Работы по созданию подводных транспортных судов. Необычные проекты военно-морского назначения Проект уникальной транспортной подводной лодки
16 сентября 1950 года в Вашингтоне министр обороны США Джордж Маршал доложил президенту Гари Трумэну о результатах морской десантной операции - американские войска полностью овладели северокорейским портом Инчон. Через несколько дней в Москве анализировали успех США. В ней приняли участие 260 кораблей и судов и прикрывали 1120 самолетов. Противник достиг двадцатикратного превосходства. Северная Корея выставила на подступах всего 26 якорных мин. Эта кампания еще раз показала важность минных заграждений для защиты береговой линии.
В целях возможной агрессии, СССР в генеральном штабе пришли к выводу о необходимости прикрытия морских участков границы минными заграждениями. Но для осуществления плана не хватало специальных кораблей.
Смена политического руководства и проблемы в стране не позволили сразу решить эту задачу. Лишь к 1956 году, когда военно-морской флот СССР возглавил главком С. Горшков, конструкторам поручили задание - создать самый большой в мире подводный минный заградитель .
подводная лодка минный заградитель проекта 632
Главным конструктором подводного дизельного минного заградителя проекта 632 был назначен Николай Исанин. Впоследствии на протяжении 10 лет он возглавлял бюро морской техники СПБМТ «Малахит ».
Первый послевоенный подводный заградитель проекта 632 был предназначен для постановки минных заграждений на маршрутах военных кораблей НАТО. В одной «банке» располагалось до 15 мин.
Минные заграждения устанавливались через трубу минно-сбрасывающего устройства расположенного в корме подводной лодки. При этом сама субмарина могла находиться в подводном положении, двигаясь со скоростью от 2 до 10 узлов. Запас мин на борту составлял 100 комплектов. Для самообороны подводной лодки в распоряжении экипажа находились 8 носовых торпедных аппаратов.
По-мнению командования военно-морским флотом подобные субмарины могли защитить прибрежную акваторию Советского Союза от высадки морских десантов вероятного противника. Кроме того, на подводный минный заградитель впервые возложили и другую важную задачу - в случае необходимости субмарина могла быть переоборудована в транспортную подводную лодку. Это стало новым направлением в развитии советского подводного кораблестроения.
Субмарина-заградитель могла обеспечить необходимым грузом (дизельное топливо, средства регенерации, провизия) советские ударные подводные лодки , действовавшие у побережья стран НАТО.
Подводная лодка проекта 632 по размерам не на много превосходила среднюю дизельную лодку, но субмарина могла перевозить около 150 человек для смены экипажа ударных подводных лодок, 65 тонн провизии и пресной воды или 120 тонн вооружения.
Предусматривалось, что подводный корабль в определенной ситуации будет выступать в роли танкера - на ходу под водой он должен был дозаправлять топливом субмарины, а в надводном положении - даже гидросамолеты. С этой целью в специальных балластных цистернах на борту подводной лодки могло находиться 160 тонн авиационного керосина или солярного масла.
Конструкторы успешно защитили технический проект подводного минного заградителя, но главный штаб ВМФ посчитал целесообразным возложить обе задачи по выставлению мин и доставку грузов на одну подводную лодку . Проект минного заградителя не был доведен до стадии строительства. В конце 1958 года он был закрыт, но смелые идеи конструкторов нашли свое применение в следующих проектах субмарин.
Технические характеристики большой дизель-электрической подводной лодки минного заградителя-транспорта проекта 632:
Водоизмещение - 2970 тонн;
Глубина погружения - 300 м;
Скорость подводная - 15 узлов;
Автономность - 80 суток;
Экипаж - 70 человек;
Вооружение:
Торпедные аппараты - 8;
Мины - 100 единиц;
малый погружающийся корабль ракетоносец «Дельфин» проекта 1231
В апреле 1961 года вооруженные отряды кубинских эмигрантов при поддержке американских бомбардировщиков вторглись на территорию Кубы. В течение трех дней войска революционного правительства Феделя Кастро разгромили противника. Тогдашний советский руководить Н. С. Хрущев видевший в Кубе надежного партнера решил оказать помощь и сделать все возможное, чтобы это не повторилось.
Чтобы предупредить осложнение обстановки вокруг острова Свободы Хрущев провел совещание военного руководства и конструкторов военной промышленности. На встрече с министрами советский руководитель выдвинул небывалую идею создать корабль способный летать по воздуху, носиться по волнам со скоростью торпедного катера , производить пуски ракет, а затем погружаться под воду как субмарина .
малый погружающийся корабль ракетоносец «Дельфин» проекта 1231
По-мнению Н. С. Хрущева такая морская техника была бы неуязвима для ударов противника. С большим трудом удалось убедить советского лидера, что такое уникальное судно невозможно. Но создать корабль, летающий по морю задача выполнимая. Для этого ему нужны лишь подводные крылья. Проект получил шифр «Дельфин ». Для его разработки объединили два судостроительных конструкторских бюро. Общее руководство было возложено на ПКБ-52 Владимира Челомея. Необыкновенному судну конструкторы дали наименование малый погружающийся корабль проекта 1231.
Корабль должен был иметь носовое титановое крыло, два двухвальных дизельных двигателя развивающих надводную скорость до 38 узлов, под водой погружающийся корабль «Дельфин » мог двигаться со скоростью 4 узла. В надстройке ракетоносца в прочном контейнере планировалось разместить экипаж, состоящий из 12 человек. В верхней части корабля аналогичной подводной лодке должна была находиться рубка с выдвижными устройствами. Корпус погружающегося корабля «Дельфин » состоял из алюминиевого сплава и рассчитывался на нагрузку от взорвавшейся в двух километрах двадцатитонной атомной бомбы. Главным и единственным оружием малого погружающегося корабля проекта 1231 должны были стать четыре крылатые ракеты П-25, шахты которых размещались по обоим бортам. Каждая из них снабжалась фугасно-комулятивной частью и достигала дальности полета до 40 км, но ее бортовая аппаратура был несовершенной и имела серьезные недостатки.
Малый погружающийся корабль-ракетоносец «Дельфин » предназначался для нанесения внезапных ракетных ударов по боевым кораблям и транспортам в узких местах и на подходах к военно-морским базам и портам противника, участия в обороне прибрежной зоны, районов базирования флота и приморских флангов сухопутных войск, в отражении высадки десантов и нарушении морских коммуникаций противника, а также для несения гидроакустического и радиолокационного дозора. Предполагалось, что группа таких «потаённых» кораблей развернется в заданном районе, и длительное время будет находиться в погруженном положении на позиции выжидания, поддерживая контакт гидроакустическими средствами. Сблизившись, ракетоносцы должны всплыть, на большой скорости выйти на рубеж ракетного залпа, произвести пуски ракет, а затем снова погрузиться под воду или на максимальной скорости в надводном положении скрыться или уйти от береговой артиллерии противника.
ракетоносец «Дельфин» проекта 1231
Дело в том, что при пуске ракет П-25 образовывалось густое облако дыма, что сильно демаскировало ракетоносцы, поэтому «Дельфины » проекта 1231 должны были производить отрыв от противолодочных сил на большой скорости.
Строительство только одного уникального малого погружающегося корабля проекта 1231 «Дельфин » должно было обойтись государственной казне в очень крупную сумму 40 миллионов рублей. В эту цифру, например, тогда оценивалось создание двух космических кораблей «Союз ». К тому же испытания крылатой ракеты П-25 проходили неудачно, что неизбежно привело бы к удорожанию проекта. Мечта Хрущева дизельный ракетоносец «Дельфин » так и не был воплощен в металл.
десантная подводная лодка проекта 717
К 1962 году приоритет к подледному плаванию неоспоримо принадлежал США. Шесть раз атомоходы достигали северного полюса. В июле этот успех впервые повторила «Ленинский Комсомол ». Неограниченные возможности атомных подводных лодок произвели на Хрущева неизгладимое впечатление. Его ставку на развитие ракетных атомоходов военная промышленность выполнила незамедлительно. Тему создания дизельных транспортных подводных лодок закрыли навсегда.
Конструкторское бюро «Малахит » вновь получило от военных моряков задание. Для скрытой переброски в горячие точки десанта кораблестроители должны были создать огромную десантную подводную лодку минный заградитель атомоход. Ведущим конструктором этого направления был назначен Николай Киселев. Обладая бесценным опытом создания крупных надводных кораблей Николай Киселев блестяще справился с труднейшей конструкторской задачей.
большая транспортная десантная атомная подводная лодка проекта 717
Самым гигантским транспортом минным заградителем за всю историю советского кораблестроения должен был стать атомоход-гигант проекта 717 . Субмарина водоизмещением 18000 тонн имела высоту четырехэтажного дома, а длину равную двум футбольным полям. Подводная лодка предназначалась для переброски морской пехоты и грузов к удаленным базам стран блока НАТО.
Корпус подводного корабля состоял из двух прочных цилиндров. В центральном отсеке размещались экипаж и десантники в количестве более 1000 человек. В боковых отсеках двадцать плавающих танков и БТР. В особых трубах находились 400 донных мин, с помощью которых можно было запереть на базе в Норфолке весь шестой американский флот. Для самообороны подводная лодка была вооружена двумя артиллерийскими установками и шестью торпедными аппаратами.
