Должностные обязанности психолога на предприятии. Должностная инструкция психолога - образец
Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей [наименование организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей должен знать:
Конвенцию о правах ребенка;
Национальные стандарты РФ в области социального обслуживания населения;
Теорию и методику социальной работы;
Программно-методическую литературу по социальной работе;
Передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;
Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Правила по охране труда и пожарной безопасности;
- [иные знания].
2. Должностные обязанности
Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия клиента.
2.2. Принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
2.3. Проводит психологическую диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей.
2.4. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии несовершеннолетних, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.5. Выявляет психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждения, участвует в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.
2.6. Формирует психологическую культуру детей и подростков, родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
2.7. Разрабатывает индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации.
2.8. Определяет задачи, формы, методы психолого-педагогической работы на основе индивидуальных и групповых программ реабилитации.
2.9. Оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей семьи группы риска.
2.10. Осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием.
2.11. Предоставляет отчеты о проделанной работе в определенные сроки.
2.12. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.
3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.
3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
- Психолог относится к категории специалистов.
- На должность:
- психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы;
- психолога II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;
- психолога I категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
- Назначение на должность психолога и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела организации и оплаты труда.
- Психолог должен знать:
- 4.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии.
- 4.2. Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию.
- 4.3. Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников.
- 4.4. Технические средства, применяемые при изучении условий труда.
- 4.5. Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов.
- 4.6. Основы технологии производства.
- 4.7. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
- 4.8. Основы профориентационной работы.
- 4.10. Законодательство о труде.
- 4.11. Правила внутреннего трудового распорядка.
- 4.12. Правила и нормы охраны труда.
- Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела организации и оплаты труда.
- На время отсутствия психолога (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора предприятия, которое несет ответственность за их надлежащее исполнение.
II. Должностные обязанности
Психолог:
- Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
- Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
- Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
- Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
- Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.
- Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвует в определении задач социального развития.
- Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
- Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
- Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.
- Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практик, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
- Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
- Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
- Консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
- Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
III. Права
Психолог имеет право:
- Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
- Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
- В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
- Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя организации).
- Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.
IV. Ответственность
Психолог несет ответственность:
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностные инструкции с учетом профстандартов 2016-2017
Образец должностной инструкции психолога в социальной сфере
Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Психолог в социальной сфере
1. Общие положения
1.1. Психолог в социальной сфере относится к категории специалистов.
1.2. На должность психолога в социальной сфере принимается лицо:
1) имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности;
2) прошедшее обучение по программам повышения квалификации;
3) имеющее опыт практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности, не менее 2 лет.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо, не имеющее или не имевшее судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.4. Психолог в социальной сфере должен знать:
1) социальную психологию, психологию малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психологию масс, методологию индивидуальных консультаций и тренингов (специфику, виды, длительность и т.д.);
2) методологию командной работы;
3) психологию управления, организационную психологию;
4) регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;
5) технологию работы в команде, организацию деятельности специалистов разных ведомств;
6) методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд;
7) техники эффективной коммуникации со специалистами;
8) конфликтологию (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.);
9) технологию разрешения конфликтов;
10) психологию кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискологию, психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты;
11) психологию кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении;
12) психологию семьи (структуру, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений), методы консультирования семьи, кризисов семьи;
13) проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды;
14) технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;
15) проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация);
16) современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени);
17) отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);
18) психологию экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия);
19) психологию зависимости, аддикций, девиантологию;
20) возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;
21) особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;
22) типологию проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);
23) инфраструктуру муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп;
24) основы психологического консультирования (виды, формы, методы);
25) основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);
26) методы и методики общей и социальной психологии;
27) методологию проведения тренингов;
28) возрастную психологию (характеристику возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), геронтологию, педагогическую психологию;
29) психологию воспитания и педагогики;
30) цели, задачи и функции организаций социальной сферы;
31) типологию социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.);
32) психологию беженцев, мигрантов, маргиналов;
33) технологию работы с разными социальными группами;
34) организационную психологию (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.);
35) основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров;
36) основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.);
37) требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере;
38) законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей;
39) особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях;
40) психологию горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм;
41) психологию воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей;
42) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);
43) задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы;
44) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);
45) проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды;
46) основы профилактики асоциальных явлений в обществе;
47) методы и технологию управления современными рисками;
48) методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;
49) основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг;
50) основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии;
51) современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии;
52) требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными;
53) основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;
54) принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений;
55) документоведение;
56) Правила внутреннего трудового распорядка;
57) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
58) ……… (другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Психолог в социальной сфере должен уметь:
1) подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами;
2) осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации;
3) разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям;
4) консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде;
5) вести документацию и служебную переписку;
6) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере;
7) оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности;
8) организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности;
9) разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ;
10) аргументировать свою позицию;
11) проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
12) проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
13) взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;
14) организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;
15) оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;
17) оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;
18) обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;
19) вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;
20) взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
21) разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач;
22) разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов;
23) разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе;
24) вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения;
25) разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов;
26) анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение;
27) адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения;
28) разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам;
29) проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов;
30) применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов;
31) создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам;
33) разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам;
34) проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека;
35) анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг;
36) проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере;
37) вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок;
38) составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере;
39) работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности;
40) применять на практике методы обучения взрослых, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов;
41) оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам;
42) критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере;
44) общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов;
45) проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители;
46) обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители;
47) определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении;
48) разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов;
49) применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры;
50) адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности;
51) применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов;
52) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам;
53) анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения;
54) разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы;
55) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций;
56) подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг;
57) использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги);
58) грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах;
59) создавать наглядные материалы для психологического просвещения;
60) преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения;
61) организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы;
62) анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения;
63) выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы;
64) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;
65) подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
66) осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья;
67) разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья;
68) определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением;
69) вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере;
70) разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам;
71) оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека;
72) владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
73) хранить и обрабатывать персональные данные клиентов;
74) вести делопроизводство и служебную переписку;
75) ……… (другие навыки и умения)
1.6. Психолог в социальной сфере в своей деятельности руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Психолог в социальной сфере подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.8. ……… (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп:
1) подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам);
2) организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
3) оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
4) организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам);
5) оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам);
6) психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
7) организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
8) разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.
2.2. ……… (другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Психолог в социальной сфере исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выявляет проблемы межведомственного характера в социальной сфере, подготавливает предложения по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам;
2) осуществляет разработку совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия;
3) обучает специалистов межведомственной команды;
4) осуществляет психологическую подготовку специалистов межведомственной команды;
5) проводит психологическую оценку эффективности деятельности специалистов межведомственной команды;
6) консультирует специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам;
7) ведет учет результатов работы.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
2) определяет психологические критерии соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей;
3) проводит мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных;
4) выделяет и оценивает психологические риски, факторы социальной и психологической напряженности;
5) обобщает полученные данные и разрабатывает на их основе психологические рекомендации по минимизации негативных явлений;
6) осуществляет подготовку сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга;
7) оценивает эффективность работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
8) ведет учет проведенных работ.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;
2) создает команду и проводит программы активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе;
3) проводит групповое и индивидуальное консультирование клиентов;
4) проводит психологические тренинги по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации;
5) содействует в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов;
6) осуществляет разработку программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;
7) привлекает социальное окружение клиентов к их психологической поддержке и создает специальные странички, блоги, группы в социальных сетях;
8) выполняет работу по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявляет информацию, требующую дополнительной проверки;
2) запрашивает необходимую информацию у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства);
3) подбирает комплекс психологических методик, планирует и проводит обследование клиентов;
4) обобщает результаты психологического обследования, оценивает психологические потребности, риски и ресурсы клиентов, выявляет психологические особенности их социального окружения и условий жизни;
5) выявляет типичные психологические проблемы разных социальных групп клиентов;
6) осуществляет разработку совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде;
7) осуществляет разработку программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников;
8) проводит индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;
9) проводит беседы (лекции), направленные на просвещение клиентов;
10) взаимодействует с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем;
11) осуществляет подготовку материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ;
12) ведет учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам;
2) оказывает индивидуальную психологическую помощь клиентам;
3) проводит тренинги для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.);
4) проводит психологические тренинги, направленные на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов;
5) консультирует клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом;
6) повышает квалификацию клиентов по вопросам психологии социальной работы;
7) проводит занятия с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации;
8) создает информационный ресурс по психологии социальной сферы и использует его содержание в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовку психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями;
2) составляет программы психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи;
3) осуществляет разработку программ и проводит групповые и индивидуальные психологические занятия для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.);
4) консультирует клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей;
5) осуществляет подготовку детей к устройству в замещающую семью;
6) консультирует детей по психологическим проблемам в замещающих семьях;
7) ведет учет данных об оказанной психологической помощи.
3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
2) доводит до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информацию о перечне психологических услуг и возможности их получения;
4) осуществляет организацию волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи;
5) осуществляет подготовку для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.);
6) проводит групповые и индивидуальные информационные консультации о возможности получения психологических услуг;
7) привлекает к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи;
8) обобщает и оценивает результаты работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования;
9) ведет учет проведенных работ.
