильные истории, занимаются клубами фанов, производят для них журналы с миллионными тиражами, пишут за звезд их «автобиографии», находят для них оптимальные образцы поведения. Звезда – это напряженный процесс создания образа». Общественным организациям необходимо создавать свои образы лидера действия. Современное общество становится технологически сложным, поэтому вперед должны выходить люди, занятые инновационным трудом-созиданием.
Еще один тип современного лидера, сохранившийся с советских времен, – бюрократический. К нему стремятся типичные карьеристы. Ценность времени бюрократического лидера и ценность времени его окружения не совпадают. Его ценность времени выше, поэтому всем остальным нужно подстраиваться под его распорядок. Отсюда – томительное ожидание в приемной. Пространство такого лидера также не совпадает с повседневностью простых людей. Оно окружено дорогой мебелью, автомобилями, для движения которых перекрывают дороги...
Лидерство – вершина иерархии человеческих потребностей. А удовлетворение высших потребностей возможно лишь тогда, когда происходит удовлетворение потребностей более низкого уровня. «Испытывающий в чем-то потребность индивид постоянно жаждет её удовлетворения»:
Физиология: вода, сон, еда, кров, секс.
Безопасность: возможность контроля над ситуацией.
Любовь: принадлежность семье, друзьям, любовникам (переходный период от индивидуального к социальному).
Признание: восхищение других, удовлетворение честолюбивых желаний.
Самоактуализация: касается самых долговременных целей, рассчитанных на полное использование потенциала.
Выделяются четыре этапа личностного развития лидера в общественной организации: 1) лидер-агитатор; 2) лидер-энтузиаст (фанатик); 3) лидер-администратор (руководитель); 4) лидер действия (политический деятель): «Движение начинается с людей слова, материализуется фанатиками и консолидируется людьми действия. На человеке действия завершается динамическая фаза движения, он хочет не обновить мир, а завладеть им».
Лидерство (от англ. leader - ведущий) - ведущее влияние члена группы - лидера - на группу в целом. Выделяются две основные лидерские роли, связанные с разными аспектами функционирования группы. Роль делового лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи (например, реализация трудовой, учебной деятельности). Роль эмоционального лидера связана со сферой эмоциональной активности коллектива и содержит действия, относящиеся главным образом к сфере межличностного общения в группе. Совокупность приёмов и методов, применяемых лидером для оказания воздействия на зависящих от него людей, называется стилем лидерства. При авторитарном стиле лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жёстко распределяя роли между членами группы. Авторитарный лидер почти все основные функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать принимаемые им решения, его действия. Противоположным авторитарному является демократичный стиль лидерства, при котором лидер стремится управлять группой в тесном взаимодействии с остальными её членами, предоставляя им известную свободу действий, решений, инициативы. При либеральном стиле лидерства лидер практически отстраняется от активного управления группой, предоставляя её членам неограниченную свободу действий. Лидер - член группы, способный в значимых ситуациях оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, практически руководить ими. Однако понятия «лидер» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется какими-либо формальными полномочиями и не несёт законной ответственности за состояние дел в группе. В группе, в которой руководитель одновременно выступает и в роли лидера, морально-психологический климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать дружную работу коллектива. Группа детей, молодежи только тогда может считаться истинным коллективом, когда его формальная и неформальная структура не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, когда официальные руководители коллектива имеют высокий статус в сфере межличностных отношений.
Американские исследователи разделяют управление (как попытку руководить людьми извне) и лидерство (как стремление дать людям возможность управлять самими собой):
В лидерстве важен набор характеристик, которые лучше будут воздействовать как на население в целом, так и на конкретные социальные группы. В образ лидера должны быть вплетены человеческие черты, понятные большинству, которые каждый может признать как свои. Лидер должен демонстрировать всю палитру чувств. При изменении статуса человека он тоже внешне меняется, поэтому лидеру важно знать, каким нужно быть, чтобы соответствовать новой должности.
Образ лидера можно обсудить с участниками движения, используя литературные произведения. Хлестаков у Гоголя как лидер – человек не действия, а воздействия. Он лжив: «инициатива в ходе диалога все время не у Хлестакова. Он чаще всего лишь старается сказать то, что от него ждут, и быть приятным «выведывающим». С самого начала он все хвалит – заведения, обычай города, завтрак, рыбу лабардан. Он чувствует, что его похвалы ждут, как манны небесной, - и ему не жалко: он хвалит». К сожалению, именно такого «лидера» готовят большинство современных организаций, обучающих «как завоевать (!) друзей» (по Д. Карнеги).
В настоящее время существует большое количество подходов к типизации личностных качеств лидера. Современного лидера представляют как человека:
Активного, принимающего серьезные решения, оценивают которого по его делам, а не словам;
С перспективным видением, осуществляющим действия не случайно, а как элементы плана, предполагающего достижения блага для всех;
Получившего в управлении в качестве наследия беспорядок, проблемы;
Смелого, решительного, самоотверженного;
Решающего проблемы, существенные для населения.
