Классный час кем я хочу стать. Классный час на тему: «Кем я хочу быть! Чтение отрывка из стихотворения В
Цель: продолжить знакомство детей с различными профессиями; развивать внимание, память, мышление, речь.
Оборудование : у учителя — карточки с шифровкой и кодом для слова «ветеринар» (для каждого ученика), распечатки изображения котенка (для каждого ученика), конверты с четырьмя строчками «рассыпавшейся» загадки; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.
Учитель . На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с профессиями. Начнем с разминки.
Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведет.
Нам становится понятно
То, что он... (экскурсовод).
Безбилетник не проник:
Ведь в вагоне... (проводник).
Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист —
Я веселый... (машинист).
Строю дом и детский сад,
И больницу строить рад.
И у цирка я не зритель,
Так как я его... (строитель).
Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я... (портниха).
Я бегун, прыгун, пловец,
Я здоровый молодец,
Жду рекордных перемен,
Потому что я... (спортсмен).
Варит сталь. Его недаром
Называют... (сталеваром).
Я грузы кранами вожу,
В высокой будке я сижу.
Я не привык ходить пешком,
Меня зовут... (крановщиком).
Очень тщательный уход
За животными ведет:
За коровами — доярка,
А за свинками — ... (свинарка).
Хочешь свежих помидоров —
Загляни на огород:
С недостатком витаминов
Справится... (овощевод).
О. Перепелкин
Учитель в случае необходимости поясняет смысл названных профессий.
Учитель . А теперь проверим, насколько хорошо вы запомнили названия прозвучавших профессий. Я перечислю профессии, а вы запишите только те, которые я назову впервые.
Экскурсовод, врач, проводник, машинист, строитель, портниха, спортсмен, шофер, сталевар, крановщик, свинарка, доярка, овощевод, продавец.
Самостоятельная работа. Запись в тетради. Проверка задания.
Учитель . Расшифруйте профессию, о которой сейчас пойдет речь. Для этого нужно выписать из каждой строчки только те буквы, которые не повторяются. (Запись на доске. Самостоятельная работа. Дети выписывают буквы в тетрадь в одну строчку.)
Ответ. Парикмахер.
Парикмахер
Взял он ножницы, расческу,
Будет делать вам прическу.
Парикмахер непременно
Подстрижет вас современно.
Учитель. Ребята, расскажите, что вы знаете о профессии парикмахера. (Ответы детей.)
Задание 1
Очень внимательно послушайте отрывок из юмористического рассказа Э. Успенского «Как мальчик Яша с одной девочкой сами себя украшали», после чего ответьте на вопросы.
Однажды Яша с мамой к одной другой маме в гости пришел. А у этой мамы дочка была Марина. Такого же возраста, как Яша, только старше.
Яшина мама и мама Марины делом занялись. Чай пили, детской одеждой менялись. А девочка Марина Яшу в прихожую позвала. И говорит:
— Давай, Яша, в парикмахерскую играть. В салон красоты.
Яша сразу согласился. Он когда слово «играть» слышал, он все дела бросал: кашу, и книжки, и веник. Он даже от мультфильмов отказывался, если играть нужно было. А в парикмахерскую он вообще еще ни разу не играл.
Поэтому он сразу согласился:
Они с Мариной установили папино кресло, крутящееся, около зеркала и усадили на него Яшу. Марина белую наволочку принесла, замотала Яшу наволочкой и говорит:
— Как постричь? Височки оставить?
Яша отвечает:
— Конечно, оставить. А можно не оставлять.
Марина за дело принялась. Она большими
ножницами все лишнее у Яши срезала, одни височки оставила и пучки волос, которые не срезались. Яша стал похож на драную подушку.
— Вас освежить? — спрашивает Марина.
— Освежить, — говорит Яша. Хотя он и так свеженький, совсем еще молодой.
Марина холодной воды в рот набрала, как прыснет на Яшу. Яша как закричит:
Мама не слышит ничего. А Марина говорит:
— Ой, Яша, не надо маму звать. Ты лучше меня постриги.
Яша не стал отказываться. Он тоже Марину в наволочку завернул и спрашивает:
— Вас как постричь? Вам кусочки оставить?
— Меня надо накрутить, — говорит Марина. Яша все понял. Он взял папин стул за ручку и стал Марину крутить.