3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет диагностику состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
2) осуществляет обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
3) осуществляет разработку и реализацию совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
4) консультирует население по проблемам психологического здоровья;
5) оценивает результативность программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
6) осуществляет подготовку материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представляет их в интернет-форумах и СМИ;
7) ведет учет проведенных работ.
3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.10. ……… (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих обязанностей, психолог в социальной сфере:
1) обеспечивает конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте;
2) соблюдает требования профессиональной этики.
3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Психолог в социальной сфере имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……… (другие права)
5. Ответственность
5.1. Психолог в социальной сфере привлекается к ответственности:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
Правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
Причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 682н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……… (другие заключительные положения)
Данная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.
Инструкция для должности "Ведущий психолог
", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. 42 выпуск. Обработка металла. Часть 1. Руководители, профессионалы, специалисты, технические служащие. Часть 2. Рабочие. Книга 1. "Металлическое литье", "Сварка металла". Книга 2. "Волочение, сдавливание, холодная штамповка металла. Производство нагревательных котлов, металлических резервуаров и подобных изделий", "Ковка, высоко-и низкотемпературная обработка металла". Книга 3. "Точение, сверление, фрезерование и другие виды обработки металлов и материалов", "Покрытие металлов металлами. Окраска". Книга 4. "Покрытие металлов неметаллами: эмалировка и другие виды покрытия", "Слесарные и сборочные работы в производствах машин"", который утвержден приказом Министерства промышленной политики Украины 22.03.2007 N 120. Согласовано Министерством труда и социальной политики Украины. Введен в действие с апреля 2007 г. Статус документа - "действующий" . |
|
Предисловие
0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.
0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.
1. Общие положения
1.1. Должность "Ведущий психолог" относится к категории "Профессионалы".
1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж работы по профессии психолога I категории - не менее 2 лет.
1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные и другие руководящие материалы по практической психологии;
- психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
- методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
- технические средства, которые применяются для изучения условий труда;
- передовой отечественный и мировой опыт работы психологов;
- основы экономики, технологии и организации производства, труда и управления;
- профориентационную работу;
- основы трудового законодательства.
1.4. Ведущий психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).
1.5. Ведущий психолог подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
1.6. Ведущий психолог руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
1.7. Ведущий психолог во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
2.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия/учреждения, организации с целью разработки мер для создания благоприятных условий труда и повышения ее эффективности.
2.2. Участвует в составлении проектов планов и программ социального развития предприятия, определяет психологические факторы, влияющие на работников.
2.3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных особенностей работников, особенностей трудовой деятельности работников различных профессий и специальностей, связанных с профессиональным отбором, проверкой психологических условий труда, выявлением их интересов и склонностей, удовлетворение трудом, эксперименты по определению влияния условий труда на психику работников, анализирует производственные процессы и психологическое состояние человека во время работы.
2.4. Вместе с социологом и другими специалистами предприятия участвует в рассмотрении задач социального развития, выбирает наиболее актуальные вопросы и проблемы, которые требуют решения (текучесть персонала, нарушение трудовой дисциплины, малопроизводительная труд), определяет пути устранения причин, которые их вызвали.
2.5. Разрабатывает профессиограммы и подробные психологические характеристики работников различных должностей, которые определяются влиянием производственного окружения на нервно-психологическое напряжение работающих, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
2.6. Принимает участие в осуществлении мероприятий по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
2.7. На основе изучения психофизиологических особенностей трудовой деятельности готовит рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практику, а также меры по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием предприятия, которые способствуют организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
2.8. Изучает и анализирует причины текучести персонала, подбор и расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения, которые обеспечивают стабильность персонала на предприятии, помогают адаптации работников, в том числе рабочих и молодых специалистов.
2.9. Участвует в формировании трудовых коллективов, проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рабочих мест) с учетом технологических факторов и эргономических требований.
2.10. Консультирует руководителей предприятия с социально-психологических проблем управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
2.11. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.12. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
3. Права
3.1. Ведущий психолог имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.
3.2. Ведущий психолог имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.3. Ведущий психолог имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Ведущий психолог имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.
3.5. Ведущий психолог имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.
3.6. Ведущий психолог имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.
3.7. Ведущий психолог имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Ведущий психолог имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.
3.9. Ведущий психолог имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность
4.1. Ведущий психолог несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.
4.2. Ведущий психолог несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4.3. Ведущий психолог несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.
4.4. Ведущий психолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.
