Порядок управления имуществом предприятия. Управление недвижимым имуществом: организация, особенности, понятие и виды Что такое управление имуществом предприятия
Управление недвижимым имуществом - процесс взаимосвязанных между собой действий, направленный на достижение положительных результатов при пользовании или распоряжении имуществом. В этот процесс вовлечено множество субъектов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Общая характеристика
Система управления муниципальным - это совокупность взаимосвязанных средств и методов осуществления целенаправленных действий в отношении субъекта управленческого процесса в целях достижения запланированных результатов.
В процесс управления недвижимостью государства входит ее трансформация, использование и воспроизводство. Для достижения наилучших результатов и большего эффекта от использования имущества используется системный метод, осуществляемый уполномоченными государством органами. Эти органы применяют комплекс мер, составляющий в совокупности систему управления государственным недвижимым имуществом.
Вся система работает по двум направлениям: в соответствии с общими принципами управленческой теории, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями, которые вытекают из условий и правил, которые устанавливает собственник имущества - государство, с другой стороны.
Элементы системы
В систему управления недвижимым имуществом государства входит пять основных элементов:
- Цели.
- Принципы.
- Методы.
- Функции.
- Способы (варианты) распоряжения недвижимостью.
Весь порядок управления недвижимым имуществом построен на выполнении следующих функций:
- планирование работы;
- организация деятельности;
- регулирование процессов;
- стимулирование работы;
- контроль за выполнением.
Планирование работы
Составление планов по оперативному управлению недвижимым имуществом и иным видам управления - это средство реализации идей. Планирование заключается в постановке задач и целей, а также определении средств, необходимых для их достижения.
При планировании руководство принимает решения, какими будут направления деятельности в области управления недвижимым имуществом и какие направления и действия будут приоритетными.
Планирование является самым сложным и важным этапом управления имуществом, поэтому в нем выделяются три подфункции:
- Прогнозирование.
- Моделирование.
- Программирование.
Прогнозирование является методом обоснованного с научной точки зрения предвидения различных вариантов выбора направлений развития данного объекта в будущем с учетом взаимодействия с окружающим миром. При качественном выполнении прогнозирования можно использовать полученные допустимые варианты в качестве основы планирования.
Прогнозирование вариантов управления собственным недвижимым имуществом осуществляется в виде моделирования или программирования.
Моделирование позволяет прогнозировать разные ситуации и системные состояния на протяжении установленного в планах периода. Экономическая форма моделирования приравнивается к методу экспериментирования. Программирование включает перевод в запланированное состояние на основе имеющихся на данный момент сведений. В него входит разработка алгоритмов, установление списка необходимых ресурсов и определение методологии.
Для успешного осуществления процесса оперативного управления недвижимым имуществом и других видов управления необходимо ставить цели и задачи на разные промежутки времени. В связи с этими выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное охватывает период от пятнадцати до двадцати лет. На нем определяются общие задачи и цели, а также выбирается стратегия. включает пятилетний период. Главная цель такого типа - выбор эффективных средств для реализации поставленных целей.
Краткосрочное (текущее годовое) планирование с разбивкой по кварталам является более детализированным рассмотрением выводов среднесрочного периода.
Организация деятельности
Организация различных видов управления недвижимым имуществом состоит в установлении системы иерархии между разными органами государства, которые принимают участие в осуществлении соответствующей деятельности, а также в определении их взаимосвязей и особенностей использования ресурсов, определенных для достижения целей.
Организация является не только процессом создания необходимой системы, но и процессом ее упорядочения и совершенствования. Эта деятельность заключается в распределении функций между сотрудниками, группами и подразделениями, а также в координации действий этих субъектов.
Регулирование процессов
Регулятивная деятельность позволяет обеспечить нормальное функционирование системы, которая была создана в результате организации, в целом. Она направляет управленческий процесс на федеральном, региональном и местном уровнях.
Регулирование является деятельностью, направленной на поддержание параметров, заданных на предыдущих этапах. К ее задачам относится сохранение упорядоченного состояния в системе. В отношении секторов частного типа регулирование выражается в установлении правил, стимулов и ограничений, а также в корректировке направления конкретных предприятий согласно целям.
Территориальное или государственное, экономическое регулирование - это система опосредованного вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта посредством внесения изменений в законодательство (систему налогообложения, таможенные пошлины, курсы валют и прочее), а также с помощью использования прочих инструментов мотивации или ограничения деятельности.
Определение характера и остроты социальных и экономических проблем региона позволяет выбрать направления, масштабы и формы регулирования. Оно позволяет обеспечить устойчивые соединения и связи между разными звеньями и управленческими ступенями и таким образом скоординировать весь процесс.
Регулирование управления недвижимым имуществом по договору или без такового как основная функция способствует бесперебойной и беспрерывной работе объекта и синхронизации всех рассматриваемых функций.
Стимулирование работы
Стимулирующая деятельность способствует выработке у отдельных звеньев системы стремления к достижению поставленных задач и целей в отношении управления недвижимым имуществом. Часто эта функция реализуется посредством регулирования бюджета и привлечения инвестиционных средств.
В связи с недавним изменением форм собственности организаций и предприятий, а также их реорганизацией система финансирования сфер социального типа подверглась серьезным изменениям. Предприятия торговли и общественного питания перешли в частные руки, а другие (к примеру, сфера бытового обслуживания) стали непривлекательными в качестве инвестиций.
Контроль за выполнением
Контрольная деятельность в сфере управления недвижимым имуществом включает принятие мер, необходимых для осуществления планирования и выполнения поставленных задач, которые в итоге способствуют достижению всех целей и соответствию задач запланированным целям. Реализация контрольной функции помогает достичь максимальной результативности работы управленческой системы.
Контроль является процессом обеспечения эффективного достижения целей, поставленных организацией. В него входит сбор и обработка информации с дальнейшим анализом полученных результатов, сравнением с планами, выявлением несоответствий и анализом причин этого. В контроль также входит разработка различных мероприятий, которые способствуют достижению целей.
Контрольная функция позволяет организовать деятельность и наладить обратную связь, позволяющую руководству быть в курсе выполнения поставленных задач и исполнения решений руководства.
В процессе контроля управление проходит три этапа:
- установление стандартов и норм;
- измерение степени соответствия указанным нормам;
- изменение и коррекция планов в соответствии с установленными отклонениями.
Проводимый в ходе контроля анализ, с одной стороны, является функцией сам по себе, а с другой - базой для функции планирования. Таким образом образуется замкнутая система в осуществлении процесса аренды и управления недвижимым имуществом.
Распределение имущества
Имущество, которое находится в собственности государства, делится на две части. Одна из них передается государственным юридическим лицам (учреждениям и предприятиям) в хозяйственное ведение или оперативное управление. Другая часть остается в распоряжении государства и считается казной соответствующего муниципального образования.
Решения об осуществлении действий в рамках перераспределения государственного имущества принимаются Федеральным агентством по управлению имуществом государства (ФАУГИ) на основании федеральных законов.
ФАУГИ может предоставить организации или учреждению право оперативного управления недвижимым имуществом в следующих случаях:
- Организация относится к стратегическим объектам либо сохраняется в собственности государства.
