Конкурсное занятие по экологии в средней группе. Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию в средней группе сказ о мудрой матушке – земле и о самом волшебном волшебнике – солнце
Программное содержание (задачи):
— образовательные — расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
— развивающие — развивать воображение, образное восприятие, творчество;
— воспитательные – формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность».
Методы и приёмы:
1) игровой;
2) наглядный;
3) словесный.
Оборудование и материалы: цветная бумага, клей, кисточки, ножницы.
Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Деревья », «Грибы» и «Ягоды»; разучивание пословиц и поговорок о природе; рисование «Волшебное дерево».
Воспитатель : — Ребята, сегодня к нам в группу заглянул Старичок-лесовичок. Ему очень интересно, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста, Лесовичку. (ответы детей). Посмотрите, какие из деревьев вы знаете?
Дети смотрят изображения разных деревьев, называют их.
Воспитатель : — Правильно, все деревья угадали! А теперь попробуйте разгадать мою загадку: «Весной – расцветают, осенью – опадают» (листья).
Дидактическая игра «Какой листик?»
Воспитатель : — А что еще растет в лесу? Ну конечно, ягоды и грибы. Послушайте загадки Старичка-лесовичка и попробуйте их разгадать:
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (боровик)
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …(
волнушки)
Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат — для малых ежат. (
лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый …(
мухомор)
Воспитатель: — Ребята, мы должны оберегать лес. Скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу? (ответы детей).
Давайте скажем, как нужно вести себя на природе: не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья; после разведения костра, обязательно его потушить; не разорять гнезда птиц.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Дидактическая игра «Из чего состоит дерево?»
Воспитатель предлагает детям назвать части дерева и показать их на картинке.
Воспитатель: — Дети, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы о нашей природе? (ответы детей).
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса — не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – наше богатство.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растение – земли украшение.
Воспитатель: — На нашем занятии мы узнали много нового о деревьях и о лесе; как люди должны вести себя на природе. Не забывайте, что нужно беречь природу.
— Давайте сделаем подарочек Старичку-лесовичку, чтобы он помнил о нас. Предлагаю вам всем вместе сделать коллективную работу «Деревья в нашем лесу».
Коллективная работа (аппликация) — «Деревья в нашем лесу».
Воспитатель:
— Спасибо тебе, Старичок-лесовичок, за твой рассказ про деревья, лес. А чтобы ты никогда не забывал нас, мы хотим подарить тебе наш «лес». До свидания, приходи к нам еще!
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждением - детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек».
Барабинского района Новосибирской области.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
Тема занятия: «Природа - наш дом» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Воспитатель ВКК: Плотникова Т.И.
г. Барабинск, 2016 г.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Программные задачи
Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.
Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, веточка для Лесовичка, «мусор», бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, «Жалобная книга природы», мольберты.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)
Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.
Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?
Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.
Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
Воспитатель:
Вот послушайте:
«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»
Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)
Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.
Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».
Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.
Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?
Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)
Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)
Дождь питает растения, даёт влагу.
Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?
Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
Послушайте, ребята:
«Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны и цветы, и, конечно я и ты».
Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.
Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)
Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)
Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)
В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)
В доме есть пол, а в природе? (Земля.)
На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)
В природе живут какие животные? (Дикие.)
В обычном доме? (Домашние.)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)
А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?
Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.
Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)
Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?
Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.
Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.
Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.
Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?
Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:
Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)
Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)
Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.
Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.
Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.
Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Симсалабим, абракадабра» возвращаются в группу.
Воспитатель:
Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!
Занятие по экологии в средней группе
Тема: «Как звери к зиме готовились?».
Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.
Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:
«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»
Воспитатель задает детям вопрос:
Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).
Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?
Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?
Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.
(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.
(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)
Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.
Дидактическая игра «Опиши картину».
Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.
Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)
Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)
Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)
Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)
Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)
Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)
Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)
Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.
Воспитатель задает вопрос детям:
Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?
Послушайте интересную историю про белочку:
Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.
Опытническая работа.
Цель: определить, на какой ветке больше шишек.
Материалы: две веточки с разным количеством шишек.
Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)
Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)
Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)
Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»
Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)
Что такое берлога? (это домик для медведя)
Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)
Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)
Кто догадался, что было написано в письме Гномика?
Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)
Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:
Где может быть его друг?
Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.
Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.
Гномик приветствует Буратино и ребят:
Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?
Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.
А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?
Что вам больше всего запомнилось?
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся не спеша
Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)
Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся)
Загадки.
1. Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (белка)
3. Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой и голодный? (волк)
4. Косоглазый, маленький,
В белой шубке в валенках. (заяц)
Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».
