Сценарий мероприятия по творчеству чуковского в библиотеке. Литературный праздник для учащихся начальной школы «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского
Электронный выпуск информационного издания ЦБС посвящен юбилею К.И. Чуковского.
«В гостях у дедушки Корнея»
27 марта в рамках Недели детской и юношеской книги в библиотеке-филиале №2 говорили о жизни и творчестве К. И. Чуковского, 130-летний юбилей которого мы отмечаем 30 марта. Участниками познавательно-игровой программы «В гостях у дедушки Корнея» стали члены клуба «Видеогостиная «Серпантин сказок и приключений»» (19 чел.), учащиеся 1 «б» класса МБОУ ООШ № 17 им. Т. Н. Хренникова (кл. рук. Коновалова Н. В.) (15 чел.), родители.
Традиционно ребята получили опережающие задания: прочитать сказки К.И. Чуковского, нарисовать рисунки, подготовить сценку.
Внимательно рассматривали ребята выставку книг. Перед их взором предстала необычная картина: за детским столиком «сидели» книги и «пили» чай. На праздничном столе были чашки с ароматным чаем, самовар с баранками, конфеты. Как было приятно детям познакомиться на выставке с произведениями любимого писателя К. И. Чуковского!
Библиотекарь детского абонемента Наталья Владимировна Дерюгина познакомила детей с жизнью и творчеством писателя, отметила, что на сказках К. Чуковского выросли их папы и мамы, бабушки и дедушки, и предложила посмотреть сценку – отрывок из сказки «Айболит», которую разыграли сами ребята.
На мероприятии команды «Мойдодыр», «Федорино горе» и «Краденое солнце» активно отвечали на вопросы предложенной викторины, угадывали сказку по отрывку, собирали пазл-картинку, узнавали героя по поступку. За каждый правильный ответ команды получали жетон – «муху-цокотуху».
Неожиданным было появление главной героини – Мухи-Цокотухи (библиотекарь В.И. Денисова), которая пришла не с пустыми руками, а с настоящим самоваром. Она поздравила ребят с праздником и угостили всех присутствующих чаем из самовара и разными сладостями. Ребята пили чай и смотрели мультфильм по сказке К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха».
В заключение ведущая поблагодарила участников за прекрасные рисунки, которые были вывешены на стенде «Смотрите, что мы читали» и отметила, что проигравших сегодня нет, потому что сегодня на праздник собрала всех книга и чудесный писатель Корней Иванович Чуковский.
Ребята не ограничились чтением произведений Чуковского, они захотели прочитать сказки других писателей. После мероприятия на детском абонементе было многолюдно. Почти все дети ушли домой с книгами.
♦
Сказки дедушки Корнея
28 марта в библиотеке-филиале №7 прошёл день громкого чтения «Сказки дедушки Корнея», посвящённый юбилею К.Чуковского. В нем приняли участие 8 чел. (7-9 лет).
Ребятам рассказали о К.И.Чуковском, его замечательных сказках и стихах для детей, продемонстрировали его книги, которые можно почитать в библиотеке (их можно было увидеть на выставке «Самый любимый сказочник»). А затем прочитали вслух сказки «Муха-Цокотуха» и «Путаница», а сказки «Телефон» и «Федорино горе» дети читали по ролям. После беседы о том, что нравится в сказках Чуковского и почему, ребята отгадывали загадки о героях его сказок.
В течение недели в библиотеке проходил конкурс рисунков «Любимая сказка К.Чуковского», в котором приняли участие 10 детей (7-11 лет), все участники получили почётные грамоты библиотеки.
♦
Миг чтения прекрасный
29 марта в филиале МБОУ ДОД дома пионеров и школьников (учебный корпус №1) прошел день громкого чтения «Миг чтения прекрасный» для младших школьников, который провели библиотекари библиотеки-филиала №5 . Посвящен он был юбилею замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Библиотекари оформили книжную выставку «Живой как жизнь», посвященную юбиляру. На ней были представлены любимые книги юных читателей. Особо были выделены книги-юбиляры «Мойдодыр» и «Крокодил».
В начале встречи ребята познакомились с жизнью и творчеством дедушки Корнея, забавными случаями из его богатой биографии. В ходе конкурса «Телеграмма» участники отгадывали, кто из героев Чуковского прислал на праздник послание. С большим вниманием ребята прослушали сказку «Доктор Айболит» в исполнении Шуваловой Н.В. Затем сами вслух прочитали знаменитого «Мойдодыра» и «Путаницу».
Закончилось мероприятие веселым конкурсом «Отгадай загадки дедушки Корнея!» В подарок все участники получили красочные закладки для книг с изображением героев Корнея Ивановича.
♦
В гостях у веселого сказочника
29 марта в библиотеке-филиале №10 провели игру-викторину «В гостях у веселого сказочника», посвященную 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского. К этому дню в библиотеке была оформлена книжная выставка «Сказки дедушки Корнея». Участниками мероприятия стали 14 юных читателей библиотеки. Ребята узнали о трудном детстве писателя, об истории написания первой сказки «Крокодил», вспомнили все сказки Чуковского, где героем является крокодил, угадали, кто является отправителем телеграмм и разгадывали загадки, которые сочинил К.И. Чуковский.
