Скачать форму обоснования плана графика закупок. Обоснование закупок в графе "формы обоснования закупок"
Что необходимо писать (на что ссылаться, как обосновывается соответствие) в графе "Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации" - "Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок"? (причем в государственных и муниципальных программах наши объекты закупки не участвуют, в нашем случае мы отталкиваемся от функций и полномочий гос. органа - "Выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации в области недропользования") А так же, подскажите, каким образом обосновывать соответствие закупок по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, в графе формы "Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации" (даже если речь идет о годовом объеме закупок)?
Ответ
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Заполнение граф форм обоснования планов и планов-графиков закупок осуществляется заказчиком с учетом требований, установленных Законом № 44-ФЗ. Например, можно указать, что закупка системных блоков и мониторов соответствует программе (функции), т.к. заказчик будет оснащен компьютерной техникой для реализации «такой-то» программы (функции).
В обосновании закупок для обеспечения собственных нужд считаем возможным указать, что такие закупки необходимы для обеспечения полноценного функционирования Заказчика. Что подразумевает обеспечение его всем необходимым. В том числе, транспортом, расходными материалами и т.д.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
В части ответа на вопрос «каким образом обосновывать соответствие закупок по п.4 ч.1 ст. 93 ФЗ-44», сообщаем следующее. Считаем, что в целях обоснования годового объема указанных закупок по п.4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, указывается информация о его соответствии ограничениям годового объема закупок. Считаем, что обосновать можно следующим образом:
Годовой объем закупок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ складывается из сумм цен контрактов, заключенных по данному пункту, не превышающих ста тысяч рублей каждый. Такой ГОЗ не превышает два миллиона рублей или пять процентов СГОЗ заказчика и не составляет более чем пятьдесят миллионов рублей (указывается в зависимости от того, какой вариант «выбрал» Заказчик).
Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок
Правила обоснования закупок при формировании и утверждении планов закупок определены Правилами обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555.
Обращаем внимание, что Правила обоснования закупок вступили в силу с 1 января 2016 г. и стали обязательными для заказчиков при планировании закупок на 2017 и последующие годы.
Согласно пп. "а" п. 3 Правил в ходе формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг готовится только обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки. Данное обоснование осуществляется в сроки, установленные:
- Правительством РФ для формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ для формирования и утверждения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
- местной администрацией для формирования и утверждения планов закупок для муниципальных нужд.
Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.
ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 23.11.2015 № Д28и-3527
«…Согласно Постановлению № 555 в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации. В графе 7 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.
Заполнение указанных выше граф форм обоснования планов и планов - графиков закупок осуществляется заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом полагаем, что в случае, если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации напрямую следует из названия такой государственной (муниципальной) программы, такого международного договора, таких функций и полномочий, в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.
Вместе с тем не всегда можно отследить прямую связь между объектом закупки и соответствующим мероприятием государственной (муниципальной) программы, международным договором, функциями и полномочиями. В данном случае в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия государственной (муниципальной) программы, международного договора, функций и полномочий.
В отношении заполнения Формы обоснования планов - графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ отмечаем, что в указанном случае в соответствии с пунктом 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 555, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок . При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8 Формы обоснования планов - графиков закупок.
В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок в целях обоснования годового объема указанных закупок указывается информация о его соответствии ограничениям годового объема закупок, установленным соответствующими положениями Закона № 44-ФЗ…»
Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»
План закупок на 2019 год - это обязательная форма, необходимая для тех организаций, которые являются заказчиками. На основании плана закупок на 2019 год государством производится расчет и выделение необходимого финансирования для осуществления закупок. Такое планирование является эффективным и рациональным механизмом использования средств для обеспечения необходимых нужд муниципальных и федеральных учреждений, а также исключает коррупционную составляющую при проведении торгов.
Требования к документации постоянно ужесточаются, сроки ее предоставления сжимаются. Все это предъявляет особые требования к сотрудникам, которые занимаются ведением данных документов. Новые нормативы начали действовать при оформлении плана закупок с 2017 года. План закупки должен составляться на 3 года и размещаться на сайте zakupki.gov.ru в открытой части. В плане закупки необходимо отражать все тендеры, независимо от того, что проводиться они будут в разных формах, например, аукционах, конкурсах или в форме запроса котировок.
В нашем сегодняшнем материале мы расскажем своим читателям об основных особенностях и алгоритме его заполнения.
План закупок на 2019 год по 44 ФЗ: зачем необходим?