Заяц зимой белый, а летом …….(серый)
У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)
У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь …….(большой)
Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)
У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)
У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)
А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.
Людмила Анатольевна Богомолова
Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в лес»
Цель : Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.
Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей
экологическое сознание , соответствующие ценностные ориентации,
интерес к окружающему миру .
Задачи :
1. Закреплять счет в прямом порядке, названия цветов (желтый, зеленый, красный) ; соотносить цвет предмета с цветом корзины.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память; активизировать коммуникативные умения; развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений; развивать эстетический вкус через слушание музыки.
Предварительная работа : беседы об охране природы, отгадывание похожих загадок, знакомство со значением слов : экология , привал, браконьеры. Заучивание стихотворений.
Подготовка к занятию :
1. Атрибуты к играм (корзинка, яблоки – вырезные, карточки –зеленого, желтого, красного и белого цвета, прищепки, трафареты – ежа, 2 - конверта)
2. Игра : «Посади дерево» Стаканчики с землей, палочки для рыхления, салфетки, веточки для посадки, лейка.
3. Презентация занятия .
Ход занятия:
Эмоциональный настрой :
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Ход упражнения
Участники встают в круг.
Инструкция : Знаете ли вы что такое австралийский дождь? (Ответ детей) Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони) .
Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами) .
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди) .
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам) .
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами) .
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам) .
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди) .
Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами) .
Тихий шелест ветра. (Простирание ладоней) .
Солнце! (Руки вверх) .
Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное , познавательное
путешествие .
В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом походе вы должны помогать друг другу, и тогда удача будет сопутствовать вам.
Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе . Занимайте свои места, мы едем в лес. (слайд №1)
Звучит музыка «Автобус» . Воспитатель выполняет вместе с детьми движения под музыку
Мы приехали. Выходим аккуратно из автобуса, не мешаем друг другу.
– Готовы идти, встаём за мной. Сначала мы пройдём по узенькой дорожке, перешагнём через упавшие деревья, перейдём болото по кочкам.
– Вот мы и в лесу! (слайд№2)
Богдан :
Здравствуй, лес, дремучий лес
Кто в глуши твоей таится.
Что за зверь, какая птица?
Всё открой - не утаи ,
Ты же видишь, мы свои.
Правда, здесь красиво. Что вы увидели в лесу? (Ответы детей.)
много деревьев
– Присядем.
Ребята, посмотрите, тут какое-то письмо (достаёт, читает)
”Браконьеры были здесь
И срубили весь наш лес.
Письмо писали медвежата,
Этот лес – дом для зверей.
Очень просим вас, ребята,
Помогите нам скорей! ”
Ребята, есть люди, которые занимаются охраной природы – экологи . Они следят, чтобы чистыми были леса, прозрачная вода в реке, чистый воздух.
А кто такие браконьеры? (ответы детей)
Правильно, это люди, уничтожают леса, птиц, зверей, рыб.
Ребята, поможем медвежатам? Давайте ”посадим” новые деревья
и у зайчат, медвежат, лисят будет лес, их дом.
Игра «Посадим дерево»
Давайте, посадим дерево. Сначала возьмем. (саженец) и посадим его в. (землю) .
Чтобы он рос, надо его. (полить) .
А что еще растению нужно. (солнце)
Пройдет время и появится. (листики)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно.
(слайд№3, №4)
Воспитатель : Ребята, скажите, разве можно рубить деревья в лесу?
(ответы детей)
Игра «Можно -нельзя» (дети отвечают хором)
Ломать деревья и ветки (нельзя) . (слайд№ 6)
Сажать больше деревьев (можно) . (слайд№7)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя) . (слайд№8)
Ходить только по тропинкам (можно) . (слайд№8)
Рвать большие букеты цветов (нельзя) . (слайд№9)
Любоваться ими (можно) . (слайд№9)
Оставлять мусор в лесу (нельзя) . (слайд№10)
Собрать мусор в яму и закопать (можно) . (слайд№10)
Разжигать костры в лесу (нельзя) . (слайд№11)
Беречь лес от пожара (можно) . (слайд№11)
В лесу шуметь (нельзя) . (слайд№12)
Так что же такое лес? (слайд№13)
Дети отвечают :
Лес – зеленый наряд нашей земли. (Вероника)
Лес – дом животных и птиц. (Батыр)
Лес – наше богатство. (Катя)
Лес – красота нашей природы. (Саша)
Воспитатель :
Лес – это сказка.
Лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоём
Всегда интересно и радостно быть ,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга.
Лес – это мир.
Лес – словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе
И радостней станет от них тебе.
