Свидетельство саморегулируемой организации по 44 фз. Новые требования к участникам-сро
Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ внес правки в Градостроительный кодекс, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года.
Во-первых, субподрядчикам допуск саморегулируемой организации (СРО) к выполнению работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, стал не нужен еще с 18 июня. А основные подрядчики забыли о необходимости иметь допуск к такого рода работам только с 1 июля.
Во-вторых, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также организации с государственным участием могут не иметь допуск, чтобы выполнять функции технического заказчика или заключить договор подряда на выполнение инженерных изысканий или на подготовку проектной документации с органами:
- исполнительной власти;
- государственной власти субъектов РФ;
- местного самоуправления;
- госкорпорациями, которые осуществляют регулирование в соответствующей области.
При этом в закупках любых проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий участники по-прежнему должны быть членами СРО.
В-третьих, кандидаты на исполнение контрактов по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Но есть исключения. Не обязаны иметь допуск:
- унитарные предприятия;
- государственные и муниципальные учреждения;
- юрлица с госучастием;
- подрядчики, которые выполняют строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн.руб.
В-четвертых, член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.
Таблица: когда нужен допуск
Разбираем выписку из реестра членов СРО
В составе второй части заявки на участие в электронном аукционе на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт подрядчик обязан прикрепить выписку из реестра членов. Актуальная форма утверждена 16 февраля 2017 года, а с 1 июля вступили в силу новые правила в части допусков. Анализ выписки важен при подведении итогов электронного аукциона, поскольку позволяет избежать и необоснованного отказа, и, как следствие, ответственности за это. Предлагаем пошаговый алгоритм проверки данного документа.
1. Проверьте цену, которую предложил участник.
Например, НМЦК аукциона 3,8 млн.руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,9 млн.руб. В заявке участника, который сделал такое предложение, нет выписки из реестра. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять такой документ.
2. Проверьте дату выписки. По нормам она должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания подачи заявок . Например, если она заканчивается 27 июля, а выписка выдана 15 июня, заявку следует отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44-ФЗ).
3. Проверьте, не исключен ли участник из СРО. Эта информация указана в графе 3.
4. Убедитесь, может ли подрядчик выполнять закупаемые работы. Эта информация указана в строке 4.
5. Убедитесь, что уровень ответственности соответствует цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн.руб., а предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн.руб. Заявку такого участника нужно отклонить.
Уровни ответственности
Уровни ответственности участника, который осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капстроительства, зависят от его взноса в компенсационный фонд (ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ).
- 100 000 руб. и стоимость по одному договору не должна превышать 60 000 000 руб.
- 500 000 руб. и цена одного контракта не превышает 500 000 000 руб.
- 1 500 000 руб. при стоимости одного договора 3 млрд. руб.
- 2 000 000 руб. при цене одной сделки в 10 млрд. руб.
- Более 10 млрд. руб. за один договор — показатель взноса равен 5 000 000 руб.
В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса. 15.
Требование наличия членства в сро
Разработчики письма ссылаются на требования Гражданского кодекса, который говорит о необходимости допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Полный перечень работ, к которым правомерно предъявление подобных требований, устанавливается федеральным исполнительным органом.
ФАС также придерживается точки зрения, что требования о предоставлении свидетельства СРО правомерны. Однако в практике были случае вынесения диаметрально противоположного решения.
Внимание
Получается, что если поставщик не предоставил свидетельства СРО, но при этом он отвечает всем требованиям, за ним сохраняется возможность обжаловать действия заказчика. Особенности свидетельства СРО Свидетельство СРО включает в себя условие о максимальной сумме контракта, который может быть заключен компанией.
При этом у заказчика нередко возникает вопрос о допуске заявки участника именно по этому показатель.
Нужны ли допуски сро при участии в аукционах по 44-фз?
Инфо
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) образуется для обеспечения договорных обязательств членов СРО, при заключении ими договоров на конкурсной основе по 44-ФЗ, 223-ФЗ, фонды капремонт и др. Соответственно обязанность по формированию КФ ОДО лежит на членах СРО, собирающихся участвовать в конкурсных процедурах по заключению контрактов в соответствии 44-ФЗ и 223-ФЗ или планирующих заключать договоры с Фондами капремонта.
Ставки взносов в компенсационные фонды представлены на рисунке: Базовая ставка взноса в компенсационный фонд возмещения вреда будет составлять 100 тыс. рублей, если член СРО планирует осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает 60 млн. рублей. К примеру, организация заключает 2 договора о строительстве.
Статья 55.16. компенсационные фонды саморегулируемой организации
Требование к представлению свидетельства о допуске потенциального поставщика к работам, выданное саморегулируемой организацией, часто можно встретить в закупочной документации на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов недвижимости. У участников нередко возникает вопрос о правомерности выдвигаемых требований. Поэтому важно понимать, что такое допуск СРО и для чего он необходим заказчику. Что такое свидетельство СРО Под аббревиатурой СРО понимается саморегулируемая организация.