Крутил, крутил, даже спотыкаться начал.
— Хватит? — спрашивает.
— Чего хватит? — спрашивает Марина.
— Накручивать.
— Хватит, — говорит Марина. И куда-то скрылась.
Тут Яшина мама пришла. Посмотрела на Яшу и как закричит:
— Господи, что с моим ребенком сделали!!!
— Это мы с Мариной в парикмахерскую играли, — успокоил ее Яша.
Вопросы
— Кто старше — Яша или Марина? (Марина)
— Какими «делами» занимались мамы? (Чай пили, детской одеждой менялись.)
— В каком помещении происходила игра в парикмахерскую? (В прихожей.)
— Сколько раз до этого Яша играл в парикмахерскую? (Ни разу.)
— Чье кресло приспособили дети для игры? (Марининого папы.)
— Чем замотала Марина Яшу? (Наволочкой)
— На что стал похож Яша после стрижки? (На драную подушку.)
Задание 2
Исключите лишнее слово из каждого ряда слов.
Расческа, нож, зажим, ножницы.
Кресло, зеркало, раковина, сейф.
Бигуди, фен, веник, плойка.
Задание 3
В стихотворение Э. Успенского «Страшная история» вставьте подходящие по смыслу и рифме слова.
Учитель читает стихотворение (в сокращенном варианте), дети хором вставляют недостающие слова.
Если задание вызовет затруднения, то учителю следует один раз прочитать стихотворение целиком, после чего продолжить выполнение задания.
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла... (уползает),
Ногами упирается,
Слезами... (заливается).
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами... (залил).
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не... (стала)...
А волосы растут!
Год прошел,
Другой проходит...
Мальчик стричься не... (приходит).
А волосы растут!
А волосы растут,
Отрастают,
Отрастают,
Их в косички... (заплетают).
— Ну и сын, — сказала мать. —
Надо платье... (покупать).
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою... (стал).
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский... (зал).
Учитель. Предлагаю вам поближе познакомиться со следующей профессией. Расшифруйте ее название, пользуясь кодом.
Учащиеся получают карточки с шифровкой и кодом. Самостоятельная работа. Проверка.
Ответ. Ветеринар.
Ветеринар
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовет ветеринар —
Перевяжет, даст отвар.
Задание 1
Послушайте историю.
Наш котенок Мурзик заболел. Еще вчера он весело гонялся за фантиком от конфеты, привязанным к нитке, и терся спиной о наши ноги, выпрашивая лакомство. А сегодня он отказывается от еды, никак не реагирует на любимые игрушки и все время лежит на диване. Нос горячий, взгляд потухший.
Мы отнесли Мурзика к ветеринару. Только он сможет точно определить, чем болен котенок и как его лечить. Ветеринар внимательно осмотрел Мурзика, потрогал нос, пощупал живот, а затем дал лекарство.
Через пару дней котенок снова резвился, а от недомогания не осталось и следа. Спасибо ветеринару!
Учащиеся получают распечатки изображения котенка.
Учитель. Перерисуйте в свою тетрадь изображение котенка, выполненное на листке в клетку. Добавьте необходимые детали, разукрасьте.
Вспомните, какое у вас бывает настроение, когда вы болеете. Как вы себя при этом чувствуете? Выскажите добрые слова пожелания здоровья Мурзику, обращаясь прямо к котенку.
Пример. Милый Мурзик! Я очень рад, что ты выздоровел. Я знаю, как бывает плохо, когда болеешь. Желаю тебе всегда быть здоровым, веселым и радовать своих хозяев.
Задание 2
Распределите слова, обозначающие предметы, которые использует в своей работе ветеринар, в три группы. (Запись на доске. Коллективная работа. Учитель записывает распределенные детьми в группы слова, дается название каждой группе.)
БИНТ, СПИРТ, ЗЕЛЕНКА, ШПРИЦ, ПЛАСТЫРЬ, ВАТА, ЙОД, СКАЛЬПЕЛЬ, ИГЛА.
Ответ.
а) Бинт, вата, пластырь — перевязочные средства.
б) Скальпель, шприц, игла — инструменты.
в) Спирт, зеленка, йод — лекарственные средства.
Задание 3
Назовите животных, которые также могут стать пациентами ветеринара. Для этого необходимо собрать «рассыпавшиеся» строчки загадки. Каждая загадка написана в стихотворной форме и имеет четыре строчки.
