Баба яга полное имя. Баба яга
Баба-Яга – загадочное существо, которое описано во многих русских сказках. И по сей день ученых волнуют неразгаданные до сих пор загадки, окружающие это таинственное существо.
1:835 1:840Кто же такая Баба-Яга?
1:889 2:1398Странное имя этой старухи ученые переводят по-разному. Одни убеждены, что «яга» соответствует на некоторых индоевропейских языках значениям «досада, болезнь, скорбеть». А вот с языка коми «яг» переводится как «сосновый лес» или «бор», а слово «баба» обозначает женщину. Следовательно, Баба-Яга – это лесная женщина.
2:19832:4
3:513Живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством. Ей помогают гуси-лебеди, красный, белый и черный всадники, а еще «три пары рук».
3:779 3:784 4:1288 4:1293Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги:
4:1380- воительница (в сражении с ней герой переходит на новый уровень личной зрелости),
- дарительница (она вручает своим гостям волшебные предметы),
- а также похитительница детей.
Стоит отметить, что при этом она не является однозначно отрицательным персонажем.
4:152 4:157Описывают ее как страшную старуху с горбом. При этом она еще и слепа и лишь чует человека, зашедшего в ее избу .
5:866 5:871Жилище это, имеющее курьи ножки , родило у ученых гипотезу о том, кто же такая Баба-Яга. Дело в том, что у древних славян был обычай возводить для мертвецов специальные домики, которые устанавливались на сваях, возвышаясь над землей. Строили такие избушки на границе леса и поселенья, причем ставили их таким образом, что выход был со стороны леса.
5:15065:4
6:508 6:513Версия 1. Баба-Яга - проводник в мир мертвых
6:602Предполагают, что Баба-Яга – своеобразный проводник в мир мертвых, который в сказках именуется Тридевятым царством.
6:820 6:825В выполнении этой задачи старухе помогают определенные ритуалы:
7:1459ритуальное омовение (баня),
7:1511«покойницкое» угощение (кормление героя по его же просьбе).
7:110 7:115 8:619 8:624Побывав в доме Бабы-Яги, человек на время оказывается принадлежащим к двум мирам сразу, а также получает какие-нибудь определенные способности.
8:890
Версия 2. Баба-Яга – женщина-знахарка
8:971
В древности целительницами становились нелюдимые женщины, селившиеся в лесу. Там они собирали растения, плоды и коренья, затем их высушивали и готовили из этого сырья самые разные снадобья.
9:18329:4
10:508 10:513Люди, хоть и пользовались их услугами, но в то же время и боялись, так как считали их ведьмами, связанными с нечистыми силами и злыми духами.
10:769 10:774 11:1278 11:1283Версия 3. Баба-Яга - инопланетянин
11:1355Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.
11:173611:4
В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.
12:1117 12:1122В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром . Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.
13:240213:4
14:508Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.
14:830 14:835 15:1339 15:1344Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.
15:1646 15:4В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была каннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история.
16:1099 16:1104 17:160817:4
Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.
17:367 17:372Кто такая Баба Яга?
Исследовательский проект для школьников. Тема: Баба Яга
методист МУДО ДДЮ г. Черемхово Ольга Николаевна Пилипей.Описание материала: данный материал будет полезен педагогам и учащимся общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Слайд 1(титульный)
Исследовательская работа
Тема моего исследования: Баба Яга - мифический персонаж или реальная женщина.(слайд 2) Цель исследования: Изучить и проанализировать образ Бабы Яги.
(слайд 3) Задачи исследования:
- Познакомиться с особенностями образа Бабы Яги.
- Изучить историю имени.
- Узнать историческую основу образа Бабы Яги.
(слайд 4) Гипотеза:
Предположим, что Баба Яга - реальная женщина. Тогда почему она является представителем темных сил в русских народных сказках, живет одна в дремучем лесу и ее все боятся. Попробуем в этом разобраться!
1. Сказка - прекрасное творение искусства. (слайд 5) Учёные по-разному толкуют сказку. Одни из них стремятся охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желают понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. (слайд 6 фото Б.Я. с медведем)
Мы привыкли считать сказку чем-то неправдоподобным. Помните пушкинское: «Сказка - ложь...»? (слайд 7) Однако наши предки относились к сказкам серьезнее. Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было. В древности мир русского человека делился на две равные части - добрый мир, реальность, и злой, потусторонний, но также абсолютно реальный. Эти миры постоянно соприкасались между собой.(слайд 8 фото Б.Я.) Все мы помним, как трудна и полна опасностей дорога в Тридевятое царство, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ Бабы Яги. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии? Только у Бабы Яги.
Кто же такая Баба - Яга - одна из самых известных фигур русских народных сказок или неизвестных? (слайд 9 опрос кто такая баба яга?)