В апреле 1969 года Египет начал против Израиля войну на истощение. В египетские порты были направлены советские военные корабли с морской пехотой. «Черные береты» были готовы выполнить любую боевую задачу. К тому времени в КБ «Малахит » техническая документация на транспортную подводную лодку минный заградитель проекта 717 была подготовлена полностью.
По замыслу конструкторов огромная , уходя под воду становилась бы недосягаемой для противника. Трех корпусная плоская архитектура корабля обеспечивала ему минимальную осадку. Поэтому могла бы подходить к не оборудованному побережью и опускать носовые аппарели, которые открывали выход танкам и бронетранспортерам. За техникой на территории неприятеля должен был высаживаться полк морской пехоты.
Это был настоящий подводный десант. Построить такую подводную лодку могло только Северное машинное предприятие , но руководство страны неожиданно сопоставило перед кораблестроителями очередную задачу достичь стратегического паритета США на море. Было принято решение о закладке новых ракетоносцев типа «Акула » и работы над проектом 717 приостановились.
десантная подводная лодка
Технические характеристики транспортной атомной подводной лодки минного заградителя проекта 717:
Водоизмещение - 17600 тонн;
Длина - 190 м;
Ширина - 23 м;
Глубина погружения - 300 м;
Скорость подводная - 18 узлов;
Автономность - 75 суток;
Экипаж - 11 человек;
Вооружение:
Торпедные аппараты - 6;
Противолодочные ракеты - 18;
Артиллерийские установки - 2;
Донные мины - 400;
Воинские грузы - 1200 тонн;
Десантовместимость:
Первый вариант: личного состава - 800 человек, бронетехники типа БТР-60 - 4;
Второй вариант: личного состава - 300 человек, бронетехники - 20 единиц;
атомная подводная лодка проекта 667М шифр «Андромеда»
В 1971 году в составе ВМС США появились новейшие атомные подводные лодки с баллистическими ракетами «Tomahawk », которые позволяли уничтожать цели на удалении до 7000 км. В КБ имени Челомея в противовес американской ракеты был разработан ракетный комплекс «Метеорит-М». Его основу составляла уникальная крылатая ракета, которая предназначалась для уничтожения береговых объектов противника. Ракета этого комплекса по скорости в два раза превзошла американский аналог, которые в массовом количестве поступали на вооружение.
атомная подводная лодка проекта 667А
Именно для борьбы с новыми американскими ракетоносцами в Советском Союзе начали разработку атомной подводной лодки, на которую и планировали установить новый комплекс «Метеорит -М» с непревзойденными крылатыми ракетами. Это стало еще одним важным направлением в развитии советского подводного кораблестроения.
Морской вариант ракеты комплекса «Метеорит-М» запускался под углом 45 градусов к основной плоскости корабля, как из подводного, так и надводного положения. При этом субмарина могла двигаться со скоростью 10 узлов на глубине до 40 метров. Траектория движения ракеты к цели корректировалась системой считывания рельефа местности, а сам полет протекал со скоростью в три раза превышающую скорость звука на высоте 24 км. Для испытания нового ракетного комплекса «Метеорит -М» было принято решение переоборудовать одну из семи выведенных ранее из состава флота атомную подводную лодку проекта 667А .
Субмарина получила проект 667М шифр «Андромеда» бортовой номер К-420. Американцы ей дали название «Yankee-sidecar ». Все работы по ее модернизации проводились в Северодвинске. Оригинальной была архитектура подводной лодки. Отсек предназначенный для размещения 16 баллистических ракет пришлось заменить новой секцией большей длины. В боковых наклонных шахтах располагавшихся между легким и прочным корпусом установили 12 ракет комплекса «Метеорит -М».
В ноябре 1983 года атомная подводная лодка проекта 667М шифр «Андромеда » вошла в состав Северного флота, а уже через месяц начались испытания ракетного комплекса. Их результаты поражали эффективностью не только создателей ракет, но и весь экипаж. После начала конверсии в 1989 году тему создания нового ракетоносца закрыли. Подводную лодку вновь постигла участь переоборудования. Ракеты «Метеорит-М» уничтожили путем отстрела, а субмарину оставили в составе флота как торпедную. Через четыре года ее поставили на длительное хранение. Тем не менее бесценный опыт, полученный в ходе работы над «Андромедой » позволил конструкторам ЦКБ «Рубин » успешно применить его в создании новейших ракетоносцев проекта 949 .
подводная лодка проекта 667М «Андромеда»
Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 667М шифр «Андромеда»:
Водоизмещение надводное - 7766 тонн;
Водоизмещение подводное - 9300 тонн;
Длина - 129,8 м;
Ширина - 11,7 м;
Осадка - 8,7 м;
Глубина погружения - 320 м;
Энергетическая установка - атомная, два ядерных реактора, две турбины мощностью 52000 л.с., два электродвигателя для малошумного хода;
Скорость хода надводная - 16,5 узла;
Скорость хода подводная - 27 узлов;
Автономность - 70 суток;
Экипаж - 120 человек;
Вооружение:
Ракетное: тип ракетного комплекса «Метеорит-М», боекомплект 12 ракет типа 3М-25;
Торпедные аппараты 533 мм - 4;
концепция подводных танкеров и других транспортных судов
В середине 80-х годов идея подводных танкеров вновь напомнила о себе. Весной 1984 года активизировались боевые действия между Ираном и Ираком в Персидском заливе. Стремясь сорвать экспорт Иранской нефти, глава Ирака Садам Хусейн приказал производить бомбардировки нефтеналивных судов. Началась так называемая «танкерная война». За два года было повреждено и уничтожено более 300 транспортов. Военные флоты стран НАТО и СССР были вынуждены участвовать в охране танкеров в заливе. В целях безопасной перевозки нефти и сжиженного газа советские конструкторы КБ «Малахит » впервые выдвинули идею создания атомных подводных транспортов.
Подводные транспортные суда имеют определенные энергетические преимущества по сравнению с обычными торговыми судами. При движении надводного судна традиционного типа на поверхности воды создается волнение, на преодоление которого непосредственно расходуется значительная часть энергии силовой установки. Если же будет двигаться под поверхностью воды, то волновое сопротивление с увеличением глубины будет уменьшаться, а при глубине погружения примерно до 100 м практически совсем исчезнет.
Это означает, что при равной мощности энергетической установки под водой можно двигаться быстрее, а это приводит к увеличению эффективной транспортной способности судна.
Расчеты показывают, что удельная стоимость риска при этом уменьшится в 500 раз. На береговом шельфе, где ведется добыча сырья имеются терминалы сжижения газа и хранилища по его приему. К ним будут подходить подводные танкеры , заправляться и транспортировать ценное сырье подо льдами в любую часть планеты. Конструкция таких транспортных судов должна иметь ряд особенностей - глубину погружения до 100 м и большую емкость для сырья. Для реализации этого перспективного проекта и пригодиться весь опыт полученный при по создании боевых транспортных подводных лодок КБ «Малахит ». По мнению конструкторов и ученых из Курчатовского Института подводный танкер должен иметь водоизмещение до 300000 куб. метров. Половину займет сжиженный газ. Безопасная атомная энергетическая установка обеспечит транспортной подводной лодке скорость до 19 узлов. Она будет находиться в отсеке, надежно защищенном конструкциями корпуса от разрушений при столкновениях с судами, навалами на причальные сооружения или посадками на мель. Все жилые помещения будут отделены от реакторного отсека коффердамом, а коффердам от реактора еще и слоем биологической защиты. Обслуживающий экипаж субмарины-гиганта составит всего 35 человек.
Способность танкеров перевозить углеводородное сырье под водой существенно снизит порог вероятности надводных столкновений и атак террористов. К тому же задачи по охране подводных лодок танкеров будут выполнять и военно-морской флот.
Кстати, создание подводного танкера-газовоза уже стало возможным в наше время. Проект удивительного судна могут осуществить конструкторы предприятия ОАО «ПО «Севмаш » города Северодвинска. Продолжительность постройки подводного транспортного судна при гарантированных поставках комплектующего оборудования может составить до 36 месяцев. Стоимость постройки головного подводного танкера может составить около 600 миллионов долларов США.
Глобальность задуманного международного проекта позволит Российской Федерации занять лидирующие позиции в мировом машиностроении. Военно-промышленный комплекс России обладает богатым арсеналом конструкторских разработок, например, только в конструкторское бюро «Рубин » за 100 лет создало около 150 проектов , более 60 из которых были построены в единственном экземпляре, но каждая из субмарин оказало огромное влияние на развитие российского подводного кораблестроения. Это бесценный багаж может быть востребован в любую минуту.
Идея десанта, высадившегося на берег из-под воды, впервые была практически опробована еще в 1938 году на Тихоокеанском флоте. Десять диверсантов вышли тогда на берег из подводной лодки Щ-112, легшей на грунт в бухте Улисс неподалеку от Владивостока. Выход осуществлялся с помощью дыхательных приборов ЭПРОН-4, через носовые торпедные аппараты лодки. На берегу они провели короткий огневой «бой», взорвали учебную цель и снова вернулись на лодку. В 1940 году аналогичный эксперимент был осуществлен на Черном море.