Дети получают конверты с четырьмя стихотворными строчками. Работа в парах. Проверка.
День жует и ночь жует,
Переработать в молоко.
Рыжий молокозавод
Ведь траву не так легко
Ответ.
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко
Переработать в молоко. (Корова)
Пятачок дырявый,
Вместо хвостика — крючок,
А крючок вертлявый.
Вместо носа — пятачок,
Ответ.
Вместо носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Поросенок)
И всем на удивление
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
Морковку я грызу.
Ответ.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу
И всем на удивление
Морковку я грызу. (Заяц)
Учитель . Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».
Государственное казначейское образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Торжокская школа-интернат»
«Мир профессий»
Социальный педагог:
Т.С.Кудрявцева
2016 г.
МИР ПРОФЕССИЙ.
Занятие - путешествие «Кем быть?» содержит сведения о многообразии профессий. Предназначено для учащихся 6 класса, с ограниченными возможностями здоровья специальной коррекционной общеобразовательной школы 8 вида.
Цель : формирование у учащихся представлений о многообразии профессий.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с существующими профессиями.
Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности.
Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающие:
Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
Актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия.
Воспитательные:
Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей.
Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.
Учебно-наглядное пособие:
презентация «Мир профессий»;
набор пословиц о труде;
карточки-вагоны;
волшебный сундучок c инструментами труда;
Ресурсы: Персональный компьютер с пакетом Microsoft Office 2003 и выше, мультимедийный проектор, подключенный к ПК, экран
Практическая значимость:
Внеклассная работа по формированию профессионального самоопределения и социально - трудовой адаптации у учащихся с умственной отсталостью (5 - 7 классы) носит побудительный характер. При проведении этой работы, на данном этапе, вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирование социальных установок, и, вместе с тем, начинается профориентация.
Представленное занятие - путешествие «Кем быть?» - очередное, в разделе «Профориентация», и содержит сведения по формированию представлений о многообразии профессий для учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья, специальной коррекционной общеобразовательной школы 8 вида. Материал занятия предназначен для решения проблем затруднения профессионального определения будущих выпускников коррекционной школы, успешной профессиональной интеграции их в общество.
Ход занятия:
I Организация детей на занятие:
Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового.
Давайте выпрямим спины, расправим плечи, закроем глаза, сделаем глубокий вдох - вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох - выдохнем все неприятности и огорчения.
Молодцы! А теперь внимание.
II Сообщение темы занятия:
1 задание:
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми профессиями, совершив путешествие в город Мастеров на поезде. (Поезд на доске)
— Ребята, кто управляет поездом? (машинист)
— Сегодня машинистом буду я, а главный вагон будет называться МИР.
Кто еще работает в поезде во время пути? (проводник)
А чем занимается проводник?
Сколько в поезде проводников? (столько же сколько вагонов)
Каждый из вас будет проводником. Свой вагон я назвала МИР, давайте дадим названия вашим вагончикам.
Чтобы дать название каждому вагону, назовите профессию, которая начинается с первой буквы, написанной на ваших вагонах. (Дети называют, затем записывают и вывешивают на доску магнитами))
П - портной, повар
Р - рыбак, рабочий
О - окулист, орнитолог
Ф - фермер
Е - егерь
С - столяр
С - стоматолог
И - инженер, иллюзионист
Й -
Итак, отправляемся в путешествие на поезде под названием МИР ПРОФЕССИЙ.
2 задание: (коллективная работа с пословицами)
1 остановка.
Называется «Собери пословицу». Вам необходимо собрать пословицы и поговорки из перепутанных половинок.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Кто любит труд, того люди чтут»
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Славен человек не словами, славен делами»
Итак, скажите, о чем же пословицы в нашем городе мастеров? (о труде)
Как вы их понимаете? (дети объясняют смысл пословиц)
Молодцы!
3 задание:
Самая сладкая - кондитер, пчеловод;
Самая волосатая - парикмахер;
Самая смешная - клоун;
Самая зеленая - садовник, лесник;
Самая детская - воспитатель;
Самая белая - врач;
Самая зубастая - стоматолог;
Самая смелая - полицейский;
Самая общительная - журналист, учитель.