♦
Вспомнили произведения К.Чуковского
30 марта к юбилею К.И. Чуковского в библиотеке-филиале №6 была оформлена выставка «В гостях у дедушки Корнея», возле котторой для детей в течение дня проводилась викторина «Вспомни произведения К. Чуковского. Угадай героя».
Выставку посетили 14 детей, 8 человек приняли участие в викторине.
♦
Веселая поэзия, любимая детьми
30 марта юбилею К.И. Чуковского в библиотеке-филиале №9 посвятили игру-викторину «Веселая поэзия, любимая детьми». Ее участниками стали 42 читателя библиотеки (пришкольный лагерь гимназии №11.
Ребята познакомились с биографией и обзором творчества писателя Рассказ сопровождался показом слайдовой презентации. Затем они приняли активное участие в игре: 1 тур «Вспомни сказку» (продолжить строчку и назвать сказку), 2 тур «Кто есть кто» (каким персонажам принадлежат названные сказочные имена), 3 тур «Корзинка с потерянными вещами» (вспомнить владельца и назвать сказку), 4 тур «Героический поступок» (соединить героя с поступком, который он совершил). Все ответы ребят сопровождались слайдовым показом.
30.03. 2012
Мои любимые сказки
Юбилею любимого детьми детского писателя К.И. Чуковского была посвящена познавательно-развлекательная программа «Мои любимые сказки» в библиотеке-филиале №8. Ее участниками стали 7 юных читателей библиотеки. Мероприятие проходило у книжной выставки «Мой любимый сказочник». Ребятам рассказали о жизни и творчестве К.И. Чуковского, о его произведениях, зачитывали смешные детские высказывания из книги «От 2-х до 5-ти», провели викторину по сказкам, во время которой дети угадывали названия сказки по иллюстрациям, отвечали на разнообразные вопросы викторины, участвовали в конкурсе чтецов.
Литературный праздник-соревнование, посвященный творчеству К. И. Чуковского
«Здравствуй, дедушка Корней»
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).
Вывеска-название «Здравствуй, дедушка Корней!»
Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.
Выставка книг К.И.Чуковского.
Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.
Названия команд.
Чудо-дерево (на дереве башмаки, сапоги, чулки – жетоны).
Письмо.
Ход мероприятия
Ведущий: (показывает конверт и вынимает из него письмо)
- Ребята! Нам пришло письмо такого содержания:
“Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо,
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу!
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.
К вам хотел бы я приехать, но с условием одним:
Дам я вам задания – пройдите испытания»
Правильно! Молодцы! Конечно же, Мойдодыр!
Кто написал это произведение? (К. И. Чуковский)
Сегодня мы с вами отправимся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому, которого дети называли просто – дедушка Корней.
Наш литературный праздник называется – «Здравствуй, дедушка Корней!»
А вы готовы к испытаниям, о которых говорит Мойдодыр в письме?
Ведущий:
Прежде, чем начать нашу литературную игру – соревнование, давайте немного узнаем о самом писателе – Корнее Ивановиче Чуковском.
Рассказывают дети:
Корней Иванович Чуковский родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. Он был веселым и жизнерадостным человеком, даже родился он 1 апреля в день шуток, веселья и смеха. Если бы он был жив, в этом году 1 апреля ему исполнилось бы 136 лет.
Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. И хотя, этого замечательного человека уже много лет нет с нами, книги его живут, и будут жить еще очень долго.
Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.
У Корнея Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Он по улицам ходил
По турецки говорил…
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он запомнил ее всю, слово в слово.
А вот второй случай. Однажды Корней Иванович, работая в своем кабинете, услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь Мурочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Тогда Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Он писал так: “Всегда, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности”.
Корней Чуковским был не только писателем, но и переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Рикки – Тики – Тави” и множество английских стихов и песенок.
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
В последние годы своей жизни, Корней Чуковский жил на даче в Переделкино. Там он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков, артистов, писателей, поэтов. Умер Корней Иванович 28 октября 1969 г.
На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.
Похоронен там же, на кладбище в Переделкино.
Ведущий:
Посмотрите на замечательную выставку Чуковских книг. Есть книги, которые читали ваши мамы и папы, когда сами были маленькими.
Рассказывают дети:
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были все сказки наперечёт,
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали -
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе?
Бабушки вот что нам рассказали -
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе!
Сценка
(Появляется книга)
Книга
– Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто я?
Дети
– Книга сказок К. И. Чуковского.
Книга
Да. Я – Книга сказок К. И. Чуковского.
(Книга закрывает лицо руками и плачет)
(Выходят Таня и Ваня)
Таня
– Добрая книжка, что же ты плачешь?
Книга
– Как всегда по вечерам,
Сидя у кроватки,
Я рассказывала малышам
Чуковского сказки.
Тут такое началось!
Вы мне не поверите!
Колесом все понеслось!
Верите? Не верите?
Ваня
– Расскажите, что же произошло.
Книга
– В некотором царстве,
У Корнея в государстве.
Жили сказки, не тужили,
Детям правдою служили.
Только злобный Бармалей
Перессорил всех друзей.
(Появляется курица).
Курица
– Куд-куда, Куд-куда
Что такое? Вот беда!
(На сцену выбегает мальчик- «грязнуля»)
Мальчик
– Помогите, помогите!
