Рассказ об известных людях труда ст спокойной. Трудовая деятельность
Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
Социологические функции труда:
Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.
Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.
Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.
Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.
Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.
Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.
Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.
Основные категории науки о труде
- сложность труда;
- профессиональная пригодность работника;
- степень самостоятельности работника.
Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.
Отличия сложного труда от простого:- выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
- концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
- последовательность в принятии решений и действий;
- точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
- быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
- ответственность за результаты труда.
Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.
Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.
Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.
Современная наука о труде
Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:
- традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
- Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
- Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
- Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
- Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
- Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
- Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
- Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
- Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
- Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
- Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
- Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.
Основы современной экономики труда
Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.
Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.
Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.
Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.
Пути повышения эффективности трудовой деятельности
Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.
Рациональная организация рабочего места
Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.
Удобная рабочая позаУдобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.
На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).
Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.
Рациональный режим труда и отдыха
Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.
Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.
Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.
Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.
Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.
Сочинение на тему «Люди труда»
По труду и почет.
Лучшее качество души человека, живущего в селе, - любовь к земле.
В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд земледельца, животновода.
Главные профессии на селе во все времена - это механизатор и животновод.
Профессия животновода, пожалуй, одна из самых хлопотных. Не каждый может выдержать строгий распорядок трудового дня, встречая рассветы и закаты на ферме. Сегодня основная продукция сельхозпредприятий, приносящая доход, молоко. И хотя работают на него практически все в хозяйстве, главной фигурой в производстве молока остается все-таки доярка.
В своем сочинении я хотел бы рассказать о своей бабушке, Галине Александровне. Родилась она 24 ноября 1944 года в Качугском районе, но вскоре с семьей переехала в село Мамоны.
На ферму пришла сразу после школьной скамьи, устроилась дояркой. Труд доярки нельзя назвать легким. Огромный объем работы приходилось делать вручную: и навоз в окошко выбрасывать, и корма таскать, и коров доить. Поголовье дойных коров составляло более 200 голов, которых обслуживали 3 доярки. Бабушка обрабатывала группу из 50 коров. Каждую необходимо покормить, подготовить к дойке и, конечно, подоить. Кроме того, каждая Буренка ждет ласкового слова и внимания, а иначе не подпустит к себе. Бабушка знала имя каждой коровы, узнавала их по оттенкам пятен на шкурах, даже по голосам. Если какая-то из коров заболела, Галина Александровна с сожалением погладит её, приласкает, назовет каким-нибудь ласковым именем.
Труд её поистине не лёгок.
С петушиным пением вставать,
Чтобы подоить, зевнув спросонок,
С разномастной шерстью свою «рать».
Слово «доярка» пришло к нам из древней Индии. Означает оно «нянька», «кормилица». Хорошее и верное это слово. Не догадайся женщина, еще с незапамятных времен, доить коз и коров, буйволиц и овец - не стояли бы на нашем столе масло, сыр, творог. Не стояла бы на столе и кружка с молоком.
Спит колхозное село. Ранее утро. Тишина. Но вот засветилось разом несколько окошек. Скрипнули двери. Зазвенели на улице голоса. Это доярки спешат на дойку. Они встают первыми на селе.
Сейчас бабушке 68 лет, за плечами большой трудовой опыт. О выборе профессии не жалеет, да и к труду по сей день привычна. Все у нее получается: и по дому хлопочет, и корову держит, и с внуками и правнуками нянчится. Одним словом – «доярка»!
За свою трудовую деятельность неоднократно принимала участие в областных соревнованиях на лучшую доярку и занимала только призовые места. Имеет множество почетных грамот.
Односельчане уважают за честность, отзывчивость и доброту.
А я считаю, что труд доярки - почетен и необходим. Разве найдется такой человек, который не любит сметанку, молоко или творожок?
«Терпение и труд - всё перетрут», - гласит известная пословица. Труд сопровождает нас всю жизнь. Трудолюбие во все времена ценилось как одно из важных качеств человека. И конечно, без труда не может функционировать экономика.
Что такое труд и каким он бывает?