Она представляет собой организацию, которая объединяет субъекты предпринимательства по сфере деятельности. Такие компании создаются для выполнения надзорных функций.
Такая программа была разработана в качестве здоровой альтернативы государственным механизмам лицензирования.
Новые требования к участникам-сро
СРО) к выполнению работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, стал не нужен еще с 18 июня. А основные подрядчики забыли о необходимости иметь допуск к такого рода работам только с 1 июля.
Во-вторых, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также организации с государственным участием могут не иметь допуск, чтобы выполнять функции технического заказчика или заключить договор подряда на выполнение инженерных изысканий или на подготовку проектной документации с органами:
- исполнительной власти;
- государственной власти субъектов РФ;
- местного самоуправления;
- госкорпорациями, которые осуществляют регулирование в соответствующей области.
ВАЖНО! При этом в закупках любых проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий участники по-прежнему должны быть членами СРО.
Правовед.RU 176 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн 176 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут
- Предпринимательское право
- Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Прочла в Консультанте — участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Существует два исключения. Одно из них: «для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.» И еще пишут: — член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.
Размер фонда сро для 44 ap
Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.
Размер фонда сро для 44 фз
В случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства которого был причинен вред, а также иные члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат. 8.
Важно
Требование свидетельства СРО в заявке по 44-ФЗ Прямого указания на необходимость предоставления свидетельства СРО в составе заявки на аукцион (или другую конкурсную процедуру) не содержится в 44-ФЗ. Поэтому вокруг этого вопроса возникло немало споров.
Статьей 52 Гражданского кодекса предусмотрено, что для проведения работ капитального строительства, включенных в Перечень № 624, подрядчик обязан иметь соответствующих допуск генерального подряда. Но и на другие работы заказчик вправе потребовать от потенциального поставщика свидетельство СРО. Окончательную точку в этом вопросе поставила Министерство экономики и развития. В 2015 году оно опубликовало официальное письмо за номером Д28и-893, в котором было указано, что требование заказчика о предоставлении свидетельства СРО является правомерным.
Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять такой документ. 2. Проверьте дату выписки. По нормам она должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания подачи заявок. Например, если она заканчивается 27 июля, а выписка выдана 15 июня, заявку следует отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44-ФЗ). 3. Проверьте, не исключен ли участник из СРО. Эта информация указана в графе 3. 4.
Убедитесь, может ли подрядчик выполнять закупаемые работы. Эта информация указана в строке 4. 5. Убедитесь, что уровень ответственности соответствует цене, которую предложил участник аукциона.
Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн.руб., а предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн.руб. Заявку такого участника нужно отклонить.
В-третьих, кандидаты на исполнение контрактов по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Но есть исключения. Не обязаны иметь допуск:
- унитарные предприятия;
- государственные и муниципальные учреждения;
- юрлица с госучастием;
- подрядчики, которые выполняют строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн.руб.
В-четвертых, член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.
Что это значит? Если наша организация участвует в аукционах по 44-ФЗ и сумма контракта менее 3 млн., то мы можем в них участвовать без вступления в СРО и оплаты компенсационного фонда. А если более, то вступить в СРО и внести деньги в указанный выше фонд? Влияет ли сейчас вид работ на необходимость вступления в СРО или только стоимость контракта? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь: Ответы юристов (1) добрый день. Указанная норма вступила в силу с 01.07.2017. Действительно если цена контракта до 3 млн, то независимо от вида работ, подрядчик может быть без сро.с точки зрения 44-фз деньги ни в какие компенсационныеифонды вносить не нужно. Достаочно обеспечение исполнения контракта.
Дата: 22.05.2017
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ) отдельные виды работ, связанные с объектами капитального строительства, могут выполнять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к этим видам работ. В настоящий момент к данным работам относятся:
- Работы по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 1 . Перечень данных работ установлен Министерством регионального развития РФ и включает: гидрогеологические исследования, инженерно-экологическую съемку территории, физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой и др. 2
- Работы по архитектурно-строительному проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 3 . Перечень конкретных работ также установлен Министерством регионального развития РФ, в него входят: подготовка генерального плана земельного участка, подготовка проектов внутренних систем газоснабжения, подготовка проектов наружных сетей слаботочных систем и др. 2
- Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов 4 . Как и в двух предыдущих случаях, такие конкретные работы установлены Министерством регионального развития РФ - это, например, искусственное замораживание грунтов, арматурные работы при устройстве бетонных и железобетонных монолитных конструкций, укладка водопроводных трубопроводов, устройство оснований автомобильных дорог и др. 2
Указанное свидетельство выдается со стороны СРО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, состоящим в этой СРО, при условии подтверждения ими соответствующих требований без ограничения срока и территории его действия по установленной форме 5 .