От мочалки сколько раз
По Садовой убегал,
А теперь кастрюля мчится
И ведь злиться, злиться, злиться
(Выбегает кастрюля)
Кастрюля
За тобой бегу, бегу
Удержаться не могу!
Мальчик
– Помогите, скорее, спасайте!
(Выскакивает курица).
Курица
– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Таня
Ваня, надо помочь.
Ваня
– Таня, ты знаешь прекрасно, что это крайне опасно.
Таня
– Ваня, надо помочь.
(Появляется Федора)
Федора
– Ох, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Куда же вы сгинули?
На кого вы меня, бедную, покинули?
(Летит комарик)
Комарик
– Я посуду всю найду
И к вам, сеньора, приведу
А потом душа-девица
Я на Вас хочу жениться.
Федора
– Что такое? Почему?
За Комара я не пойду
(Федор убегает, Комарик делает круг, убегает)
Курица
– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
(Появляются звери из «Путаницы»)
(Появляются котята): Котята
- "Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
(присоединяются утята): Утята
- "
Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Медведь
- Не хочу реветь,
Буду лучше как петух петь
Ку-ка- ре- ку!
(Появляется Айболит)
Айболит
– Слушайте, это какая-то беда.
Я не должен был попасть сюда
Но, а эти бедные крошки.
Заболели, наверное, немножко.
Придется поставить им градусники.
(Выскакивает курица).
Курица
– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Таня
– Что за путаница? Все запуталось.
(На сцене появляется Бармалей).
Бармалей
– Я тут быстро все улажу
И не дам вам пикнуть даже
Будутвсе мне тут служить,
Веселить меня, смешить.
(Выскакивает курица).
Курица
– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Книга
– Дорогие дети, помогите!
Бармалея злого победите!
Не покиньте нас.
В столь печальный час.
Таня
– Ваня, надо помочь
Ваня
– Таня, ты знаешь прекрасно, это чрезвычайно опасно.
Таня
– Ваня, надо помочь.
Ваня
– Эх, Бармалей, Бармалей,
Не знаешь ты современных детей.
Таня
Они много читают
И много знают!
Ведущий
Чтобы наших героев спасти и помочь Книге, придется путаницу распутать.
Ребята! Готовы помочь?
Ведущий
Наши герои тоже будут помогать распутывать путаницу.
(Все дети разделены на 3 команды)
Ведущий
- Устроим соревнования трех команд на лучшее знание произведений К. И.Чуковского. Этим мы поможем распутать путаницу и увидим, какая команда лучше всех знает произведения Корнея Чуковского.
Ведущий
- Отправимся в гости к дедушке Корнею в Переделкино.
(Фрагмент фильма «Корней Чуковский. Дом музей, библиотека в Переделкино»).
Ведущий
- У нас на доске тоже Чудо-дерево, а на нем чулочки, сапожки, туфельки и башмачки. За каждый правильный ответ вы будите срывать эти предметы с дерева. У какой команды их окажется больше, та и выиграла.
Правильный ответ 1предмет – 1 балл. Если команда не дает правильного ответа, их балл может заработать команда соперников.
Ведущий
- Начинаем литературное соревнование по произведениям Чуковского.
1. Сложите из букв название сказки, и мы узнаем названия команд.
(Й О Р М Д Д Ы Р) “МОЙДОДЫР”
(А Л Б А Й Р М Е) “БАРМАЛЕЙ”
(Й О Т И Б А Л) “АЙБОЛИТ”
Трижды произнести хором название своей команды:
1). «Айболит»!
2). «Мойдодыр»!
3). «Бармалей»!
- Отрываем жетоны!!!
2. Отвечай-ка
1. В какой сказке действует больше всего вещей? (Федорино горе).
2. В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище).
3. Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на самолет.)
1. Чем болели страусята в сказке «Айболит»? (И корь, и дифтерит у них,
И оспа и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.)
2. Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)
3. Кто проглотил мочалку, словно галку? (Крокодил из Мойдодыра)
3. Конкурс «Продолжи строчку»
1. Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит)
2. Вдруг откуда - то летит
Маленький комарик… (и в руке его горит маленький фонарик)
3. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю… (но пузатый от меня убежал, как от огня)
1. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало... (глянул заинька в окно, стало заиньке темно)
2. Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!...
(Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!)
3. Чего вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего. А много ли прислать?.... (Да пудов этак пять или шесть: больше ему не съесть!)
Ведущий
- Пауза.
К. И. Чуковский любил высмеивать людские пороки.
Послушаем стихотворение «Обжора»
Была у меня сестра,
Сидела она у костра
И большого поймала в костре осетра.
Но был осетёр
Хитёр
И снова нырнул в костёр.
И осталась она голодна,
Без обеда осталась она.
Три дня ничего не ела,
Ни крошки во рту не имела.
Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
Да полсотни гусят,
Да десяток цыпляток,
Да утяток десяток,
Да кусок пирога
Чуть побольше того стога,
Да двадцать бочонков
Солёных опёнков,
Да четыре горшка
Молока,
Да тридцать вязанок
Баранок,
Да сорок четыре блина.
И с голоду так исхудала она,
Что не войти ей теперь
В эту дверь.
А если в какую войдёт,
Так уж ни взад, ни вперёд.
4. Определи сказку!