4 задание: Игра «Доскажи словечко»
Я предлагаю совершить 2 остановку на нашем пути и называется она «Отгадай профессию» (слайды)
У станка он дни и ночи
Все умеет, он РАБОЧИЙ
До работы он охотник,
День-деньской с рубанком ПЛОТНИК. -Чем занимается плотник?
Знает точно детвора:
Кормят вкусно ПОВАРА. -Чем занимается повар?
Слезо-носо-вытиратель
В группе нашей ВОСПИТАТЕЛЬ. -Как зовут воспитателей в вашем классе?
Всех лентяев укротитель
В школе учит нас УЧИТЕЛЬ. -Что делает учитель в школе?
Стену выкрасил МАЛЯР, --Поднимите руку маляры.
Доску выстрогал СТОЛЯР. -Поднимите руку столяры.
Чем на занятиях вы занимаетесь?
В жаркой кузнице КУЗНЕЦ, -- Чем занимается кузнец?
Кто все знает МОЛОДЕЦ.
И с этим заданием вы справились.
5 задание: физкультминутка
Теперь я предлагаю немножко потрудиться, выполнить работу некоторых мастеров и провести физминутку. (слова стихотворения записаны на слайде)
У Семена - столяра
Дело спорится с утра.
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил!
А шуруп, блестящий верткий
Быстро завернул отверткой!
Молодцы!
6 задание: Игра «инструменты труда»
Мы продолжаем наше путешествие, и чтобы узнать какими инструментами труда пользуются люди разных профессий, мы совершим еще одну остановку. Называется она «Инструменты труда» (слайд)
Сейчас поиграем в игру «Волшебный сундучок». У меня есть сундучок и в нем лежит много интересного. По очереди вы достаете предметы и четко объясняете, для чего они нужны. Но чтобы сундучок открылся, нужно сказать такие слова - «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок» (говорим хором):
Иголка нужная, чтобы шить;
Отвертка нужна, чтобы закрутить шуруп;
Указка нужна, чтобы учителю показать на доске нужный материал;
Кисточка нужна, чтобы красить;
Гвоздь нужен, чтобы забивать в доску;
Поварешка нужна, чтобы разливать суп;
Ножницы нужны, чтобы разрезать ткань или стричь волосы;
Шприц нужен, чтобы ставить уколы.
Хорошо.
7 задание:
Узнать о профессиях вы можете из стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?» (слайд, читает хорошо читающий ребенок)
У меня растут года,
Будет мне 17…
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Кем же вы хотели бы стать, когда вырастите? (ребята отвечают)
8 задание:
Ответ на этот вопрос Где работать мне тогда? Чем заниматься? вы найдете в стихотворении Дж.Родари « У каждого дела запах особый». Давайте узнаем, чем пахнут разные профессии в городе Мастеров. Внимание, внимание!!! Наш поезд совершает 4 остановку под названием «Кем быть?» (дети по очереди читают четверостишия стихотворения, вставляя пропущенные слова).
Мимо столярной идёшь мастерской,
Стружкою пахнет и пахнет, ДОСКОЙ
Пахнет маляр скипидаром и краской,
Пахнет стекольщик оконной ЗАМАЗКОЙ
Куртка шофёра пахнет БЕНЗИНОМ
Блуза рабочего - маслом МАШИННЫМ
Пахнет кондитер орехом мускатным,
Доктор в халате - ЛЕКАРСТВОМ ПРИЯТНЫМ
Рыбой и морем пахнет РЫБАК
Только безделье не пахнет НИКАК
Почему безделье не пахнет никак? (дети отвечают)
Молодцы, справились.
9 задание: физкультминутка.
Проведем игру-разминку «Кем станут девочки, кем станут мальчики». Встаньте из-за парт. Если названные мной профессии могут выбрать девочки, то ПОДНИМИТЕ РУКИ ВВЕРХ, если мальчики - ПРИСЯДЬТЕ, а если и те и другие - ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ.
(пожарный, врач, слесарь, столяр, учитель, няня, нефтяник, официант, библиотекарь, дворник, повар, воспитатель, пекарь, шофер, парикмахер)
Молодцы! И с этим заданием справились.
10 задание: развитие кругозора.
