История развития нефтяной отрасли азербайджана. Бакинская нефтяная промышленность до и после отмены откупной системы
В фундаментальном отчете о нефти Союза русских торгово-промышленников излагалась следующая история:
"Первые попытки употребления нефти в промышленности были сделаны в России на Апшеронском полуострове. В 1823 году, то есть десять лет спустя после окончательной аннексии Россией Бакинского ханата, один русский мужик по фамилии Дубинин основал на Кавказе первый нефтеперерабатывающий завод, который был, конечно, построен весьма примитивно, но все же являлся первым в истории промышленным предприятием такого рода ".
Завод Дубинина, а вслед за ним аналогичное предприятие инженера Воскобойникова, построенное в 1830 году в окрестностях Баку, выпускал остродефицитный по тем временам керосин. Дело это казалось сверхприбыльным.
Пуд нефти обходился первым нефтепромышленникам в 30-40 копеек, а пуд керосина, получавшийся из трех пудов нефти, продавался в Центральной России по 40 рублей.
Однако на деле керосиновые производства едва сводили концы с концами. Бесконечная война с кавказскими горцами и отсутствие железных дорог делали доставку продукции в метрополию и завоз всего необходимого в Баку делом весьма проблематичным и дорогим, и потому желающих основывать новые предприятия "на территории, которая... была совершенно некультурной" довольно долгое время не находилось.
Лишь после окончания Кавказской войны и упрочения русской администрации на вновь приобретенных землях на Апшерон потянулись новые промышленники. Однако и добыча, и нефтепереработка шли ни шатко ни валко. Колодцы рылись вручную на глубину не более 25 метров.
Большое количество нефти терялось из-за примитивных способов транспортировки — в бурдюках на верблюдах. А в переработке тяжелой головной болью стала утилизация отхода производства керосина — мазута. Трудно себе представить, но тогда никому не пришло в голову использовать его в качестве топлива. И эту "нефтяную грязь", тратя немалые средства, вывозили за пределы Баку, выливали в ямы и сжигали.
И все же главной проблемой нефтепромышленников были особенности российского законодательства. Добыча нефти была объявлена государственной монополией, и нефтеносные участки передавались в аренду предпринимателям не более чем на четыре года. В итоге в 1850 году из 136 нефтяных источников в Шемаханской губернии было добыто лишь немногим более четырех тысяч тонн нефти, а в 1862 году — 5,4 тыс. тонн из 220 источников.
Настоящее освоение нефтяных месторождений началось лишь полвека спустя после появления на Апшероне мужика Дубинина, когда 1 февраля 1872 года госмонополию на добычу нефти наконец-то отменили. Вместо рытья колодцев началось бурение нефтяных скважин, и ежедневная добыча бакинской нефти выросла с нескольких десятков тонн до нескольких тысяч.
В Баку появились и иностранные инвесторы. В 1874 году швед Роберт Нобель приехал туда для закупки специального сорта дерева, которое требовалось для оружейного завода его брата. Однако соблазн заработать на нефтяном буме оказался слишком силен, и Нобель арендовал участок земли, на котором построил нефтеперерабатывающий завод. Успехи Роберта настолько впечатлили его братьев, что в 1879 году было зарегистрировано "Нефтепромышленное общество братьев Нобель".
За годы своего существования это общество увеличило свой капитал в сотню раз: с 300 тыс. рублей до 30 млн, причем по большей части за счет внедрения новых технологий. Нобели пригласили инженеров и ученых из Галиции, где нефтепромышленность успешно развивалась с середины XIX века, и из Соединенных Штатов. Шведские предприниматели, в отличие от русских, хорошо понимали, что главная составляющая успеха — сбыт, и потому закупили за океаном трубы и насосы, первыми построили нефтепроводы, стали производить железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда.
Причем, как утверждали историографы русской нефтяной промышленности, Нобели первыми в мире стали производить танкеры. Нобели же первыми построили резервуары для нефти и нефтепродуктов в крупных промышленных центрах России. Внедрением всех этих новшеств обществу Нобелей удалось добиться феноменального снижения стоимости нефти с 10 до 0,5 копейки за пуд. А после того как они в числе первых начали освоение грозненской нефти, их стали называть русской нефтяной компанией номер один.
Еще одна крупная иностранная фирма — французский Торговый дом Ротшильдов — появилась в России в 1886 году. За три года до этого была достроена железная дорога Баку--Батуми и образовано "Батумское нефтепромышленное общество", чтобы использовать этот путь для перевозки керосина к морю и его экспорта на судах. Однако собственных средств у основателей не хватило, и все предприятие перешло в руки Ротшильдов, вложивших в перспективный проект — "Каспийско-Черноморское общество" — колоссальные для того времени 6 млн рублей.
Русские нефтепромышленники не без оснований считали появление Ротшильдов спасением от кризиса. За семь лет с 1880 года добыча нефти в России выросла в шесть с половиной раз. В 1887 году Баку давал 2,64 млн тонн сырой нефти и 700 тыс. тонн нефтепродуктов, что значительно перекрывало потребности внутреннего рынка. Традиционный путь экспорта Нобелей — баржами по Каспию, Волге и далее по железной дороге в Германию — имел ограниченную пропускную способность, а Ротшильды сумели за год увеличить экспорт керосина из России почти вдвое. Заключив соглашение с англичанами, они начали поставлять русский керосин даже в Индию. Крупные русские нефтепромышленники также начали создавать в Европе и Азии собственные сбытовые конторы.
Приток экспортной выручки стимулировал добычу, и в 1901 году Россия вышла на первое место в мире — 11,2 млн тонн в год (53% мировой добычи). Русская нефть составляла почти половину импорта Англии, треть — Бельгии и три четверти — Франции. Мало того, Россия стала основным поставщиком нефти и нефтепродуктов на страдавший тогда от его отсутствия Ближний Восток.
И все это, конечно, очень раздражало самую крупную компанию на мировом рынке — американскую Standart Oil.
продолжение следует...
Открытка 1863 год. «Балаханы, откуда нефть доставлялась на Бакинские нефтеперегонные заводы в бурдюках и бочках, перевозимых на арбах и вьючным способом.»
Бакинский нефтегазоносный район - крупнейший район по добыче, запасам нефти и газа в Российской империи, Азербайджанской ССР , а затем на территории современного Азербайджана . Нефтяные месторождения района расположены в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна , на территории Апшеронского полуострова и прилегающей акватории Каспийского моря .
Промышленная разработка началась с последней трети XIX века. С 1870 года добыто свыше 2 млрд. т нефти. Здесь впервые в СССР была начата разработка нефти на акватории моря. В Бакинском нефтегазоносном районе свыше 80 месторождений нефти и газа. Основные месторождения: Шах-Дениз , Азери-Чираг-Гюнешли , Нефтяные Камни , Бахарское, Сангачалы-море, Биби-Эйбат , Сураханы, Карачухур, Карадаг .