1. И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются:
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля! (Федорино горе).
2.
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(Краденое солнце).
3. «Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!» (Мойдодыр).
1. Музыканты прибежали,
В барабаны застучали (Муха -Цокотуха)
2. А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы (Тараканище)
3. Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал (Айболит).
1. И такая дребедень
Целый день (Телефон).
2. Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого комара (Муха – Цокотуха)
3. Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше ворону (Телефон)
- Не только определите сказку, но и доскажите последнее слово.
1. И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей»
2. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»
3. Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей) «Тараканище»
5. Исправь ошибки.
1. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно
Стало заиньке смешно (темно)
2. И гуляем по полям,
По болотам, по лугам.
Долго, долго целовала
И ласкала их она.
Поливала, умывала,
Разбивала их она (полоскала)
3. А потом позвонили цапли:
Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы подушками нынче объелись (лягушками)
И у нас животы разболелись.
1.Но не слушали газели
И по – прежнему глазели (галдели)
2. И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу фунтов пирожного (мороженого)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? Слон.
Откуда? От крокодила! (от верблюда)
Ведущий
- Пауза.
К. И. Чуковский очень любил фантазировать. Посмотрит на какой-нибудь предмет и тут же он оживает.
Послушаем стихотворение «Ёлка»
ЕЛКА
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на ёлочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке
Флаги
Из пунцовой, из серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке
Матрёшки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что у ворот
Постучался Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
6. Объявления
- Нам прислали сказочные объявления герои Сказок Чуковского, они не подписались. Угадайте, кому принадлежит каждое объявление.
1.“Именинники и именинницы! Кто желает приобрести самовар к именинам. Спешите к нам! Свадебное агентство… (Муха-Цокотуха)
2. “Открываются ежемесячные курсы “Школа целителей и экстрасенсов”. Научим излечивать: корь, дифтерит, оспу, бронхит, головные боли, ангину… Агентство…(Айболит)
3. “Банно-прачечный комбинат предлагает свои услуги: помывка, причесывание, стрижка, а также стирка и утюжка балья”. Банно-прачечный комбинат…(Мойдодыр)
1. “Наведу порядок в вашей квартире. Выведу пауков и тараканов. Вымету паутину”…(Федора)
2. “Открывается магазин, где вы сможете приобрести своим родным и близким все, что душе угодно: Маше – гамаши. Зинке – ботинки. Маме – сапожки, новые калошки”(Чудо-дерево. Мурочка.).
3. “Туристическое агентство организует путешествия по Африке. Гарантируем вашу безопасность в пути. Тур. Агентство…(Бармалей)
7. Потеряшки.
- Вещи потерялись. Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
1. Самовар (Пошла муха на базар и купила самовар)
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
3. Мыло (Вот и мыло подскочило)
1. Блюдце (А за ними блюдца)
2. Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
3. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
1. Сито (Скачет сито по полям)
2. Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
3. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Ведущий
- И снова пауза.
Из рассказов ребят о Чуковском вы помните, что он был переводчиком и перевел много произведений с английского языка на русский. Послушаем перевод одной английской песенки.
КОТАУСИ И МАУСИ
Английская песенка
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.
8. «Расшифруйте имена сказочных героев»
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
1.
БРМЛЙ
ЦКТХ (Бармалей, Цокотуха)
2.
МЙДДР
ФДР (Мойдодыр, Федора)
3.
ЙБЛТ
ТРКНЩ (Айболит, Тараканище)
9. «Кто есть кто».
- Я называю персонаж, а вы должны отгадать, кем он является в сказке?
1. Айболит - (доктор)
2. Бармалей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
1. Мойдодыр - (умывальник)
2. Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
3. Цокотуха - (муха, именинница)
Ведущий
- Перед последним туром ещё одна пауза.
К. И. Чуковского очень забавляли детские высказывания. Одно время он жил у моря и под его окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором взрослых. Как писал сам Корней Иванович: «Вокруг меня ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться». Детям он посвятил свою книгу «От двух до пяти», в которую всю жизнь собирал детские «речения», как он их называл.
Давайте заглянем на её страницы.
Инсценирование отрывков книги.
(Тётя – Автор, мама, Ляля)
1.Когда Ляле было 2,5 года, её спросила незнакомая тётя.
–Девочка, ты хотела бы быть моей дочкой?
–Я мамина и больше никовойная.
2. Мама:
-Лялечка, дочка, пойдём погуляем к морю.
Ляля:
-Пойдём мамочка.
Ляля:
-Мама, мама, смотри на море. Там паровоз купается.
(Так маленькая Ляля назвала пароход).
3.Идут мама с Лялей.
-А знаешь, мама, я вчера видела лысого дядю.
-Ну и что же.
-Да у него голова босиком!!!
-А сегодня бабушка угощала меня мятными лепёшками.
-И как?
-От них во рту сквознячок.
4.Ляля увидела стрекозу.
-Мама, смотри, стрекоза полетела.
-Красивая.
-А где же её муж стрекозёл?
5. Во дворе гуляют дети и разговаривают.
1. - Ой, Мишка, смотри как твои брюки нахмурились.
2. - Знаете, ребята, наша бабушка зарезала зимой гусей.
Все: Зачем?
2. - А что бы они не простудились.
3. - Ребята, я разрезал дождевого червя.