- В отношении предприятия не начата процедура банкротства.
- Использование передаваемого имущества будет обеспечивать в организации осуществление деятельности уставного характера согласно законодательным нормам.
ФАУГИ может предоставить субъекту или муниципалитету право собственности на указанное имущество в следующих случаях:
- для нужд федерального значения это имущество не нужно;
- имущество нужно для того, чтобы обеспечить полномочия исполнительных властных органов субъекта или решить вопросы местного уровня.
ФАУГИ может дать согласие на приватизацию имущества в следующих случаях:
- Для нужд федерального значения это имущество не нужно.
- Имущество нельзя передать в собственность муниципалитета или субъекта РФ.
- Имущество не относится к категории изъятого или ограниченного в обороте.
В отношении имущества, относящегося к казне РФ, ФАУГИ может принять решение о его передаче третьему лицу на основании договоров гражданско-правового характера (например, по договору доверительного управления недвижимым имуществом, аренды или другим видам соглашений). Все решения ФАУГИ подобного типа должны быть одобрены вышестоящим органом.
Заключением договора управления недвижимым имуществом по образцу занимаются Территориальные управления Росимущества путем объявления конкурса. Имущество передается напрямую в следующих случаях:
- по решению президента или правительства России;
- имущество является заменой изъятого на государственные нужды;
- обязанность по заключению арендного договора установлена судом;
- имущество передается собственнику другой недвижимости, если эти объекты неразрывно между собой связаны по назначению, местонахождению или характеристикам (техническим).
Цена такой недвижимости определяется путем проведения оценки согласно рыночной стоимости.
Система управления недвижимостью государства основывается на разработке подробной классификации этого имущества, включающей распределение недвижимых объектов на группы однородного типа. Эти группы формируются по общим существенным признакам, которые определяют характер и содержание решений управленческого типа в отношении недвижимых объектов.
Государственная политика в области управления недвижимостью на муниципальном и государственном уровнях базируется на необходимости осуществления грамотного распределения недвижимости между разными формами и видами собственности. При этом распределение должно отвечать интересам государства как социально-экономический единице.
Объекты собственности, принадлежащей исключительно Федерации
К федеральной собственности относятся следующие группы, объекты в которых не могут быть предметом договора управления недвижимым имуществом.
- Национальные богатства страны (ресурсы шельфа, экономической морской зоны или вод территориального типа, природные используемые ресурсы, объекты природного и историко-культурного наследия, культурные учреждения государственного уровня).
- Обеспечивающие работу властных федеральных органов объекты (казна государства, включая ФСС, ПФ РФ, бюджет, внебюджетные фонды, золотой, алмазные и валютные фонды и запасы; имущество ФСБ, Вооруженных Сил, МВД и прочее; учреждения образования и здравоохранения; контрольные природоохранные предприятия; запасы и резервы государственного и мобилизационного назначения; патентные предприятия и полигоны).
- Оборонные производственные объекты (оборонные предприятия, объекты особого назначения для связи и инфраструктуры, защищенные помещения запасных органов управления и власти).
- Хозяйственные объекты (добывающие, топливно-энергетические, электроэнергетические, объекты газификации, автомобильные федеральные дороги и соответствующие организации, предприятия теле- и радиосвязи, заводы и центры по выращиванию растений и животных).
Федеральные объекты, в отношении которых можно осуществить передачу прав
К таким объектам относятся следующие виды:
- наиболее крупные народные хозяйственные предприятия, в которых занято больше десяти тысяч человек;
- атомные и энергетические предприятия машиностроения;
- санаторно-курортные организации государственного уровня, которые не входят в имущественную собственность предприятий, а также гостиничные объекты, находящиеся в ведении центральных управленческих органов;
- учреждения образования, здравоохранения, спорта и культуры, не входящие в предыдущий перечень;
- организации научно-исследовательского, проектно-конструкторского, геологоразведочного и изыскательского типа или объединения НПО;
- предприятия, занимающиеся автомобильным транспортом, не входящие в предыдущий перечень;
- строительные и эксплуатационные предприятия, относящиеся к типу водохозяйственных сооружений и систем;
- предприятия радиовещания, телевидения, издательства, полиграфии, а также телеграфные и информационные агентства в ведении российского комитета по печати;
- предприятия общероссийского значения в области строительства, производства стройматериалов и конструкций;
- помещения оптово-складского типа, хозяйство элеваторного назначения и холодильные комплексы общероссийского значения;
- предприятия, занимающиеся ликвидацией последствий различных чрезвычайных происшествий.
Управленческая деятельность в отношении государственной недвижимости включает множество элементов, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих с целью наиболее рационального использования и распределения данного имущества.
Управление имуществом
Комплексный подход к управлению имущественными отношениями обеспечивает полный контроль над юридическими и хозяйственными отношениями между муниципалитетами, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, юридическими и физическими лицами, балансодержателями имущества, строительными и эксплуатирующими организациями и другими субъектами хозяйственных отношений.
Имущественные отношения регулирует положение об учёте федерального имущества Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учёта федерального имущества».
Федеральное имущество, регулируемое этим положением, включает:
- Недвижимое имущество - земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости
- Движимое имущество - акции, доли (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество
Для организации управления государственным и муниципальным имуществом необходимо:
- Организовать учёт федерального имущества, включая ввод и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, в соответствии с установленным порядком учёта
- обеспечить полноту и достоверность содержащихся в документах правообладателя сведений
- хранить электронные копии документов, подтверждающего приобретение правообладателем объекта учёта, возникновение соответствующего вещного права на объект учёта или государственную регистрацию указанного права на него
- своевременно предоставлять сведения в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
- формировать карты сведений об объекте учёта в соответствии с формами реестра федерального имущества
- оперативно формировать полугодовые и годовые отчеты об обороте имущества, обращенного в собственность государства, по форме, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации
- при изменении сведений об объекте учёта оперативно формировать измененные карты сведений для предоставления в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новых сведений, а также копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учёта
- представлять сведения об объектах имущества для исключения из реестра в соответствующий территориальный орган в случае банкротства правообладателя имущества
- формировать и своевременно предоставлять в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях обновленные карты сведений об объектах учёта, по предусмотренным формам, копии годовой бухгалтерской отчетности, копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, снабженные ЭЦП
- вести контроль процедуры обжалования решений территориального органа, связанных с регистрацией имущества, в вышестоящих органах, в том числе в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом
- эффективно осуществлять функции и полномочия собственника федерального имущества
Системы управления государственным имуществом относятся к категории Система автоматизации документооборота
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Управление имуществом" в других словарях:
Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. См. также: Трастовые операции Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
1) установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи. Относится прежде всего к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь
управление имуществом - 1. Установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи; относится, прежде всего, к государственному имуществу. 2. Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу.… …
1) установление собственником имущества правил, условий его использования, продажи, сдачи в аренду. Термин относится, прежде всего, к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданным собственником другому лицу … Энциклопедический словарь экономики и права
УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ - 1. установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи; относится, прежде всего, к государственному имуществу: 2. право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу …
управление имуществом - 1) установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи. Относится прежде всего к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу … Словарь экономических терминов
управление имуществом доверительное недобросовестное - Управление имуществом, которое признается недобросовестным, если имеет место хотя бы одно из следующих условий: 1) оно учреждено либо осуществляется с нарушением требований законодательства; 2) оно осуществляется с нарушением договора об этом… … Справочник технического переводчика
УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ, ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ - управление имуществом, которое признается недобросовестным, если имеет место хотя бы одно из следующих условий: I) оно учреждено либо осуществляется с нарушением требований законодательства; 2) оно осуществляется с нарушением договора об этом… … Большой бухгалтерский словарь
управление имуществом доверительное - Передача имущества одной стороной (учредителем управления) другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок по договору в управление, при котором другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах… … Справочник технического переводчика
Книги
- Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Монография , Беневоленская Злата Энгельсиновна. Книга представляет собой комплексное монографическое исследование правовой модели доверительного управления имуществом. Является четвертым изданием монографии, которая ранее издавалась в…
- Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства , Беневоленская З.Э.. Книга представляет собой комплексное монографическое исследование правовой модели доверительного управления имуществом. Является четвертым изданием монографии, которая ранее издавалась в…
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Берзон, д-р экон. наук, проф.; СВ. Смирнов, д-р экон. наук, проф.