С тех пор идея не умирала, время от времени она будоражила воображение адмиралов картиной внезапной для противника высадки советской морской пехоты в окрестностях Стамбула или на побережье Великобритании.
Массовые воздушные десанты, после появления зенитно-ракетных комплексов и реактивной истребительной авиации, к тому времени отошли в прошлое, а вот подводный бросок к вражеским берегам вполне мог иметь успех.
Поэтому в пятилетний план советского военного кораблестроения на 1965 - 1970 годы отдельным пунктом была включена разработка проекта десантной подводной лодки. Она предназначалась «для скрытной перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье противника; снятия десанта и раненых для эвакуации их на наше побережье или переброски в другие пункты побережья вероятного противника; снабжения боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих на приморских направлениях».
Дизель-электрическая подлодка проекта 748 водоизмещением почти 10.000 тонн (больше, чем у атомных стратегических ракетоносцев того времени!) и длиной около 160 метров, должна была принимать в свое чрево 470 морских пехотинцев, три плавающих танка ПТ-76 и два бронетранспортера БТР-60П. Для самообороны предназначались четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 16 торпед и зенитно-ракетный комплекс «Меч». Дальность плавания под РДП составляла 14000 миль, что позволяло доставить десант даже к берегам США.
Но время дизельных подводных лодок уже прошло, устройство РДП не могло обеспечить такому гиганту необходимую дальность плавания и скрытность. Проблему могла решить только атомная энергетическая установка, и проект 748 срочно переделали под нее.
Атомная транспортно-десантная подводная лодка проекта 748 (вариант IV) имела уже водоизмещение 11000 тонн, и могла принимать на борт 300 морских пехотинцев, десять плавающих танков и десять бронетранспортеров. Дальность плавания увеличилась (на бумаге) в три раза до 30000 миль. Подводная автономность с десантом на борту составила 720 часов (30 суток).
Но и этот интересный, не имеющий аналогов в мировом судостроении, проект остался нереализованным, поскольку командование ВМФ увлеклось новой «гениальной» идеей - создать универсальный корабль: большую атомную десантно-транспортную подводную лодку, она же - минный заградитель. В 1967 году Совет Министров СССР дал «добро» на ее разработку, и в конструкторских бюро закипела работа по проекту 717.
Основными «видами деятельности» нового подводного гиганта предполагались: скрытная доставка морских десантов и грузов в удаленные районы, эвакуация войск и раненых (воспоминания о печальной судьбе брошенных на произвол судьбы защитников Севастополя были еще свежи), постановка активных минных заграждений в удаленных районах Мирового Океана. Чуть позже добавились «спасение личного состава затонувших подводных лодок с помощью специальных спасательных снарядов», поскольку количество аварий советских лодок возрастало с каждым годом.
Многообразие задач, для которых предназначалась подлодка проекта 717, дало неограниченные возможности полету фантазии конструкторов. В результате водоизмещение лодки достигло уже 18300 тонн, длина корпуса составила 190 метров, ширина - 23 метра.
Прочный корпус состоял из трех цилиндров: в среднем размещались вооружение корабля (шесть торпедных аппаратов и 32 переносных зенитно-ракетных комплекса «Стрела-3»), экипаж, десантники, энергетическая установка и оборудование; в двух боковых цилиндрах - техника десанта, грузы или запасные мины заграждения (250 морских пехотинцев, десять танков ПТ-76 и десять бронетранспортеров БТР-60П или 252 мины). Для высадки десанта предусматривались аппарели в носовой части. Дальность плавания составляла 30.000 миль.
Командование флота, очарованное уникальными способностями будущей подводной лодки, требовало ускорения работ. Идя навстречу пожеланиям адмиралов, министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома издал в сентябре 1969 года приказ о строительстве серии из пяти подводных лодок проекта 717 в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии».
Однако дорогу уникальному подводному кораблю перешел тяжелый ракетный крейсер стратегического назначения «Акула» проекта 941, создание которого шло параллельно. Строить подводные корабли такого водоизмещения могло только северодвинское предприятие. После некоторых раздумий предпочтение отдали стратегическому ракетоносцу, а чертежи корабля проекта 717 легли на полки архива.
Драматические события 70-х годов убедили командование ВМФ в необходимости постоянного присутствия в составе оперативных эскадр частей морской пехоты, способных в случае необходимости выступать в роли «пожарной команды». Потому-то и началось строительство больших десантных кораблей типа «Иван Рогов», которые могли обеспечить такое присутствие в «горячих точках» планеты.
Интересной особенностью десантных сил советского ВМФ было наличие большого количества кораблей на воздушной подушке (КВП), что стало следствием убеждений главкома Горшкова:
«Корабли с динамическими принципами поддержаI ния в значительной степени лишены многих недостатков, свойственных водоизмещающим кораблям, таких, как большая уязвимость от торпедного и минного оружия, недостаточные скорости хода, ограниченность районов боевого использования по глубинам моря и по ледовой обстановке и т.д.
Главное тактическое свойство кораблей на воздушной подушке состоит в том, что они способны передвигаться над водной поверхностью и над сушей, в том числе над ледовым покровом, преодолевать мелководные районы, свободно переходить с воды на сушу, ледовый покров и обратно. Все это в сочетании с большой скоростью хода и высокой грузоподъемностью дает новым кораблям ряд весьма существенных тактических преимуществ».
По его мнению, КВП являлись идеальным средством высадки морских десантов, поэтому надо было построить их как можно больше. Уже в 1970 году ВМФ получил первый десантно-штурмовой корабль проекта 1232.1 «Джейран», способный доставить к месту высадки со скоростью 70 узлов (130 км/час) четыре плавающих танка ПТ-76 и 50 морских пехотинцев (или два танка Т-62 и 200 бойцов). Само название - десантно-штурмовой корабль - говорило о назначении новобранца морской пехоты: высадка передовых частей на необорудованное побережье с целью захвата плацдарма.
Правда, помимо многочисленных достоинств, о которых писал адмирал Горшков, у «Джейранов», да и у других КВП, имелся серьезный недостаток - ограниченная дальность плавания, составлявшая всего 300 миль (556 км), что не позволяло использовать их на большом удалении от баз. Основными районами их боевого применения могли стать Балтийское и Черное моря, тут они чувствовали себя, как рыба в воде. Всего построили 19 единиц данного типа.
В середине 80-х годов, после небольшого перерыва, строительство десантных кораблей на воздушной подушке возобновилось. В серию пошли малые десантные корабли проекта 1232.2 «Зубр», имевшие ту же дальность плавания (300 миль), что и «Джейраны», но большую грузоподъемность (три танка и 80 морских пехотинцев, или 10 бронетранспортеров, или 360 солдат и 25 тонн груза).
Помимо упомянутых кораблей, в 70 - 80-е годы советский флот получил более 60-и десантных катеров на воздушной подушке, предназначенных для переброски морских пехотинцев и боевой техники. Это катера типа 1205 «Скат» (30 единиц), 1206 «Кальмар» (19 единиц), 1206Т «Кальмар-Т» (2 единицы), 1206.1 «Мурена» (8 единиц), 1209 «Омар» (2 единицы) и другие.
На многочисленных учениях, регулярно проводившихся в 70 - 80-е годы с участием ВМФ, одним из наиболее зрелищных номеров программы всегда была высадка морского десанта. Надводные корабли и штурмовая авиация наносят удар по укреплениям противника, с подошедших десантных кораблей к берегу направляются плавающие танки и бронетранспортеры, окутанные тучами песка на берег вылетают катера на воздушной подушке, морские пехотинцы идут в атаку. Фантастическое зрелище!
Классический вариант высадки морского десанта, по взглядам советского командования, предполагал следующие этапы операции: 1) передовой отряд (усиленная бригада морской пехоты) на десантно-штурмовых кораблях и катерах на воздушной подушке внезапным броском захватывает плацдарм (по нормативам - не менее 17 км по фронту и 8 - 12 км в глубину); 2) ко времени «Ч» + 6 часов заканчивается высадка со средних десантных кораблей и транспортных судов первого эшелона - основных боевых подразделений мотострелковой дивизии сухопутных войск; 3) после этого начинается рейдовая разгрузка транспортов со вторым эшелоном войск, тяжелым вооружением и тыловыми службами.
Но за кулисами показных учений оставались многочисленные проблемы, начинавшиеся уже с момента планирования операции.
Большинство армейских командиров хотели обязательно «следовать морем» и в бой вступать только штатными подразделениями со всем своим скарбом, летчики - бомбить только по площадям и т.д... На практике до половины сил и средств сухопутного соединения оставалось на берегу как чем-то обременительных в бою. Например, реактивная система залпового огня «Град» не обладает плавучестью и всего один боекомплект берет с собой. А сколько проблем с материальным обеспечением! Множество типов боеприпасов, горюче-смазочных материалов... Если же будет потоплен транспорт или разбомблен эшелон всего с одним видом снабжения - войска встанут.