Труд - деятельность человека, направленная на удовлетворение материальных потребностей, на производство товаров и услуг.
Труд бывает физическим и умственным.
Физический труд - преимущественно ручной труд, который осуществляется главным образом с помощью физической силы (труд шахтёра, хлебороба, сталевара, токаря и др.).
Умственный труд - преимущественно интеллектуальный труд, который осуществляется главным образом с помощью умственных усилий человека (труд врача, учителя, инженера, менеджера, учёного и др.).
Объясните, представители какого труда изображены на фотографиях? Свой ответ обоснуйте
В большинстве современных профессий соединяются умственный и физический труд, например работа парикмахера.
Конкретным воплощением труда служит работа.
Работа - занятость человека на том или ином рабочем месте (у станка, в офисе) за определённое вознаграждение при обязательном оформлении документов - заключении трудового договора.
Работодатель заключает с работником трудовой договор - письменный документ, в котором определены права и обязанности сторон. Заключение трудового договора предваряют переговоры работника с работодателем, касающиеся таких вопросов, как размер заработка, условия труда, нормы выработки, режим работы и др.
- Интересные факты
Труд несовершеннолетних работников (тех, кому ещё не исполнилось 18 лет) должен быть лёгким, не причиняющим вреда здоровью и не нарушающим процесс обучения. Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра. Подростков нельзя привлекать к тяжёлым, вредным для здоровья и опасным работам, к ночным и сверхурочным работам. Несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое удобное для них время.
Поведение человека на работе определяется трудовой дисциплиной - выполнением правил внутреннего распорядка, режима работы предприятия (цеха, бригады). Её нарушениями считаются прогулы, опоздания, преждевременные уходы с работы и т.д.
За свою работу человек получает вознаграждение, которое чаще всего называется заработной платой. Размер вознаграждения зависит от квалификации (уровня подготовленности) и от профессии человека.
Разнообразный мир профессий
В современной экономике множество самых различных профессий. Одни профессии очень распространены (учитель, врач, повар), другие относятся к категории редких (модельер). Каждый человек может выбрать для себя любую профессию, а затем учиться, работать, всю жизнь совершенствуя своё мастерство и профессионализм. Профессиям токаря, электрика, бухгалтера и многим другим можно выучиться за два года в колледже. Врач или юрист обязаны закончить университет, пройти стажировку, а затем получить право на самостоятельную практику. У них за спиной будет 6-8 лет обучения.
Профессия - деятельность, которой занимаются, получив соответствующую подготовку.
Выбор профессии - очень важный шаг. От этого будет зависеть ваш материальный достаток, жизненный настрой и образ жизни. В любом случае, если человек старается, ответственно подходит к выполнению своих профессиональных обязанностей, постоянно повышает свою квалификацию, расширяет теоретические знания, совершенствует практические навыки, его труд будет вознаграждён по достоинству.
Дополнительное чтение
Хети, египетский писец времён XII династии, описывает представителей различных профессий следующим образом:
«Я видел кузнеца за его работой. Его пальцы покрыты морщинами, как крокодилова кожа... Каменщик постоянно борется с твёрдым камнем... Парикмахер бреет до самой ночи, и только когда садится есть, он может опереться на локти, чтобы отдохнуть... Лодочник плавает... чтобы получить плату за свой труд... Ткач коленями давит на свой желудок и не бывает на свежем воздухе... Посол завещает своё имущество детям, когда уезжает в дальние страны, потому что опасается встречи с дикими животными или разбойниками... Обувщик несчастен, всё время стонет, когда дубит кожу... Профессия же писца является самой важной, потому что на этом свете нет праздных слов. Кто с детства научится этому, станет уважаемым человеком».
Согласны ли вы с выводами, сделанными древнеегипетским писцом Хети? Свой ответ объясните. Какие профессии, распространённые в Древнем Египте, продолжают существовать в современной России? Как вы думаете, почему?
Распространенными или редкими являются професии музыканта, повара, фрезеровщика? Где они могут работать? Подумайте, какой образ жизни характерен для представителей этих профессий.