Физминутка «Капельки»
(звучит аудиозапись «Звуки природы» )
Воспитатель : Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой, бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.
(дети бегают, «поливают» землю)
Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.
Давайте присядем на пенечки, посмотрим вокруг.
Как вы думаете? Какое сейчас время года? (слайд 14 - весна)
По каким признакам вы догадались, что сейчас время года весна?
(Ответы детей)
Дети, возьмите карточки на стульчиках. (показ слайдов№ 15,16,17,18)
“Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога. ” (Зима)
“У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…” (Весна)
“На картине третьего
Красок и не счесть :
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…” (Лето)
“А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!” (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года.
Воспитатель : Наше путешествие продолжается .
и сейчас мы полетим на самолёте. (слайд№19)
(Дети поднимают руки, разводят в стороны и ”самолётиками”
Воспитатель : Всё, прилетели. Заходим на посадку (дети садятся на стульчики) .
Ребята, мы прилетели с вами на берег Иртыша. (слайд№20)
Физминутка :
К речке быстро мы спустились (шагаем на месте,
Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс,
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши,
Вот так славно освежились (встряхиваем руками) .
Ой, куда это мы попали? Как грязно, здесь что это– свалка?
Юрченко Батыр : Ах, Иртыш, река большая
Города на ней стоят.
Мусором берег весь усыпан,
Стёкла режут и блестят.
Зайнуллин Саша : Без конфет не может жить страна.
Ест народ конфеты круглый год.
Если же он фантики бросает,
То свою планету засоряет.
Турбан Вероника : Должен помнить ты, и он, и я –
Фантиком погубишь муравья.
Хоть они красивы и легки
Могут умереть от них жуки.
Басалай Катя : Правильно друзья
Поступит тот
Кто свой фантик
В урну унесёт.
Воспитатель : Правильно, ребята, нельзя бросать фантики, пакеты, бумагу,
пластиковые и стеклянные бутылки.
Давайте и мы соберём весь этот мусор, чтобы было чисто и
Проводится игра ”Кто быстрее соберёт фантики”. Приглашаю 2-х детей,
Нужно собрать фантики в корзину.
(слайд№21)
Воспитатель : Ну вот здесь порядок, можно двигаться дальше.
На автобусе мы ехали, на самолёте летели, а сейчас мы поплывём на лодке. (слайд№22)
(Дети садятся на пол, ”берутся за вёсла” и гребут) .
Воспитатель : Ой, ребята, беда. Поднялся ветер и наши лодки опрокинул.
Поплыли к берегу.
(Дети лёжа на животе ”плывут” к берегу.)
Все ребята доплыли, все на берег вышли?
Давайте сделаем привал, обсохнем, отдохнём.
Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет! (включается фильм «Еж» )
К нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся. Ребята, ежик почему-то грустит. Он мне сказал, что шел к нам в гости с подарком, уронил его и все просыпал. (на столе рассыпаны картинки яблок желтого, зеленого и красного цветов)
Давайте посмотрим, что нам принес ежик? (яблоки)
Яблоки каких цветов принес нам ежик? (желтого, красного, зеленого)
Сколько яблок принес ежик? (много)
Катя, возьми яблоко зеленого цвета. Сколько яблок у тебя в руке? (одно)
Какого оно цвета? (зеленого)
Давай положим зеленое яблоко в корзинку.
Вызвать двоих детей, предложить им взять яблоки желтого (красного) цвета. Спросить сколько в руке яблок, какого цвета? Положить яблоки в корзину.
Ребята, посмотрите, сколько яблок стало в корзине? (много) .
Давайте посчитаем, сколько яблок стало в корзине.
Ежик очень рад, что мы собрали яблоки в корзинку.
Он предлагает нам поиграть в игру «Бабочка» . (слайд№24)
Дыхательное упражнение «Бабочка»
– Ой, бабочка летит!
(Предложить детям подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы делали длительный плавный выдох) .
Ребята, вместе с ежиком к нам в гости пришли его друзья ежики. (показать детям трафареты ежиков)
Посмотрите, чего не хватает у ежиков? (показать игрушку ежика с иголками и трафарет)
Правильно, иголок. Давайте обрадуем ежиков и сделаем им разноцветные иголки. (показать, как с помощью прищепок можно сделать ежику иголки)
Ребята, ежики говорят нам спасибо за иголки! Теперь они смогут носить грибы и яблоки на спине. Давайте попрощаемся с ежиками. Им пора возвращаться домой. А еще чтобы нам не было скучно, ежики оставили нам конверт с загадками.
загадки и вопросы
А теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.