Поэтому приходилось для высадки группировки войск, способной автономно вести боевые действия, на период операции создавать нештатные соединения, части и подразделения вплоть до взвода. Американцы в свое время эту проблему решили кардинально: в базах - соединения однотипных кораблей, т.е. организация административная, в морях и океанах - соединения разнородных сил (организация оперативная). Всегда готовы к автономным боевым действиям экспедиционные батальоны, бригады, дивизии морской пехоты США.
Много проблем создавали плохо продуманная организационная структура, вооружение и техника морской пехоты и выделенных в десант мотострелковых дивизий.
Отсутствие своих вертолетов в морской пехоте и ограниченное их количество в мотострелковых дивизиях, оснащенных к тому же громоздкой техникой, делают войска десанта малоподвижными, способными воевать только в двухмерной горизонтальной плоскости, но не к охватам по вертикали. Насыщенность тяжелой техникой не позволяет с максимальной эффективностью использовать полезную нагрузку десантных кораблей, особенно на воздушной подушке».
Кстати, сами офицеры морской пехоты считали, что при высадке десанта лучше использовать большое количество малых быстроходных десантных кораблей, что позволит сократить предполагаемые потери, тогда как уничтожение даже одного большого десантного корабля существенно снижает боевые возможности десанта. Высаживать же в передовом отряде надо не тяжелую боевую технику, а большое количество хорошо подготовленных и вооруженных морских пехотинцев, способных нейтрализовать на широком фронте узлы противодесантной обороны, уничтожить пусковые установки береговых ракетных комплексов, радиолокационные станции, узлы связи и т.п.
По сути дела, морская пехота наиболее эффективно могла бы действовать в качестве подразделений специального назначения, обеспечивающих высадку и наступление первого эшелона десанта. Но командование ВМФ, вполне в духе советской традиции «круглое - таскать, квадратное - катать», приравнивало элитные части морской пехоты к обычным мотострелкам, только доставляемым по воде.
Морская пехота получила на вооружение танки и бронетранспортеры, но не имела ни транспортно-десантных вертолетов, ни вертолетов огневой поддержки. В 1985 году на вооружение флота был принят боевой вертолет Ка-29, но в части морской пехоты поступили лишь единичные экземпляры этой машины.
В конце 80-х годов советскую морскую пехоту постигло нежданное прибавление семейства. Черные береты одели солдаты и офицеры сразу трех мотострелковых дивизий сухопутных войск, переименованных в дивизии береговой обороны. Они, как и имеющиеся соединения морской пехоты, вошли в состав созданных в 1989 году Береговых войск ВМФ.
Причина подобной трансформации была проста как апельсин. Со дня на день ожидалось подписание договора об ограничении обычных вооружений в Европе, предусматривавшего значительное сокращение численности советских войск и боевой техники на европейском ТВД. Военно-морской флот под действие договора не попадал, и кому-то в министерстве обороны пришла в голову «гениальная идея» - превратить мотострелков в морских пехотинцев, и тем самым вывести за скобки три полнокровные дивизии сухопутных войск.
Так неожиданно для себя 126-я Горловская дважды Краснознаменная ордена Суворова (Симферополь), 77-я гвардейская Московско-Черниговская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова (Архангельск) и 3-я гвардейская Краснознаменная ордена Суворова (Клайпеда) дивизии влились в славную семью советской морской пехоты.
Подобный экспромт вызвал шок у представителей европейских государств, и вызвал международный скандал по поводу того, кого считать морским пехотинцем, а кого- простым. В конце концов затея провалилась, эти три дивизии все же пришлось включить в число войск, подпадающих под действие договора. Естественно, что такое жульничество не прибавило авторитета Советскому Союзу.
Боевые корабли японского флота 10.1918-8.1945 гг. Подводные лодки Апальков Юрий Валентинович
Д. Транспортные подводные лодки флота
Типа D1
1 | 2 | З | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|
I-361 | верфь флота, Куре | февраль 1943 г. | октябрь 1943 г. | 25.05.1944 г. | 75,5?8,9?4,7/5,8 (18 мм) | 1779 (1440)/2215 т |
I-362 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | март 1943 г. | ноябрь 1943 г. | 23 05.1944 г. | ||
I-363 | верфь флота, Куре | апрель 1943 г. | январь 1944 г. | 8.07.1944 г. | ||
I-364 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | апрель 1943 г. | январь 1944 г. | 14.06.1944 г. | ||
I-365 | верфь флота, Йокосука | апрель 1943 г. | февраль 1944 г. | 1.08.1944 г. | ||
I-366 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | май 1943 г. | февраль 1944 г. | 3.08.1944 г. | ||
I-367 | с. в. ф. "Мицубиси". Кобе | май 1943 г. | февраль 1944 г. | 15.08.1944 г. | ||
I-368 | верфь флота, Йокосука | май 1943 г. | февраль 1944 г. | 25.08.1944 г. | ||
I-369 | верфь флота, Йокосука | июнь 1943 г. | май 1944 г. | 9.10.1944 г. | ||
I-370 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | июнь 1943 г. | май 1944 г. | 4.09.1944 г. | ||
I-371 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | июнь 1943 г. | май 1944 г. | 2.10.1944 г. | ||
I-372 | верфь флота, Йокосука | июнь 1943 г. | июнь 1944 г. | 8.11.1944 г. |
А. С № 5461 (I-361 ) по № 5471 (I-371 ) заказаны в рамках "Дополнительной программы" 1942 г., а № 2961 (I-372 ) - в рамках "Военной программы" 1943–1944 гг. Все корабли строились по бюджету на 1943/44 гг. Предназначались для транспортировки грузов и обеспечения деятельности разведывательно-диверсионных подразделений. Решение о создании кораблей данного типа было принято в середине 1942 г., после начала боев за Гуадалканал. По первоначальному проекту ПЛ имела два 533-мм ТА. По некоторым данным их установили на I-361 , но после пробных пробегов демонтировали, отдав предпочтение повышению грузоподьемности. Позади боевой рубки имелся легкий ангар для хранения двух моторных шлюпок, но от него также пришлось отказаться (по соображениям весовой нагрузки). Имелись крепления для транспортировки двух 42-футовых десантно-высадочных средств и 60 т грузов (в специальных контейнерах или на самих средствах). Внутри прочного корпуса (в носовом и пятом отсеках) могли располагаться 110 солдат с полным снаряжением (около 22 т). В июле 1944 г. I-372 и I-373 решили использовать для транспортировки нефти (или авиационного бензина) из Сингапура в Метрополию. После переоборудования они могли принимать в часть ЦГБ и в танки внутри прочного корпуса до 350 т жидких грузов. В начале 1945 г. I-361, I-363, I-366, I-367, I-368 и I-370 приспособили для транспортировки человекоуправляемых торпед, а остальные ПЛ планировали использовать в качестве кораблей дальнего радиолакационного дозора, лодка имела полуторокорпусную конструкцию, восемь отсеков, разделенных плоскими переборками. Одна группа ЦГБ, не занятая топливом или жидкими грузами, удерживала ПЛ в позиционном положении. Значительная часть танков с дизельным топливом располагалась внутри прочного корпуса. Увеличенный обьем АБ позволял кораблю пройти 120 миль трехузловым ходом. Имелось устройство работы дизелей под водой ("шнорхель"). По первоначальному проекту ограждение рубки имело вертикальные стенки, но в процессе постройки на всех ПЛ данного типа ей придали форму, позволяющую отражать РЛС сигналы. Рабочая глубина погружения 75 м. Автономность 60 суток. Всего МГШ планировал ввести в строй 104 ПЛ данного типа, но они оказались слишком дорогостоящими, сложными в постройке и малоприспособленными для доставки на необорудованное побережье грузов (при обеспечении островных гарнизонов). В результате шесть кораблей "Военной программы" 1943–1944 гг строили по упрощенному проекту D2 , а от заказа на остальные отказались
Б. 2 ДГ (четырехцилиндровые, двухтактные) - 1850 л. с. (суммарная контрапная) + ЭД - 1200 л. с. (суммарная контрактная).
В. Надводная: - 13 узлов (максимальная, контрактная); - 10 узлов (экономическая), подводная: - 6,5 узла (максимальная, контрактная); - 3 узла (в течение 40 часов).
Г. 220 т соляра, I-372 с июля 1944 г. 180 т + 350 т сырой нефти (авиационного бензина).
Д. Надводная: - 15000 миль (10 узлов), подводная: - 120 миль (3 узла).
Е. 19,6%
Ж. 75 человек + 110 человек из состава разведывательно-диверсионных подразделений.
З. 1 - 140-мм/40 тип 11 (Д. стр. - 86 кбт.; 5 выстрелов в минуту; 150 выстрелов), 2 (2?1) - 25-мм/60 тип 96 (Д. стр. - 40 кбт./5200 м; от 110 до 260 выстрелов в минуту; 1800 унитарных патронов), на I-361, I-363, I-366, I-370 и I-372 артиллерийское вооружение отсутствовало.
