Последовательность регистрации юридического лица на едином портале. Кто имеет право
Порядок государственной регистрации юридических лиц
Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного в заявлении о государственной регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, которые вправе действовать от имени юридического лица без доверенности. Уполномоченное лицо либо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган, либо может направить их при пересылке почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Правительство России устанавливает иные способы представления документов в регистрирующий орган, а также требования к оформлению документов.
Уполномоченными лицами могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или другое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредители (учредитель) юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, которое действует на основании доверенности или другого полномочия, предусмотренного действующим законодательством России.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя. Заявитель указывает в заявлении свои паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность, а также при наличии – идентификационный номер налогоплательщика. Подпись заявителя на заявлении удостоверяется нотариально.
Заявителю предоставляется расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения регистрирующим органом. Если в регистрирующий орган документы высылаются по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по почтовому адресу, указанному заявителем, с уведомлением о вручении. Необходимо отметить, что регистрирующий орган должен обеспечить учет и хранение предоставляемых документов.
Государственная регистрация юридического лица производится в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, которая (запись) является моментом государственной регистрации юридического лица. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Правительство России определяет государственные органы, в которые регистрирующий орган предоставляет сведения о регистрации в течение пяти рабочих дней с момента ее осуществления.
Документы для регистрации ООО
1)решение о создании ООО, которое должно содержать сведения о том, кто и когда принял решение о создании общества с ограниченной ответственностью, информацию об утверждении устава, назначении директора, сведения о размере уставного капитала, сроки его оплаты и так далее;
2)заявление унифицированной формы № 11001, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 439 от 19.06.2002. Подписывает заявление уполномоченное лицо, причем подпись заверяется нотариально. Если учредителем нового ООО является другое юридическое лицо, то от его имени заявление Р11001 подписывает руководитель этого юридического лица. Подпись заявителя должна быть обязательно заверена у нотариуса;
3)учредительные документы ООО, то бишь устав. С 1 июля 2009 года учредительный договор отменен. Теперь учредители заключают договор об учреждении ООО, который не является учредительным документом.
4)квитанция о перечислении государственной пошлины, Размер которой составляет четыре тысячи рублей.
По закону, такой перечень документов для регистрации ООО должен считаться исчерпывающим. Но на самом деле регистрирующий орган частенько требует дополнительные сведения. К примеру, он может потребовать документ об уплате уставного капитала (полностью или в размере 50%), договор аренды или свидетельство о государственной регистрации недвижимого имущества, то есть любой документ, который может подтвердить наличие юридического адреса.
правовой статус коммерческих организаций
Полное товарищество
В соответствии со статьей 69 Гражданского кодекса Российской Федерации - это юридическое лицо, учредительным документом которого является единственный документ - учредительный договор. Участники именуются товарищами. Они обязаны своим трудом участвовать в его деятельности, и при недостаточности средств товарищества несут ответственность по его обязательствам всем лично принадлежащим им имуществом.
Особенностью управления в таком товариществе является то, что оно осуществляется по общему согласию всех участников.
Кроме того, каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.
Особенность выхода товарища из общества обусловлена тем, что он обязан известить о своем предстоящем выходе из товарищества других товарищей за шесть месяцев до выхода. Досрочный выход допускается лишь по уважительным причинам.
В товариществе каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.
Товарищество на вере (смешанное, коммандитное)
Как и полное товарищество, оно, в соответствии со статьей 82 ГК РФ создается на основе учредительного договора. В нем, наряду с товарищами участвуют коммандитисты (вкладчики), которые не обязаны работать в товариществе. А в случае наступления ответственности несут ее по обязательствам товарищества в пределах средств, внесенных в уставный капитал товарищества, либо в иных размерах, установленных учредительным договором.
Как в полном, так и в коммандитном товариществе уставный капитал не формируется, поскольку выполнение обязательств обязаны обеспечить сами товарищи своим личным имуществом.