История
Первая в мире нефтяная скважина с положительным результатом глубиной 21 м пробурена в 1846 году близ города Баку (Биби-Эйбат); тогда как американцами нефтяная скважина была пробурена лишь в 1859 году в Пенсильвании. Работы на Биби-Эйбате проводились под руководством директора бакинских промыслов, майора Алексеева.
Хронология нефтедобычи на территории нынешнего Бакинского нефтегазоносного района:
- 1837 - в селении Балаханы основан один из первых в Российской империи нефтеперегонных заводов под руководством Воскобойникова.
- 1842 - согласно одному из регламентов Горного устава, нефть, добытая в результате бурения на территории Абшеронского полуострова, поступала а государственную казну.
Добыча во времена СССР
На Каспии в г. было обнаружено месторождение Гюргяны-море, в г. - Нефтяные камни, в г. - Банка Дарвина. Самым крупным стало месторождение Нефтяные Камни, вступившее в эксплуатацию в г. Оно находилось в 50 км от берега, при глубинах моря от 6 до 27 м.
На Апшеронском полуострове близ города Баку расположен посёлок Сураханы, издавна вызывающий к себе огромный интерес многих зарубежных путешественников, учёных и исследователей.
Богатый нефтяными и газовыми залежами Сураханы ещё несколько веков назад был известен далеко за пределами Азербайджана от Европы до Индии, пользуясь славой края «чудесных» явлений – пылающих огней, вырывающихся из-под земли и уникальной белой нефти.
Один из колодцев в Сураханы
Сюда прибывали многие всемирно известные учёные, путешественники и писатели, воочию наблюдавшие эти явления и подробно описавшие их. Так, в камеральном описании бакинских селений, расположенных на Апшеронском полуострове, от 1832г. имеется такая запись о Сураханы: «При сём селении находится огнедышащее место, куда прибывают индийцы на поклонение и проживают по несколько лет… равно находятся колодцы с белой нефтью».
Следует подчеркнуть, что историки располагают множеством документов с описанием нефтяных колодцев, находящихся на Апшероне и, в частности, в Сураханы, но некоторые из них заслуживают особого внимания. Так, например, очень интересно описывает колодцы побывавший здесь в 1636 году немецкий дипломат и путешественник Адам Эльшлегер, более известный под псевдонимом Олеарий. Он пишет: «Это разнообразные ямы числом до 30-ти, расположенные почти все на расстоянии одного выстрела из ружья, из них сильным ключом бьёт нефть.
Среди них было 3 главных колодца, к которым нужно было спускаться в глубину на две сажени, ради чего было поставлено несколько поперечных балок, которыми можно было пользоваться в качестве лестницы… Здесь можно вычерпывать и бурую, и белую нефть, но первой больше, чем второй».
Это подтверждает и один из директоров англо-русской торговой компании Джонас Хануей, посетивший Баку через 100 лет после Олсарпя. В своей книге «Историческое описание британской торговли на Каспийском море» (1744) он пишет, что бакинцы уже давно пользовались газом для приготовления пищи, кипячения воды и обжига извести и кирпича, а сураханская белая нефть, являясь величайшей редкостью, вывозилась в различные страны. По его утверждению её также использовали в качестве лекарства от каменной болезни в груди, при судорогах и других болезнях.
Любопытное и подробное описание сураханских колодцев находим у Эльнарда Кемпфера, секретаря посольства Швеции в Персии, пребывавшего в Баку 6-8 января 1683 г., в его книге «Семь чудес Бакинского полуострова», где он пишет: «В тысяче шагах на северо-запад от вечных огней (Атешгях -прим.авт.) находится другая замечательная вещь, а именно источники белой нефти, но в таком глухом месте, что никто не предположил бы их существования здесь, не зная заранее…
В двух часах пути на запад от месторождения белой нефти находится замечательный пункт, производящий чёрную нефть грязного, почти чёрного цвета. Для добычи нефти вырыто множество узких вертикальных колодцев, приток нефти в некоторых из них обильный и постоянный…
Плотная глинистая почва позволяет углубиться до желаемого горизонта без всякого крепления стен, не подвергая землекопов опасности. Извлечение нефти из колодцев производится вёдрами ручным способом или небольшими воротами. Подъём посредством особого механизма, приводимого в движение двумя лошадьми, работающими в кругу попеременно накоротке. За исключением нескольких часов ночи работа здесь не прекращается. Перевозка нефти производится в бурдюках на четырёхколёсных телегах в города Шемаха и Баку, из первого пункта она отправляется на верблюдах внутрь страны, а из второго -морем в Гирконию, Узбекскую и Черкасскую области и Дагестан» («Бакинские известия», 1883 г., № 5-7).
Среди множества документов, свидетельствующих о добыче уникальной белой нефти в Сураханы, следует также отметить достоверное описание колодцев, сделанное Э. Эйхвальдом (1795-1876), посетившим Баку в 1825 г. во время своего путешествия по Кавказу и Каспийскому морю в 1825 — 27 г.г., где он изучал флору, фауну и геологию этих мест. В частности, Э. Эйхвальд во всех подробностях описывает колодцы с ценной белой нефтью в своём сочинении «Reise auf dem Caspishen Meere und Caucasus». Он пишет: «Колодцы белой нефти находятся на северо-западе от деревни Сураханы, приблизительно на расстоянии 1,5 версты от неё. Для добычи нефти устроены 16 колодцев, с выложенными камнем стенками. Для того, чтобы нефть и вода лучше могли в них собираться, внутри они уложены широкими, вверху, напротив, узкими, более фута в диаметре. Они прикрыты плотно прилегающими покрышками, чтобы нефть не могла испариться… Медленный приток этой нефти указывает, что здесь происходит возгонка чёрной нефти, которая осаждается на новом месте. Во многих колодцах собирается белая нефть с массою воды, каждый колодец даёт её неопределённое количество, более летом, менее зимой, более при хорошей погоде, менее при ненастье. Так, колодец Мустафы, глубиной 3 сажени и 6 футов, даёт летом до 3-х пудов нефти за 10 дней, а в холодное время 1 пуд и 10 фунтов. Вычерпываемая маленькими бурдюками белая нефть отравляется в Баку для хранения в амбарах. Цвет её всё же не совсем белый, а переходит часто в желтоватый. Чем дольше стоит на воздухе, тем больше становится желтою и бурою».
В 1858г. великий французский писатель Александр Дюма-отец, посетивший Баку во время своего путешествия на Кавказ, так описал сураханские колодцы: «Самый глубокий около 60 футов глубины, него некогда черпали ‘. Вода была солоновата, вдруг исчез л а. Бросил и туда зажжённую паклю, чтобы узнать, что случилось. Колодец тотчас воспламенел, и с тех пор не гаснет. Этот огонь поддерживается нефтью, т.е. горно-каменным маслом, удобовоспламеняющимся, лёгким и прозрачным». Далее Дюма пишет:»… Во многих пунктах Земного шара существует нефть, но в самом большом изобилии она обнаруживается в Баку и его окрестностях
всему берегу Каспийского моря вырыты колодцы глубина которых от 3 до 20 метров сквозь глинистый рухляк, напитанный нефтью, отделяете чёрная и белая нефть. Извлекается почти 100 тыс. центнеров в год. Эту нефть отправляют Персию, Тбилиси и Астрахань.