Можно выделить три аспекта имиджа современного лидера общественной организации России: портретный, профессиональный, социальный.
Портретный аспект лидерства включает: внешние данные, харизматичность, интеллигентность, уверенность, энергичность, динамичность, относительную молодость, состояние здоровья, открытость, искренность, очарование, чувство юмора и др.
Начало народной поговорки «по одежке встречают» – верно, а вот ее окончание – «по уму провожают» - не совсем, поскольку от общего восприятия человека только 7% относят на содержание. Внешние данные – важная черта лидера. Задача современного лидера как «лицо фирмы» - не убедить, а запомниться. Выбор внешне красивого лидера - это выгодное капиталовложение: красота притягивает большее количество людей, фотогеничный, а тем более телегеничный человек – важное условие любой рекламы – двигателя торговли.
Лидер должен выглядеть победителем – улыбающимся, уверенным в себе человеком, должен уметь поднять настроение, поддержать внимание.
Современное поколение гораздо более эмоциональней предыдущего. «Это сотни девочек, которым нужен идол в тактильном смысле, чтобы можно было к нему прикоснуться, хотя бы на экране телевизора». Харизматичность – один из главных признаков лидера - создается как раз благодаря массированному вниманию со стороны поклонников. «Людей возбуждают легенды, включая живые легенды, а не сам по себе человек. Сторонников скорее привлекает аура, которая окружает харизматическую фигуру, а не сама эта фигура. Люди, которые не взглянут на то, что делается на улице, обратят на это внимание при виде толпы, собравшейся посмотреть. Люди поклоняются тем, кто находится в фокусе общественного внимания: увидишь легенду живьем, и тебе будет, о чем рассказать соседу (по В. Кевину).
Лидеру свойственны агрессивные черты, что отражает достаточно архаические требования, характерные для стаи животных: жесткость, напористость, смелость (смелость - важное качество: работа с больными проказой, сифилисом, СПИДом – вызывают восхищение и уважение). При биологическом основании коммуникации главенство отдается тому, кто сильнее, у кого командирский голос, солидный возраст и внешность. «Сила, а не ум записаны в нашей памяти как признак царей и падишахов. Ум доставался скорее их министрам и визирям. Сильный лидер мало говорит, не нуждается в обосновании своих действий, выдает мало информации, поскольку не видит оснований излишне утруждать себя. Время и знания сильного лидера дороги. Сильный постоянно требует обратной информации: достаточно ли понятно, что он сказал? Не перегрузил ли он мозги ограниченных партнеров? Более обстоятельная ответная информация ему не нужна. Поэтому сильный часто не дослушивает партнера, не уступает ему инициативу». Сильный лидер может дистанцироваться от некоторых проблем, не упоминая их, навязывать тематику и ритм беседы своим интервьюерам. «Настоящий лидер должен быть добр и справедлив по отношению к своим, но беспощаден по отношению к врагам. Он поддерживает четкое разделение: «мы» – народ и лидер, и «они» – враги, соперники. Все действия «архетипического» лидера должны оцениваться как успешные и победоносные». Лидер действия основывается не только на убеждении, но и на принуждении, дающем большой эффект. Кроме того, удержать неформальные связи в организации можно только защищая эти связи. Отличие лидера массового движения свободного общества в том, что он ведет людей туда, куда они стремятся сами .
Лидер-мужчина должен быть жестко полоориентирован, обладать повышенным мужским статусом, в нем необходимо отсекать все женственное и нуждающееся в покровительстве. Набор «мужских» свойств лидера: решительность, сила, определенная агрессивность, обаяние, привлекательность, компетентность, участие в принятии решений, импозантность. «Приведите себя в хорошую форму! Апатичный и неуклюжий человек не сможет притвориться бодрым и здоровым на публике. Будьте подтянутым (не худым) и демонстрируйте энергию, полученную за счет полноценного питания, отдыха и тренировок». Спортивный вид лидера помогает создать образ организации, которая сможет понять и решить проблемы молодежи.
Профессиональный аспект лидерства предполагает специальную подготовленность к выполнению лидерских функций и включает: компетентность, целеустремленность, деловитость, работоспособность, опытность, знания, интеллектуальные, ораторские способности и др.
Современный лидер:
Гармонирует с духом времени, с оценками и представлениями окружающих: быстро принимает решения и отвечает за их выполнение;
Имеет опыт общения, привлечения новых людей, способен сформировать команду;
Способен вести людей за собой;
Имеет возможность через Интернет напрямую общаться со своими членами: собирать их просьбы, отвечать на вопросы, давать поручения. Обратная связь – залог эффективного развития организации.