Ковалев А.П.
КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 13
Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,
3.1.
Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,
ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ
Глава 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ
ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ... 79
4.1. Понятие производственной мощности,
ее виды и способы определения........................... 79
4.2. Фонды времени работы оборудования,
применяемые при расчете производственной
мощности............................................................... 84
4.3. Определение степени использования
производственной мощности................................ 86
4.4. Формирование структуры парка оборудования
и его производственной мощности...................... 89
4.5. Внутренняя сбалансированность
имущественного комплекса.................................. 95
4.6. Связь между производственной мощностью
и стоимостью парка оборудования...................... 98
4.7. Влияние производственной мощности
и стоимости на фондоотдачу.............................. 103
Глава 5. АМОРТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА
И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ................................................
ПО
5.1. Амортизация и амортизируемое имущество 11 0
5.2.Амортизационная политика предприятия........... 113
5.3.Методы начисления амортизации....................... 120
5.4.Выбор сроков полезного использования
для объектов основных фондов........................... 125
5.5............................................................................... Реинвестиционные возможности
амортизационного механизма по обновлению
основных фондов предприятия........................... 127
Глава 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
135
6.1. Процесс износа имущественных объектов........ 135
6.2. Организация ремонта машин и оборудования... 142
6.3. Определение экономической целесообразности
капитального ремонта оборудования................. 145
6.4. Организация технического обслуживания
и ремонта производственных зданий
и сооружений....................................................... 150
6.5. Модернизация и реконструкция имущественных объектов............................................................... 153
Глава 7. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ
ОБНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ.........
161
7.1. Имущественные преобразования по обновлению
и развитию основных фондов предприятия....... 161
7.2. Определение экономической эффективности
инвестиционных проектов имущественных
преобразований.................................................... 167
7.3. Определение упущенного альтернативного дохода
от использования в проекте имеющихся
на предприятии объектов имущества................. 184
7.4. Стратегия и программа имущественных
преобразований на предприятии......................... 189
Глава 8. АРЕНДА И ЛИЗИНГ В УПРАВЛЕНИИ
ИМУЩЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 204
8.1.Правовые вопросы аренды имущества.............. 204
8.2.Экономическая эффективность аренды
недвижимого имущества..................................... 207
8.3.Правовые и организационные основы лизинга. 213
8.4.Лизинговые платежи и эффективность
лизинговой сделки............................................... 220
Глава 9. СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА
ПРЕДПРИЯТИЯ 227
9.1. Сущность, функции и организация
страхования имущества...................................... 227
9.2. Производственно-имущественные риски,
их виды и оценка.................................................. 231
9.3. Экономические показатели страхования............ 237
9.4. Методы страхования и страховые тарифы......... 239
9.5. Организация страховой защиты предприятия
от производственно-имущественных рисков..... 246
Глава 10. ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА В МЕХАНИЗМЕ
КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 252
10.1.Сущность и назначение залога имущества....... 252
10.2.Реализация залогового права залогодержателя.. 258
10.3.Особенности определения залоговой стоимости
имущества............................................................ 262
Литература................................................................................ 271
ВВЕДЕНИЕ
Имущество есть главный материально-вещественный ресурс предприятий, их основное богатство. Имущество обладает тем удивительным свойством, что одновременно служит источником и доходов, и расходов. Полноценно функционирующее имущество приносит его собственнику доход, предопределяет его благосостояние. Наоборот, не вовлеченное в оборот, лишнее имущество становится обузой для предприятия-собственника, подрывает его экономику. Отсюда понятна мысль, что имущество нуждается в управлении.
Опыт российских предприятий, многие из которых продолжают ощущать последствия экономического кризиса начала и середины 1990-х годов, убедительно показал, к каким негативным последствиям приводят неурегулированные имущественные отношения, невнимание к состоянию имущественных комплексов, расточительность и бесхозяйственность в использовании имущества.
Правовая неурегулированность имущественных отношений способствует возникновению острых имущественных споров между участниками хозяйственной деятельности, в частности между акционерами-собственниками, наемными менеджерами и работниками. Причем эти конфликты перерастают зачастую в настоящие баталии с применением физической силы и насильственным захватом помещений. После проведенной приватизации бывшие государственные предприятия получили статус открытых акционерных обществ, но произошло это формально, идо утверждения настоящего корпоративного управления и тем более корпоративной культуры на наших предприятиях еще далеко.
Состояние основных фондов на российских промышленных предприятиях остается плачевным. Многие элементы основных фондов, особенно машины и оборудование, физически и морально устарели, не способны обеспечивать производство современной, пользующейся спросом продукции. Неэффективное использование имущества приводит к его износу и снижению эксплуатационных качеств, повышенным операционным расходам на техническое содержание и ремонты, росту имуществен
ных рисков (аварий, потерь и простоев). Конечно, неудовлетворительное состояние основных фондов, т.е. имущественных комплексов, объясняется в первую очередь нехваткой денежных средств на многих предприятиях. В то же время определенную лепту в эту ситуацию внесло также отсутствие эффективного управления имуществом. Нельзя сказать, что на предприятиях отсутствует управление имуществом как таковое. Оно есть, но все функции этого управления рассредоточены между различными управленческими и вспомогательными подразделениями. Целостной системы управления имуществом на многих предприятиях еще не создано.
Для решения отмеченной проблемы необходимо развивать научные исследования в этой области, вырабатывать подходы применительно к условиям российской экономики и в то же время вести подготовку соответствующих специалистов.