Этот вопрос я задала детям из своего детского объединения и предложила 3 варианта ответа: большая часть ребят (73%) считают, что это старая ведьма, живущая в дремучем лесу. В представлении других ребят (27%)-это ведьма и колдунья.
(слайд 10) Баба-Яга - самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям, это страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, (слайд 11 фото Б.Я.) или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер. Хотя, если с ней вежливо поговорить, то она может разжалобиться и даже указать путь и дать заветный клубочек, который доведет до места.
2. Многие ученые, исследователи пытались угадать, что же скрывается за страшной оболочкой этой Старухи. (слайд 12 опрос Почему же Б.Я. называют Ягой?) Почему Бабу Ягу называют Ягой? Я спросила об этом у ребят своего объединения. Из предложенных ответов 44% выбрали вариант: потому, что она хромая и горбатая; 39% от класса считают Бабу Ягу Ягой потому, что она летает в ступе; и всего 17% ребят выбрали вариант: живет одна и одевается не так как все.
Как сообщает нам энциклопедический словарь:
«ЯГА,- баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма».
Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет, что яга - «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
Образ Бабы Яги в сказках слагается из разных деталей.(слайд 13) По мнению В.Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя, вручает коня, богатые дары. (слайд 14) Второй тип - яга-похитительница, уносящая детей. (слайд 15) Третий тип - яга-воительница.
(слайд 16) Баба - первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба - бабушка», предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
(слайд 17 фото Яги в ступе) Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом.
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках; при этом не только ее вид, но и сам образ жизни противоестественны человеческим.
(слайд 18 фото избушек)
Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа. В печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.
Внешность Бабы-Яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая.
(слайд 19) Проведя анализ литературы, я пришла к выводу, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, а также лесных и стихийных духов (лешиху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением.
3. (слайд 20, 6 фотографий) Все сказки о Бабе Яге начинаются с того, что главный герой уходит из родного дома, и судьба его приводит в чужой странный мир.
Дело в том, что у древних народов существовал обряд инициации - посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был доказать, что он уже достаточно взрослый, что на него можно положиться, что он усвоил мудрость старших, что он достойный воин и охотник. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в силе, ловкости и смекалке. Кто же проводил такие испытания и где?
Это должен был быть особый, умудренный жизненным опытом человек, и происходить обряд должен был в особом месте - там, где, по поверьям древних, молодые люди могли получить Мудрость и Знание от предков. Очень может быть, что Баба Яга в реальности - это женщина-жрица, глава рода, которая в укромном и священном месте леса испытывала претендентов на взрослость. Она мудра, и способно научить любого - от Ивана-царевича до Иванушки-дурочка.
Ученые очень заинтересовались тем фактом, что в некоторых сказках к Бабе Яге попадают не только юноши, но и красные девицы. Причем живут подолгу, выполняют тяжелую работу. Очень может быть, что в глубокой древности красивым и умным девушкам (Василисам Прекрасным и Василисам Премудрым) отводилась особая роль в племени, и они тоже проходили некий обряд посвящения. Кстати, есть еще одно толкование слова «Яга» - оно означает «решающая».
Еще одним прообразом Бабы Яги в реальной жизни могли служить знахарки и ведуньи, которые селились вдали от людей, часто в лесу. Там они собирали лекарственные травы и в случае необходимости лечили больных людей из окрестных деревень. Многие считали их связанными с нечистой силой и боялись. Поэтому в воображении людей они вполне могли воплотиться в страшный и таинственный образ Бабы Яги.
(слайд 21 опрос Вам нравится Б.Я.?)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. По сказкам и дополнительной литературе я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Проводя опрос среди учащихся своего объединения в заключении я спросила, а вам нравится Баба Яга? Половина ребят сказали: «не очень» (50 %), 45-ти% от класса Баба Яга не нравится. И всего 5% ребят находят Ягу интересным персонажем.
(слайд 22 в ходе исследования…)
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна и забавна. Последнее время у Бабы - Яги находят всё больше положительных черт и даже называют её хранительницей домашнего очага.
(слайд 23 фото Яги) Исследование показало, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку. Я выяснила, что волшебные сказки о Бабе Яге являются во многом отражением народных мифов и поверьев, а те, в свою очередь, являются полузабытыми фактами из настоящей жизни. В Бабу Ягу, которую современные люди считают просто сказочным персонажем, когда-то верили не только дети, но и взрослые. Сказки о Бабе Яге - хранилище информации о древней жизни народа, о реальных событиях, происходящих очень-очень давно.
(слайд 24 литература)
Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи мною выполнены. На этом моя работа закончена. Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль В.И. Энциклопедия русского слова. - М., 2002.
2. Русские сказки. ООО Издательство «Родничок» М., 2011.
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1989.
4. Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. - М., 1998.
5. Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва 2003.