До 1806 г империя Бакинское владениям, нефтяным колодцами в Баку владел ханы, получавшие огромные доходы с продажи нефти. К примеру, ежегодный доход хана Гусейна составлял 40000 рублей с продажи 200000 пудов нефти.
Надо отметить, что в то время основным импортёром Бакинской нефти была Персия.
Непреложным фактом является то, что богатый своими запасами нефти Баку во все времена являлся объектом особого внимания деловых людей и нефтяных компаний во всём мире, которые неуклонно стремились обосноваться здесь и извлекать огромные доходы.
В своё время Уинстон Черчилль, подчёркивая огромное значение нефти и высоко оценивая Баку с его богатыми запасами этого энергоносителя, заслуженно названного «чёрным золотом», образно и выразительно сказал: «Если нефть – королева Баку, то Баку её трон.
Керосиновый завод В. Кокорева
После присоединения Российской империей Азербайджана к своим владениям сюда начал проникать российский капитал. В частности, в 1857 г в Баку было создано «Закаспийское торговое товарищество», ставшее впоследствии основной российской акционерной нефтяной компанией. Успешная деятельность этой компании сыграла огромную роль в развитии нефтяной промышленности, став его важнейшим этапом, т.е. переходом от мануфактурной стадии к машинному производству. Большую роль в этом сыграл известный российский промышленник Василий Кокорев. Учредителями «Закаспийского торгового товарищества» были сам В, Кокорев, барон Торнау, действительный статский советник Николай Новосельский, купцы Иван Мамонтов и Пётр Медынцев. Несколько позднее к ним присоединился известный предприниматель Пётр Губонин, также широко известный как удачливый железнодорожный подрядчик.
На первом этапе своей деятельности Товарищество приобрело 12 десятин земли в Сураханы близ Баку. Первоначальным замыслом учредителей являлось строительство завода по производству осветительного материала фотогена из кира (минеральной породы, пропитанной выветрившейся нефтью).
Проект этого завода был разработан профессором Мюнхенского университета, иностранным членом-корреспондентом
Нефтяной цех
Петербургской академии наук Юстусом Либихом (1803 1873), с помощью которого Товарищество приобрело в Германии необходимое оборудование: чугунные реторты, предназначенные для сухой перегонки кира, и шарообразные котлы ёмкостью по 100 пудов для вторичной перегонки дистиллята. Монтажные работы производились под руководством немецкого химика Э. Мольдегауэра. Однако вскоре после пуска завода оказалось, что немецкая технология перегонки кира, содержащего всего до 20% осветительных масел, обеспечивает выход весьма незначительных объёмов готового продукта. Следовательно, необходимо было принять срочные меры.
Связавшись со знакомым академиком Михаилом Погодиным, преподававшим длительное время в Московском университете, В. Кокорев узнал о работах магистра фармацевтики этого университета Вильяма Эйхлера в области исследования нефти и в 1860 г. пригласил его на Сураханский завод для «оказания консультаций».
Идеи В. Эйхлера отказаться от перегонки кира и перейти непосредственно на переработку сырой нефти, соответственно изменив технологический процесс и производственное оборудование, убедили В.Кокорева, и он принял его предложение. Вскоре на заводе немецкие чугунные реторты были заменены 17-ю железными кубами, работавшими периодически, причём 12 из них были ёмкостью по 300 пудов, а 5 — по 80 пудов, а вместо шарообразных паровых котлов были установлены цилиндрические, что обеспечивало более равномерный нагрев нефти. В качестве топлива на заводе начали использовать природный газ, выходы которого в количестве имелись на территории храма «Атешгях».
Впервые в технологический процесс получения керосинового дистиллята была внедрена его очистка щелочным раствором. В результате этих существенных преобразований объёмы готового продукта после перегонки нефти, добываемой из балаханских колодцев, выросли с 15% до 25 — 30%. Новому осветительному материалу дали название «фотонафтиль», что в поэтическом переводе на русский язык означает «свет нефти».
Однако несмотря на принятые меры и рост объёмов производства, результаты всё-таки не могли удовлетворить учредителей, так как всё ещё не удавалось вывести завод на уровень рентабельности, да и качество осветительного лучшего, и поэтому нужен был новый подход к решению вопроса. И В. Кокорев решил обратиться к приват-доценту Петербургского университета Дмитрию Менделееву. Впоследствии великий учёный так вспоминал о своём первом нефтяном опыте: «В 1063 году И В. Кокорев пригласил меня, тогда служащего доцентом в Санкт-Петербургском университете, съездить в Баку, осмотреть всё дело и решить, как можно сделать дело выгодным, если нельзя, то закрыть завод. Тогда я в августе 1863 г. и был первый раз в Баку». Молодой ученый выехал из Санкт-Петербурга 20 августа 1863 г. и в начале сентября прибыл в Баку.
Вспоминая о знакомстве с городом и посещении завода В. Кокорева Д.Менделеев писал: «Завод свой Кокорев устроил в
Сураханах (вёрст 17 от Баку), как раз рядом (бок о бок) с древним общественным храмом огнепоклонников, чтобы воспользоваться естественным выходом горючего газа от земли и применить его для нагревания перегонных реторт». Д. Менделеев провёл на Апшеронском полуострове всего лишь три недели, но именно они стали поистине решающими для развития нефтяной промышленности.
Позже учёный весьма лаконично подвёл итог своей работы на Апшеронском полуострове; «Часть этих предложений вместе с г-ном Эйхлером была тотчас осуществлена, что и послужило тому, что Сураханский завод стал давать доход, несмотря на то, что цены керосина стали падать».
Во время пребывания Д. Менделеева на Апшероне им было выдвинуто множество идей и предложений, среди которых особо следует отметить предложение о замене рытья нефтяных колодцев вручную бурением скважин, что незамедлительно было одобрено В. Кокоревым.
В 1862 г. «Закаспийское торговое товарищество» приняло решение об участии в работе Третьей всемирной выставки в
Лондоне. На выставку были направлены образцы продукции Сураханского завода. Жюри выставки присудило ей серебряную медаль. Наряду с фотонафтилем были представлены и другие нефтепродукты, как-то: петроген, нефтагиль (нефтяной горючий продукт твёрдости воска), нефтяная сажа, парафин. Надо сказать, что к 1869 г. в Сураханы действовали уже два нефтеперегонных завода по выработке керосина, а в 1891 году В. Кокорев пробурил здесь первую газовую скважину с целью добычи газа для нужд этих заводов.