Все: Зачем?
3. - Червяку было скучно. Теперь их два. Им станет веселее.
4. - Ребята, хотите расскажу интересную историю.
Все: Давай.
4.- Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона
10. Аукцион
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
1. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
3. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
Ведущий
- Молодцы, ребята! Помогли Книге.
(Выходит Книга)
Книга
- Вы сказки Чуковского любите, знаете.
С удовольствием сказки эти читаете.
Я рада, ребята, очень за вас.
За то, что в гостях побывала у вас.
Чтоб жить вам было веселей,
Придумал сказки эти
Дедушка …
Все: КОРНЕЙ.
(Выходит Бармалей)
Ведущий
- Бармалей, что скажешь
Бармалей
– Послушайте, я буду, буду добрей,
Заведу добрых друзей.
Не губите меня, пощадите меня.
О, я буду, я буду добрей.
Ведущий
- Давайте, ребята, простим Бармалея.
Ведущий
- А сейчас подведём итоги нашего литературного соревнования.
(Каждая команда подсчитывает количество жетонов.Всем вручаются медали за 1,2.3 место)
Ведущий
- Вот и подошёл к концу наш литературный праздник.
- А закончить его мне хочется стихотворением, которое посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
*Если есть время, можно посмотреть сказку «Телефон» 1944г. В ней принимает участие сам Чуковский
Дополнительно.
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.
)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.
)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.
)
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют.
)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.
)
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.
)
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам, не хвастая, –
Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила.
)
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер.
)
Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )
. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )
Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
«Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Убежала от меня…»
Нет такого человека - взрослого или ребенка, кому были бы неизвестны эти строчки и их автор.
31 марта отмечается 135-летний юбилей любимого всеми Корнея Ивановича Чуковского. Дети всей нашей огромной страны называют его просто, без титулов - дедушка Корней, хотя он был Героем труда, доктором наук, очень известным писателем.
28 марта в модельной библиотеке для детей и юношества был объявлен Днем Чуковского. В течение всего дня юные читатели могли смотреть отрывки из мультфильмов по его сказкам и знакомиться с яркими книжками писателя у выставки под названием «Подарю я детям радость».
Утром сотрудники библиотеки побывали в детском саду №205 ОАО РЖД, где вместе с ребятами подготовительной группы устроили театр-экспромт «У меня зазвонил телефон…» с инсценировкой отрывков из сказок Корнея Чуковского. Детям даже учить ничего не пришлось, так хорошо они помнили строчки из любимых книжек.
В 11 часов в библиотеке открылась сказочная гостиная «Муха-Цокотуха приглашает». В гости к Мухе пришли и дети, и взрослые. Им очень понравилось представление по сказкам дедушки Корнея. Они встретились не только с Мухой-Цокотухой, но и с Айболитом и Федорой, которые с удовольствием играли с ребятами, читали им начало сказок, а те хором продолжали знакомые строчки. Это было так увлекательно, что даже родители - и те выступили дружным экспромтом, читая наизусть стихотворные сказки Чуковского.
В этот же день сотрудники библиотеки побывали в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Там всегда с нетерпением ждут литературных представлений, которые устраивают библиотекари. Ребята так прямо и говорят: «Театр приехал!». И в этот день все вместе праздновали юбилей Корнея Чуковского, вспоминая его сказки.
Чуковский - огромное явление в детской литературе. Понятными словами он объясняет детям простые истины: не бери чужого, будь аккуратным и опрятным, береги свои вещи, и они будут служить тебе долго, никого не обманывай и не огорчай, никому не отказывай в помощи.
Сказки Корнея Ивановича приходят к нам в самом раннем детстве и запоминаются на всю жизнь. Потому что они добрые, поучительные и совсем не назидательные, за что и полюбились всей детворе во всем мире.
Елена Ефимова
Сценарий праздника «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»
«По-моему, цель сказочников заключается
в том, чтобы какою угодно ценою воспитать
в ребёнке человечность – эту дивную
способность человека волноваться чужими
несчастьями, радоваться радостями другого,
переживать чужую судьбу как свою»
К. И. Чуковский
Оформление :
Портрет К. И. Чуковского (1882 – 1969 гг.) .
Выставка детских рисунков к произведениям К. И. Чуковского .
Выставка книг “Чудо-дерево”.
В зале оформлена выставка детско-родительских рисунков по сказкам К . И. Чуковского .
Вед. Наш праздник хочу начать с загадки :
«Без языка, а обо всем рассказывает , без головы, а все знает, без ног, а везде бывает».
Это (книга (показываю книгу Чуковского )
Вед. Книга - великое чудо. Недаром народ сложил о ней много загадок и пословиц. Я предлагаю вам вспомнить пословицы о книге.
Книга – лучший друг.
Чтение – вот лучшее учение.
Кто много читает, тот много знает. Как Вы понимаете эти пословицы (ответы детей) .
В : Давайте любимые книжки откроем,
И снова пойдем от страницы к странице :
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
(Выходят дети)
И приставали мы к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет .
Были те сказки наперечет :
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море ,
Про телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали ,
Что этих героев раньше не знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали ?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море ,
Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник , критик, поэт, чародей
Вед. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского . (показ слайдов)
1 слайд. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев : Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский . 1 апреля 2012 года исполняется 130 лет со Дня его рождения.