И. I-361 с декабря 1944 г.: 4 человекоуправляемые торпеды тип 1; I-368 и I-370 с января 1945 г. и I-363, I-366 , и I-367 с февраля 1945 г.: 5 человекоуправляемых торпед тип 1.
Л.
М.
ПЛ I-361 типа D1 после вcтyпления в строй
Продольый разрез ПЛ типа D1 :
1. ЦГБ; 2. Топливные танки (цистерны для перевозки нефтепродуктов); 3. Дифферентные цистерны (цистерны погашения остаточной плавучсти); 4 Цистрны погашения остаточной плавучести; 5. Цистерны быстрого погружения (ЦГБ); 6. Уравнительная цистерна; 7. Носовой грузовой отсек (десантный отсек); 8. Погрузочное устройство; 9. Грузовой люк; 10. Якорный шпиль и его машинка; 11. Якорный брашпиль; 12. Носовой горизонтальный руль; 13. Привод носового горизонтального руля;.14. Машинка привода носового горизонтального руля; 15. Cтaнция управления носовыми горизонтальными рулями; 16. Компрессор системы ВВД; 17. Носовая cтaнция системы ВВД; 18. Носовой жилой отсек (аккумуляторный); 19. Емкости для хранения электролита; 20. Второй жилой отсек (аккумуляторный); 21. Цистерны пресной воды; 22. Цистерна циркуляционных масел; 23. Цистерны чистых масел; 24. Боевая рубка; 25. Ходовой мостик; 26. Шахта устройства работы дизелей под водой ("шноркель"); 27. Шахта общесудовой вентиляции; 28. 140-мм opyдие; 29. Кранцы первых выстрелов; 30. Центральный пост; 31. Центральный пост управления рулями; 32. Центральная cтaнция ВВД; 33. Пpoвизионные камеры; 34. Грузовой отсек; 35. Отсек для перевозки сухих грузов; 36. Отсек главных механизмов (отсек живучести); 37. Дизели; 38. Oтcек электродвижения; 39. ГЭД; 40. Упорный подшипник; 41. Разобщительные муфты; 42. Щит управления ГЭД; 43. Кoрмовой (жилой) отсек; 44. Кормовой пост управления рулями; 45. Привод кормовых горизонтальных рулей; 46. Машинка привода кормовых горизонтальных рулей; 47. Дейдвудный сальник; 48. Привод вертикального руля; 49. Машинка привода вертикальных рулей; 50. 25-мм зенитный автомат
I-361 (до января 1944 г. заказ № 5461 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 23.08 по 7.09 1944 г. I-361 доставила на атолл Науру 80 т продовольствия и вывезла 30 человек из состава армейских частей. С 25.09. по 20.12.1944 г. в Куре на верфи флота демонтировали артиллерийское вооружение, установили оборудование для транспортировки и боевого использования четырех человекоуправляемых торпед. После модернизации ПЛ приступила к боевой подготовке во Внутреннем японском море. 12.03.1945 г. ее включили в состав 15-го ДПЛ Шестого флота. 23.05.1945 г. корабль вышел из Токуяма и направился в район к юга-востоку от о. Окинава, имея на борту четыре человекоуправляемые торпеды (миссия "Тодороки"). 30.05.1945 г. в 400 милях к юго-востоку от Окинавы I-361 была потоплена самолетами с американского эскортного АВ Аnziо . Данные о том, использовала ли она свои человекоуправляемые торпеды отсутствуют.
I-362 (до января 1944 г. заказ № 5462 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 21.08. по 12.09.1944 г. I-362 доставила на атолл Науру (2.09.1944 г.) 80 т продовольствия и вывезла 83 человека из состава частей авиации флота. С 16.11 по 14.12.1944 г. ПЛ доставила на атолл Трук (28.11.1944 г.) 60 т продовольствия. 8.01.1945 г. корабль вновь направился к атоллу Трук, имея на борту 60 т продовольствия. 18.01.1945 г. в 320 милях к северу от атолла Трук он был потоплен американским эскортным миноносцем Flеming .
I-363 (до января 1944 г. заказ № 5463 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 30.10.1944 г. по 20.02.1945 г. на верфи флота в Куре демонтировали артиллерийское вооружение, установили оборудование для транспортировки и боевого использования пяти человекоуправляемых торпед. После модернизации ПЛ приступила к боевой подготовке во Внутреннем японском море. 12.03.1945 г. ее включили в состав 15-го ДПЛ Шестого Флота. 26.06.1945 г. корабль вышел из Куре и направился в район к юго-востоку от о. Окинава, имея на борту пять человекоуправляемых торпед (миссия "Тодороки"). 30.06.1945 г. он пришел в Токуяма, не выполнив поставленной задачи. 19.07.1945 г. I-363 вышла из Куре и направилась в район к востоку от Филиппинских о-вов, имея на борту пять человекоуправляемых торпед (миссия "Тодороки"). 1.08.1945 г. ПЛ возвратилась в Куре, по техническим причинам не выполнив поставленной задачи. 18.08.1945 г. корабль передали в распоряжение американских оккупационных властей. 29.10.1945 г, во время перехода в Сасебо, к востоку от о. Кюсю, I-363 затонула после подрыва на мине, предположительно, выставленной американской базовой авиацией.
I-364 (до января 1944 г. заказ № 5464 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 15.09.1944 г. I-364 вышла из Куре и направилась к о-вам Палау, имея на борту 80 т продовольствия и медикаментов. 16.09.1944 г. в 300 милях к югу от Йокосуки корабль был потоплен американской ПЛ Sea Levil .
I-365 (до января 1944 г. заказ № 5465 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 22.09. по 11.10.1944 г. I-365 доставила на о. Ангаур (группа о-вов Палау) 85 т продовольствия и медикаментов. С 19.10. по 21.10.1944 г. ПЛ безуспешно пыталась эвакуировать командование гарнизона о. Улити. С 30.10.1944 г. корабль направился к атоллу Трук, имея на борту 60 т продовольствия и медикаментов. 11.11.1944 г. он разгрузился и 12.11.1944 г. направился в Йокосуку (предположительно), имея на борту 26 человека раненых и больных (помимо экипажа). 28.11.1944 г. в 75 милях к юго-востоку от Йокосуки I-365 была потоплена американской ПЛ Scabbardfish .
I-366 (до января 1944 г. заказ № 5466 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 30.10.1944 г. по 20.02.1945 г. на верфи флота в Куре демонтировали артиллерийское вооружение, установили оборудование для транспортировки и боевого использования пяти человекоуправляемых торпед. После модернизации ПЛ приступила к боевой подготовке во Внутреннем японском море. 12.03.1945 г. ее включили в состав 15-го ДПЛ Шестого флота. 19.07.1945 г. I-366 вышла из Куре и направилась в район к востоку от Филиппинских о-вов, имея на борту пять чenовекоуправляемых торпед (миссия "Тодороки"). 11.08.1945 г. ПЛ безрезультатно атаковала американский конвой тремя человекоуправляемыми торпедами. 22.08.1945 г. корабль возвратился в Куре, где его передали в распоряжение американских оккупационных властей. В октябре 1945 г. I-366 перевели в Сасебо. На бывшей верфи флота корабль полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N; 129° 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
I-367 (до января 1944 г. заказ № 5467 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 30.10.1944 г. по 20.02.1945 г. на верфи флота в Куре демонтировали артиллерийское вооружение, установили оборудование для транспортировки и боевого использования пяти человекоуправляемых торпед. После модернизации ПЛ приступила к боевой подготовке во Внутреннем японском море. 12.03.1945 г. ее включили в состав 15-го ДПЛ Шестого Флота. 18.07.1945 г. I-367 вышла из Куре и направилась в район между Окинавой и Филиппинами, имея на борту пять человекоуправляемых торпед (миссия "Тамон"). 30.07.1945 г. корабль возвратился в Куре, по техническим причинам, не выпустив ни одной из человекоуправляемых торпед. 18.08.1945 г. он перешел в распоряжение американских оккупационных властей. В октябре 1945 г. I-367 перевели в Сасебо, где на бывшей верфи флота ее полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N; 129° 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
ПЛ типа D-1 по первоначальному проекту
ПЛ I-361 по состоянию на январь 1945 г.
ПЛ I-361 по состоянию на август 1945 г.
I-368 (до января 1944 г. заказ № 5468 I-368 включили в состав миссии "Чихайя" (по другим данным, "Тибайя"). С 1.12.1944 г. по 15.01.1945 г. на верфи флота в Куре демонтировали артиллерийское вооружение, установили оборудование для транспортировки и боевого использования пяти человекоуправляемых торпед. После модернизации ПЛ приступила к боевой подготовке во Внутpeннeм японском море. 20.02.1945 г. I-368 вышла из Куре и направилась к о. Иво Дзима, имея на борту пять человекоуправляемых торпед (миссия "Чихайя"). 27 02.1945 г. в 35 милях к западу от о. Иво Дзима корабль потопили самолеты с американского эскортного АВ Anzio . Данные о том, использовал ли он свои человекоуправляемые торпеды, отсутствуют.