Из экономической теории известно, что доходность предприятия определяют четыре производственных фактора: земля, труд, капитал и менеджмент. Под землей как фактором понимаются характеристика земельного участка, на котором размещено предприятие, ценность земельного участка с точки зрения географического положения и территориального расположения в городе, состояния грунта, наличия коммуникаций и т.д. Труд - опытность, квалификация, профессионализм и деловые качества производственного персонала. Капитал понимается как совокупность материальных и нематериальных активов, функционирующих в производственной деятельности предприятия. Менеджмент как фактор - это опытность и квалификация управляющего персонала, сложившиеся отношения у персонала предприятия с органами управления в регионе, с другими предприятиями, с банками и другими партнерами и клиентами, сформировавшаяся репутация (бренд) предприятия.
Имущество предприятия (его здания, сооружения, коммуникации, парк оборудования, запасы материальных ценностей и т.д.) - главный компонент капитала. Финансовые результаты предприятия во многом зависят от того, какое имущество имеется на предприятии, какими характеристиками это имущество обладает и насколько полно оно используется.
В данном учебнике речь идет об управлении имуществом на промышленном предприятии. Управление имуществом - это
комплекс решений, действий и проектов, нацеленных на эффективное использование, обновление, совершенствование и развитие имущества предприятия. Управление имуществом включает как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и финансированию этой операционной деятельности.
Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказали теория и практика стоимостной оценки имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки - получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она необходима для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако неверно думать, что для управления имуществом нужно только определить его рыночную стоимость. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества следует привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственную мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.
Официальную оценку имущества выполняют независимые оценщики, т.е. специалисты, которые не должны иметь никакого отношения и интереса к оцениваемому имуществу предприятий и не должны принадлежать к персоналу этих предприятий. Другое дело - управление имуществом, эту работу выполняют операционные и финансовые менеджеры самих предприятий. Они же могут выступать в качестве заказчиков официальной оценки. В то же время специалисты предприятий по управлению имуществом должны владеть методикой оценки для того, чтобы уметь правильно сформулировать задачу оценки и проверить полученные отчеты об оценке на соответствие целям оценки, а затем уметь выбрать эффективные решения по результатам оценки.
С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными метода-
ми по восстановлению и обновлению имущества все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.
Данный учебник помогает студентам вузов усвоить содержание дисциплины «Управление имуществом». Теоретической основой этой дисциплины служат положения таких наук, как экономическая теория, менеджмент, маркетинг, оценка стоимости, финансово-экономический анализ, ценообразование, математическое программирование, статистика, имущественное право и др.
Что дают знания по данной дисциплине будущим экономистам?
Полезность этих знаний проявляется в таких направлениях экономической деятельности, как:
Организация полного и всестороннего учета всех компо
нентов имущества;
Разработка эффективного режима наиболее полного исполь
зования разных объектов имущества;
Разработка проектов по обновлению, экономическому и
инновационному развитию имущественных объектов;
Выявление резервов и достижение наиболее полного ис
пользования качественных характеристик имущества;
Координация работ по проведению независимой оценки
имущества.
Понятие имущества тесно связано с понятием собственности. Имущество - это те вещи, которые находятся в чьей-то собственности, т.е. кому-то принадлежат. В данном учебнике упор сделан на рассмотрении имущества промышленных предприятий, которые могут иметь форму акционерного общества, государственного унитарного или казенного предприятия.
В условиях рынка хозяйственные операции, связанные с имуществом, имеют исключительно важное значение. Процессы антикризисного управления, реструктуризации и реформирования предприятий, их приватизации и ликвидации затрагивают тем или иным образом вопросы раздела имущества, изменения прав собственности и сделок с имуществом. В современных условиях имущественные споры в судах - довольно распространенное явление. Все это заставляет уделять внимание не только экономическим, но и правовым аспектам управления имуществом.
Успешная деятельность предприятия невозможна без эффективного управления имуществом. Цели управления имуществом сводятся в конечном счете к тому, чтобы:
Защищать права на имущество, т.е. не допускать потерю
имущества при незаконных посягательствах со стороны третьих
лиц;
Сохранять имущество, т.е. не допускать возможности краж,
«разбазаривания», невыгодных распродаж и других отрицатель
ных действий; защищать от рисков через страхование и другими
способами;
Постоянно поддерживать имущество в работоспособном
состоянии путем проведения регулярных обслуживающих и ре
монтных работ;
Обновлять и повышать технический и инновационный уро
вень имущества, например осуществлять замену устарев
шего оборудования на новое, более совершенное и производи
тельное;
Приумножать и повышать полезность и ценность имуще
ства, т.е. проводить работы по реконструкции помещений, но
вому капитальному строительству, облагораживанию земельных
участков, территорий предприятия, его коммуникаций и подъез
дных путей;
Обеспечивать наиболее полное использование полезных
свойств всех компонентов имущества: зданий, сооружений, ма
шин и оборудования.
Дисциплина «Управление имуществом» - завершающий учебный курс для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии» и специализации «Управление имуществом». Методически она тесно связана с другими дисциплинами, которые либо уже читались, либо читаются параллельно. Особенно следует подчеркнуть ее связь с такими дисциплинами, как «Экономика и оценка недвижимости», «Стоимостный анализ», «Основы оценки стоимости машин и оборудования», «Оценка эффективности инвестиционных проектов» и др.
Настоящий учебник знакомит читателя с основными положениями теории управления имуществом. В книге рассказано о том, какие правовые аспекты необходимо учитывать при управлении имуществом, какую роль играет имущественный подход
в формировании стоимости, как связана стоимость имущества с производственной мощностью и другими показателями предприятия, как обеспечить эффективность организационно-экономического механизма содержания и обновления имущества, какие существуют имущественные риски и как защититься от них через страхование, в чем состоят операции аренды, лизинга, доверительного управления и залога, как организовать на предприятии работу по стратегическому управлению имущественными комплексами.
В основу учебника легли материалы лекций по дисциплине «Управление имуществом», которые автор читает студентам в Московском государственном технологическом университете «Станкин».
|
вам, либо к оборотным активам. Внеоборотными считаются такие активы, которые многократно участвуют в процессе отдельных циклов хозяйственной деятельности и переносят на продукцию или услуги свою стоимость частями. Внеоборотные активы образуют амортизируемые основные средства (фонды) предприятия, у которых срок полезного использования свыше 12 месяцев и первоначальная стоимость одного объекта превышает 20 тыс. руб. (НК РФ, глава 25, ст. 256). Оборотные активы (оборотные средства) обслуживают текущую деятельность предприятия и полностью потребляются (видоизменяют свою форму) в течение одного операционного цикла продолжительностью до 12 месяцев.
С точки зрения применяемости в текущей операционной деятельности предприятия имущественные объекты могут быть находящимися в:
а) рабочей эксплуатации или текущем потреблении;
б) резерве (консервации) или запасах;
в) стадии утилизации (списания).
По наличию полезности для деятельности предприятия имущественные объекты могут быть используемыми (полезными) или неиспользуемыми (бесполезными). К неиспользуемым (бесполезным) объектам относятся такие, которые были когда-то приобретены предприятием, но в настоящее время в деятельности предприятия не участвуют по ряду причин и их дальнейшее использование также не планируется.
По месту использования (потребления) имущественный объект может быть отнесен к:
а) основной производственной или сервисной единице;
б) вспомогательной, обслуживающей или исследовательской
единице;
в) управленческой структурной единице;
г) структурной единице непроизводственного (например, социально-культурного) назначения.