Труд и образ жизни людей
Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поливал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были посвящены в основном земледельческому труду. Если поленился в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.
Образ жизни - вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения человека.
Люди, преданные своему делу, и на досуге думают о работе. Совсем иной образ жизни у тех, кто избегает или боится работы, кому она надоела, для кого работа не потребность души, а только средство заработать на жизнь.
«Зеркалом» работы является досуг.
Стиль досуговой деятельности человека тесно связан с характером и содержанием труда. Как выяснили учёные-социологи, чем выше уровень образования и квалифицированнее труд, будь то физический или умственный, тем насыщеннее досуг и более разнообразен.
Люди, занятые однообразно повторяющейся работой, в свободное время предпочитают бывать в людных местах - в парках, на концертах (чаще всего эстрадных), в компаниях, а занятые творческим трудом, например учёные, чаще бывают в местах, где меньше шума и суеты, где можно сосредоточиться и подумать о вечных ценностях.
Интересные факты
Важное место в досуге современных россиян занимает музыка. По данным социологических исследований 40% опрошенных ежедневно слушают музыку. Но при этом только 2% регулярно (один-три раза в месяц) ходят на концерты.
Ценности «трудового общества» покоятся на том, что центральным жизненным интересом человек считает труд, а не досуг. Человек отдаёт работе все свои силы и всё время. В ней он видит смысл и цель своей жизни.
Подведём итоги
Труд - основа деятельности человека, необходимое условие функционирования всех сфер жизни общества. Труд делится на две категории - физический и умственный. Трудовая деятельность человека находит выражение в его профессии, определяет образ жизни.
Основные термины и понятия
Труд, работа, профессия, образ жизни.
Проверьте свои знания
Практикум
- Существует много пословиц о труде и лености: «Лентяй да шалопай - два родных брата», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит». О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы? Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
- Верно ли утверждение: «Труд не связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек»? Аргументируйте свой ответ.
- Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.
- Выбор профессии - очень важный шаг на жизненном пути. Расспросите у своих родителей, как у них он проходил.
- Сделайте компьютерную презентацию «Моя будущая профессия». В ней должно содержаться название, описание профессии и объяснение, почему вы её выбрали.
сообщение о людях труда
Ответы:
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ alkion alefПросветленный (28946) Труд - основа человеческого бытия. Издавна человек сам заботился о себе, готовил пищу, шил одежду, облагораживал жилище и место возле него. В настоящее время люди тоже много работают, чтобы сделать свой быт пригодным для проживания. Кроме того, труд доставляет человеку много радости, когда он, человек, выбирает работу по душе. Труд может творить чудеса. Люди создают новые разработки на производстве, достигают больших успехов в медицине, создавая новые аппараты для лечения пациентов с самыми тяжелыми заболеваниями, строят новые дома, в которых комфортно жить. Благодаря новым созданным сельхозмашинам труженики села собирают огромные урожаи зерна и другой сельхозпродукции. Труд делает человека нужным обществу. Каждый год мы узнаем о тех или иных огромных достижениях в самых различных областях: в образовании, медицине, спорте и т. д. Эти достижения - результат огромного кропотливого ежедневного труда в сочетании с желанием делать для себя и окружающих что-то полезное, и каждый человек, достигший больших успехов, оказывается оценен по заслугам за свой труд. Труд объединяет людей, воспитывает в них чувство долга, ответственности, ощущение радости от того, что «мой труд вливается в труд моей республики» (В. Маяковский) . Человек труда всегда отличается дисциплинированностью, сознанием того, что труд - это еще и материальная составляющая его жизни, поэтому каждый человек должен понимать, что любое дело совершается во благо человека. Уважаемые школьники, помни те об этом! Старайтесь быть полезными себе и окружающим. Именно от вас, от вашего труда зависит, какими будут школьные коридоры, двор, по которому вы идете в школу! Трудитесь так, чтобы все вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее.