Массовое сознание традиционно связывает лидерство с «ученостью» (отсюда кандидатские и докторские ученые степени у большинства лидеров НКО России): лидер пишет тексты, перебирает бумаги, грамотно говорит, когда остальные «внимают», четко отвечает на вопросы журналистов. При этом, по уровню интеллектуального развития лидер не может слишком сильно отличаться от среднего уровня. «Люди не очень-то воодушевляются при виде общепризнанного героя. При нем им неловко. Он выше их. А люди превосходства не терпят». Лидер должен сознательно занижать свои способности, чтобы окружающие почувствовали себя комфортнее, сильнее. При этом он должен уметь приводить примеры из микроэкономики, микрополитики, понятной и просчитываемой каждым. «Вожаки толпы не принадлежат к числу мыслителей – это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как она ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию».
Лидер должен быть амбивалентным (уметь предугадывать ожидания партнера, группы), это более эффективная линия поведения, позволяющая охватывать своими «сообщениями» гораздо больший круг сторонников. Подобно тому, как гадалка сознательно порождает амбивалентные тексты, чтобы увеличить количество попаданий.
Лидер должен четко представлять цель, которую нужно достичь, предвидеть препятствия и привлекать необходимые ресурсы к её достижению. При этом люди, работающие с лидером, должны осознавать, что они трудятся над воплощением задачи, поставленной не одним человеком, а целым коллективом.
Западного лидера учат не демонстрировать свой гнев или растерянность, отвечать на вопросы максимально кратко, чтобы не подвергаться редактуре. Так, Р. Никсон (экс-президент США) выходил к журналистам с текстом, не превышавшим 100 слов. Важно обучение искренности (отсутствие расхождений между формой и содержанием сообщений); необходимо демонстрировать уверенность в себе; не выдавать волнения. Психологи считают, что если при улыбке левый уголок рта опущен или левый глаз прищурен, значит у человека худо на душе, если правый глаз открыт больше, чем левый, значит, его ум, логика недостаточно развиты. Сильный человек немногословен, это слабый выдает все, чтобы заинтересовать партнера.
Ораторские способности – одно из условий успешного продвижения лидера и его организации. А.Михальская рассматривает иерархию поведенческих факторов, влияющих на популярность оратора: внешность (общий облик, манера держаться); женственная манера речи у мужчин и мужская у женщин; индивидуальные личностные черты (экспрессивность, выразительность, эмоциональность). Обязательна яркая, броская (но не чрезмерно) деталь – галстук, значок, брошь, косынка вокруг шеи: взгляд публики должен быть чем-то привлечен, «схвачен».
Оценить лидера-коммуникатора можно по шкалам:
- «безопасность» (добрый, приятный, честный, теплый, не вносящий зла, спокойный, терпеливый (низкие оценки – опасный, враждебный, нечестный, негостеприимный, холодный, необщительный, злопамятный, возбужденный, нетерпеливый);
- «квалификация» (профессиональный, опытный, умелый, информированный, квалифицированный, способный, разумный);
- «динамизм» (агрессивный, решительный, искренний, сильный, смелый, активный, энергичный, быстрый).
Эрвин Беттингхаус предлагает свои параметры коммуникаторов:
Параметр доверия: удачное представление слушающим.
Параметр известности: слушатели должны знать его по предыдущей деятельности.
Параметр статуса: выступающего должны ассоциировать с организацией, с которой он связан.
Параметр лидеров мнения: речь должна строиться так, чтобы быть направленной на лидеров мнения данной группы.
Параметр сближения: выступающий увеличит свой успех, если подчеркнет факторы, которые сближают его с данной аудиторией.
Параметр знания аудитории: возраст, пол, социальное окружение – все это поможет повлиять на получение поддержки аудитории.
Параметр ориентации на большинство – свое сообщение имеет смысл адаптировать под наибольшую группу.
В Рабочей книге участника проекта Ассоциации юных лидеров «Малая Родина» приведены советы оратору. Установки при подготовке выступления:
Я знаю, что от меня хотят услышать.
Я могу свести свою точку зрения к одному предложению, а основные мысли - к трем.
У меня увлекательное начало, ясная середина и наводящее на размышления завершение.
Основные положения выступления я написал разными цветами на карточках, чтобы подчеркнуть главное. Я не забыл пронумеровать карточки - это мне поможет, если я их уроню.
Я испробовал свою речь на родителях, дедушке, бабушке, собаке, кошке, соседе, дворнике и зеркале. После их критики я все учел и попробовал снова.
Установки перед началом выступления:
Я буду помнить, что выступление начинается с минуты, когда я поднимаюсь со своего места. Я собираюсь уверенно выйти на сцену и осмотреть аудиторию, прежде чем начать. Я глубоко вздохну и начну достаточно медленно и громко (направив голос на человека на последнем ряду), так, чтобы все услышали речь, над которой я столько работал.