1. Из каких компонентов состоит государственное имущество?
2. В чем заключается принцип соответствия государственного имущества его функционально-целевому назначению?
3. Каким образом реализуется принцип текущего и перспективного планирования при системном контроле использования государственного имущества?
4. Какие объекты относятся к недвижимому имуществу?
5. Какие задачи решаются введением обязательной государственной регистрации недвижимого имущества?
6. Какими имущественными правами наделены государственные унитарные предприятия?
7. В качестве каких участников земельных отношений могут выступать промышленные предприятия?
8. Назовите основные виды учета имущества.
9. Как выглядит структура кадастрового номера здания?
10. Что такое технический учет недвижимости и какие государственные органы его курируют?
11.Что понимается под инвентарным объектом в системе бухгалтерского учета основных средств?
12.Что такое код ОКОФ, каково его строение и назначение?
13.По какой стоимости принимаются к учету новые объекты основных средств?
14.Что такое операционный имущественный комплекс и из каких групп имущества он состоит?
15.Какие признаки используются при классификации имущественных объектов?
СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,
АМОРТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА
И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»
Финансовой академии при Правительстве РФ; Н.И. Берзон, д-р экон. наук, проф.; СВ. Смирнов, д-р экон. наук, проф.
Ковалев А.П.
К56 Управление имуществом на предприятии: учебник / А.П. Ковалев. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 272 с: ил.
ISBN 978-5-279-03369-0 (Финансы и статистика) ISBN 978-5-16-003745-5 (ИНФРА-М)
Рассмотрены вопросы организации комплексного учета имущества, формирования службы управления имуществом на предприятии, использования стоимостной оценки имущества, определения производственной мощности имущественных комплексов; выработки амортизационной политики. Особое внимание уделено экономическому анализу управленческих решений по проведению имущественных преобразований, поиску резервов роста фондоотдачи, создания страховой защиты, организации залога имущества. Приведены практические примеры с расчетами и пояснениями.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент», а также для преподавателей вузов, аспирантов, практикующих экспертов-оценщиков и специалистов.
Введение....................................................................................... 7
Глава 1. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ
КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 13
1.1.Роль государства в управлении имуществом...... 13
1.2.Имущество предприятия как объект
гражданских прав.................................................. 16
1.3.Комплексный учет состава имущества
на предприятии..................................................... 21
1.4. Бухгалтерский учет основных средств
на предприятии..................................................... 26
1.5................................................................................ Имущественная структура предприятия 32
1 Глава 2. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ИМУЩЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ............ 39
2.1. Стратегический подход к управлению
имуществом............................................................. 39
2.2. Принципы управления имуществом
на предприятии.................................................... 44
2.3. Цель и задачи управления имуществом............. 49
2.4. Служба управления имуществом
на предприятии..................................................... 53
Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,
ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ... 58
3.1. Виды стоимости имущества и задачи
ее определения...................................................... 58
3.2. Особенности определения стоимости
имущественных комплексов и объектов............. 63
3.3. Имущественный (затратный) подход
при оценке имущественного комплекса.............. 65
Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,
ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ
3.4.Стоимость и фондоотдача основных фондов
предприятия........................................................... 67
3.5.Влияние стоимости имущества на показатели
деятельности предприятия.................................... 72
В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.
Рисунок 2.6 - Объекты управления государственным портфелям акций
Управление имуществом - это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.
Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.
Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки - получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.
С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.
Задачи управления государственной собственностью, стоящие на современном этапе в РФ:
- - классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;
- - инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использование объектов по назначению;
Рисунок 2.7 - Виды сделок с объектами недвижимости
- - обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;
- - рациональная структура и состав объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности. Создание новых объектов;
- - обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;
- - повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов, средств управления.
Научно-обоснованная целевая ориентация процессов управления государственной собственностью служит определенной предпосылкой их рациональной организации и результативности.
В экономической литературе всё, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия. В соответствии со ст. 132 части первой Гражданского кодекса “предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором”.
Имущество предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.
Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.
К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.
Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы.
Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в курсе экономики имущество предприятия рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает деятельность предприятия; в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования.
Принципы управления имуществом предприятия различны в зависимости от организационных форм предприятия. В настоящее время в России можно выделить следующие основные организационно-правовые формы, утвержденные в законодательном порядке :
1. Индивидуальные с использованием наёмного труда
предприятия без применения наёмного труда
2. Товарищества с ограниченной ответственностью
смешанные
открытые
3. Акционерные общества закрытые
федеральные
4. Государственные муниципальные
5. Некоммерческие общественные организации
Цель работы: определить основные принципы и методы управления имуществом предприятия с точки зрения менеджмента.
Обязательным условием для эффективного управления является наличие целей. Целями для управления предприятием, как экономическим объектом, являются финансово-экономические показатели, которые могут быть определены в результате прогнозирования будущей деятельности предприятия. Целевые показатели могут быть определены, только в том случае, если предприятие имеет разработанный бизнес-план, из которого следует: как, в какие сроки, и почему определенные финансово-экономические показатели могут быть достигнуты.
Владелец любого предприятия в состоянии оценивать насколько эффективно используется его собственность, только сравнивая планируемые показатели с достигнутыми. К сожалению, за последние 10 лет государством не было сделано никаких практических шагов к тому, чтобы создать более ли менее работоспособную систему планирования в реальном секторе экономики.
Можно создать какое угодно количество органов, занятых управлением государственным имуществом, но управлять без четких целей и качественной информации невозможно. Нет планов - не будет конструктивных и последовательных действий, направленных на достижение определенных целей.
Задачи работы:
1. Изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе.
2. Изучить систему управления государственным и муниципальным имуществом;
3. Описать антикризисное управление имуществом предприятия на стадии банкротства.
Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и справочной литературы, а также из других источников: нормативно-правовых актов, периодических изданий, документации предприятия, суждений экспертов, открытой статистической информации.
1. Виды и формы управления имуществом предприятия
1. 1 Правовое регулирование управления имуществом предприятия
Федеральный Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные предприятия. Казенные предприятия – это государственные предприятия, находящееся в непосредственном ведении государственных органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
Доходов унитарного предприятия от его деятельности;
Иных не противоречащих законодательству источников.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, получаемых субъектами этих прав от собственника на закрепленное за ними имущество.
Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационно-правовых формах - "предприятия" и "учреждения".
Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. ст. 113 - 114 ГК РФ) как разновидность коммерческих организаций.
Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, относящиеся к частной собственности.
Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию, как коммерческой организации; либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность; в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник-учредитель вправе изъять имущество у субъекта права оперативного управления только в трех предусмотренных законом случаях (излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению), и распорядиться им по своему усмотрению. Никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распорядиться без согласия собственника.
1.2 Задачи и общие принципы управления государственным имуществом
Задачи управления государственным имуществом включают два основных блока: стратегическое управление и оперативное управление.
К вопросам стратегического управления относятся:
Инвестиционные решения;
Решения по вопросам долговых обязательств предприятий, особенно перед государственным бюджетом (как по налогам, так и по выданным кредитам и гарантиям);
Проблемы выбора направлений развития конкретных государственных предприятий.