I-369 (до января 1944 г. заказ № 5469 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 23.12.1944 г. по 28.01.1945 г. I-369 доставила на атолл Трук (с 8-го по 13.01.1945 г.) 65 т продовольствия и медикаментов. В середине февраля 1945 г. по техническим причинам корабль передали в состав 16-го Отдельного Транспортного дивизиона Шестого флота и перевели на верфь флота в Куре. Вплоть до капитуляции Японии он участия в боевых действиях не принимал. В августе 1945 г. ПЛ сдали на слом.
I-370 (до января 1944 г. заказ № 5470 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. 24.11.1944 г. I-370 включили в состав миссии "Чихайя" (по другим данным, "Тибайя"). С 1.12.1944 г. по 15.01.1945 г. на верфи флота в Куре демонтировали артиллерийское вооружение, установили оборудование для транспортировки и боевого использования пяти человекоуправляемых торпед. После модернизации ПЛ приступила к боевой подготовке во Внутреннем японском море. 20.02.1945 г. I-370 вышла из Куре и направилась к о. Иво Дзима, имея на борту пять человекоуправляемых торпед (миссия "Чихайя"). 26.02.1945 г. в 35 милях к западу от о. Иво Дзима корабль выпустил все свои человекоуправляемые торпеды, атакуя американский конвой. По докладу командира ПЛ им удалось потопить два судна. Фактически противник потерь не имел. В тот же день I-370 была обнаружена и потоплена американским эскортным миноносцем Finnegan .
I-371 (до января 1944 г. заказ № 5471 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 14.12.1944 г. по 14.01.1945 г. I-369 доставила на атолл Трук (с 29-го по 30.12.1944 г.) 65 т продовольствия и медикаментов. 1.02.1945 г. ПЛ вновь направилась к атоллу Трук, имея на борту 65 т продовольствия. 16.02.1945 г. корабль разгрузился и отправился в Метрополию. 24.02.1945 г. I-371 в пропиве Бунго была обнаружена и потоплена американской ПЛ Lagarto .
I-372 (до января 1944 г. заказ № 2961 ) После вступления в строй вошла в состав Седьмой Специальной Транспортной эскадры Шестого флота. С 19.12.1944 г. I-372 прекратила боевую подготовку, перешла в Кобе, где вошла в состав Одиннадцатой эскадры Шестого флота, и на верфи ф. "Мицубиси" его начали переоборудовать в ТН. 18.07.1945 г. корабль был потоплен у достроечной стенки американской палубной авиацией (с АВ ОС TF.38). В августе 1946 г. ПЛ подняли и разобрали на металл на верфи ф. "Мицубиси".
Типа D2
А. Заказаны в рамках "Военной программы" 1943–1944 гг. и строились по бюджету на 1944/45 гг. Предназначались для транспортировки 260 т различных грузов, из которых 150 т жидких - в части ЦГБ. Позади ограждения рубки имелись крепления для транспортировки двух 42-футовых десантно-высадочных средств (как и на типе D1 ) и 60 т грузов (в специальных контейнерах или на самих средствах). Проект разработан МТД на основе транспортной ПЛ D1 . В отличие от прототипа, корабль имел меньшие размеры, увеличенную до 100 м рабочую глубину погружения (за счет утолщения до 20 мм стенок прочного корпуса), упрощенную конструкцию (для снижения стоимости и сокращения сроков постройки), менее мощные ДГ и усиленное (до семи 25-мм зенитных автоматов) зенитное вооружение. Автономность 30 суток. Всего МГШ планировал ввести в строй семь кораблей данного типа (с № 2962 по № 2967 ), но ввиду складывавшейся военной обстановки в марте 1945 г. заказы на № 2964 (I-375 ), № 2965 (I-376 ), № 2966 (I-377 ) и № 2967 (I-378 ) аннулировали.
Б . 2 ДГ (четырехцилиндровые, двуктактные) - 1750 л. с. (суммарная контрактная) + ЭД - 1200 л. с. (суммарная контрактная).
В. Надводная: - 13 узлов (максимальная, контрактная); - 10 узлов (экономическая), подводная: - 6,5 узла (максимальная, контрактная); - 3 узла (в течение 33 часов).
Г. 60 т соляра, I-373 с апреля 1945 г. 60 т + 350 т сырой нефти (авиационного бензина).
Д. Надводная: - 5000 миль (10 узлов), подводная: - 100 миль (3 узла).
Ж. 60 человек.
З. 1 - 140-мм/40 тип 11 (Д. стр. - 86 кбт.; 5 выстрелов в минуту; 150 выстрелов), 7 (2?3; 1?1) 25-мм/60 тип 96 (Д. стр. - 40 кбт./5200 м; от 110 до 260 выстрелов в минуту; 1800 унитарных партронов).
Л. СУАО для 140-мм орудия и 25-мм зенитных автоматов: 1,5-м дальномер тип 97 (переносной).
М. РЛС обнаружения воздушных целей тип 3 мод. 3 модиф. 1, РЛС обнаружения надводных целей тип 3 мод. 2 модиф. 2.
ПЛ I-373 типа D2 после вступления в строй
ПЛ Ha-101 типа SS после вступления в строй
I-373 (до сентября 1944 г. заказ № 2962 ) В процессе достройки корабль перевели на верфь ф. "Мицубиси", где его достроили как ТН для транспортировки 350 т жидких грузов. После ввода в строй ПЛ вошла в состав 15-го ДПЛ и приступила к боевой подготовке. 29.07.1945 г. I-373 вышла из Йокосуки и направилась в Сингапур. 14.08.1945 г. в 190 милях к юго-востоку от Шанхая ее обнаружила и потопила американская ПЛ Spikefish . Американцы спасли лишь одного сигнальщика из экипажа корабля.
I-374 (до сентября 1944 г. заказ № 2963 ) В процессе достройки корабль перевели на верфь ф. "Мицубиси", где его должны были достроить как ТН для транспортировки 350 т жидких грузов. В апреле 1945 г. работы на корабле прекратили. В конце 1945 г. его разобрали на металл.
Типа SS
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|
Ha-101 | с. в. ф. "Кавасаки", Сенсю | июнь 1944 г. | сентябрь 1944 г. | 22.11.1944 г. | 44,5?6,1?4,0/4,0 (11 мм) | 429 (370)/493 т |
Ha-102 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | июнь 1944 г. | сентябрь 1944 г. | 6.12.1944 г. | ||
Ha-103 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | июнь 1944 г. | декабрь 1944 r. | 3.02.1945 г. | ||
Ha-104 | с. в. ф. "Кавасаки", Сенсю | июнь 1944 г. | сентябрь 1944 г. | 1.12.1944 г. | ||
Ha-105 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | июль 1944 г. | ноябрь 1944 г. | 19.02.1945 г. | ||
Ha-106 | с. в. ф. "Кавасаки", Сенсю | июнь 1944 г. | октябрь 1944 г. | 15.12.1944 г. | ||
Ha-107 | с. в. ф. "Кавасаки", Сенсю | июль 1944 г. | ноябрь 1944 г. | 7.02.1945 г. | ||
Ha-108 | с. в. ф. "Кавасаки", Сенсю | сентябрь 1944 г. | январь 1945 г. | 6.05.1945 г. | ||
Ha-109 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | сентябрь 1944 г. | январь 1945 г. | 10.03.1945 г. | ||
Ha-110 | с. в. ф. "Кавасаки", Сенсю | сентябрь 1944 г. | 12.01.1945 г. | – | ||
Ha-111 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | сентябрь 1944 г. | январь 1945 г. | 13.07.1945 г. | ||
Ha-112 | с. в. ф. "Мицубиси", Кобе | октябрь 1944 г. | 15.04.1945 г. | – |
А. Заказаны в рамках "Военной программы" 1943–1944 гг. и строились по бюджету на 1944/45 гг. Предназначались для транспортировки 60 т различных грузов внутри прочного корпуса. Проект разработан МТД. Корабли имели полуторокорпусную конструкцию. Прочные плоские переборки делили корпус на три отсека. ДГ и ЭД работали на свои линии вала и не были связаны друг с другом. По другим данным, корабль имел традиционную силовую установку. Имелось устройство работы дизелей под водой ("шнорхель"). Грузы располагались в носовом и частично в центральном отсеках. ПЛ строились по позиционно-поточному методу и имели полностью сварной корпус. Все конструкции были упрощены для сокращения сроков постройки. Любопытно то, что корабли данного типа совершили шесть транспортных рейсов и все вернулись на базу.
Б. ДГ (четырехцилиндровый, двухтактный) - 400 л. с. (контрактная) + ЭД - 150 л. с. (контрактная).
В. Надводная: - 10 узлов (максимальная, контрактная); - 8 узлов (экономическая), подводная: - 5 узлов (максимальная, контрактная); - 3 узла (в течение 40 часов).
Г. 45 т соляра.
Д. Надводная: - 3000 миль (10 узлов): - 4000 миль (8 узлов), подводная: - 120 миль (3 узла).
Е. 12,9%
Ж. 21 человек.
З. 1 - 25-мм/60 тип 96 (Д. стр. - 40 кбт./5200 м; от 110 до 260 выстрелов в минуту; 1800 унитарных партронов).