Назовите профессии людей, которые трудятся в нашей школе (директор, завуч, завхоз, учитель, воспитатель, логопед, психолог, социальный педагог, библиотекарь, повар, уборщица, сторож, кастелянша, прачка, бухгалтер, слесарь, электрик)
11 задание:
Ребята, сегодня мы много говорили о профессиях. А что же такое профессия? (объясняют своими словами. Затем слайд на доске с объяснением термина)
Хорошо! Итак, а что же главное при выборе профессии? (желание трудиться, добросовестно выполнять работу, работа должна приносит радость и удовлетворение)
III Итог:
Вот и подошло к концу наше путешествие.
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Какие профессии вы запомнили?
Какие профессии вы слышали в первый раз?
Какое задание понравилось вам больше?
Какое задание показалось вам сложным?
Сегодня вы узнали о многих профессиях и поняли, как они важны. Закончить наше путешествие мне хочется четверостишием:
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час
И мы трудиться будем!
— Спасибо за работу!
Томатина О. И.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 29 г. Курска
Кем быть? Каким быть?
Классный час в 3 классе
Цель:
расширять знания о профессиях;
развивать общий кругозор детей;
ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая её важность;
обращать внимание на то, что надо любить своё дело и выполнять свою работу честно, добросовестно, а для этого надо много и хорошо учиться сейчас, в школе.
Задачи:
помочь каждому ребенку понять значение труда в жизни человека;
воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
формировать нравственные качества обучающихся черезосмысление ценности труда.
Оборудование: предметные картинки на тему "Кем быть?", фразеологизмы, конверты для работы в группах, аппликации, сигнальные карточки, фонограмма "Лунная соната" Бетховена, плакаты – рисунки разных профессий, детские сочинения на тему: «Профессия моих родителей», «Кем я хочу быть, когда вырасту?», стихи о разных профессиях, таблички-слова с названиями профессий, плакаты с пословицами; карточки – задания; предметные карточки с изображением инструментов, механизмов, относящихся к какой - либо профессии.
Столы в классе расставлены для работы в четырех группах.
Звучит песня «Прекрасное далёко». Дети заходят в класс. При входе каждый ребенок получает жетон определенного цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
Ученики встают в круг, взявшись за руки. Произносят речёвку:
Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)
Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)
Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)
Здравствуй, век! (делают шаг назад)
Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)
Учитель: А теперь повернитесь лицом к соседу справа – пожмите руку друг другу, улыбнитесь, повернитесь к соседу слева - пожмите руку друг другу, улыбнитесь.
Рассаживайтесь за стол, согласно цвету вашего жетона.
2.Ученик
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
Ученик
Вы увидите сейчас,
Не только на уроках учат нас –
Классный час нас тоже учит
Наблюдать и познавать,
Слушать, думать, рассуждать.
Ученик
Предлагаем вам мы тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
Классный час им посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она!
3.Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Уважаемые родители! Наш классный час называется «Кем быть? Каким быть?». Один человек не в состоянии справиться со всем тем, чтобы жить, поэтому уже с древних времён появился многообразный мир профессий.
. Учитель. - Кто знает, что такое профессия? (ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю Ожегова:
"Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность". Профессия означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки, являющийся источником существования. И может быть на этом классном часе, вы не сможете точно сказать, кем бы вы хотели стать после окончания школы, но он поможет вам сориентироваться в выборе будущей профессии. Мне очень хочется, чтобы вы порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научиться определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку , сообразительность.
4. Работа в группах.
Дети объединяются в группы в соответствии с их мечтами:
Я хочу работать с людьми (1 группа)
Я хочу работать с животными (2 группа)
Я хочу работать с техникой (3 группа)
Я хочу заниматься творчеством (4 группа)
(Каждая группа называет профессии, относящиеся к этой группе ). Каждой группе предлагается составить список качеств, необходимых человеку данной профессии(используется список подсказок). После обсуждения группы представляют составленный список качеств (в виде солнца и его лучей).
Учитель . - Ребята давайте с вами выясним, какие качества у нас совпали.
5.Задание :
O пределите о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке эти фразеологизмы: "Мастер своего дела", "Работает спустя рукава", "Лень прежде него родилась", "Золотые руки", "Трудится не покладая рук", "От лени мохом оброс", "Работает словно спит", " Работа в руках горит".
6. Дети читают стихотворение Пулата Муллина "Прекрасных профессий на свете не счесть"
Прекрасных профессий
На свете не счесть.