Изменения касаются тех предприятий, что входят в группу муниципальных и региональных клиентов, подпадающих под действие Федерального закона № 44. Каким бы видом деятельности ни занималась компания, надо придерживаться общих правил заполнения бланка плана закупок. А он значительно расширен по сравнению с прошлой формой, в него войдет намного больше позиций.
Зачем нужна унификация и такая детализация плана закупок на 2019 год по 44 ФЗ? Основных причин три:
- Другие фирмы и частные лица, ведущие хозяйственную деятельность, получают свободный доступ к информации;
- Расширяются возможности поиска партнеров и клиентов, заключения выгодных контрактов;
- Детальная унификация документов упрощает их контроль.
Как составить, что отразить в плане?
Изучите, какую именно информацию план должен включать обязательно, а что рекомендовано в качестве дополнительных данных. Внимательно ознакомьтесь с примером заполнения бланка. Обратите внимание на необходимое время публикации плана закупок на официальном сайте. Это 10 рабочих дней спустя принятия Госдумой закона о бюджете на 2019 год. Крайний срок — 31 декабря. Чтобы проще всего было разработать план закупок на 2019 год — скачайте образец заполнения. В случае отсутствия данной формы на портале zakupki.gov.ru, ее можно взять на нашем ресурсе.
Назовем для примера несколько запросов, которые нужно отразить в этой форме отчетности. В плане должны быть следующие данные:
- причина осуществления закупки;
- данные о потребителе: название компании, адрес, телефон и др.;
- названия объектов и их количество;
- срок первого осуществления приобретения;
- идентификационный номер закупки;
- единицы измерения работ, товаров, услуг;
- сроки выполнения контракта поэтапно;
- дата согласования документа;
- данные о лице, подготовившем план и др.
Вероятные причины и способы корректировки
План закупок на 2019 год по 44 ФЗ, как и любой иной документ, порой нуждается в корректировке. Жизнь не стоит на месте, возникают новые обстоятельства, да и от ошибок никто не застрахован. Вы могли что-то упустить, ввести данные ошибочно или они успели объективно измениться. Главное, вовремя это отследить и исправить. Для чего следует обратиться в соответствующую службу по телефону 8-800-333-48-01 либо через функцию обратной связи за 10 дней до размещения отчета на официальном сайте.
В каких случаях возможно внесение корректив в план закупок в соответствии с положениями ПП РФ № 552 и Законом № 44-ФЗ :
- когда налицо экономия средств госбюджета;
- если произошли изменения в условиях договора: по объемам или стоимости товара (услуг), другим параметрам закупки;
- если вмешались органы контроля и от них исходит соответствующее указание;
- компания решила отказаться от закупки данной продукции;
- форс-мажорная ситуация.
План закупок на 2019 год по 44 ФЗ: некоторые нюансы
Обратите внимание! Можно сформировать план закупок на 2019 год, скачав образец заполнения на официальном ресурсе или здесь, но есть и другой вариант. Это можно сделать при помощи при помощи специальных компьютерных программ, которые автоматически выстроят графики и проверят документ на наличие ошибок.
Правда, такие программы настроены на составление отчетности на три года, то есть с 2018-го по 2020-й.
Основой составления ПГ становится рабочая документация заказчика. Федеральный закон № 44 регламентирует случаи, когда в план требуется внесение идентификационного кода, а также общей суммы финансового обеспечения по каждому идентификационному коду приобретения. Это необходимо, если закупка относится к данным категориям:
- товары (услуги или работы) с общим бюджетом до 100 тыс. руб;
- товары (услуги или работы) с общим бюджетом до 400 тыс. руб;
- услуги, связанные с командировкой сотрудников;
- частные услуги преподавателя и гида;
- лекарственные препараты.
В течение 2017 года потенциальные заказчики обязаны подготовить планы закупок на 2018-2019-2020 годы, и на их основе составить план-график на 2019 год, в соответствии с ФЗ-44.
Перечислим сроки и последовательность работы с планом закупок для учреждений федерального уровня:
- До 1 июля заказчик должен заполнить и передать учредителю сформированный план закупок.
- На утверждение плана закупок отводится 10 дней с момента утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
- После утверждения плана закупок заказчик, в течение 3-х дней должен разместить документ в Единой Информационной Системе.
Разберем моменты, при которых возможно допустить ошибки при формировании плана закупок и последствия таких ошибок:
- Указана некорректная НМЦК - начальная максимальная цена контракта. Результатом такой ошибки может быть существенное увеличение бюджета или отмена торгов. Эта ошибка является основной и в последствии может исказить оставшиеся пункты плана закупок на 2019 год.