М. РЛС обнаружения воздушных целей тип 3 мод. 3 модиф. 1.
Ha-101 (до сентября 1944 г. заказ № 4601 Ha-101 передали в распоряжение командира 16-го ДПЛ Шестого флота, призванного обеспечивать гарнизоны на о-вах в центральной части Тихого океана. С 5-го по 15.05.1945 г. и с 14.06. по 4.07.1945 г. ПЛ доставила из Куре на о. Маркус (соответственно 6.05. и 22.06.1945 г.) 113 т продуктов питания и медикаментов. 18.08.1945 г. корабль перешел в распоряжение американских оккупационных властей. В августе 1945 г. его перевели в Хариму (бывшая верфь флота в Куре) и до конца года разобрали на металл.
Ha-102 (до сентября 1944 г. эаказ № 4602 ) После вступления в строй корабль включили в состав Одиннадцатой эскадры ПЛ Шестого флота, он перешел в Куре и приступил к боевой подготовке. 29.05.1945 г. Ha-102 передали в распоряжение командира 16-го ДПЛ Шестого флота, призванного обеспечивать гарнизоны на о-вах в центральной части Тихого океана. 18.08.1945 г. корабль перешел в распоряжение американских оккупационных властей. В августе 1945 г. его перевели в Хариму (бывшая верфь флота в Куре) и до конца года разобрали на металл.
Ha-103 (до сентября 1944 г. заказ № 4603 ) После вступления в строй корабль включили в состав Одиннадцатой эскадры ПЛ Шестого флота, он перешел в Куре и приступил к боевой подготовке. С 19.03 по 11.04.1945 г. и с 23.05 по 16.06.1945 г. ПЛ доставила из Куре на о. Маркус (соответственно 29.03. и 10.06.1945 г.) 106 т продуктов питания и медикаментов. 29.05.1945 г. Ha-103 передали в распоряжение командира 16-го ДПЛ Шестого флота, призванного обеспечивать гарнизоны на о-вах в центральной части Тихого океана. 18.08.1945 г. корабль перешел в распоряжение американских оккупационных властей. В октябре 1945 г. ПЛ перевели в Сасебо, где на бывшей верфи флота полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N; 1290 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
Ha-104 (до сентября 1944 г. заказ № 4604 ) После вступления в строй корабль включили в состав Одиннадцатой эскадры ПЛ Шестого флота, он перешел в Куре и приступил к боевой подготовке. С 28.04. по 15.05.1945 г. Ha-104 доставила на о. Бородино (6.05.1945 г.) 50 т продовольствия и медикаментов. 29.05.1945 г. ПЛ передали в распоряжение командира 16-го ДПЛ Шестого флота, призванного обеспечивать гарнизоны на о-вах в центральной части Тихого океана. 18.08.1945 г. корабль перешел в распоряжение американских оккупационных властей. В августе 1945 г. его перевели в Хариму (бывшая верфь флота в Куре) и до конца года разобрали на металл.
Ha-105 (до сентября 1944 г. заказ № 4605 ) После вступления в строй корабль включили в состав Одиннадцатой эскадры ПЛ Шестого флота, он перешел в Куре и приступил к боевой подготовке. 29.05.1945 г. Ha-105 передали в распоряжение командира 16-го ДПЛ Шестого флота, призванного обеспечивать гарнизоны на о-вах в центральной части Тихого океана. 18.08.1945 г. корабль перешел в распоряжение американских оккупационных властей. В октябре 1945 г. ПЛ перевели в Сасебо, где на бывшей верфи флота полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N; 129° 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
На-106 (до сентября 1944 г. заказ № 4606 ) После вступления в строй корабль передали в распоряжение Главкома Надводным эскортом и вплоть до капитуляции Японии он обеспечивал боевую подготовку вступающих в строй кораблей. 18.08.1945 г. Ha-106 передали американским оккупационным властям. В октябре 1945 г. ПЛ перевели в Сасебо, где на бывшей верфи флота полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N; 129° 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
На-107 (до сентября 1944 г. заказ № 4607 ) После вступления в строй корабль включили в состав 33-го ДПЛ ВМР Куре. С 14.04. по 3.05 1945 г ПЛ доставила из Куре на о. Маркус (25.04.1945 г.) 52 т продуктов питания и медикаментов. 18.08.1945 г корабль перешел в распоряжение американских оккупационных властей. В октябре 1945 г. ПЛ перевели в Сасебо, где на бывшей верфи флота полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N; 129° 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
На-108 (до сентября 1944 г. заказ № 4608 ) После вступления в строй корабль включили в состав 33-го ДПЛ ВМР Куре. В конце мая Ha-108 перешла в Куре, где на верфи флота в надстройке смонтировали крепления для транспортировки 10 533-мм торпед, а на палубе надстройки (позади ограждения рубки) - для карликовой ПЛ. 18.08.1945 г. корабль перешел в распоряжение американских оккупационных властей. В октябре 1945 г. его перевели в Сасебо, где на бывшей верфи флота полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N: 129° 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
На-109 (до сентября 1944 г. заказ № 4609 ) После вступления в строй корабль включили в состав Десятой эскадры ПЛ Мобильного флота, он перешел в Куре и приступил к боевой подготовке. 29.05.1945 г. экипаж Ha-109 сформировали из смертников. В случае начала боев за Метрополию, корабль должен был в виде своеобразной человекоуправляемой тореды атаковать американские АВ. 18.08.1945 г. ПЛ перешла в распоряжение американских оккупационных властей. В октябре 1945 г. ее перевели в Сасебо, где на бывшей верфи флота полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N, 129° 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
На-110 (до сентября 1944 г. заказ № 4610 ) Достроена не была (примерно 90 % готовности) и после капитуляции Японии разобрана на металл.
На-111 (до сентября 1944 г заказ № 4611 ) После вступления в строй корабль включили в состав Десятой эскадры ПЛ Мобильного флота, он перешел в Куре и приступил к боевой подготовке. Экипаж На-111 состоял из смертников. В случае начала боев за Метрополию, корабль должен был в виде своеобразной человекоуправляемой торпеды атаковать американские АВ. 18.08.1945 г. ПЛ перешла в распоряжение американских оккупационных властей. В октябре 1945 г. ее перевели в Сасебо, где на бывшей верфи флота полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37? N; 129° 17? Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
На-112 (до сентября 1944 г. заказ № 4612 ) Достроена не была (примерно 84 % готовности) и после капитуляции Японии разобрана на металл.
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б Из книги Советские атомные подводные лодки автора Гагин Владимир ВладимировичРАКЕТНЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Использование подводных лодок в качестве носителей баллистических ракет началось в СССР с 1955 года, когда было переоборудовано 6 дизельных подводных лодок класса «Зулу-5» с монтажем вертикальных пусковых установок для двух ракет ССН-4
Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил ЕгоровичУДАРНЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Первые крылатые ракеты на подводных лодках начали устанавливать в США еще с 1948 года. Это были V-1 (ФАУ-1) немецкой разработки. В СССР первый опыт относится к 1958 году, когда на дизельных лодках класса «Виски» установили поверх корпуса за рубкой
Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр ИвановичТОРПЕДНЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Подводные лодки с самого начала своего развития были атакующими, торпедными. Первая атомная лодка ВМФ СССР («Ленинский комсомол) и ВМС США («Наутилус») были также чисто торпедными. В настоящее время торпедные лодки с получением нового,
Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович13 САМОЛЕТЫ ДЛЯ подводных лодок И ЛЕТАЮЩИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Идея использовать гидросамолеты с подводных лодок впервые возникла у немцев во время Первой мировой войны. В 1915 г. самолет FF 29, установленный поперек палубы в носовой части подводной лодки U-12, был доставлен к
Из книги Контрабанда и контрабандисты [Наркотики, антиквариат, оружие] автора Ревяко Татьяна Ивановна Из книги Боевые корабли японского флота 10.1918-8.1945 гг. Подводные лодки автора Апальков Юрий ВалентиновичВЛАДИВОСТОКСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И МЕДАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ, ИЛИ ДАР ВАСИ-ПОДВОДНИКА Владивосток издавна был базой подводного флота, а первые подводные лодки появились здесь еще во время Русско-японской войны. Подводные лодки, построенные на отечественных или иностранных
Из книги автораУ КОНТРАБАНДИСТОВ ЕСТЬ ДАЖЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Колумбийские власти с интересом изучают миниатюрную подводную лодку, захваченную у северного побережья страны. Специалисты не сомневаются в том, что эта техническая новинка была предназначена для совершенно определенной и
Из книги автораА. Подводные лодки серий Ro постройки 1918–1922 гг Типа F1 1 2 3 4 5 6 7 Ro–1 с. в. ф. "Кавасаки", Кобе ноябрь 1918 г. 28.07.1919 г. 31.03.1920 г. 65,6?6,0?4,2 т 717 (689)/1047 т Ro-2 с. в. ф. "Кавасаки", Кобе ноябрь 1918 г. 22.11.1919 г. 20.04.1920 г. А. № 18 (Ro-1) заказана в рамках Программы нового кораблестроения 1915 г. и № 21
Из книги автора Из книги автораЕ. Транспортные подводные лодки армии Типа YU-1 1 2 3-5 6 7 с YU-1 по YU-12 с. в. ф. "Хитачи" (Судостроитenьная кампания "Kacaдo"), Кудамацу с октября 1943 г. по июнь 1944 г. 40,85?4,1?2,8 273/370 т А. Работы над созданием транспортной лодки армия начала в середине 1943 г. Корабли данного типа
Из книги автораЖ. Подводные лодки иностранной постройки Типа IXD2 Индекс Индекс (название) страны-изготовителя корабля Место постройки Дата Дата вступления в строй Дата вступления в состав Японского флота Главные размерения Водоизмещение 1 2 3 4 5 6 7 8 I-501 U 181 (Германия) с. в. ф. "Deschimag",
Подводные лодки типа XIV
Исторические данные
Общие данные
Энергетическая установка
Вооружение
Подводные лодки типа XIV - немецкие дизель-электрические, не боевые транспортные подводные лодки -танкеры, предназначенные для снабжения топливом, боеприпасами и продовольствие "волчьих стай". В германском флоте получили неофициальное прозвище "Дойные коровы" (Milchkuh). Не имевшие наступательного вооружения, оказались крайне эффективным решением задачи о скрытном снабжении боевых подводных лодок, что повышало дальность действия последних вплоть до берегов США, а также южной Атлантики.