И каждой профессии-
Слава и честь!
И каждому делу,
И каждой работе,
На каждой бахче,
И на каждом заводе,
И в поле, и в море,
И в небе - по праву
Высокая честь
И народная слава!
А все начинается
В школе за партой.
У классной доски
И над контурной картой,
С нелегкой задачки,
С домашних заданий
К вершинам труда
И отважных дерзаний!
Сегодня ты школьник,
А завтра рабочий,
Колхозник, ученый,
Моряк или зодчий.
Для каждого
Нужное дело найдется,
Кто с детства всерьёз
За работу берется.
Прекрасных профессий
На свете не счесть,
И каждой профессии -
Слава и честь!
7.Ведущий (учитель):
Пройдёт несколько лет и перед каждым из вас возникнет вопрос «Кем быть?». Для того, чтобы кем-то работать, сначала надо обучиться этой профессии. Какие профессии вам уже хорошо знакомы? (ответы детей)
8. Игра «Проверь свои знания профессий».
Прежде чем выбрать, где и какой профессии учиться, надо узнать как можно больше профессий. У вас было домашнее задание составить «Азбуку профессий». Обучающимся предлагается проверить, сколько профессий они знают на ту букву алфавита, с которой начинается их фамилия (геолог, зубной врач, инженер, космонавт, летчик, носильщик, парикмахер, радист, сталевар, чабан, ямщик и т.д.).
Вот, оказывается, сколько существует профессий!
И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и люди других профессий.
9 . Стихотворение Юрия Тувима «Всё для всех»
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, наточает?
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем - нужно.
Значит давайте трудиться
Честно, усердно и дружно .
10.Дети
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
11. Самостоятельная работа (проводит учитель)
Я читаю вам начало предложения, вы продолжаете
Трактор водит… (тракторист)
Электричку…(машинист)
Стены выкрасил…(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В доме свет провел…(монтер)
В шахте трудится…(шахтер)
В жаркой кузнеце…(кузнец)
Кто всё
знает – молодец!!!
12.Ученики ( два человека)
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь,
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять!
Сломалась игрушка - умей починить,
А новую сам научись смастерить,
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всём и везде помогает она.
Умей, если нужно заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
Учитель. Любое дело подвластно тому, кто не боится труда, для того, чтобы стать хорошим токарем или бизнесменом необходимы определенные качества личности, ценностные ориентации. Кем бы вы не стали, любая профессия требует от человека умения, терпения, настойчивости.
13. Игра «Четвертый лишний».
У нас карточки с изображением инструментов, которые используют люди определенной профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится. Определите его:
Ножницы, весы, зеркало, расческа.
Букварь, указка, кастрюля, глобус.
Пила, таблетки, градусник, шприц.
Швейная машинка, сантиметр, линейка, игла.
Сковородка, нож, половник, грабли.
14 . Знакомство с профессиями родителей
Учитель: Расскажите, кем работают ваши родители.
Дети по очереди рассказывают о профессиях своих родителей (несколько человек)
15. Отгадывание загадок
Профессий в мире много, и все они удивительно интересны. Многие профессии мы не назвали сегодня. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать о каких профессиях идёт речь.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он...
Ответ: Артист
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
Ответ: Водитель
Он водил вокруг Земли
И суда, и корабли,
Повидал он много стран,
Мой знакомый...
Ответ: Капитан
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
Ответ: Космонавт
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!
Ответ: Маляр
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
Ответ: Парикмахер
16. Работа в группах .
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать…
Ну, а ты кем хочешь стать?
Подумайте о том, кем бы вы хотели стать, когда вырастете, почему вы хотели бы выбрать именно эту профессию, а не другую. У каждого из вас, ребята, есть мечта, кем стать в будущем. Вам слово .
17.Стихи о профессиях.
а) Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг-лесничий
б) Шофёр
Шуршат по дорогам весёлые шины,
Спешат по дорогам машины, машины…
А в кузове - важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шофёров трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
в) Машинист
Как быстрый конь несётся
По рельсам тепловоз,
Всё ближе раздаётся
Весёлый стук колёс.
Зелёные вагоны на солнышке горят.
В кабине застеклённой
Сидит мой старший брат.
г) Художник
Художник рисует осенние листья.
Не слушают только художника кисти.
С ним в прятки осенние листья играют,
Найдёшь их, а краски опять пропадают.