Особенностью данного вида товарищества также является то, что любое лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.
Также установлено ограничение, согласно которому участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере.
Кроме того, полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.
Это вызвано тем, что в случае банкротства обоих товариществ, сложно будет обратить взыскание двум разным кредиторам на имущество одного и того же товарища, чем увеличивается кредиторский риск.
Общество с ограниченной ответственностью
В соответствии со статьей 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами (как физическими так и юридическими) общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
При этом законодательно определен предельный размер уставного капитала - 100 минимальных размеров оплаты труда.
Особенностями данной организационно-правовой формы является то, что в отличие от полных товариществ участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Они также не обязаны своим трудом участвовать в его деятельности.
При этом участники, внесшие вклад не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Особенностью правового статуса общества с ограниченной ответственностью является также то, что число участников общества не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении года - ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела.
Следующей особенностью общества с ограниченной ответственностью является то, что оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является единственный документ - устав.
Само общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, в первую очередь уставным капиталом, формирование которого призвано обеспечить минимальные требования кредиторов.
Общество с дополнительной ответственностью
Правовой статус общества с дополнительной ответственностью определен статьей 95 ГК РФ.
Учредительным документом такого общества является устав.
Особенностями данного общества является то, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом и одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.
Во всем остальном на общество с дополнительной ответственностью распространяются нормы, регулирующие деятельность общества с ограниченной ответственностью.
Акционерные общества
До принятия Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 1 отсутствовало жесткое законодательное регулирование в области создания и функционирования юридических лиц, вследствие чего они очень легко создавались и периодически использовались в противозаконных целях.
Специфика деятельности коммерческого юридического лица диктует необходимость свободного доступа к информации об этом юридическом лице. В связи с упорядочением ситуации в сфере бизнеса и ростом юридической грамотности населения участники хозяйственного оборота стараются обезопасить свои интересы в рамках закона.
Инвестор, вкладывая свои средства, заинтересован в получении достоверной информации о размере уставного капитала контрагента 2 .
Именно для обеспечения материальных интересов предпринимателей и граждан необходимо установить строгий контроль в данной сфере. Установить и обеспечить его правовыми методами способна только государственная власть. Основными направлениями должны стать наличие общедоступного реестра и жесткие требования к процедуре регистрации юридических лиц.
Некоторое время назад субъекты Российской Федерации решали проблемы, возникающие при государственной регистрации юридических лиц самостоятельно. В результате этого в каждом субъекте были сформированы свои реестры и соответствующие базы данных.
Нет смысла говорить о том, что указанные реестры содержали разрозненные сведения о зарегистрированных юридических лицах и до недавнего времени велись без соблюдения единых требований к документации, формам учета и контроля 1 .
Представляется очевидным, что именно отсутствие единой системы ведения реестра и одинаковых для всех регионов Российской Федерации правил государственной регистрации юридических лиц не позволяло проверить организации, зарегистрированные в других регионах страны.
Говоря о государственной регистрации юридических лиц, необходимо, прежде всего, обозначить правовую природу самого акта государственной регистрации.
Представляется наиболее убедительным мнение К. Овсянникова. Анализируя признаки ненормативного акта, акта применения права (к которым зачастую приравнивают акт о государственной регистрации юридических лиц), положения российского законодательства и судебной практики по рассматриваемому вопросу, он приходит к выводу, что акт государственной регистрации юридического лица представляет собой самостоятельное правовое явление и понятие, существующие наряду с такими понятиями и явлениями, как нормативно-правовой акт и ненормативный акт 2 .
Такой же точки зрения придерживаются и другие специалисты 3 .
Государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляемом государственную регистрацию юридических лиц» от 17 мая 2002 г. №319 таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство РФ по налогам и сборам.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, а в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте.
Документы предоставляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или отправляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, если иной способ предоставления регистрирующих документов не определен Правительством РФ.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица;
2. учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
4. иное лицо, действующее на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган предоставляется:
Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).
Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя. Выписка из реестра иностранных юридических лиц и должна быть легализована или содержать штамп «апостиль», переведена на русский язык, а перевод удостоверен нотариально.
Документ об уплате государственной пошлины.
Доказательством принятия документов регистрирующим органом является расписка в получении документов. Форма передачи расписки зависит от выбранной формы направления документов в регистрирующий орган. Если заявитель передает документы очно, то регистрирующим органом в день получения документов выдается расписка в их получении с указанием перечня и даты получения. Если документы на регистрацию направлены по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении 1 .
Регистрирующий орган обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган, получив документы, необходимые для регистрации, принимает решение о государственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
1. полное и сокращенное (если имеется) наименование юридического лица, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке, а также наименование на иностранном языке, если имеется;
2. организационно-правовая форма;
3. адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, если отсутствует постоянно действующий исполнительный орган;
4. способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
5. сведения об учредителях. Для юридического лица – наименование учредителя, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или регистрационный номер – для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г., дата регистрации, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал. Для физического лица – фамилия, имя, отчество, ИНН (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал;
6. копии учредительных документов;
7. наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица;
8. размер уставного капитала коммерческой организации (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов и др.);
9. сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, идентификационный номер налогоплательщика;
10. сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом: наименование лицензирующего органа, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицензии, срок действия лицензии, наименование территории, на которой действует лицензия, лицензируемый вид деятельности.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть представлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц.
1. выписки из соответствующего государственного реестра;
2. копии документа (документов), содержащихся в государственном реестре;
3. справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Срок предоставления таких сведений не может составлять более пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении указанных сведений не допускается.
Регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения:
1. органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определяемым федеральными законами;
2. юридическому лицу о нем – один раз в год в одном экземпляре в виде выписки из государственного реестра.
Предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется за плату и при условии предоставлении одновременно с запросом копии платежного документа:
1. юридическому лицу о нем – при повторном обращении в течении одного календарного года в виде выписки из государственного реестра либо при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр;
2. гражданам и организациям – сведения о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщика.
В данной статье мы рассмотрим регистрацию ООО самостоятельно шаг за шагом без оплаты услуг юриста и нотариуса, а это экономия до 11000р. в зависимости от региона!
Типичные расходы на открытие ООО по г. Москва:
Госпошлина за регистрацию ООО – 4000р.
Услуги юристов по подготовке документов – от 5000 до 8000р.
Нотариальное заверение заявления по форме Р11001 – от 1000 до 1500р.
Нотариальная доверенность для представителя – от 1000 до 1500р.
С помощью данной статьи Вы узнаете как самостоятельно открыть ООО, сможете подготовить документы для регистрации ООО и подать их в налоговый орган на государственную регистрацию ООО самостоятельно бесплатно! Единственное, что Вам придется оплатить – это государственная пошлина 4000р. за открытие ООО.
Итак, перед подготовкой документов на регистрацию ООО учредителю или учредителям, если их несколько, необходимо определиться по следующим пунктам:
Наименование (название ООО);
Юридический адрес (адрес регистрации ООО);
Система налогообложения (проконсультируйтесь с бухгалтером).
Для регистрации ООО Вам понадобятся следующие документы:
Паспортные данные учредителей и руководителя;
ИНН учредителей и руководителя (при наличии);
Копия свидетельства о праве собственности на помещение и гарантийное письмо от собственника помещения (если помещение принадлежит не Вам), либо согласие собственника жилого помещения (при регистрации на домашний адрес).
Определимся, какие документы для регистрации ООО нам необходимо подать в налоговую:
1. Протокол (решение) об учреждении ООО;
2. Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме P11001;
3. Устав ООО (в двух экземплярах);
4. Оплаченная квитанция государственной пошлины за регистрацию юридического лица;
5. Копия свидетельства о праве собственности на помещение;
Внимание!
Двусторонняя печать документов, представляемых в регистрирующий орган, запрещена.