2 слайд. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков . Родился он в Петербурге, а детство прошло в Одессе. К. И. Чуковский написал много сказок , стихов, загадок, переводил с английского языка песенки и сказки .
3 слайд. Но детским писателем он стал случайно. А вышло это так. Заболел, его маленький сынишка К. И. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать сказку :
«Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил».
Мальчик затих и стал слушать. А утром попросил еще рассказать эту сказку .
4 слайд. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович :
«Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал :
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр» .
5 слайд. С ранних лет его произведения приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки выросли на стихах и сказках дедушки Корнея !
6 слайд. Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие , встретимся с героями сказок Корнея Чуковского !
7 СЛАЙД. Ведущий : Ребята, слышите, кто-то уже спешит на нашу сказочную поляну . Входит Доктор Айболит. (МУЗЫКА) .
Айболит : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…
Дети : Айболит!
Айболит : Правильно! Я доктор Айболит. А из какой сказки я к вам пришел ? А кто написал эту сказку ? (Ответы детей.)
Айболит : Молодцы!
8 СЛАЙД Звонит телефон.
Айболит читает отрывок из сказки «Телефон» Дети отвечают на вопросы по тексту.
Айболит : У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Дети : Слон
Айболит : Откуда?
Дети : От верблюда
Айболит : Что вам надо?
Дети : Шоколада.
Айболит : Для кого?
Дети : Для сына моего. Он у меня еще маленький.
Айболит : Вы узнали эту сказку ? Молодцы! (Звенит звонок.) Ой! Опять звонок! Это не телефон. Это в дверь звонят. Надо открыть.
Входит мальчик – Грязнуля.
Грязнуля : Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку – Свечка в печку.
Я за книжку - Та бежать,
И вприпрыжку под кровать.
Грязнуля плачет.
Айболит : Ребята, вы узнали, из какой сказки этот мальчик ? Как ему помочь?
Айболит : Правильно!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Айболит : (обращается к Грязнуле) .
Ну что, вы поняли, что нужно делать
Грязнуля : Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Да! Я обязательно стану чистюлей!
ВЕДУЩИЙ : Наш Грязнуля все понял, правда ребята?
И Вы поняли, что всегда надо умываться и утром и вечером!
Я смотрю, что то Вы загрустили, давайте покажем Доктору Айболиту, как мы умеем с Вами танцевать.
(Хоровод. «Руку правую вперед, а потом ее…» )
Мальчик убегает.
Опять звенит звонок.
Айболит : Ну что такое?
Не уже ли Ваши дети заболели
Ладно, ладно побегу
Вашим детям помогу
Айболит прощается и уходит.
Звенит звонок, и вносят посылку.
Игра «Волшебный ящик» Ведущий задает детям вопросы по сказкам К . Чуковского , дети отвечают, демонстрируя соответствующие предметы.
Ведущий : В ящике то, что просили прислать цапли из сказки «Телефон» . Что это?
Дети : Капли.
Ведущий : В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» . Что это?
Дети : Колоша.
Ведущий : В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр»
Дети : Мочалка.
Ведущий : В ящике то, чем решили поиграть лисички из сказки «Путаница» .
Что это? Дети : Коробок спичек.
Ведущий : В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище» .
Что это? Дети : Воздушный шарик
Ведущий : В ящике то, что просили прислать мартышки из сказки «Телефон» . Что это?
Дети : Книжки.
10 СЛАЙД. ВЕДУЩИЙ : Молодцы! А сейчас ребята вы увидите одно из сказок К . И. Чуковского . Какую? Попробуйте отгадать?
Сказка наша оживает , и дружить нам помогает.
Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
М. -Ц.: Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
(Входят 2 таракана, 2 букашки, бабочка) .
Тараканы : Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.
Букашки : А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком.
М. -Ц.: Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?
Нашу Муху в уголок поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
М. -Ц.: Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея загубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
(все разбегаются, прячутся)
И в руке его горит маленький фонарик.
Комарик : Где убийца? Где злодей
Не боюсь его когтей.
(уводит паука)
Я злодея загубил,
Я тебя освободил.
А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Все : Слава, слава Комару – победителю!
Вед.: К. И. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был : в трамвае, в магазине, в приемной зубного врача, он не любил попусту тратить время, он сочинял для детей загадки.
Попробуйте их разгадать.
1. Два коня у меня, два коня
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
(коньки)
2. Ах, не трогайте меня :
Обожгу и без огня! -
(крапива)
3. Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(крапива)
Ведущий : Вот и подошел к концу наше путешествие ! Что нового Вы узнали? Ой, Ну, что это? Чемоданчик Доктора Айболита? А в нем лучшее лекарство от всех болезней – шоколад.
ДЕТИ : Пусть много детвора читала,
Пускай тут каждый эрудит.
Чудесных книг еще не мало
Прочесть нам в жизни предстоит.