Художник растерян, художник не в силах
Осилить осеннюю эту стихию.
Руками разводит, рассеянно глядя,
А листья цветными кругами летят
И падают тихо то где-то, то рядом
И лишь на картину упасть не х отят.
18. Учитель
О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить их.
РАБОТА В ГРУППАХ . Давайте проверим хорошо ли вы знаете пословицы о труде. Каждой команде даны первые части пословиц. Вам необходимо найти продолжение к ним и соединить их. (Обучающимся раздаются (пословицы) полоски бумаги, на которых написано начало пословиц. Продолжение написано на доске. Ученики должны прикрепить начало пословицы так, чтобы получилась целая пословица).
Кто любит труд, (того люди чтут).
Землю солнце красит, (а человека – труд).
Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).
Где хотение - (там и умение).
Глаза страшатся, (а руки делают).
Делу – время, (потехе – час).
Дерево смотри в плодах, (человека – в делах).
Кто не работает, (тот не ест).
Труд человека кормит, (а лень – портит).
Не тот хорош, кто лицом пригож, (а тот хорош, кто на дело гож.)
Умелые руки (не знают скуки)
Терпенье и труд (всё перетрут.)
19.Родители.
Итальянский писатель Джанни Родари утверждает, что каждая профессия имеет свой запах.
1.У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет тестом и сдобой.
2. Мимо столярной идёшь мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.
3.Пахнет маляр скипидаром и краской.
4. Пахнет стекольщик оконной замазкой.
5.Куртка шофёра пахнет бензином,
6. Блуза рабочего - маслом машины.
7. Пахнет кондитер орехом мускатным,
9. Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
10.Рыбой и морем пахнет рыбак.
11. Только бездельник не пахнет никак.
Сколько не душится лодырь богатый,
Всё же неважно он пахнет, ребята.
Но кем бы ни стали вы –
Врачами или артистами,
Космонавтами, трактористами,
Есть одно пожелание важное:
Чтобы были вы
Хорошими гражданами.
Гражданин великой своей Родины
Должен быть добрым и благородным,
Умным, честным, великодушным,
Работящим, законопослушным.
Любить свою семью, своих близких,
Не допускать даже помыслов низких.
А если сказать без пафоса, проще!
Будьте, ребята, людьми хорошими..
20. Рефлексия . Учитель .
О разных профессиях мы сегодня вспомнили и поговорили. Но главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства. Очень важно, чтобы каждый из вас выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается своим любимым делом. О таком человеке говорят, что он на своём месте. Пройдёт немного лет, прежде, чем вы будете делать свой выбор, а сейчас ваш главный труд - учёба за школьной партой. Учёба и хорошие знания - тоже труд и труд не простой.
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Надо 11 лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут,
Ученик 4
Ученик5
Ученик 6
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы-
Ученик 7
Ученик 8
Ученик 9
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя.
Решай мой друг, кем быть тебе,
Верь, каждая из них важна.
21.Давайте вместе исполним песню «Если добрый ты…»
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»
Самая трудная профессия - быть человеком.
Хосе Хулиан Марти
Работа – лучший способ наслаждаться жизнью.
И.Кант
Цель: самоопределение выпускников в выборе жизненного пути для успешной адаптации в современном социуме.
Задачи:
Формировать информационную основу выбора профессии;
Создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;
Оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав предпочтения обучающихся;
Помочь избежать ошибок в выборе профессии;
Познакомить с особенностями рынка труда на ближайшие 5-6 лет;
Формировать осознание нравственной ответственности за выбор будущей профессии, правильное отношение к понятиям «успех» и «успешность».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... (Продолжите фразу) Предполагаемые ответы детей: «...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни».
Эти слова вы уже слышали - и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.
Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему и как это связано с его представлением о счастье.
Беседа . - Как вы считаете, связаны ли счастье человека и его профессия? Приведите примеры.
- Как найти «правильную» профессию?
Высказывания детей.