Чтобы не было недопониманий с банками и госорганами, наименование во всех документах рекомендуется указывать прописными буквами (прим. ООО «НОВЫЕ ФОРМЫ»), т.к. в последующем, в выданных Вам налоговой инспекцией документах, наименование будет отражено именно так, в связи с тем, что форма Р11001 машиночитаемая и по требованиям заполняется прописью.
2. В случае если учредителей несколько - подготавливаем договор об учреждении ООО, однако подавать его в налоговую необязательно. Количество экземпляров зависит от количества учредителей – по одному для каждого.
3. Скачиваем актуальный бланк заявления о государственной регистрации юридического лица при создании - форма P11001 в формате Excel и заполняем. Образец заполнения заявления формы P11001 с пояснениями представлен ниже. Заявление на регистрацию ООО распечатываем в одном экземпляре.
Для просмотра образца заявления на регистрацию ООО и дальнейшей распечатки сформированной госпошлины Вам понадобится бесплатная программа для чтения PDF файлов, последнюю версию которой можно скачать с официального сайта Adobe Reader .
Внимание!
В случае заполнения формы заявления вручную - заполнение осуществляется ручкой с чернилами черного цвета заглавными печатными буквами. Заполнение с использованием программного обеспечения должно выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.
Оригиналы или копии ИНН участников и руководителя при подаче документов на регистрацию ООО не требуется. Однако, при наличии ИНН указание его в заявлении обязательно, не корректное указание или его отсутствие может повлечь за собой отказ в регистрации! Как узнать свой ИНН, если Вы не можете его найти или не помните получали ли Вы его, можно . Графа ИНН заполняется при его наличии, если Вы не получали ИНН, то просто оставляете графу пустой.
Адреса в форме заявления указываются в соответствии с ФИАС и требованиями к сокращению адресных объектов .
На Листе Н заявления поля Ф.И.О. и подпись заявителя заполняются только от руки ручкой с чёрными чернилами и только в присутствии нотариуса или в нашем случае налогового инспектора при подаче заявления на госрегистрацию.
Незаполненные листы, а также полностью незаполненные страницы многостраничных листов формы заявления не нумеруются, не распечатываются и в состав представляемого в регистрирующий орган заявления не включаются.
Необходимая при заполнении формы Р11001 информация:
4. Подготавливаем устав ООО и распечатываем в двух экземплярах, оба подаются в налоговую, один из них с печатью налоговой Вы получите после регистрации.
5. Устав, протокол и листы заполненного заявления скрепляем простыми скрепками. На данный момент прошивать документы при подаче на госрегистрацию не обязательно (Письмо ФНС от 25 сентября 2013 г. N СА-3-14/3512@).
Внимание! Заверять подписи учредителей ООО у нотариуса при личной подаче документов на первичную регистрацию ООО не нужно, но обязательно присутствие всех учредителей, как при сдаче, так и при получении (ФЗ N 129-ФЗ, Глава III, ст.9, пкт.1.2, второй абзац).
6. В формировании квитанции на оплату госпошлины Вам поможет , распечатываем и оплачиваем (4000р.) без комиссии в любом банке. Оплату производит любой из учредителей. Оплаченную квитанцию подкрепляем к верхнему краю первого листа заявления P11001.
Данный сервис также позволяет воспользоваться услугой безналичной электронной оплаты. С 11 марта 2014г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.12.2013 N 139н из которого следует, что непредоставление документа об уплате государственной пошлины не является основанием для отказа в регистрации, запросить его налоговый орган может в информационной системе о государственных и муниципальных платежах самостоятельно. Таким образом, Вы можете исключить поход в банк, оплатив госпошлину, например, через Qiwi кошелек.