4.5. Ведущий психолог несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.6. Ведущий психолог несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.7. Ведущий психолог несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4. Должностные обязанности организационного психолога
Для того чтобы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, объективность, умения анализировать проблемные зоны и правильно давать им определение и суметь решить все возникшие проблемы, связанные с областью психологии труда. Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности организационного психолога, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций и обязанностей. Ему необходимо уметь объективно всесторонне анализировать условия и факторы, цели и задачи труда и жизни работника. К должностным обязанностям организационного психолога можно отнести:
1) изучение человеческого фактора в трудовой деятельности предприятия;
2) поиск и отбор персонала;
3) разработку инструмента отбора – тестов, анкет, интервью и прочее;
4) мониторинг умений работников;
5) помощь в организации труда и рабочего места сотрудников;
6) участие в разработке дизайна продукции;
9) проведение маркетинговых исследований рынка, на который поступает продукция организации.
Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема и уважаема на рынке.
Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс ДжонПовседневные обязанности Выберите несколько повседневных обязанностей, таких, как мытье посуды, чистка зубов, вынос мусора и т.д. Выполняя их, уделяйте пристальное внимание тому, что чувствует ваше тело. (…) Попробуйте несколько минут выполнять выбранное дело в два раза
Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н ВОбязанности Сейчас я хочу, чтобы А говорил партнеру фразы, которые начинаются со слов «Я должен». Я хочу, чтобы после каждой сказанной им фразы Б четко, уверенно и твердо отвечал «Нет». Кроме этого, ничего говорить не нужно. Продолжайте эксперимент в течение четырех минут,
Из книги Психология труда автора Прусова Н В1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива. Можно сказать, что организационное
Из книги Руководство по исправлению личности автора Бендлер Ричард14. Элементы профессиональной самоидентификации. Понятие организационного развития. Самостоятельные группы Основными элементами профессиональной самоидентификации выступают:1) статусы и роли, предлагаемые обществом;2) социальные группы и институты, в рамках которых
Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм ЮлияКак выполнять ответственные обязанности В нашей жизни масса дел, выполнять которые необходимо, но заставить себя это сделать очень трудно. Я говорю об учебе, уплате налогов, домашней уборке. Мы медлим с исполнением этих обязанностей, стремясь оттянуть неприятный момент.
Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестенГлава 24. Обязанности Обязанностей у нас в жизни намного меньше, чем нам кажется. Всю нашу сознательную и несознательную жизнь нам создают иллюзии обязанностей, которые не имеют под собой реальной почвы. Это начинается с тех пор, как нас заставляют держать головку в два
Из книги Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей автора Иванова Наталья Львовна Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей автора Статмен ПолаС. А. Липатов Социальная психология организационного поведения В современных условиях одной из основных задач бизнес-психологов является разработка новых концептуальных подходов и поиск путей обеспечения работоспособности и психического здоровья людей в
Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли МэттОБЯЗАННОСТИ И ЗАНЯТИЯ В первой же беседе с ребенком о том, как он будет проводить время один, постарайтесь выяснить, какие занятия ему нравятся, а какие нет. Предполагается, что каждый ребенок должен выполнять определенную домашнюю работу, соответствующую его возрасту.
Из книги Начало мужское и женское автора Виилма ЛуулеПиры и обязанности «Тот, кто понимает бабуина, больше продвинулся по части метафизики, чем Локк». Чарльз Дарвин. Записные книжки78.1836-1844 Вообразите, что люди занимались бы сексом сообща и публично, а кушали тайком и при закрытых дверях. Нет никаких конкретных причин, по
Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев СамуиловичЖизнь по обязанности и необходимости Жизнь по обязанности не дает человеку чувствовать себя человеком. Чем выше уровень развития, тем более творчески нужно относиться к жизни. Если что-то умею и отдам вам, а вы дадите мне то, что вы можете дать, тогда энергии
Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович1. Мужчина по обязанности Рассмотрев сложение сексуального поведения у человека как вида (филогенез), можно перейти к формированию сексуальной ориентации у индивида (онтогенез). Большое значение в этом приписывается освоению социально-половой (гендерной) роли: мальчик
Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр АнатольевичДолжностные инструкции не отвечают изменившимся условиям Отдел занимается обработкой информации. Большинство работниц трудятся здесь по многу лет и привыкли обрабатывать материалы «вручную». Однако увеличение их объемов диктует необходимость автоматизации
Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер УэйнОт обязанности к увлечению Диаграмма любезно предоставлена IDEOКаждый, кто работал с Дэвидом один на один, видели, возможно, как он набрасывает крайне простой рисунок: весы, на одной чаше которых находится «сердце», а на другой – значок доллара. Это противоречие между
Из книги автораАбсурдность обязанности оправдываться Если вам приходится оправдываться перед другими, значит, вы находитесь под контролем тех, кому должны предъявлять доказательства. Спокойное и деловитое поведение не подразумевает необходимости заниматься самоутверждением. В