- Без наличия причин не соблюдены указанные в документе даты проведения тендеров.
- Начало торгов происходит в конце года, для окончательной реализации выделенного на данный период бюджета, в результате чего государственное финансирование может остаться неосвоенным.
- Не учтены закупки объемом до 100 000 руб.
Перед тем как скачивать электронный образец бланков, обратите внимание на важные детали. На компьютере желательно наличие программ WordPad и Microsoft Excel, поскольку документы плана закупок предоставляются в формате RTF и EXCEL. Можно ограничиться и браузером.
Это одно из недавних обязательных требований Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Обосновать — значит подтвердить в отдельном приложении, что запланированная процедура соответствует заложенным целям. Это требование установлено в ст.18 44-ФЗ. Заказчику предписано обосновать два документа: план заказов и график. Такая необходимость возникла потому, что на текущей стадии организации Единой информационной системы (ЕИС) расширяются возможности мониторинга, аудита и контроля в отношении закупочных процедур. По результату таких проверок закупка, которую заказчик включил в свои планы, может быть признана необоснованной.
Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются.
Обоснование в плане закупок
Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст. 13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ. Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором.
Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок. Допустимы такие формулировки:
- объект (столбец 3) — «Поставка учебной литературы»;
- госпрограмма или программа субъекта РФ, муниципальная программа (стоблец 4) — «Развитие образования на 2017-2019 годы»;
- мероприятие госпрограммы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (столбец 5) — «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ "Школа-интернат»;
- обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) — «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».
Обоснование в графике
При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.
Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид. Поэтому в своём письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчика есть право на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК будет приемлемым для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944).
Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще. В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется. В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии. Во втором нужно прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:
- процедур с определённым размером до 100 000 или 400 000 руб.;
- направления в командировку, участие в культурных мероприятиях;
- списка командировок, мероприятий в соответствии с приглашениями;
- преподавательских услуг, услуг гида;
- образовательных и экскурсионных мероприятиях.
Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо также внести изменения в отдельные формы своих пояснений.
Пример обоснования плана графика закупок
Пример на основании выдержки из реального документа, размещённого в ЕИС.
Пример обоснования плана закупок на 2019 год
Для примера также взят реальный документ, размещённый в ЕИС.
Этап планирования для заказчика — это сложная и скрупулезная процедура. Организация должна не только разработать план госзакупок и сформировать на его основе план-график, но и обосновать каждый внесенный в плановые документы заказ (ст. 18 44-ФЗ). Действующее законодательство предусматривает в обязательном порядке аргументировать закупочную деятельность:
- ПЗ регламентируется ст. 17 44-ФЗ;
- ПГ — ст. 21 44-ФЗ.
Вид бланка документа и порядок подготовки пояснительной формы к ПЗ и ПГ закреплены Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015.
Если в течение отчетного периода в плановые регистры вносятся изменения, то их также необходимо формально обосновывать. Как — покажем на примере обоснования плана-графика закупок и плана.
ОЗ необходимо подготовить в сроки, которые устанавливает ПП РФ для организаций-заказчиков на федеральном уровне, уполномоченные органы исполнительной власти — для учреждений на уровне субъекта РФ и местные администрации — для муниципальных организаций.
Как обосновать план закупок
После того, как ПЗ будет сформирован, необходимо подготовить обоснование соответствия объекта в плане закупок. При этом аргументировать необходимо каждый объект (предмет) заказа, который организация-заказчик включила в плановый регистр. В качестве подтверждения эффективности и целесообразности совершаемой процедуры необходимо расписать цель проведения торгов и указать наименование мероприятия госпрограммы, на основании которого и производится заказ. В форме необходимо указать определенные функции, полномочия, а также реквизиты нормативного акта (ст. 19 44-ФЗ), регламентирующие конкретную процедуру.
Целесообразность заказа, цель его осуществления описываются в соответствии со ст. 13 44-ФЗ:
- реализация мероприятий, установленных городскими и муниципальными программами;
- исполнение международных обязательств, осуществление программ межгосударственного уровня, не входящих в государственные, муниципальные программы;
- реализация прочих функций и полномочий.
Форма обоснования плана закупок
Пример обоснования плана закупок на 2019 год
Пример обоснования закупок при формировании плана закупок в ЕИС: пошаговая инструкция
1. Необходимо зайти в ЛК во вкладку «Реестр ПЗ», выбрать формируемый план и на панели вкладок зайти в диалоговое окно «Цели и обоснование закупок».