Предпосылки к созданию
Практически все основные воюющие страны в ходе второй мировой войны привлекали свои подводные лодки для транспортных целей. Однако почти всегда это было связано со снабжением или эвакуацией отдельных блокированных с суши гарнизонов, а также - с высадкой разведовательно-диверсионных групп. В отличие от других стран, Германия использовала подводные лодки для экономических связей с другими государствами, например, Японией, и для увеличения автономности боевых подлодок. Последнее было связано с тем, что, израсходовав торпеды, лодки возвращались в базу не исчерпав всю автономность. Кроме этого, уже в 1942 году союзники сосредоточили достаточно мощные противолодочные силы на подходах к базам германских подводных лодок, и их выход, а также возвращение стали наиболее опасной частью боевых походов.
На ранних стадиях войны немецкие подводные лодки заправлялись прямо в море, перекачивая горючее из трюмов танкеров. Но когда враг начал охотиться за ними, количество танкеров стало неуклонно сокращаться. Лишь с сентября 1940 года по апрель 1941-го были уничтожены пять таких кораблей, один из которых был водоизмещением 10 тысяч тонн. К Рождеству 1941 года потери стали настолько ощутимыми, что использование таких танкеров было прекращено, и в порядок дня стал вопрос об альтернативной системе заправки подлодок в море.
Ответом стала грузовая подводная лодка, которую на флоте окрестили "дойная корова" (Milchkuh). Водоизмещение таких подлодок класса XIV составляло 1688 тонн, дальность их плавания равнялась 12 300 милям, и, кроме собственных запасов топлива, они несли на борту до семисот двадцати тонн дизельного горючего. В 1941 году были заложены десять таких лодок, и в следующем году первая была спущена на воду. К месту обусловленной встречи с патрулями "дойная корова" доставляла топливо, торпеды, боеприпасы, свежие продукты, питьевую воду и медикаменты, а также забирала с лодки больных или раненых членов команды. Помимо всего прочего на подлодках данного типа были оборудованы собственными пекарнями, что позволяло снабдить моряков свежим хлебом, прямо в открытом море.
Среди действующих подводных лодок подавляющее большинство относилось к классу VII – водоизмещение пятьсот семнадцать тонн, дальность плавания до 7 тысяч миль. Но расстояние от Ориента до Галифакса, например, составляло 2500 миль, до Нью-Йорка – 3 тысячи миль, и едва только подлодке класса VII удавалось добраться до цели, как приходилось разворачиваться в обратный путь. "Дойные коровы" устранили этот недостаток, и, когда возникла настоятельная необходимость операций в прибрежных водах Америки, подлодки класса VII, благодаря "дойным коровам", получили возможность внести свой вклад.
Подробное описание ПЛ-танкеров, их свойств, принципов функционирования
Подводные танкеры XIV серии "Дойные коровы"(нем. Milchkuh)
Дизельное топливо, моторное масло, провиант, питьевая и дистиллированная вода, боеприпасы для палубной артиллерии и зенитных орудий, торпеды, почта, врачи для раненых, запчасти и даже некоторые ключевые узлы для поврежденных боевых ПЛ. Вот неполный список того, что доставляли во время Второй мировой войны транспортные ПЛ-танкеры для боевых ПЛ, стоявших на боевых постах в самых различных уголках Атлантики.
ПЛ-танкеры были кораблями специальной постройки, однако строились при использовании механизмов и различного оборудования, созданного для боевых ПЛ.
Для размещения необходимого количества топлива ПЛ-танкеры имели развитое межпалубное пространство. Перевозимые на "Дойных коровах" торпеды размещались в надстроечных пеналах - прочных подъемных контейнерах, а остальные передаваемые на боевые ПЛ сухие грузы - в отсеках прочного корпуса(ПК).
Торпедное вооружение на ПЛ-танкерах отсутствовали, в пользу увеличения грузоподъемности. В целях самообороны были установлены лишь несколько зенитных орудий.
ПЛ-танкеры были оборудованы специальными системами погрузки-разгрузки, транспортировки и передачи на боевые ПЛ топлива, смазочного масла и сухих грузов.
Полное заполнение танкера топливом, необходимом для боевых ПЛ и для нужд самого танкера, требовалось около 17 часов. Заправка танкера могла осуществляться как с береговых инфраструктур, так и с использованием нефтеналивных барж, по средствам 90-мм шланга.
- Процесс передачи грузов на боевые ПЛ
Для передачи в открытом мере топлива и масла с танкеров на боевые ПЛ, на первых были предусмотрены устройства, каждое из которых состояли из двух шлангов: первый, диаметром 90-мм, для подачи топлива, второй, диаметром 65-мм, для подачи масла, длинной по 100 метров каждый. Оба шланга крепились бандажами к 96-мм манильскому тросу, который соединялся
Другие транспортные немецкие ПЛ
Предшественники серии XIV, транспортные подводные лодки типа "Deutschland"
Опыт создания транспортных подводных лодок, использовавшихся для торговли, доставки грузов и снабжения других подлодок,был для Германии не нов. Еще в первую мировую войну в этих целях использовались транспортные ПЛ типа "Deutschland" предназначавшиеся для скрытой от Франции и Англии перевозки стратегических ресурсов из США, которые первые три года не принимали участия в войне.
ПЛ данного типа были спроектированы с развитым междубортным пространством и обводами наружного корпуса, выбранными из условий обеспечения наилучших ходовых качеств ПЛ в надводном положении. Из восьми отсеков, на которые делилась ПЛ, два были грузовыми, объемом 450 м3. По высоте грузовые отсеки разделялись на верхнее помещение и трюмы. Верхнее помещение делилось на 3 отсека, каждый из которых для проведения погрузо-разгрузочных работ был оснащен люком диаметром около 1 метра и грузовой стрелой.
После вступления в строй в середине 1916 года, ПЛ "Deutschland"совершила два рейса в США до того, как эта страна в апреле 1917 года вступила в Первую мировую войну, как противник Германии.
В первом рейсе с 23.06.1917 г. по 02.08.1916 г. транспортная ПЛ доставила из Киля(Германия) в Балтимор(США) 200 т фармацевтических товаров, красителей и пр., а обратно в Германию было привезено стратегическое сырье - каучук и цветные металлы общей массой 782 тонны.
Второй рейс ПЛ "Deutschland" в США было совершен в октябре-ноябре 1926 г.
После вступления в войну США, необходимость в транспортных ПЛ практически отпала и находившиеся в постройке ПЛ этого типа достраивались как боевые ПЛ.
В феврале 1917 ПЛ "Deutschland" была переоборудована в боевую ПЛ U-155. При этом ее оснастили двумя ТА с 12 торпедами и двумя 150-мм орудиями.
В течении своих боевых 105-суточного походов к берегам Америки, общей протяженностью 10 220 мили, Германские ПЛ U-155 своими торпедами,артиллерией и подрывными зарядами потопили 19 судов противника суммарным водоизмещением 121 000 т.
Дальнейшая судьба ПЛ не ясна. По заявлению американского консула, датированного 27.06.1922 г., ПЛ "Deutschland" была продана с аукциона на слом.
Экипаж и обитаемость
Вооружение
История службы
Награды
См. также
Ссылки
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_XIV
Галерея изображений
Авианосцы | Graf Zeppelin X I PV Jade PV Elbe XV Seydlitz XV II PV |
Линейные корабли | Scharnhorst Bismarck P P |
Броненосцы | Deutschland |
Тяжелые крейсера | Deutschland Admiral Hipper X P |
Легкие крейсера | Emden Königsberg Leipzig P Spähkreuzer P |
Эсминцы | 1934 1934A 1936A 1936A (Mob) 1936B 1936C X 1938A/Ac P 1938B P P |