Презентация к исследовательской работе.
слайд 1слайд 2
слайд 3
слайд 4
слайд 5
слайд 6
слайд 7
слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11
слайд 12
слайд 13
Баба – считалась прародительницей у древних славян. Изначально, она являлась положительным божеством и была хранительницей рода и народных традиций. Когда в славянский мир пришло христианство, оно принялось активно насаждать всем языческим богам и богиням злые черты характера, и всячески придавать уродливость их внешности. Не избежала этой участи и Баба-Яга. Она плавно превратилась в старуху, которая была наделена чародейской силой и относилась к породе ведьм. В связи с вмешательством христианской церкви мифические персонажи славян дошли до нас в искаженном виде. Баба-Яга теперь обладала устойчивым стереотипом: она знала колдовство и жила в лесу; ее избушка имела курьи ноги и была окружена высоким забором, сделанным из человеческих костей. Баба-Яга летала в ступе и заманивала к себе малых деток для последующего зажаривания и поедания. То есть славянская богиня превратилась в обычную злую старуху, наделенную магическими способностями и занимающуюся людоедством.
Баба-Яга трансформировалась под напором христианства По некоторым древним легендам можно было сделать и другой вывод: Баба-Яга являлась богиней ада, находящейся на границе между двумя мирами. Ее изображали страшилищем в железной ступе. Славяне приносили ей кровавое жертвоприношение. Под непосредственным влиянием христианства она потеряла свои божественные черты, опять же превратившись в обычную злую старуху занимающуюся колдовством. Христианство оказала огромное влияние на культуру славян. Оно привило им свое понимание сути вещей, насаждая его «огнем и мечем». Ересью стала считаться вера в древних языческих богов. Добродетель превращалась во зло, а боги - в чудовищ. Постепенно языческие ритуалы преобразовались в сказки, а языческие боги - в персонажи этих сказок. Правда смешалась с вымыслом, который частично отражал взгляды христиан на верования древних славян. Восстановить изначальный образ Бабы-Яги можно, только лишь тщательно проанализировав древние славянские сказки, дошедшие до наших дней. Недаром народная молва твердит о неком намеке, содержащегося в «лживых» сказках. Возможно, именно в них зашифрована разгадка первоначальных образов мифических славянских существ дохристианского периода. Сказки выделяют три вида Бабы-Яги: одаривающая героев волшебными предметами (Дарительница), похищающая детей и воительница, сражающаяся с героями сказок «не на жизнь, а на смерть». То есть отсюда можно выявить некоторые противоречия. Если Баба-Яга являлась злой колдуньей, то почему она иной раз «снисходила» до одаривания героев волшебными вещами? Почему указывала им верный путь? По доброте душевной? Но ведь она, если судить по сказкам, была отъявленной человеконенавистницей. Именно эта ее черта «дарительницы волшебных предметов» и направляющей на путь истинный, позволяет выявить ее первоначальную сущность – древней славянской богини. Также в легендах Баба-Яга является связующим звеном перехода в потусторонний мир (тридевятое царство). Она стоит на границе этих миров (костяная нога) и позволяет либо не позволяет проникнуть героям в мир мертвых, совершая колдовские ритуалы
Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.
По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.
Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)
Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.
Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.
По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.
И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.
Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", "ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.
Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.
Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги - грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.
Яга в ночном полете
Художник Виктор Корольков
Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Алексей Ремизов. Светящиеся черепа
Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить.
Как-то раз говорит она девушке:
- Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна.
Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.
- Когда же идти? – спросила девушка.
- Прямо сейчас! – ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. – Иди и никуда
не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.
А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту
дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда.
Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей
становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало
видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.
Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих
ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не
кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки – тут бедняжке и конец придет.
Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного
черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.
- О чем ты плачешь, кощь человеческая? – спрашивает она.
- Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да
попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои
костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне
погребения, словно послед- нему злодею!
Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто
девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья
насадила, оставив без погребения.
Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину.
Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик
цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.
- Спасибо тебе, добрая душа, – слышит голоса из-под земли. – Упокоила ты нас, и
мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку – она тебе путь укажет.
Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!
Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках – а на поляне темно, хоть глаз
выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать.
Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и
осталась Баба-Яга без поживы.
А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.
Алексей Ремизов. Проливной дождь
Баба-Яга собирается хлебы печь. Задумала старая жениться – взять в мужья
рогатого черта – Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.
Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из
человеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за
Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех
перепугает, – такая уж нежить.
А как ей весело: старик Домовой на бобах остался – показала Яга ему нос. Тоже
жениться на Яге задумал!
Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.
- Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! – плачет Яга, ходит у печи.
- Бабушка, чего же ты плачешь?
- А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату.
И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы – прибьет Верховой.
- Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются – полна капель натекает.
- Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется – и дождь перестанет.