Дети : Закончен праздник . Он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
Дополнительные вопросы для пауз.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )
3. В какой сказке прославляют воробья ? («Тараканище» )
4. Назовите сказку , главную мысль которой можно выразить словами : «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр» , «Федорино горе» )
5. Назовите сказку , в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон» : (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы» ? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница» , «Тараканище» , «Мойдодыр» , «Телефон» , «Бармалей» , «Краденое солнце» , «Крокодил» )
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
11. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище” ? (На трамвае)
12. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
13. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
14. Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр” . “ Да здравствует мыло душистое и…”
15. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа
Литературный праздник для учащихся начальной школы
«Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»
подготовила заведующая библиотекой
Сердобинцева Валентина Фёдоровна
Г. Новый Уренгой
2013
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО
«По-моему, цель сказочников заключается
в том, чтобы какою угодно ценою воспитать
в ребёнке человечность – эту дивную
способность человека волноваться чужими
несчастьями, радоваться радостями другого,
переживать чужую судьбу как свою»
К.И. Чуковский
Литературный праздник для учащихся начальной школы.
Действующие лица:
Ведущие, Муха-Цокотуха, Паук.
Цели:
Расширить знания детей о писателе К.И.Чуковском, привить любовь к его творчеству. Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Корнея Чуковского показать, что добро побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Оформление и оборудование:
Портрет писателя, книжная выставка, стенд с макетом дерева и рисунками детей, корзинка с вещами из произведений писателя, самовар и чашки с блюдцами, стол с угощениями к чаепитию, грамзапись стихов и песен.
Ход мероприятия:
(Звучат мелодии детских песен)
Ведущий 1:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас снова у нас в библиотеке. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. А куда – посмотрите вокруг и догадайтесь сами.… Какое-то странное дерево выросло у нас в библиотеке, просто «Чудо — дерево». И листочки на нём очень интересные. Узнаёте ребята? (Ответы детей). Да, это ваши рисунки с героями сказок Корнея Чуковского. Кто не знает его сказок? Даже взрослые люди, теперь уже сами папы и мамы, бабушки и дедушки помнят с детства его весёлые стихи и сказки. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Ведущий 2:
Но это его литературный псевдоним. А кто сможет назвать настоящую фамилию, имя и отчество Чуковского? Николай Васильевич Корнейчуков. У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Родился в 1882 году в Петербурге. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самообразованием: изучал английский язык, много читал. А потом сдал экзамен за курс гимназии и начал работать в газете. Талант его очень многогранный: литературовед, переводчик, сказочник. Свои книги Чуковский писал на даче под Москвой, в посёлке Переделкино. Дети посёлка и всей страны звали его ласковым именем «Чукоша». У него была большая и дружная семья: четверо детей, пятеро внуков и правнуков.
Ведущий 1:
Первую свою сказку для детей Корней Иванович, по собственному признанию, написал случайно. Это была сказка «Крокодил». Её он сочинил в дороге, в поезде, успокаивая своего больного сына. Помните эту сказку?
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
А за ним-то народ
И поёт и орёт:
Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?
Гимназисты за ним,
Трубочисты за ним,
И толкают его,
Обижают его;
И какой-то малыш
Показал ему шиш,
И какой-то барбос
Укусил его в нос,-
Нехороший барбос, невоспитанный.
Ребята, кто помнит, чем же закончилась история про Крокодила?
(Крокодил улетел в Африку, приходил в гости к писателю и пил с ним чай)
А какие интересные события произошли в этой сказке, вы вспомните, когда её перечитаете. Ребята, скажите, пожалуйста, в каких стихах и сказках Чуковского вам встретился Крокодил? Ответы детей. («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»). Корней Иванович написал много замечательных стихов и сказок. В нашей библиотеке часть из них представлена на выставке. Сегодня, мы с вами встретимся с героями этих книг. (Звучит телефонный звонок).
Ведущий 2:
У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущий 2: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущий 2: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущий 2: Ребята! Откуда вы всё это знаете?
Дети: Из книги Чуковского «Телефон».
Ведущий 2: Правильно ребята! Молодцы!
А узнаёте этих героев из сказки Корнея Ивановича? (Выбегает Муха-Цокотуха).
Муха-Цокотуха:
Я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!
Я сегодня жду гостей, я сегодня именинница!
Я ходила на базар и купила самовар.
Угощу друзей чайком, пусть приходят вечерком.
У меня для всех гостей много вкусных сладостей!
Ах, забыла я, забыла, кого в гости пригласила.
Ребята, помогите.
Всех гостей мне назовите!
Дети: Букашки, блошки, тараканы, бабушка-пчела, кузнечик, мотыльки…
Муха-Цокотуха:
Спасибо, ребята! Много гостей у меня.
Буду стол накрывать и гостей всех встречать!
(Муха-Цокотуха кружит вокруг стола с самоваром. Вдруг появляется Паук и хватает Муху-Цокотуху).
Муха-Цокотуха:
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите.
Ведущий 1:
Что случилось? Кого у нас на празднике обижают?
Паук:
Я злой Паучище, длинные ноги и ручищи!
Вашу Муху в уголок поволок
Хочу бедную убить, Цокотуху погубить!
Ведущий 1:
Отпусти её. Почему ты такой злой?
Паук:
Ведущий 1:
Всё понятно. Ребята, вы поможете спасти Муху-Цокотуху? (Ответы детей).
Загадывай паук нам загадки. А мы будем с ребятами их отгадывать.
Паук:
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!
(Крапива)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
(Автобус)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж)
Паук:
Спасибо вам, ребята! Теперь и я буду знать отгадки. А сейчас помогите мне вспомнить названия сказок. Я начну строчку, а вы продолжите фразу и назовёте сказку.