Примечательно, что в 1859 г. был построен первый нефтеперегонный завод, а 1863 г. - первый в мире керосиновый завод.
Неуклонное стремление учредителей к большему увеличению объёмов производства и совершенствованию технологий, что требовало дополнительных капиталовложений, привело их к идеи расширения Товарищества и созданию более крупной компании с привлечением акционеров. Так было создано «Бакинское нефтяное общество».
Бакинское нефтяное общество.
18-е (30) января 1874 г. является знаменательной датой и занимает в истории нефтепереработки в Баку особое место. В этот день императором Александром II был утверждён устав Бакинского нефтяного общества (БНО) первой акционерной компании в российской нефтяной промышленности. Учредителям БНО были статский советник Пётр Губонин и коммерческий советник Василий Кокорев упоминавшийся в предыдущее главе.
В первом параграфе устава была обозначена цель учреждения Общества, которая заключалась в следующем: «Для добывания нефти нефтагиля, выделки из иных осветительных и других продуктов и торговли ими, учреждается акционерное общество под названием «Бакинское нефтяное общество» …
Во втором параграфе конкретизированы материальные активы общества: «В собственность общества переходят на конном основании некоторые 1к лично принадлежащие коммерции советнику Кокореву, так и принадлежавшие ему сообща со статским советником Губониным заводы, земли, суда, нефтяные колодцы, подвалы и склады по общему владельцев с Обществом соглашению по описи, имеющей быть предъявленной в первом общем собрании акционеров».
Основной капитал был определён в сумме 7 млн. 500 тыс.рублей и обеспечивался выпуском 30-ти тысяч акций номиналом в 250 рублей каждая. В уставе особо было особо подчёркнуто следующее положение «… к Обществу переходит предоставленное Кокореву как керосинозаводчику в разное время право употребления на изделиях и вывесках изображения медалей и государственного герба».
Однако уже в начале реализации акций учредители столкнулись с серьёзными затруднениями. Дело в том, что, стремясь привлечь новых сторонников, В.Кокорев и П.Губонин проводили численные переговоры, где перед будущими акционерами обосновывали преимущества концентрации капитала для успешного ведения добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов. Но, тем не менее, настороженное отношение акционеров к новому пониманию вопроса со стороны делового сообщества им не удалось изменить.
В результате этого на общем собрании акционеров, состоявшемся 22 апреля 1874 г., было принято решение о снижении суммы акционерного капитала до 2 млн. 500 тыс. рублей с выпуском 20 тысяч акций номиналом в 125 рублей каждая.
В первый операционный год на сураханском заводе было выработано 105 тыс.625,3 пуда керосина на сумму 111 тыс.711,5 рублей. Однако объём нефтедобычи уже существенно превышал собственные перерабатывающие мощности, и правление БНО взяло в аренду ещё один нефтеперерабатывающий завод, на котором было произведено 191тыс.674,1 пуда керосина на сумму 233 тыс. 764,1 рублей.
В 1876 г. известный русский учёный, профессор горного института Конон Лисенко, посетив нефтеперегонный завод в Сураханы, отметил: «На Сураханском заводе «Бакинского нефтяного общества» имеется 25 кубов, ёмкостью от 620 до 660 вёдер и 5 кубов, ёмкостью 208 вёдер… При заводе имеются обширные бондарная, слесарная и кузнечная мастерские. «Бакинское нефтяное общество» имеет кроме того бондарный завод около самого Баку и может производить до 40 тыс. бочек в год. Остальные здания представляют собой либо магазины, склады, либо жилые помещения для служащих. Площадь завода ограждена каменной стеной, к которой с северной стороны прилегает храм Атешгях. Вообще главную силу Сураханского завода «Бакинского нефтяного общества» составляют, кроме хороших качеств его керосина, обширные бондарные, а также вспомогательные мастерские, на рациональное содержание которых я обращаю внимание крупных нефтезаводчиков». Далее он особо подчеркнул: «Для успеха нефтяной техники, конечно, особенно необходимо, чтобы заведование фабриками поручалось образованным и сведущим техникам. До сих пор это можно найти только на заводе «Бакинского нефтяного общества».
Чёткая налаженность нефтеперегонного производства на Сураханском заводе неизменно привлекала внимание многих учёных и инженеров. Так, в 1875 г. известный специалист в области переработки нефти, инженер-технолог Александр Летний писал: «… завод «Закаспийского торгового товарищества», ныне «Бакинского нефтяного общества» можно принять за образцовый как по качеству выработки, так и по качеству фабриката…».
Сектор сбыта Общества включал в себя Бакинскую ко и гору, 11 агентств и 4 комиссионерства. Агентства и всё их имущество – здания и складские помещения располагались в Москве, Саратове, Самаре, Царицыне, Казани, Симбирске, Сарапуле, Перми, Нижнем Новгороде, Ярославле и Астрахани. Комиссионерства БНО действовали в Рыбинске, Пензе, Вологде и Вятке.
Только в Москве БНО было построено 6 складов на арендованной земле площадью 2 дес.700 кв. сажень и общей вместимостью 3500 бочек. Помимо этого, Московское агентство имело свой магазин, весьма популярный среди москвичей, для розничной торговли нефтепродуктами.
Несомненно, одним из важных этапов развития Общества стала организация на Сураханском заводе нового производства.
По инициативе управляющего горного инженера А.С. Дорошенко была спроектирована и открыта новая технологическая линия для производства смазочных масел из отходов нефтепереработки (например, мазута), которые раньше неоправданно считались «отбросами» и без всякого использования сжигались.
Процесс производства заключался в следующем: мазут нагревался до температуры 300° С, далее через него пропускали перегретый водяной пар, который увлекал нефтепродуктов, и внедрения современного оборудования и новых технологических решений.
Так, 17 февраля 1879 г. был пущен в эксплуатацию спроектированный инженерами Общества керосинопровод от Сураханского завода до пристани Зых.
Кроме того, для экспорта нефтепродуктов морским путём по заказу БНО в Швеции на судоверфи «CrichtonYard» был построен танкер «Сураханы» стоимостью 75 тыс. долларов и вместимостью более 5 тыс. тонн. Всё это существенно сказалось на повышении эффективности деятельности БНО.
Что касается Сураханского завода, то он неуклонно увеличивал объёмы производства нефтепродуктов, и в 1881 году на заводе было произведено 883,1 тыс. пудов керосина и 599,9 тыс. пудов смазочных масел и бензина.
Упомянув об экспорте, нельзя не отметить очень интересный и примечательный факт. Известно, что историки располагают неопровержимыми доказательствами того, что история экспорта нефти с Апшеронского полуострова, где расположен Баку, насчитывает как минимум 2500 лет; нефть экспортировалась в Иран, Ирак, Индию и другие страны.