Оперативное управление включает три основные группы задач: планирование, контроль и принятие управленческих решений. Высокая эффективность управления государственным имуществом может быть обеспечена посредством реализации, одной из наиболее распространенных концепций современного менеджмента, - "управление по целям". Управление по целям предполагает наличие ясных, измеримых и достижимых целей, а также стратегии и плана действий, которые обеспечат достижение поставленных целей. Планирование бизнеса - это не шаг назад, а профессиональный взгляд в будущее. Отсутствие целей и планов порождают безответственность в управлении предприятиями. Если нет целей и не определены пути их достижения, то нет и четких критериев для оценки эффективности менеджмента. В результате, процедуры контроля со стороны собственника (в данном случае государства) из важнейших управленческих функций превращаются в пустую формальность. Таким образом, наличие бизнес-плана, включающего определенные цели (в виде финансово-экономических показателей), а также основные положения стратегии развития предприятия и выполнения операций, является важнейшим условием для создания системы управления по целям.
Контроль - важнейшая задача управления. Эффективный контроль возможен только при выполнении следующих условий:
Наличие измеримых критериев оценки
Справедливость (сведение к минимуму субъективных подходов к оценке)
Реализуемость
Регулярность
Как уже говорилось выше, если определены цели в виде конкретных значений финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а также разработан и утвержден бизнес-план деятельности предприятия, содержащий подробную информацию о том: как и в какие сроки целевые показатели будут достигнуты, появляется возможность оценивать эффективность менеджмента предприятия наиболее справедливым и открытым способом, путем сравнения текущих показателей с запланированными и утвержденными ранее. Необходимо также принимать во внимание, что управление государственным имуществом должно осуществляться через представителей государства в Советах директоров предприятий.
По результатам анализа эффективности текущей деятельности предприятий, должны приниматься управленческие решения. Фактически, управленческие решения - это воздействия, посредством которых государство реализует свою политику управления имуществом. В отличие от стратегических решений (перепрофилирование, ликвидация, приватизация, реструктуризация и т.п.), оперативные управленческие решения направлены на решение двух основных задач:
Внесение корректив и утверждение уточненного бизнес-плана предприятия, в соответствие с объективными изменениями внешней среды (рыночного спроса, законодательства, пересмотра государственных программ и т.п.);
Решение кадровых вопросов: смещение и замена высшего руководства предприятия, в случае не выполнения согласованных и утвержденных плановых показателей.
Государство, как любой другой собственник, должно обеспечивать управление государственным имуществом с максимально эффективностью. Собственник осуществляет управление своим имуществом посредством своих полномочных представителей, принимающих участие в органах управления предприятиями (Советах директоров и Общих собраниях акционеров), полностью или частично принадлежащих государству.
Классификация объектов государственного имущества
Все объекты государственного имущества можно разделить на две основные группы:
Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);
Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).
Такое разделение предопределяет принципы управления имуществом.
По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий. В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства - менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.
По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте. Целью государства - инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).
Объекты - исключительно государственной собственности.
К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:
Оборонные предприятия;
Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;
Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;
Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности);
Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).
Как уже отмечалось ранее, важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:
1. Экспертиза плана деятельности предприятия;
2. Определение значений основных финансово-экономических показателей;
3. Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;
4. Регулярный текущий контроль исполнения плана;
5. Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).
Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:
Номенклатуру продукции или услуг;
Объемы и условия поставки;
Закупочные цены;
Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия;
Источники и условия финансирования.
Объекты с возможностью коммерческого использования.
Управляя коммерческими объектами государство как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке. Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие. При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.
При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т.п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.
1. 3 Антикризисное управление имуществом предприятия
Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия.
Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе антикризисном.
Банкротство - установление в судебном порядке финансовой несостоятельности предприятия, т.е. его неспособности удовлетворить в установленные сроки предъявленные к нему требования и выполнить обязательства перед бюджетом.
Согласно закона “О несостоятельности (банкротстве)” целью банкротства является финансовое оздоровление предприятия, фирмы, корпорации, восстановление их платежеспособности. Закон рекомендует:
Восстанавливать платежеспособность предприятия с помощью арбитражных (внешних) управляющих;
Контроль за деятельностью внешнего управляющего осуществлять кредиторам;
В качестве мер по восстановлению платежеспособности предприятия практиковать уступку прав требования, продажу части имущества предприятия, а в ряде случаев и продажу самого предприятия.
Стадия проведения процедуры банкротства состоит, из трех периодов: наблюдения, внешнего управления имуществом должника и конкурсного производства. Задачи, стоящие перед управляющими в каждом из этих периодов, не совпадают.
Период наблюдения - практика, заимствованная из немецкого законодательства. С момента принятия заявления и признании предприятия-должника банкротом арбитражный суд назначает процедуру наблюдения и временного управляющего.
Наблюдение применяется для обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. При этом руководители предприятия не отстраняются от должности, но ограничены в имущественных и финансовых правах для соблюдения интересов кредиторов. Однако только с согласия временного управляющего они могут заключать сделки, связанные с передачей недвижимости в аренду или залог, внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал; распоряжаться имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% активов предприятия; получать и выдавать займы или кредиты, поручительства и гарантии, уступать права требований, переводить долги, учреждать доверительное управление имуществом предприятия.
Внешнее управление. Под внешним управлением имуществом предприятия-должника понимается процедура, направляемая на продолжение деятельности этого предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником и соответственно имуществом предприятия арбитражному управляющему, а прежние руководители отстраняются.
Основанием для назначения внешнего управляющего имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность хозяйствующего субъекта-должника c coxpaнeниeм eдинoгo имyщecтвeннoгo кoмплeкca и caмoй opгaнизaции в кaчecтвe cyбъeктa пpaвa. с целью продолжения его деятельности.
Ocнoвнoй цeлью пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния являeтcя пpoдoлжeниe дeятeльнocти пpeдпpиятия пyтeм peaлизaции чacти eгo имyщecтвa и ocyщecтвлeния дpyгиx финaнcoвыx, экoнoмичecкиx и opгaнизaциoнныx мepoпpиятий. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований к нему со стороны кредиторов, cpoки иcпoлнeния кoтopыx нacтyпили дo ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния. Пoэтoмy oдним из ycлoвий ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния имyщecтвoм дoлжникa являeтcя нaличиe coглacия кpeдитopoв нa eгo пpoвeдeниe.
Зaкoн пpeдocтaвляeт внeшнeмy yпpaвляющeмy шиpoкиe пpaвa по pyкoвoдcтвy пpeдпpиятиeм-дoлжникoм и yпpaвлeниeм eгo имyщecтвoм. Bнeшний yпpaвляющий имeeт пpaвo caмocтoятeльнo pacпopяжaтьcя имyщecтвoм дoлжникa, зaключaть oт eгo имeни миpoвoe coглaшeниe, зaявлять oткaз oт иcпoлнeния дoгoвopoв дoлжникa. В oбязaннocти внeшнeгo yпpaвляющeгo вxoдит: пpинять имyщecтвo дoлжникa и пpoвecти eгo инвeнтapизaцию; oткpыть cпeциaльный cчeт для пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния и pacчeтoв c кpeдитopaми; paзpaбoтaть и пpeдcтaвить нa yтвepждeниe coбpaнию кpeдитopoв плaн внeшнeгo yпpaвлeния и т. д.