7. Все учредители идут в налоговую, взяв с собой паспорта, и подают пакет документов (заявление P11001 - 1шт., оплаченная госпошлина - 1шт., устав – 2шт., решение или протокол – 1шт., копия свидетельства о праве собственности на помещение – 1шт., гарантийное письмо от собственника помещения (если помещение принадлежит не Вам) – 1шт.) инспектору в окошко регистрации. Присутствие руководителя (генерального директора), если он не учредитель, не требуется. Каждый учредитель на своём Листе Н заявления заполняет от руки ручкой с чёрными чернилами поле Ф.И.О. и ставит подпись заявителя в присутствии налогового инспектора. Далее получаете расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган с отметкой инспектора.
Отслеживать состояние готовности документов можно с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации ».
8. Через 3 рабочих дня все учредители идут с паспортами и распиской в налоговую и получают пакет из следующих документов:
✔ свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
✔ свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
✔ лист записи единого государственного реестра юридических лиц;
✔ один экземпляр устава с печатью налоговой.
Поздравляем с открытием ООО!
Хотите открыть ООО самостоятельно, но нет желания разбираться в тонкостях заполнения документов на регистрацию и боитесь получить отказ? Тогда новый онлайн сервис нашего партнера поможет Вам подготовить документы на регистрацию ООО без ошибок совершенно бесплатно!
Вы также можете воспользоваться онлайн-сервисом по подготовке приказа о назначении генерального директора ООО прямо на нашем сайте бесплатно.);
- установить и зарегистрировать кассовый аппарат для ООО (случаи, когда можно обойтись без кассы);
- когда можно обойтись без бухгалтера .
Откройте расчетный счет в банке на выгодных условиях у одного из наших партнеров:
Ваши замечания и предложения по улучшению данной статьи оставляйте в комментариях. Просмотров статьиЮридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.
Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.
Где осуществляется государственная регистрация юридического лица
Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС : введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.
Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.
Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме . Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.
Какие документы нужны для регистрации юридического лица
Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.
Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:
- заявление на регистрацию по форме Р11001,
- решение о создании организации,
- устав учреждаемого общества,
- банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.
Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:
- заявление по форме Р11001,
- протокол общего собрания учредителей,
- договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
- устав ООО,
- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.
Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.
Порядок регистрации юридического лица
Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:
- Придумайте , которое не противоречит букве закона. Не забывайте, что названия на иностранных языках и аббревиатуры разрешают использовать исключительно в качестве дополнительных. Подробнее об этом и других нюансах читайте в нашем материале, посвященном наименованию ООО.
- Определитесь с юридическим адресом. Воспользуйтесь адресов массовой регистрации юридических лиц, чтобы избежать отказа.
- Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемой вами компании. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь по направлениям бизнеса.
- Определитесь с суммой . Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Если минимальная сумма не делится поровну на всех учредителей без остатка, увеличьте ее до подходящей цифры. Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев с дня регистрации в налоговом органе юридического лица, но чем быстрее, тем лучше.
- Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО. вы найдете на нашем сайте. Здесь же можно оформить полный пакет документов с помощью бесплатного сервиса, тем самым избежав опечаток и неточностей, не нарушив хронологию и правила сокращений.
- Подготовьте . Учредители ООО могут воспользоваться типовым уставом или взять готовый устав из нашего сервиса и отредактировать его в соответствии со спецификой организации. Чтобы ничего не упустить при оформлении устава, стоит воспользоваться бесплатной услугой проверки регистрационных документов.
- Заполните . Образец заявления о государственной регистрации юридического лица вы найдете на нашем сайте. Обратите внимание: ошибки в заявлении чаще всего приводят к отказам в регистрации компании, поэтому не рекомендуем оформлять этот документ вручную. Воспользуйтесь специальной программой ФНС или подготовьте заявление вместе с прочими документами в нашем онлайн-сервисе. Распечатав заявление, не подписывайте его. Сделать это нужно на глазах у сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
- Внесите в банке. В 2019 году госпошлина за регистрацию юридического лица — 4000 рублей. Сумма должна быть поровну разделена между учредителями.
- Подготовьте , если планируете платить налоги по этой системе. В большинство налоговых инспекций достаточно представить два экземпляра, но некоторые ИФНС требуют три.