Я буду смотреть на каждого слушателя, чтобы донести до них свое выступление. Я заставлю свои руки приклеиться к поверхности трибуны или карманам, чтобы не жестикулировать, проясняя вещи, которые я говорю.
Закончив, я сделаю небольшую паузу, затем уверенно удалюсь со сцены.
После выступления я отыщу в зале своего знакомого и спрошу, что прошло неплохо и над чем предстоит в дальнейшем поработать.
Что бы ни произошло, я все равно открою что-то новое в себе и узнаю о других. Каждый раз, оказавшись перед публикой, я совершенствую свои навыки выступлений.
Социальный аспект лидерства включает: доверие, человечность, сострадательность, убежденность, предвидение, забота о людях, умение четко формулировать цели своей деятельности; декларировать и реализовывать идеи социальной защиты. В современном российском обществе, находящимся в затяжном кризисе, на роль лидера претендует тот, кто может стать спасителем, поскольку из-за проигрыша в холодной войне в народе прочно укрепился комплекс неполноценности (по К.Г.Юнгу). Настоящий лидер – король иллюзий, он переводит все в плоскость будущего времени. Лидеру следует разрабатывать нетрадиционные формы общения, новые техники поведения. Важно также реальное положение лидера в обществе. Кто он? Если основные вехи его биографии соответствуют стереотипным установкам о социальной "норме", а его социальные параметры не вызывают вопросов, он воспринимается как "свой", который вырвался вперед в силу поворота судьбы. Людям, на которых распространяет свое влияние лидер, должно быть понятно, на какие средства он живет, известно его семейное положение, круг близких ему людей и т.п. При этом не важны детали и подробности, чаще они вызывают новые вопросы, на которые не всегда имеются однозначно "правильные" ответы.
В отличие от подготовки лидеров только как лидеров (без досконального исследования конкретики сферы деятельности), лидерство в обучении служению, лидерство в служении – это занятость лидера, воспитание не человека слова (трибуна), а человека дела (труженика), поскольку лидер общественного движения всегда занят делом, берет на себя ответственность за решение сложных проблем, в том числе материальных. Можно условно выделить четыре этапа становления лидера в общественном служении: 1) лидер-автор идеи общественного движения - 2) лидер-руководитель проекта – 3) лидер-руководитель группы добровольцев – 4) лидер-руководитель организации. Времена, когда лидер воспитывался только с использованием игровых методов, моделирования, теоретизирования - ушли в прошлое. Реальное познание механизмов и законов общественного развития и государственной политики, исследования, проектирование, менеджмент, анализ результатов проекта – это инструменты, позволяющие готовить лидера подлинного, значащего, ответственного.
Молодые лидеры, как правило, не имеют тех же самых потребностей развития лидерских качеств, что и взрослые. Одна из проблем лидерства в служении - в противоречии между ожиданиями взрослых, которые «точно» знают, каким юный лидер должен быть, какими качествами он должен обладать, и реальной ситуацией, требующей того или иного лидерского подхода. Действительно, самые яркие примеры лидеров у взрослых – Ленин, Сталин, Мартин Лютер Кинг, Ганди. Но ни один из них не являлся лидером в молодом возрасте. Сознательно или нет, взрослые предполагают, что лидерство - кое-что, что каждый зарабатывает или во что превращается.
Таким образом, для большинства взрослых (особенно в системе образования) молодые люди не могут быть лидерами в настоящем. Они могут только готовиться стать лидерами. Кроме того, взрослые не желают оставлять свои собственные позиции власти и принятия решения. Власть принадлежит взрослому, молодежь ограничивается деловыми поручениями и обязанностями.
В типичных ситуациях доминирования взрослого лидера молодым людям разрешается разрабатывать проекты, просить о помощи и поддержки сторонние организации – то есть выполнять деловые действия. Как только возникают вопросы администрирования, например, трата денег или прием на работу персонала – мнение молодых, как правило, не учитывается. Взрослые забывают, что все шаги, ведущие к успеху или неудаче, должны быть пройдены молодым человеком самостоятельно. Только так он сможет почувствовать себя реальным строителем своей жизни и жизни коллектива. Юности присущи свой стиль, дух, устремления, ценности. Желание наставника организовать молодежное движение так, чтобы в нем воспроизвести идеи и идеалы взрослых, приводит к тому, что вся жизнь такого «специалиста» уходит на воспитание «идеальных» (точнее, «себе подобных») детей. Юность отдается в жертву взрослому возрасту, который в свою очередь жертвуется юности.
Система самоуправления «имеет несомненную ценность, поскольку развивает в данных реальных социальных условиях элементы личного самоконтроля, признание права другого и терпимость по отношению к другим, уважение к закону и авторитету, чувство ценности порядка и кооперации как фундамента всякого труда и успеха».