Об этом свидетельствуют такие известные историки и путешественники, как Приск Понтийский (V в.), Абу Исхак Истахри (VIIв.), Мусади (X в.) Марко Поло (XIII в.) и Олеарий (XVII в.)
Шамси Асадуллаев и братья Нобели.
В период развития нефтяной промышленности в Азербайджане в Баку было немало нефтяных магнатов, владевших нефтяными промыслами, заводами, фабриками и др.
Это было время нефтяного бума в Баку, когда большинство населения Апшеронского полуострова было одержимо мыслью найти нефть. Чуть ли не каждый житель в апшеронских сёлах в поисках нефти рыл у себя во дворе колодец, и надо сказать, что некоторым, но очень немногим судьба улыбалась, и из их колодцев фонтанировала нефть, а сами они, превратившись в нефтевладельцев, становились миллионерами.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые из нефтяных миллионеров заботились не только о своих доходах, но наряду с этим оказали неоценимую услугу своему народу и стране, построив на свои средства заводы, фабрики, театры и много других объектов.
Одним из ярких представителей нефтепромышленников Баку был Шамси Асадуллаев, разбогатевший за счёт сураханской нефти.
Ш. Асадуллаев родился в 1840 г. в апшеронском селении Амираджан в бедной семье, как и большинство бакинских миллионеров.
Вместе с отцом и братьями он подряжался на работу по уборке пшеницы и ячменя в соседнем селении Сураханы, затем собранный урожай они перевозили с поля на мельницу, либо отправляли вместе с другим грузом из Баку в Тифлис для реализации. В начале XIX в. с развитием нефтяной промышленности земли, на которых работали Асадуллаевы, были приобретены по низкой цене нефтепромышленниками Кокоревым и Губониным, занимавшимися нефтедобычей и производством керосина на заводе, расположенном, как уже говорилось, рядом с храмом «Атешгях».
Лишённые земель, а значит, и средств существования жители Сураханы и Амираджана, в том числе и Ш. Асадуллаев, были вынуждены работать на нефтяных промыслах. За короткий период работы Ш. Асадуллаев стремительно продвигается по служебной лестнице и уже в 1860 г. назначается приказчиком. Через некоторое время он начинает заниматься нефтяным подрядом, а через 15 лет открывает вместе с компаньонами свою нефтяную компанию и строит керосиновый завод.
По части экспорта нефтепродуктов Ш. Асадуллаева особо занимал вопрос вывоза добываемой нефти на рынки России и, изыскивая наиболее приемлемые и рентабельные пути, он остановил свой выбор на морском.
Так, он стал первым из нефтепромышленников Баку, начавшим в 1891г. экспортирование нефти в Россию морским путём на паровых судах.
Заслуживает внимания интересный факт из многогранной деятельности Ш. Асадуллаева. В 1895 г. он приобрёл новый участок земли, на которой начали бурить скважину, и из неё забил крупный фонтан, продолжавшийся 56 дней, в течении которых ежедневно давал 1 млн. 600 тыс. пудов нефти. Это был самый известный и запомнившийся фонтан в нефтяной истории Баку.
Следует отметить, что Ш.Асадуллаев пользовался не меньшим авторитетом, и поэтому его имя всегда произносилось наравне с именем братьев Нобелей.
В то же время, учитывая, что в условиях конкурентной борьбы преуспевают наиболее умные и предприимчивые, Ш.Асадуллаев не упускал случая создать конкуренцию братьям Нобеля м, благодаря чему в народе его прозвали «грозой Нобелей».
И действительно, где бы братья Нобели ни открывали свои отделения и конторы-в России, Туркестане, Иране и даже в Финляндии, — рядом с ними незамедлительно появлялась контора Ш.Асадуллаева, и продавал нефть по значительно низкой цене, тем сбивая конкуренцию и переманивая к себе клиентов компании Нобелей.
В Бакинском селении Балаханы директором Бакинских промыслов, горным инженером Н.И. Воскобойниковым основан один из первых в стране нефтеперегонных заводов.
- 1842
Опубликовано второе издание Горного устава, два раздела которого были посвящены нефтяному делу. Один раздел регламентировал добычу нефти и управление казенными промыслами в Бакинском и Шемахинском уездах Каспийской области... Нефть, добываемая на казенных землях Бакинского и Шемахинского уездов поступала в государственную собственность.
- 1846
В.Н. Семеновым в Баку, в районе Биби-Эйбат пробурена первая разведочная скважина на нефть глубиной 21 м.
- 1848
В Биби-Эйбате на берегу Каспийского моря бурится с 1847 года и 14 июля 1848 года дает нефть первая в мире нефтяная скважина, полученная ударным способом с применением деревянных штанг.
- 1857
Завершено строительство железной дороги Баку – Балаханы. Это первая в России дорога, по которой нефть перевозилась в металлических цистернах.
- 1880
В Баку насчитывается 195 керосиновых заводов, производящих 30 тыс. пудов керосина в сутки (491 тонны). Русский керосин стал успешно конкурировать с американским, полностью вытеснив его к 1884 году с российского внутреннего рынка.
- 1881
Пуск в подмосковном Кусково нефтеперегонного завода Товарищества Русско-Американского нефтяного производства, строительством которого руководил В. Шухов. На заводе перерабатывалась бакинская нефть, доставляемая по Волге, а затем железной дорогой на Кусковскую платформу.
- 1882
Открылась Кокоревская школа – первая школа для детей нефтяников в Бакинском промысловом районе.
- 1883
Начало регулярно налаженного экспорта русского керосина в связи с открытием прямого сообщения Баку – Батум по Закавказской железной дороге. В этом году Кубано-Черноморское общество вывезло первую партию Бакинского керосина в Лондон и в Австрию. Выход Бакинских нефтепродуктов к Черному морю существенно повлиял на структуру российского нефтеэкспорта, сведя на нет к концу десятилетия экспорт сырой нефти.
- 1885
В Баку построено первое предприятие по производству бензина.
Начала действовать крупнейшая в России Московская нефтебаза, построенная Товариществом «Бранобель».
- 1886
На российский нефтяной рынок приходит Парижский банкирский дом Ротшильдов. Купив контрольный пакет акций «Батумского нефтепромышленного и торгового общества» (БНИТО), получившего название «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества», он становится главным конкурентом компании Нобелей в России.
Выходит первое специализированное научное периодическое издание, посвященное нефтяной отрасли, – «Труды Бакинского Отделения Императорского Русского Технического Общества» .
- 1897
Начало строительства самого большого в то время в мире магистрального трубопровода Баку – Батуми длиной 835 км и пропускной способностью 1 млн тонн в год.
В Баку впервые испытан компрессорный способ добычи нефти (эрлифт), предложенный выдающимся русским инженером Шуховым. В эрлифте в качестве рабочего агента применялся сжатый воздух.
- 1898
Ротшильды совместно с Санкт-Петербургским международным банком создают мощное торгово-транспортное общество «Мазут».