2. В открывшемся окне заполнить все строки в соответствии с имеющимися НПА и заранее составленным документом. Если нормативно-правовой акт в учреждении отсутствует, то это необходимо отразить в нужной строке. Если же нормативная документация есть, то нажмите на «Поиск в ЕИС», откроется гиперссылка и появится диалоговое окно «Поиск правил нормирования».
3. В «Поиске правил» вбиваются все надлежащие параметры и запускается непосредственный поиск в ЕИС. Выбирается искомый нормативный акт подтверждением действия. В том случае, если правила нормирования не были найдены, устанавливается соответствующая отметка в ячейке «Не найдены в ЕИС».
4. При ручном вводе правил нормирования необходимо заполнить все нужные строки и кликнуть на кнопку «Добавить».
5. Как только все требуемые строки будут сформированы, необходимо нажать гиперссылку «Завершить». Система автоматически переведет пользователя на вкладку «Позиции ПЗ». Вновь созданная позиция будет отображена в таблице ПЗ.
6. Необходимо создать нужное количество позиций ПЗ, нажать «Далее» и заполнить каждую строку аналогичным способом.
Как обосновать план-график
При формировании плана-графика обоснованию подлежат (ч. 3 ст. 18 44-ФЗ):
- выбранный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя (гл. 3 44-ФЗ);
- НМЦК — необходимо подготовить обоснование метода определения НМЦК в плане-графике и четкий, корректный расчет начальной (максимальной) цены контракта (ст. 22 44-ФЗ);
- дополнительные требования, предъявляемые участникам закупочных процедур.
Сформировав ПГ, организация-заказчик обязана подготовить документ по установленной форме. В приложение к плану-графику включается следующая информация:
- наименование предмета заказа и его последовательное описание;
- начальная (максимальная) цена определенного контракта;
- метод определения и аргументирования НМЦК;
- подтверждение невозможности применения способов из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ;
- дополнительные требования к участникам;
- способ определения исполнителя контракта.
Форма документа для план-графика
В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут с 01.01.2016 при планировании своих закупок осуществлять их обоснование (ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)). Новый нормативный правовой акт – Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 – устанавливает порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования. В данной консультации автор рассматривает правила обоснования закупок с учетом этого нового документа.
Обоснование закупки осуществляется бюджетным учреждением в двух случаях : при формировании плана закупок и при формировании плана-графика закупок (далее – план-график). Обратим внимание, что с 01.01.2016 учреждения будут обязаны создать оба этих документа – пока осуществляется только формирование плана-графика.
План закупок будет формироваться на очередной финансовый год и плановый период срока действия бюджета, план-график – только на очередной финансовый год. Например, с учетом того, что бюджеты трехлетние, в 2016 году учреждениям понадобится сформировать план закупок на 2017 год (очередной финансовый год) и 2018 – 2019 года (плановый период), а план-график – на 2017 год. При этом указанные документы необходимо будет делать с учетом уже принятых, но еще не вступивших в силу нормативных правовых актов – они вступают в силу также с 01.01.2016. Сейчас планы-графики формируются с учетом такого нормативного правового документа, как Приказ Минэкономразвития РФ № 182, Казначейства РФ № 7н от 31.03.2015 , устанавливающий особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы.
Сроки формирования плана закупок и плана-графика
Что нужно обосновывать в плане закупок?
При формировании плана закупок обоснованию будет подлежать объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки. В табличной форме самого плана содержится колонка «Цель осуществления закупки» – в ней должно указываться то или иное мероприятие государственной или муниципальной программы, в рамках которого бюджетное учреждение делает закупку, и ожидаемый результат реализации данного мероприятия. Кроме того, в качестве приложения к плану закупок должен выступать отдельный документ – обоснование в отношении каждого объекта или объектов закупок.
Какую информацию указывать в обосновании объекта закупки?
Обоснование в отношении объекта (объектов) закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:
Идентификационный код. Порядок формирования этого кода, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, будет установлен Минэкономразвития по согласованию с Минфином. На момент подготовки данной консультации (июнь 2015 года) этот порядок установлен не был.
Наименование объекта закупки. Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» – например, легковой автомобиль.
Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), если закупка планируется в рамках указанной программы.
В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ ). Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование» ).
Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ.