Основная задача самоуправления – развитие в личности правового чутья и чувства ответственности. В грамотно организованном самоуправлении взрослые становятся старшими союзниками, авторитет которых признается. Поэтому специально создаваемые детско-молодежно-взрослые оргкомитеты (штабы, центры и т.п.) общественного движения должны решать те несложные вопросы, которые соответствуют реальной детской, подростковой жизни, могут быть осилены ими самостоятельно и в которых будет социально закаляться личность. Ребенок должен видеть в служении сосредоточение своих жизненных интересов. Именно общественная составляющая позволяет воспитывать чувство долга, ответственность, инициативность, уважение к праву и закону. Там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. В противном случае самоуправление превращается в фикцию или игру.
Самоуправление должно быть мобильным, реализовываться в самых различных конкретных формах, связанных с особенностями социальной среды. В оргкомитете каждый молодой человек должен приучаться к добросовестному выполнению определенной общественной функции. Юность имеет свои собственные интересы и задачи, поэтому создание инициативных общественных объединений, где жизненные проблемы решаются коллегиально и участие в которых добровольно, - задача гораздо более важная, чем «демократическое» самоуправление. Именно общественная организация является истинным средоточием жизни, а не местом подготовки к жизни.
Самоуправление должно решать проблемы самой молодежи, позволяя личности расти и развиваться. Самоуправление в процессе общественного движения - управление молодежью, а не служением. Поэтому все вопросы, связанные с сохранением и передачей опыта предыдущих поколений, с организацией работы по усвоению знаний и обусловленной этим поддержкой дисциплины не должны быть предметом юношеского самоуправления.
Проблема организации самоуправления детей и молодежи не заключается в определении способов и форм привлечения их к управлению проектом общественного движения. Включение в состав оргкомитетов молодых людей не является подлинным самоуправлением, поскольку предполагает формальное присутствие молодого человека (даже избранного) среди опытных и знающих людей. Опыт показывает, что заинтересованные новизной вначале, дети скоро начинают тяготиться своим неиспользуемым правом управлять процессом.
Не является продуктивным и копирование государственной системы управления (так называемая «школа парламентаризма»): на почве частых выборов и парламентских обсуждений мелких вопросов, дети быстро остывают к подобным играм. У детей развивается стремление к прениям ради прений, желание далеко не лучших учеников одержать победу на выборах с помощью «грязных» технологий и т.п. Игра в государство или в парламентаризм приводит к вытеснению содержания формой, вследствие чего победа ради победы становится главным движущим импульсом.
Лучшие структуры имеют множественные позиции лидерства, таким образом, много талантливых людей могут одновременно реализовывать идеи общественного движения. Это также увеличивает возможность привлечь большее количество добровольцев.
Общественно значимая деятельность – это всегда необходимость изменить естественные личные целевые установки, ограничить свое внешнее «Я» в пользу сверхличного. Служение обществу – это долговременная цель, ограничивающая непосредственное влечение более отдаленными и длительными интересами целого. Дети поступают так, а не иначе не потому, что это предписывает их индивидуальный долг, а потому, что так поступают все, что это как бы установлено природой. В этом плане важен авторитет взрослого, являющийся переходной ступенью между внешней силой, которой подчинен ребенок, и свободным подчинением внутреннему закону долга. Выше авторитета стоит разум человека, подчинение авторитету должно быть оправдано разумом, свободно принимающим предписание авторитета. Умение делать все по предписанному не является целью воспитания, послушание – это всего лишь средство воспитания в человеке чувства долга, удовлетворяемого его свободным действием. Правильно организованное молодежное движение воспитывает в человеке способность уважать права другого и отстаивать собственное право.
Общественно значимая деятельность должна быть организована так, чтобы воспитывать любовь к свободе. Дети, подчиняясь взрослому, должны учиться следовать велению долга. Любые правила поведения должны быть оправданы условиями совместной работы. Тогда они будут понятны подросткам в своих мотивах (это мною поставленная цель) и не будут вызывать естественного для молодости возмущения. Причем эти правила должны одинаково распространяться на всех участников общественно значимой деятельности: детей и взрослых. Признание взрослым своей ошибки в нарушении общих правил только укрепляет его авторитет. В деятельности оргкомитета, общественного объединения должен господствовать дух права, где все имеют равные обязанности и неуклонно их соблюдают.
Общественное движение может способствовать объединению инициативных молодых людей, юных лидеров. Взрослые иногда думают, что легче организовывать мероприятия «ДЛЯ» учащихся, тем более, что чаще они пассивны, равнодушны и не имеют опыта организации важных событий и дел. Однако одна из особенностей общественного движения состоит в том, что оно предполагает использование навыков и энтузиазма самих молодых людей. Для учащихся это превосходная возможность самим планировать важное общественное мероприятие. Поэтому служение организуется для молодёжи и самой молодёжью.