- 1899
В Баку начинается выпуск первого периодического издания, посвященного нефтедобыче, – журнал «Нефтяное дело» (1899–1920 гг.).
- 1900
На Всемирной выставке в Париже две ведущие российские нефтяные компании – «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество», а также Геологический комитет России удостоены высших наград – Гран-при.
- 1901
Добыча нефти в стране достигла наивысшего уровня – 11,6 млн т, или 51,6% мирового уровня нефтедобычи. При этом 95% нефтедобычи приходилось на Бакинский район. В последующие годы происходит существенный спад добычи (для сравн.: в 1913 г. было добыто 9,2 млн тонн, или 18,1% мировой добычи). Однако вплоть до 1917 года Россия удерживала второе после США место по уровню нефтедобычи.
Керосин отечественного производства внутри страны стоил дороже, чем за ее пределами. Пуд русского керосина в Лондоне стоил 94 коп., в Гамбурге – 98 коп., в Москве – 1 р. 16 коп., в Петербурге – 1 р. 33 коп.
На территории нефтеперегонного завода в Сураханах нефтепромышленник В.А. Кокорев заложил первую буровую скважину на газ с целью получения газа для отопления завода. Успешно пробуренная скважина привлекла в Сураханы других нефтепромышленников. Сураханский район получил славу крупного газового месторождения, откуда газ по трубам транспортировался в другие районы бакинских нефтепромыслов.
- 1902
В районе Баку появляется первая установка для вращательного бурения с буровой вышкой высотой в 15 м.
- 1904
Утверждены «Правила об ограждении каспийско-волжских водных путей от загрязнения нефтью».
- 1905
Первый в мировой истории масштабный пожар на Бакинских нефтяных промыслах.
В результате крупных пожаров на нефтяных промыслах Апшеронского полуострова полностью уничтожены 1996 нефтяных скважин, включая 1429 производительных.
Массовые забастовки на Бакинских нефтепромыслах. Принятие первого в истории России коллективного договора.
- 1906
Построен первый в России нефтепровод от Баку до Батуми (протяженность 833 км, диаметр 200 мм).
Создание в противовес американскому тресту Рокфеллера Standard Oil международного европейского объединения во главе с немецким банком «Европейский нефтяной союз», в состав которого вошли «Товарищество братьев Нобель», «Каспийско-Черноморское общество» и общество «Манташев и К°».
Расширение ассортимента нефтепродуктов, облагаемых акцизным налогом (по 60 копеек с пуда). Этим был обусловлен рост цен на керосин на внутреннем рынке.
- 1907
Открытие самого длинного в мире магистрального трубопровода Баку – Батум длиной 885 км (керосинопровод).
На Гороховецкой верфи Шорина построена баржа «Марфа Посадница» (длина 172 м, ширина – 24 м, высота борта – 3,85 м, грузоподъемность 8800 т). Позднее, после небольших переделок, грузоподъемность баржи достигла 10,4 тыс. т, что было рекордом для своего времени.
На острове Челекен в Каспийском море из скважины бр. Нобель, с глубины 85 м был получен фонтан нефти суточным дебитом 573 тонн. Челекен объявлен нефтеносным районом. Началась лихорадочная распродажа нефтяных участков.
Бакинское отделение Русского технического общества учредило премию имени Эммануила Нобеля.
- 1911
В Сураханах (г.Баку) бурится первая скважина вращательным способом.
Появление в России первых заправочных станций на основании договора Императорского Автомобильного Общества с Товариществом «Бр. Нобель» относительно «бензиновых станций».
Уход Ротшильдов с Российского рынка: продажа Каспийско-Черноморской компании «БНИТО» американской компании Royal Dutch Shell.
- 1912
Создан мощный нефтяной холдинг «Русская генеральная нефтяная корпорация» (РГНК), который включил в себя независимые компании Степана Лианозова, братьев Мирзоевых, братьев Гукасовых и др.
- 1914
Прекращение экспорта нефти из порта Батум в связи с закрытием турецких проливов. Потеря российских рынков нефтепродуктов в Западной Европе и на Ближнем Востоке.
- 1915
В Баку начато промышленное производство толуола – сырья для производства взрывчатки (тротила), получаемого из сырой нефти.
Забастовки на Бакинских нефтепромыслах.
- 1917
Бакинские нефтяные промыслы оказались отрезанными от eвропейского рынка. Монопольным экспортером энергоносителей становятся США.
- 1918
Создание специальной Экономической комиссии для помощи Баку.
Принятие 20 июня 1918 года Декрета о национализации нефтяной промышленности в масштабах всей страны. Введение государственной монополии на нефтяную торговлю.
Национализация Бакинских нефтепромыслов: слияние частных нефтепромышленных предприятий в единое целое на базе производственных комплексов трех крупнейших компаний – «Нефть», «Бранобель» и «Шелл».
В первый год национализации нефтяной промышленности уровень добычи нефти на Бакинских промыслах сократился в 3,5 раза по сравнению с 1913 годом, а объем бурения – в 50 раз.
- 1920
Красная армия в Баку, май 1920 г.
Основание Азербайджанского политехнического института (ныне Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова).
- 1921
Образование крупнейших трестов: «Азнефть» (на базе Бакинских нефтепромыслов), «Грознефть» (нефтепромыслы Кубани и Грозного) и «Эмбанефть» (нефтепромыслы в Западном Казахстане).
Возобновление работы трубопровода Баку – Батум.
Начало строительства нового нефтепровода Баку – Батум, протяженностью 834 км.
- 1924
В Сураханах пробурена первая скважина с использованием турбобура Капелюшникова .
- 1925
Пробурена первая морская скважина на искусственном острове в бухте Ильича близ Баку.
На Бакинских заводах им. Дзержинского и им. Мясникова начато производство турбобуров Капелюшникова.
Инженером М.М.Скворцовым сконструирован и испытан на Бакинских промыслах автомат подачи долота (“автоматический бурильщик”).
- 1926
Построена первая в СССР электрическая железная дорога между Баку и нефтяными месторождениями Апшерона.
- 1928
На Бакинских промыслах впервые в Советском Союзе применен метод нагнетания воздуха в нефтяной пласт с целью увеличения производительности соседних скважин.
- 1930
Завершено строительство нового магистрального нефтепровода Баку – Батуми, протяженностью 834 км с 13 насосными станциями.
Открытый политический судебный процесс по сфабрикованному делу «Промпартии», по которому ряд нефтяников осуждены за «вредительство в энергетике».
- 1933
В СССР пробурена первая наклонная скважина на берегу бухты им.Ильича близ Баку.
- 1934
Н.С. Тимофеевым на о. Артема в Каспийском море впервые осуществлено кустовое бурение, при котором несколько скважин бурятся с общей площадки.
- 1935
Инженеры Тимофеев и Михайлов разработали метод установки металлических трубчатых свай для морских буровых.