В тo жe вpeмя вoзмoжнocти apбитpaжнoгo yпpaвляющeгo oгpaничeны oпpeдeлeнными пpeдeлaми. Taк, кpyпныe cдeлки (cдeлки, влeкyщиe pacпopяжeниe имyщecтвoм, бaлaнcoвaя cтoимocть кoтopoгo пpeвышaeт 20 пpoцeнтoв бaлaнcoвoй cтoимocти aктивoв дoлжникa), в coвepшeнии кoтopыx имeeтcя зaинтepecoвaннocть, зaключaютcя внeшним yпpaвляющим тoлькo c coглacия coбpaния (кoмитeтa) кpeдитopoв.
Baжнeйшим этaпoм пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния являeтcя paзpaбoткa плaнa внeшнeгo yпpaвлeния имyщecтвoм дoлжникa. Bнeшний yпpaвляющий, нe пoзднee oднoгo мecяцa c мoмeнтa cвoeгo нaзнaчeния, дoлжeн paзpaбoтaть плaн пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния, кoтopый пpeдcтaвляeтcя нa paccмoтpeниe и yтвepждeниe coбpaнию кpeдитopoв нe пoзднee чeм чepeз двa мecяцa c мoмeнтa ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния. Плaн внeшнeгo yпpaвлeния дoлжeн пpeдycмaтpивaть мepы по вoccтaнoвлeнию плaтeжecпocoбнocти дoлжникa.
Пpи пpoдaжe пpeдпpиятия дoлжникa, чacти eгo имyщecтвa, oтчyждaютcя вce виды имyщecтвa, пpeднaзнaчeннoгo для ocyщecтвлeния пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти, включaя зeмeльныe yчacтки, ocнoвныe и oбopoтныe пpoизвoдcтвeнныe фoнды и фoнды oбpaщeния, пpaвa тpeбoвaния и oбoзнaчeния и т.д. Пpи пpoдaжe пpeдпpиятия дeнeжныe oбязaтeльcтвa и oбязaтeльныe плaтeжи дoлжникa нa дaтy пpинятия apбитpaжным cyдoм зaявлeния o пpизнaнии дoлжникa бaнкpoтoм нe включaютcя в cocтaв eгo имyщecтвa. Cyммa выpyчки oт пpoдaжи пpeдпpиятия включaeтcя в cocтaв имyщecтвa дoлжникa. Пpoдaжa пpeдпpиятия пpoвoдитcя пyтeм пpoвeдeния oткpытыx тopгoв, нaчaльнaя цeнa eгo yтвepждaeтcя coбpaниeм (кoмитeтoм) кpeдитopoв. Topги пpoвoдятcя в фopмe ayкциoнa. В cлyчae, ecли лицo, выигpaвшee тopги, в дaльнeйшeм oткaзывaeтcя oт пoдпиcaния дoгoвopa кyпли-пpoдaжи cyммa зaдaткa, yплaчeннaя им, включaeтcя в cocтaв имyщecтвa дoлжникa зa вычeтoм издepжeк opгaнизaтopoв тopгoв нa иx пpoвeдeниe.
Ecли выpyчeннoй oт пpoдaжи пpeдпpиятия cyммы дocтaтoчнo для yдoвлeтвopeния тpeбoвaний кpeдитopoв в пoлнoм oбъeмe, пpoизвoдcтвo по дeлy o бaнкpoтcтвe пpeкpaщaeтcя. В cлyчae нeдocтaткa выpyчeннoй cyммы внeшний yпpaвляющий пpeдлaгaeт зaключить миpoвoe coглaшeниe. В cлyчae нe дocтижeния миpoвoгo coглaшeния apбитpaжный cyд пpинимaeт peшeниe oб oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa.
Конкурсное производство. Конкурсное производство - процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного хозяйствующего субъекта. В результате осуществления этой акции между кредиторами распределяется имущество должника, на которое может обращено взыскание.
При принятии решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Задачи антикризисного управления в этот период ограничены: конкурсный управляющий должен обеспечит максимальное удовлетворение требование кредиторов. Поэтому с момента признания должника банкротом его органы управления отстраняются от исполнения функций по управлению и распоряжению имуществом (если такое устранение не было произведено ранее). Все полномочия по управлению делами должника, в том числе по управлению имуществом, переходят к конкурсному управляющему.
Конкурсный управляющий приобретает право:
Распоряжения имуществом должника;
Выполняет функции управления предприятием –должником;
Принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
C мoмeнтa пpизнaния apбитpaжным cyдoм пpeдпpиятия-дoлжникa нecocтoятeльным и пpинятия peшeния oб oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa пpaвoвoe и имyщecтвeннoe пoлoжeниe eгo знaчитeльнo oгpaничивaeтcя. Taк, пpeдпpиятиe-дoлжник пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaниe кaк cyбъeкт пpaвa. Зaпpeщaeтcя пepeдaчa имyщecтвa дoлжникa (кpoмe cлyчaeв, кoгдa этo paзpeшaeтcя coбpaниeм кpeдитopoв), пoгaшeниe eгo oбязaтeльcтв.
Bce пpeтeнзии имyщecтвeннoгo xapaктepa мoгyт быть пpeдъявлeны дoлжникy тoлькo в paмкax кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa. Cвeдeния o финaнcoвoм cocтoянии дoлжникa пpeкpaщaют oтнocитьcя к кaтeгopии cвeдeний, нocящиx кoнфидeнциaльный xapaктep либo являющиxcя кoммepчecкoй тaйнoй. Cнимaютcя paнee нaлoжeнныe apecты имyщecтвa дoлжникa и иныe oгpaничeния по eгo pacпopяжeнию. Bвeдeниe нoвыx apecтoв имyщecтвa дoлжникa и иныx oгpaничeний по eгo pacпopяжeнию нe дoпycкaeтcя.