Общественное движение является эффективным средством борьбы за власть. Заложенные в его основе идеи лидерства служат одним из условий победы кандидатов в избирательной кампании любого уровня. К сожалению, власть не придумала новый рисунок выборов. Агитация молодежи проходит "по-советски": разъяснительные речи, сборы активов, лекции и т.п. Выборы - это драматургия, поскольку избирается тот, кто рассказывает избирателям ту историю, которую народ хочет услышать именно в данный момент (160). Если к этому добавляется реальная деятельность - шансы увеличиваются.
Жак Сегел выдвигает восемь универсальных заповедей успешной избирательной кампании. Голосуют за:
Человека, а не за партию;
Идею, а не за идеологию;
Будущее, а не за прошлое;
Образ социальный, а не политический;
Человека-легенду, а не за посредственность;
Судьбу, а не за обыденность;
Победителя, а не неудачника;
Ценности подлинные, а не мнимые.
Распространение новых информационных технологий, позволяющих молодежи общаться друг с другом и обсуждать ее ценности и культуру, усиливают чувство собственного достоинства, сознание социальной ответственности и гражданского лидерства, дают надежду на приход к власти лидеров действия, а не развлечения.
Основная особенность общественного движения - это то, что оно не готовит к жизни, оно создает условия для самостоятельной полноценной реальной жизни. Общественная деятельность становится образованием юности ради неё самой, лидерство молодого человека в служении делает его Творцом своей собственной культуры.
Структура и стадии развития общественного движения (на примере общественной организации).
Навыки коллективной деятельности, столь необходимые для жизни в современном обществе, легче всего получить, выполняя различные практические дела в кругу своих единомышленников, участвуя в деятельности общественной организации. Ребенок, молодой человек, вовлекаясь в деятельность, соответствующую его интересам и потребностям, но объективно имеющую общественный смысл, получает удовлетворение не столько от самой деятельности, сколько от осознания своей нужности, полезности для других людей.
Выбирая или самостоятельно разрабатывая проект, инициативная группа детей и молодежи принимает на себя общее задание, будь то изготовление игрушек для детского дома, разбивка цветника, концерт для воинов-инвалидов, уход за огородом ветерана и т.п. Это работа выполняется сообща, где каждый дополняет свои усилия усилиями другого, где все озабочены производством общего продукта. Наставник только задает задачу, руководит общей работой, помогая своим советом и трудом там, где работа застопорилась, но не дает образца, который все должны повторять. В этом случае создается нечто новое, до того не бывшее.
В настоящее время молодежные и детские общественные объединения России не имеют достойной государственной поддержки, развиваются хаотично, их деятельность слабо освещается в средствах массовой информации, но в последнее время активно создаются и развиваются многочисленные движения, фонды, организации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений. Сотни международных, общероссийских, межрегиональных, региональных и местных детских и молодежных объединений реализуют на территории Российской Федерации тысячи программ и проектов различной направленности.
Несмотря на множество объединений, данные статистики показывают, что большинство детей и молодежи остаются в стороне от активного участия в общественной жизни страны, не знают даже названий имеющихся объединений.
Если не углубляться в экономические проблемы обеспечения деятельности общественных объединений и не рассматривать фактическую блокаду российскими средствами массовой информации позитивной деятельности детей и молодежи, то причинами нежелания подростков входить в детско-молодежную организацию являются, прежде всего: 1) ориентированность вновь создаваемых объединений на учебно-воспитательные, чаще абстрактные цели, не связанные с привычной для ребенка, молодого человека средой; 2) жесткий авторитет со стороны взрослых (взрослый всегда прав; ребенок должен слушаться педагога (вожатого); 3) нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы, борьба за количество, посещаемость, "чистоту" рядов; 4) экзотичность объединений, игнорирование российских традиций; 5) насаждаемая религиозность, партийность, экстремизм; 6) закрытость объединения от реальной жизни города, поселка, села, преобладание "надуманных" ситуаций над реальной жизнью.
«Если ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем,
учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы лидер.»
Томас Фуллер
Шаг 1. Веские аргументы
Сформулируйте предельно четкий и честный ответ на вопрос: «Почему я стремлюсь стать лидером?»