- 1938
На Всесоюзном совещании нефтяников (февраль 1938 г.) нарком тяжелой промышленности Л.М. Каганович, отметив срыв всех плановых заданий, всю вину за невыполнение второго пятилетнего плана по добыче и переработке нефти возложил на нефтяников. Многие из них были репрессированы, включая начальника Главного управления нефтяной промышленности М.В. Баринова.
- 1941
В 1941 г. Бакинский район дал стране 23,5 млн тонн нефти (75% общесоюзной добычи). Это был самый высокий уровень за всю историю нефтедобычи Азербайджана.
По решению ГКО из Баку в Краснокамск (Пермская область) эвакуирована экспериментальная контора турбинного бурения (ЭКТБ) Наркомнефти во главе с изобретателями многоступенчатого турбобура.
- 1942
Впервые в мировой практике применен способ транспортировки нефтеналивных цистерн и металлических резервуаров на плаву по морю при помощи буксиров (по маршруту Баку – Красноводск).
Значительная часть азербайджанских нефтяных и нефтеперегонных предприятий перебазирована в районы Волги, Урала, Казахстана и Средней Азии.
- 1947
В прибрежных водах Апшеронского шельфа открыто первое на Каспии морское нефтяное месторождение Гюргяны-море.
- 1949
Становление морских геологоразведочных работ, техники и технологии морского бурения, инфраструктуры морской добычи нефти: началось освоение крупного морского нефтяного месторождения «Нефтяные камни» (Нефт дашлары); 7 ноября 1949 г. на месторождении получена первая тонна морской нефти.
- 1950
Основано объединение «Азморнефть».
Обстоятельное знакомство владельцев парижского банкирского дома братьев Ротшильд с бакинским нефтяным районом России относится к концу 70-х годов XIX века, когда они приобрели Батумское нефтепромышленное и торговое общество (БНИТО) А.А.Бунге и С.Е.Палашковского вследствие финансовых затруднений бывших владельцев. 16 мая 1883 г. в Баку на основе БНИТО учреждается новая фирма “Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество” (далее “Каспийско-Черноморское общество”), уже полностью принадлежащее французскому банкирскому дому “бр. Ротшильд”. Вместе с пакетом акций они получают 19 десятин богатейших нефтеносных земель в бакинских селениях Балаханы, Сабунчи, Раманы, а также керосиновый завод в Баку. Сразу же фирма развивает активную деятельность, скупая на взаимовыгодных условиях у 135 мелких и средних предприятий керосин для отправки в глубь России и зарубежные страны. Договоры на комиссионную продажу керосина Ротшильды заключают на льготной для предприятий основе, в результате вывоз фирмой нефтепродуктов из Баку за границу возрос от 2, 4 млн. пудов в 1884 г. до 30 млн. пудов в 1889 г.
В 1907 г. Ротшильды субсидируют через «Русско-Азиатский банк» товарищество «Г.М. Лианозов и с-вья», начиная контролировать с помощью этого товарищества другие нефтяные фирмы: «Апшеронское нефтяное общество», завладев 40% его акций; «Шихово»; «Меликов»; «Русское нефтяное товарищество» и др. Своим успехом “Каспийско-Черноморское общество” обязано тем связям, которые Ротшильды (как ранее Нобели) наладили в верхних эшелонах российской власти.. Главным инженером нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов в Баку долгое время являлся Давид Ландау, отец будущего лауреата Нобелевской премии 1962 г. по физике Льва Ландау. (Л.Д. Ландау родился 22 января 1908 г. в Баку, в селении Балаханы).
Основатель “Каспийско-Черноморского общества” барон Альфонс Ротшильд (1827 - 1905 гг.), возглавлявший парижский банкирский дом с 1868 г., был сыном известнейшего в Париже банкира Джемса Ротшильда (1792 - 1868 гг.). Характерная деталь: за услуги правительству король Франции Луи-Филипп сделал Джемса Ротшильда офицером почетного легиона. После смерти отца Альфонс стал вести все парижские банковские дела. Он будет крупнейшим магнатом финансового капитала, играющим важную роль в мировой политике. Достаточно отметить, что именно А.Ротшильд организовал выплату контрибуции Франции после ее поражения в 1871 г. во франко-прусской войне, тем самым сохранив у власти главу французского правительства Адольфа Тьера. Через А.Ротшильда царское правительство выпустило во Франции ряд займов. В результате он получил право на льготное владение бакинскими нефтяными предприятиями. А. Ротшильд контролировал бакинский нефтяной бизнес до последних дней своей жизни. После его смерти бакинскими делами стал заниматься младший брат - барон Эдмонд. Одной из основных фигур бакинского бизнеса являлся главный инженер парижского дома “бр. Ротшильд” Жорж Арон, который непосредственно руководил нефтяными предприятиями, вывозом и продажей нефти и нефтепродуктов. Правление фирмы «Каспийско-Черноморское общество» в Баку состояло из трех директоров: Мориса Ефруси (зять А. Ротшильда), князя А.Г. Грузинского и Арнольда Фейгеля. Коммерции советник А. Фейгель, руководивший всей черновой, подготовительной работой фирмы, был авторитетной личностью: в течение нескольких лет на общественных началах он являлся председателем Совета съезда бакинских нефтепромышленников.
Американец Герберт Тведл первый сделал попытку реального строительства Каспийско-Черноморского трубопровода с целью самоутверждения как на Абшероне, так и на Кавказе. В 1877 - 1878 гг. он совместно с чиновником Министерства финансов К. Бодиско подготовил четыре варианта уникального проекта основания товарищества Каспийско-Черноморских нефтепроводов. Основной целью учреждаемого товарищества являлось сооружение нефтепроводов от месторождений нефти до портов Каспийского, Черного и Азовского морей (ЦГИА Аз.ССР, ф.92, оп.4, д.17, лл. 33 - 37). О необходимости строительства нефтепроводов от заводов к причалам для налива в морские суда писал и крупнейший ученый-химик Д.И.Менделеев, который с 1863 г. изучал экономику и состояние нефтепромыслов Баку. В 1877 г. состоялась поездка Д.И.Менделеева в США, чтобы, как разъяснял ученый, «…уяснить, где причина процветания нефтяного дела в Америке, что задерживает дело это у нас и что должно сделать для того, чтобы устранить задержку».
Заинтересовавшись бакинской нефтью и развитием нефтяного дела на Абшероне, Д.И. Менделеев (ученый четырежды побывал в Баку) не скрывал своего разочарования, узнав о резком расхождении мнений среди крупных предпринимателей относительно вопроса строительства Каспийско-Черноморского нефтепровода: «Если я ныне перестал заниматься вопросами бакинской промышленности, то это происходит главным образом потому, что отказ от Баку-Батумского нефтепровода, по моему личному мнению, направил бакинское нефтяное дело в нежелательную для успеха русской промышленности сторону».