- Проверьте документы и подавайте их в свою ИФНС. Если не получается сделать это лично, отправьте вместо себя доверенное лицо, предварительно посетив нотариальную контору. В таком случае понадобится сделать особую отметку в заявлении о государственной регистрации юридического лица.
Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2019 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).
Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через .
Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)
Дата размещения статьи: 24.03.2016
В последние годы произошли существенные изменения, касающиеся процедуры регистрации юридических лиц, по некоторым вопросам изменилась позиция правоприменительных органов. При этом в хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость зарегистрировать новое юридическое лицо. В связи с этим предлагаем рассмотреть порядок государственной регистрации юридических лиц на основании действующего законодательства.
Где и в какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц? Какие документы требуются для государственной регистрации юридического лица? Какие требования предъявляются к адресу юридического лица? В каком порядке представляются документы для государственной регистрации юридического лица? В каких случаях и в каком порядке осуществляется проверка документов регистрирующим органом?
Место и сроки государственной регистрации
Государственная регистрация производится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании производится регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок, составляющий не более трех рабочих дней со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации
В силу ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (за исключением случая, когда юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного пп. "е" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ) в двух экземплярах (при непосредственном представлении документов или представлении путем почтового отправления), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление дополнительных документов.
К сведению. Согласно ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц составляет 4000 руб.
Адрес юридического лица
При регистрации юридических лиц очень часто возникают вопросы, касающиеся адреса юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть отражен адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
На практике часто возникает вопрос: можно ли зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности, то есть по месту жительства учредителя?
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" устанавливается следующее: учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
В то же время судьи отметили, что регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Причем собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Указанное требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например наложение судебного штрафа (ст. 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения. Поданное по изложенным мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.
Порядок представления документов при государственной регистрации
Порядок представления документов установлен ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. Сегодня подать документы на регистрацию юридического лица можно разными способами.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
Заметим, что непосредственное представление документов в регистрирующий орган или представление через МФЦ может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Кроме этого, представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
При представлении нотариусом в регистрирующий орган после 1 января 2016 г. по просьбе заявителя документов в электронной форме, подписанных электронной подписью нотариуса, документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе в государственной регистрации направляются регистрирующим органом нотариусу в форме электронных документов. При этом экземпляр таких документов на бумажном носителе регистрирующий орган заявителю или его представителю не выдает (не направляет). Данные документы на бумажном носителе выдает заявителю или его представителю нотариус (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если не установлено иное. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении не требуется в случае представления заявления непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с одновременным представлением документа, удостоверяющего его личность.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Обратите внимание! Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через МФЦ данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Если документы отправляются по почте, то при их получении регистрирующим органом расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Если документы подаются в электронном виде, в том числе с помощью сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, то расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
При этом информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Проверка документов регистрирующим органом
Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
- изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
- получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проведения осмотра объектов недвижимости;
- привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такой порядок не утвержден.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такая форма не утверждена.
Письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения по почте подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке. Установление данного порядка не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в органы ФНС в общем порядке, установленном для обращения граждан и юридических лиц в органы государственной власти и местного самоуправления.
Свои права по проверке достоверности представленных сведений налоговые органы трактуют следующим образом.
В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе в установленном п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ порядке принять решение о приостановлении государственной регистрации. Указанное решение не может быть принято при государственной регистрации юридического лица при создании (кроме государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации) (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
В случае если в результате проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений, регистрирующий орган с учетом требований положений п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Таким образом, государственная регистрация юридических лиц осуществляется территориальным подразделением ФНС по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа в срок не более трех рабочих дней со дня представления документов.
Сложившаяся в последние годы судебная практика допускает регистрацию юридического лица по месту жительства руководителя. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не производится.
В целом сегодня зарегистрировать новое юридическое лицо намного проще, чем даже несколько лет назад.