. Важно, чтобы вы сами себе смогли ответить на поставленный вопрос. Чем определеннее вы ответите, тем проще вам будет достичь лидерства. Пронумеруйте строки – от одного до десяти. Верху напишите фразу: «Став лидером, я…» и на каждой строке напишите, что вы ждете от лидерства, что оно вам принесет. Может быть, лидерство подарит вам моральное внутреннее удовлетворение, или даст вам возможность увеличить уровень своих доходов, соответственно, и уровень жизни вашей семьи. Не исключено, что вы просто чувствуете, что быть лидером – это ваша сущность, или вы желаете помогать другим людям. Возможно, лидерство даст вам возможность руководить, или вы рассматриваете лидерство как ступень к достижению более значимых целей и результатов…
Хочешь стать лидером — обгоняй или иди своим путем
Решив стать лидером, вы должны помнить, что эмоциональное желание должно находиться в совершенной гармонии с разумом. Разум руководствуется фактами, ему необходимо взвесить все «за» и «против», чтобы не ошибиться и принять верное решение. Если вы сможете привести своему разуму аргументы, которые не встретят сопротивления с его стороны, значит вы на верном пути. Все свои ответы необходимо написать на листке бумаги. Бумага поможет вам более четко сформулировать объяснение причины, чем, если вы будете делать это в уме. Не стоит полагаться на то, что вы все сможете запомнить. Взглянув на написанное, вы действительно адекватно сможете оценить, насколько то или иное объяснение весомое. Помните о том, что вы должны написать четкое и конкретное объяснение того, почему вы хотите стать лидером. Разуму это поможет. Проведите аналогию со списком продуктов, который вы пишите перед походом в магазин. Составьте такой же перечень для своего разума.
Шаг 2. Ваше намерение
После того, как вы четко обозначили причины, по которым вы хотите стать лидером, необходимо подготовиться к действию. Но, прежде всего, вы должны быть готовы стать лидером. Это и есть ваше намерение.
Подготовка к действию предполагает, что вы в полной мере должны отдавать себе отчет в том, что лидерства можно достичь, только прилагая к этому серьезные усилия. Если вы четко смогли сформулировать причины, которые побуждают вас к действию, то вам несложно будет начать делать шаги на пути к лидерству. Готовность к действию означает также и умение делать ту работу, которую, вы, возможно, не хотите выполнять, или у вас нет настроения. Вы не должны откладывать на потом свои действия. Правильно сформулированные причины обеспечат ваше желание работать и идти к намеченной цели, несмотря ни на что. Если вы решили, что вы сегодня уже много сделали, а следующий шаг вы начнете осваивать завтра, вы на пути к провалу. Лидер не использует слово «завтра». Он стремится получить все по максимуму в настоящий момент. Слово лидера – «сейчас». Слово «завтра», это как вывеска в витрине магазина «завтра все бесплатно», которую никто, никогда не снимет. То есть никто и никогда не сможет получить товар бесплатно, потому что вывеска гласит: «завтра». Готовность стать лидером означает в полной мере принять на себя ответственность не только за свои поступки и собственную жизнь, но и за действия и жизнь других людей, на которую вы станете оказывать непосредственное влияние. Готовность стать лидером предполагает, что вы станете думать не только о собственном благополучии, но и об успехе людей, которых ведете за собой.
Шаг 3. Обучение
Стремление осваивать и получать новые знания и беспрерывно учиться, это, пожалуй, одно из самых важных лидерских качеств. Все недостающие знания вы можете почерпнуть самостоятельно, найдя их в книгопечатных изданиях, во всемирной сети и других источниках. Человек способен развивать в себе любые качества. Но главное условие – это желание и готовность учиться. Учиться, означает прогрессивно мыслить, последовательно приобретая знания в той или иной сфере. Есть выражение: «У кого есть доступ к информации, у того есть весь мир». Находите время на получение новых знаний и умений. Не бойтесь вкладывать в получение знаний деньги. Обретенные знания помогут вам получить в десятки сотен раз больше. Желая стать лидером, вы, наверняка, выбрали для себя область, в которой вы хотите совершенствоваться. Ваша задача – обладать всеми знаниями в интересующей вас сфере. Возьмите за правило: посвящать один час в будние и два часа в выходные дни получению новых знаний в выбранной области. Владение знаниями придаст уверенности в себе. Отправной точкой в достижении лидерства является желание постоянно учиться. Если же вы считаете, что вы в каком-либо вопросе знаете все досконально, то вы, вряд ли, сможете стать лидером.
Шаг 4.
Самовнушение – это методы сознательного воздействия на ваше подсознательное. Большинству людей известно, что около 95 процентов поступков, которые мы совершаем, управляются подсознательным, и лишь 5 процентов обусловлены решениями, которые принимаются сознательно. Цель невозможно достигнуть, если тому воспротивится подсознание. Если вы думаете, что вы хотите и можете быть лидером, но в вашем подсознании закреплено убеждение, что вы – исполнитель, и лидерские качества вам не присущи, то, вероятнее всего, вам не удастся стать лидером. Не стоит пугаться. Существует множество способов оказать воздействие на подсознательные убеждения: визуализация, внутренний диалог и другие методы, которые смогут помочь управлять подсознанием, с целью закреплять те идеи и мысли, которые приведут вас к лидерству.