В начале 1900 г. было заключено картельное соглашение между фирмой «бр. Нобель» и ротшильдским объединением «Мазут», которые решили согласовать свою торговую политику на внутренних рынках для установления контроля над сбытом нефтепродуктов, т.е. Э. Нобель и А. Ротшильд объединяли усилия в экспорте российского керосина на внешний рынок. Следует отметить, что «Нефтепромышленное и торговое общество "Мазут"», созданное в 1898 г., полностью контролировалось Парижским банкирским домом Ротшильдов через Маврикия Эфрусси, зятя барона Альфонса Ротшильда. В начале ХХ в. основной капитал фирмы составлял 6 млн рублей (24 тыс. именных акций по 250 рублей), правление находилось в Москве. Общество «Мазут» имело мощную региональную сбытовую сеть, собственное буксирное пароходство на Волге, большой парк вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, ремонтные мастерские в с. Дядьково Ярославской губернии и другие сервисные структуры. К концу 1906 г. нобель-ротшильдский картель обладал складами, расположенными во многих регионах Российской империи. Естественно, что основная наиболее обширная система хранения нефтепродуктов была создана в самом Баку: к 1900 г. здесь находилось около 2000 различных хранилищ общей емкостью 276, 5 млн. пудов.
Первым в бакинское нефтяное дело проник французский капитал (в лице А. Ротшильда), а затем английский (Дж. Вишау и др.). Если первоначальный капитал А.Ротшильда в 1883 г. составлял 1,5 млн. руб., то в 1912 - 1913 гг. он превысил 10 млн. руб. Национализация фирмы «Каспийско-Черноморское общество» и объединения «Мазут» декретом Бакинской коммуны от 2 июня 1918 г. не имела прямого отношения к Ротшильдам, так как еще в 1912 г. они продали свои российские нефтяные предприятия англо-голландскому тресту «Ройал Датч Шелл» (основному сопернику американского синдиката “Стандарт Ойл”), получив взамен весомый пакет акций «Шелл». Ротшильды стали владельцами банковского учреждения фирмы «Шелл» в Париже, и уже с 1912 г. английские предприниматели начали лидировать в нефтяном деле Баку. Обладая достоверной информацией о надвигавшейся первой мировой войне Ротшильды переуступили свое нефтяное дело англичанам. Немаловажной причиной продажи их предприятий являлось и то, что Ротшильды в конечном счете не смогли противостоять на внешних рынках синдикату «Стандарт Ойл», а на внутренних — фирме «бр. Нобель». Само существование картеля «Нобмазут» означало признание ведущей роли фирмы «бр. Нобель» в российском нефтяном деле: оно не исключало, а только видоизменяло формы скрытой, иногда и открытой, борьбы между Ротшильдами и Нобелями.
В июне 1902 года европейские нефтяные короли Генри Детердинг, Маркус Сэмюэль и Ротшильды решили объединить свои усилия на нефтяном рынке и подписали всеобъемлющее соглашение, в результате которого компания «Бритиш Датч» была поглощена более крупной компанией «Эйшиэтик петролеум». Тогда уже более половины добываемой в мире нефти приходилось на Россию. Ротшильды во время Русско-японской войны предоставили Японии неограниченный кредит банков, которые они контролировали, что позволило японцам вести войну гораздо дольше, чем рассчитывало русское командование. Естественно, что в этот период для России были закрыты почти все зарубежные кредиты, в том числе, конечно, и самими Ротшильдами. В 1901 г. в эволюции нефтяной промышленности наступает перелом: она вступает в полосу длительного и глубокого кризиса, из которого она так и не вышла до национализации.
Падение добычи в течение первых лет настоящего столетия связано с кризисом сбыта, наступившим как раз в момент, когда буровая деятельность достигла максимальных размеров: так, с 1897 г. по 1900 г. количество пройденных бурением метров в Баку возросло с 85017 до 177388 м. Под влиянием столь интенсивного бурения следующий 1901 г. дал резкий рост добычи нефти, выброшенной на рынок; тогда все рынки были переполнены товаром, и спрос резко сократился. Показателем низкого уровня спроса может служить движение цен; так, сырая нефть в Баку в заводском районе в 1900 г. достигла 16 коп. за 16 кг в среднем за год, в 1901 г. средняя годовая цена падает до 8 коп. и в 1902 г. до 7 коп. за 16 кг. Под влиянием столь сильного падения цен буровая деятельность резко сократилась: в Баку число пройденных бурением метров сократилось с 177388 м в 1900 г. до 161690 м в 1901 г. и до 76176 м в 1902 г. Падение добычи, обусловленное общим экономическим кризисом, достигло своего предела в 1902 г. С 1903 г. рыночная конъюнктура вновь улучшается, спрос возрастает, и цены, которые в январе стояли на уровне 7,3 коп. за 16 кг в заводском районе, к концу года, в декабре, поднялись до 15,9 коп. С 1903 г. буровая деятельность в Баку возрастает, и в следующем 1904 г. добыча вновь возрастает; но эта новая тенденция к подъёму резко обрывается революцией 1905 г., которая сопровождалась разгромом значительной части бакинских промыслов. Кроме того, с начала нового столетия стало сказываться в резкой форме падение производительности скважин на старых площадях. В связи со всеми этими обстоятельствами добыча нефти держится на пониженном уровне в течение всего периода, несмотря на наличность значительного спроса на жидкое топливо. Этот низкий уровень добычи нефти после 1905 г. был одним из главных факторов топливного дефицита, продолжавшегося в течение многих лет.
В течение 1913 г. по сравнению с 1912 г. в распределении мировой добычи между отдельными странами сколько-нибудь существенных изменений не произошло, в то время как по сравнению с 1906 г. отчётный год отличается главным образом размерами участия в мировой добыче нефти России и Соединённых Штатов; при этом итоги складываются далеко не в пользу России, в особенности если принять во внимание, что ещё в 1901 г. отечественная добыча нефти составляла 50,6% мировой добычи нефти, а северо-американская — всего 41,2%. Небезынтересно отметить, что уменьшение участия России в мировой добыче нефти нельзя относить за счёт печальной памяти событий 1905 г., хотя, конечно, и эти события имели своё значение. Дело в том, что в период 1901-1905 гг. добыча нефти колебалась сравнительно незначительно, всего процентов на 10 (в 1901 г. было добыто 705 м. п., в 1902 г. — 671 м. п., в 1903 г. 629 м. п. и в 1904 г. — 655 м. п.), каковые колебания, очевидно, не могли понизить отечественного участия в мировой добыче с 50,5% в 1901 г. до 43,4% в 1902 г., 38,6% в 1903 г. и 35,7% в 1904 г., но именно в эти годы добыча нефти в Соед. Штатах начала развиваться особенно усиленно (с 69 милл. барр. в 1901 г. до 117 милл. барр. в 1904 г.), что и отразилось на значении России в мировом нефтяном деле.
Баку в начале XX века - 96 фото.