Ocнoвным этaпoм кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa являeтcя oцeнкa aктивoв дoлжникa и oпpeдeлeниe paзмepa eгo дoлгa. Bce имyщecтвo (aктивы) дoлжникa, yкaзaннoe в бyxгaлтepcкoм бaлaнce либo зaмeняющиx eгo дoкyмeнтax и выявлeннoe в xoдe кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa, oбpaзyeт ocнoвy для фopмиpoвaния кoнкypcнoй мaccы. В кoнкypcнyю мaccy включaютcя тaкжe oбъeкты coциaльнo-кoммyнaльнoй cфepы, нaxoдящиecя нa бaлaнce дoлжникa. He пoдлeжaт включeнию в кoнкypcнyю мaccy:
Oбъeкты жилищнoгo фoндa и дeтcкиe дoшкoльныe yчpeждeния;
Жизнeннo вaжныe для дaннoгo peгиoнa oбъeкты пpoизвoдcтвeннoй и кoммyнaльнoй инфpacтpyктypы, кoтopыe дoлжны быть пpиняты нa бaлaнc cooтвeтcтвyющиx opraнoв гocyдapcтвeннoй влacти;
Имyщecтвo, являющeecя пpeдмeтoм зaлoгa и нe пpинaдлeжaщee дoлжникy нa пpaвe coбcтвeннocти;
Apeндoвaннoe дoлжникoм имyщecтвo;
Имyщecтвo, нaxoдящeecя нa oтвeтcтвeннoм xpaнeнии y дoлжникa;
Личнoe имyщecтвo paбoтникoв пpeдпpиятия-дoлжникa, нa кoтopoe в cooтвeтcтвии c зaкoнoдaтeльcтвoм или yчpeдитeльными дoкyмeнтaми пpeдпpиятия нe мoжeт быть oбpaщeнo взыcкaниe по oбязaтeльcтвaм дoлжникa.
В цeляx бoлee пoлнoгo yдoвлeтвopeния тpeбoвaний кoнкypcныx кpeдитopoв кoнкypcный yпpaвляющий мoжет, пocлe пpoвeдeния инвeнтapизaции и oцeнки имyщecтвa, пpeдпpиятия дoлжникa, пpиcтyпить к eгo пpoдaжe нa тopгax.
1. 4 Доверительное управление имуществом
Доверительное управление является способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но не установлением нового права собственности на данное имущество.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в верительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.(ст. 1012 ГК)
Доверительное управление по данному договору необходимо отличать от "внутреннего" управления обществом, товариществом, унитарным предприятием их директором, а также иными уставными органами. Директор (правление общества и т.п.) хотя и имеет право распоряжения (в той или иной степени) имуществом таких организаций, но действует при этом от их имени, никогда не принимает имущество, которым распоряжается, на свой отдельный баланс, а если и несет гражданско-правовую ответственность перед обществом (товариществом, предприятием), то только в случаях, предусмотренных законом или договором (п.3 ст.53 ГК).
Передача имущества в доверительное управление есть форма реализации собственником своих правомочий, предоставленных ему п.4 ст.209 ГК. Именно собственник определяет цель учреждаемого доверительного управления, объем передаваемых правомочий, а также лицо, в интересах которого доверительный управляющий должен действовать. В качестве такового собственник может назвать самого себя, а также, за определенными исключениями, любое другое лицо. В последнем случае договор доверительного управления имуществом становится разновидностью договора в пользу третьего лица (ст.430 ГК).
Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя и (или) выгодоприобретателя.
Объектом доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
Говоря о доверительном управлении предприятием, следует иметь в виду, что речь идет о передаче его в управление как объекта права (ст.132 ГК). Сохранение предприятия в качестве самостоятельного юридического лица невозможно практически, т.к. передаваемое в управление имущество должно отражаться у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет, для расчетов открывается отдельный банковский счет (см. ст.1018 ГК).
В доверительное управление может быть передано и государственное, и муниципальное, и частное имущество.
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законодательством основаниям.
По общему правилу, передача имущества в доверительное управление - это передача его в руки профессионала. Таковым в хозяйственном обороте является предприниматель. Именно он (индивидуальный предприниматель - ст.23 ГК или одна из коммерческих организаций, перечисленных в п.2 ст.50 ГК) вправе выступить в роли доверительного управляющего чужим имуществом.
Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного управления и самоуправления.(ст. 1015 ГК)
Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа (ст.550 ГК).
Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.
Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества вверителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
В соответствии с п.4 ст.209 и п.1 ст.1012 ГК доверительный управляющий не приобретает право собственности на переданное имущество. Однако в пределах, предоставленных ему законом и договором, управляющий может владеть, пользоваться, распоряжаться этим имуществом, в т.ч. передавать его в собственность других лиц, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.
Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или вверителя, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а вверителю - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества с учетом его естественного износа, в том числе упущенную выгоду.
Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или вверителя.
Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий лично. Если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи. Вверитель может в этом случае потребовать от доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков.
Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества - на имущество вверителя, не переданное в доверительное управление.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Правовое регулирование управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе определяется Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
2. Предприятие неплатежеспособно не потому, что оно является государственным, а потому, что неэффективно управляется и смена менеджмента или реструктуризация может привести к улучшению его положения. Государство-инвестор пытается решить проблемы повышения эффективности деятельности предприятия (проблемы управления) посредством инвестирования бюджетных средств. В большинстве случаев это приводит просто к потере денежных средств.
3. Одним из важнейших механизмов управления государственным имуществом является система планирования. При этом система планирования должна отвечать следующим требованиям:
Минимальная трудоемкость в использовании (возможность автоматизации основных процедур планирования и анализа эффективности);
Глобальность (возможность охвата всех предприятий, полностью или частично, находящихся в государственной собственности);
Универсальность (применение стандартных методов подходов к различным отраслям деятельности и видам предприятий);
Соответствие общепринятой практике стратегического и оперативного корпоративного планирования;
Соответствие отчетных документов международным стандартам финансовой отчетности, для обеспечения возможности представления информации о деятельности предприятия представителям государства, а также российским и иностранным акционерам (инвесторам) в едином формате;
Информационная совместимость (обеспечение возможности беспрепятственного информационного обмена информацией между предприятиями и органами управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
Легкостью в освоении и наличие необходимой инфраструктуры для обучения.
4. Закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вводит четыре процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Согласно закону, процедура наблюдения применяется до момента утверждения арбитражным судом иных процедур. Процедура внешнего управления, вводимая, как правило, судом, устанавливает мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным долгам и обязательным платежам (налогам и т.п.). Конкурсное производство означает смену собственника предприятия. При этом закон предписывает ни в коем случае не останавливать производство в случае применения этой процедуры. И, наконец, мировое соглашение устанавливает порядок выплаты либо реструктуризации долга. Проводится она под наблюдением суда. Иными словами, мировое соглашение - это также процедура банкротства.
5. При доверительном управлении управляющий использует имущество своего подопечного, не становясь собственником этого имущества и не в своих интересах, а в интересах собственника или назначенного им выгодоприобретателя, причем только в пределах, установленных законом и договором.
Управляющий осуществляет юридические и фактические действия на четких обязательственных основах.
Доверительное управление является институтом обязательственного, а не вещного права. Основанием возникновения управления имуществом всегда является договор.
Библиографический список литературы
1. Федеральный Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ// "Российская газета" от 3 декабря 2002 г., No 229 (3097).
2. Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 года №6- ФЗ// "Российская газета" от 23 января 1998 г.
3. Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах - Белгород: Белаудит, 1995. - С.35
4. Ковалёв А.П. Управление имуществом предприятия - М.: Финстатинформ, 2002.
5. Сборник кодексов Российской Федерации - Издание 8-е. - М.: Филинъ, 1999. - С.158
6. Финансовый менеджмент / под ред.проф.Золотарёва В.С. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2000. - 224 с.
7. Шкурина Л.В. Управление имуществом предприятия / Учебное пособие. - М.: Рос. гос. открытый техн. ун-т путей сообщения, 2000.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.