Раньше у Родины были закрома. Люди, занятые самыми необходимыми профессиями, в них собирали урожай, о чем отчитывались перед всей страной. При этом людям у телевизоров было чем гордиться, и они не беспокоились за завтрашний день. Еще у Родины были «на гора». Туда – «на гора» – шахтеры из-под земли выдавали уголь, поэтично и раньше нефти названный «черным золотом». И было что-то еще в том же смысловом ряду.
По крайней мере, в школьных учебниках были нарисованы комбайны, сыплющие золотое зерно в грузовики; симпатичные шахтеры на фоне терриконов; летчики-полярники; моряки на рыболовецких суднах и проч. Весь праздник мирной жизни охраняли ракетчики, зенитчики, летчики и моряки, нарисованные рядом. Было действительно спокойно. Потом что-то произошло, и масса профессий вместе с людьми, которые ими занимаются, была вытеснена за границу сознания. Не на периферию сознания, а за его границу. То есть, как фигуры в сорванной шахматной партии, люди и профессии были сметены с доски прочь. Природа, не терпящая пустоты, тут же заполнила вакуум аналитиками фондовых рынков, актерами комедийного жанра, пляшущими девицами, банкирами, боксерами and so on.
Люди, вещи и явления обнаруживают свою цену, только исчезая или грозя исчезнуть. Не ценится здоровье, пока оно есть; вечными кажутся родители и их опека; бледным видится привычный пейзаж, и только в чужом палисаднике цветы почему-то красивее. Я помню, как привыкал к «засыпаниям в закрома» и «выдаче на гора» и уставал от них. Но сегодня, когда в массовом сознании искусственно создано впечатление, что только модельеры и творцы зубной пасты пашут, не покладая рук, а хлеб в поле сам растет и уголь из земли сам выплевывается, рабочего человека в смысловом мире стало остро не хватать.
Психологи (многоликие и бесконечные, как английские ученые) нет-нет да и изрекут слово на пользу. Сказано кем-то из них, что, если хотите вырастить из ребенка законченного лентяя, сделайте так, чтоб он не видел вас самих – родителей – трудящимися. Сделайте так, чтобы мать с руками в квашне, отец с отверткой или граблями никогда не отображались на сетчатке ребенка и в его сознании. Годам к семи или раньше (тут психологи расходятся в цифрах) вы получите «на гора» законченного оболтуса, истерика и неряху. Одним словом – аморальную бестолочь. А поскольку, как сказано выше, природа пустоты не выносит, душу, ничем не занятую, заполнит, вслед за праздностью, всякое зло. Можно было бы ограничиться и басней о Стрекозе и Муравье. Но басня целомудренна, а жизнь нет. В басне только «зима катит в глаза», а в жизни – и наркомания, и пьянство, и Содом с Гоморрой. Это что касается отдельно человека, не только не наученного трудиться, но и не видящего, как трудится мать и отец.
Что же касается целых народов, но ведь они тоже дети. «Общественное сознание, – сказал некий американский конгрессмен, – это сознание пятилетнего ребенка». То есть с ним нужно сюсюкать, его нужно с чередованиями похваливать и попугивать, мелькать перед его носом яркими картинками, погремушкой греметь, обещать сладкое. По сути всё перечисленное – это портрет того информационного подхода к жизни, который сформировался на Западе и к нам в душу залез, не разуваясь. Чистый Голливуд. Попугивают апокалипсисом, привязывают голой плотью, манят сладким, обещают рай после очередных выборов, шепчут: «Ты лучший». Проливают на героев, с которыми зритель себя ассоциирует, дожди из стодолларовых купюр и, известное дело, работать не учат. На выходе из народа в скором времени может получиться не по годам развратный ребенок, у которого не выработалось противоядие от греха и нет навыка к труду и творчеству.