1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
2. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
3. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
4. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
1. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это? (Лиса)
3. Что за зверь такой лесной :
Косолапый и большой.
Летом по лесу гуляет,
А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Воспитатель : Привал окончен. Что нужно сделать, ребята?
(Нужно всё убрать за собой, чтобы осталось чисто) .
Ведущий : Ребята, нам пора возвращаться домой. И поедем мы с вами на
лошадях. (слайд№27)
(Дети делятся на 2 группы и ”скачут” на лошадях.)
Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие в лес . Что интересного было в путешествии ? Что вам больше всего понравилось? Кто такие экологи ? Кто такие браконьеры?
Саша :
Экологам всем пожелаем трудиться
Они помогают Земле возродиться.
Пусть чистыми будут земля, реки, воды
Пусть все защищают родную природу.
Занятия по экологии в средней группе
Цель: дать детям понятие о значении комнатных растений, содержании их в чистоте, правильном поливе и бережном уходе.
Материалы к занятию:
Три растения – с сухой землей, с пыльными и чистыми листьями, 4-5
растений с несложными названиями и внешне отличающиеся; лека с водой,
лопаточка, 2 тряпочки и ванночка с водой.
Ход занятия:
I. Дети на стульчиках полукругом, на столе по середине- 3 растения- с сухой землей; с чистыми и пыльными листьями.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что у нас стоит на подоконниках? (комнатные растения).
Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей).
Правильно, Никита, для красоты.
С растениями красиво и уютно.
А еще для чего? (Если дети затрудняются помочь им).
Ребята, а еще растения очищают воздух.
Мы дышим через нос, а растения чем, подумайте? (листьями).
А как вы думаете, для того, что бы растения очищали нам воздух и
радовали нас красотой, что нужно для них делать? (ухаживать за ними).
Правильно. Как нужно за растениями ухаживать, мы сейчас попробуем
разобраться.
II. Посмотрите, на столе стоят растения.
Вот в этом горшке, какая земля? (сухая)
А почему она сухая? (её не поливали давно).
Правильно, землю долго не поливали, и, посмотрите, как цветочек засох. Нужно скорей накормить его водичкой. (полить из лейки).
А для того, чтобы земля долго оставалась влажной, нужно взрыхлить ее
лопаточкой. Посмотрите ребята, теперь земля даже красивее стала. Давайте
пока поставим его в сторонку, а позже посмотрим, что с ним случится.
А теперь посмотрите как эти 2 растения, на их листья. Какие листья у
этого растения? (ответы детей, а самый главный – «чистые»). Конечно
чистые даже блестят. А спатифиллюм как будто радуется, сверкает на
солнышке. А у этого растения, Амариллиса, какие листья? (пыльные). Да, к
сожалению, листики у Амариллиса пыльные, тусклые и он грустит, жалуется
нам, что ему невесело и тяжело от пыли. Как вы думаете, ребята, какому
растению легче дышать - Спатифиллюму с чистыми листьями или Амариллису с
пыльными? (с чистыми). Конечно же, Спатифиллюму, потому что у него
чистые листья, правильно. Значит, что нужно сделать у Амариллиса, чтобы
ему стало легко и весел дышать? (протереть листья). Хорошо! Давайте
протрем их. Для этого нужно взять небольшую тряпочку, намочить и немного
выжать, взять в ладошку лист и осторожно протирать его тряпочкой,
придерживая ладошкой по всей длине листа, передвигая ее, не забывая
прополаскивать тряпочку. Вот так! (показать). Кто хочет попробовать?
(вызвать несколько пар по очереди, объясняя и помогая детям аккуратно
протирать листья, следить за тем, чтобы не повредить их). Молодцы,
теперь у нас и Спатифиллюм, и Амариллис стали красивые, чистые и
блестящие, им будет легко дышать.
Сегодня мы узнали, как нужно
ухаживать за комнатными растениями. Кто назовет, что мы сегодня делали,
чтобы растениям было хорошо и спокойно? (вовремя поливать, протирать
пыль с листьев, рыхлить землю).
Физкультминутка
На лужайке, над ромашкой
Жук летал в цветной рубашке-
« Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я с ромашкою дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь».
III. Д/и « Угадай, какого растения не стало? »
На столе стоят 4 растения: фиалка, амариллис, бегония, финик. Вспомнить с детьми как они называются. Убирать по одному растению, когда дети закроют глаза. Когда откроют, спрашивать, какого растения не стало (5 раз). « Молодцы, ребята, вы были внимательными, и сразу видели, какое растени е я убрала». В конце занятия закрепить названия этих растений.