Учитель: Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему и средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
ФЕДОРОВ Святослав Николаевич (1927 - 2000), российский офтальмолог.Родился в семье военного. В 1943, после окончания школы, поступил в Ереванское подготовительное артиллерийское училище, но учебу не закончил. В 1952 окончил медицинский институт в Ростове-на-Дону. После окончания института в течение года работал врачом-окулистом районной больницы в станице Вешенская. В 1957 стал заведующим клиническим отделом Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней. В 1960 создал искусственный хрусталик и впервые в стране провел уникальную операцию по его вживлению в глаз человека. В 1967 был переведен в Москву и возглавил кафедру глазных болезней. В 1973 впервые в мире разработал технологию операции по лечению глаукомы на разных стадиях. Основатель и с 1986 директор Межотраслевого научно-технический комплекса «Микрохирургия глаза». В 1996 возглавил Палату по науке, здравоохранению, образованию и культуре. 2 июня 2000 Святослав Федоров погиб в результате крушения. Автор 480 научных работ, 7 монографий, 238 авторских свидетельств, 130 зарубежных патентов и более 180 изобретений. Удостоен званий «Заслуженный изобретатель СССР», «Герой Социалистического Труда» (1987) и др. В 1986 за научные исследования в области офтальмологии и микрохирургии глаза был удостоен высшей награды РАН - Золотой медали имени М.В.Ломоносова, являлся лауреатом ряда международных научных премий.
А возможен и другой путь, когда мечта перерастает в профессию.
Сообщение учащегося о Пугачевой А.Б.
ПУГАЧЕВА Алла Борисовна (р. 1949) окончила дирижерско-хоровое отделение Московского музыкального училища им. Ипполитова-Иванова и режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского (ныне РАТИ) (1981). Еще школьницей спела на радио песню «Робот, стань человеком». В 1972-73 выступала в оркестре. В 1974-75 работала в ансамбле «Веселые ребята». В 1975 стала обладательницей Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария) с песней «Арлекино», после которой певица стала по-настоящему популярной. Певицей были подготовлены яркие эмоционально насыщенные концертные программы: «Монологи певицы», «Пришла и говорю», «Рождественские встречи». Ею создан целый ряд песен на слова известных поэтов (Ахматовой, Мандельштама). 1988 год ознаменовался созданием «Театра песни», давней мечты Пугачевой, ставшей художественным руководителем театра-студии.Пугачева объездила весь мир со своими сольными программами. В 1992 получила приз «Овация» в номинации «Лучшая певица года», в 1994 - в номинации «Живая легенда», в 1995 - в номинации «Лучший режиссер-постановщик». В 1999 награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. До последнего времени Пугачева продолжает активную творческую деятельность.
Рассказ мамы Котлярова Сергея о ее пути в профессию воспитателя.
Как с самого начала выбрать правильную дорогу?
Мнения детей.
Для этого нужно изучить, прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.
- Зачем человек трудится?
Высказывания детей:
Это потребность человеческой жизни, труд - средство самовыражения и развития личности.
Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии?
дети выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата.
- Что повлияло лично на ваш выбор?
-Как вы думаете, чем нужно в первую очередь руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)
Хорошо, если ваша профессия удовлетворяет всем необходимым требованиям.
Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:
«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,
«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. (слайд 4)
Итак, первая составляющая
«Надо» - потребности рынка труда.На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности.
На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:
профессии, связанные со сферой управления,
профессии, связанные с внедрением компьютерной техники,
консультирование,
профессии в сфере образования,
профессии, связанные с сервисом семьи,
профессии в области здравоохранения,
профессии в области информации и связи,
профессии, связанные с банковским делом,
профессии в сфере производства,
профессии, связанные с туристическим сервисом.
А через 10 лет очень востребованными будут …
Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»
Профессии, связанные с сервисом
Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
Медицинские специальности (медсестра, врач)
Работники образования
Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер
По результатам анкетирования я выяснила, что многие из вас при выборе профессии ориентируются на потребности рынка труда. (Результаты анкетирования)
Итог. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.
Заключительное слово учителя. Рефлексия .
- «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы) (слайд 18)
Сформулируйте для себя понятия «успех», «успешность», «счастье».
Выводы учащихся:
Успех не случайность, а результат нашего собственного выбора;
самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.
Но закончить классный час мне хотелось бы, обратившись еще раз к эпиграфу:
«Самая трудная профессия - быть человеком» Хосе Хулиан Марти. (слайд19) Помните об этом каким бы делом вы ни занимались, какую бы профессию ни выбрали.
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или что у него золотые руки. Я верю, что о вас так скажут обязательно.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.