Индейцев некогда загнала в резервации водка. Нет у них в организме каких-то ферментов, помогающих справиться с алкоголем. Быстрое привыкание и еще более быстрая деградация. А у нас до сих пор не выработался фермент, позволяющий без вреда переваривать информацию. Убийственные поведенческие модели впихиваются простым людям, словно диск в дисковод. Нажимается кнопка «Play», и до человека долго еще будет не достучаться. И вот в глазах у человека стоит «Девятым валом» картина мира, где есть аналитики «Forbs», лауреаты «Grammy», продюсеры, друзья по ночному клубу и проч. Но, простите, а где те, кто шьет одежду? Водит поезда метро, сваривает трубы тех самых трубопроводов, от которых зависит бюджет страны? Кто делает операции на сердце, кто делает мебель, ремонты в старых и новых домах? Вернее – не кто, а где они? Согласно телевизионной картинке мира, все люди, занятые профессиями, без которых не прожить, являются лишь серым фоном для показа людей, занятых бесполезной чепухой или откровенными преступлениями.
И дело не только в том, что это несправедливо и отвратительно в нравственном смысле. Дело в том, что наступит однажды время, когда восемь менеджеров по маркетингу будут бегать за одним электриком; когда мы окажемся внутри ленивой и безрукой цивилизации.
Внутри этой цивилизации дела рук человеческих могут отказаться служить безрукому человеку. Так от Федоры в известной сказке убежали поварешки и кастрюли. А среди творений человеческих рук у нас не только гаджеты или Федорины поварешки, но воздушные и морские судна, атомные электростанции и т.д. Их не только трудно придумать и создать. Их довольно сложно эксплуатировать. Эксплуатировать и ремонтировать их может трудолюбивый человек, умеющий учиться и не прожигающий жизнь по ночным клубам. Если это ясно и даже аксиоматично, то надо делать выводы. И информационные, и образовательные, и воспитательные.
Когда Церковь молится «о изобилии плодов земных и временах мирных», то она предполагает, что с человеком всё в порядке. То есть плоды земные есть, а человек может их собрать, сохранить, переработать, использовать. Всё это ему не тяжко и даже приятно, лишь бы была полезная работа. Но если человек отвыкнет от труда, поработится праздности и греху в разных формах, плоды земные рискуют сгнить на полях. Ведь уже сегодня множество людей не хотят трудиться вовсе. Они согласны жить подачкой, милостыней, социалкой, воровством, прочими видами греха, только не работать. И это плоды многих неправильно прожитых лет. Так скоро Церкви будет впору молиться не о «плодах земных», а «о даровании людям отвращения к праздности и даровании трудолюбия».
Временное удаление от советской эпохи позволяет отделить зерна от плевел и выделить в ушедшем лучшее. Этого «лучшего» не так уж мало. Человек труда, помещенный в поле внимательного зрения, – это одно из «лучшего». Фильмы об офицерах дальних застав, о геологах и летчиках-испытателях и о людях прочих героических и сложных профессий сняты обильно и качественно. Да и любой букварь, как говорилось выше, заставлял маленького читателя помнить, что в мире есть полярники, космонавты, подводники, хлеборобы. На контрасте с сегодняшней эпохой новых «героев» такая картина мира воскрешает в памяти забытое понятие «дефицита». Этим словом в Союзе называли недостаток на полках разных сортов колбасы и многого другого. Сегодня, когда со шмотками и тем, что пожевать, проблем нет, под определение «дефицита» неожиданно попал здоровый взгляд на вещи, умное и ответственное отношение к жизни. Оный дефицит нетрудно при желании преодолеть или хотя бы начать думать в эту сторону. Начать думать, например: «Почему лампочка над головой у меня горит? Кто это и где это сейчас трудится, чтобы она горела?» Вот так подумаешь – и выключишь лишний электроприбор.
Так незаметно мы переходим от темы человека труда к темам экологической ответственности и экономного быта. Я же говорил: все хорошие темы связаны друг с другом.
- Презентация "Школа избирателя" презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему
- Наставничество: как минимизировать затраты на обучение и ускорить адаптацию
- Птица солнце из дерева и щепы
- Отставки по собственному вряд ли спасут таможенную верхушку от увлекательного путешествия на нары Кто с кем связан