В качестве целей закупок федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ. Однако, как говорилось, выше деятельность бюджетных учреждений, как правило, осуществляется именно в рамках программ. Поэтому, например, в отношении закупки легкового автомобиля для нужд бюджетного учреждения среднего профессионального образования надо указать мероприятие соответствующей программы, для выполнения которого необходима такая закупка и средства на которую предусматриваются в объеме финансирования этого мероприятия. Если брать для примера вышеупомянутую государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы, то мероприятием данной программы, к которому можно было бы «привязать» покупку легкового автомобиля бюджетным учреждением среднего профессионального образования, могло бы быть «улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования» (если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания) либо «осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования» (если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг). Хотя отметим, что последний случай маловероятен, поскольку, скорее всего, закупки за счет внебюджетных средств бюджетное учреждение будет осуществлять в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , где обоснования закупок не требуется.
Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы. Например, в случае покупки легкового автомобиля в рамках мероприятия по укреплению материально-технической базы госучреждений можно вполне формально и лаконично указать, что приобретение нового авто будет способствовать укреплению материально-технической базы учреждения.
Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных нормативных правовых (правовых) актов , устанавливающих требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта (объектов) закупки.
Какие ценовые ограничения учитывать?
Обоснование закупок связано с понятием «нормирование в сфере закупок», введенным федеральным законодательством о контрактной системе и призванным обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. До 01.01.2016 государственные и муниципальные органы на основании правил нормирования, которые также должны быть ими установлены, утверждают требования к закупаемым подведомственными данным органам бюджетными учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены). Например, в отношении закупаемых бюджетными учреждениями легковых автомобилей может быть установлена предельная цена авто. К примеру, на федеральном уровне такие ограничения уже определены – если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа – не дороже 1,5 млн руб. Поэтому если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в данной позиции необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта.
Что нужно обосновывать в плане-графике?
При формировании другого документа – плана-графика – обоснованию подлежат:
– начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) или цена контракта в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП);
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки, если способом закупки является конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.
Данные обоснования должны содержаться в отдельном приложении к плану-графику по каждому объекту закупки. Это приложение составляется по табличной форме, в которую по каждой закупке помимо ее идентификационного кода и наименования объекта (здесь повторяется содержание формы обоснования плана закупки – см. выше) вносятся следующие данные:
1. НМЦК, цена контракта, заключаемого с ЕП.
Если речь идет, например, о покупке легкового автомобиля, то указывается конкретная начальная (максимальная) цена его покупки.
2. Наименование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП, могут применяться: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
3. Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе , а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, не предусмотренного ч. 1 ст. 22 закона.
Если при планировании закупки заказчик не смог применить ни один из вышеперечисленных методов определения НМЦК или цены контракта с ЕП – федеральное законодательство о контрактной системе это допускает – то в данной позиции необходимо обосновать эту невозможность, а также метод, который был применен вместо вышеперечисленных. Если был применен какой-либо из вышеуказанных методов, данная позиция не заполняется.
4. Обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. Здесь необходимо описать конкретную процедуру применения того или иного метода для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП. Например, если при закупке легкового автомобиля используется метод сопоставимых рыночных цен, то нужно привести собранные данные от различных поставщиков и расчет итогового результата. Если закупка осуществляется у ЕП в установленных случаях, когда обоснование цены контракта не требуется (например, при закупке ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.), эта позиция не заполняется.
5. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Указывается один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который предусматривается федеральным законодательством о контрактной системе и который бюджетное учреждение в рамках этого законодательства выбирает для осуществления закупки.
6. Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках федеральной контрактной системы осуществляется бюджетным учреждением с учетом многочисленных различных факторов, однако, не углубляясь сейчас в эту масштабную тему, можно порекомендовать учреждениям при заполнении данной позиции использовать достаточно формальные формулировки – например «применение запроса котировок для осуществления данной закупки допускается действующим законодательством».
7. Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований). Федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает, что при использовании отдельных способов закупки, в том числе конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, бюджетное учреждение должно использовать дополнительные требования к участникам закупки в случаях, установленных Правительством РФ. Например, при закупке через конкурс с ограниченным участием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если НМЦК (цена лота) превышает 500 тыс. руб., бюджетное учреждение должно применить к участникам закупки такое требование, как «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе».
Поскольку установление данных дополнительных требований в тех или иных случаях обязательно, при заполнении этой позиции рекомендуется просто указывать то или иное дополнительное требование с пометкой «(является обязательным в соответствии с действующим законодательством)».
В отношении закупок через запрос предложений лекарственных препаратов , которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, дополнительным обосновывающим документом является решение врачебной комиссии. Данное решение также должно стать приложением к плану закупок или плану-графику.
В отношении отдельных видов закупок обоснованию подлежит не каждый заключаемый контракт, а общий годовой объем закупок одной строкой. К этим видам закупок относятся следующие закупки у ЕП:
– закупка ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
– закупка ТРУ государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
– заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.