В соответствии с 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в число которых входит и соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки 6 . Таким образом, если объектом закупки является выполнение вышеуказанных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то наличие у участника закупки соответствующего свидетельства СРО о допуске к этим видам работ является правомерным требованием заказчика. Этого же мнения придерживается и ФАС 7 .
Пример
В середине апреля 2017 г. муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (Чукотский автономный округ) объявило о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП с НМЦК в размере 2,55 млн руб. 8 Согласно аукционной документации одним из документов, которые требовалось предоставить от участника закупки, была копия свидетельства СРО о допуске участника аукциона к организации работ, указанных в п. 33.7 части III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов водоснабжения и канализации.
Однако с 01.07.2017 описанную выше систему ожидают изменения, которые вызваны вступлением в силу большинства положений Федерального закона от 03.07.2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрим их.
Во-первых, из ГрК РФ исключается понятие «работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства». Теперь критерии работ, для выполнения которых требуется свидетельство СРО о допуске , будут иные.
В отношении инженерных изысканий это любые работы, выполняемые в рамках договоров, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; при этом работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 9 .
В отношении архитектурно-строительного проектирования это любые работы по подготовке проектной документации в рамках договоров о подготовке проектной документации, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором; и так же как и в предыдущем случае работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 10 . Абсолютно такая же норма теперь будет действовать и в отношении работ по строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства 11 .
Во-вторых, вводятся следующие дополнительные случаи, когда членство в СРО и наличие свидетельства о допуске не требуется:
- В отношении всех трех категорий работ (инженерные изыскания; архитектурно-строительное планирование; строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) - если подрядчиком является государственное (муниципальное) унитарное или казенное предприятие, государственное (муниципальное) учреждение или коммерческая организация, которая контролируется органами государственной власти или органом местного самоуправления (создана тем или иным публично-правовым образованием или более, чем наполовину прямо или опосредованно принадлежит этому образованию) 12 .
- В отношении заключения договора строительного подряда - если размер обязательств (то есть цена) договора не превышает 3 млн руб 16 .
Следует уточнить, что данное условие касается ситуаций, когда такие организации заключают договоры с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а в отношении третьей категории работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) это условие действует только применительно к случаям заключения договора строительного подряда. Таким договором в соответствии с гражданским законодательством считается договор, когда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену, при этом такой договор заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ 13 .
Однако обратим внимание, что в новой редакции ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда 14 . Поэтому по логике градостроительного законодательства нормы, относящиеся к договору строительного подряда, могут применяться и к договорам, в рамках которых осуществляется не строительство новых зданий или сооружений, а капитальный ремонт существующих объектов. В пользу такого подхода говорит и то, что в гражданском законодательстве установлено, что правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором 15 .
В-третьих, из ГрК РФ вообще исключается как таковое понятие «свидетельство СРО о допуске к работам», а Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утратит свою силу. При осуществлении закупок документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Новая форма такой выписки уже установлена и действует 17 , при этом позиции данной формы, которые относятся к свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 8-10), не будут применяться с 01.07.2017.
Таким образом, заказчикам по 44-ФЗ необходимо при осуществлении закупок, извещения о которых размещаются в ЕИС с 01.01.2017, учитывать указанные изменения в градостроительном законодательстве при подготовке документации о закупке в части установления требований к этим участникам. Например, если бы приведенный выше в примере аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП на Чукотке проводился во втором полугодии 2017 г. (то есть уже после вступления в силу рассмотренных изменений), то заказчик не имел бы права требовать от участника закупки членства в СРО и предоставления соответствующей выписки из реестра членов СРО, так как НМЦК не превышает 3 млн руб. 16 А вот если бы НМЦК превышала этот порог, то требование о предоставлении выписки было бы правомерным, так как заказчик (муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства) в данном случае является лицом, ответственным за эксплуатацию систем водоснабжения 17 . Но поскольку здесь в роли заказчика выступает муниципальное предприятие, при составлении аукционной документации следовало бы «освободить» от этой обязанности отдельные категории организаций, установленные новой редакцией градостроительного законодательства (государственные и муниципальные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации с государственным или муниципальным участием) 18 .
1 Ч. 2 ст. 47, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.
2 Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
3 Ч. 4 ст. 48, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.
4 Ч. 2 ст. 52, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГкР РФ
5 Ч. 8 и 9 ст. 55.8 ГкР РФ, Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
6 П. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
7 См., например, Письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15.
8 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0588600001517000019.
9 Новая редакция ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.
10 Новая редакция ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.
11 Новая редакция ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.
12 Более подробно см. ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, вступающие в силу с 01.07.2017.
13 Ч. 1-2 ст. 740 ГК РФ.
14 Новая редакция ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.
15 Ч. 2 ст. 740 ГК РФ.
С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.