Шаг 5.
Последний шаг предполагает постоянство. Достичь лидерства и остановиться на достигнутом невозможно. Действовать лидеру приходится постоянно: день за днем, минута за минутой. Первые два шага вам будет нужно выполнить по одному разу. Вы обозначите цели, спланируете работу, а затем вы станете выполнять эту работу. Если вас не пугает, последний пункт, если вы по-прежнему уверены в том, что хотите достичь целей, обозначенных в шаге 1, то, скорее всего, вы способны достичь больших результатов!
Истинный лидер может наставлять без титула или полномочий. Начните с малого: берите на себя больше обязанностей во время трудных проектов. Помогайте коллегам. Вызывайтесь представлять обновления проекта. Предлагайте улучшения. Наставляйте других сотрудников.
Определите, с чем у ваших коллег сложности, и помогите с ними.
Ответственность
Будьте ответственны за все, что делаете или не делаете. Лидер берет на себя ответственность и не винит в ошибках и багах других.
Когда сотрудник допустил ошибку, нужно не возмущаться, а помочь ему ее исправить и избегать в будущем. Отговорки никого не спасут. Если вы что-то не успеваете, обсудите дедлайн с менеджером. Управляйте проектом, как своим бизнесом – не будьте к нему равнодушны.
Отношения (политика)
Политика и отношения – одно и то же. Если вы не хотите иметь дела с политикой компании, подумайте, стоит ли вам вообще стремиться к руководительской должности.
Построение крепких отношений – одна из обязанностей технических менеджеров. Руководители выполняют проекты при помощи других людей. Начните общаться с другими техническими менеджерами: они ваши будущие напарники.
Вот как это можно сделать: выступайте с презентациями на tech talks, проводите семинары и наставляйте разработчиков не из вашей команды.
Технический опыт
Технический менеджер должен быть в первую очередь программистом и обладать большим опытом. Поэтому вам просто необходимо стать самым сильным разработчиком в команде. Менеджер, который не умеет писать код или не понимает технические детали, не может принимать участие в разных обсуждениях. Как только вы станете руководителем, вы должны будете постоянно оттачивать свои навыки.
Менторство
Любой, даже самый хороший разработчик в команде, не являющийся командным игроком, приносит больше вреда, чем пользы. Если вы хорошо знаете свое дело, вы должны помогать другим достичь вашего уровня.
Конечно, вряд ли кто-то подойдет к вам и попросит вас стать наставником. Но если вы проявите себя как эксперта, люди начнут обращаться к вам за советом. Помогая другим, вы будете выстраивать прочные отношения и вызывать к себе уважение.
Управление проектами
Выполнение проектов вовремя – одна из ключевых ответственностей любого руководителя. Если как разработчик вы постоянно не успеваете сдавать работу в срок и недооцениваете задачи, другие не смогут вам доверять. Вы должны быть организованным.
Все мы знаем, что оценивать проекты очень сложно. Однако нельзя сказать, что это невозможно. Постоянно обсуждайте со своим менеджером прогресс или ожидания от проекта.
Коммуникации
Научитесь четко и кратко формулировать свои требования. Всегда работайте над своими навыками общения. Хороший менеджер должен понимать проект, а затем объяснять и продавать его команде. Кроме того, важно мотивировать сотрудников работать над ним.
Общайтесь со своим менеджером
Руководите своим руководителем (а иногда и его руководителем). Постоянно общайтесь с ним и высказывайте свои ожидания. Менеджеры не очень любят сюрпризы – хорошие или плохие.
Вызовите доверие у руководителя. Станьте к человеком, к которому он обратится со сложными проектами, и выполняйте их вовремя. Со временем вам начнут предлагать все больше и больше задач.
Конфликты и кризисы
Независимо от того, насколько хороша ваша команда, в работе будут случаться кризисы. Да, вы захотите минимизировать их. Но еще важнее то, как вы с ними будете справляться. Человек, который начинает паниковать под давлением, не сможет стать лидером в глазах других. Команда и другие менеджеры хотят видеть спокойного человека, у которого все под контролем, даже в самых нервных ситуациях.
Видение
Лидер должен понимать все «почему», а также делать так, чтобы все сотрудники понимали, «почему» они работают над определенным проектом. Он должен объяснять, почему необходим этот проект, почему определенные люди над ним работают, и как он способствует достижению общих целей. Когда команда поверит в то, что делает, она сможет быть эффективной.
Заключение
Не ждите чьего-то разрешения, чтобы стать лидером, начните действовать сейчас. Будьте экспертом в своей области и помогайте другим с проектами. Работайте над своими навыками общения, выстраивайте профессиональные отношения с коллегами, управляйте своим временем с умом и сдавайте проекты в срок. И не забывайте помогать людям расти и развиваться.