Тараканы прибегали
(Все стаканы выпивали)
«Муха-Цокотуха»
Ехали медведи
(На велосипеде)
А за ними кот
(Задом наперёд)
«Тараканище»
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
(Как лягушка,
Ускакала от меня)
«Мойдодыр»
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
(Словно яблоки)
«Чудо-дерево»
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
(От Гиппопотама)
«Айболит»
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
(В Африку гулять!)
«Бармалей»
Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как
(белки) «Федорино горе»
Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
(И луну я проглочу!»)
«Краденое солнце»
Паук:
Спасибо, ребята! Молодцы! Как много вы читали. Какие весёлые сказки у Чуковского. И мне стало с вами весело. Теперь я добрый. Можно и мне с вами веселиться на празднике?
Муха-Цокотуха:
Простим его, ребята? (Ответы детей). Мне так понравилось, как вы меня спасали и дружно отвечали на вопросы Паука. А сможете ответить и на мои вопросы? Если не будете знать ответ, добрый Паук вам поможет. В корзине под Чудо-деревом у нас собраны разные вещи из произведений Чуковского. Вы должны помочь нам найти владельцев. Назовите, кому принадлежала вещь, и прочитайте строчку из произведения, в которой о ней говорится:
(Достаёт вещи из корзинки и показывает детям).
Воздушный шарик;
(А за ним комарики на воздушном шарике)
Комарикам. «Тараканище»
Блюдце;
(А за ними блюдца-
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!)
Федоре. «Федорино горе»
Мыло;
(Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса)
Мойдодыру. «Мойдодыр»
Термометр;
(И ставит, и ставит им градусники!)
Айболиту. «Айболит»
Пряник;
(Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный.)
Бармалею. «Бармалей»
Вот и опустела наша корзинка. Но у меня для вас припасены ещё интересные вопросы викторины. Давайте вместе вспомним весёлые стихотворения Корнея Ивановича:
На берёзе; (Розы)
На осине. (Апельсины)
Что выросло на деревьях в стихотворении «Радость»?
О чём просили головастики свою бабушку-жабу в стихотворении «Головастики»?
(Поиграть)
Кого испугалась Мурочка в стихотворении «Закаляка»?
(Своего рисунка «Бяки-Закаляки Кусачей»)
На чём плавал Бибигон в сказке «Приключения Бибигона»?
(На калоше)
Кто спасал Бибигона в его приключениях?
(Свинья, жаба, Федосья, внучки)
Что упало на слониху в сказке «Тараканище»?
(Луна)
Чем лечил добрый доктор Айболит больных зверей в Африке?
(Гоголем-моголем)
Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать к ней соловья?
(Чтобы с ним спеть)
Муха-Цокотуха:
Молодцы, ребята! И на мои вопросы вы дружно отвечали. Я знаю, что многие из вас помнят наизусть стихотворения Корнея Чуковского. И сейчас мы с удовольствием послушаем стихотворения, которые подготовили для вас учащиеся вторых классов. (Дети читают стихотворения)
Ведущий 1:
Сегодня мы с вами вспомнили многих героев сказок и стихотворений К.И.Чуковского: Муху-Цокотуху, Мойдодыра, Айболита и даже злого Бармалея, который стал добрым. Без этих замечательных сказочных героев жить нам было бы грустно. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича. Когда вы станете старшими, познакомитесь с переводами Чуковского произведений зарубежных писателей и узнаете новых героев: Робинзон Крузо, Том Сойер, барон Мюнхгаузен и другие. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, весёлый. Во всех его книгах добро всегда побеждает зло. Сказки и стихотворения Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы, песни. Давайте послушаем маленький отрывок из музыкальной сказки Чуковского «Телефон». (Звучит запись сказки).
Ведущий 2:
Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского. Замечательного и весёлого сказочника и поэта. Впереди у вас новые встречи с героями его книг. А наши герои Муха-Цокотуха и Паук прощаются с вами. До новых встреч! Ждём вас в библиотеке!
Муха-Цокотуха и Паук угощают детей сладостями. Звучат мелодии детских песен.
Список использованной литературы
Петровский, М. Корней Чуковский.- М.: Дет. лит, 1989.-125с.
Русские писатели. XX век. Биографический словарь: В 2 ч. Ч.2.М-Я /Редкол.: Н.А. Грознова и др.; Под ред. Н.Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1998.- 656 с.: ил.
Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. Сто имён: Био-библиографический справочник. Ч. 2. М-Я.- М.: Школьная библиотека, 2002.- 224с.
Чуковский, К.И. Собрание сочинений в 2 т./Корней Чуковский.- М.: Правда, 1990.
Т.1: Сказки; От двух до пяти; Живой как жизнь.- 653с.
Т.2: Критические рассказы.- 620с.
5. Чуковский, К.И. Любимые стихи.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.- 256 с.: ил.
6. Чуковский, К. Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисл. В.Смирновой;
- Презентация "Школа избирателя" презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему
- Наставничество: как минимизировать затраты на обучение и ускорить адаптацию
- Птица солнце из дерева и щепы
- Отставки по собственному вряд ли спасут таможенную верхушку от увлекательного путешествия на нары Кто с кем связан